Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РЕСУРСНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ЛИЧНОСТИ

Работа №43205

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
525
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретический анализ соотношения ценностно-смысловых оснований совпадающего поведения с ресурсными характеристиками личности 10
1.1. Ценностно-смысловая сфера личности: структура, содержание и функционирование 10
1.2. Понятие совладающего поведения личности: функции и классификация 15
1.3. Жизнестойкость и толерантность к неопределенности как
личностные ресурсы преодоления 18
1.4. Проблема соотношения ценностно-смысловой сферы и
совладающего поведения в зависимости от ресурсных характеристик личности 20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование соотношения ценностно-смысловой сферы личности со стратегиями совладающего поведения во взаимосвязи с толерантностью к неопределенности и жизнестойкостью 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Характеристика личностных ценностей, стратегий
совладающего поведения, смысложизненных ориентиров, толерантности к неопределенности, жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в общей выборке
2.3 Специфика параметров важности и доступности личностных
ценностей в группах с разным уровнем индекса реализуемости
2.4 Специфика совладающего поведения и ресурсных характеристик
личности в группах с разным уровнем реализуемости личностных ценностей
2.5 Взаимосвязь стратегий совладающего поведения с параметрами толерантности к неопределенности, жизнестойкости и смысложизненных ориентаций 40
2.6 Ресурсные характеристики личности в зависимости от уровня
выраженности “избегающих” стратегий совладания 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57



Актуальность темы исследования задается проблемой исследования характеристик содержательных и динамических сторон ценностно-смысловой сферы личности по отношению к копинг-стратегиям, а также во взаимосвязи с характеристиками жизнестойкости и толерантности к неопределенности как потенциально ресурсными свойствами личности.
Копинг стратегии или совладающее поведение характеризуются сознательностью действия, своей произвольностью, а также пересмотром состояния направленного на разрешения проблемы, в отличие от защитных механизмов искажающих действительность. Являются одним из элементов произвольной регуляции и подробно исследованы в зарубежной и отечественной психологии (С.К. Нартова-Бочавер, Т.Л. Крюкова, Р. Лазарус, А. Джеймс, Д. Норман, Д. Эндлер и пр.). Изучены признаки совладания как поведения и классификация стратегий совладающего поведения (М.Н. Трущенко, Т.Л. Крюкова), описаны возрастные различия в стратегиях совладающего поведения и их культурная характеристика, разработаны подходы к изучению совладающего поведения (Т.Л. Крюкова).
В исследованиях взаимосвязи параметров ценностно-смысловой сферы и стратегий совладающего поведения разработан вопрос связи осмысленности жизни и стратегий совладающего поведения (К.В. Карпинский, М.Н. Климов, Е.Н. Львова, Л.И. Кобылянская и др.). Существуют малочисленные исследования взаимосвязи содержания ценностной сферы и стратегий совладания (Т.Л. Крюкова). Соотношение динамических сторон ценностно-смысловой сферы с копинг-стратегиями и вовсе практически не изучено в современной психологии.
К настоящему времени имеется огромное количество исследований связанных с содержательной стороной мотивации, например такие как: исследования иерархии ценностей и ценностных ориентаций (М. Рокич, Д.А. Леонтьев, S.H. Schwartz), структуры и содержания ценностей (S.H. Schwartz, J. Cieciuch , E. Davidov.), соотношения ценностей со смыслом жизни (Д.А. Леонтьев, A.S. Waterman, J. Dezutter), благополучием и здоровьем (B.F. Piko. L. Brassai), возрастных и гендерных особенностей характеристик ценностно-смысловой сферы (Н.Р. Салихова, S.H. Schwartz, E. Prince-Gibson, P.C. Stern, L. Kalof, T. Dietz).
