Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гипертекст как средство обучения письменной и устной речи английского языка на старшем этапе СОШ

Работа №43288

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
457
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I ГЛАВА. ОНТОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СТАТУС ГИПЕРТЕКСТА 6
1.1. Гипертекст. Подходы к изучению гипертекста 6
1.2. Онтологические характеристики электронного гипертекста и
перспективы его лингвистического исследования. Основные функции гипертекста 11
1.3. Гиперссылки. Их классификация 17
1.4. Преимущества гипертекстового способа представления данных и их
реализация при обучении самостоятельному высказыванию 19
Выводы по первой главе 23
II ГЛАВА. РОЛЬ ГИПЕРТЕКСТА В ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ И
УСТНОЙ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 25
2.1. Лингвистический анализ гипертекстуальности сайтов по саморазвитию 25
2.2. Процедура создания гипертекста на иностранном языке 36
2.3. Методика работы с гипертекстом 38
2.4. Развитие письменной и устной компетенции школьников на старшем
этапе обучения иностранному языку 40
2.5. Применение гипертекста для совершенствования умений устной и
письменной речи школьников 44
Выводы по второй главе 52
Список литературы 56

Новые информационные технологии, появившиеся в конце XX - в начале XXI в. способствовали изменению бумажного информационного текста на электронный и создали новый способ формирования текстового пространства. Новый тип текста, гипертекст, называли «надтекст», «сверхтекст», нечто большее, чем просто текст, что показывает приставка «гипер-», которая означает «сверх», «чрезмерно».
Термин «гипертекст» в последнее время широко применяется в разных областях науки. С его помощью определяют широкий спектр социологических, информационных и технологических проблем. Гипертекстовые технологии представляют особый интерес для лингвистики. Лингвисты рассматривают гипертекст через многогранность традиционного текста и сравнивают их основные характеристики.
Существует множество значений термина «текст», «гипертекст» является его производным и тоже имеет большое количество определений. Но самым распространенным из них является определение из компьютерных руководств: «Гипертекст - это текст, связанный ссылками с другими текстами».
Представленное исследование «Гипертекст как средство обучения письменной и устной речи английского языка на старшем этапе в СОШ» не вызывает сомнения с точки зрения актуальности, так как рассматривает онтологический статус электронного гипертекста и перспективы его лингвистического исследования.
Цель нашего исследования заключается в обзоре и изучении гипертекста при обучении английскому языку и в выборе наиболее эффективных подходов для обучения письму и говорению.
Согласно цели исследования выдвигаются следующие задачи:
1) изучить теоретическую базу исследуемой проблемы;
2) рассмотреть терминологический аппарат гипертекста;
3) исследовать гипертекст на примере англоязычного сайта «PsychCentral» и русскоязычного сайта «Блог Николая Перова. Саморазвитие и самосознание»;
4) рассмотреть основные подходы к изучению гипертекста;
5) создать собственную базу упражнений, основывающуюся на рассмотрении наиболее эффективных подходов и методов.
Объектом исследования является использование гипертекста для обучения иностранному языку с точки зрения онтолингвистики.
Предметом исследования является использование гипертекста для обучения письменной и устной речи на уроках английского языка.
В нашей исследовательской работе используются следующие методы исследования:
• общенаучные: анализ, синтез, дедукция и индукция;
• частнолингвистические (например, функциональный, когнитивный, прагмалингвистический, структурно-семантичсекий);
Языковым материалом, использованным в исследовании, являются англоязычный сайт «PsychCentral» и русскоязычный сайт «Блог Николая Перова. Саморазвитие и самосознание».
Теоретическую базу исследования составляют концепция гипертекста, рассмотренная в трудах таких российских и зарубежных авторов, как В. Буш, И.Р Купер, Т Нельсон, Т.И. Рязанцева, П.И. Сергиенко, М.М. Субботин, основные характеристики гипертекста, его функции, классификация гиперссылок, изложенные в работах О.В. Дедовой, А.А. Калмыковой, О.В. Лутовиновой, О.Н.Морозовой.
Научная новизна нашей работы заключается в том, что впервые предпринимается попытка исследования гипертекста в таких разноструктурных языках как английский и русский и отборе наиболее эффективных его подходов.
