Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования рекламного дискурса .... 7
1.1. Реклама как особый вид текста 7
1.2. История французской рекламы 11
1.3. Современная французская реклама 19
Выводы по главе 1 29
Глава II. Практические аспекты исследования языка рекламного дискурса 32
2.1. Риторические приёмы во французском рекламном тексте 32
2.1.1. Речевые приёмы с семантической игрой 33
2.1.2. Речевые приёмы с фонетической игрой 37
2.1.3. Речевые приёмы с изменением грамматической структуры
предложения 38
2.1.4. Речевые приёмы с элементами художественного мышления 39
2.2. Каламбур как приём в рекламе 44
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список литературы 59
Реклама представляет собой неотъемлемую часть жизни современного общества. Она встречается повсеместно и принимает самое активное участие в формировании глобального информационного пространства. Каждый день мы потребляем неизмеримое количество информации, содержащейся в рекламе, которую можно увидеть по телевидению, на рекламных баннерах, в почтовых ящиках или читая новости в Интернете.
Рекламные тексты, ввиду широкого использования в средствах массовой информации, неизбежно становятся предметом изучения специалистов самых разных областей. Разумеется, этот многогранный и чрезвычайно значимый языковой феномен не мог не привлечь внимание лингвистов, так как реклама в ее лучших проявлениях представляет собой интересный лингвистический материал и заслуживает всестороннего глубокого исследования.
Учёные-лингвисты исследуют как лингвистические, так и социолингвистические и психолингвистические особенности языка рекламного текста. Как и любой текст, рекламные сообщения могут быть сделаны качественно и со вкусом, содержать комические нотки, и тем самым обращать на себя внимание. Но точно также реклама может и не вызывать положительных эмоций у адресатов, не побуждая их к приобретению товара и не вызывая желания воспользоваться той или иной услугой.
На сегодняшний день содержимое рекламы может быть самым разнообразным, но главное в нем - это соблюдение всех тонкостей маркетингового искусства, чтобы текст, рекламирующий товар или услугу, мог воздействовать на реципиента. Для эффективности рекламного сообщения необходимо учитывать стилистические особенности употребления языка, структуру и размер текста, а также принимать во внимание психологическую сторону любого сообщения. Помимо информирования адресата о продукте,
реклама обязана стимулировать желание его приобрести, а значит заинтересовать и запомниться.
Сегодня существует много литературы, посвящённой особенностям рекламного текста как одного из жанров публицистики. Однако в современном языкознании, культурологии и психологии стоит ряд не полностью решённых вопросов, таких как роль языка как средства убеждения, взаимодействие и взаимовлияние интересов получателя сообщения и языка рекламного слогана, особенности употребления языковых средств в целях воздействия или раскрытия информации о продукте. Недостаточная изученность этих вопросов обуславливает актуальность данной работы.
Объектом исследования являются печатные рекламные тексты на французском языке.
Предметом исследования является язык современной французской рекламы.
Цель данной работы - исследование особенностей функционирования каламбура как одного из лингвистических приёмов в языке современной французской рекламы.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
— рассмотреть особенности рекламного текста, определить его основные виды и функции;
— изучить историю становления французской рекламы;
— исследовать особенности современной французской рекламы;
— исследовать язык рекламных текстов, выявить наиболее часто встречающиеся в нем лингвистические приёмы;
— проанализировать функционирование каламбура в рекламном тексте современного французского языка.
Теоретической основой исследования послужили работы в таких областях лингвистики как теория перевода (В.В. Комиссаров, С. Влахов), лингвокультурология (С.Г.Тер-Минасова), стилистические особенности рекламного текста (О.А. Сычёв), лингво-стилистическая сущность каламбура (А. Партингтон, К. Хемпельманн, С. Аттардо, Т.И. Гридина), а также работы в области маркетинга (Ф. Барден, М. Трехан, К. Лормель),
Материалом исследования стали рекламные слоганы из современных средств массовой информации на французском языке («Cosmopolitan», «Glamour», «Elle», «Liberation», «Figaro», «Monde», «Vogue», «Le Parisien» и др.), а также тексты Интернет-рекламы. Общий объем проанализированного языкового материала составляет около 250 слоганов.
