Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
Введение 3
1. Особенности развития речи в онтогенезе 5
3. Особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 13
4. Методические основы развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 19
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Овладение словарем является важным аспектом развития ребенка. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение и сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками, отрицательно влияет на формирование его познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи, служит препятствием для овладения школьной программой. Развитый глагольный словарь необходим для овладения ребенком в полном объеме связной речи, грамматически правильных простроенных предложений и своевременного перехода от диалогической формы общения к контекстной. Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из актуальных проблем в работе с детьми, имеющими нарушения речевой деятельности. Обусловлено это тем, что у детей с ОНР отмечается недостаточный объем словаря глаголов, преобладание пассивного словаря над активным.
Нарушение в овладении глагольным словарем у детей с общим недоразвитием речи существенно затрудняет полноценное общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи. Именно поэтому развитие словаря в дошкольном возрасте является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. В исследованиях многих авторов (Н.С.Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой Т. Б. Филичевой, и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР в зависимости от уровня развития речи и патогенеза наблюдаются различные нарушения глагольного словаря.
Но несмотря на достаточно обширный исследовательский материал, специальных исследований, посвященных изучению глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи, в настоящее время недостаточно, не раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса, недостаточно выявлен характер трудностей, которые испытывают эти дети при овладении словообразованием и развитием глагольного словаря. Кроме того, глаголы имеют особое значение при переходе ребенка к фразовой речи. В имеющихся диагностических методиках глагольный словарь входит в состав лексики или лексико-грамматического строя речи. Поэтому для его обследования отводится небольшой объем заданий, что не дает возможность выявить полноту усвоения глагольного словаря, понять механизмы его несформированности.
Объект исследования развитие глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1) изучить литературные источники по проблеме исследования;
2) рассмотреть развития глагольного словаря у дошкольников в норме
3) проанализировать особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой явились работы по изучению особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданию методик коррекционной работы О.Н. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С.Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- реферирование.
Таким образом, анализ научной литературы по исследуемой нами проблеме позволяет сделать следующие выводы.
Особенности развития речи в онтогенезе в целом онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса развития предметно-практической и познавательной деятельности, с другой – процесса общения взрослых и ребёнка. Причину, по которой живое общение обладает столь уникальной и важной ролью, следует искать, кроме всего прочего, в физиологических особенностях коммуникационного акта, в частности, в специфичности процесса артикуляции звуков речи. Богатая, развитая речь является залогом широких возможностей человека в общении, фактором объединения и понимания между людьми. Исследования речевого развития ребенка показали, что с самого раннего возраста слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование у ребенка представлений и них и т.д. Чем старше ребенок, тем сильнее влияние его речи на все стороны психической деятельности и процессов.
Проанализировали развитие глагольного словаря у дошкольников в норме. Глагольная лексика, как основа предикативной лексики, во многом обеспечивает коммуникативные потребности ребенка. Для полноценного овладения ребёнком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, т. к общеизвестно, что глагол является основой любой фразы и высказывания. Этап формирования глагольной лексики завершается к двум - трём годам, в то время как обогащение продолжается на протяжении всей жизни. Усложнение высказывания, овладение грамотной связной речью к старшему дошкольному периоду непосредственно связано с развитием структурного восприятия ситуации, с практическим различением в ней субъекта, объекта и действия, установлением смысловых связей между ними, что является условием развития синтагматических, т. е. предикативных связей в предложении.
Дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от своих сверстников по всем параметрам развития речи. Глагольный словарный запас страдает у детей с ОНР на всех уровнях речевого развития. Характерными трудностями для старших дошкольников с общим недоразвитием речи в формировании глагольного словаря являются: выделение существенных дифференциальных семантических признаков; недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения; недостаточная активность процесса поиска слова; несформированность семантических полей внутри лексической системы языка; неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка; ограниченность объема словаря. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения.
Представленные методы способствуют формированию глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении. Задачами каждой игры являются формирование структуры определенного типа предложения и отработка навыка употреблять те или иные грамматические категории глагола в данных типах предложений. Предлагаемые игры развивают в ребенке самостоятельность в двигательной, познавательной, речевой деятельности и направлены на формирование зрительного и слухового внимания. Используемая вариативность упражнений (игр) позволяет ребенку прочно закреплять навык владения речевым материалом. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию.
1. Алябьева, Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениям / Е.А. Алябьева - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ : Астрель, 2011. - 224 с.
3. Викжанович, С. Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм // С.Н. Викжанович. - М.: Национальный книжный центр, 2016. -140 с.
4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2011. - 158 с.
5. Выготский, Л.С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский // Детская речь. - 2011. -150 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2011. - 365 с.
7. Громова, О.В. Методика формирования начального детского лексикона / О.В. Громова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 176 с.
8. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона / О.В. Громова // Логопед. 2013. - №1. - С.141-147.
9. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Электронный ресурс] / В.П. Глухов // http://http://pedlib.ru/Books/5/0015/5_0015-1.shtml (дата обращения: 27.04.2018)
10. Динмухамедова, А.С. Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР / А.С. Динмухамедова, Б.Б. Габдулхаева, С.Ж. Кабиева, Л.В. Резник, Г.К. Даржуман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 2 (12). -С. 115-113.
11. Жилина, Н.Ю. Развитие лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-драматизаций / Н.Ю. Жилина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 40. - С. 154-161.
12. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И.Жинкин. М.: 2013. - 160 с.
13. Изотова, Е.Н. Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.Н. Изотова [Электронный ресурс] / http://issledo.ru/wp-content/uploads/2017/12/Sb_k-5-30.11.17.pdf (дата обращения: 27.04.2018)
14. Кутц, П. А. К вопросу о характеристике глагольного словарного запаса у младших школьников с общим недоразвитием речи / Кутц, П. А. // [Электронный ресурс] http://sociosphera.com (дата обращения: 27.04.2018)
15. Леушина, A.M. Задачи детского сада в свете требований современной начальной школы / А.М. Леушина // Дошкольное воспитание. - 2011. - №4. - С. 47-52.
16. Леонтьев, А. А. Психолингвистические проблемы порождения фразы / А. А. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2014. – 160с.
17. Милютина Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова // Логопед в детском саду. - 2012. - № 8 (43). - С. 22-27.
18. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СПб.:ООО «Детство-пресс», 2013. – 560 с.
19. Попова, Е.Ф Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Е. Ф Попова, А.В.Дидрих-Мирошник [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-piktogramm-v-formirovaniiglagolnogo-slovarya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschimnedorazvitiem-rechi-iii (дата обращения: 27.04.2018).
20. Соловьева, О. И. Усвоение детьми родного языка / О.И. Соловьева. - М.: 2011. - 24 с.
21. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. - 224 с.
22. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. - М.: Проспект, 2011. - 198 с.
23. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-Пресс, 2013. – 224 с
24. Чистякова И.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников. Книга для логопедов. Воспитателей и родителей. / И.А. Чистякова. - СПб.: КАРО, 2012. - 96 с
25. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. − М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
26. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка. / А.А. Шахматов М.: Эдиториал УРСС, 2011.- 624 с.
27. Эльконин, Д.Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин. - М., 2014. - 182 с.