Введение 3
Глава 1. Конституция США и ее особенности 7
1.1. Конституционное развитие 7
1.2. Характеристика Конституции США. Конституции штатов 10
1.3. Правовое регулирование выборов и избирательные права 17
Глава 2. Статус и полномочия президента США по Конституции 27
2.1. Компетенция президента США 27
2.2. Порядок и основания утраты должности президента США 35
2.3. Президент и федеральная публичная администрация 39
Глава 3. Президентские выборы в 2012 и 2016 гг. Ограничение полномочий президента 44
3.1. Особенности президентских выборов 44
3.2. Выборы президента США 2012 года и их итоги 47
3.3. Президентские выборы 2016 года. Ограничение конгрессом США
полномочий президента 54
Заключение 62
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования.
Несмотря на то,что главы государств хорошо известны в своих странах,а лидеры ведущих держав приобретают широкую известность во всем мире,определение института главы государства представляется не такой простой задачей. Сложность ее связана с многообразием особенностей этого института в различных странах и в разные исторические эпохи.Эти особенности преимущественно связаны с различием полномочий и места главы государства в системе органов государственной власти в разных странах,которые и вызывают трудность при точном определении данного института.Статус главы государства зависит от конкретного политического режима и формы правления в стране,а также иногда от политико-правовых традиций государства и особенностей становления национальной государственности. В общем виде глава государства представляет собой «конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо,осуществляющее верховное представительство государства в между народных отношениях и внутриполитической жизни страны».
Термин "президент" происходит от латинского слова Prаesidens.В буквальном переводе оно означает"сидящий впереди. Аналогичное значение имеет в русском языке слово"председатель".На протяжении длительного времени президентом чаще всего называли председательствующего на каком-либо собрании. В современном понимании("глава государства")слово"президент "не употреблялось вплоть до XVШ века. XVШ в.внес в эволюцию поста главы государства нечто принципиально новое- институт президентства. Впервые глава государства стал именоваться президентом в Соединенных Штатах Америки с принятием Конституции 1787 г. Затем посты президентов республик были введены в странах Латинской Америки,Европе,Азии, Африке. В настоящее время около 70% существующих на Земле стран имеют в качестве главы государства президентов
Объектом исследования является президент Соединенных Штатов Америки. Предмет исследования - конституционно-правовой статус президента в современных США.
Целью данной работы является изучение особенностей конституционно- правового статуса президента в Соединенных Штатах Америки.
Соответственно этой цели задачами работы являются:
• провести анализ Конституции США;
• изучить конституционный статус президента США
• раскрыть полномочия президента США;
• рассмотреть детали и особенности процедуры выборов американского президента на примере президентских выборов 2012 и 2016 гг.;
• изучить ограничение полномочий президента США Конгрессом в 2017 году.
Источниковая база исследования. В качестве источников для своей работы я использовал труды таких передовых исследователей, как Автономов А.С. , Комкова Г. Н. , Алебастрова И.А. , Малько А. В. , Дегтев Г.В. , Кудинов О.А. , Чиркин В.Е. и др.
Помимо их работ, я также изучил труды, напрямую несвязанные с тематикой конституционно-правового статуса президента США, но относящиеся к ней. Среди них выделю следующие: Иванян Э.А. - история США ; Дегтев Г.В. - сравнение конституционно-правовых статусов президентов РФ и США; Колбая С.Г. - закономерности становления института президентства на современном этапе ; Лафитский В. И. - основы конституционного строя США ; Мишин А.А. - принцип разделения властей в конституционном механизме США ; Попов А.А. - выборы 2012 г. в США: основные результаты, Травкина Н.М. - выборы в США XXI века; Балуев Д.Г. и Колобов О.А. - управление демократическим обществом в США и др.
Также для проведения своего исследования я задействовал труды таких зарубежных исследователей, как EdwardCorwin (вопросы Конституции и статуса Президента), LouisFisher (роль Конгресса и исполнительная власть) , KierstenSchmidt и WilsonAndrews (выборы 2016 года) , LevyL.W., KarstK.L., MahoneyD.J. (объемный анализ Конституции США) и др.