В процессе работы нами были использованы следующие общенаучные методы исследования: критический анализ научной литературы по теме исследования, обобщение собранного материала, метод сплошной выборки, текстологический анализ, метод лингвистического наблюдения, описательный метод.
Новизна работы состоит в том, что данное исследование уделяет внимание специфике каламбура в рекламном тексте и анализирует, каким образом отображается игра слов на эффективности рекламного текста.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в данной работе осуществлено обобщение всей собранной информации о применении языковой игры в существующих на данный момент французских рекламных текстах, а также решение вопроса функционирования каламбура в рекламном тексте.
Практическая значимость работы определяется тем, что полученные в ходе исследования выводы могут применяться в разработке курсов маркетинга и копирайтинга, а также языкознания, психолингвистики, а также использоваться дополнительным источником информации для преподавателей и студентов филологических факультетов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
Апробация материалов исследования. Работа прошла апробацию на Итоговой научно-практической конференции студентов КФУ, проходившей с 1 по 30 апреля 2018 года в г. Казань. Основные результаты исследования были рекомендованы к опубликованию в качестве тезиса в сборнике Материалов студенческой научно-практической конференции.
Любая реклама, маркетинговое продвижение компании и продукции, которую она производит, всегда берёт своё начало с названия бренда и слогана. От правильности выбора маркетингового решения зависит эффективность рекламной кампании. Верно составленный слоган способен нести дополнительную информацию о продукции, оповещать потенциального покупателя о качественных характеристиках товара или услуги. Помимо этого, правильный слоган будет выполнять важнейшую, так называемую аттрактивную функцию — привлекать внимание адресатов к тексту рекламы и побуждать их приобрести продукцию компании. Для достижения подобного рода эффективности необходимо убедиться в точности подбора языковых средств. Во французской маркетинговой среде функционирование слогана, по опыту специалистов в области рекламы и историческом развитии французской рекламной сферы, существуют некоторые закономерности, которые составляют определённые рекомендации для создания качественных рекламных сообщений. Например, ограниченное использование английского языка, что регулируется нормативными документами и государством, использование культурных отсылок к Франции, эмоциональность и открытость, соблюдение лексических и грамматических шаблонов и правильное использование художественных языковых средств, которые были описаны во второй главе данной работы.
Однако согласно общественным опросам, не каждая реклама, составленная по правилам маркетинга способна вызвать положительную реакцию у потенциального покупателя. Языковой инструмент во всем его многообразии и верное его применение могут породить проблему скептичного отношения к рекламным сообщениям. Для того, чтобы рекламная кампания была успешной, необходимо применить креатив и так называемую вариативность, квинтэссенцией которых является игра слов. Элемент сюрприза вкупе с двусмысленным содержанием позволяет оказать психологическое влияние каламбуром на человеческую психику для того, чтобы направить потенциального покупателя в выгодном для маркетолога направлении. Каламбур представляет собой выбор средств, который, помимо создания комического эффекта, призван оповестить реципиента о продукции и способен воздействовать на него, помогая ему сделать «правильный» выбор.
В процессе работы с научной литературой была определена природа рекламы, её структура и основные виды рекламных сообщений. Нами была изучена культурно-историческая сторона французской рекламы, её происхождение и становление, а также исследована нормативная сторона современной рекламы и ситуация на маркетинговом рынке Франции.
Особое внимание в ходе работе было уделено изучению лингвистических приёмов в рекламном тексте, анализируя которые мы пришли к выводу о преимущественном употреблении игры слов в слоганах. Практическое использование приёма языковой игры построено на многообразии его функций, большинство которых отвечает одному требованию - привлечение внимания.
