Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения антикоррупционной политики на региональном уровне 7
1.1. Антикоррупционная политика: понятие, цели, задачи и принципы 7
1.2. Механизмы реализации антикоррупционной политики на региональном уровне 14
Глава 2. Практические аспекты реализации антикоррупционной политики в регионах ПФО 19
2.1. Анализ состояния коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в регионах ПФО 19
2.2. Организационные и нормативно - правовые основы реализации антикоррупционной политики на региональном уровне 31
2.3. Программно - целевой подход к реализации антикоррупционной
политики на региональном уровне 42
Глава 3. Направления совершенствования антикоррупционной политики в регионах ПФО России 53
3.1 Зарубежный опыт реализации антикоррупционной политики и возможность его применения в современной России 53
3.2 Предложения и рекомендации по совершенствованию
антикоррупционной политики на региональном уровне 59
Заключение 68
Список использованных источников 73
Среди разрушительных процессов в России коррупция занимает одно из основных мест. Она стала важным фактором стагнации экономики, превратилась в серьезную угрозу верховенству закона, демократическим преобразованиям и правам человека, привела к тяжелейшим социальным последствиям. Коррупция подрывает доверие к властным структурам, ведет к деградации социума, политических и социальных отношений, наносит урон имиджу и престижу нашей страны в современном мире.
Коррупция, захлестнула современную власть на всех ее уровнях. Такое пристальное внимание обусловлено, прежде всего, общественной опасностью этого феномена. Коррупция разлагает демократические институты общества и ставит под угрозу их существование. Это проблема особенно важна для современной России, пытающейся, пока бесплодно, привить на своей почве демократические устои. Коррупция делает неравным доступ людей к материальным и общественным благам, что само по себе является признаком недемократичности существующего строя.
Безусловно, не одним лишь отсутствием демократии страшна коррупция. Она разлагает и моральные устои общества: у людей, далеких от политики, складывается впечатление продажности и нечестности первых лиц государства. О какой, в таком случае, поддержке власти можно говорить?
Коррупция в России является негативной системной характеристикой институтов государственного и муниципального управления, которая является существенным препятствием для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния граждан.
Противодействие коррупции становится особым видом публичной политики - антикоррупционной политикой - представляющей комплекс последовательных мер, осуществляемых на высшем государственном уровне и предполагающих вовлечение в их реализацию представителей власти, бизнеса и гражданского общества. Одним из инструментов реализации антикоррупционной политики является публичный мониторинг.
В 2008 году Президентом России Дмитрием Медведевым был объявлен политический курс на борьбу с коррупцией и уже в конце года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», а вместе с ним и целый «пакет антикоррупционных законов». Вместе они установили рамочные федеральные правила (институциональное оформление) антикоррупционной политики.
Актуальность темы обусловлена сложностью и многогранностью понятия коррупции; ее сущность и причины, а также технологии политико - правового противодействия этому опаснейшему явлению необходимо уяснить не только на практическом, но и на теоретико-методологическом уровне.
Разработанность темы исследования. При написании исследования использовались работы следующих авторов: Г.Ю. Шурупова, Ю.И. Литвиновой, А. А. Дaвыдова, С.А. Рябая, К.Ф. Амирова, Д.К. Амировой, В.Г. Гриб, В.Д. Андрианова, И.Д. Козочкиной, П.А. Бакланова, С.Н. Елисеевой и др.
Методологические основы формирования системы эффективного обеспечения национальной и экономической безопасности России от коррупционной угрозы и механизма нейтрализации коррупции в федеральных и региональных органах государственного управления в научной литературе исследованы недостаточно, в частности, отсутствуют работы, комплексно рассматривающие коррупцию как угрозу национальной безопасности.
Целью исследования является изучение основных направлений реализации и совершенствования антикоррупционной политики в регионах Приволжского федерального округа.
Поставленная цель исследования реализуется решением следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты антикоррупционной
политики на региональном уровне;
- провести анализ состояния коррупции и изучить практические аспекты реализации антикоррупционной политики в регионах ПФО России;
- определить направления совершенствования антикоррупционной политики в регионах ПФО России.
