Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования и применения механизмов
стимулирования и мотивации персонала 6
1.1 Роль, методы и значение стимулирования персонала 6
1.2 Опыт зарубежных компаний в сфере стимулирования персонала 12
1.3 Тенденции развития системы стимулирования персонала предприятий в
отечественной практики 21
2. Анализ системы стимулирования персонала на примере хостела «Перекресток» 28
2.1. Краткая характеристика хостела «Перекресток» 28
2.2. Конкурентный анализ хостела "Перекрёсток" на рынке гостиничных услуг 38
2.3. Анализ проблем мотивации и стимулирование персонала «Перекресток 6
3. Направления совершенствования системы стимулирования 57
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложение
В настоящее время в Российской Федерации формируются рыночные отношения, которые существенно меняют формы ведения хозяйства. В рыночных обстоятельствах каждая компания регулярно находится в состоянии конкурентной борьбы и ей необходимо увеличивать качество выпускаемой продукции, для того чтобы быть конкурентоспособной. Тут нельзя обойтись без качественной работы персонала компании. Люди играют особую значимость в развитии организации. С одной стороны, они считаются создателями организаций, характеризуют их цели и выбирают пути свершения этих целей. С иной стороны, люди считаются важным ресурсом, используемым абсолютно всеми без исключения организациями для реализации своих целей. В данном качестве - персонал компании - они нуждаются в управлении. Поэтому менеджерам следует задумываться об увеличении качества труда, что невозможно в отсутствии применения в процессе управления различных методов стимулирования.
Одной из важнейших функций в системе управления персоналом организации является стимулирование труда. Хорошая мотивация создает условия, для успешного достижения общей конечной цели производства и для полной трудовой отдачи всех работников, развития их творческой активности и удовлетворения как физических, так и духовных потребностей.
В настоящее время руководителям компаний необходимо учитывать теории мотивации и стимулирования труда для повышения производительности труда на предприятии, так как они дают возможность, используя различные методы мотивации, добиться хороших результатов работы и повышения положения организации на рынке. Однако на современных отечественных компаниях недостаточно внимания уделяют важности системы стимулирования, что приводит к снижению производительности и качества труда работников, так как не отвечают потребностям персонала.
Цель работы - определить пути совершенствования методов мотивации и стимулирования персонала хостела «Перекресток», Казань.
Для выполнения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить роль и значение мотивации и стимулирования персонала.
- Освоить опыт зарубежных компаний в сфере мотивации и стимулирования персонала.
- Проанализировать систему стимулирования персонала хостела «Перекресток».
- Определить проблемы системы стимулирования и мотивации персонала хостела «Перекресток».
- Разработать комплексную программу стимулирования персонала хостела «Перекресток».
Объект исследования - система управления персоналом хостела «Перекресток».
Предмет исследования - методы стимулирования персонала хостела «Перекресток».
Методологический подход предполагает комплексное изучение особенностей стимулирования персонала. Методы исследования включают системный подход к изучению методов стимулирования гостиничного персонала, комплексный социально-экономический и статистический анализ. Помимо этого, использовались социологические и социально-психологические методы в исследовании, направленные на выявление и сбор информации (анкетирование, изучение элементов стимулирования гостиничного персонала); содержательная интерпретация результатов исследования и их математическая обработка, группировка.
Данная работа выполнена на основе изучения методической литературы по менеджменту и управлению персоналом. Основными источниками стали работы ученых по теории управления трудовой мотивацией и стимулированием.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В условиях современной рыночной экономики персонал компании является ее наиболее важным ресурсом. Именно от эффективности его функционирования, рационального его использования зависит прибыльность компании. На данном этапе наиболее важным фактором, оказывающим влияние на качество труда и эффективность функционирования сотрудников является их стимулирования. Стимулирование труда - это, прежде всего внешнее побуждение, компонент трудовой ситуации, который влияет на поведение индивида в сфере труда, материальная оболочка мотивации сотрудников. Вместе с тем оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно.
Стимулирование - это комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работающих, и, как следствие, повышение эффективности труда, его качества Система мотивации и стимулирования включает материальные и нематериальные методы. К материальным методам относятся денежные и неденежные формы стимулирования, к нематериальным методам относятся социальные, моральные и творческие методы мотивации и стимулирования.
Применение системы стимулирования будет способствовать эффективной деятельности организации, повышению качества выпускаемых товаров и предоставляемых услуг, а также повышению конкурентоспособности организации в условиях развития рыночных отношений.
Применение разных форм и методов стимулирования даст возможность сформировать руководству компании эффективную мотивацию сотрудников к эффективной деятельности, что, в свою очередь, станет способствовать не только лишь функционированию, но и развитию компании. По этой причине хозяйственная деятельность компании во многом находится в зависимости от правильной организации финансовой и управленческой работы в компании.
