Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения игры и игровых технологий по обучению дошкольников с правилами дорожного движения 8
1.1. Характеристика и история возникновения игры 8
1.2. Понятия «игра» и «игровые технологии» 14
1.3. Игровые приемы по обучению детей правилам дорожного движения 21
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Методы и организации проблемных игровых технологий по обучению ПДД у детей подготовительной к школе группы 28
2.1. Методика организации игровых технологий по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста 28
2.2. Диагностика выявления уровня усвоения знаний о правилах дорожного движения у детей подготовительной к школе группы 44
2.3. Планирование и организация работы по повышению уровня ПДД родителей воспитанников экспериментальной группы 48
2.4. Результаты опытно - экспериментальной работы в подготовительной группе по ПДД 52
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложения 67
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем - школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы - как организационных, так и методических, и образовательных.
Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Игра, как один из важнейших видов деятельности ребенка, наиболее эффективно способствует обучению правилам дорожного поведения. Игра является наиболее доступным для детей видом деятельности, способом переработки впечатлений, полученных из окружающего мира.
Это определило выбор темы работы: «Формирование представлений об игровых технологиях в ознакомлении с правилами дорожного движения детей дошкольного возраста».
Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель исследования: проверить эффективность специально разработанных занятий для изучения проблемы и влияния игровых технологий по обучению дошкольников с правилами дорожного движения.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование представлений об игровых технологиях в ознакомлении с правилами дорожного движения у детей подготовительной к школе группы.
Гипотеза исследования: формирование представлений об игровых технологий в ознакомлении с правилами дорожного движения у дошкольников подготовительной к школе группы будет осуществляться эффективнее, если:
- планирование работы будет носить целенаправленный и систематический характер;
- использовать проблемные игровые технологии и методы, способствующие для ознакомления с правилами дорожного движения у дошкольников;
- при выборе метода учитывать степень сложности формируемого у детей усваивания правил дорожного движения.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих
задач:
1. Рассмотреть понятия «игра» и «игровые технологии»;
2. Изучить игровые приемы по обучению дошкольников с правилами дорожного движения;
3. Провести диагностику для выявления уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения.
4. Обобщить материал по формированию знаний у детей подготовительной к школе группы о правилах дорожного движения.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:.
-теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической,
методической литературы и передового опыта по выявлению уровня знаний о правилах дорожного движения у детей подготовительной к школе группы; анализ проведенной работы и результатов исследования;
- эмпирические: наблюдение; анкетирование; опрос; беседа;
диагностическое обследование, анализ, тестирование.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №333» и МАДОУ «Детский сад № 316» Советского района города Казани Республики Татарстан.
Практическая значимость: разработанные нами игры могут быть использованы педагогами в работе с детьми подготовительной к школе группы для выявления и изучения проблемных игровых технологий в обучении дошкольников с правилами дорожного движения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Работа содержит 3таблицы, 6 диаграмм.
Объем работы 66 страниц.
Итак, мы рассмотрели тему: «Проблемные игровые технологии по обучению детей ПДД».
Мы выдвинули следующую гипотезу: с помощью игровых технологий дети дошкольного возраста лучше усваивают правила дорожного движения.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения игры и игровых технологий в ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения.
Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Игра, как один из важнейших видов деятельности ребенка, наиболее эффективно способствует обучению правилам дорожного поведения. Игра является наиболее доступным для детей видом деятельности, способом переработки впечатлений, полученных из окружающего мира. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения. Интересной и эффективной формой работы является организация сюжетно ролевых и режиссерских игр по правилам дорожного движения. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Необходимо использовать алгоритмические игры. В данных играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания.
Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры.
Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию.
Опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы проводилась в МАДОУ «Детский сад №333» и МАДОУ «Детский сад № 316» Советского района города Казани Республики Татарстан.в подготовительной к школе группах. В исследовании участвовало 40 детей, 20 детей из экспериментальной группы (10 мальчиков, 10 девочек) и 20 детей в контрольной группе (10 мальчиков, 10 девочек). Возраст детей от 6 до 7 лет.
Эксперимент длился с сентября 2017 года по май 2018 года.
Экспериментальная часть исследования проводилась в двух направлениях и была разделена на 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Название каждой части опытно-экспериментальной работы отражает проблему, которая была решена и завершена к окончанию определенного периода полностью.
В результате мы выявляли низкий, средний и высокий уровни усвоения детьми правил дорожного движения.
По результатам диагностики мы сделали сводную таблицу результатов проверки знаний детьми правил дорожного движения. На основе сводной таблицы вывели итоговую таблицу диагностики знаний детей о правилах дорожного движения. Все результаты представлены в виде диаграмм.
