Введение 3
1 Теоретические и правовые основы государственного управления конфликтными ситуациями 5
1.1 Конфликты в системе государственного управления 5
1.2 Правовое обеспечение регулирования конфликтов в государственном управлении 8
2 Система органов государственного регулирования конфликтов 15
2.1 Деятельность комиссий по урегулированию конфликта интересов 15
2.2 Основные направления работы комиссий по урегулированию конфликта интересов и их недостатки 18
3 Проблемы государственного регулирования конфликтов и возможные пути их решения 21
3.1 Проблемы регулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе 21
3.2 Направления совершенствования государственного управления конфликтами 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Современная жизнь в гражданском обществе очень многообразна и противоречива. Радикальные изменения, происходящие в разных сферах общественной жизни, передел собственности, финансовый кризис последних лет накладывают свой отпечаток и на отношения между членами общества. Все это приводит к расширению масштабов социальных конфликтов. При этом конфликтогенность наблюдается на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. В связи с этим стала актуальной потребность в разработке механизмов регулирования конфликтных ситуаций органами государственного и муниципального управления.
Проблема управления конфликтами на государственной службе в последнее время приобретает актуальность не только в связи с усложнением функций государственного управления и, как следствие, характера управленческих взаимодействий, а также из-за развития в Российской Федерации антикоррупционного законодательства.
Таким образом, в связи с актуальностью данного вопроса цель представленной работы заключается в исследовании государственного управления конфликтными ситуациями.
Для реализации цели в работе будут решены следующие задачи:
изучение теоретических и правовых основ государственного управления конфликтными ситуациями;
исследование системы органов государственного регулирования конфликтов, в частности комиссии по урегулированию конфликта интересов;
определение проблем государственного регулирования конфликтов и возможных путей их решения.
Объектом исследования работы является государственное управление, предметом исследования особенности государственного управления конфликтными ситуациями.
Методы, которые применялись в исследовании, следующие: анализ литературных источников, обобщения, описания, анализ и синтез, процессный и системный подходы, сравнительно-сопоставительный метод и др.
Научной основой работы послужили работы отечественных ученых по государственному управлению и конфликтологии.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Особенности возникновения конфликтов в государственных и муниципальных управленческих структурах во многом зависят от характера их деятельности и отношений. Все они устроены по принципу иерархической организации. В них существует весьма жесткий контроль качества деятельности, поведения и общения персонала. С одной стороны, иерархическая организация диктует и регламентирует ту или иную степень проявлений инициативности и творческих способностей, а с другой – не может препятствовать естественному стремлению работающих там людей к профессиональной карьере, квалификационному и должностному росту. Эта отличительная особенность управленческой системы, безусловно, способствует возникновению конфликтов.
Другой особенностью конфликта в государственном управлении является то, что основная часть отношений и конфликтных ситуаций регламентируются законодательными и другими нормативными актами. Главной целью разрешения конфликтов на государственной и муниципальной службе является достижение некоторого идеального бесконфликтного состояния в отношениях между работниками.
В Российской Федерации действующий порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе определен ст. 11 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Данная статья предусматривает, что лицо должно принимать меры по «недопущению возможности возникновения конфликта интересов», а также подчеркивает уведомительный порядок информирования о сложившейся ситуации в случае ее возникновения и обнаружения.
В свою очередь, ст. 19 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает создание комиссий по урегулированию конфликта интересов для соблюдения требований служебного поведения государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в государственном органе. Данные комиссии образуются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые, в свою очередь, могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.
Конфликт интересов на гражданской службе – это острая проблема современности, которую необходимо решать, а также привносить новые идеи по урегулированию и устранению последствий данного асоциального и противоправного явления.
В ходе исследовательской работы были выявлены некоторые недочёты в законодательстве и практике урегулирования в изучаемой области. В связи с этим:
важным и необходимым будет добавление прогнозирующего признака (последствия) в определение «конфликт интересов», который даётся в Федеральном законе «О противодействии коррупции»;
важно проработать детальную регламентацию понятия «личная заинтересованность», так как не учтены все причины для возникновения заинтересованности, а также необходимо конкретизировать круг заинтересованных лиц с определённой систематизацией в зависимости от степени родства или знакомства;
объективно необходима планомерная работа по устранению противоречий в нормативно-правовых актах, касающихся госслужбы, а также детальная проработка регламентов деятельности госслужащих;
предлагается расширить количество квалифицирующих признаков конфликта интересов с целью поставить его юридически в более конкретные рамки и тем самым устранить некоторое непонимание в процессе урегулирования;
необходимо расширение полномочий и значимости комиссий по урегулированию конфликта интересов, а именно применение обязательности всех решений, привлечение квалифицированных кадров в состав комиссий, а также наделение полномочиями по проведению этической и антикоррупционной политики в каждом государственно-властном органе.
1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 03.04.2017.
2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.04.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 03.07.2017.
3. Алексеев, О.А. Методологическое введение в основы управления конфликтами/ О.А. Алексеев // Ядкяр. – 2017. – № 3. – С. 76.
4. Анцупов, А.Я., Баклановский, С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2015. – 314 с.
5. Ахметова, Н.А. Конфликт интересов на государственной службе / Н.А. Ахметова // Власть. – 2015. – № 12. – С. 124-127.
6. Бахрах, Д.Н. Государственная служба России: учебное пособие / Д.Н. Бахрах. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2015. – 310 с.
7. Галустова, О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2016. – 213 с.
8. Глазырин, Т.С., Козлов, Т.Л., Колосова, Н.М. и др. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИНФРА-М, 2017. – 224 с.
9. Григорьев, И.В., Осинцев, Д.В. Проблемы правового регулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе / И.В. Григорьев, Д.В. Осинцев // Российский юридический журнал. – 2016. – С. 214-218.
10. Дидык, М.Е. Система государственного управления: учеб. пособие. – М.: Феникс, 2015. – 360 с.
11. Дятлов, В.М. Проблемы правового регулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе / В.М. Дятлов // Государственное и муниципальное управление. - Ученые записки СКАГС. – 2017. – № 4. – С. 93-101.
12. Иванова, Л.Л. Конфликт интересов на государственной гражданской службе и особенности его урегулирования /Л.Л. Иванова // Государственное и муниципальное управление. - Ученые записки СКАГС. – 2015. – № 4. – С. 93-101.
13. Кабанов, П.А. О требованиях к членам комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, не занимающим должности государственной службы / П.А. Кабанов // Административное и муниципальное право. – 2016. – № 4. – С. 3-15.
14. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учеб. пособие. – М.: ИНФРА, 2016. – 180 с.
15. Мельников, В.П. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность: учебное пособие / В.П. Мельников, В.С. Нечипоренко. – М.: Изд-во РАГС, 2016. – 506 с.
16. Митин, А.Н., Кох, И.А., Воронин, Б.А. Регулирование организационно-правовых конфликтов. - Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2015. – 286 с.
17. Основы государственного управления и государственной службы: учебное пособие/ А.З. Фахрутдинова, А.В. Новокрещёнов, Н.Н. Таушканов, Н.А. Акимова, М.Ю. Зенков, Е.Р. Метелева; СибАГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. – 556 с.
18. Петрова, С.Г. Конфликт интересов на государственной службе: опыт России и зарубежных стран / С.Г. Петрова // Инновационная наука. – 2015. – № 6-2. – С. 201-203.
19. Старилов, Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2015. – 456 с.
20. Шилкин, А.М. Оптимизация механизмов урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе / А.М. Шилкин // Управление в современных системах. – 2017. – № 2. – С. 18-27.