Введение
Глава 1. Научно-методологические основы формирования и развития культуроцентрированного сознания учащихся 12
1.1 Культуроцентрированное сознание в структуре личностной
самореализации в условиях современного общества
12
1.2 Феномен культуроцентризма в современном образовании
17
1.3 Формирование культуроцентрированного сознания в процессе школьного
обучения литературе 26
Глава 2. Педагогическая технология формирования
культуроцентрированного сознания учащихся старших классов 36
2.1 Опытно-экспериментальная работа по формированию культуроцентрированного сознания учащихся в литературном образовании
11-х классов 36
2.2 Взаимодействие урочной и факультативной деятельности по литературе
как средство формирования культуроцентрированного сознания учащихся . 47 2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы и их
обобщение 60
Заключение 70
Список литературы 76
Приложение
В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве,
продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Важно формировать ключевые компетенции учащихся, которые помогут активизировать умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении, в повседневной жизни. Одной из основных задач, поставленных перед школой, является задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. В Стандартах ФГОС особое значение придается «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников». В концепции акцентируется: «Современное
российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности», а так же подмечается, что «процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей» [25, с. 12].
Формирование культуроцентрированного сознания учащихся в школьном литературном образовании возможно в различных аспектах, например, при рассмотрении тем по литературе сквозь призму культуроориентированного воспитания и нравственной проблематики, при реализации различных направлений внеурочной деятельности по предмету, что позволит формировать нравственные и этические качества личности, внедрении элективной и факультативной деятельности и т.д. Культурные и нравственные ценности мировой художественной литературы и культуры, накопленные опытом предыдущих поколений, играют основную роль в процессе становления культуроцентрированного сознания учащихся в современном обществе утраченных нравственных, моральных и этических ценностей. Особо важно создавать оптимальные условия психологопедагогической среды для формирования адекватных ценностных ориентаций учащихся, так как от нравственной зрелости во многом зависит успешное решение целого спектра этических и нравственных проблем, с которыми в той или иной степени приходится иметь дело в процессе реализации профессиональной деятельности.
Актуальность темы данной работы состоит в необходимости формирования и развития у старшеклассников общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания культурно и нравственно развитой, духовно богатой личности в процессе изучения литературы, интеграции учебных предметов, внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования. Осуществлять это возможно в различных аспектах, мы же решили остановиться на формировании
культуроцентрированного сознания учащихся. Высокая востребованность обществом и практическая необходимость разработки теоретических основ, путей и механизмов совершенствования системы развития личности учащегося в связи с современными требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), породила новые исследования вопросов создания культуронаправленного
образовательновоспитательного пространства школы. В этой связи актуальным представляется научное осмысление и теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих реализацию задач формирования культуроцентрированного сознания учащихся старших классов.
Степень научной разработанности проблемы исследования. В
настоящее время существует достаточное количество исследований, на
которые мы можем опираться при поиске путей реализации формирования культуроцентрированного сознания учащихся. Проблеме гуманизации образования посвящены исследования М.Н. Берулавы, Е.В. Бондаревской, Н.Д. Никандрова, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбурга и др. Важность взаимодействия образования и культуры подчеркивают специалисты разных отраслей научного знания: педагогики, психологии, истории, философии и т.д. Так, разработкой теоретических основ взаимопроникновения культуры и образования, культуронасыщения школьного образовательного пространства занимались М.А. Ариарский, В.С. Библер, И.Е. Видт, Д.С. Лихачёв, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др. Вопросы культурно-ценностного становления личности, теории творческих способностей рассматриваются в трудах А.Г. Асмолова, Г.А. Берулавы, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др.
Многогранная проблема взаимодействия литературы и культуры также привлекает внимание исследователей. Актуальность погружения учащегося в культурное поле отмечена в трудах М. В. Черкезовой, модель культуроцентрической школы описывается в трудах В. А. Доманского, внимание к культурологическому аспекту преподавания литературы акцентировано в работах М. Г. Борович, Г. М. Гогоберидзе, Н. Д. Марисовой и др. Однако не разработанными остаются вопросы формирования культуроцентрированного сознания учащихся в урочной системе, что позволило бы организовывать как учебно-творческую деятельность учащихся, так и подготовку самого учителя к этому процессу.