В.Г. Асеевым, Р.Х. Шакуровым в исследованиях ценностно-смысловой сферы разрабатываются представления о динамических сторонах. Обоснование динамических признаков смыслообразования связанных с личностными ценностями было предложено Д.А.Леонтьевым для понимания этих ценностей как центральной структуры смысловой сферы, а совокупность самих ценностей, как известно, наряду с мотивами образуют ядро личности. Под динамической стороной ценностей понимается не временное свойство, а скорее ее напряженность, способ осуществления, соотношение реальных и идеальных целей предложенных Б.С. Братусем, то есть те средства, свойства из-за которых целеобразование, смыслообразование формируется и трансформируется на микроуровне в пределах одной ценности, мотива. Представление о типах смыслообразования в контексте личностных ценностей выражающихся в степени барьерности или реализуемости ценности сформулировано в работах Н.Р. Салиховой. В проблеме исследования функционирования динамических сторон ценностей мы исходим из того, что вместе с изменениями иерархии ценностей, относящихся скорее к макродинамическим процессам ценностно-смысловой сферы, происходят микродинамические изменения процессов смыслообразования, истоком которых являются ценности связанные с их воплощением и реализацией. Они влияют на смысл, трансформируются в динамике не изменяя при этом предметного содержания.
Понятие жизнестойкость, как психологическая черта, была разработана как ответ на вопрос, какие факторы способствуют успешному совладанию со стрессом и снижению напряжения (базовой тревоги). В исследованиях проводимых С. Мадди было выделено всего три компонента которые при синергетическом взаимодействии снижали вероятность следующего за стрессом психосоматического заболевания более чем на девяносто процентов. В эту группу факторов вошли: вовлеченность, контроль и принятие риска.
Понятие толерантности к неопределенности как психологической черты было введено в работах Э. Френкель-Брансуик, заметившей индивидуальные различия на неопределенные ситуации при решении мнемических и перцептивных задач. Э. Френкель-Брансуик считает, что толерантность к неопределенности проявляется в следующих индивидуальных особенностях: поведение при решении проблем, системы убеждений, когнитивный стиль, межличностное общение и социальное взаимодействие и пр. Обзор исследований представленный в работе А.Фарнхема и Д. Маркса, выявил связь толерантности к неопределенности с любознательностью и потребностью в информации, поиском новизны, осознанностью, готовностью к риску, общей самоэффективностью, позитивным аффектом, удовлетворенностью жизнью. Из методики «Большой пятерки» показывает устойчивые прямые корреляции с открытостью опыту и экстраверсией, обратные с дружелюбием.
Итак, теоретическая актуальность темы задается слабой изученностью вопроса соотношения содержательных характеристик и практически малой изученностью взаимосвязи динамических сторон ценностно-смысловой сферы со стратегиями совладающего поведения, а также характеристиками жизнестойкости и толерантности к неопределенности. Изучение, описание и понимание соотношения этих компонентов поможет дополнить конкретно-психологические представления о вариантах ценностно-смысловой организации жизненного пространства личности и связанных с этим характеристик. Также открыт вопрос о том, влияет ли неопределенность как фактор смыслообразования на трансформацию динамической стороны ценности в процессе ее реализации, что также теоретически представляется актуальным.
Практическая актуальность темы задается тем, что перед практикующими психологами и не только, перед самим человеком и перед интересующимися в этой области, на любом этапе развития встают различные жизненные задачи, в решении которых, можно и возможно опираться на понимание, осознание того, какие ресурсы ценностно-смысловой сферы могли бы лучше ориентировать и направлять индивида в условиях жизненного выбора, в услових неопределенности, в условиях согласованности и рассогласованности важности и доступности, в стрессовых ситуациях. Все это задает проблему соотношения ценностно-смысловой сферы с совладающим поведением во взаимосвязи с ресурсными характеристиками личности.
Объектом исследования выступают субъектно-личностные основания совладающего поведения.
Предмет исследования - соотношение характеристик ценностно-смысловой сферы со стратегиями совладающего поведения личности во взаимосвязи с ресурсными характеристиками личности.
Цель исследования - изучить соотношение характеристик ценностно-смысловой сферы со стратегиями совладающего поведения личности во взаимосвязи с ресурсными характеристиками личности, такими как толерантности к неопределенности и жизнестойкости.
Гипотезой стало предположение о том, что характеристики ценностно-смысловой сферы являются основанием выбора субъектом определенных копинг-стратегий, что опосредуется такими ресурсными характеристиками личности как жизнестойкость и толерантность к неопределенности.
