Работа носит чисто теоретический характер, хорошо подойдет в качестве теоретической главы для диплома.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы муниципального управления и самоуправления 5
1.1 Муниципальное самоуправление как специфическая форма власти 5
1.2 Местное самоуправление в России: понятие, принципы, функции 9
Глава 2 Организационные основы муниципального управления 15
2.1 Структура муниципального управления 15
2.2 Особенности формирования структуры исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления 21
Заключение 29
Приложение 1 34
Приложение 2 35
Система государственного и муниципального управления имеет длительную историю. Сущность данной системы определяется логикой процесса исторического развития государства. В самые непростые периода развития российской государственности объединение всех уровней власти позволило сохранить суверенитет страны.
Законодательные акты большинства государств закрепляют, что управление публичными делами осуществляется гражданами через органы государственной власти, органы местного самоуправления. Местное управление является не только формой социального управления, но и одновременно выступает в качестве формы публично-властного и административного управления.
Вопросы реформирования системы муниципального управления приобретают особую значимость. Актуальными являются проблемы повышения качества муниципальных услуг, внедрение новых управленческих технологий в этой сфере. Проводимые реформы данной области призваны изменить устоявшиеся основы местного самоуправления и оказать влияние на всю систему муниципального управления.
Однако до настоящего времени решение имеющихся проблем далеко от решения. Поэтому тема исследования является своевременной и актуальной.
Целью исследования является изучение структуры исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Цель исследования определяет задачи:
1. Дать характеристику муниципальному управлению как специфической формы власти;
2. Раскрыть особенности местного самоуправления в России;
3. Определить структуру муниципального управления. Дать характеристику основным элементам;
4. Раскрыть особенности формирования структуры исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Объект исследования – исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления.
Предмет – организационная структура исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Методологическую основу исследования составляют современные методы научного и теоретического познания. Были использованы дедуктивный метод, метод изучения источников, методы обобщения.
Теоретической основой исследования послужили основополагающие работы в области организации муниципальной власти. Среди таких авторов нужно отметить Д.Ф. Аяцкова, Р.Т. Мухаева, С.Ю. Наумова, С.Е. Чаннова. Современные проблемы исследуемой темы отражены в публикациях А.П. Жукова, Н.С. Бойко, О. Г. Остапец, В.Н. Селдушева, Л.Т. Чихладзе.
В качестве источников для изучения правовых основ организации работы органов муниципального самоуправления были использованы Конституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
По структуре работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирующий основные положения исследования.
В современных условиях местное самоуправление является институтом гражданского общества и составляет основу конституционного строя. Роль органов муниципальной власти достаточно велика, поскольку они осуществляют управление муниципальным образованием и в их ведении находятся практически все вопросы местного значения.
Муниципальное самоуправление явление, которое существует в разных странах на протяжении уже нескольких веков. В результате научных исследований сложились несколько концепций о местном самоуправлении. Исследователями принимались во внимание следующие факторы: способ формирования местной власти, компетенции, место и роль в системе государственного управления, природа местного самоуправления. В качестве основных научных теорий были выделены: теория свободной общины, общественная теория, государственная теория, политическая теория, юридическая теория, дуалистическая теория.
Сущностью местного самоуправления является его природа.
Современное местное самоуправление представляет собой специфическую форму власти. Особенность заключается в сочетании двух начал: общественного и государственного. Данный факт позволяет говорить о смешанном, комбинированном – общественно-государственном характере природы современной модели самоуправления в Российской Федерации.
Изучение специфики российской системы местного самоуправления позволило сделать вывод о том, что современная система была организована в 1993 году, в результате реформирования государственного механизма.
Четкого определения местного самоуправления не дано. Исследователи по-разному трактуют это явление. Однако были выделены признаки, которые и отличают данную форму власти. К таким признакам относятся: территориальная ограниченность, широкая демократичность, преобладание хозяйственных вопросов в основной деятельности.
Основу функционирования местных органов власти составляют общие и специальные принципы, а так же положения нормативно-правовых актов.
В качестве основополагающих принципов можно выделить: самостоятельность, ответственность, гласность, законность.
