Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности словообразования у старших дошкольников с ЗПР (Психолого-педагогическая диагностика с ограниченными возможностями здоровья, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №43102

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2018
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
414
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №204 компенсирующего вида» города Барнаула в марте 2018 года с целью выявления особенностей словообразования. В исследовании принимали участие 10 детей с задержкой психического развития, из них 6 девочек и 10 мальчиков. Всем детям на момент исследования было 5 лет.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 6
1.1 Онтогенетические аспекты развития словообразования 6
1.2 Особенности словообразования при задержке психического развития 12
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей словообразования у детей с задержкой психического развития 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 21
Заключение 40
Список использованных источников 43


Овладение морфологической системой языка находится в тесной взаимосвязи с развитием механизмов словообразования, которые базируются на способности к анализу, обобщению, дифференцированию единиц языка по их значению и звуковой структуре. Освоение закономерностей словообразования на практике, способность к выделению, дифференцированию и синтезированию морфемы, определению общих значений словообразовательных морфем являются обязательным условием обогащения словарного запаса посредством добавления в него производных слов, усвоения грамматической системы языка.
Проблема исследования закономерностей онтогенетического освоения словообразовательных норм родного языка достаточно хорошо описана в трудах А.Н. Гвоздева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.М. Шахнаровича, С.Н. Цейтлин, А.Г. Тамбовцевой и других.
В настоящее время под задержкой психического развития понимается временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, которое проявляется в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности. В нашей стране проблемами диагностики и коррекции данного нарушения занимались такие дефектологи как Н.А. Бастун, И.Д. Бех, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, М.В. Рождественский, а также психологи и педагоги: Т.Ю. Андрющенко, А.М. Богуш, Т.В. Карабанова, Н.Ю. Максимова, Н.О. Менчинская и др.
По причине недостаточного развития познавательной деятельности, включая и процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, дифференциации, у старших дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются и характерные черты процессов словообразования. Неспособность к использованию различных способов словообразования становится причиной ограниченной возможности расширения словарного запаса, неточностей понимания и различения родственных слов, трудностей морфемного анализа, что представляет собой обязательной условие овладения морфологическим принципом правописания. Характерные черты словообразования детей с задержкой психического развития описаны такими исследователями данной проблемы, как Н.Ю. Борякова, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Триггер, А.А. Хохлова и др. Дефекты словообразования у дошкольников с задержкой психического развития являются распространенными, сложными и носят устойчивый характер, негативно отражаются на развитии устной и письменной речи. Постановка проблемы развития навыков грамотной речи, в том числе и словообразования, представляет собой одну из самых сложных и важных на сегодняшний день в специальной педагогике.
Таким образом, важность высокого уровня сформированности навыка словообразования для эффективного последующего школьного обучения и для развития познавательной деятельности учащихся с задержкой психического развития определило актуальность этого исследования.
Цель исследования: изучение особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: словообразование у детей.
Предмет исследования: словообразование у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет выявлен преимущественно низкий уровень сформированности навыка словообразования.
Задачи исследования:
- подбор и анализ литературы по теме исследования;
- выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- формулирование выводов и оформление текста курсовой работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение теоретической информации.
2. Эмпирические: тестовые задания, беседа, констатирующий эксперимент; биографические методы; количественные методы - количественный анализ результатов.
3. Интерпретационные: качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Организация исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 204 компенсирующего вида» города Барнаула в марте 2018 года. В нем приняли участие 16 детей с задержкой психического развития.
Курсовая работа объемом 46 страниц состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Работа включает 8 таблиц и 7 диаграмм.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Словообразование представляет собой результат сложной деятельности. Словообразующие морфемы объединяются в соответствии с конкретными правилами, которые формируются со временем, обобщаются и сохраняются в памяти человека. В процессе овладения родным языком в память вводится все большее число слов, разнообразных морфем. Постепенно у детей способность к комбинаторике морфем как бы затухает. Морфема становится менее оперативной единицей. Но если человеку трудно вспомнить или припомнить то или иное слово, то он прибегает к правилам словообразования, комбинирования морфем.