Таким образом, в ходе анализа педагогической, культурологической, психологической, философской и другой специальной литературы, а также результатов педагогической практики были выявлены противоречия между:
— потребностью общества в сформированной нравственно развитой культуроориентированной личности школьника, в осмыслении значения культуроцентричной системы предметного обучения в развитии школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий, содержания и
методической базы для организации системы формирования
6
культуроцентрированного сознания учащихся в рамках школьных дисциплин;
— необходимостью оптимизации продуктивных методов и технологий формирования культуроцентрированного сознания учащихся и недостаточной профессиональной подготовкой учителей.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная
методологическая, теоретическая, методическая и практическая
разработанность для общего образования послужили основанием для формулирования проблемы исследования: каковы содержание, методы, психолого-педагогические условия формирования культуроцентрированного сознания учащихся в литературном образовании 10-11 классов.
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования: рассмотреть и научно обосновать методические приемы формирования культуроцентрированного сознания учащихся на уроках литературы, что содействует развитию духовно-нравственных ценностей личности, способной ориентироваться в современном мире.
Объект исследования: процесс формирования
культуроцентрированного сознания учащихся.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
культуроцентрированого сознания старшеклассников на уроках литературы.
Гипотеза исследования. Формирование культуроцентрированного сознания в литературном образовании 10-11-х классов будет эффективнее, если будут обеспечены следующие условия:
— сформировано представление о структуре и содержании культуроцентрированного сознания личности;
— разработана программа факультативного курса по литературе, направленная на формирование культуроцентрированного сознания личности;
— определена структура культуроцентрированного сознания личности, которая носит рекомендательный характер и позволяет организовывать как деятельность учащихся в восприятии и изучении литературы, так и подготовку учителя к этому процессу.
Задачи исследования:
1. Изучить в теории и практике состояние разработанности педагогических условий, содержания и методической базы для формирования культуроцентрированного сознания учащихся в школьном литературном образовании;
2. Выявить роль феномена «культуроцентризма» в нравственном и духовном воспитании учащихся;
3. Разработать программу факультативного курса по литературе, направленную на формирование культуроцентрированного сознания учащихся;
4. Определить структуру и содержание культуроцентрированного сознания личности, что позволит регламентировать проводимую работу и оценивать её эффективность.
Методологическую основу исследования составляют:
— принцип детерминизма, предполагающий, что процесс развития является преломлением внешних воздействий на человека через его внутренние условия (С.Л. Рубинштейн);
— системный подход в изучении деятельности и личности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
— деятельностный подход, предполагающий изучение процессов развития личности с позиций сущностных характеристик и структуры деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.Д. Шадриков и др.);
— принцип активности личности в жизнедеятельности
(Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.А. Петровский и др.).
Теоретической основой исследования послужили труды учёных, принадлежащих к различным направлениям и школам:
— концепции философии, методологии образования и методов психолого-педагогических исследований (М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, П.Г. Щедровицкий);
— концептуальные положения культурологического подхода (В.В.
Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), принципы реализации
культурологического подхода в образовательной среде (И.В. Бабенко, И.Е. Видт, О.Л. Князева, А.И. Пайгусов и др.);
— теории о ведущей роли культуры как фактора развития личности (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, В.С. Библер и др.);
— теории взаимопроникновения культуры и образования,
педагогической культурологии (Д.С. Лихачёв, Н.Б. Крылова, Э.В. Сайко, Н.Е. Щуркова и др.).
Методы и методики исследования: теоретические (анализ
педагогической и философской научной литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта); эмпирические и прогностические (беседа, наблюдение и др.). В ходе проведения эмпирической части исследования были использованы диагностические методики: «Тест
культурно-ценностных ориентаций» Дж. Таусенда (вариант Л.Г. Почебут), «Анкета исследования ценностных ориентаций» (Л.Н. Мурзич, А.В. Тарасова), а также специально разработанный тест на знание основ мировой культуры (в двух вариантах - для начальной и итоговой диагностики).
