Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Возрастные особенности представлений о семейной жизни (на примере юношей и подростков) (Общая психология, Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №43258

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2019
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
520
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: Учащиеся бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» и студенты Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет»
В исследовании приняли участие 30 обучающихся старших классов в возрасте от 15 до 18 лет, а также студенты университета, в количестве 30 человек.
В приложениях анкета и опросник.
Если поменять название базы исследования, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения представлений подростков и юношей о семейной жизни 6
1.1. Социальные представления в подростковом возрасте 6
1.2. Социальные представления в юношеском возрасте 9
1.3. Социальные представления о семье как объект исследования 12
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование представлений о семье и семейной жизни современных юношей и подростков 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Характеристики представлений о семейной жизни современных подростков 23
2.3. Характеристики представлений о семейной жизни современных юношей 30
2.4. Сравнительный анализ 36
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение 1. 46
Приложение 2. 49

В настоящее время современное общество постоянно испытывает кризисы в социальной, экономической и психологической жизни, которые влекут за собой трансформацию всех его подсистем, в том числе и семейных отношений, без которых немыслимо существование социума. В данном случае семья представляет особый интерес, так как обеспечивает стабильность общества, эволюционирует вместе с ним, а также выступает как пространство, в котором происходит репродукция населения, регулирование сексуальных отношений, удовлетворение потребностей индивидов в отдыхе и общении, а также личностное становление человека.
В то же время семья представляет собой один из ключевых элементов социальной структуры, который всегда испытывал и испытывает на себе определяющее влияние экономических, политических, духовных, социальных процессов, специфически трансформируя их в семейной атмосфере. Сокращение количества детей в семьях, потеря значимости близких родственников, распространение ценностей индивидуализма и гедонизма, разрушение нравственных устоев, ослабление социально-психологического эффекта общности приводит к антисоциальному поведению членов семьи, наркомании, алкоголизму, росту детской преступности и безнадзорности, социальному сиротству, различного рода враждебности на национальной основе, и т.д. В связи с этим возрастает роль изучения представлений молодого поколения о семейной жизни. Ведущую роль в данном случае играют актуальные тенденции современного общества, влияющие на развитие семейных отношений.
В настоящее время семейные отношения становятся объектом изучения различных специальных дисциплин: социологии, этнографии, демографии, психологии, медицины, и т.д. Вопросам изучения семьи посвящены работы И. Бахофена, Р. Бейлза, Э. Берджеса, Э.Гроссе, У. Гуда, Э.Дюркгейма, Ф. Ле Пле, Дж.Ф. Мак-Леннана, К. Маркса, Л. Моргана, Г.Мэна, Дж. Мэрдока, У. Огборна, О. Конт, Т. Парсонса, Г. Спенсер, Л. Стоуна, Э.Тайлора, Р. Хилла, К.Штарке, Ф. Энгельса и др.
Среди отечественных ученых плодотворно занимались исследованием проблем семьи и брака М.М. Ковалевский, И. Кухаржевский, П.А. Сорокин и др. В конце 80-х – начале 90-х годов 20 в. проблемы семьи, в частности, молодой семьи, также нашли свое отражение в работах Е.Ф. Ачильдеевой,
Л.Е. Дарского, Л.Н. Кузнецовой, В.М. Медкова, Д.Е. Новиковой,
А.Д. Плотникова, В.А. Сысенко, Л.В. Чуйко, Н.Д. Шимина, B.C. Языковой и др.
Несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по изучению семейных отношений, многие аспекты темы, важные в научном и практическом отношениях, являются недостаточно раскрытыми. Имеющие теоретические разработки в области изучения возрастных особенностей представлений о семейной жизни не получили должного развития в практической деятельности.