В практической части также были рассмотрены примеры использования каламбура в рекламных слоганах, а также дана дефиниция этому явлению. Ввиду особенностей французского языка для классификации французских каламбуров была использована классификация немецкого лингвиста Райнерса. Было замечено, что в полисемичных каламбурах прослеживается «скрытый смысл» рекламируемой продукции, описывающий её характеристики, и обнаружен факт наличия непрерывной связи каламбура с товаром или услугой, в рекламе которого он используется.
В данной дипломной работе мы рассмотрели функционирование каламбура во французской рекламной индустрии, и выводы, полученные по результатам работы, позволяют оптимистично смотреть на вопросы использования каламбура в рекламном слогане и рекламном сообщении в принципе. Каламбур используется для придания рекламе большей экспрессивной силы с целью усиления ее привлекательности, повышения эффективности внушаемости и запоминаемости рекламы, усиления эстетической стороны создаваемого текста. Более того, игра слов в рекламе зачастую используется для того, чтобы направлять адресата в выгодном для рекламодателя направлении.
1. Апонкин И.В. Закон Франции об употреблении французского языка («Закон Тубона») [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://isgi.ru/article/ponkin-iv-zakon-francii-ob-upotreblenii-francuzskogo- yazyka-zakon-tubona, дата обращения: 01.05.2018.
2. Барден Ф. Взлом маркетинга: Наука о том, почему мы покупаем // Ф. Барден. - М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 304 с.
3. Борисова А.С. Прагматика эмоций в современном рекламном дискурсе (на материале французского языка) / Борисова А.С. // Вестник РУДН, Сер. «Лингвистика». - 2015. - №2. - 133-145 с.
4. Во Франции запретят рекламу в телепередачах для детей
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.news.lt/Seti-
kommunikacii-i-Internet/Vo-Francii-zapretyat-reklamu-v-teleperedachakh-dlya- detey.im?id=358537&f=c&p=2, дата обращения: 01.05.2018.
5. Вовчук О.Н. Реклама - что это такое? / О.Н. Вовчук. - Коми: Навигатор, 2004. - 15 с.
6. Всемирные выставки в Париже [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://putev0ditel.ru/putevoditel-po-
parizhu/%D0%B8%D 1 %81 %D 1 %82%D0%BE%D 1 %80%D0%B8%D 1 %8F- %D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0/vsemirnye-vystavki- v-parizhe.html, дата обращения: 01.05.2018.
7. Дорфман Т.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» / Т.В. Дорфман, О.Е. Чернова. - Магнитогорск: МаГУ, 2011. - 240 с.
8. Е. М. Набиуллина. Стилистические особенности языка французской печатной рекламы (на материале прессы) / Е. М. Набиуллина. // Записки Горного института. - СПб, 2017. - Т.175. - С. 35.
9. Жур эпохи Великой Французской революции [Электронный
ресурс] // Режим доступа: https://www.proza.ru/2013/04/01/1412, дата
обращения 01.05.2018.
10. История французской рекламы [Электронный ресурс] //
Режим доступа: http://mirznanii.eom/a/137994/istoriya-frantsuzskoy-reklamy,
дата обращения: 23.03.2018.
11. Корольков В.И. Фигуры стилистические // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1972. - Т. 7
12. Кривоносов А.Д. Основы теории связей с общественностью / А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина. - СПб.: Питер, 2010. - 384 с.
13. Кризис общественного телевидения Франции [Электронный
ресурс] // Режим доступа: http://www.mediaseope.ru/node/1397, дата
обращения: 01.05.2018.
14. Мокшанцев Р. И. Психология рекламы: учеб. пособие / Науч. ред. Удальцова М. В. / Р.И. Мокшанцев. - М.: ИНФРА, 2000. - 230 с.
15. П. Пуаре. Одевая эпоху / Поль Пуаре. - М: Этерна, 2011. -
446 с.
16. «Плакатный бум» в Европе [Электронный ресурс] // http://www.advertiser-school.ru/advertising-history/europian-posters-in-19- century.html, дата обращения: 01.05.2018.