Объект исследования - антикоррупционная политика Российской Федерации, предмет исследования - процесс реализации антикоррупционной политики на региональном уровне.
Теоретико-методологическую основу исследования составили традиционные приемы факторного экономического анализа. Данный анализ предполагает использование таких методов как способ цепных подстановок, способ относительных и абсолютных разниц и индексный метод. Для изучения динамики показателей состояния коррупции в изучаемых регионах, был выбран способ относительных и абсолютных разниц, который позволяет анализировать показатели, сравнивать их друг с другом.
Также в процессе анализа и обобщения информации применялись различные общенаучные и частно-научные методы: анализ, синтез, правовой и сравнительный методы, системный и комплексный подходы.
В ходе исследования изучены законодательные и нормативные акты Российской Федерации и регионов Приволжского федерального округа, а также научные труды по различным аспектам рассматриваемой проблематики.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, которые включают семь параграфов, заключения и списка использованных источников.
Во введении обозначены актуальность, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, а также рассмотрена разработанность темы исследования и её теоретико-методологическая основа.
В первой главе были изучены теоретические аспекты антикоррупционной политики на региональном уровне, рассмотрены основные понятия, цели, задачи и принципы противодействия коррупции в регионах РФ, а также проанализированы механизмы реализации антикоррупционной политики на региональном уровне.
Во второй главе должное внимание уделяется практическим аспектам реализации антикоррупционной политики на региональном уровне, а именно в 5 республиках Приволжского федерального округа РФ. Произведен анализ состояния коррупции в данных регионах, а также изучена нормативноправовая основа в сфере реализации антикоррупционной политики на региональном уровне.
В третьей главе представлены направления совершенствования антикоррупционной политики в регионах ПФО РФ, а также рассмотрен зарубежный опыт в борьбе с коррупцией и возможность его применения в современной России. Сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию антикоррупционной политики на региональном уровне.
В заключении подведены итоги по всей проделанной работе.
Коррупция в государственном секторе является многоаспектным и многоуровневым явлением, включающая в себя экономическое, правовое, управленческое, политическое, социокультурное и этическое измерения. Разнообразные исследовательские подходы к определению содержания коррупции и причин ее возникновения и распространения позволяют выработать методический инструментарий для диагностики коррупции и дорожных карт ее уязвимых мест в ключевых секторах публичного управления.
Антикоррупционная политика в системе государственного и муниципального управления представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством и закрепленных законодательно, направленных на изменение условий, в которых возникает коррупция, и способствует ограничению действия факторов совместно с деятельностью институтов гражданского общества, способствующих появлению и распространению различных форм коррупции. Международный опыт противодействия коррупции создает условия для внедрения в антикоррупционную практику современных государств такие механизмы как унификация национальных антикоррупционных правопорядков странами - участниками законодательства с помощью имплементации соответствующих международных соглашений; международное сотрудничество государств в области расследования коррупционных преступлений и международный антикоррупционный мониторинг.
Изучив нормативно-правовую основу противодействия коррупции в странах СНГ и Российской Федерации, можно утверждать о том, что российское законодательство в данной сфере нуждается в доработке. Необходимо выработать эффективную государственную программу противодействия коррупции, разработать действенную нормативноправовую базу, основу которой должны стать соответствующие принципы, закрепленные на уровне основ конституционного строя современной России и реализованные в практической деятельности различных субъектов.
Реализация мер в сфере противодействия коррупции на региональном уровне хоть и эффективна, но проводится либо недостаточно масштабно, либо, как мы указали в одной из проблем, - все больше принимает формальный характер. Также отсутствуют единые показатели для анализа достигнутых результатов, а именно показатели результативности для отдельного субъекта Российской Федерации. Поэтому можно утверждать о том, что в первую очередь, для достижения результатов в сфере противодействия коррупции необходимо совершенствовать законодательную базу, после чего изменять менталитет населения.