Данное предположение проверялось в эмпирическом исследовании, перед которым были поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа проблемы соотношения ценностносмысловой сферы с совладающим поведением во взаимосвязи с ресурсными характеристиками личности обосновать гипотезу исследования;
2. Охарактеризовать ценностно-смысловую сферу, совладающее поведение и ресурсные характеристики личности в общей выборке и сравнить эти результаты со среднестатистическими нормами;
3. Выявить специфику параметров важности и доступности личностных ценностей в группах разным уровнем реализуемости личностных ценностей;
4. Описать специфику совладающего поведения и ресурсных характеристик личности в группах с разным уровнем реализуемости личностных ценностей;
5. Выявить взаимосвязь стратегий совладающего поведения с параметрами толерантности к неопределенности, жизнестойкости и смысложизненных ориентаций;
6. Определить специфику ресурсных характеристик личности в зависимости от уровня выраженности “избегающих” стратегий совладания.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: методологические принципы активности, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, принцип системного подхода в психологии (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов). В качестве общетеоретических оснований, выступили представление о личности как субъекте жизни (К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Анцыферова) и деятельностносмысловой подход (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь). В качестве конкретных теоретических основ использовались: представление о
личностных ценностях и концепция смысловой сферы, а также представление о личностном потенциале Д.А. Леонтьева; представление о барьерности-реализуемости ценностей как динамической характеристики ценностно-смысловой сферы личности Н.Р. Салиховой, представление о стратегиях совладающего поведения Т.Л. Крюковой.
Методы исследования определялись в соответствии с целями и задачами исследования и включали в себя:
1. На теоретическом этапе исследования применялся логикотеоретический анализ научной литературы, посвященной проблеме исследования.
2. В эмпирической части работы для сбора материалов применялся метод заочного тестирования, для математической обработки полученных данных использовался корреляционный анализ, статистическое сравнение средних арифметических значений по каждому из исследуемых показателей по t-критерию Стьюдента для независимых выборок, подсчет средних значений.
В качестве эмпирического тестового инструментария для сбора данных использовались следующие методики:
1. Методика «Ранжирование ценностей» (Модификация методики «Ценностные ориентации» М. Рокича по Е.Б. Фанталовой.), на основе которой определялись индексы реализуемости личностных ценностей (Н.Р. Салихова);
2. Тест смысложизненных ориентаций СЖО Д.А.Леонтьева (Леонтьев, 1992);
3. Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И.Рассказовой (Леонтьев, Рассказова, 2006);
4. Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса (адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году);
5. Опросник толерантности к неопределенности Д.Маклейна (Леонтьев, Осин, Луковицкая, 2016).
Структура работы
Работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, 10 параграфов, заключения, списка использованной литературы (состоящего из 35 наименования). Общий объем работы составляет 61 страница. Работа иллюстрирована 14 таблицами и 4 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена проблеме изучения соотношения ценностно-смысловой сферы, совладающего поведения, жизнестойкости и толерантности к неопределенности. На основе теоретического анализа литературы по проблеме изучения соотношения смысловой сферы, толерантности к неопределенности и совладающего поведения в исследовании их соотношения было выявлено, что смысловая сфера субъекта является центральной и стабильной структурой, выполняющей роль одного из базового регулятора построения человеком окружающего его пространства. В том числе направляет и определяет его дальнейшее будущее, его деятельность и структуру, а также отношение ко всему этому. Смысложизненная ориентация личности детерминирует не только его восприятие вызовов жизни как стрессовых, но и может быть ресурсом обеспечивающим совладание, и в значительной степени определяет его способы. Совладеющее или копинг-поведение является частью произвольного самоуправления человека в стрессовых ситуациях, выбирается им и меняется в зависимости от ситуации и особенностей диспозиций личности. Имеющиеся результаты исследований совладающего поведения по отношению к жизнестойкости, смысложизненных ориентаций и толерантности к неопределенности имеют неслучайный характер их взаимосвязи. Не изученность вопроса отношений вышеперечисленных характеристик личности со стратегиями совладающего поведения обуславливает актуальность выбранной темы. Эти факты позволили обосновать предположение о взаимосвязи параметров ценностно-смысловых сфер личности с предпочтением тех или иных стратегий совладающего поведения и групповой специфики этих связей. Данная гипотеза была проверена в эмпирическом исследовании. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Обнаружены следующие характеристики ценностно-смысловой сферы, совладающего поведения и ресурсных характеристик личности в общей выборке исследования:
• при анализе количественной выраженности составляющих совладающего поведения был выявлен высокий уровень показателей: самоконтроля, планирования решения проблем, положительной переоценки;
• ценностная сфера респондентов по содержанию иерархии характеризуются преобладанием по степени важности: счастливой семейной жизни, здоровья, любви и уверенности в себе. Дефицитный характер имеют показатели счастливой семейной жизни, здоровья, материально обеспеченной жизни. Иерархия по степени доступности: познание, наличие хороших и верных друзей и интересная работа.
