Гипертекст как средство обучения письменной и устной речи английского языка на старшем этапе СОШ
|
Введение 3
I ГЛАВА. ОНТОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СТАТУС ГИПЕРТЕКСТА 6
1.1. Гипертекст. Подходы к изучению гипертекста 6
1.2. Онтологические характеристики электронного гипертекста и
перспективы его лингвистического исследования. Основные функции гипертекста 11
1.3. Гиперссылки. Их классификация 17
1.4. Преимущества гипертекстового способа представления данных и их
реализация при обучении самостоятельному высказыванию 19
Выводы по первой главе 23
II ГЛАВА. РОЛЬ ГИПЕРТЕКСТА В ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ И
УСТНОЙ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 25
2.1. Лингвистический анализ гипертекстуальности сайтов по саморазвитию 25
2.2. Процедура создания гипертекста на иностранном языке 36
2.3. Методика работы с гипертекстом 38
2.4. Развитие письменной и устной компетенции школьников на старшем
этапе обучения иностранному языку 40
2.5. Применение гипертекста для совершенствования умений устной и
письменной речи школьников 44
Выводы по второй главе 52
Список литературы 56
I ГЛАВА. ОНТОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СТАТУС ГИПЕРТЕКСТА 6
1.1. Гипертекст. Подходы к изучению гипертекста 6
1.2. Онтологические характеристики электронного гипертекста и
перспективы его лингвистического исследования. Основные функции гипертекста 11
1.3. Гиперссылки. Их классификация 17
1.4. Преимущества гипертекстового способа представления данных и их
реализация при обучении самостоятельному высказыванию 19
Выводы по первой главе 23
II ГЛАВА. РОЛЬ ГИПЕРТЕКСТА В ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ И
УСТНОЙ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 25
2.1. Лингвистический анализ гипертекстуальности сайтов по саморазвитию 25
2.2. Процедура создания гипертекста на иностранном языке 36
2.3. Методика работы с гипертекстом 38
2.4. Развитие письменной и устной компетенции школьников на старшем
этапе обучения иностранному языку 40
2.5. Применение гипертекста для совершенствования умений устной и
письменной речи школьников 44
Выводы по второй главе 52
Список литературы 56
Новые информационные технологии, появившиеся в конце XX - в начале XXI в. способствовали изменению бумажного информационного текста на электронный и создали новый способ формирования текстового пространства. Новый тип текста, гипертекст, называли «надтекст», «сверхтекст», нечто большее, чем просто текст, что показывает приставка «гипер-», которая означает «сверх», «чрезмерно».
Термин «гипертекст» в последнее время широко применяется в разных областях науки. С его помощью определяют широкий спектр социологических, информационных и технологических проблем. Гипертекстовые технологии представляют особый интерес для лингвистики. Лингвисты рассматривают гипертекст через многогранность традиционного текста и сравнивают их основные характеристики.
Существует множество значений термина «текст», «гипертекст» является его производным и тоже имеет большое количество определений. Но самым распространенным из них является определение из компьютерных руководств: «Гипертекст - это текст, связанный ссылками с другими текстами».
Представленное исследование «Гипертекст как средство обучения письменной и устной речи английского языка на старшем этапе в СОШ» не вызывает сомнения с точки зрения актуальности, так как рассматривает онтологический статус электронного гипертекста и перспективы его лингвистического исследования.
Цель нашего исследования заключается в обзоре и изучении гипертекста при обучении английскому языку и в выборе наиболее эффективных подходов для обучения письму и говорению.
Согласно цели исследования выдвигаются следующие задачи:
1) изучить теоретическую базу исследуемой проблемы;
2) рассмотреть терминологический аппарат гипертекста;
3) исследовать гипертекст на примере англоязычного сайта «PsychCentral» и русскоязычного сайта «Блог Николая Перова. Саморазвитие и самосознание»;
4) рассмотреть основные подходы к изучению гипертекста;
5) создать собственную базу упражнений, основывающуюся на рассмотрении наиболее эффективных подходов и методов.
Объектом исследования является использование гипертекста для обучения иностранному языку с точки зрения онтолингвистики.
Предметом исследования является использование гипертекста для обучения письменной и устной речи на уроках английского языка.
В нашей исследовательской работе используются следующие методы исследования:
• общенаучные: анализ, синтез, дедукция и индукция;
• частнолингвистические (например, функциональный, когнитивный, прагмалингвистический, структурно-семантичсекий);
Языковым материалом, использованным в исследовании, являются англоязычный сайт «PsychCentral» и русскоязычный сайт «Блог Николая Перова. Саморазвитие и самосознание».
Теоретическую базу исследования составляют концепция гипертекста, рассмотренная в трудах таких российских и зарубежных авторов, как В. Буш, И.Р Купер, Т Нельсон, Т.И. Рязанцева, П.И. Сергиенко, М.М. Субботин, основные характеристики гипертекста, его функции, классификация гиперссылок, изложенные в работах О.В. Дедовой, А.А. Калмыковой, О.В. Лутовиновой, О.Н.Морозовой.
