Научно-теоретические основы развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (Омский Государственный Педагогический Университет)
|
Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
Введение 3
1. Особенности развития речи в онтогенезе 5
3. Особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 13
4. Методические основы развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 19
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Введение 3
1. Особенности развития речи в онтогенезе 5
3. Особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 13
4. Методические основы развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 19
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Овладение словарем является важным аспектом развития ребенка. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение и сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками, отрицательно влияет на формирование его познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи, служит препятствием для овладения школьной программой. Развитый глагольный словарь необходим для овладения ребенком в полном объеме связной речи, грамматически правильных простроенных предложений и своевременного перехода от диалогической формы общения к контекстной. Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из актуальных проблем в работе с детьми, имеющими нарушения речевой деятельности. Обусловлено это тем, что у детей с ОНР отмечается недостаточный объем словаря глаголов, преобладание пассивного словаря над активным.
Нарушение в овладении глагольным словарем у детей с общим недоразвитием речи существенно затрудняет полноценное общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи. Именно поэтому развитие словаря в дошкольном возрасте является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. В исследованиях многих авторов (Н.С.Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой Т. Б. Филичевой, и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР в зависимости от уровня развития речи и патогенеза наблюдаются различные нарушения глагольного словаря.
Но несмотря на достаточно обширный исследовательский материал, специальных исследований, посвященных изучению глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи, в настоящее время недостаточно, не раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса, недостаточно выявлен характер трудностей, которые испытывают эти дети при овладении словообразованием и развитием глагольного словаря. Кроме того, глаголы имеют особое значение при переходе ребенка к фразовой речи. В имеющихся диагностических методиках глагольный словарь входит в состав лексики или лексико-грамматического строя речи. Поэтому для его обследования отводится небольшой объем заданий, что не дает возможность выявить полноту усвоения глагольного словаря, понять механизмы его несформированности.
Объект исследования развитие глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1) изучить литературные источники по проблеме исследования;
2) рассмотреть развития глагольного словаря у дошкольников в норме
3) проанализировать особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой явились работы по изучению особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданию методик коррекционной работы О.Н. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С.Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- реферирование.
Нарушение в овладении глагольным словарем у детей с общим недоразвитием речи существенно затрудняет полноценное общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи. Именно поэтому развитие словаря в дошкольном возрасте является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. В исследованиях многих авторов (Н.С.Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой Т. Б. Филичевой, и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР в зависимости от уровня развития речи и патогенеза наблюдаются различные нарушения глагольного словаря.
Но несмотря на достаточно обширный исследовательский материал, специальных исследований, посвященных изучению глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи, в настоящее время недостаточно, не раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса, недостаточно выявлен характер трудностей, которые испытывают эти дети при овладении словообразованием и развитием глагольного словаря. Кроме того, глаголы имеют особое значение при переходе ребенка к фразовой речи. В имеющихся диагностических методиках глагольный словарь входит в состав лексики или лексико-грамматического строя речи. Поэтому для его обследования отводится небольшой объем заданий, что не дает возможность выявить полноту усвоения глагольного словаря, понять механизмы его несформированности.
Объект исследования развитие глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1) изучить литературные источники по проблеме исследования;
2) рассмотреть развития глагольного словаря у дошкольников в норме
3) проанализировать особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой явились работы по изучению особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданию методик коррекционной работы О.Н. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С.Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- реферирование.
Таким образом, анализ научной литературы по исследуемой нами проблеме позволяет сделать следующие выводы.
Особенности развития речи в онтогенезе в целом онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса развития предметно-практической и познавательной деятельности, с другой – процесса общения взрослых и ребёнка. Причину, по которой живое общение обладает столь уникальной и важной ролью, следует искать, кроме всего прочего, в физиологических особенностях коммуникационного акта, в частности, в специфичности процесса артикуляции звуков речи. Богатая, развитая речь является залогом широких возможностей человека в общении, фактором объединения и понимания между людьми. Исследования речевого развития ребенка показали, что с самого раннего возраста слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование у ребенка представлений и них и т.д. Чем старше ребенок, тем сильнее влияние его речи на все стороны психической деятельности и процессов.