• при анализе составляющих смысложизненных ориентаций был выявлен высокий уровень показателя «цели в жизни»;
• показатели толерантности к неопределенности находятся в средних значениях;
• при анализе количественной выраженности составляющих жизнестойкости был выявлен высокий уровень показателя «принятие риска».
2. Выявлено, что показатели важности ценностей в полярных по реализуемости личностных ценностей группах в целом обнаруживает высокую степень сходства, за исключением ценности красоты природы и искусства, которая более важна в группе с высокой реализуемостью ценностей. Показатели по шкале степени доступности ценностей выше у группы с высоким индексом реализуемости по ценностям: счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, любовь и здоровье. У группы с низким уровнем индекса реализуемости показатели выше по познанию, красота природы и искусства, творчества и активная деятельная жизнь.
3. Обнаружено, что смысложизненные ориентации личности значимо отличаются в группах, контрастных по критерию реализуемости личностных ценностей: показатели теста смысложизненных ориентаций, а именно - цель, процесс, результат и общий балл выше у группы с высоким индексом реализуемости, т.е. группа с высокими баллами индекса реализуемости характеризуется лучшей осмысленностью жизни выраженной в наличии целей жизни, удовлетворенности актуальным состоянием дел, а также удовлетворенностью самореализацией.
4. Обнаружено, что жизнестойкость личности значимо отличаются в группах, контрастных по критерию реализуемости личностных ценностей: показатели теста жизнестойкости - вовлеченность, контроль, принятие решения, общий балл выше у группы с высоким индексом реализуемости.
5. Выявлено, что толерантность к неопределенности в группах, контрастных по критерию реализуемости личностных ценностей не различается.
6. Выявлена, что во внутренней структуре взаимосвязей стратегий совладающего поведения между собой наиболее взаимосвязаны стратегии совладающего поведения «принятие ответственности» и «бегствоизбегание», так что преобладание стратегии избегания соответствует непринятию ответственности, а принятие ответственности соответствует отсутствию избегания. Это стало основанием объединения их в общую группу «избегающих» стратегий. Стратегия совладания «принятие ответственности» также на высоком уровне значимости коррелирует с «поиском социальной поддержки», а «бегство-избегание» - со стратегией «конфронтационный копинг».
7. Выявлено сходство в структуре взаимосвязей таких стратегий совладающего поведения «принятие ответственности» и «бегство-избегание» с ресурсными характеристиками личности: характер связи каждой из них с параметрами смысложизненных ориентаций, толерантности к неопределенности, жизнестойкости, что также показывает общую природу данных стратегий в качестве «избегающих» как на поведенческом, так и личностном уровнях.
8. Выявлены существенные различия в группах контрастных по выраженности «избегающих» стратегий:
• в тесте «копинг стратегии»: конфронтационный копинг, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание;
• в тесте «СЖО» все показатели и в наибольшей степени общий балл;
• в тесте «толерантность к неопределенности» значительные различия по
параметрам: отношение к сложны задачам, отношение к неопределенным ситуациям, принятие/избегание неопределенности, общей толерантности к неопределенности;
• в тесте «жизнестойкость» значительные различия по параметрам вовлеченности, контроля, общей жизнестойкости.