Практическая значимость работы заключаются в подборе наиболее эффективных упражнений с использованием сервисов гипертекста, которые направлены на формирование навыков письма и говорения у учащихся старших классов. Данные упражнения могут быть использованы учителями английского языка в старшей школе, также в языковых вузах в практической и теоретической грамматике с целью формирования навыков письма и говорения.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что данная работа позволяет систематизировать знания и структурировать информацию по теме и выявить языковые параллели.
Исследование состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы, выводов и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей исследовательской работе был рассмотрен феномен гипертекста на основе лингвистического анализа. Изучив теоретическую базу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что данная тема практически не исследована. Существует еще очень ограниченное количество статей и экспериментов, и большинство из них имеют дело с фактическим инструментом, но недостаточно сосредоточены на методологическом аспекте его использования. Несмотря на широкое применение гипертекстовых систем, в настоящее время практически отсутствует целостная лингвистическая концепция гипертекста, его адекватное описание, нет даже однозначного и общепринятого толкования самого термина, так как разные исследователи предлагают разные трактовки данного феномена. Наиболее точным на наш взгляд является определение И. Р. Купера: «Гипертекст - это интернет, энциклопедия, справочник, книга с содержанием и предметным указателем, а также любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки (указания) на другие фрагменты».
Гипертекст как объект лингвистического анализа рассматривается в работах О.В. Дедовой, Е.В. Зыковой, Н.Ф. Ковалевой, Т.Е Литвиненко, Масаловой, Т.И. Рязанцевой, Н.С. Семчинской. Однако это подход к гипертексту недостаточно изучен. В нашей исследовательской работе впервые были сопоставлены русскоязычный и англоязычный гипертексты, сделан их лингвистический анализ, также были подобраны наиболее эффективные упражнения с использованием сервисов гипертекста, которые направлены на формирование навыков письма и говорения у учащихся старших классов.
Цель нашей исследовательской работы заключалась в обзоре и изучении гипертекста при обучении английскому языку и в выборе наиболее эффективных подходов для обучения письму и говорению.
В ходе исследования мы основывались на работы Купера И. Р., Дедовой О.В., Корнева С., Калмыковой А.А., Субботина М.М и других авторов, подробно изучили концепцию гипертекста, его характеристики, функции и подходы к его изучению, а также выполнили все поставленные задачи:
1) изучена теоретическая база исследуемой проблемы;
2) рассмотрен терминологический аппарат гипертекста;
3) исследован гипертекст на примере англоязычного сайта «PsychCentral» и русскоязычного сайта «Блог Николая Перова. Саморазвитие и самосознание»
4) рассмотрены основные подходы к изучению гипертекста;
5) создана собственная база упражнений, основывающаяся на рассмотрении наиболее эффективных подходов и методов.
Проведенный нами лингвистический анализ гипертекста позволил установить, что разработанные на основе данного анализа упражнения могут быть использованы для развития навыков чтения, письма и говорения у учащихся старших классов. Для достижения таких результатов необходимо акцентировать внимание на особенности не только определенного учебного предмета, но и специфику самого метода. Только в том случае процесс обучения английскому языку будет наиболее результативным. В нашей работе были предложены различные варианты использования гипертекста на уроках английского языка. Данные упражнения могут быть использованы учителями английского языка в старшей школе, также в языковых вузах в практической и теоретической грамматике с целью формирования навыков письма и говорения.
Итак, как подтверждает наше исследование, преподаватель по- прежнему является важнейшим звеном в цепочке компьютеризации образования, поэтому ему необходимо овладеть определенным методическим уровнем владения мультимедийными технологиями для успешного их применения в обучении иностранным языкам.
Гипертекстовая технология является одной из современных информационных технологий, которая базируется на педагогическую деятельность. Данная технология дает учителю новые возможности по обдумыванию, планированию и проведению учебного процесса, структурированию учебного материала, помогает разнообразить деятельность в классе, мотивировать студентов и привлечь их к занятиям, а ученику позволяет активно управлять ходом своей познавательной и учебной деятельности.



