Теоретический анализ проблемы формирования навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР (Педагогика, психология, Самарский государственный социально-педагогический университет (СГСПУ))
Работа носит чисто теоретический характер.
ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. Понятие связной речи 5
§ 2. Онтогенез связной речи 10
§ 3. Особенности формирования навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР 13
§ 4. Методы формирования навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
Одним из ключевых факторов в развитии всех свойств психики является речь, которая необходима для полноценного существования личности в обществе. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы: в частности, при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, что значительно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение.
Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, педагогической психологии и психологии развития. В настоящее время все чаще встречаются дети с общим недоразвитием речи. Это обусловлено неблагоприятной экологической обстановкой, а также влиянием алкоголя, курения и наркомании родителей на здоровье ребенка во внутриутробный период развития.
Степень научной разработанности: исследования устной речи дошкольников с общим недоразвитием речи представлены в трудах следующих авторов Г.В. Бабина, М.А. Виноградова, В.К. Воробьева, H.H. Китаева, В.А. Ковшиков, P.E. Левина, А.К. Маркова, В.К. Орфинская, Н.Ю. Сафонкина, Е.Ф. Соботович, H.H. Трауготт, С.Н. Шаховская. В отечественных и зарубежных исследованиях разрабатывались различные аспекты проблемы развития связного речевого высказывания. Механизмы онтогенетического формирования связной речи изучались А. Н. Гвоздевым, Н. И. Жинкиным, Е. И. Исениной, Н. И. Лепской, В. Н. Овчинниковым, К. Ф. Седовым, Л. Г. Шадриной. Особенности формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями рассматривались в исследованиях А. А. Алмазовой, Т. П. Бессоновой, Г. В. Бабиной, В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, О. Е. Грибовой, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Е. Н. Российской, Р. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и других.
Объект исследования: навык пересказа у старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: особенности формирования навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР.
Цель работы: анализ проблемы формирования навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие связной речи;
2. Изучить онтогенез связной речи;
3. Проанализировать особенности формирования навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР;
4. Рассмотреть методы формирования навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР.
Практическая значимость проблемы определяется необходимостью своевременной коррекции речевых нарушений для предупреждения неуспеваемости детей в школе. Богатая и полноценная речь служит средством общения и развития личности.
Методы исследования: анализ литературы, синтез и сравнение.
Таким образом, теоретический анализ проблемы формирования навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется связной речью, данной категории детей, которая развивается со своими особенностями. В данном случае связная речь выступает в виде отрезка речи, который обладает значительной протяженностью и расчленяется на самостоятельные части и смысловое развернутое высказывание, которое обеспечивает взаимопонимание и общение. Онтогенез данной речевой коммуникации происходит на фоне развития ребенка, сначала зарождается ситуативная речь, затем она переходит в контекстную, формируя зачатки полноценной монологической речи. При этом более сложная и разнообразная коммуникация детей создает благоприятные условия для развития речи: обогащается смысловое содержание, за счет существительных и прилагательных расширяется словарь. Ребенок начинает выделять величину и цвет, а также другие качества предметов, в его речи появляются глаголы, местоимения, наречия и предлоги.
При формировании навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в зависимости от уровня речевого дефекта, возникают такие особенности, как нарушение звуко-слоговой структуры, использование паралингвистических средств общения, к которым относятся мимика, жесты и интонация (первый уровень); недостаточная передача некоторых смысловых отношений, искаженное содержание сюжетной линии, несформированность звуковой стороны речи, наличие искажений (второй уровень); аграмматичность, неточное употребление простых распространенных предложений и некоторых видов сложных, пропуски или перестановки главных и второстепенных членов, нарушение связности и последовательности рассказа, а также временных и причинно-следственных связей, неправильное произношение окончаний, наличие смысловых пропусков существенных элементов сюжетной линии (третий уровень); отдельные пробелы в развитии лексики и грамматического строя (четвертый уровень).
В связи с этим методам формирования навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием относятся: использование зрительной опоры, лексико-грамматические упражнения по тексту с использованием вербальной опоры, наглядное моделирование и многие другие, которые способствуют научению и улучшению связной речи.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Логопедические технологии : учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - Москва : Парадигма, 2010. - 96 с.
3. Бабина, Г.В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез : монография / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - Москва: Прометей, 2013. - 191 с.
4. Баданина, Л.П. Психология познавательных процессов : учебное пособие / Л.П. Баданина. - 2-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2012. - 238 с.
5. Борозинец, Н.M. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия : учебное пособие / Н.M. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М.В. Колокольникова ; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь: СКФУ, 2016. - 203 с.
6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев – СПб.: «Детство - Пресс», 2007. – 471 с.
7. Детская логопсихология : учебник / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Т.В. Захарова и др. ; ред. О.А. Денисова. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. - 160 с.
8. Дунаева, Н.Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР: конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) : учебное пособие / Н.Ю. Дунаева, С.В. Зяблова. - Москва : Владос, 2017. - 37 с.
9. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР. 2014. – 320 с.
10. Караванова, Л.Ж. Психология : учебное пособие / Л.Ж. Караванова. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 264 с.
11. Кривощапова, Л.О. Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи: методическое пособие / Л.О. Кривощапова. - Москва : Владос, 2018. - 105 с.
12. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. - Москва: Парадигма, 2009. - 216 с.
13. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.: Издат. Центр «Академия», 2009. - С. 358 - 369.
14. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений. – 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.
15. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : методическое пособие / М.И. Лынская ; ред. С.Н. Шаховская. - Москва : Парадигма, 2012. - 128 с.
16. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.:, 2005. – 112 с.
17. Мыльцева М. В. Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 124-126.
18. Немов, Р.С. Психология : учебник / Р.С. Немов. - 5-е изд. - Москва : Владос, 2010. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 689 с.
19. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ : учебное пособие / Л.М. Крыжановская, О.Л. Гончарова, К.С. Кручинова, А.А. Махова. - Москва : Владос, 2018. - 377 с.
20. Романович, О.А. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5–6 лет / О.А. Романович, Е.П. Кольцова. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 112 с.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 20100 - 712 с.