ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ информационно-компьютерных технологий по преодолению дисграфии 8
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским
церебральным параличом 8
1.2 Традиционные методы по преодолению дисграфии 18
1.3 Зарубежные системы работы с детьми, имеющими дисграфию 31
1.4 Специфика использования информационно-компьютерных технологий в
специальном образовании 37
Выводы по главе I 42
Глава II. Эмпирическое исследование дисграфии у младших школьников с детским церебральным параличом и методы ее преодоления 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению дисграфии у
младших школьников с детским церебральным параличом 49
Выводы по главе II 54
Глава III. Разработка и внедрение информационно-компьютерных технологий по преодолению дисграфии у младших школьников с детским церебральным параличом 55
3.1. Принципы и содержание информационно-компьютерных технологий по
преодолению дисграфии у младших школьников с детским церебральным параличом 55
3.2. Оценка эффективности информационно-компьютерных технологий по
преодолению дисграфии у младших школьников с детским церебральным параличом 61
Выводы по III главе 70
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Глава I. Теоретический анализ информационно-компьютерных технологий по преодолению дисграфии 8
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским
церебральным параличом 8
1.2 Традиционные методы по преодолению дисграфии 18
1.3 Зарубежные системы работы с детьми, имеющими дисграфию 31
1.4 Специфика использования информационно-компьютерных технологий в
специальном образовании 37
Выводы по главе I 42
Глава II. Эмпирическое исследование дисграфии у младших школьников с детским церебральным параличом и методы ее преодоления 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению дисграфии у
младших школьников с детским церебральным параличом 49
Выводы по главе II 54
Глава III. Разработка и внедрение информационно-компьютерных технологий по преодолению дисграфии у младших школьников с детским церебральным параличом 55
3.1. Принципы и содержание информационно-компьютерных технологий по
преодолению дисграфии у младших школьников с детским церебральным параличом 55
3.2. Оценка эффективности информационно-компьютерных технологий по
преодолению дисграфии у младших школьников с детским церебральным параличом 61
Выводы по III главе 70
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Актуальность. В настоящее время все чаще применяют информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) в специальном образовании, что подтверждается анализом теоретических и практических источников: интернет-сайтов, специализированной литературы, участием в работе конференций и педагогических чтений. Включение в коррекционно-педагогический процесс высокотехнологичных информационных образовательных ресурсов дает возможность успешнее решать общедидактические и специальные принципы, общеобразовательные и коррекционные задачи. Коррекционно-развивающий потенциал ИКТ заключается в повышении производительности обучения за счет:
- реализации принципа модальности (совместной координированной работы моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий),
- реализации принципа комплексности методов психологического воздействия (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения),
- увеличения плотности занятия (интеграция рациональности, динамичности и информативности),
- повышения учебной мотивации воспитанников (моделирование интерактивной коррекционно-развивающей учебной среды),
- раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями (соответствие способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей).
Необходимость её решения определилась, во-первых, тем, что, по данным различных авторов, у 70-85% детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата встречается общее нарушение речи различной степени выраженности [35, 36, 74]. На основе данных нарушений, а также нарушений зрительного восприятия, недостаточным развитием оптикопространственных представлений, фонематического восприятия, нарушений мелкой моторики у них возникает дисграфия и дислексия [26]. Во-вторых, своевременность совершенствования процесса предупреждения и коррекции дисграфии, позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Изучая теоретический аспект проблемы, отметим, что различные стороны предупреждения и коррекции дисграфии у детей с ограниченными возможностями рассматриваются в трудах Р.Е. Левиной [27], О. А. Токарева, Л.Н. Ефименковой, А.Н. Корнева [24], Р.И. Лалаевой [26], И.Н. Садовниковой [53] и др. Однако вопрос об использовании компьютерных технологий в процессе предупреждения и коррекции дисграфии у школьников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата остается недостаточно разработанным как в теории, так и в практике.
Таким образом, проблемой исследования становится отсутствие эффективных средств решения проблемы оптимизации процесса предупреждения и коррекции дисграфии у школьников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата с помощью компьютерных технологий определяет проблему нашего проекта.
Целью исследования является разработка и апробация компьютерной программы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с детским церебральным параличом (далее ДЦП).
Объект исследования - процесс преодоления стойких специфических ошибок письма.
Предмет исследования - процесс коррекции языкового анализа и синтеза у младших школьников с детским церебральным параличом с помощью авторской компьютерной программы.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что система специально организованных коррекционно-развивающих логопедических занятий с применением авторской компьютерной программой позволит уменьшить стойкие специфические ошибки на письме у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить современную психологическую, логопедическую, методическую литературу по проблеме преодоления дисграфии у младших школьников с детским церебральным параличом
2. Изучить особенности использования информационно-коммуникативных технологий в специальном образовании.
