Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Научно-теоретические основы развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №43313

Тип работы

Контрольные работы

Предмет

логопедия

Объем работы30
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
586
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
Введение 3
1. Особенности развития речи в онтогенезе 5
3. Особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 13
4. Методические основы развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 19
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28


Овладение словарем является важным аспектом развития ребенка. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение и сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками, отрицательно влияет на формирование его познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи, служит препятствием для овладения школьной программой. Развитый глагольный словарь необходим для овладения ребенком в полном объеме связной речи, грамматически правильных простроенных предложений и своевременного перехода от диалогической формы общения к контекстной. Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из актуальных проблем в работе с детьми, имеющими нарушения речевой деятельности. Обусловлено это тем, что у детей с ОНР отмечается недостаточный объем словаря глаголов, преобладание пассивного словаря над активным.
Нарушение в овладении глагольным словарем у детей с общим недоразвитием речи существенно затрудняет полноценное общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи. Именно поэтому развитие словаря в дошкольном возрасте является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. В исследованиях многих авторов (Н.С.Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой Т. Б. Филичевой, и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР в зависимости от уровня развития речи и патогенеза наблюдаются различные нарушения глагольного словаря.
Но несмотря на достаточно обширный исследовательский материал, специальных исследований, посвященных изучению глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи, в настоящее время недостаточно, не раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса, недостаточно выявлен характер трудностей, которые испытывают эти дети при овладении словообразованием и развитием глагольного словаря. Кроме того, глаголы имеют особое значение при переходе ребенка к фразовой речи. В имеющихся диагностических методиках глагольный словарь входит в состав лексики или лексико-грамматического строя речи. Поэтому для его обследования отводится небольшой объем заданий, что не дает возможность выявить полноту усвоения глагольного словаря, понять механизмы его несформированности.
Объект исследования развитие глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1) изучить литературные источники по проблеме исследования;
2) рассмотреть развития глагольного словаря у дошкольников в норме
3) проанализировать особенности развития глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой явились работы по изучению особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданию методик коррекционной работы О.Н. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С.Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- реферирование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, анализ научной литературы по исследуемой нами проблеме позволяет сделать следующие выводы.
Особенности развития речи в онтогенезе в целом онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса развития предметно-практической и познавательной деятельности, с другой – процесса общения взрослых и ребёнка. Причину, по которой живое общение обладает столь уникальной и важной ролью, следует искать, кроме всего прочего, в физиологических особенностях коммуникационного акта, в частности, в специфичности процесса артикуляции звуков речи. Богатая, развитая речь является залогом широких возможностей человека в общении, фактором объединения и понимания между людьми. Исследования речевого развития ребенка показали, что с самого раннего возраста слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование у ребенка представлений и них и т.д. Чем старше ребенок, тем сильнее влияние его речи на все стороны психической деятельности и процессов.
Проанализировали развитие глагольного словаря у дошкольников в норме. Глагольная лексика, как основа предикативной лексики, во многом обеспечивает коммуникативные потребности ребенка. Для полноценного овладения ребёнком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, т. к общеизвестно, что глагол является основой любой фразы и высказывания. Этап формирования глагольной лексики завершается к двум - трём годам, в то время как обогащение продолжается на протяжении всей жизни. Усложнение высказывания, овладение грамотной связной речью к старшему дошкольному периоду непосредственно связано с развитием структурного восприятия ситуации, с практическим различением в ней субъекта, объекта и действия, установлением смысловых связей между ними, что является условием развития синтагматических, т. е. предикативных связей в предложении.
Дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от своих сверстников по всем параметрам развития речи. Глагольный словарный запас страдает у детей с ОНР на всех уровнях речевого развития. Характерными трудностями для старших дошкольников с общим недоразвитием речи в формировании глагольного словаря являются: выделение существенных дифференциальных семантических признаков; недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения; недостаточная активность процесса поиска слова; несформированность семантических полей внутри лексической системы языка; неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка; ограниченность объема словаря. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения.
Представленные методы способствуют формированию глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении. Задачами каждой игры являются формирование структуры определенного типа предложения и отработка навыка употреблять те или иные грамматические категории глагола в данных типах предложений. Предлагаемые игры развивают в ребенке самостоятельность в двигательной, познавательной, речевой деятельности и направлены на формирование зрительного и слухового внимания. Используемая вариативность упражнений (игр) позволяет ребенку прочно закреплять навык владения речевым материалом. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию.



1. Алябьева, Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениям / Е.А. Алябьева - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ : Астрель, 2011. - 224 с.
3. Викжанович, С. Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм // С.Н. Викжанович. - М.: Национальный книжный центр, 2016. -140 с.
4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2011. - 158 с.
5. Выготский, Л.С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский // Детская речь. - 2011. -150 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2011. - 365 с.
7. Громова, О.В. Методика формирования начального детского лексикона / О.В. Громова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 176 с.
8. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона / О.В. Громова // Логопед. 2013. - №1. - С.141-147.
9. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Электронный ресурс] / В.П. Глухов // http://http://pedlib.ru/Books/5/0015/5_0015-1.shtml (дата обращения: 27.04.2018)
10. Динмухамедова, А.С. Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР / А.С. Динмухамедова, Б.Б. Габдулхаева, С.Ж. Кабиева, Л.В. Резник, Г.К. Даржуман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. - № 2 (12). -С. 115-113.
11. Жилина, Н.Ю. Развитие лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр-драматизаций / Н.Ю. Жилина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 40. - С. 154-161.
12. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И.Жинкин. М.: 2013. - 160 с.
13. Изотова, Е.Н. Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.Н. Изотова [Электронный ресурс] / http://issledo.ru/wp-content/uploads/2017/12/Sb_k-5-30.11.17.pdf (дата обращения: 27.04.2018)
14. Кутц, П. А. К вопросу о характеристике глагольного словарного запаса у младших школьников с общим недоразвитием речи / Кутц, П. А. // [Электронный ресурс] http://sociosphera.com (дата обращения: 27.04.2018)
15. Леушина, A.M. Задачи детского сада в свете требований современной начальной школы / А.М. Леушина // Дошкольное воспитание. - 2011. - №4. - С. 47-52.
16. Леонтьев, А. А. Психолингвистические проблемы порождения фразы / А. А. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2014. – 160с.
17. Милютина Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова // Логопед в детском саду. - 2012. - № 8 (43). - С. 22-27.
18. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СПб.:ООО «Детство-пресс», 2013. – 560 с.
19. Попова, Е.Ф Использование пиктограмм в формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Е. Ф Попова, А.В.Дидрих-Мирошник [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-piktogramm-v-formirovaniiglagolnogo-slovarya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschimnedorazvitiem-rechi-iii (дата обращения: 27.04.2018).
20. Соловьева, О. И. Усвоение детьми родного языка / О.И. Соловьева. - М.: 2011. - 24 с.
21. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. - 224 с.
22. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. - М.: Проспект, 2011. - 198 с.
23. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-Пресс, 2013. – 224 с
24. Чистякова И.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников. Книга для логопедов. Воспитателей и родителей. / И.А. Чистякова. - СПб.: КАРО, 2012. - 96 с
25. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. − М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
26. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка. / А.А. Шахматов М.: Эдиториал УРСС, 2011.- 624 с.
27. Эльконин, Д.Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин. - М., 2014. - 182 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