Проведенный во второй главе анализ продемонстрировал наибольшую коррупционность Республики Мордовия, а также Чувашии. Наименьшее число коррупционных правонарушений наблюдается в Республике Марий Эл. Республики Татарстан и Башкортостан показали практически одинаковый средний уровень коррупционности.
Приведенные данные наглядно иллюстрируют масштабы коррупционной преступности в республиках Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия и Марий Эл, которой подвержены практически все сферы общественных отношений и в первую очередь связанные с распределением бюджетных средств, управлением государственным и муниципальным имуществом, а также проведением закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Анализ регионального антикоррупционного законодательства, подзаконных нормативных правовых актов, региональной практики противодействия коррупции позволяет выделить основные направления формирования и реализации региональной антикоррупционной политики.
В республиках Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия и Марий Эл создана собственная региональная правовая база по противодействию коррупции в виде регионального законодательства и целостной системы подзаконных нормативных правовых актов, направленных на его последовательную реализацию и обеспечение социального контроля за формированием и реализацией антикоррупционной политики. Основным элементом нормативно-правовой базы по формированию антикоррупционной политики выступает региональный закон о противодействии коррупции.
В республиках Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия и Марий Эл созданы специализированные государственные региональные органы по формированию и реализации антикоррупционной политики в составе органов исполнительной власти, статус которых определяется либо законодательством и/или подзаконным нормативным правовым актом главы субъекта РФ или иного высшего должностного лица органов исполнительной власти.
В республиках Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия и Марий Эл сформированы специализированные совещательные, координационные и экспертные советы и/или комиссии при главе субъекта РФ. При этом такие органы могут появляться как до принятия регионального антикоррупционного законодательства в целях выработки и последующей реализации региональной антикоррупционной политики, так и во исполнение этого законодательства для ее реализации и корректировки в целях повышения эффективности антикоррупционной деятельности.
В республиках Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия и Марий Эл функционирует антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. К ней привлечено значительное количество государственных, муниципальных, общественных и независимых экспертов, которые осуществляют этот вид деятельности в каждом субъекте РФ. С меньшей степенью интенсивности субъектами РФ используются такие инструменты противодействия коррупции как антикоррупционный мониторинг, антикоррупционное образование и антикоррупционная пропаганда.
Вместе с тем изложенное позволяет констатировать, что в республиках Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Удмуртия, Чувашия и Марий Эл с разной степенью активности происходила институционализация специализированных совещательных, координационных, межведомственных, экспертных советов и комиссий, обеспечивающих контроль за реализацией региональной антикоррупционной политики и ее своевременную корректировку для повышения эффективности.
В исследованных регионах созданы эффективные многоуровневые инструменты и механизмы противодействия коррупции на региональном уровне. Наиболее применяемыми в субъектах РФ (кроме Республики Башкортостан) являются целевые среднесрочные антикоррупционные программы, которые формируются и реализуются не только по горизонтали, но и по вертикали, включая даже локальные антикоррупционные программы отдельных организаций и учреждений. Вместе с тем, успешное решение задач по противодействию коррупции возможно лишь при условии слаженной работы всех субъектов анти- коррупционной деятельности. Высокий антикоррупционный потенциал имеет также сотрудничество органов государственной власти и местного самоуправления с научным сообществом и общественностью.
Таким образом, можно смело утверждать о том, что многое из зарубежного опыта может быть адаптировано и учтено при разработке и реализации антикоррупционного законодательства Российской Федерации. В первую очередь это касается: развития правовых основ противодействия коррупции; устранения коррупциогенных факторов; оптимизации условий и механизмов государственных и муниципальных закупок; соблюдения требований к служебному поведению; разработки гибких форм мониторинга коррупционных правонарушений в целях своевременного принятия мер; активизации международного сотрудничества в борьбе с коррупцией.
Пути совершенствования механизма антикоррупционной работы в Российской Федерации связаны со следующими важнейшими направлениями:
- уточнение понятия коррупции в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»;
- применение организационных и общественных мер борьбы с коррупцией;
- обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов публичной службы, то есть всей властной вертикали;
- уточнение правовых методов регулирования коррупционного поведения (в частности, реакция на нарушение административных запретов);
- усиление роли прокурорского надзора за исполнением антикоррупционного законодательства и внесение соответствующих поправок в законодательные акты.
