Исследование функций, обязанностей, правомочий и ответственности таможенных органов Российской Федерации при проведении таможенного контроля (Таможенный контроль после выпуска товаров)
Введение 3
1 Основы нормативно-правового регулирования таможенного контроля 5
1.1 Нормативно-правовая основа таможенного контроля в рамках ЕАЭС 5
1.2 Принципы таможенного контроля в рамках ЕАЭС 10
2 Формы таможенного контроля в рамках ЕАЭС 16
2.1 Получение объяснений, проверка документов, таможенный осмотр 16
2.2 Таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка 20
3 Таможенный контроль в отношении подакцизных товаров 29
3.1 Особенности проведения таможенных операций в отношении подакцизных товаров 29
3.2 Причины и характерные способы незаконного перемещения через таможенную границу подакцизных товаров, а также действия таможенных органов при их выявлении 35
Заключение 42
Список литературы 45
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что со-временное государство невозможно представить без внешнеэкономической деятельности.
Самодостаточная экономика, полностью потребляющая производимые внутри государства товары (продукцию), и не нуждающаяся в экспорте и им-порте, представляется утопией. При этом очевидно, что таможенную деятель-ность, в том числе таможенный контроль, таможенные операции и т.д. нельзя рассматривать как «вещь в себе», по сути, они являются инструментами, сти-мулирующими внешнеэкономическую деятельность.
Соответственно, от того, насколько регулирование таможенного контроля, в том числе при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее по тексту работы – ЕАЭС, Союз), является качественным, соответствующим реалиям внешнеэкономической деятельности и потребностям ее субъектов, во многом зависит социально-экономическое развитие нашего государства.
Важно понимать и то, что в настоящее время большое значение придается расширению ЕЭАС, и вряд ли можно решить данную задачу, заинтересовав определенные государства в членстве в ЕАЭС, если нормативно-правовое регулирование и практика деятельности таможенных органов не будут представлять собой четкий и слаженный механизм.
Цель настоящего исследования – комплексный анализ функций, обязан-ностей, правомочий и ответственности таможенных органов Российской Федерации при проведении таможенного контроля.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели, необходимо решить следующие задачи:
определить нормативно-правовую основу таможенного контроля в рамках ЕАЭС;
рассмотреть принципы таможенного контроля в рамках ЕАЭС;
изучить получение объяснений, проверка документов, таможенный осмотр;
охарактеризовать таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенную проверку;
определить особенности проведения таможенных операций в отношении подакцизных товаров;
проанализировать причины и характерные способы незаконного перемещения через таможенную границу подакцизных товаров, а также действия таможенных органов при их выявлении.
Объектом исследования являются урегулированные правом обществен-ные отношения в сфере таможенного контроля.
Предмет исследования – функции, обязанности, правомочия и ответст-венность таможенных органов Российской Федерации при проведении тамо-женного контроля.
Методологию исследования составляют научный метод познания, метод контент анализа, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, классификации.
Структура работы включает в себя введение, 3 главы, состоящие в общей сложности из 6 параграфов, заключение и список литературы.
1) Специфика нормативно-правового регулирования вопросов таможенной сферы в первую очередь обуславливает тем, что такое регулирование осуществляется не национальным законодательством России, а законодательством ЕАЭС – Договором о ЕАЭС, ТК ЕАЭС, актами Коллегии Евразийской экономической комиссии и др. Это обусловлено необходимостью обеспечения единого таможенного пространства ЕЭАС, наличия общих для всех государств - членов Союза норм, регулирующих таможенную сферу.
2) Реализация принципа выборочности таможенного контроля должна осуществляться с учетом степени опасности товара, прибывающего на таможенную территорию ЕАЭС.
Соответственно, если, например, прибытие алкогольной продукции по сути априори таит в себе угрозу того, что она может быть суррогатной, принцип выборочности таможенного контроля в отношении такой продукции в любом случае должен предусматривать применение большего количества форм такого контроля, чем в отношении «менее опасных» товаров.
3) Таможенное законодательство предусматривает ряд достаточно «мягких» форм таможенного контроля, когда проведение должностными лицами таможенных органов соответствующих действий связано исключительно с анализом документов и внешним осмотром товаров, без вскрытия упаковок и иных защитных элементов.
4) Таможенное законодательство предусматривает многообразие форм таможенного контроля, которые могут быть применены в отношении физического лица при перемещении им через таможенную границу товаров или автотранспортных средств. Очевидно, что при применении форм таможенного контроля должностное лицо таможенных органов должно соотносить два обстоятельства: таможенный контроль не должен безосновательно нарушать права физического лица, но, в то же время, такой контроль должен позволять сотруднику таможенных органов выявить нарушения таможенных правил. Иными словами, таможенный контроль в отношении физических лиц не должен быть слишком жестким, но и излишней мягкости в данном случае так же быть не должно.
5) Особенности проведения таможенного контроля в отношении подакцизных товаров обусловлены тем, что здесь на таможенные органы по сути возлагаются дополнительные обязанности в виде обеспечения организаций, осуществляющих перемещение таких товаров через таможенную границу, федеральными специальными марками, а так же проверки наличия таких марок в рамках осуществления таможенного контроля (осмотра, досмотра и др.). Кроме того, с учетом положений Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», на таможенные органы так же возлагается и обязанность по контролю за добросовестностью организации, осуществляющей перемещение подакцизных товаров через таможенную границу, поскольку фактически при обеспечении таких организаций федеральными специальными марками таможенные органы, помимо прочего, удостоверяются в отсутствии у организации задолженности по таможенным платежам и сборам, а так же проверяют правомерность использования организацией ранее выданных акцизных марок.