Успех каждой компании во многом находится в зависимости от того, в какой степени полно и четко было проанализировано реальное положение дел в сфере управления предприятием. Экономические реформы предполагают утверждение таких условий хозяйствования, при которых сотрудники получают реальную возможность проявить свою инициативу и чтобы эти условия вызвали у них интерес к трудовой деятельности. Нельзя экономить на заработной плате хорошим сотрудникам. Одной лояльности компании мало для продолжительной деятельность в ней. Низшие потребности также обязательно должны быть удовлетворены, в особенности, когда они связаны с такими высшими потребностями, как уважение и признание, которые в настоящее время базируются на размере зарплаты.
Процесс стимулирования труда является одним из важных элементов системы управления. Он построен на удовлетворении материальных и нематериальных потребностей персонала, охватывает разные области. При построении эффективной системы стимулирования это положительно скажется на производительности труда и в целом и на прибыли компании.
Компания «Перекресток» - независимая управляющая компания, специализирующаяся на управлении многоквартирными домами, является надежным и компетентным партнёром, способным профессионально решать задачи различной степени сложности. В настоящий момент компания «Перекресток» обслуживает более 60% жилого фонда микрорайона Московка-2, города Омска. Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли и использование её в интересах компании, а также насыщения рынка предлагаемыми услугами.
«Перекресток» является достаточно доходной компанией. Объемы оказываемых услуг организации растут, но в 2017 году отмечается замедление темпов роста. Такое положение дел можно объяснить с экономической ситуацией. За анализируемые годы наблюдается рост выручки и незначительное увеличение прибыли организации. Так темп роста прибыли в 2016 выросла 15%, а в году 2017 году - на 4%, что говорит о замедлении темпа роста прибыли организации в 2017 году.
Как показал проведенный анализ системы мотивации в «Перекресток» основными проблемами являются:
1. Система материального стимулирования не выполняет своей прямой функции, т.е. получение премии не является стимулом для работников «Перекресток». Причиной того, что большая часть работников не удовлетворена уровнем заработной платы, является ее стабильность и не зависимость от результатов работы.
2. Также существенным недостатком является отсутствие системы нематериального стимулирования. При этом, так как система нематериального стимулирования в «Перекресток» отсутствует полностью, то к ее формированию необходимо подходить поэтапно. Вводя различные способы стимулирования постепенно.
Таким образом, основными направлениями совершенствования стимулирования труда персонала являются: введение новой системы премирования работников и разработка системы нематериального стимулирования. При реализации данных рекомендаций работники «Перекресток» будут иметь четкое представление о существующей системе стимулирования, т.е. от чего зависит размер премии каждого работника. Введение нематериального стимулирования также будет способствовать росту лояльности персонала и повышению его мотивации.
1. Алавердов А.Р. Управление персоналом организации: [Текст]: Учеб. пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 192 с.
2. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 239 с.
3. Башкатова Ю.И. Особенности мотивации персонала в современных корпорациях [Текст] / Ю.И. Башкатова, Р.В. Каптюхин, Л.В. Звягина // Молодой ученый. - 2016. № 6 С. 3-5
4. Бедяева Т. В. Управление персоналом на предприятии туризма: [Текст]: Учебник / Т.В. Бедяева, А.С. Захаров; Под ред. проф. Е.И. Богданова.
- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 180 с.
5. Бугаков, В.М. Управление персоналом: [Текст]: Учеб. пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 237 с.
6. Бухалков, М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: [Текст]: Учеб. пособие / М.И. Бухалков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 192 с.
7. Бухалков, М.И. Организация и нормирование труда: [Текст]:
Учебник для вузов/Бухалков М. И., 4-е изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 380 с.
8. Варданян, И. С. Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала [Текст] / Варданян И. С. // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 1 (янв.-февр.). С. 129-132
9. Веснин В.Р. Менеджмент: [Текст]: учебник / В.Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 264 с.
10. Ветлужских Е. Депремирование: преимущества и недостатки [Текст] / Е. Ветлужских // Управление компанией . 2017. № 5 . С.70-73.
11. Гонтарева О.В. Особенности материального и нематериального стимулирования работников в системе управления организацией [Текст] /
О.В. Гонтарева //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 46. С. 108-111.
12. Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами: [Текст]: Учебник для бакалавров / А. в. Дейнека, в. А. Беспалько. - М . : Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 392 с.
13. Дешина, С. П. Эффективность управления персоналом организации в контексте теории заинтересованных сторон [Текст] / С. П Дешина // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 5 (сент.-окт.). С 118124.
14. Евтихов О. В. Управление персоналом организации: [Текст]: Учеб. пособие / О.В. Евтихов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 297 с.
15. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: [Текст]: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 300 с.
16. Егоршин А.П. Организация труда персонала: [Текст]: учебник /
А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 169 с.
17. Егоршин А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: [Текст]: Учеб. пособие / А. П. Егоршин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 378 с.
18. Жарнакова Е.Ю. Нематериальное стимулирование работников как фактор повышения производительности труда (постановка проблемы) [Текст] / Е.Ю. Жарнакова // Проблемы права. 2016. № 5 (48). С. 85-87.
19. Зайцева, Т.В. Управление персоналом: [Текст]: Учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.
20. Захарова Л.Н. Психология управления: [Текст]: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2011. - 300 с.
21. Истратий Ю.А. Особенности использования свободного времени как элемента нематериального стимулирования [Текст] /Ю.А. Истратий //
Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2016. № 2. С. 82-88.