1. Основы законодательства об антикоррупционной политике
[Электронный ресурс]: Модельный закон (принят постановлением
Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 15.11.2003 г. № 22-15) -URL: http://base.garant.ru/2569543/ (дата обращения: 13.03.2018).
2. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
3. О противодействии коррупции [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. -URL:
http://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения: 13.03.2018).
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ. -URL: http://base.garant.ru/12164203/ (дата обращения: 13.03.2018).
5. Стратегия развития информационного общества в Российской
Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 07.02.2008 г. № Пр-212. -URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92762/ (дата
обращения: 13.03.2018).
6. О противодействии коррупции в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: Закон Республики Башкортостан от 13.07.2009 г. № 145-з. - URL: http://base.garant.ru/17721452/ (дата обращения: 27.03.2018).
7. О противодействии коррупционным проявлениям на территории Республики Марий Эл [Электронный ресурс]: Закон Республики Марий Эл от 07.05.2010 г. № 15-З. - URL: http://base.garant.ru/20734454/ (дата обращения: 27.03.2018).
8. О противодействии коррупции в Республике Мордовия [Электронный ресурс]: Закон Республики Мордовия от 08.06.2007 г. № 54 -З. - URL: http://base.garant.ru/8919497/ (дата обращения: 13.04.2018).
9. О противодействии коррупции в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 № 34-ЗРТ.
- URL: http://base.garant.ru/8129149/ (дата обращения: 27.03.2018).
10. О противодействии коррупции [Электронный ресурс]: Закон
Чувашской Республики от 04.06.2007 года № 14. - URL:
http://base.garant.ru/17624294/ (дата обращения: 27.03.2018).
11. О Комиссии по координации работы по противодействию
коррупции в Республике Мордовия [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Мордовия от 12.10.2015 г. № 336-УГ. - URL:
https://www.garant.ru/hotlaw/mordovia/665367/ (дата обращения: 17.04.2018).
12. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Башкортостан от 09.10.2015 г. № УГ-249. - URL: http://base.garant.ru/17786083/ (дата обращения: 17.04.2018).
13. Об утверждении Программы противодействия коррупции в Республике Башкортостан на 2011-2013 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Башкортостан от 10.02.2011 г. № УП-46. - URL: http://base.garant.ru/17730770/ (дата обращения: 17.04.2018).
14. О Программе противодействия коррупционным проявлениям в Республике Марий Эл на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29.06.2016 г. № 307.
- URL: http://www.garant.ru/hotlaw/mariel/875068/ (дата обращения:
17.04.2018) .
15. Об утверждении государственной программы Удмуртской
Республики «Совершенствование системы государственного управления в Удмуртской Республике» [Электронный ресурс]: Постановление
Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2014 № 561. - URL: http://base.garant.ru/15835595/ (дата обращения: 15.04.2018).
Литература
16. Александрова О.А. Информационная открытость как составляющая противодействия коррупции: Автореф. дис. ... к.ю.н.. М., 2012. - 22 с.
17. Амиров К. Ф., Амирова Д. К. Антикоррупционное и правовое воспитание // Учебное пособие для учащихся 10 -11 классов общеобразовательных учреждений, студентов колледжей и вузов. - Казань, 2010. - 345с.
18. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность: монография / В.Д. Андрианов. - М, 2011. - 304 с.
19. Астанин В. В. Антикоррупционная политика России. Криминалогические аспекты: монография./ В. В. Астанин. М. ТОНИТИ- ДАНА: Закон и право. 2012. 256 с.
20. Бакланов П.А. Информационно-аналитический сборник по профилактике коррупционных правонарушений: сборник / П.А. Бакланов. - М., 2011. - 159 с.
21. Гриб В.Г. Противодействие коррупции / В.Г. Гриб. - М., 2011. -192 с.
22. Давыдов А. А. О реализации государственной
антикоррупционной политики в регионах Приволжского федерального округа // Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: материалы научно-практической конференции
(Казань, 9 ноября 2016 г.). - Казань, 2016. - 302 с.