В качестве основного законодательного акта необходимо отметить Федеральный Закон от 06.10.2003 г. №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Специфика органов местного самоуправления Российской федерации заключается в выделении их из системы органов государственной власти, в связи с чем они обладают самостоятельностью как в организационном, так и в финансово-экономическом отношении.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в своих статьях определяет структуру органов местного самоуправления. Количество и название структурных единиц определяется в каждом муниципальном образовании индивидуально, однако в обязательном порядке там должны быть сформированы: представительный орган, исполнительно-распорядительный орган и глав муниципального образования. Остальные структурные подразделения и должностные лица организуются в зависимости от: типа муниципального образования, численности населения, особенностей экономического развития.
Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является местная администрация. Рассмотрев специфику организационной структуры этого органа был сделан вывод, что составляющими элементами являются: руководство, аппарат, функционально-отраслевое звено, территориальное звено. Руководство представлено главой администрации и его заместителями, аппарат состоит из различный отделов обеспечивающих работу руководителя. К таким отделам можно отнести: общий отдел; организационный отдел; экономический отдел; юридическая служба; информационно-аналитический отдел; пресс-служба (или пресс-секретарь); приемная и секретариат; технический отдел и т.п. Функционально-отраслевое звено представлено департаментами, комитетами, управлениями, отделами. Каждый из указанных подразделений отвечает за определенную сферу деятельности.
При формировании структуры применяется либо функциональный, либо программно-целевой подход. Обязательно должны применятся принципы: целевой ориентации, перспективности, комплексности, горизонтального разделения, индивидуальности, экономичности. Кроме указанных подходов и соблюдения принципов, при организации структуры учитываются следующие факторы: тип муниципального образования, количество населенных пунктов, численности населения, экономические возможности и т.д.
На основании вышеизложенного, можно заключить, что все поставленные задачи были выполнены, а значит цель работы достигнута.
1. Конституция РФ. последняя редакция [Электронный ресурс].-URL:
https://vladrieltor.ru/constitution, свободный.- (дата обращение 04.04.2018)
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» Последнее обновление от 28.11.2015 г. № 357 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/, свободный.- (дата обращения 04.04.2018)
3. Арбузов С.В. Муниципальное право: учебник для студентов вузов/
С.В. Арбузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 240 с.
4. Аяцков Д.Ф. Правовые и организационные основы государственного и муниципального управления : учебное пособие / Д.Ф. Аяцков [и др.]. - М. : Форум, 2012. - 448 c.
5. Бойко Н. С. Органы исполнительной власти муниципального образования как система / Н.С. Бойко// Пробелы в российском законодательстве. –2009. - № 2.- С. 67
6. Елькина А. В. Местная администрация в системе местного самоуправления в Российской Федерации: вопросы правового регулирования и статуса [Электронный ресурс]/ А.В. Елькина.- URL: http:// www.dissercat.com/content/stanovlenie-sistemy-mestnogo-samoupravleniya, свободный .- (дата обращения 03.04.2018)
7. Жуков А.П. Проектирование организационных структур исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления как ресурс повышения эффективности муниципального управления в России/ А.П. Жуков// Вестник университета.- 2014.- № 7.- С. 65
8. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 230 с.
9. Наумов С.Ю. Основы организации муниципального управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова. - М. : Форум, 2010. - 177 c
10. Остапец О. Г. Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: проблемы правового регулирования / О.Г. Остапец // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. Науч. Конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. - С. 43
11. Правовые и организационные основы государственного и муниципального управления: учебное пособие / Д.Ф. Аяцков [и др.]. – М.: Форум, 2012. — 448 c.
12. Селдушев В. Н. Эффективность государственного и муниципального управления/ В.Н. Селдушев // Молодой ученый. – 2016. - №20. - С. 616
13. Чаннов, С. Е. Муниципальное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. Е. Чаннов. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 326 с. – (Бакалавр. Прикладной курс).
14 Чихладзе Л. Т. Исполнительно-распорядительные органы муниципальной власти в государствах-участниках СНГ/ Л.Т. Чихладзе // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте.-2013 - № 1(2)