Рассмотрено современное состояние туризма в РФ (2018 год включительно).
Есть приложение (Объем рынка туристических услуг в 2017-2018 годах).
Введение 3
1 Теоретические аспекты сущности внешних факторов и их анализа 4
1.1 Понятие и сущность внешних факторов 4
1.2 Особенности анализа внешних факторов 6
2 Исследование влияния внешних факторов на развитие туризма 10
2.1 Современное состояние туризма в РФ 10
2.2 Анализ влияния внешних факторов на развитие туризма 18
Заключение 24
Список использованных источников 25
Приложение 1 28
Ранее туризмом считали только временные выезды людей в рамках познавательных, оздоровительных и прочих целей и такие поездки не предусматривали занятие оплачиваемой деятельности в другой стране.
Социально-экономическая значимость туризма повышается с каждым днем, так как это одна из наиболее важных сфер мирового хозяйства. Для государства сфера туризма является неотъемлемым элементом стратегического развития, так как результаты деятельности туризма оказывают влияние на ВВП страны.
На развитие туризма оказывают влияние различные факторы внешней среды, среди которых: политические, социально-культурные, природные, экономические.
Все вышесказанное и обеспечивает актуальность выбранной темы.
Цель данной работы состоит в проведении анализа влияния внешних факторов на развитие отрасли туризма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
проанализировать теоретические основы факторов внешней среды и их анализа;
исследовать современное состояние туризма в РФ;
проанализировать особенности влияния внешних факторов на развитие отрасли туризма в РФ.
Объектом данной работы выступает – отрасль туризма. Предметом – влияние внешних факторов на туризм.
Теоретической базой при написании работы выступили периодические материалы и Интернет-ресурсы. Методы, использованные в работе: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и обобщение, PEST-анализ.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Таким образом, макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. Степень влияния состояния макроокружения на различные организации и отрасли различна, что связано с различиями в сферах деятельности, с внутренним потенциалом организаций.
Среди внешних факторов выделяют: социальные, экономические, политические, технологические.
В рамках данной работы установлено, что в мировой экономической науке используются такие методы анализа факторов внешней среды, как: PEST-анализ, STEP-анализ, PESTLE (расширенная модификация PEST-анализа), SWOT-анализ, TEMPLES, матрица «вероятность усиления факторов – влияние фактора на предприятие», 5*5, матрица ETOM, QUEST и другие.
Выявлено, что для каждого из методов характерно наличие преимуществ и недостатков.
В 2018 г. туристический рынок вырос в среднем на 8–10%. На курорты юга России (Крым, Краснодарский край и Ставрополье) в 2018 году приехало в совокупности порядка 23,5–24 млн человек.
Поток иностранцев вырос в 2018 году не менее чем на 20%, составив около 4,2 млн человек.
Установлено, что на развитие отрасли туризма оказывают влияние различные факторы. При этом такое влияние может быть, как позитивным, так и негативным.
Положительный эффект оказывают: развитие информационных технологий, развитие туристической инфраструктуры, интересные культурные традиции и пр.
Негативное влияние на развитие отрасли оказывают: снижение доходов населения, рост валютного курса и пр. Также было выявлено, что каждый год в России проводится оценка развития туризма в регионах, их туристической привлекательности и популярности среди туристов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, № 2, ст. 198.
3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 29.07.2018) «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., N 15, ст. 766.
4. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. N 49 ст. 5491.
5. 2018 год туристической отрасли: итоги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/45556.html свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 27.03.2019).
6. Бердникова, Л.Ф. Обзор методов стратегического анализа внешней среды / Л.Ф. Бердникова, А.А. Бердников // В сборнике: Стратегическое планирование развития городов и регионов Сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Ю. А. Анисимова. – 2015. – С. 15-23.
7. Зозуля, В.М. Тенденции выездного туризма в РФ / В.М. Зозуля, Д.В. Смирнов // В сборнике: Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе Сборник научных трудов. – 2018. – С. 105-107.
8. Котилевская, Т.С. Новые методы анализа внешней среды / Т.С. Котилевская // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 103-105.
9. Молодцов, М.В. Методы анализа внешней среды/ М.В. Молодцов//
Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2017. – Т. 1. - № 2. – С. 166-168.
10. Национальный Туристический Рейтинг-2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russia-rating.ru/info/13018.html свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 27.03.2018).
11. Официальный сайт Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:gks.ru свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 27.03.2018).
12. Порошина, Д.Г., Сысоева О.А. Анализ внутренней и внешней среды управления // В сборнике: инновационные технологии в управлении Сборник научных статей. Москва. – 2015. – С. 88-93.
13. Прядко, С.Н., Курилова М.С. SWOT и PEST-анализ как инструмент принятия грамотных управленческих решений / С.Н. Прядко, М.С. Курилова//
Экономика и социум. – 2017. - № 1-2 (32). – С. 408-411.
14. Тимофеева, М.Н., Ферару Г.С. Оценка внешней и внутренней среды компании: методология и практика / М.Н. Тимофеева, Г.С. Ферару //
Экономика и социум. – 2017. - № 4 (35). – С. 1353-1357.
15. Тимошенко, А.Н. Обзор методов анализа внешней среды предприятия/ А.Н. Тимошенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. - № 12-12. – С. 102-105.
16. Филонова, А.А. Анализ внутренней и внешней среды организации/ А.А. Филонова // Форум молодых ученых. – 2017. - № 6 (10). – С. 1771-1774.
17. Фудина, Е.В. Методология стратегического анализа внешней и внутренней среды организации // В сборнике: Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Алтухова, Л.П. Силаевой. Л.Б. Винничек. – 2014. – С. 204-208.
18. Христова, Е.Ю., Молибог А.И., Колбасова М.Д. Обзор методов анализа внешней среды рынка / Е.Ю. Христова, А.И. Молибог // Актуальные вопросы экономических наук. – 2014. - № 36. – С. 142-149
19. Чиглинцев, Г.Г. Туризм как перспективная сфера развития в национальной экономике / Г.Г. Чиглинцев // Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. – 2017. – С. 389-392.
20. Шамахов, В.А. Формирование и использование туристского потенциала в контекстве социально-экономического развития / В.А. Шамахов, А.Д. Шматко // Управленческое консультирование. – 2017. - № 8 (104). – С. 29-35.
21. Шарапов, Ю.В. Анализ факторов определяющих внешнюю среду предприятия / Ю.В. Шарапов // Молодежь и наука. – 2018. - № 7. – С. 99.
22. Шитова, Ю.В. Сфера туризма как сектор экономики / Ю.В. Шитова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2016. № 10 (61). – С. 60-67.