Научная новизна нашей работы заключается в том, что впервые предпринимается попытка исследования гипертекста в таких разноструктурных языках как английский и русский и отборе наиболее эффективных его подходов.
Практическая значимость работы заключаются в подборе наиболее эффективных упражнений с использованием сервисов гипертекста, которые направлены на формирование навыков письма и говорения у учащихся старших классов. Данные упражнения могут быть использованы учителями английского языка в старшей школе, также в языковых вузах в практической и теоретической грамматике с целью формирования навыков письма и говорения.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что данная работа позволяет систематизировать знания и структурировать информацию по теме и выявить языковые параллели.
Исследование состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы, выводов и приложения.
Термин «гипертекст» в последнее время широко применяется в разных областях науки. С его помощью определяют широкий спектр социологических, информационных и технологических проблем. Гипертекстовые технологии представляют особый интерес для лингвистики. Лингвисты рассматривают гипертекст через многогранность традиционного текста и сравнивают их основные характеристики.
Существует множество значений термина «текст», «гипертекст» является его производным и тоже имеет большое количество определений. Но самым распространенным из них является определение из компьютерных руководств: «Гипертекст - это текст, связанный ссылками с другими текстами».
Представленное исследование «Гипертекст как средство обучения письменной и устной речи английского языка на старшем этапе в СОШ» не вызывает сомнения с точки зрения актуальности, так как рассматривает онтологический статус электронного гипертекста и перспективы его лингвистического исследования.
Цель нашего исследования заключается в обзоре и изучении гипертекста при обучении английскому языку и в выборе наиболее эффективных подходов для обучения письму и говорению.
Согласно цели исследования выдвигаются следующие задачи:
1) изучить теоретическую базу исследуемой проблемы;
2) рассмотреть терминологический аппарат гипертекста;
3) исследовать гипертекст на примере англоязычного сайта «PsychCentral» и русскоязычного сайта «Блог Николая Перова. Саморазвитие и самосознание»;
4) рассмотреть основные подходы к изучению гипертекста;
5) создать собственную базу упражнений, основывающуюся на рассмотрении наиболее эффективных подходов и методов.
Объектом исследования является использование гипертекста для обучения иностранному языку с точки зрения онтолингвистики.
Предметом исследования является использование гипертекста для обучения письменной и устной речи на уроках английского языка.
В нашей исследовательской работе используются следующие методы исследования:
• общенаучные: анализ, синтез, дедукция и индукция;
• частнолингвистические (например, функциональный, когнитивный, прагмалингвистический, структурно-семантичсекий);
Языковым материалом, использованным в исследовании, являются англоязычный сайт «PsychCentral» и русскоязычный сайт «Блог Николая Перова. Саморазвитие и самосознание».
Теоретическую базу исследования составляют концепция гипертекста, рассмотренная в трудах таких российских и зарубежных авторов, как В. Буш, И.Р Купер, Т Нельсон, Т.И. Рязанцева, П.И. Сергиенко, М.М. Субботин, основные характеристики гипертекста, его функции, классификация гиперссылок, изложенные в работах О.В. Дедовой, А.А. Калмыковой, О.В. Лутовиновой, О.Н.Морозовой.
Научная новизна нашей работы заключается в том, что впервые предпринимается попытка исследования гипертекста в таких разноструктурных языках как английский и русский и отборе наиболее эффективных его подходов.
Практическая значимость работы заключаются в подборе наиболее эффективных упражнений с использованием сервисов гипертекста, которые направлены на формирование навыков письма и говорения у учащихся старших классов. Данные упражнения могут быть использованы учителями английского языка в старшей школе, также в языковых вузах в практической и теоретической грамматике с целью формирования навыков письма и говорения.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что данная работа позволяет систематизировать знания и структурировать информацию по теме и выявить языковые параллели.
Исследование состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы, выводов и приложения.
В нашей исследовательской работе был рассмотрен феномен гипертекста на основе лингвистического анализа. Изучив теоретическую базу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что данная тема практически не исследована. Существует еще очень ограниченное количество статей и экспериментов, и большинство из них имеют дело с фактическим инструментом, но недостаточно сосредоточены на методологическом аспекте его использования. Несмотря на широкое применение гипертекстовых систем, в настоящее время практически отсутствует целостная лингвистическая концепция гипертекста, его адекватное описание, нет даже однозначного и общепринятого толкования самого термина, так как разные исследователи предлагают разные трактовки данного феномена. Наиболее точным на наш взгляд является определение И. Р. Купера: «Гипертекст - это интернет, энциклопедия, справочник, книга с содержанием и предметным указателем, а также любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки (указания) на другие фрагменты».
Гипертекст как объект лингвистического анализа рассматривается в работах О.В. Дедовой, Е.В. Зыковой, Н.Ф. Ковалевой, Т.Е Литвиненко, Масаловой, Т.И. Рязанцевой, Н.С. Семчинской. Однако это подход к гипертексту недостаточно изучен. В нашей исследовательской работе впервые были сопоставлены русскоязычный и англоязычный гипертексты, сделан их лингвистический анализ, также были подобраны наиболее эффективные упражнения с использованием сервисов гипертекста, которые направлены на формирование навыков письма и говорения у учащихся старших классов.