23. Елисеева С. Современный этап реализации антикоррупционной политики в России / С. Елисеева // Власть. 2014. - № 1 - С. 23-27.
24. Калита И.А. Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2013. - 25 с.
25. Кампос Э. Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления / Э. Кампос. - М., 2010. - 551 с.
26. Козочкина И.Д. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Гердии, Японии): сборник законодательных материалов / И.Д. Козочкина. - М., 2015. - 376 с.
27. Литвинова Ю.И. Правовые формы институционализации антикоррупционной политики в Российской государственности: Автореферат. - Ростов-на-Дону, 2016. - 87 с.
28. Посулихина Н.С. Роль и значение решений Конституционного Суда Российской Федерации в механизме противодействия коррупции // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 2-2. - С. 174-178.
29. Рябая С.А. Изучение общественного мнения об уровне
коррупции (на примере Удмуртской Республики) // Материалы научно - практической конференции «Дыльновские чтения: социологическая
диагностика современного общества». Саратов: Изд-во «Саратовский
источник», 2016. - 544 с.
30. Цирин А.М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции // Журнал российского права. - 2011. - № 2. - С. 14-17.
31. Шедий М.В. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2013. - № 2 (26) - С. 102-107.
32. Шурупов Г.Ю. Борьба с коррупцией в России: законодательный аспект / Г.Ю. Шурупов. - Новосибирск, 2012. - 190 с.
Интернет - источники
33. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов [Электронный ресурс]. - URL: http://prav.tatarstan.ru/rus/expertiza.htm (дата обращения 23.04.2018).
34. В 2017 году в Удмуртии было зафиксировано 211 коррупционных преступлений [Электронный ресурс]. - URL: http://ijevsk.bezformata.ru/listnews/211-korruptcionnih-prestuplenij/64589855/ (дата обращения 22.04.2018).
35. Доклад о деятельности в области противодействия коррупции в Республике Марий Эл в 2017 году [Электронный ресурс]. - URL: http://mari- el.gov.ru/Pages/main.aspx (дата обращения: 10.04.2018).
36. Заседание комиссии по координации работы по противодействию
коррупции в Удмуртской Республике [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.udmurt.ru/about/info/news/?ELEMENT_ID=313300 (дата
обращения: 10.04.2018).
37. Коррупция в Башкирии: количество преступлений увеличилось, а взяток - уменьшилось в разы [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ufa.kp.ru/daily/26769/3801930 (дата обращения: 10.04.2018).
38. Официальный сайт Прокуратуры Республики Башкортостан
[Электронный ресурс]. - URL: https://bashprok.ru/ (дата обращения
20.04.2018) .
39. Официальный сайт Прокуратуры Марий Эл [Электронный ресурс]. - URL: https://proc.gov12.ru/ (дата обращения 22.04.2018).
40. Официальный сайт Прокуратуры Удмуртской Республики
[Электронный ресурс]. - URL: https://udmproc.ru/ (дата обращения
25.04.2018) .
41. Официальный сайт Прокуратуры Республики Мордовия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.prokrm.ru/ (дата обращения 25.04.2018) .
42. Официальный сайт Прокуратуры Республики Чувашия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.chuvprok.gov.ru/index.php (дата обращения 23.04.2018).
43. Пятая часть преступлений в ПФО - это коррупция [Электронный
ресурс]. - URL: https://regnum.ru/news/2307633.html (дата обращения:
10.04.2018) .
44. Сводный отчет о состоянии коррупции и реализации мер Антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2017 году
[Электронный ресурс]. - URL: http://anticorruption.tatarstan.ru/file/File/CO-
2017. pdf (дата обращения 18.04.2018).
45. Стало известно, чем любят заниматься коррупционеры в Чувашии [Электронный ресурс]. - URL: https://pg21.ru/news/47202 (дата обращения: 10.04.2018).
46. Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс]. - URL: http://fom.ru/tag/korrupcija (дата обращения: 10.04.2018).