22. Качанова А.А. Особенности систем мотивации персонала [Текст]
/ А.А. Качанов // Nauka-Rastudent.ru. 2017. № 4 (16). С. 7.
23. Кибанов А. Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда [Текст]: Монография / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева; ГУУ - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 229 с.
24. Кинев П.А. Нематериальное стимулирование [Текст] / П.А. Кинев //Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 25. С. 60-61.
25. Козлов О.И. Разработка эффективных формул стимулирования персонала [Текст] / О.И. Козлов // Консультант директора. 2017. № 19. С. 28 - 34.
26. Комаров Е. Стимулирование и мотивация в современном управлении [Текст]/ Е. Комаров // Управление персоналом. 2016. № 1 С. 38-41.
27. Котова Л. Ключевые показатели эффективности системы управления персоналом [Текст] / Л. Котова // Кадровик. 2010. №12. С.44-50.
28. Кошелева Ю. Мотивация персонала [Текст] / Ю. Кошелева, М. Архипов, М. Токарева // Управление персоналом. 2012. №16. С.12-34.
29. Ларионова О.А. Особенности материального и нематериального стимулирования [Текст] / О.А. Ларионова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2016. № 7-8 (60). С. 133-137.
30. Лукичева, Л.И. Управление персоналом: [Текст]: Учеб. пособие / Л.И. Лукичева; Под ред. Ю.П. Анискин. - М.: Омега-Л, 2015. - 263 с.
31. Макс О.Н. Разработка системы материального стимулирования [Текст] / О.Н. Макс // Эффективные системы менеджмента - гарантии устойчивого развития. 2016. Т. 1. № 4. С. 38.
32. Мамлеева Р. Система мотивации персонала: Опыт разработки системы в компаниях [Текст] / Р. Мамлеева // Кадры предприятия. 2015. № 3. С.91-100.
33. Мандражи З.Р. Основные направления совершенствования системы нематериального стимулирования персонала [Текст] / З.Р. Мандражи // Таврический научный обозреватель. 2016. № 2 (7). С. 26-30.
34. Маслова, В.М. Управление персоналом: [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / В.М.Маслова. - М.: Юрайт, 2011. - 488 с.
35. Маслова, В.М. Управление персоналом: [Текст]: Учебник для бакалавров / В.М. Маслова. - М.: Юрайт, 2015. - 492 с.
36. Митрофанова, А.Е. Современные системы нематериального стимулирования персонала организации [Текст] / А.Е. Митрофанова //Вестник Университета (Государственный университет управления). 2016. № 11. С. 208-212.
37. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: [Текст]: Учебник для бакалавров / Е.Б. Моргунов. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с.
38. Мостовая Е.В. Формирование системы нематериального стимулирования [Текст] / Е.В. Мостовая // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем. 2016. №5. С. 127-129.
39. Мухаметьянов, Д.Х. Проблемы стимулирования и мотивации в управлении персоналом [Текст] / Д.Х. Мухаметьянов // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (46). С. 382-384.
40. Оксинойд, К.Э. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: [Текст]: Учеб.-практич. пособие / К.Э. Оксинойд. - М.: Проспект, 2012. - 64 с.
41. Потемкин, В.К. Управление персоналом: [Текст]: Учебник для вузов / В.К. Потемкин. - СПб.: Питер, Лидер, 2010. - 432 с.
42. Романова Е.В. Построение системы нематериального стимулирования [Текст] / Е.В. Романова // Экономика и предпринимательство. 2017. № 6-3 (59-3). С. 969-972.
43. Тарелкина Т. Мотивация в стиле ретро: Организационная культура. Моральная мотивация [Текст] / Т. Тарелкина // Управление персоналом. 2017. № 1. С. 17 - 20.
44. Тебекин, А.В. Управление персоналом: [Текст]: Учебник / А.В. Тебекин. - М.: КноРус, 2015. - 624 с.
45. Тикин В.Соревнование - традиция западного менеджмента [Текст] / В. Тикин // Менеджмент в России и за рубежом. 2016. № 5, сентябрь- октябрь. С.127-131
46. Хадасевич Н. Развитие потенциала персонала организации [Текст]/ Н. Хадасевич // Кадровик. 2010. №1. С.6-11.
47. Херцберг Ф.А. Мотивация к работе: [Текст]: Учеб. Пособие / Ф.А. Херцберг, Б.М. Моснер, Б.Т. Блох Снидерман : под ред. Ф.А. Херцберг.2-е изд., перераб. и доп.-М.: вершина, 2011.-215 с.
48. Чавыкина М.А. Необычные методы стимулирования персонала [Текст] / М.А. Чавыкина // Молодой ученый. - 2016. - № 4. - С. 631-632.
49. Эфендиев А. Г. Человеческие ресурсы российских бизнесорганизаций: проблемы формирования и управления: [Текст]: Монография
А.Г. Эфендиев, Е.С. Балабанова и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 192 с.
50. Яхонтова, Е.С. Стратегическое управление персоналом: [Текст]: Учеб. пособие / Е.С. Яхонтова. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2015. - 384 с.