Цель нашей исследовательской работы заключалась в обзоре и изучении гипертекста при обучении английскому языку и в выборе наиболее эффективных подходов для обучения письму и говорению.
В ходе исследования мы основывались на работы Купера И. Р., Дедовой О.В., Корнева С., Калмыковой А.А., Субботина М.М и других авторов, подробно изучили концепцию гипертекста, его характеристики, функции и подходы к его изучению, а также выполнили все поставленные задачи:
1) изучена теоретическая база исследуемой проблемы;
2) рассмотрен терминологический аппарат гипертекста;
3) исследован гипертекст на примере англоязычного сайта «PsychCentral» и русскоязычного сайта «Блог Николая Перова. Саморазвитие и самосознание»
4) рассмотрены основные подходы к изучению гипертекста;
5) создана собственная база упражнений, основывающаяся на рассмотрении наиболее эффективных подходов и методов.
Проведенный нами лингвистический анализ гипертекста позволил установить, что разработанные на основе данного анализа упражнения могут быть использованы для развития навыков чтения, письма и говорения у учащихся старших классов. Для достижения таких результатов необходимо акцентировать внимание на особенности не только определенного учебного предмета, но и специфику самого метода. Только в том случае процесс обучения английскому языку будет наиболее результативным. В нашей работе были предложены различные варианты использования гипертекста на уроках английского языка. Данные упражнения могут быть использованы учителями английского языка в старшей школе, также в языковых вузах в практической и теоретической грамматике с целью формирования навыков письма и говорения.
Итак, как подтверждает наше исследование, преподаватель по- прежнему является важнейшим звеном в цепочке компьютеризации образования, поэтому ему необходимо овладеть определенным методическим уровнем владения мультимедийными технологиями для успешного их применения в обучении иностранным языкам.
Гипертекстовая технология является одной из современных информационных технологий, которая базируется на педагогическую деятельность. Данная технология дает учителю новые возможности по обдумыванию, планированию и проведению учебного процесса, структурированию учебного материала, помогает разнообразить деятельность в классе, мотивировать студентов и привлечь их к занятиям, а ученику позволяет активно управлять ходом своей познавательной и учебной деятельности.
Гипертекст как объект лингвистического анализа рассматривается в работах О.В. Дедовой, Е.В. Зыковой, Н.Ф. Ковалевой, Т.Е Литвиненко, Масаловой, Т.И. Рязанцевой, Н.С. Семчинской. Однако это подход к гипертексту недостаточно изучен. В нашей исследовательской работе впервые были сопоставлены русскоязычный и англоязычный гипертексты, сделан их лингвистический анализ, также были подобраны наиболее эффективные упражнения с использованием сервисов гипертекста, которые направлены на формирование навыков письма и говорения у учащихся старших классов.
Цель нашей исследовательской работы заключалась в обзоре и изучении гипертекста при обучении английскому языку и в выборе наиболее эффективных подходов для обучения письму и говорению.
В ходе исследования мы основывались на работы Купера И. Р., Дедовой О.В., Корнева С., Калмыковой А.А., Субботина М.М и других авторов, подробно изучили концепцию гипертекста, его характеристики, функции и подходы к его изучению, а также выполнили все поставленные задачи:
1) изучена теоретическая база исследуемой проблемы;
2) рассмотрен терминологический аппарат гипертекста;
3) исследован гипертекст на примере англоязычного сайта «PsychCentral» и русскоязычного сайта «Блог Николая Перова. Саморазвитие и самосознание»
4) рассмотрены основные подходы к изучению гипертекста;
5) создана собственная база упражнений, основывающаяся на рассмотрении наиболее эффективных подходов и методов.
Проведенный нами лингвистический анализ гипертекста позволил установить, что разработанные на основе данного анализа упражнения могут быть использованы для развития навыков чтения, письма и говорения у учащихся старших классов. Для достижения таких результатов необходимо акцентировать внимание на особенности не только определенного учебного предмета, но и специфику самого метода. Только в том случае процесс обучения английскому языку будет наиболее результативным. В нашей работе были предложены различные варианты использования гипертекста на уроках английского языка. Данные упражнения могут быть использованы учителями английского языка в старшей школе, также в языковых вузах в практической и теоретической грамматике с целью формирования навыков письма и говорения.
Итак, как подтверждает наше исследование, преподаватель по- прежнему является важнейшим звеном в цепочке компьютеризации образования, поэтому ему необходимо овладеть определенным методическим уровнем владения мультимедийными технологиями для успешного их применения в обучении иностранным языкам.
Гипертекстовая технология является одной из современных информационных технологий, которая базируется на педагогическую деятельность. Данная технология дает учителю новые возможности по обдумыванию, планированию и проведению учебного процесса, структурированию учебного материала, помогает разнообразить деятельность в классе, мотивировать студентов и привлечь их к занятиям, а ученику позволяет активно управлять ходом своей познавательной и учебной деятельности.



