Актуальность диссертационной темы определяется той ролью, которую интеллект играет в разрешении комплекса социальных и индивидуально-психологических проблем современного человека.
Важность исследования по проблеме интеллекта вытекает прежде всего из растущей роли человеческого потенциала при оценке общественного прогресса и связанного с этим усиления интеллектуализации человеческой деятельности. Изменения, происходящие в обществе, требуют от человека как способности адаптироваться к ним, находить свое место в меняющейся социальной ситуации, так и способности активно вмешиваться в них, направляя эти изменения в удобное для себя русло. Как известно, это функции интеллекта.
Общественная иерархия, социальная ценность и социальный статус индивидов должны в первую очередь основываться на оценках их интеллектуальных способностей. В течение длительного времени интеллект оставался полем борьбы за права человека. Созданная мощная психометрическая техника с помощью ложных, антинаучных оценок интеллектуальных возможностей людей доказывала справедливость расового, этнического и социально-экономического неравенства. Для преодоления этого формально-статистического подхода к интеллекту требуются теоретические и экспериментальные исследования его сущности, природы и механизмов действия.
Интеллект опосредует успешность деятельности, выполняемой человеком, от него зависит разумность его поведения и взаимоотношений с окружающими. Интеллект является ведущим, стержневым качеством не только когнитивного, но и целостного личностного развития. С ним связаны направленность и установки личности, система ее ценностей и самоотношение, он формирует личностный облик. Интеллект играет важнейшую роль в структуре целостной индивидуальности. Без уяснения его сущности неполным является понимание человека как Homo sapiens.
Таким образом, существует как практическая, так и научная необходимость разработки теоретической концепции интеллекта, выявления его психологических механизмов, а также экспериментального изучения его биологических основ и создания новых методов его диагностики.
Объект исследования - индивидуальные особенности интеллектуальных способностей, проявляющиеся в процессе решения человеком мыслительных задач, связанные с разной выраженностью силы нервной системы, рассматриваемой в качестве задатка интеллекта.
Предмет исследования - психологический механизм и психофизиологические предпосылки интеллектуальных способностей, обуславливающие появление качественно различных их типов.
Цель исследования состоит в раскрытии динамической сущности интеллектуальных способностей, выявлении их психофизиологических задатков, а также в разработке методологии и методов диагностики процессуальных особенностей интеллекта.
Гипотезы исследования:
- интеллект представляет собой динамическую систему, характеризующуюся взаимодействием сформированного интеллектуального стиля как совокупности привычных индивидуально-специфических способов и подходов человека к решению интеллектуальных задач и стратегий, разрабатываемых им для их решения;
- понимание интеллекта в качестве динамической характеристики субъекта делает возможным рассмотрение его в рамках отечественной теории способностей как индивидуально-психологической черты, определяющей успешность интеллектуальных компонентов деятельности, не включающей знания и умения, а формирующейся в процессе овладения последними;
- свойства нервной системы представляют собой задатки интеллектуальных способностей, так как от них зависят как динамическая, так и результативная стороны интеллектуальной деятельности;
- влияние основных свойств нервной системы на взаимоотношения процессуальной и результа главной сторон интеллектуальной деятельности определяется тем, что каждое свойство, имея синдром специфических проявлений, обуславливает конкретный характер и диапазон формирующихся у человека подходов к выполнению интеллектуальной деятельности, а также способов ее осуществления;
- процессуальный подход к диагностике интеллекта позволяет оценить диапазон и специфику приемов и способов решения интеллектуальных задач, обусловленных силой нервной системы; такой подход к диагностике повышает точность се прогнозов и создает основу для индивидуального подхода к учащимся с целью повышения уровня их интеллекта.
Задачи исследования:
1. Систематизировать экспериментально-теоретические и психодиагностические представления об интеллекте и определить тенденции развития современной психологии интеллекта.
2. Обосновать и разработать основы психофизиологического подхода к исследованию процессуального механизма интеллекта.
3. Выявить индивидуальное своеобразие, присущее людям, различающимся выраженностью силы нервной системы, в деятельности по решению разных типов интеллектуальных задач.
4. Осуществить экспериментальное исследование взаимосвязи процессуальной и результативной сторон интеллектуальной деятельности.
5. Раскрыть специфику и механизм влияния силы нервной системы на интеллектуальную деятельность.
6. Разработать методы диагностики соотносимых с силой нервной системы процессуальных особенностей интеллектуального выполнения субъектом деятельности.
7. Обосновать возможности воздействия на интеллект путем индивидуализации обучения.