КОНСТИТУЦИОННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
|
Введение
Глава 1. Общая характеристика конституционной обязанности по уплате налогов и сборов 6
1.1 Понятие и содержание конституционной обязанности по уплате
налогов и сборов в РФ 6
1.2 Конституционные принципы по уплате налогов и сборов в зарубежных
странах 15
Глава 2. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сборов для юридических лиц 26
2.1 Основания возникновения обязанности по уплате налога или сбора 26
2.2 Основания изменения и прекращения обязанности по уплате налога
или сбора 32
Глава 3. Порядок исполнения конституционной обязанности по уплате налогов и сборов и правовые последствия неисполнения налогового обязательства в отношении юридических лиц 43
3.1. Принципы исполнения налогового обязательства 43
3.2. Правовые последствия неисполнения налогового обязательства 54
Заключение 78
Список использованных нормативно-правовых актов, источников специальной литературы и материалов судебной практики
Глава 1. Общая характеристика конституционной обязанности по уплате налогов и сборов 6
1.1 Понятие и содержание конституционной обязанности по уплате
налогов и сборов в РФ 6
1.2 Конституционные принципы по уплате налогов и сборов в зарубежных
странах 15
Глава 2. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сборов для юридических лиц 26
2.1 Основания возникновения обязанности по уплате налога или сбора 26
2.2 Основания изменения и прекращения обязанности по уплате налога
или сбора 32
Глава 3. Порядок исполнения конституционной обязанности по уплате налогов и сборов и правовые последствия неисполнения налогового обязательства в отношении юридических лиц 43
3.1. Принципы исполнения налогового обязательства 43
3.2. Правовые последствия неисполнения налогового обязательства 54
Заключение 78
Список использованных нормативно-правовых актов, источников специальной литературы и материалов судебной практики
Налоги являются необходимым условием существования правового государства и неотъемлемой составной частью нашей жизни. Пополняя казну, налоги дают государству возможность для выполнения всех остальных его функций. Соответственно государству важно, чтобы система налогообложения была развита и функциональна, ведь это является успешным шагом к развитию экономики. Стабильная налоговая система гарантирует государству устойчивость всей финансовой системы, однако в настоящей действительности имеет место быть проблема исполнения налоговой обязанности налогоплательщиком.
Актуальность темы диссертационного исследования предопределена наличием проблемы неисполнения налоговой обязанности налогоплательщиками, не смотря на то, что государством постоянно внедряются новые меры обеспечения исполнения и способы взыскания налоговых задолженностей. В связи с этим возникает потребность в разработке теоретических основ сущности обеспечения исполнения налоговых обязательств, определение его понятия и целей, а также анализ правового регулирования и применения непосредственно способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Объектом магистерского исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере налоговых обязательств граждан Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативная база современного российского законодательства, регулирующая конституционную обязанность по уплате налогов и сборов.
Целью магистерской диссертации является комплексное исследование положений законодательства, регулирующих обязанность по уплате налогов и сборов.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и содержание конституционной обязанности по уплате налогов и сборов в Российской Федерации;
- исследовать конституционные принципы обязанности уплачивать налоги и сборы в зарубежных странах;
- проанализировать основания возникновения обязанности по уплате налога или сбора;
- рассмотреть основания изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора;
- проанализировать порядок и принципы исполнения налогового обязательства;
- исследовать правовые последствия неисполнения налогового обязательства для налогоплательщика и государства;
- изучить и проанализировать российскую судебную практику, затрагивающую отношения налогоплательщика и государства.
Теоретической основой диссертационного исследования явились труды таких авторов, как Аронов А.В., Батарин А.А., Брызгалин Л.Ф., Зорькин В.Д., Имыкшенова Е.А., Крохина Ю.А., Кучеров И.И., Маклаков В.В., Мишин А.А., Усова Е.В., Цинделиани И.А., Чуркин А.В. и др.
Эмпирическую базу исследования составили положения Конституции РФ, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, подзаконных нормативных актов, а так же обзоры судебной практики, решения судов по спорам, возникающим в сфере налоговых правоотношений.
Структура магистерской диссертации определена целями и задачами исследования. Диссертационное исследование включает введение, три главы подразделенных на шесть параграфов, заключение, список использованных нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
В ведение работы определяются актуальность и значимость темы диссертационного исследования, ставится цель и задачи исследования, описание методологических основ исследования.