Итак, группа с низкими показателями уровней выраженности «избегающих стратегий» в части ресурсных характеристик, демонстрирует лучшее отношение к сложным задачам, в каждодневной жизни им свойственно решать более сложные задачи; к неопределенным ситуациям, они чаще выходят из «зоны комфорта» каждый раз открывая для себя новые явления; принятие неопределенности как фактора повседеневной жизнедеятельности; и как результат общей толерантности к неопределенности. Большей выраженностью жизнестойкости в целом и ее составляющих, препятствующих возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет вовлеченности в деятельность, а также восприятия их как менее значимых.
Полученные выводы позволяют нам утверждать, что совладающее поведение действительно зависит от ценностно-смысловой сферы и характеристик толерантности к неопределенности. Несмотря на то, что смысложизненные ориентации, в том числе и отношение к неопределенности, составляет действенное пространство личности в целом, проявление стратегий совладания как поведенческого и ситуативного компонента связано помимо основных структур, определенно, еще и с условиями ситуации и другими переменными. Однако определенная специфика соотношения этих структур была выявлена.
Было показано, что более низкий уровень первой группы, в таких показателях как конфронтационный копинг, поиск социальной поддержки, принятия ответственности, бегство-избегание позволяет говорить о гораздо лучшей их адаптации. Они более уверены в себе, стремятся избегать явных конфронтаций в любой ситуации, не ищут поддержки, поскольку являются самостоятельными, понимают и признают свои ошибки и стремятся добиться поставленной цели, даже тогда когда им неизвестно будущее. Показатели второй группы демонстрируют явное отставание по этим личностным особенностям.
Таким образом, цель работы, состоявшая в изучении соотношения характеристик ценностно-смысловой сферы и стратегий совладающего поведения во взаимосвязи с ресурсными характеристиками была достигнута. Характер этого соотношения и полученные выводы позволили выделить две группы где были выявлены их специфические особенности, а стратегия была определена нами как деструктивная и даже получила название «избегающие».
Практическое применение полученных результатов позволяет выделить группу испытуемых, которая будет демонстрировать связанные между собой высокие показатели принятия ответственности и бегство - избегание, которые в свою очередь демонстрируют низкие показатели таких важных личностных особенностей как: жизнестойкость, препятствующая возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых; смысложизненые ориентации, позволяющая наслаждаться жизнью в настоящем времени и уверенно контролировать ее; ну и наконец толерантность к неопределенности, которая позволяет субъекту уверенно смотреть в будущее и не бояться новизны и сложностей. Эту особенность можно использовать при профориентационном отборе оптантов претендующих на самые различные должности.
Таким образом, на данном этапе исследования проблемы еще рано говорить о каких-то универсальных закономерностях. Дальнейшие исследования с охватом более разнообразного контингента испытуемых, возможно, позволят выявить общие закономерные особенности соотношения стратегий совладания с характеристиками смысложизненных ориентаций, толерантности к неопределенности и выявить устойчивые основания совладающего поведения.



1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 3-18.
2. Гришина Н.В Психология конфликта. 3-е изд.-СПБ.: Питер, 2017.
3. Дементий, Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения / Л.И. Дементий // Журнал прикладной психологии. - 2004. - №3. - С. 20-25.
4. Карпинский, К.В. Смысложизненный кризис как детерминанта совладающего поведения в стрессовых ситуациях / К.В. Карпинский. Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.- практ. конф., Кострома, 23-25 сент. 2010 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - Т. 2. - С. 26-28.
5. Кобылянская, Л. И. Психологические детерминанты выбора стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях / Л.И. Кобылянская. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - Т. 2. - С. 183-185.
6. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В., Замышляева М.С., опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса (адаптирован в 2004 году).
7. Крюкова, Т.Л. Человек совладающий: личность в парадигме стресс- копинга / Т.Л. Крюкова. Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзактном обществе: материалы междун. конференции. - Кострома - Москва, 2000. - С.35- 37.
8. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни / Т.Л.Крюкова - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010. - 380 с.
9. Крюкова, Т.Л. Возрастные различия в стратегиях совладающего
поведения / Т.Л. Крюкова. Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: материалы Сибирского
психологического форум, 16-18 сентября 2004 г. - Томск: Томский государственный университет, 2004. - С. 165-171.