Цель работы: выявить и описать половозрастные особенности представлений о семье и семейной жизни современных юношей и подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть социальные представления о семье и семейной жизни в подростковом возрасте;
2. Рассмотреть социальные представления о семье и семейной жизни в юношеском возрасте;
3. Проанализировать содержание социальных представлений о семейной жизни;
4. Провести эмпирическое исследование представлений о семье и семейной жизни современных юношей и подростков;
5. Проанализировать характеристики представлений о семейной жизни современных подростков и юношей;
6. Провести сравнительный анализ по результатам исследования.

Объект исследования: социальные представления о семье и семейной жизни.
Предмет исследования: половозрастные особенности представлений о семье и семейной жизни современных юношей и подростков.
Методы исследования: в работе используется анализ литературы, анкетный опрос и сравнительный анализ.
Гипотеза: представления о семейной жизни у юношей и подростков характеризуются такими аспектами, как семейные ценности, семейное воспитание, распределение семейных ролей и обязанностей, а также семейное благополучие.
Курсовая работа объемом 41 страницу состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа включает 1 таблицу и 4 диаграммы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На этапе современного развития общества семья и семейные отношения как необходимый фактор физического, психологического и духовного развития молодого поколения. В настоящее время изменилось восприятие семьи, как социального института и отношений в нем. Отсутствие желания у супругов выстраивать свои межличностные отношения на основе ценностей друг друга, приводит к тому, что в семье не преобладают такие качества как уважение, доверие, взаимопонимание и другие.
По результатам теоретического анализа, можно сказать, что социальные представления о семейных отношениях в подростковом возрасте во многом зависят от внешних и внутренних факторов. Влияние окружающих, близких, системы воспитания и образования, а также мировоззрение и культура сопутствуют формированию ценностных ориентаций в отношении семьи. Современное молодое поколение ориентировано на такие семейные отношения, в которых преобладают физиологические потребности и потребности общения. В юношеском возрасте возникает потребность в личном самоопределении, происходит стремление к автономности, обеспечивается профессиональный выбор и нравственная позиция, а также заканчивается формирование мировоззрения. В зависимости от ценностных ориентаций и жизненных предпочтений, современное молодое поколение формирует отношения между мужчиной и женщиной, которые в дальнейшем перерастают в семейные.
Также необходимо отметить, что в настоящее время в большинстве случаев преобладают семейно-брачные отношения традиционного типа - моногамные браки. Но четко наметившиеся тенденции к особым семейно-брачным отношениям требуют внимания и научных исследований с целью выявления детерминации появившихся альтернативных форм брачных отношений. Семья в данном случае является уникальным социальным институтом, который повторяет в своём становлении и развитии историю государства и является государством в миниатюре с устоявшейся структурой, функциональным аппаратом и идеологией, в основании которого лежат фундаментальные типы и формы социальной деятельности людей, их социальных связей и социальных отношений.
По результатам проведенного исследования можно сказать, что среди молодого поколения в подростковом и юношеском возрасте существуют общие тенденции. Представления о семейных отношениях у молодого поколения характеризуются такими аспектами, как семейные ценности, семейное воспитание, распределение семейных ролей и обязанностей, а также семейное благополучие. При этом существует три основных образа идеальной семьи, причем первый из них их – доминирующий. Он характеризуется высоким уровнем взаимопонимания и поддержки, общностью интересов. Второй наиболее популярный образ семьи – тот, в котором глава семьи принимает на себя всю ответственность за ее членов, не допускает вмешательства в дела семьи других людей. Согласно третьему типу, в семье и семейных отношениях реализуется принцип равноправия супругов, допускается участие родственников в жизни семьи.
При этом основными социальными представления о семейных отношениях среди молодого поколения являются уровень отношений, характеризующийся любовью и взаимопониманием. Кроме того, в настоящее время является актуальным принцип равноправия супругов. Данные показатели свидетельствуют о современных тенденциях развития института семьи, в котором семья является ключевым сегментом. Также стоит отметить, что у граждан в юношеском возрасте социальные предпочтения о семейных отношениях более устойчивы, в основе которых лежат ценностные ориентации, ориентированные на создание семьи с рождением детей, где преимущественными выступают такие качества, как уважение, взаимопонимание, ответственность и любовь.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Агапов, Е.П. Социокультурные модели семейных отношений : учебное пособие / Е.П. Агапов, Л.П. Пендюрина. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 93 с.