В первой главе работы исследуется общая характеристика конституционной обязанности по уплате налогов и сборов.
Во второй главе рассматриваются основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов
Третья глава посвящена основным принципам и порядку исполнения налогового обязательства и правовым последствиям неисполнения налогового обязательства для налогоплательщика и государства.
В заключение работы подводятся итоги проведенного исследования.
Актуальность темы диссертационного исследования предопределена наличием проблемы неисполнения налоговой обязанности налогоплательщиками, не смотря на то, что государством постоянно внедряются новые меры обеспечения исполнения и способы взыскания налоговых задолженностей. В связи с этим возникает потребность в разработке теоретических основ сущности обеспечения исполнения налоговых обязательств, определение его понятия и целей, а также анализ правового регулирования и применения непосредственно способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Объектом магистерского исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере налоговых обязательств граждан Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативная база современного российского законодательства, регулирующая конституционную обязанность по уплате налогов и сборов.
Целью магистерской диссертации является комплексное исследование положений законодательства, регулирующих обязанность по уплате налогов и сборов.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и содержание конституционной обязанности по уплате налогов и сборов в Российской Федерации;
- исследовать конституционные принципы обязанности уплачивать налоги и сборы в зарубежных странах;
- проанализировать основания возникновения обязанности по уплате налога или сбора;
- рассмотреть основания изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора;
- проанализировать порядок и принципы исполнения налогового обязательства;
- исследовать правовые последствия неисполнения налогового обязательства для налогоплательщика и государства;
- изучить и проанализировать российскую судебную практику, затрагивающую отношения налогоплательщика и государства.
Теоретической основой диссертационного исследования явились труды таких авторов, как Аронов А.В., Батарин А.А., Брызгалин Л.Ф., Зорькин В.Д., Имыкшенова Е.А., Крохина Ю.А., Кучеров И.И., Маклаков В.В., Мишин А.А., Усова Е.В., Цинделиани И.А., Чуркин А.В. и др.
Эмпирическую базу исследования составили положения Конституции РФ, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, подзаконных нормативных актов, а так же обзоры судебной практики, решения судов по спорам, возникающим в сфере налоговых правоотношений.
Структура магистерской диссертации определена целями и задачами исследования. Диссертационное исследование включает введение, три главы подразделенных на шесть параграфов, заключение, список использованных нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
В ведение работы определяются актуальность и значимость темы диссертационного исследования, ставится цель и задачи исследования, описание методологических основ исследования.
В первой главе работы исследуется общая характеристика конституционной обязанности по уплате налогов и сборов.
Во второй главе рассматриваются основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов
Третья глава посвящена основным принципам и порядку исполнения налогового обязательства и правовым последствиям неисполнения налогового обязательства для налогоплательщика и государства.
В заключение работы подводятся итоги проведенного исследования.
Конституционная обязанность по уплате налогов и сборов является важнейшей обязанностью, поскольку государство с помощью налогов обеспечивает обороноспособность страны, безопасность граждан, а так же развитие экономики, здравоохранения, науки, осуществление социальных функций.
С установленной Конституцией РФ обязанностью корреспондирует право добиваться ее выполнения.
Налоговые платежи, обеспечивая основу финансовой деятельности государства, являются необходимым условием его существования.
В современном государстве основная часть государственных доходов формируется именно от налогов, а недостаточность средств в бюджете государства неминуемо ведет к стагнации и даже спаду.
Ни для кого не секрет, что в России проблема неисполнения обязанности по уплате налогов является актуальной. Правительство РФ обозначает проблемы дефицита бюджета и ищет способы их решения.
От того, в какой мере каждый налогоплательщик осознает значение его основной конституционной обязанности и необходимость ее
добросовестного выполнения, решающим образом зависит состояние экономической системы государства.
Не смотря на императивный характер конституционной обязанности по уплате налогов и сборов, она призвана защищать не только публичные, но и частные интересы. Идея направлена на защиту налогоплательщиков от необоснованного увеличения тяжести налогообложения( принцип запрета обратной силы налогового закона). В связи с чем, намечен основополагающий принцип реформ налоговой системы - неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.