3. Организация и проведение экспериментального исследования по изучению дисграфии у младших школьников с детским церебральным параличом.
4. Разработка, апробация компьютерной программы по преодолению дисграфии у младших школьников с детским церебральным параличом и оценка ее эффективности.
Методологическая база исследования:
- психологические концепции о единстве мышления и речи, о соотношении языка и речи (Л.С. Выготский [11], А.Р. Лурия [31] и др.);
- о закономерности речевого развития в онтогенезе и о дизонтогенезе речевой деятельности (А.Н. Гвоздев [12], Т.Б.Филичева [58] и др.);
- о закономерностях аномального развития (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.);
- методологические принципы логопедии (Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [58] и др.);
- положения специальной педагогики о причинах, симптоматике и методах преодоления нарушений чтения и письма (А.Н. Корнев [24], Р.И. Лалаева [26], Р.Е. Левина [27], А.Р. Лурия [31], Л.Г. Парамонова [48], И.Н. Садовникова [53], К.А. Токарева [56], А.В. Ястребова [62] и др.).
- положения специальной педагогики о закономерностях развития детей с детским церебральным параличом (Е.Ф. Архипова [1], Л.О. Бадалян, И.Ю Левченко [28], И.И. Мамайчук [34], Е.М. Мастюкова [35, 36, 37], О.Г. Приходько [50] и др.)
Методы исследования:
1. теоретический (анализ психолого-педагогической, нейропсихологической литературы);
2. биографический (изучение и анализ речевой карты, медико- психолого-педагогических данных);
3. эмпирический (методика обследования письма и чтения: нейропсихологический подход (Т.В. Ахутина, О. Б. Иншакова);
4. интерпретационные (качественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная коррекционно-развивающая программа направлена на развитие функций программирования, регуляции и контроля не только в письме, но двигательной и познавательной деятельности, что способствует эффективному преодолению стойких ошибок в письменных работах. Идея гармоничного соединения традиционных коррекционных технологий с возможностями информационно-коммуникативными технологиями в процессе предупреждения и коррекции дисграфии у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата легла в основу компьютерной программы «В гостях у Совушки». Данная программа может использоваться логопедами, дефектологами специальных школьных учреждений с целью коррекции дисграфии на фоне регуляторных трудностей.
Апробация. Компьютерная программа и результаты исследования были обсуждены на конференциях: Молодежный научный форум «Молодые исследователи - регионам» 2017г., г. Вологда, «Инновационный подход в преодолении дисграфии у школьников с детским церебральным параличом» [19], Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов «Дни науки» 2017г., г. Великий Новгород, «Психология формирования навыков языкового анализа и синтеза с использованием авторской компьютерной программы» [20], Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 г., г. Казань, «Использование информационно-компьютерных технологий по преодолению дисграфии у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата», XII Международная научно - образовательная конференция "Актуальные проблемы дефектологии клинической психологии: теория и практика" 2018 г.,
г. Казань, «Информационно-компьютерные технологии как средство преодоления дисграфии у младших школьников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» [21].
Кроме того, компьютерная программа была представлена на олимпиадах и конкурсах: VI Международная командная педагогическая олимпиада- универсиада 2017 г., г. Москва (Диплом I степени), II Международная конкурс-выставка «Вектор успеха 2017: инновации в дефектологии, г. Казань (Диплом I степени), Всероссийская студенческая олимпиада по логопедии 2017 г., г.Саранск, Конкурс на лучшую научную работу студентов КФУ 2018, г. Казань.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, 3 рисунков, 3 таблиц, заключения, списка литературы из 74 источников и 5 приложений.
- реализации принципа модальности (совместной координированной работы моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий),
- реализации принципа комплексности методов психологического воздействия (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения),
- увеличения плотности занятия (интеграция рациональности, динамичности и информативности),
- повышения учебной мотивации воспитанников (моделирование интерактивной коррекционно-развивающей учебной среды),
- раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями (соответствие способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей).
