Дух – понятие более объемлющее, нежели «буква». Законы, выраженные словом и записанные на бумаге, лишь частично оказываются целесообразными. Иногда исполнение буквы закона может не совпадать с «духом», с теми целями, достижение которых ожидалось от его исполнения. Правовая духовность выражается не только в законе, но и в этике, в моральных принципах, в нравственных нормах, закрепленных в культуре.
Соответствие «буквы» закона его духу должно стать императивом духовности, обязательным для законодательных органов государства.
Дух закона – высшая целесообразность, обнаруживаемая в той или иной области жизни. Поэтому «дух закона» определяется философами и учеными, писателями и общественными деятелями. Они выявляют эту целесообразность опираясь на религиозные учения и исторический опыт общества. Когда «дух закона» недостаточно ясен, может происходить злоупотребление «буквой закона». В этом случае «букве закона» начинают противостоять не только маргинальные личности, но и интеллигенция.
Объект исследования: общефилософское представление о соотношении формы и содержания.
Предмет исследования: толкование закона.
Цель работы: рассмотреть общефилософское представление о соотношении формы и содержания и проблему соотношения духа и буквы закона.
Задачи:
рассмотреть содержание и форму в философии;
показать противоречие духа и буквы в законе.
Методы исследования: материалистическая диалектика, анализ, системный метод, формально - юридический метод.
Структура контрольной работы: введение, два параграфа, заключение, список литературы.
Право характеризуется тем, что оно как любое сложное социальное явление имеет две стороны – содержание и форму.
Содержание права – это та конкретная совокупность запретов, дозволений, обязываний, поощрений и рекомендаций, которую законодатель считает нужным утвердить, ввести в действие и охранять в данном конкретно-историческом обществе.
В содержании права находят отражение представления законодателя о социальной справедливости, желание следовать религиозным, моральным, идеологическим и иным ценностям, идеалам, убеждениям, той или иной научной теории, правовой доктрине.
Формы права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения, способ объективирования правовых норм.
Довольно упрощённо можно сказать, что дух закона – это цели, им преследуемые, а буква закона – это формальные требования, которые выставляются для достижения этой цели, то есть буквальная формулировка закона, которая не всегда идеальна. Использование неровностей буквы закона для обхода духа называются лазейками в законе.
Несмотря на то, что в российской цивилистике понятие Духа Закона появилось сравнительно недавно, основы его восходят к римскому праву – ещё римский юрист Павел говорил буквально следующее: «Поступает против закона тот, кто совершает запрещённое законом; поступает в обход закона тот, кто, сохраняя слова закона, обходит его смысл». За каждым законом должна стоять выработанная веками народная духовность – представление народа о справедливости.
Проблема качества законов далеко не исчерпывается технократическими правилами нормотворчества и законодательной техники, современное состояние которых также оставляет желать много лучшего.
В связи с вышесказанным вряд ли продуктивными являются предпринимаемые попытки своеобразного определения права через естественно-научные категории (и как «математика свободы», и как «физика социума», и как социальная «геометрия», поскольку, мол, юристы оперируют аксиомами, теоремами, механизмами их функционирования, доказывания и т.п.), тем более, что известное изречение гласит: если бы геометрические аксиомы затрагивали интересы людей, то они, наверное, опровергались бы.
Именно недооценка роли духа закона приводит к тому, что в общественном сознании к современным правовым предписаниям у нас отношение по-прежнему скептическое, а уровень негативных аспектов правосознания всех социальных слоев продолжает оставаться весьма высоким, причем приобретает все новые, ранее неизвестные, фантасмагорические проявления (как реакция на нормативы, по форме законные, а по существу являющиеся издевательство над законом).
Отсутствие нравственного начала в законе способно превратить его в неправовой, нелегитимный акт.
1. Беляева О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. – М.: Феникс, 2015. – 448 c.
2. Василенко А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. – 384 c.
3. Венгеров А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М.: Новый Юрист, 2018. – 624 c.
4. Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. – М.: Книга по Требованию, 2018. – 226 c.
5. Головистикова А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2017. – 832 c.
6. Жинкин С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. – М.: Феникс, 2018. – 493 c.
7. Лазарев В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М.: Юрайт, 2016. – 521 c.
8. Перевалов В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2018. – 230 c.
9. Проблемы обеспечения качества законов//Журнал российского права. – № 1. – 2017. – С.154 -160
10. Страницы истории и очерки о научных школах Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации / Е. А. Прянишников, Т. Я. Хабриева, В. И. Лафитский и др. 4-е изд. М., 2015. – С. 347-365.
11. Тюгашев Е. А. Основы философии: учебник для СПО / Е. А. Тюгашев. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 252 с.
12. Философия: учебник / Е.Н. Пронина; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2016. – 612 с.