17. Площадное слово в романе Рабле [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.litways.ru/walls-615-23.html, дата обращения:
24.04.2018.
18. Реклама в Западной Европе ХУП-ХУШ века [Электронный
ресурс] // Режим доступа:
https://studwood.ru/513907/istoriya/reklama_v_zapadnoy_evrope_xvii- xviii_veka, дата обращения: 01.05.2018.
19. Рекламная листовка [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://advertising_polygraphy.academic.ru/2397, дата обращения: 14.03.2018.
20. Рекламный текст [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/reklamnyi-tekst.html, дата обращения: 34.03.2018.
21. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. Реклама [Электронный рексурс] // Режим доступа: http://www.classes.ru/an-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-30016.htm, дата обращения: 25.03.18.
22. Сычёв О. А. Филологический анализ американской рекламы /
О.А. Сычёв // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. - М.: Наука, 1990. - С. 96-108.
23. Теофраст Ренодо и его «La Gazette» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.history-journal.ru/index.php?request=full&id=385, дата обращения: 01.05.2018.
24. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О рекламе» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=116655, дата обращения: 25.03.18.
25. Чрево Парижа: крики столицы и ее музыка [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.rfi.fr/stil-zhizni/20160527-chrevo-parizha-3- kriki-stolitsy-i-ee-muzyka, дата обращения: 25.04.2018.
26. Эйфелева башня - выдающаяся архитектурная памятка Парижа [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tourist-area.com/10- naibolee-populyarnich-turisticheskich-mest/eyfeleva-bashnya-vidaiuschayasya- architekturnaya-pamyatka-parizha, дата обращения: 01.05.2018.
27. 10 лучших картин Анри Тулуз-Лотрека [Электронный ресурс]
// Режим доступа: http://afisha.bigmir.net/exhibition/articles/216746-10-
luchshih-kartin-Anri-Tuluz-Lotreka, дата обращения: 01.05.2018.
28. A- revolution de la publicite TV [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pub-tv-tpe.e-monsite.com/pages/i-l-influence-croissante- de-la-publicite-sur-la-consommation/a-l-evolution-de-la-publicite-tv.html, дата обращения: 01.05.2018.
29. Ahmed N. Cross-Cultural Content Analysis of Advertising from the United States and India: Ph.D. diss / N. Ahmed. - Mississipi: University of Southern Mississippi, 2000. - 39 p.
30. Biswas А. A Comparison of Print Advertisements from the United States and France. / A. Biswas, E. Janeen, V. Carlet. // Journal of Advertising. - N.Y., 1992. - 21.4. - P. 73-80.
31. Contenu de marque [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://tel.archives-ouvertes.fr/tel-01635262/document, дата обращения:
05.05.2018.
32. Course-Matin [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://www.corsematin.com/, дата обращения: 15.04.2018.
33. Critique de la publicite [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://planete.antipub.org/index.php?post_id=740, дата обращения:
03.05.2018.
34. Cuddon J.A. A dictionary of literary terms and literary theory. / J.
A. Cuddon, Rafey Habib, M. Birchwood. - N.J.: John Wiley & Sons, 2013. - 784
p.
35. Dubonnet - «дуба нет» [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://namingbranding.ru/news/328.html, дата обращения: 01.05.2018.
36. Elle [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.elle.fr/, дата обращения: 15.04.2018.
37. Figures rhetorique [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fr.slideshare.net/marieprzysiuda/figures-rhetorique, дата обращения:
30.04.2018.
38. Harris Interactive [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://harris-interactive.com/, дата обращения: 30.04.2018.
39. IREP [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.irep.asso.fr, дата обращения: 01.05.2018.
40. Journal general de France (1785-1792) [Электронный ресурс] //
Режим доступа: http://gazetier-universel.gazettes 18e.fr/periodique/journal-
general-de-france-1785-1792, дата обращения: 01.05.2018.