В 2018 году началось проведение масштабной амнистии по налогам, коснувшейся разных слоев граждан. На право использования налоговой амнистии не оказывает влияние общая сумма долга, а также финансовое положение должника. Амнистия имеет своей целью не только освобождение от обязанности по уплате налогов при ее наличии, но и уменьшение издержек бюджета на обеспечение их взимаемости. Однако сам факт образования непомерных долгов у граждан говорит о несовершенстве процесса администрирования налогов. Требуется корректировка механизма налоговой политики.
В ходе исследования предпринята попытка анализа некоторых теоретических вопросов действующего законодательства и судебной практики. Сформулированы некоторые предложения по внесению изменений и совершенствованию налогового законодательства:
1. В числе обязательных элементов налогообложения, поименованных в статье 17 НК РФ, таких как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога должны быть налогоплательщики, так как для установления налога необходим факт определенности налоговой обязанности , а налогоплательщик является лицом, обладающим налоговой правосубъектностью.
2. При некачественной юридической экспертизе принимаемых
нормативно-правовых актов должна быть установлена определенная ответственность. Выявлены нарушения действия актов законодательства о налогах и сборах во времени (статья 5 Налогового Кодекса РФ), могущие повлечь за собой отрицательные налоговые последствия для
налогоплательщика. Проанализировано Постановление Правительства № 526 от 04.05.2018.
3. Учитывая формулировку пункта 6 статьи 3 НК РФ, при установлении налогов все элементы налогообложения должны быть определены. При этом перечень обстоятельств, которые являются основанием для прекращения налоговой обязанности, в силу пп.5 п.3 ст.44 НК РФ, остается открытым и подлежит неоднозначному толкованию.
Считаю, что законодателю стоит четко указать все обстоятельства изменения и прекращения налоговой обязанности.
4. Очевидны преимущества такого инструмента развития инновационной деятельности предприятий, а значит, налоговой компоненты бюджета как инвестиционный налоговый кредит. Ввиду низкой информированности потенциальных пользователей, пассивности местных органов власти, бюрократические трудности и методологические несовершенства законодательства идея этого налогового механизма оказалась не очень популярна. Одной из мер решения проблемы эффективного использования предложенного налогового механизма предлагается внести изменения в некоторые законодательные акты касательно методологии упрощения процедуры получения кредита и в Налоговый Кодекс в части однозначного обозначения срока действия договора и кредитных ставок.
5. С 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года в Москве, Московской , Калужской областях и Татарстане власти проводят эксперимент по выводу из тени самозанятых. Таким образом, вовлечены в экономику самозанятые граждане. Для этого законом от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ введен новый спецрежим - налог на профессиональный доход. Насколько это нововведение себя оправдает, мы узнаем лишь во втором полугодии 2019 года. Представляется интересным оценить этот налог с точки зрения соответствия Конституции РФ, устанавливающей принципы введения обязательных платежей и определяющей гарантии для гражданина. Самым уязвимым видится положение закона о том, что предлагается облагать пусть и небольшим, но налогом четко не определенную категорию населения по еще
менее четко определяемым критериям налогообложения.
В данном исследовании не освещался такой вопрос как возможность налогоплательщика не исполнять обязательства, предусмотренные законом.
В ходе написания работы была достигнута цель магистерской диссертации - комплексное исследование положений законодательства, регулирующих обязанность по уплате налогов и сборов и характеризующих конституционно-правовые отношения между человеком и государством, определение конкретных обязательств субъектов перед бюджетом.
С установленной Конституцией РФ обязанностью корреспондирует право добиваться ее выполнения.
Налоговые платежи, обеспечивая основу финансовой деятельности государства, являются необходимым условием его существования.
В современном государстве основная часть государственных доходов формируется именно от налогов, а недостаточность средств в бюджете государства неминуемо ведет к стагнации и даже спаду.
Ни для кого не секрет, что в России проблема неисполнения обязанности по уплате налогов является актуальной. Правительство РФ обозначает проблемы дефицита бюджета и ищет способы их решения.
От того, в какой мере каждый налогоплательщик осознает значение его основной конституционной обязанности и необходимость ее
добросовестного выполнения, решающим образом зависит состояние экономической системы государства.