Освоение закономерностей словообразования на практике, способность к выделению, дифференцированию и синтезированию морфемы, определению общих значений словообразовательных морфем являются обязательным условием обогащения словарного запаса посредством добавления в него производных слов, усвоения грамматической системы языка.
Становление навыка словообразования в процессе онтогенетического развития находится в тесной связи с формированием познавательной деятельности детей. Наивысшего развития словообразование достигает в период дошкольного возраста. В процессе развития навыка словообразования реализуются сложные процессы анализа объектов, свойств, действий находящейся вокруг реальности, сравнения их с языковыми единицами и компонентами, выделение важнейших элементов слова (морфем), сравнение конкретного значения морфемы с ее звучанием, семантический и звуковой синтез морфем в структуре нового слова, обобщение и фиксирование связи значения и звучания морфемы и создание словообразовательной модели-типа. Одной из основных стадий развития системы словообразования, как считают большинство исследователей, является этап детского словотворчества, который выражается в словообразовательных неологизмах, отображающих закономерности освоения языка.
Для освоения словообразования дошкольниками с задержкой психического развития в структуре речевой деятельности необходимо довольно много времени, что сопряжено с некоторыми сложностями: определением мотивирующей основы, подбором словообразующих аффиксов. Необходимость усвоения словообразования определяется тем, что неспособность к использованию разнообразных способов словообразования становится причиной ограниченной возможности увеличения словарного запаса, неточностей понимания и различения родственных слов, сложностей морфемного анализа, что представляет собой обязательное условие овладения морфологическим принципом правописания.
Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития идет по-другому, в отличие от детей с нормальным развитием; этап детского словотворчества у дошкольников с данной патологией начинается позднее и длится дольше, по сравнению с нормальным развитием. К окончанию дошкольного детства, когда у детей с нормальным развитием неологизмы отмечаются уже достаточно редко, у дошкольников с задержкой психического развития только наступает период словотворчества. Использование этими детьми неологизмов характеризуется некоторыми отличительными чертами: в речи наблюдается несколько вариаций одного и того же слова, слово-неологизм определяется в качестве правильного и др. Некоторые неологизмы могут наблюдаться только в конце младшего школьного возраста; характерные черты формирования навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития определяются более поздним, в отличие от дошкольников с нормальным развитием, становлением обобщенных классов слов и четко проявляющимися сложностями в их различении.
Для определения уровня сформированности навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития было проведено экспериментальное исследование. Для его осуществления были подобраны диагностические методики, которые позволили определить степень сформированности навыка словообразования в процессе выполнения различных заданий.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что у обследованных детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития присутствуют такие особенности развития навыка словообразования: неспособность к правильному употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов; несформированность или недостаточная сформированность навыка словообразования имен существительных, обозначающих детенышей животных; неспособность к правильному образованию относительных и притяжательных имен прилагательных; затруднения при употреблении приставок противоположного значения; трудности при образовании глаголов совершенного вида.
Полученные результаты исследования могут найти свое применение при построении коррекционной работы на формирование и совершенствование навыка словообразования дошкольников, поскольку без достаточного его развития невозможно овладеть речью в целом.
Опираясь на результаты проведенного экспериментального исследования, можно констатировать факт подтверждения гипотезы, которая заключалась в том, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет выявлен преимущественно низкий уровень сформированности навыка словообразования.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены.



1. Араева, Л.А. Раздел «словообразование» в русской грамматике [Текст] / Л.А. Араева // Русский язык за рубежом. - 2016. - №4. - С. 73-77.
2. Баранова, А.С. Формирование навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с задержкой психического развития // Приволжский научный вестник. - 2014. - №8 - С. 54-56.
3. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - №1. - С. 41-46.
4. Венедиктова, Ю.Н. Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Ю.Н. Венедиктова // Парадигма. - 2016. – №2. - С. 461-464.
5. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с задержкой психического развития [Текст] / О.М. Вершинина // Логопед. - 2014 - № 1. - С. 34-40.
6. Вольская, О.В. Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / О.В. Вольская, А.А. Руснак // Вестник Северного федерального университета. - 2015. – №4. - С. 139-144.
7. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. – №12. - С. 60-68.
8. Гончарова, В. А. Нарушение словообразования у дошкольников с ЗПР [Текст] / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2015. – № 1. – С. 9-15.
