Организация групповых форм методической работы как условия повышения кадровой компетентности педагогов дошкольного образования (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Есть приложения.
Работа носит теоретический характер и хорошо подойдет в качестве теории для диплома.
ведение 3
Глава 1 Теоретические аспекты организации групповых форм методической работы как условия повышения кадровой компетентности педагогов дошкольного образования 5
1.1 Сущность понятия «методическая работа» в ДОУ 5
1.2 Особенности организации групповых форм методической работы как условия повышения кадровой компетентности педагогов дошкольного образования 9
Глава 2 Практические аспекты применения форм методической работы как условия повышения кадровой компетентности педагогов дошкольного образования 14
2.1 Методические особенности организации работы творческих групп педагогов 14
2.2 Использование деловых игр и семинаров-практикумов в методической работе с педагогами дошкольного образовательного учреждения 18
Заключение 23
Список использованных источников 24
Приложение 27
Актуальность исследования. Вхождение России в систему мирового цивилизационного процесса, освоение общечеловеческих ценностей и культуры новыми поколениями происходит через систему образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о структуре образования вообще, а ее начальным звеном определено именно дошкольное образование. Поэтому сегодня, когда в системе дошкольного образования прослеживаются новые тенденции: организационно изменяются содержание и формы работы дошкольных образовательных организаций, постоянно происходит поиск новых нетрадиционных подходов в работе с детьми, необходимым и важным становится сочетание исследований педагогического наследия прошлого и современных ученых, что позволит открыть новые перспективные направления реформирования и дальнейшего развития системы современного дошкольного образования.
Переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) – одно из важнейших направлений деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения. Это важный шаг, предполагающий переход дошкольного учреждения на качественно новый уровень. Соответственно ФГОС ДО требует от системы дошкольного образования как изменений в нормативно-правовой базе, так и кардинально новой деятельности педагогических работников в осуществлении воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
С учетом новых требований старший воспитатель должен постоянно искать новые пути для изучения возможностей педагогов, и в этой связи становится актуальным не просто организация традиционной методической работы в детском саду, а создание методической службы, умеющей работать дифференцированно с педагогами разной степени подготовленности. Перед методической службой ДОУ стоит задача помочь педагогическому коллективу работать по ФГОС дошкольного образования, обеспечить методическую готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития. Для этой цели необходимо использовать весь комплекс форм методической работы, в том числе и групповые.
Цель исследования – изучить организацию групповых форм методической работы как условия повышения кадровой компетентности педагогов дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «методическая работа» в ДОУ.
2. Выявить основные групповые формы методической работы в ДОУ.
3. Определить методические аспекты организации работы творческих групп как условия повышения кадровой компетентности педагогов дошкольного образования.
4. Проанализировать специфику организации и проведения деловой игры в системе методической работы с педагогами ДОУ.
Объект исследования – групповые формы методической работы в ДОУ.
Предмет исследования – организация групповых форм методической работы как условия повышения кадровой компетентности педагогов дошкольного образования.
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ, синтез, метод системного подхода к изучаемым явлениям и процессам; методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Методологическую основу исследования составили:
- подходы к организации методической работы на научной основе – К.Ю. Белой, Л.В. Любимовой, А.А. Майер, Н.Ю. Честновой и др.;
- подходы к организации методической работы в ДОУ в групповой форме – З.А. Климентьевой, Л.П. Лосева, Е.А. Сыпченко, Л.В. Трубайчук и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, списка использованных источников, приложения.
Методическая работа в ДОУ – это комплексная система мер, взаимосвязанных между собой, в основе которой – научные достижения и педагогический опыт. Она направлена на повышение квалификации, профессиональных умений, навыков воспитателя и всего педагогического коллектива. В дошкольных учреждениях уже сформировались способы повышения уровня мастерства педагогов. Но часто между различными видами методической работы в ДОУ нет четкой взаимосвязи. Поэтому задачей методиста является формирование единой системы и поиск эффективных, доступных методов мастерства.