Опытно-экспериментальной базой исследования является Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина Сергея Евдокимовича».
Научная новизна исследования состоит в выявлении потенциала формирования культуроцентрированного сознания учащихся на уроках
литературы в старших классах, в определении педагогических условий эффективного использования возможностей литературного образования для культуроориентированного, духовно-нравственного воспитания
старшеклассников посредством акцентирования общекультурных моральных и нравственных ценностей в учебном процессе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют конкретизировать механизмы использования образовательного и воспитательного потенциала урока литературы в формировании культуроцентрированного сознания учащихся, определяют возможности интеграции основного и дополнительного образования в этом процессе посредством ведения внеурочной деятельности по предмету, а также в том, что разработана структура культуроцентрированного сознания личности, компоненты которой позволяют регламентировать деятельность учителя в данном направлении и оценивать полученный результат.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, содержащиеся в нём, могут использоваться в деятельности учителей общеобразовательной школы, педагогов дополнительного образования школы в процессе работы по культуроориентированному, нравственному воспитанию старшеклассников, а также при чтении соответствующих курсов в системе повышения квалификации работников образования. Использование данных материалов позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом фундаментальных работ по проблеме исследования и опорой на них, адекватностью методов исследования его цели и задачам, а так же экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, апробировались на научно-практических конференциях международного уровня: «Инновационное развитие науки и образования: Международная научно-практическая конференция» (15 февраля 2018 г.), Международная научно-практическая конференция «Eurasiascience» (31 марта 2018 г.). По результатам конференций опубликованы две статьи.
Структура работы традиционная и включает в себя наличие Введения, двух глав, Заключения, Библиографического списка и Приложения.
Во введении аргументируется актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, раскрывается научная новизна, описывается база и этапы исследования.
В первой главе «Научно-методологические основы формирования и развития культуроцентрированного сознания учащихся» рассматривается роль и место культуроцентрированного сознания в структуре личностной самореализации индивидуума; обозначена суть феномена культуроцентризма и его место в современном образовании; а также отмечены методы формирования культуроцентрированного сознания учащихся в рамках школьного литературного образования.
Во второй главе «Педагогическая технология формирования культуроцентрированного сознания учащихся старших классов» описывается ход опытно-экспериментальной работы на базе общеобразовательной школы; технология формирования культуроцентрированного сознания учащихся (основывающаяся на трактовке И. П. Волкова, который представляет педагогическую технологию как описание процесса достижения планируемых результатов обучения); приведены результаты проведённой опытно-экспериментальной работы.
В заключении исследования сделаны обобщающие выводы, приведены итоги выполненного исследования, представлен основной научный результат, а также перспективы дальнейшей разработки темы исследования.
В рамках нашего исследования мы рассмотрели содержание, методы,
психолого-педагогические условия и приёмы формирования
культуроцентрированного сознания учащихся в литературном образовании 10-
11 классов. Также нами была экспериментально проверена эффективность
разработанной методики формирования культуроцентрированного сознания
71учащихся в литературном образовании 11-х классов и проанализированы
результаты её внедрения.
Данная работа ориентирована на актуальный для современного
образования культуроориентированном вектор, который отражен в ФГОС ОО
нового поколения. Отмеченная в работе смена антропоцентрической
парадигмы образования на культуроцентрическую диктуется развитием
современного общества и образования в целом. Культуроцентризм в
образовании позволяет задать направление на воспитание и развитие
личности посредством освоения учащимся различных культурных ценностей,
что в свою очередь опосредованно приобщением к культуре как родной
страны и края, так и мировой культуре, а также общением.
Теоретическое и методическое изучение проблемы исследования
позволило выявить, что культуроцентрированный подход предполагает
рассмотрение образования как средства трансляции учащимся культурных
норм и ценностей. Их усвоение позволяет реализовать успешную адаптацию
личности к актуальным социальным требованиям и наметить путь
конструктивной самореализации личности.