6) Незаконное перемещение через таможенную границу подакцизных товаров как вид нарушения таможенного законодательства обусловлено целым комплексом причин, среди которых объективное стремление субъектов ВЭД отдавать государству как можно меньшую часть своей прибыли (доходов) посредством уплаты акциза, несовершенство и нестабильность таможенного законодательства, а так же отсутствие в обществе нетерпимости к таможенным правонарушениям. Среди основных способов незаконного перемещения через таможенную границу подакцизных товаров можно отметить ввоз алкогольной и иной подакцизной продукции, используемой в предпринимательских целях или для нелегальной реализации, группами физических лиц под видом товаров для личного потребления, и рост зафиксированных случаев сокрытия подакцизных товаров от таможенного контроля (очевидно, что выявленные факты являются лишь верхушкой айсберга), перемещение алкогольной продукции с поддельными акцизными марками, достаточно либеральный подход судов к назначению административного наказания лицам, сокрывшим товары, в том числе подакцизные, от таможенного контроля.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.2014 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.03.2020).
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. прило-жение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.03.2020).
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.03.2020).
4. Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» (заключено в г. Алматы 02.02.2018 года) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.03.2020).
5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.03.2020).
6. Федеральный закон от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.03.2020).
7. Приказ ФТС России от 09.02.2015 года № 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных товаров и других определенных видов товаров» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.03.2020).
8. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.03.2003 № 61-ФЗ (утратил силу) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.03.2020).
9. Таможенный кодекс Российской Федерации, утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1 (утратил силу) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.03.2020).
10. Буваева Н. Э. Международное таможенное право : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с
11. Гокинаева И.А. Основы таможенного дела / И.А. Гокинаева. – М.: Городец, 2016. – 581 с.
12. Демичев А.А. Основы таможенного дела / А.А. Демичев. – М.: Юрайт, 2018. – 460 с.
13. Дьяков В.И. Принцип выборчности таможенного контроля: нормативно-правовое закрепление и проблемы реализации / В.И. Дьяков // Вестник Российской таможенной академии. – 2017. -№ 4. –С. 101-105.
14. Лысак Е.Д. Новеллы Таможенного кодекса ЕАЭС / Е.Д. Лысак // Вестник Российской таможенной академии. – 2017. - № 12. – С. 103-112.
15. Майоров В.А. Сравнительный анализ таможенного законодательства ЕАЭС, ЕС и США / В.А. Майоров // Вестник Российской таможенной академии. – 2016. - № 3. – С. 76-84.
16. Матвеева Т. А. Система источников таможенного права в условиях функционирования Таможенного союза / Т.А. Матвеева// Вестник Воронежского государственного университета. – 2016. - № 1 . - С. 214–215
17. Медведев Д. Н. Задачи таможни // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2016. - № 1. - С. 6-12.
18. Мещериков В.А. Таможенное регулирование пересылки товаров в международных почтовых отправлениях / В.А. Мещериков // Вестник Российской таможенной академии. – 2016. - № 6. – С. 92-100.
19. Мунтынов А.Н. Таможенный союз: некоторые итоги и перспективы развития / А.Н. Мунтынов // Вестник Российской таможенной академии. – 2017. - № 2. – С. 31-38.
20. Никишина В.Н. Соглашение о маркировке товаров в ЕАЭС / В.Н. Никишина // Вестник Российской Таможенной академии. – 2019. - № 1. – С. 32-36.
21. Новикова С. А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 302 с.
22. Ноздрачев А.Ф. Таможенное право / А.Ф. Ноздрачев. – М.: Юрайт, 2017. – 366 с.
23. Сидоров В. Н. Таможенное право. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Сидоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. - 267 с.
24. Сморчков А.И. Анализ судебной практики по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела / А.И. Сморчков // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. – 2018. - № 2. –С. 104-114.
25. Сорокина И.С. Перемещение физическими лицами через таможенную границу автотранспортных средств для личного использования / И.С. Сорокина // Финансы и кредит. – 2016. - № 1. – С. 114-121.
26. Тихонова А.А. Правовые основы определения классификационного кода товаров по ТН ВЭД ЕАЭС / А.А. Тихонова // Маркетинг и логистика. – 2017. - № 2(10). – С. 34-39.
27. Постановление Красносулинского районного суда Ростовской об-ласти от 04.05.2018 года в отношении Лукьяненко Г.В. по части 2 ст. 16.1 КоАП РФ. [Электрон. ресурс] // ГАС Правосудие. – URL: https://sudrf.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.03.2020)
28. Постановление мирового судьи судебного участка № 83 Советского района города Омска от 18.05.2018 года в отношении Х. по части 2 ст. 16.1 КоАП РФ [Электронный ресурс] // ГАС Правосудие. – URL: https://sudrf.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.03.2020).
29. Официальный интернет-сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.customs.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.03.2020).
30. Официальный интернет-сайт Центральной акцизной таможни [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://cat.customs.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.03.2020).