Практическая значимость исследования. Положения, оценки и выводы данного исследования в будущем могут быть применены в деятельности государственных органов Российской Федерации, а также в различного рода юридических организациях.
Исследование может найти отличное применение в учебном процессе студентов юридических и политических специальностей, в частности, в подготовке к лекционным и семинарным занятиям по курсу «Конституционное право зарубежных стран» и др. Также результаты работы могут быть применены в дальнейших исследованиях Конституции США, американских выборов, статуса президента США и т.д.
В ходе проведения исследования поставленные задачи были выполнены: был проведен анализ Конституции США, изучен конституционный статус президента США и раскрыты его полномочия, на примере президентских выборов 2012 и 2016 гг. были рассмотрены детали и особенности процедуры выборов американского президента, а также изучено ограничение полномочий президента США Конгрессом в 2017 году.
Впервые институт президента в современном его значении был закреплен Конституцией США 1787 г. США - президентская республика. Поэтому Президент США наделен широкими полномочиями в системе органов государственной власти. Он является одновременно главой государства и главой всей системы исполнительной власти в стране.Избирается Президент в результате косвенных (двухступенчатых)выборов на четырех летний срок.При этом главой государства может стать только гражданин США порождению, достигший 35-летнего возраста и проживающий на территории США не менее 14 лет. В настоящее время Президентом США является Барак Хусейн Обама,избранный в 2012 году на второй срок. Полномочия американского президента делятся на полномочия его как главы государства и полномочия как главы исполнительной власти. Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в нескольких случаях: отстранение от должности(импичмент), отставка,смерть и неспособность осуществлять полномочия и обязанности по своей должности.
Стоит отметить, что президент для США имеет очень большое значение. Данный институт непрерывно функционирует с момента своего первого появления в США и до сих пор вот уже более 2-х веков подряд.Это показывает эффективность института президента, ведь сегодня США- крупнейшая капиталистическая страна,достигшая высокой степени экономического и технологического развития и занимающая ключевые позиции в мире по объему ВВП,качеству жизни населения. США также оказывает решающее влияние на международные отношения.
В первой главе я отследил конституционное развитие США, подробно изучил Конституцию и дал ей характеристику. Также мною была рассмотрена избирательная система США.
Конституция США представляет собой весьма лаконичный документ, состоящий из 7 статей и 27 поправок. Наряду с организацией власти в документе регулируются вопросы обеспечения стабильности и верховенства самой Конституции, а также фрагментарно некоторые вопросы правового статуса человека и содержатся переходные положения. В действующих ныне поправках регулируются вопросы правового положения человека, в том числе избирательного права, некоторые вопросы формирования и организации деятельности государственных органов, соотношения полномочий федерации и штатов.
Процедура внесения поправок является одной из самых жестких в мире и включает в себя две основные стадии: принятие на федеральном уровне и ратификацию штатами. Многие ныне актуальные институты в Конституции отсутствуют, и в этой связи является важной деятельность судов по осуществлению конституционного контроля и толкованию Конституции.
Во второй главе мною были рассмотрены такие основные вопросы, как компетенция президента США, утрата статуса президента, а также взаимодействие президента и исполнительной власти.
Исполнительная власть на федеральном уровне осуществляется Президентом США. Он избирается сроком на четыре года. В качестве гарантии предотвращения узурпации власти, угрозу которой может создать длительное пребывание одного лица в данной должности, Конституция США устанавливает запрет на избрание одного и того же лица Президентом более двух раз.
Избранный в середине декабря Президент вступает в должность 20 января года, следующего за годом выборов, — в день принесения присяги.
Третью главу своего исследования я посвятил более подробному изучению особенностей президентских выборов и изучил выборы 2012 и 2016 гг. Также отследил динамику развития процедуры ограничения полномочий президента в 2017 году.
Президент и вице-президент США избираются вместе на выборах, проходящих раз в 4 года. Выборы непрямые: победитель определяется Коллегией выборщиков. Голосование выигрывает кандидат, набравший по крайней мере 270 голосов Коллегии выборщиков.