Необходимость её решения определилась, во-первых, тем, что, по данным различных авторов, у 70-85% детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата встречается общее нарушение речи различной степени выраженности [35, 36, 74]. На основе данных нарушений, а также нарушений зрительного восприятия, недостаточным развитием оптикопространственных представлений, фонематического восприятия, нарушений мелкой моторики у них возникает дисграфия и дислексия [26]. Во-вторых, своевременность совершенствования процесса предупреждения и коррекции дисграфии, позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
Изучая теоретический аспект проблемы, отметим, что различные стороны предупреждения и коррекции дисграфии у детей с ограниченными возможностями рассматриваются в трудах Р.Е. Левиной [27], О. А. Токарева, Л.Н. Ефименковой, А.Н. Корнева [24], Р.И. Лалаевой [26], И.Н. Садовниковой [53] и др. Однако вопрос об использовании компьютерных технологий в процессе предупреждения и коррекции дисграфии у школьников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата остается недостаточно разработанным как в теории, так и в практике.
Таким образом, проблемой исследования становится отсутствие эффективных средств решения проблемы оптимизации процесса предупреждения и коррекции дисграфии у школьников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата с помощью компьютерных технологий определяет проблему нашего проекта.
Целью исследования является разработка и апробация компьютерной программы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с детским церебральным параличом (далее ДЦП).
Объект исследования - процесс преодоления стойких специфических ошибок письма.
Предмет исследования - процесс коррекции языкового анализа и синтеза у младших школьников с детским церебральным параличом с помощью авторской компьютерной программы.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что система специально организованных коррекционно-развивающих логопедических занятий с применением авторской компьютерной программой позволит уменьшить стойкие специфические ошибки на письме у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить современную психологическую, логопедическую, методическую литературу по проблеме преодоления дисграфии у младших школьников с детским церебральным параличом
2. Изучить особенности использования информационно-коммуникативных технологий в специальном образовании.
3. Организация и проведение экспериментального исследования по изучению дисграфии у младших школьников с детским церебральным параличом.
4. Разработка, апробация компьютерной программы по преодолению дисграфии у младших школьников с детским церебральным параличом и оценка ее эффективности.
Методологическая база исследования:
- психологические концепции о единстве мышления и речи, о соотношении языка и речи (Л.С. Выготский [11], А.Р. Лурия [31] и др.);
- о закономерности речевого развития в онтогенезе и о дизонтогенезе речевой деятельности (А.Н. Гвоздев [12], Т.Б.Филичева [58] и др.);
- о закономерностях аномального развития (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.);
- методологические принципы логопедии (Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [58] и др.);
- положения специальной педагогики о причинах, симптоматике и методах преодоления нарушений чтения и письма (А.Н. Корнев [24], Р.И. Лалаева [26], Р.Е. Левина [27], А.Р. Лурия [31], Л.Г. Парамонова [48], И.Н. Садовникова [53], К.А. Токарева [56], А.В. Ястребова [62] и др.).
- положения специальной педагогики о закономерностях развития детей с детским церебральным параличом (Е.Ф. Архипова [1], Л.О. Бадалян, И.Ю Левченко [28], И.И. Мамайчук [34], Е.М. Мастюкова [35, 36, 37], О.Г. Приходько [50] и др.)
Методы исследования:
1. теоретический (анализ психолого-педагогической, нейропсихологической литературы);
2. биографический (изучение и анализ речевой карты, медико- психолого-педагогических данных);
3. эмпирический (методика обследования письма и чтения: нейропсихологический подход (Т.В. Ахутина, О. Б. Иншакова);
4. интерпретационные (качественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная коррекционно-развивающая программа направлена на развитие функций программирования, регуляции и контроля не только в письме, но двигательной и познавательной деятельности, что способствует эффективному преодолению стойких ошибок в письменных работах. Идея гармоничного соединения традиционных коррекционных технологий с возможностями информационно-коммуникативными технологиями в процессе предупреждения и коррекции дисграфии у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата легла в основу компьютерной программы «В гостях у Совушки». Данная программа может использоваться логопедами, дефектологами специальных школьных учреждений с целью коррекции дисграфии на фоне регуляторных трудностей.
Апробация. Компьютерная программа и результаты исследования были обсуждены на конференциях: Молодежный научный форум «Молодые исследователи - регионам» 2017г., г. Вологда, «Инновационный подход в преодолении дисграфии у школьников с детским церебральным параличом» [19], Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов «Дни науки» 2017г., г. Великий Новгород, «Психология формирования навыков языкового анализа и синтеза с использованием авторской компьютерной программы» [20], Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 г., г. Казань, «Использование информационно-компьютерных технологий по преодолению дисграфии у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата», XII Международная научно - образовательная конференция "Актуальные проблемы дефектологии клинической психологии: теория и практика" 2018 г.,
г. Казань, «Информационно-компьютерные технологии как средство преодоления дисграфии у младших школьников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» [21].