Проанализировали развитие глагольного словаря у дошкольников в норме. Глагольная лексика, как основа предикативной лексики, во многом обеспечивает коммуникативные потребности ребенка. Для полноценного овладения ребёнком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, т. к общеизвестно, что глагол является основой любой фразы и высказывания. Этап формирования глагольной лексики завершается к двум - трём годам, в то время как обогащение продолжается на протяжении всей жизни. Усложнение высказывания, овладение грамотной связной речью к старшему дошкольному периоду непосредственно связано с развитием структурного восприятия ситуации, с практическим различением в ней субъекта, объекта и действия, установлением смысловых связей между ними, что является условием развития синтагматических, т. е. предикативных связей в предложении.
Дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от своих сверстников по всем параметрам развития речи. Глагольный словарный запас страдает у детей с ОНР на всех уровнях речевого развития. Характерными трудностями для старших дошкольников с общим недоразвитием речи в формировании глагольного словаря являются: выделение существенных дифференциальных семантических признаков; недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения; недостаточная активность процесса поиска слова; несформированность семантических полей внутри лексической системы языка; неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка; ограниченность объема словаря. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения.
Представленные методы способствуют формированию глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении. Задачами каждой игры являются формирование структуры определенного типа предложения и отработка навыка употреблять те или иные грамматические категории глагола в данных типах предложений. Предлагаемые игры развивают в ребенке самостоятельность в двигательной, познавательной, речевой деятельности и направлены на формирование зрительного и слухового внимания. Используемая вариативность упражнений (игр) позволяет ребенку прочно закреплять навык владения речевым материалом. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию.
Особенности развития речи в онтогенезе в целом онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса развития предметно-практической и познавательной деятельности, с другой – процесса общения взрослых и ребёнка. Причину, по которой живое общение обладает столь уникальной и важной ролью, следует искать, кроме всего прочего, в физиологических особенностях коммуникационного акта, в частности, в специфичности процесса артикуляции звуков речи. Богатая, развитая речь является залогом широких возможностей человека в общении, фактором объединения и понимания между людьми. Исследования речевого развития ребенка показали, что с самого раннего возраста слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование у ребенка представлений и них и т.д. Чем старше ребенок, тем сильнее влияние его речи на все стороны психической деятельности и процессов.
Проанализировали развитие глагольного словаря у дошкольников в норме. Глагольная лексика, как основа предикативной лексики, во многом обеспечивает коммуникативные потребности ребенка. Для полноценного овладения ребёнком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, т. к общеизвестно, что глагол является основой любой фразы и высказывания. Этап формирования глагольной лексики завершается к двум - трём годам, в то время как обогащение продолжается на протяжении всей жизни. Усложнение высказывания, овладение грамотной связной речью к старшему дошкольному периоду непосредственно связано с развитием структурного восприятия ситуации, с практическим различением в ней субъекта, объекта и действия, установлением смысловых связей между ними, что является условием развития синтагматических, т. е. предикативных связей в предложении.
Дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от своих сверстников по всем параметрам развития речи. Глагольный словарный запас страдает у детей с ОНР на всех уровнях речевого развития. Характерными трудностями для старших дошкольников с общим недоразвитием речи в формировании глагольного словаря являются: выделение существенных дифференциальных семантических признаков; недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения; недостаточная активность процесса поиска слова; несформированность семантических полей внутри лексической системы языка; неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка; ограниченность объема словаря. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения.
Представленные методы способствуют формированию глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении. Задачами каждой игры являются формирование структуры определенного типа предложения и отработка навыка употреблять те или иные грамматические категории глагола в данных типах предложений. Предлагаемые игры развивают в ребенке самостоятельность в двигательной, познавательной, речевой деятельности и направлены на формирование зрительного и слухового внимания. Используемая вариативность упражнений (игр) позволяет ребенку прочно закреплять навык владения речевым материалом. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию.
Подобные работы
- Особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020