10. Крюкова, Т.Л. О методике диагностики стилей психологического совладания (копинга) у подростков ACS (Юношеская копинг шкала) / Т.Л. Крюкова. Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы: материалы межрегиональной конференции. Сост.: Т.Л. Крюкова, В.А. Соловьева,
О.В. Сосидко. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. - С. 144-146.
11. Крюкова, Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросников диагностики совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. Психология и практика. Сост. В.А. Соловьева. Институт педагогики и психологии. - Кострома: КГУ им. Некрасова, 2001. - С. 66-72.
12. Крюкова, Т.Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии / Т.Л. Крюкова // Вестник КГУ им. Некрасова. - 2004. - № 4. - С. 58-68.
13. Крюкова, Т.Л. Культурная специфика совладания со стрессом у
россиян в контексте коллективизма/индивидуализма / Т.Л. Крюкова Психология стресса и совладающего поведения: материалы III
Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - Т. 2. - С. 30-33.
14. Леонтьев Д.А. «тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Леонтьев,1992).
15. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
16. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. «тест жизнестойкости» С.Мадди в адаптации Леонтьева, Рассказовой (2006).
17. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 675 с.
18. Львова, Е.Н. Медиаторы совладающего поведения / Е.Н. Лунина, О.В. Митина, Е.И. Шлягина. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 2628 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - Т. 2. - С. 287-289.
19. Лунина, Е.Б. Особенности совладающего поведения у лиц в позднем
возрасте. Автореферат диссертации / Е.Б. Лунина. [электронный ресурс] // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-
sovladavushchego-povedeniva-u-lits-v-pozdnem-vozraste, свободный.
20. Маклейн Д. опросник «толерантности к неопределенности» адаптация Леонтьев, Осин, Луковицкая (2016).
21. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 1997. - № 5. - С. 20-30.
22. Норман С., Эндлер Д.Ф., Джеймс Д.А., Паркер М.И., «копинг поведение в стрессовых ситуациях» адаптация крюковой Т.Л. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н.П. Фетискин., В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C.442-444.
23. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. Ростов-на- Дону: Феникс, 1996.
24. Салихова, Н.Р. Барьерность-реализуемость личностных ценностей как динамическая характеристика ценностно-смысловой сферы личности / Н.Р. Салихова // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки. - 2007. - Т. 149. - Книга 1.
- С. 180-195.
25. Салихова, Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей / Н.Р. Салихова - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005. - 128 с.
26. Салихова, Н.Р. Ценностно-смысловая организация жизненного пространства личности / Н.Р. Салихова. - Казань: Казанский ун-т, 2010.
- 452 с.
27. Трущенко, М.Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе / М. Н. Трущенко. Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 13-16.
28. Сапогова, Е.Е. Экзистенциальные ожидания как фактор развития во
взрослости и старости / Е.Е. Сапогова. Психология социального развития: Человек в современном мире. Под науч. ред.
Ю.Н. Карандашева, В.Н. Шашок. - Минск: БГУ, 2007. С. 99-111.
29. Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е.Б. Фанталова. - Самара: БАХРАХ, 2001. - 128 с.
30. Фанталова, Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов / Е.Б. Фанталова // Психологический журнал. - 1992. - № 1. - С. 107-117.
31. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Изд-во «Медиа», 2012.
32. Франкл В. Теория и терапия неврозов // Человек в поисках смысла /
Виктор Франкл. — М. : Прогресс, 1990. — Часть III : Основы логотерапии
33. Чикишева, И.Н. Личностно-ситуационные предпосылки профессионального развития управленцев среднего звена: На примере
управленцев нефтегазодобывающего комплекса / И.Н. Чикешева [электронный ресурс] // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/lichnostno-situatsionnve-predposvlki- professionalnogo-razvitiva-upravlentsev-srednego-zvena-#ixzz3cwp2BZn5. свободный.
34. Шакуров, Р.Х. Личность: психогенез и воспитание. / Р.Х. Шакуров - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 305 с.
35. Lasarus, R. Emotions and interpersonal relationships: toward a person- centered conceptualization of emotions and coping / R. Lasarus // Journal of Personality. - 2006. - Vol. 74, N 1. - P. 9-43.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