2. Артеменко, О.Н. Психология развития : учебное пособие (курс лекций) / О.Н. Артеменко, Л.И. Макадей ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : СКФУ, 2014. - 305 с.
3. Баева, Н.А. Анатомия и физиология детей школьного возраста : учебное пособие / Н.А. Баева, О.В. Погадаева ; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Кафедра анатомии и физиологии. - Омск : Издательство СибГУФК, 2003. - 56 с.
4. Баттерворт, Д. Принципы психологии развития : учебник / Д. Баттерворт, М. Харрис. - Москва : Когито-Центр, 2000. - 341 с.
5. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - Москва : Логос, 2011. - 306 с.
6. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология : учебник / А.К. Болотова. - Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 528 с.
7. Ванюхина, Н.В. Возрастная психология : учебное пособие : в 2-х кн. / Н.В. Ванюхина ; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань : Познание, 2008. - Кн. 2. - 292 с.
8. Варга, А.Я. Современный брак: новые тенденции / А. Я. Варга, Г. Л. Будинайте // Системная психотерапия супружеских пар. – М.: Когито-Центр, 2014. – С. 5–16.
9. Верещагина, А.В. Кризис традиционной семьи и альтернативы развития института семьи в России: теоретический анализ с позиций синергетической парадигмы / А. В. Верещагина, С. И. Самыгин // Инженерный вестник Дона. - 2014. - №3. – С. 68-71.
10. Возрастная психология и психология развития=Developmental psychology : учебное пособие / Г.В. Гнездилов, А.Б. Курдюмов, Е.А. Кокорева, В.В. Киселев ; отв. ред. В.В. Киселев. - Москва : БИБЛИО-ГЛОБУС, 2017. - 228 с.
11. Дементьева, И.Ф. Супружество и родительство: парадигма изменений семьи в условиях реформ / И. Ф. Дементьева // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №2. - С. 61-65
12. Дубровина И.В. и др.. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 2009. - 464 с..
13. Ефремова, О.И. Психология развития: учебное пособие для студентов педагогических институтов / О.И. Ефремова, Л.И. Кобышева. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 194 с.
14. Кохановская, Л.С. Семьеведение: семья в разводе и социальная работа с ней : учебное пособие / Л.С. Кохановская ; ред. П.Г. Павловская ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2014. - 84 с.
15. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс : учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - Москва : Проспект, 2016. - 320 с.
16. Носкова, Н.В. Психология возрастного развития человека : курс лекций / Н.В. Носкова ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Алтайский филиал. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 291 с.
17. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник / Л.Ф. Обухова. - 4-е изд. - Москва : Педагогическое общество России, 2004. - 402 с.
18. Портнова, А.Г. Избранные проблемы психологии развития : электронное учебное пособие / А.Г. Портнова, М.В. Теплинских ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет», Кафедра общей психологии и психологии развития. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2015. - 184 с.
19. Психология семьи : учебное пособие / сост. М.В. Лукьянова, С.В. Офицерова ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : СКФУ, 2017. - 138 с.
20. Психология : хрестоматия / Современная гуманитарная академия. - Москва : Современная гуманитарная академия, 2004. - Ч. 1. - 188 с.
21. Реан, А.А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям / А. А. Реан // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 13–18
22. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / отв. ред. В.А. Кольцова ; Российская академия наук, Институт психологии, Свято-Сергиевская православная богословская академия. - Москва : Институт психологии РАН, 2013. - 960 с.
23. Ступницкий, В.П. Психология : учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 519 с.
24. Тюрина, Э.И. Технологии социокультурной работы с семьей : учебное пособие / Э.И. Тюрина. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012. - 164 с.
25. Черняк, Е.М. Семьеведение : учебник / Е.М. Черняк. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 288 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