Актуальность темы настоящей работы не вызывает сомнений и обусловлена тем, что в современных научных публикациях, проблематике земель запаса достаточного внимания не уделено. Практически нет научных трудов, посвящённых разработке проблем и особенностей правового режима земель указанной категории.
Таким образом, актуальность изучения данной проблемы с точки зрения её научной и практической значимости сомнений не вызывает, что и обусловило интерес к исследуемым в настоящей работе вопросам.
Целью настоящей работы является исследование правового режима земель запаса.
Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи:
− раскрыть понятие земель запаса;
− исследовать некоторые проблемы и специфика и правого режима земель запаса.
Методология исследования определяется современными методами теории познания, в числе которых были использованы общенаучные (исторический, диалектический, формально-логический, системно-структурный) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы познания.
В нормативно-правовую основу исследования вошли Конституция РФ, действующие кодифицированные акты, федеральные законы, отраслевое законодательство.
Структуру работы определили цели и задачи настоящего исследования, которая состоит из: введения, основной части, сформированной двумя разделами, заключения и списка использованных в работе источников.
Земли запаса можно определить, как земли, которые находятся в собственности государственной либо муниципальной и не предоставленные ни гражданам, ни юридическим лицам, исключая фонд перераспределения земель.
Исходя из детального анализа дефиниции земель запаса, приходим к заключению, что отнесение их к рассматриваемой категории обусловливается не специальным целевым их назначением, как это можно наблюдать относительно первых шести категорий, а субъектным составом собственников указанных земель, а именно, муниципальных образований и государства.
Земли запаса нужно оставить в качестве самостоятельной категории, в которую должны быть включены земельные участки, использование по их целевому назначению, по каким-либо причинам не представляется возможным. В большинстве своём, к таким категориям будут отнесены земли, испытавшие на себе определённое негативное воздействие, которые могут на постоянной либо временной основе изыматься у собственников этих земель, либо других категорий землепользователей с целью их восстановления. Как представляется, в рассматриваемом случае, перевод земель в состав земель запаса станет логичным продолжением их консервации, (временного изъятия из оборота).
По нашему мнению, отнесение земель к землям запаса только по признакам, что такие земли находятся в публичных формах собственности и не предоставлены в пользование юридическим лицам и гражданам, недостаточно и неоправданно.
В связи с этим, нужно расширять перечень оснований отнесения земельных участков в фонд перераспределения земель, отметив при этом, что в него включены и земельные участки сельхозназначения, не предоставленные в пользование юридическим лицам и гражданам. Их формирование и меры по дальнейшей оптимизации и повышению эффективности использования по целевому назначению, является прямой обязанностью соответствующих уполномоченных органов государства и местного самоуправления.
На сегодняшний день, приходиться признать, что в России, испытавшей на своей территории последствия серьёзных экологических катастроф, произошедших в конце прошлого века, земли, выведенные из оборота и законсервированные, имеют место быть. В первую очередь, к ним можно отнести все те земли, которые находятся на участках, радиоактивно загрязнённых после катастрофы, произошедшей 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АС, разного назначения законсервированные полигоны и склады и пр. По нашему мнению, совершенно очевидно, что такие земли необходимо определить, как земли запаса.
Вне всякого сомнения, такой понятный и однозначный подход к землям рассматриваемой категории заметно повысил бы уровень соблюдения земельного правопорядка, а, кроме того, в значительной мере стал бы препятствием для незаконного извлечения земель сельскохозяйственного назначения из их приоритетного использования.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками, внесёнными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.03.2014, № 9, ст. 851.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147.
3. Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Собрание законодательства РФ, 27.12.2004, № 52 (часть 1), ст. 5276.
4. Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» // Собрание законодательства РФ, 16.07.2018, № 29, ст. 4441.
5. Определение ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. № ВАС-9607/10 по делу № А03-8814/2009. Документ опубликован не был // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» 2019.
Научная и специальная литература
6. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. С.А. Боголюбова. СПб.: Питер Пресс, 2018. – 332 с.
7. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, А.И. Бутовецкий, Е.Л. Ковалева и др.; под ред. С.А. Боголюбова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. – 784 с.
8. Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., перераб. М.: Норма, 2018. – 369 с.
9. Логунова М.В. Проблемы ограничения оборотоспособности земельных участков, подвергшихся загрязнению // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 8. С. 88-95.
10. Шагайда Н. Изъятие сельскохозяйственных угодий приобретает хищнический характер // Российская газета. № 773(40). 2016.