Не смотря на императивный характер конституционной обязанности по уплате налогов и сборов, она призвана защищать не только публичные, но и частные интересы. Идея направлена на защиту налогоплательщиков от необоснованного увеличения тяжести налогообложения( принцип запрета обратной силы налогового закона). В связи с чем, намечен основополагающий принцип реформ налоговой системы - неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.
В 2018 году началось проведение масштабной амнистии по налогам, коснувшейся разных слоев граждан. На право использования налоговой амнистии не оказывает влияние общая сумма долга, а также финансовое положение должника. Амнистия имеет своей целью не только освобождение от обязанности по уплате налогов при ее наличии, но и уменьшение издержек бюджета на обеспечение их взимаемости. Однако сам факт образования непомерных долгов у граждан говорит о несовершенстве процесса администрирования налогов. Требуется корректировка механизма налоговой политики.
В ходе исследования предпринята попытка анализа некоторых теоретических вопросов действующего законодательства и судебной практики. Сформулированы некоторые предложения по внесению изменений и совершенствованию налогового законодательства:
1. В числе обязательных элементов налогообложения, поименованных в статье 17 НК РФ, таких как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога должны быть налогоплательщики, так как для установления налога необходим факт определенности налоговой обязанности , а налогоплательщик является лицом, обладающим налоговой правосубъектностью.
2. При некачественной юридической экспертизе принимаемых
нормативно-правовых актов должна быть установлена определенная ответственность. Выявлены нарушения действия актов законодательства о налогах и сборах во времени (статья 5 Налогового Кодекса РФ), могущие повлечь за собой отрицательные налоговые последствия для
налогоплательщика. Проанализировано Постановление Правительства № 526 от 04.05.2018.
3. Учитывая формулировку пункта 6 статьи 3 НК РФ, при установлении налогов все элементы налогообложения должны быть определены. При этом перечень обстоятельств, которые являются основанием для прекращения налоговой обязанности, в силу пп.5 п.3 ст.44 НК РФ, остается открытым и подлежит неоднозначному толкованию.
Считаю, что законодателю стоит четко указать все обстоятельства изменения и прекращения налоговой обязанности.
4. Очевидны преимущества такого инструмента развития инновационной деятельности предприятий, а значит, налоговой компоненты бюджета как инвестиционный налоговый кредит. Ввиду низкой информированности потенциальных пользователей, пассивности местных органов власти, бюрократические трудности и методологические несовершенства законодательства идея этого налогового механизма оказалась не очень популярна. Одной из мер решения проблемы эффективного использования предложенного налогового механизма предлагается внести изменения в некоторые законодательные акты касательно методологии упрощения процедуры получения кредита и в Налоговый Кодекс в части однозначного обозначения срока действия договора и кредитных ставок.
5. С 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года в Москве, Московской , Калужской областях и Татарстане власти проводят эксперимент по выводу из тени самозанятых. Таким образом, вовлечены в экономику самозанятые граждане. Для этого законом от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ введен новый спецрежим - налог на профессиональный доход. Насколько это нововведение себя оправдает, мы узнаем лишь во втором полугодии 2019 года. Представляется интересным оценить этот налог с точки зрения соответствия Конституции РФ, устанавливающей принципы введения обязательных платежей и определяющей гарантии для гражданина. Самым уязвимым видится положение закона о том, что предлагается облагать пусть и небольшим, но налогом четко не определенную категорию населения по еще
менее четко определяемым критериям налогообложения.
В данном исследовании не освещался такой вопрос как возможность налогоплательщика не исполнять обязательства, предусмотренные законом.
В ходе написания работы была достигнута цель магистерской диссертации - комплексное исследование положений законодательства, регулирующих обязанность по уплате налогов и сборов и характеризующих конституционно-правовые отношения между человеком и государством, определение конкретных обязательств субъектов перед бюджетом.
Подобные работы
- Конституционная обязанность по уплате налогов и сборов:
понятие, содержание, проблемы обеспечения выполнения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Конституционная обязанность по уплате налогов и сборов: понятие, содержание, проблемы обеспечения выполнения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОБЪЕКТ НАЛОГА (СБОРА) КАК КАТЕГОРИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВА (12.00.14)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Конституционно - правовое регулирование конституционной обязанности платить налоги и сборы
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (12.00.14 )
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - НАЛОГ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ (12.00.14.)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019