Кроме того, компьютерная программа была представлена на олимпиадах и конкурсах: VI Международная командная педагогическая олимпиада- универсиада 2017 г., г. Москва (Диплом I степени), II Международная конкурс-выставка «Вектор успеха 2017: инновации в дефектологии, г. Казань (Диплом I степени), Всероссийская студенческая олимпиада по логопедии 2017 г., г.Саранск, Конкурс на лучшую научную работу студентов КФУ 2018, г. Казань.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, 3 рисунков, 3 таблиц, заключения, списка литературы из 74 источников и 5 приложений.
В основе детского церебрального паралича лежит нарушение двигательной функции, которое способствует нарушению психических функций, личности в целом, мышления, речи, что способствуют появлению дисграфии. Вопрос о преодолении специфических ошибок широко изучается отечественными и зарубежными учеными, они предлагают различные подходы для преодоления данного нарушения.
В данной исследовательской работе представлено изучение особенностей специфических ошибок на письме у младших школьников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и их преодоление. В результаты констатирующего эксперимента у всех учащихся выявлены дисграфические ошибки в большей или меньшей степени выраженности: моторные ошибки, смешения и замены букв, оптические ошибки, нарушение границ предложения, ошибки звукового анализа и синтеза, макро- /микрография, гипер-/гипотонус.
На основании полученных данных констатирующего эксперимента и с учетом требований и рекомендаций Сакламанской декларации 1994 г., Всемирной декларации об образовании для всех, Г осударственная программа «Доступная среда», Закона «Об образовании», ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья (разделы «язык и речевая практика», «основы трудовой деятельности»), пакета специальных образовательный условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разработана компьютерная коррекционная программа преодоления специфических ошибок. Данная компьютерная программа выступает в виде нового инструмента для преодоления специфических ошибок у младших школьников с дисграфией. За основу работы взят принцип поуровнего анализа специфических ошибок.
На контрольном этапе эксперимента были выявлена положительная динамика в преодолении специфических ошибок на письме. В экспериментальной группе отмечается более сильная динамика, в частности в преодолении зрительно-пространственных ошибок, замен и смешений букв, обусловленных акустико-артикуляционным сходством звуков, нарушения границ предложения и слова, ошибки звукового анализа и синтеза.
Представленные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что применение информационно-коммуникативных технологий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях способствуют уменьшению специфических ошибок на письме.
Таким образом, применение коррекционной компьютерной программы в процессе логопедической работе способствует более эффективному преодолению дисграфических ошибок у учащихся, а также является удобным инструментом работы для логопеда и интересной формой занятия для школьников.
В данной исследовательской работе представлено изучение особенностей специфических ошибок на письме у младших школьников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и их преодоление. В результаты констатирующего эксперимента у всех учащихся выявлены дисграфические ошибки в большей или меньшей степени выраженности: моторные ошибки, смешения и замены букв, оптические ошибки, нарушение границ предложения, ошибки звукового анализа и синтеза, макро- /микрография, гипер-/гипотонус.
На основании полученных данных констатирующего эксперимента и с учетом требований и рекомендаций Сакламанской декларации 1994 г., Всемирной декларации об образовании для всех, Г осударственная программа «Доступная среда», Закона «Об образовании», ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья (разделы «язык и речевая практика», «основы трудовой деятельности»), пакета специальных образовательный условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разработана компьютерная коррекционная программа преодоления специфических ошибок. Данная компьютерная программа выступает в виде нового инструмента для преодоления специфических ошибок у младших школьников с дисграфией. За основу работы взят принцип поуровнего анализа специфических ошибок.
На контрольном этапе эксперимента были выявлена положительная динамика в преодолении специфических ошибок на письме. В экспериментальной группе отмечается более сильная динамика, в частности в преодолении зрительно-пространственных ошибок, замен и смешений букв, обусловленных акустико-артикуляционным сходством звуков, нарушения границ предложения и слова, ошибки звукового анализа и синтеза.
Представленные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что применение информационно-коммуникативных технологий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях способствуют уменьшению специфических ошибок на письме.
Таким образом, применение коррекционной компьютерной программы в процессе логопедической работе способствует более эффективному преодолению дисграфических ошибок у учащихся, а также является удобным инструментом работы для логопеда и интересной формой занятия для школьников.
Подобные работы
- Эффективность использования компьютерной программы в коррекции фонетико-фонематического нарушения речевого развития у детей с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция недоразвития фонетико-фонематической системы речи у
детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в
условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция недоразвития фонетико-фонематической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Развитие зрительных представлений у учащихся младшей школы с ЗПР в процессе коррекции оптической дисграфии
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Особенности сформированности звукопроизношения у детей 5-6 лет со стёртой формой дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия развития орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития в инклюзивной практике их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021