Методическая работа в ДОУ (в детском саду) – это один из важных аспектов, которому нужно уделять внимание. При правильной организации, не без участия заведующей и методиста, она способна мотивировать педагогов к профессиональному росту. Поэтому ведется поиск новых, нестандартных форм для повышения квалификации. Это не значит, что традиционные будут не нужны. Только в сочетании с устоявшимися и современными методиками можно создать профессиональный и сплоченный педагогический коллектив.
Методическая работа в ДОУ призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Необходимо так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению педагогической компетенции.
Планируя методическую работу с педагогами ДОУ, используют известные, широко вошедшие в практику групповые формы методической работы: педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры и др.).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 26.02.2018 г.)
2. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. – Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 163 с.
3. Борисова, Е.В. Современные подходы к научно-методическому обеспечению деятельности педагогов дополнительного образования / Е.В. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 4. – С. 168–170.
4. Василевская, Е.В. Методическая работа в системе образования: состояние, тенденции, проблемы / Е.В. Василевская. – Москва: АПКиППРО, 2012. – 180 с.
5. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод.пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – Москва: Айрис-пресс, 2012. – 125 с.
6. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. – Москва: ТЦ сфера, 2014. – 102 с.
7. Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида / Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2016. – 232 с.
8. Езопова, С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: учеб. пособие / С.А. Езопова. – М.: Академия, 2013. – 320 с.
9. Елжова, Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Елжова. – Изд. 3-е, перер. и дополн. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 250 с.
10. Климентьева, З.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: Краткий конспект лекций / З.А. Климентьева; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. – 52 с.
11. Кудрявцев, В.Т. Об образовательном статусе дошкольной ступени в свете дошкольной ступени в свете новейших административных трендов / В.Т. Кудрявцев // Современное дошкольное образование. – 2017. – № 3. – С. 36-39.
12. Лебедев, С.А. Философия науки: Словарь основных терминов / С.А. Лебедев. – Москва: Академический проект, 2014. – 320 с.
13. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / Л.П. Лосев. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 98 с. .
14. Лукина, Л.И. Локальные акты дошкольного образовательного учреждения / Л.И. Лукина. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
15. Любимова, Л.В. Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования / Л.В. Любимова // Начальная школа. – 2013. – № 12. – С. 35-39.
16. Максакова, В.И. Педагогическая антропология: учеб. пособие / В.И. Максакова. – Москва: «Академия», 2014. – 208 с.
17. Майер, А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ / А.А. Майер. – Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 258 с.
18. Нестеров, В.В. Педагогическая компетентность: Учеб. пособие / В.В. Нестеров, А.С. Белкин. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2013. – 188 с.
19. Организация методической работы в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ДО: Учебно-методическое пособие / авт.-сост. А.В. Коптелов, Т.А. Данельченко. – Москва: АПКиППРО, 2012. – 60 с
20. Скоролупова, О.А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО / О.А. Скоролупова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2014. – №3. – С. 25-29.
21. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А. Сыпченко. – Москва: Детство-Пресс, 2012. – 821 c.
22. Сыромятникова, Л.М. Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении: функции, содержание, планирование, методы и формы: традиционные, нетрадиционные. Учебно-методическое пособие / Л.М. Сыромятникова. – Москва: Планета, 2017. – 318 с.
23. Трубайчук, Л.В. Проблемы дошкольного образования в свете стандартизации / Л.В. Трубайчук // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 12. – С. 17-21.
24. Честнова, Н.Ю. Настольная книга методиста детского сада / Н.Ю. Честнова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 672 с.
25. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ / Л.И. Фалюшина. – Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 458 с.
26. ФГОС ДО 2013. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: Просвещение, 2013. – 16 с.
27. Федина, Н. О парадигмах дошкольного образования / Н. Федина, И.А. Бунина // Дошкольное воспитание: журнал. – 2013. – №8. – С. 6-16.
28. Флерина, Е.А. Методика дошкольного обучения / Е.А. Флерина. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 468 с.
29. Шарапова, Н.В. Управление в ДОУ / Н.В. Шарапова // Менеджмент в образовании. – 2015. – №4. – С. 85-88.
30. Шмонина, Л.В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ / Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 215 с.