Из результатов диагностики видно, что в основном у детей третий (высокий) уровень знаний правил дорожного движения. А это означает, что дети в основном проявляют интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия, всей игры, активны на занятиях. Дети имеют прочные знания об окружающем мире. Дети имеют достаточно знаний, соответствующих их возрасту, по правилам дорожного движения.
По результатам ответов и наблюдений за детьми, можно сделать вывод, что дети используют полученные знания в практической деятельности, можно сказать, что у детей сформированы навыки по правилам дорожного
движения.
Второй (средний) уровень знаний говорит о том, что дети с такими показателями проявляют интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимают активное участие в подгрупповых занятиях, в играх. Навыки у детей по правилам дорожного движения сформированы. Также есть представления об окружающем, однако, дети путаются в понятиях.
Так как воспитатели подготовительной к школе группы активно применяют проблемные игровые технологии по обучению правилам дорожного движения, то наша гипотеза подтвердилась. А именно, с помощью игровых технологий дети подготовительной группы лучше усваивают правила дорожного движения.
Таким образом, цель работы достигнута. Поставленные задачи решены.
1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание. М.: Просвещение, 2015. № 3. С. 8-15.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. М.: Просвещение, 2000.
3. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М.: Просвещение, 2013.
4. Борисено М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребенка 5-7 лет // Практическое руководство по тестированию. СПб.: Паритет, 2017. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2016.
5. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Минск, 2010.
6. Васильева М.А. Программа воспитание и обучение в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова: 4-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика - Синтез, 2016.
7. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Рефл-бук, 2016.
8. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е. А. Смирнова, Н. Н. Авдеева, И. Н. Г алигузова и др. М.: Центр, 2011.
9. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 2014. № 2. С.34.
10. Губанова Н.А. Педагогические возможности игры - драматизации // Детский сад от А до Я. М.: Просвещение, 2008. №4. С. 28-35.
11. Джшютт Х.Д. Групповая психотерапия с детьми // Теория и практика игровой терапии. М.: Просвещение, 2001.
12. Дьяченко О.М. Развитие: программа нового поколения для дошкольных общеобразовательных учреждений // Старшая группа. М.: ГНОМ, 2002.
13. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2000.
14. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: АПН РСФСР,
2013.
15. Игровая технология и ее роль в жизни ребенка [Электронный
ресурс] - режим доступа: http://www.i-
gnom.ru/stati/view_article.php?cat=8&id=109&cat_name=, свободный.
16. Калугина, И.Ю. Возрастная психология. М.: 2002.
17. Карпинская, Н.С. Игра - драматизация детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. М.: 2012. №12. С. 17-22.
18. Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.: Академия, 2012.
19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред.пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2013.
20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2012.
21. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2008.
22. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. М.: Просвещение,
2010.
23. Логинова В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина ; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.- 3-е, переработанное. СПб.: 2016.
24. Логинова В.И. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 2010.
25. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов н/д., 2013.
26. Методические рекомендации по ознакомлению детей с правилами дорожного движения [Электронный ресурс] - режим доступа: http: //www.edu.murmansk.ru/www/do/metodic/PDD/index.htm, свободный.
27. Мещеряков Б.Г. Современный психологический словарь. СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК,2017.
28. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения. М.: Владос, 2009.
29. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 2015.
30. Мухина В.С. Психология дошкольника : учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2015.
31. Немов, Р. С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2013.
32. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений. М.: 2003.
33. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 3-е изд., М.: Мозаика-Синтез, 2012.
34. Панина Г. Игры и игрушки наших детей // Начальная школа: методическая газета для учителей. М.: Просвещение, 2014. № 30-31. С. 15
35. Парамонова Л.А. Истоки. Базис развития ребенка дошкольника / Под.ред. Л.А. Парамоновой, Г.А. Алиевой, Т.В. Антоновой. М.: Просвещение, 2013.
36. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. И. Кото-вой, Д. В. Сергеевой. М.: Центр, 2010.
37. Перечень игр, рекомендованных для ознакомления детей с правилами дорожного движения [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.ds11 -gkan.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5015&hry=./24526/51467/6118, свободный.
38. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2010.
39. Подласый, И.П. Педагогика. М.: 2016.
40. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М.: Большая всероссийская энциклопедия, 1998.
41. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. - Минск: Соврем. Слово, 2016.
42. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа - Пресс, 2012.
43. Смирнова Е.О. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений: Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. М.: 2003. №9. С. 68-74.
44. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2014.
45. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2010.
46. Усова А.П. Роль игр в воспитании детей. М.: Просвещение, 2016.
47. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.: Московский психолого-социальный институт Флита, 2007.
48. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. - М.: Академия, 2015.
Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 2011.