Президентские выборы в Штатах проходят по принципу «победитель получает все». Страна, как известно, состоит из 50 штатов. Каждый штат, пропорционально количеству избирателей, дает «электоральные голоса». Чем больше избирателей в штате, тем больше голосов. Причем, с изменением демографической ситуации количество электоральных голосов изменяется. Больше жителей — больше голосов. Правило «победитель получает все» на практике означает, что независимо от пропорционального распределения голосов тот из кандидатов, кто получил простое их большинство, получает в результате все электоральные голоса.
Такая система выборов заставляет кандидатов не просто агитировать все население Америки, а анализировать ситуацию в каждом штате, чтобы определить, возможно ли набрать большинство в этом штате и получить все электоральные голоса штата, или имеет смысл перенаправить ресурсы на штаты, где шансы набрать большинство существенно выше. Как показывает опыт других стран, подобная система выборов имеет существенный положительный аспект. А именно, устойчивость к манипуляциям и фальсификациям, совершенным внутри одного региона.
В ходе предвыборной кампании 2017 года будущий президент Трамп не раз высказывал мнение о том, что Соединенным Штатам следует наладить отношения с Россией. Однако с момента начала его президентства наладить связи с Россией нынешнему американскому президенту не позволил влиятельный антироссийский политический контингент. В итоге Президент Дональд Трамп в вопросах внешней политики стал заложником Конгресса.
Президент США Дональд Трамп подписал закон о санкциях против РФ, Ирана и КНДР, который ранее был одобрен обеими палатами Конгресса США практически единогласно. Данный закон требует, чтобы президент Трамп обозначал аргументы в пользу отмены тех или иных санкций против России и представлял их Конгрессу.
Президент подписал этот закон, но потом в специальном заявлении подчеркнул, что по его мнению он носит неконституционный характер, так как ограничивает возможности президента США в области внешней политики. Однако доказать неконституционный характер этого документа очень трудно, поскольку на основании конституции страны нельзя точно определить, что именно противоречит основному закону. Американская конституция создает широкое поле для интерпретации ее записей. Таким образом, Конгресс США фактически ограничил возможности президента США проводить гибкую политику в отношении России.
Таким образом, можно резюмировать, что поставленная цель была достигнута - все аспекты и особенности конституционно-правового статуса президента в Соединенных Штатах Америки были исследованы.
1. Конституция Соединенных Штатов Америки (1787) // США: Конституция и законодательные акты; Под. ред. О.А.Жидкова. М., «Прогресс» 1993г.
2. Конституция США: политико-правовой комментарий // Мишин А.А. Власихин В.А., М., «Междунар. отношения» 1985г.
3. Конституции зарубежных стран. Сборник / Сост. В.Н. Дубровин, М., «Юрлитр. информ» 2003г.
4. Абдуллин Р. Трампу ограничили полномочия: Конгресс принял
законопроект о санкциях против России [Электронный ресурс] // Московский комсомолец: сайт. - URL:
http://www.mk.ru/politics/2017/07/11/trampu-ogranichili-polnomochiya- kongress-prinyal-zakonoproekt-o-sankciyakh-protiv-rossii.html (дата обращения: 22.04.2018).
5. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., «ИНФРА-М», 2010 г.
6. Автономов А.С. «Соединённые Штаты Америки» «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». Учебник. Москва, 2008 С. 370
7. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций. М., «Юрайт», 2010 г.
8. Афанасьева О. В., Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Малько А. В. Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. — М.: Норма,. — 320 с.. 2004 г.
9. Балуев Д.Г., Колобов О.А. Управление демократическим обществом: американский вариант. // Учебное пособие. - Нижний Новгород, 1994.
10. Барабашина К.Ю., Ворникова Ю.И., Крылова Ю.А. и др. Конституционное право зарубежных стран: Вопросы и ответы. 2012 г.
11. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. С. 300.
12. Дегтев Г.В. Конституционно-правовой статус Президентов РФ и США: сравнит.-правовой анализ. М., «ЮРИСТЪ», 2003 г.
13. Иванян Э.А. // История США: Пособие для вузов. «Дрофа», 2004 г.