1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. / И. В. Арнольд - 4-е изд., испр. и доп.- М.: Флинта: Наука, 2002.
2. Барышников Н. В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
3. Бим И. Л., Каменецкая Н. П., Миролюбов А. А. и др. О преподавании иностранных языков на современном этапе // Иностранный язык в школе. 1995. №3.
4. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 12-18.
5. Ботева Е. Г. Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе. URL: http://festival.1september.ru/articles/614799/ дата обращения: 15.04.2018.
6. Воронина О. В. Обучение гипертекстовой технологии как фактор подготовки будущих учителей к педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2001. С. 114.
7. Г альперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Г альперин. - М., 2007 - 148 с.
8. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова, Н. И. Г ез. - М., 2008.
9. Глебова М. В. Психолого-педагогическое условие развития продуктивного мышления старшеклассника / М. В. Глебова. - М., 2001. 104 с.
10. Дедова О. В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма / О. В. Дедова // Вестник МГУ. Сер. 9, Филология. - 2001. - № 4. - С. 22-36
11. Дедова О. В. Теория гипертекста и гипертекстовые практики в
Рунете / О. В. Дедова. - М.: МАКС Пресс, 2008, - 284 с.
12. Днепров Э. Д., Аркадьев А. Г. Примерная программа основного общего образования по иностранным языкам (основное общее образование. Английский язык) / Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев . - М., 2008.
13. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. - М. : Наука, 1982. - 158 с.
14. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991, - 221 с.
15. Истрин В. А. Возникновение и развитие письма / В. А. Истрин. - М. : Наука, 1965. - 600 с.
16. Каджарова М. М. Композиционно-стилистические особенности английского эссе первой половины XVIII века :автореф. дисс. . канд. филол. наук. - Ашхабад, 1983. -19 с.
17. Калмыков А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ / А. А. Калмыков. - М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2009. - 84 с.
18. Клочкова Е. С. Субстантивные гиперссылки как средство расширения тезауруса и создания ассоциативного поля // Гипертекст как объект лингвистического исследования. - Е. С. Клочкова. - Самара, 2010.
19. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. - СПб.: Изд-во «РусскоБалтийский информационный центр «БЛИЦ»», « CambridgeUniversityPress », 2004. 224с.
20. Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодернизма: Интернет как место обитания литературы / С. Корнев // Новое литературное обозрение. - 1998. - № 32. - С. 29-40.
21. Кудряшова О. В. Компетентностный подход к обучению письменной речи как проблема теории и практики обучения иностранным языкам // Вестник ЮУрГУ. - 2007. № 1. С. 36-41.
22. Купер И.Р. Гипертекст как способ коммуникации / И.Р. Купер // Социологический журнал. - 2005. - №1-2. С. 37-59.
23. Лапидус Б. А. Обучение второму иностранному языку как специальности / Б. А. Лапидус. - М., 1980. 173 с.
24. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - М.: Просвещение, - 2011 - 214 с.
25. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. М.: МГУ, 1979, - 320 с.
26. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. Москва: Изд-во ЛКИ, 2008 - 416 с.
27. Мильруд Р. П. Методика обучения иноязычной письменной речи // Иностранные языки в школе. - 1997. - № 2.
28. Морозова О. Н. Политический рекламный дискурс в интернетпространстве Великобритании: на материале персональных сайтов членов парламента Великобритании: дис. ... докт. филол. наук. - СПб., 2012. - 348 с.
29. Нестеров А.В. Гипертекст: тензорный подход (гипертекстовый вариант) Текст. / А. В. Нестеров. Новосибирск. Препринт, 1991. - 15 с.
30. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. / Сост. Леонтьев А. А. М.: 1991. - 360 с.
31. Опойкова О. Н. Обучение написанию аргументированного эссе на английском языке // Иностранные языки в школе. - 2009. №6. - С. 30-32.
32. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иностранному общению / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 2010. - 276 с.
33. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика: учеб. пособие. - М.: МГЛУ, 2002. - 576 с.
34. Потылицина И. Г. Дискурсивный аспект аллюзивной интертекстуальности английского эссе: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2005. - 21с.
35. Прохорова Н. А. Writing an Essay. Письменное высказывание с элементами рассуждения // FirstEnglish. - 2009. - №1. - C. 31-32.
36. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 278.
37. Рязанцева Т. И. Гипертекст и электронная коммуникация / Т. И. Рязанцева. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 256 с.
38. Стройков С. А. Основные понятия лингвистической
электронного лексикографического гипертекста // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12, № 5. - C. 3.
39. Субботин М. М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации // Итоги науки и техники, серия информатики / ВИНИТИ. -
1994. - Т. 18. - 158 с.
40. Субботин М. М. Новая информационная технология: создание и обработка гипертекстов// НТИ. - Серия 2.- 1988. - № 5. - С. 2-6.
41. Ушакова С.В. К вопросу о подходах к обучению творческой письменной речи на иностранном языке в современной общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 9. - С. 61-67.
42. Эпштейн В. Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы.
1998. - Режим доступа: http: //newasp. omskreg. ru/intellect/f27. htm, дата
обращения 25.02.2018
43. Bush V. As we may think // Atlantic Monthly. Vol. 176. No 1. 1945.
P. 101-108
44. Joyce M. Storyspace as a hypertext system for writers and reader of varying ability / M. Joyce // Hypertext 91 Proceedings, ACM Baltimore, pp. 381389, 1991.
45. Nelson Th. H. A file structure for the complex, the changing and indeterminate / Th. H. Nelson // ACM 20th National Conference. Clevelend; Ohio, 1965.
46. 2001. URL: http://festival.1september.ru/articles/538539/ (дата
обращения 07.11.2014)
47. URL: http://nperov.ru/volya/kak-razvit-silu-voli-i-samodisciplinu-
chast-1-teoriva/, дата обращения к ресурсу: 05.05. 2018 
https://blogs.psvchcentral.com/psvchologv- self/2018/05/childhood-self-esteem/. дата обращения к ресурсу: 05. 05. 2018
49. URL: https://inlpcenter.org/interpersonal-skills-3/. дата обращения к ресурсу: 25. 05. 2018
50. URL: https://blogs.psvchcentral.com/psvchologv-self/2017/06/when- feedback-matters/ , дата обращения к ресурсу: 25. 05. 2018
51. URL: https://psvchcentral. com/blo g/could-depression-be-natures-wav- of-saving-think/. дата обращения к ресурсу: 25. 05. 2018
52. URL: https://blogs.psvchcentral.com/psvchologv-
self/2018/05/childhood-self-esteem/. дата обращения к ресурсу: 05. 05. 2018


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