Изучение актуального состояния разработанности педагогических
условий взаимодействия культуры и образования, реализации
культуроориентированного вектора в образовании позволило сделать вывод,
что в настоящее время исследования находятся в разрозненном состоянии и
лишь поверхностно затрагивают включение культурной составляющей в
образовательный процесс. В свою очередь в нашей работе вопрос
актуальности культуроцентризма в образовании рассмотрен с разных сторон:
отмечена важность формирования культуроцентрированного сознания
индивидуума для успешной реализации личности, выявлены методы и
приемы формирования культуроцентрированного сознания в школьном
литературном образовании 10-11 классов, а также актуальность
культуроцентризма для современной образовательной парадигмы в целом.
72В работе определяется также и содержание феномена
культуроцентризма в нравственном и духовном воспитании учащихся.
Ориентированность на культурные образцы и ценности в предметном
обучении учащихся позволяет с особой продуктивностью выстраивать
образовательный процесс в направлении формирования
культуроцентрированного сознания учащихся, позволяет учащимся найти
собственного духовного или культурного референта (образца для
подражания). В работе отмечается «миссия» референта – ориентация
учащихся на индивидуально выбранный идеал совершенства, что позволяет
пробудить в учащихся энергию самосозидания и самосовершенствования,
оказывать помощь в определении своего предназначения, смысла жизни,
позволяет усваивать нравственные и культурные нормы общества и опираться
на них, а также создает условия для обретения личностной гармонии в
сознании.
В рамках формирующего этапа эксперимента была разработана
методика формирования культуроцентрированного сознания учащихся,
включающая в себя урочную и факультативную деятельность по предмету.
Разработанная программа факультативного курса «Евангельский текст как
феномен культуры» ориентирована на учащихся 10-11 классов и являет собой
теоретический блок базиса знаний, связанных с таким феноменом, как
Евангелие, и его культурной значимостью как в историческом развитии, так и
для современного мира. Предусмотрено, что практическое применение
знаний, полученных при посещении факультатива, учащиеся должны
реализовывать на уроках литературы при изучении тематически
соответствующих произведений. Так, данный факультатив был реализован с
экспериментальной группой (учащиеся 11 Б класса) и практически применен
в урочной системе по литературе в этом же классе с целью формирования
культуроцентрированного сознания учащихся.
В рамках реализации экспериментальной работы были выявлены
целевой и содержательный компоненты культуроцентрированного сознания
73учащихся, психолого-педагогические условия его формирования, обоснованы
критерии и показатели успешности процесса формирования
культуроцентрированного сознания личности. Всё это представлено в
разработанной нами теоретической структуре культуроцентрированного
сознания личности, приведённой ниже (Рис. 11).
Разработанная нами обобщающая структура формирования
культуроцентрированного сознания личности основана на таких научных
принципах, как системный принцип, принцип единства внешних факторов и
внутренних условий, единства теории и практики, на принципе реализации
субъект – субъектных отношений (помощь в преодолении трудностей,
психолого-педагогическая поддержка), преемственности и непрерывности и
др. Данная структура содержит следующие компоненты: целевой,
содержательный, инструментальный и контрольно-оценочный, которые тесно
взаимосвязаны и упорядочены по отношению друг к другу.
Развитие культуроцентрированного сознания школьников
рассматривается с двух сторон: содержательной и функциональной, обе они
относительно самостоятельны. Содержанием процесса формирования
культуроцентрированного сознания учащихся является достижение его
высокого уровня, формирование установок, навыков и убеждений, а также
поведения, характеризующегося осознанием ценности культуры, ее
нравственного потенциала и стремлением сохранять и преумножать образцы
культурного достояния. Функциональная сторона определяет основные
сферы, направления, средства, методы, способствующие развитию
культуроцентрированного сознания личности.
Ариарский, М. А. От осознания ценности культуры к разработке механизма
инкультурации личности / М. А. Ариарский // Гуманитарная культура как
фактор преобразования России: Материалы междунар. науч.практ. конф. (24 –
23 мая). – СПб. госуниверситет культуры и искусств, 1994. – С. 130–133.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание
развития человека: Учеб. для студ. вузов, / А. Г.Асмолов. – 3-е изд., испр. и
доп. – М. : Смысл: AcademiA, 2007. – 526 с.