9. Дасаева, К.А. Диагностика уровня сформированности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / К.А. Дасаева // Студенческий журнал «СтРИЖ». - 2016. – №6. - С. 27-31.
10. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность. Монография [Текст] / Е.А. Земская. - М.: Изд-во КомКнига, 2015. - 224 с.
11. Иванова, О.Е. Словообразование и его роль в процессе формирования семантической компетенции [Текст] / О.Е. Иванова // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2014. – №2. - С. 170-175.
12. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие [Текст] / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 112 с.
13. Искандарова, Г.Р. К вопросу о словообразовании в детской речи [Текст] / Г.Р. Искандарова, Р.З. Мурясов // Вестник Башкирск. ун-та. - 2012. - №1. - С. 514-517.
14. Карслиева, И.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / И.В. Карслиева, А.П. Зарин, С.Ю. Ильина // Специальное образование. - 2015. – №3. - С. 92-99.
15. Керносенко, А.Ю. Формирование навыка словообразования существительных в онтогенезе [Текст] / А.Ю. Керносенко // Научные исследования: от теории к практике: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 5. – С. 113-114.
16. Кирюхина, Д.П. Особенности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития[Текст] / Д.П. Кирюхина // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 июля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2. – С. 152-156.
17. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка ЗПР: Методическое пособие для родителей и педагогов [Текст] / С.Ю. Кондратьева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 64 с.
18. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения: Пособие для педагогов [Текст] / Ю.А. Костенкова. - М.: Школьная пресса, 2014. - 112 с.
19. Кроткова, А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / А.В. Кроткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. - 2014 - № 1. - С. 26-34.
20. Кубрякова, Е.С. Роль словообразования и производного слова в обработке знаний [Текст] / Е.С. Кубрякова // Язык и знание. - 2014. - №4. - С. 390-458.
21. Кузьмина, В.П. Развитие лексического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / В.П. Кузьмина, С.А. Городилова // Концепт. – 2016. – №7. – С. 923–928.
22. Лазарева, Е.В. Экспериментальное исследование зависимости эффективности логопедической работы с дошкольниками ОВЗ, страдающими задержкой психического развития от уровня развития их ВПФ [Текст] / Е.В. Лазарева // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2017. - №3. - С. 81-88.
23. Логинова Е.А. Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Логинова, М.А. Киргинцева // Специальное образование. - 2014. №4. - С. 136-139.
24. Логунова, Л.В. Словообразовательные инновации в речи ребенка как реализация глубинных механизмов речемыслительной деятельности [Текст] / Л.В. Логунова, Т.А. Логунов // Инновационная наука. - 2017. - №4. - С. 176-178.
25. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / А.И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
26. Маланчук, И.Г. Методологические основания исследования развития речи в раннем онтогенезе человека [Текст] / И.Г. Маланчук // СПЖ. - 2013. - №3. - С. 76-80.
27. Мальцева, Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.В. Мальцева // Дефектология. - 2013. - №6. - С. 23-28.
28. Морозова, В.В. Структура речевого дефекта у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / В.В. Морозова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2013. - №2. - С. 73-82.
29. Современное образование: сб. учебно-методических работ [Текст] / Под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
30. Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год / отв. за выпуск Л.Б. Осипова; под науч. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 202 с.
31. Тенкачева, Т.Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников [Текст] / Т.Р. Тенкачева // Специальное образование. - 2013. - №4. - С. 66-71.
32. Теоретико-прикладные подходы к изучению речевых процессов детей с задержкой психического развития различного генеза: коллект. моногр. / Шадр. гос. пед. ун-т; отв. за вып. Н.В. Скоробогатова, Ю.С. Пяшкур. – Шадринск: ШГПУ, 2016. – 324 с
33. Фотекова, Т.А. Динамика речевых функций у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Т.А. Фотекова // СПЖ. - 2012. - №3. - С. 69-72.
34. Харитонова, Е.А. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Харитонова, О.И. Кожина // Перспективы науки и образования. - 2014. – №2. - С. 126-128.
35. Черячукина, Н.С. Методика и техника развития словообразования у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.С. Черячукина // Научные исследования в образовании. - 2013. - №5. - С. 64-66.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