14. Конгресс США ограничил влияние президента на внешнюю политику
[Электронный ресурс] // URL:
http://www.radiopolsha.pl/6/249/Artykul/319271 (дата обращения:
22.04.2018) .
15. Колбая С.Г. Некоторые теоретические закономерности становления института президентства на современном этапе // Государство и право. «Наука», 2005 г. №2
16. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Афанасьева О.В. Конституционное право зарубежных стран. М., «Юрайт», 2013 г.
17. Конституционное право зарубежных стран // под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., «Норма», 2010 г.
18. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: особенная часть / отв. ред. Б.А. Страшун. М., «Норма», 2010 г.
19. Кудинов О.А. Конституционное право зарубежных стран. (Учебно-практ. пос.) (МЭСИ; 2003, 238с.)
20. Лафитский В. И. Основы конституционного строя США. М., «Норма», 1998г.
21. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. (Учебное пособие) (1999, 584с.)
22. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., «Наука», 1984 г.
23. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. (Учебник) (2013, 520 с.)
24. Осавелюк А.М. Конституционное право зарубежных стран: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.М. Осавелюк.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 С.120
25. Политическая система США. Актуальные измерения // отв. ред. В.С. Васильев, С.А. Червонная. М., «Наука», 2000 г.
26. Попов А.А. Выборы-2012 в США: основные результаты // США-Канада: экономика, политика, культура. М., «Наука», 2013. №2
27. Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. (Учебно-практ. пос.) (МЭСИ; 2007, 184с.)
28. Травкина Н.М. Выборы в США XXI века (демографический и расовоэтнический факторы) // США-Канада: экономика, политика, культура. М., «Наука», 2009. №2
29. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. 2012 г.
30. 2016 Presidential General Election Results. Dave Leip's Atlas of U.S.
Presidential Elections. [Электронный ресурс] // URL:
https://uselectionatlas.org/RESULTS/national.php?year=2016&off=0&elect=0 &f=0 (дата обращения: 22.04.2018).
31. Bork R. H. The Temptation of America. The Political Reduction of the Law. N. Y., 1978. P. 144.
32. Corwin E. S. The Constitution and What It Means Today. Princeton, 1978. P.1.
33. Corwin Edward S. The President: Office and Powers 1787-1957. New York: new York University Press, 1957, p. 211-211.
34. Fisher Louis. The Politics of Shared Power: Congress and the Executive. 2nd ed. Wash.: Congressional Quarterly, 1987, p. 12-14.
35. Hayness George H. The Senate of the United States: Its History and Practice. 2 vols. Boston: Houghton Mifflin, 1938, 2:576-602.
36. Henkin Louis. Foreign Affairs and the Constitution. Mineola, N.Y.: Foundation Press, 1972, p. 214; Guaranty Trust Co. v. United States, 304 U.S. 126, 137138 1938).
37. Kiersten Schmidt, Wilson Andrews. A Historic Number of Electors Defected,
and Most Were Supposed to Vote for Clinton. TheNewYorkTimes (19 декабря 2016). [Электронный ресурс] // URL:
https: //www. nytimes.com/interactive/2016/12/19/us/elections/electoral- college-results.html (дата обращения: 22.04.2018).
38. Levy L.W., Karst K.L., Mahoney D.J. Encyclopedia of the American Constitution. N.Y.; L., 1986, vol. 3, p. 1443.
39. Rosner Jeremy D. The New Tug-of-War: Congress, the Executive Branch, and National Security. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 1995.
40. Schlesinger Arthur. The Imperial Presidency. New York: Popular Library, Atlantic Monthly Press, 1973, p. 11.
41. The Constitution of the United States of America: Analysis and Interpretation,
S.Doc. 92-82, 1973, 481.
42. Trump becomes 45th President of the United States. CNN (20 January 2017)
[Электронный ресурс] // URL:
https: //edition. cnn. com/2017/01/20/politics/donald-trump-inauguration- highlights/ (дата обращения: 22.04.2018).
43. Wildavsky Aaron. The Two Presidencies. - Perspectives on the Presidency /Ed. by A.Wildavsky. Boston: Little, Brown, 1975, p. 448-461.