3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 104 с.
774. Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М.: Владос,
2004. – 246 с.
5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. – М.,
1979.– с. 24-134.
6. Берулава Г. А., Берулава М. Н. // Диалог культур и партнерство цивилизаций:
становление глобальной культуры: X Международные
Лихачевские научные чтения, 13–14 мая 2010 г. Секция 8.
Глобализация образования в контексте мирового культурного развития.
[Электронный ресурс] URL: http://www.lihachev.ru/chten/6514/ (Дата
обращения 08.05.2018).
7. Берулава, М. Н. Теория и практика гуманизации образования /
М. Н. Берулава. – М.: Гелиос: АРВ, 2000. – 340 с.
8. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в
двадцать первый век – М., 1990. 1990.– 413 с.
9. Библер, В. С. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков /В. С.
Библер. – М.: Русское феноменологическое общество, 1997. – 423 с.
10.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Ч. III / Психология
личности. Хрестоматия. – Самара: Бахрах – М, 2000. – 113 с.
11.Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение человека культуры / Е. В.
Бондаревская // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся
условиях. – Ростов-на-Дону.:РГПИ, 1993. – 32 с.
12.Борович М.Г. Системно-культурологическая основа изучения гуманитарных
предметов в школе (на материале литературы): Автореферат, СПб, 1997. – 19
с.
13.Буданцова А.А. Духовно-нравственный потенциал религии в формировании
эмпатической культуры современных школьников // Вестник
ЧГПУ. 2010. №7. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennyy-potentsial-religii-
78vformirovanii-empaticheskoy-kultury-sovremennyh-shkolnikov (Дата обращения:
06.05.2018).
14.Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та,
1988. – 87 с.
15.Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей –
культурных символов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. –
1997. – №5.
16.Видт, И. Е. Образование как феномен культуры: Эволюция образовательных
моделей в историко-культурном процессе: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. Е.
Видт. – Тюмень, 2003. – 344 с.
17.Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие /
М.В. Гамезо и др. – М.: Ноосфера, 1999. – 272 с.
18.Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с
обучением // Педагогическая психология. М., 2005. – С.336-354.
19.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. –
М.: Педагогика-пресс, 1999. – 533 с.
20.Галкин С.А. Воспитание. Личность. Общество. – Дубна:
Феникс+, 2006. – 112 с.
21.Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект литературного образования в
национальных школах: на материале школ КарачаевоЧеркессии: Автореферат.
М., 1997. – 32 с.
22.Голубь И.Б. национальная культура и ее место в современной педагогике //
Наука и мир №9. – 2015. – C. 44-47
23.Гуревич П. С. Человек и культура. Основы культуроведения. Учебник. 10-11
кл. — М.: Дрофа, 2002.
24.Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ, 2005. –
320 с.
7925.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно –
нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.:
Просвещение, 2010. – 24 с.
26.Доманский В.А. Культурологические основы изучения литературы в школе.
ТГУ, 2000. – 471 с.
27.Доманский В.А. Программа и концепция курса литературы в 11 классе. Томск,
1997. – 37 с.
28.Захлебный А. Н. Модели содержания экологического образования в новой
школе/А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская //
Педагогика. – М.:Педагогика, 2010,N N 9. – С.38-45
29.Каламов С. Х. Христианство и религии мира. Учебнометодическое пособие.
— М.: Про-Пресс 2001. – 91 с.
30.Кириллов Н.П. Массовое сознание. Структура. Генезис. Сущностные
характеристики. – Томск, 1995. – 121 с.
31.Кирилова И. Литературное и живописное воплощение образа Христа.
Вопросы литературы, № 4. - М.: Просвещение, 1991. № 8. – С. 60-74.
32.Климова Л.Е. Особенности адаптации личности в условиях трансформации
российской культуры // Социально-политические процессы в
трансформирующемся российском обществе: Материалы 50-й юбилейной
научно-методической конференции «Университетская наука – региону». –
Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – С. 105-110.
33.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.:
Политиздат, 1975. – 304 с.