Особенности словообразования у старших дошкольников с ЗПР (Психолого-педагогическая диагностика с ограниченными возможностями здоровья, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Констатирующий эксперимент проходил на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №204 компенсирующего вида» города Барнаула в марте 2018 года с целью выявления особенностей словообразования. В исследовании принимали участие 10 детей с задержкой психического развития, из них 6 девочек и 10 мальчиков. Всем детям на момент исследования было 5 лет.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 6
1.1 Онтогенетические аспекты развития словообразования 6
1.2 Особенности словообразования при задержке психического развития 12
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей словообразования у детей с задержкой психического развития 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования 21
Заключение 40
Список использованных источников 43
Овладение морфологической системой языка находится в тесной взаимосвязи с развитием механизмов словообразования, которые базируются на способности к анализу, обобщению, дифференцированию единиц языка по их значению и звуковой структуре. Освоение закономерностей словообразования на практике, способность к выделению, дифференцированию и синтезированию морфемы, определению общих значений словообразовательных морфем являются обязательным условием обогащения словарного запаса посредством добавления в него производных слов, усвоения грамматической системы языка.
Проблема исследования закономерностей онтогенетического освоения словообразовательных норм родного языка достаточно хорошо описана в трудах А.Н. Гвоздева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.М. Шахнаровича, С.Н. Цейтлин, А.Г. Тамбовцевой и других.
В настоящее время под задержкой психического развития понимается временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, которое проявляется в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности. В нашей стране проблемами диагностики и коррекции данного нарушения занимались такие дефектологи как Н.А. Бастун, И.Д. Бех, К.С. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, М.В. Рождественский, а также психологи и педагоги: Т.Ю. Андрющенко, А.М. Богуш, Т.В. Карабанова, Н.Ю. Максимова, Н.О. Менчинская и др.
По причине недостаточного развития познавательной деятельности, включая и процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, дифференциации, у старших дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются и характерные черты процессов словообразования. Неспособность к использованию различных способов словообразования становится причиной ограниченной возможности расширения словарного запаса, неточностей понимания и различения родственных слов, трудностей морфемного анализа, что представляет собой обязательной условие овладения морфологическим принципом правописания. Характерные черты словообразования детей с задержкой психического развития описаны такими исследователями данной проблемы, как Н.Ю. Борякова, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Триггер, А.А. Хохлова и др. Дефекты словообразования у дошкольников с задержкой психического развития являются распространенными, сложными и носят устойчивый характер, негативно отражаются на развитии устной и письменной речи. Постановка проблемы развития навыков грамотной речи, в том числе и словообразования, представляет собой одну из самых сложных и важных на сегодняшний день в специальной педагогике.
Таким образом, важность высокого уровня сформированности навыка словообразования для эффективного последующего школьного обучения и для развития познавательной деятельности учащихся с задержкой психического развития определило актуальность этого исследования.
Цель исследования: изучение особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: словообразование у детей.
Предмет исследования: словообразование у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет выявлен преимущественно низкий уровень сформированности навыка словообразования.
Задачи исследования:
- подбор и анализ литературы по теме исследования;
- выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
- формулирование выводов и оформление текста курсовой работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение теоретической информации.
2. Эмпирические: тестовые задания, беседа, констатирующий эксперимент; биографические методы; количественные методы - количественный анализ результатов.
3. Интерпретационные: качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Организация исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 204 компенсирующего вида» города Барнаула в марте 2018 года. В нем приняли участие 16 детей с задержкой психического развития.
Курсовая работа объемом 46 страниц состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Работа включает 8 таблиц и 7 диаграмм.
Словообразование представляет собой результат сложной деятельности. Словообразующие морфемы объединяются в соответствии с конкретными правилами, которые формируются со временем, обобщаются и сохраняются в памяти человека. В процессе овладения родным языком в память вводится все большее число слов, разнообразных морфем. Постепенно у детей способность к комбинаторике морфем как бы затухает. Морфема становится менее оперативной единицей. Но если человеку трудно вспомнить или припомнить то или иное слово, то он прибегает к правилам словообразования, комбинирования морфем.
Освоение закономерностей словообразования на практике, способность к выделению, дифференцированию и синтезированию морфемы, определению общих значений словообразовательных морфем являются обязательным условием обогащения словарного запаса посредством добавления в него производных слов, усвоения грамматической системы языка.
Становление навыка словообразования в процессе онтогенетического развития находится в тесной связи с формированием познавательной деятельности детей. Наивысшего развития словообразование достигает в период дошкольного возраста. В процессе развития навыка словообразования реализуются сложные процессы анализа объектов, свойств, действий находящейся вокруг реальности, сравнения их с языковыми единицами и компонентами, выделение важнейших элементов слова (морфем), сравнение конкретного значения морфемы с ее звучанием, семантический и звуковой синтез морфем в структуре нового слова, обобщение и фиксирование связи значения и звучания морфемы и создание словообразовательной модели-типа. Одной из основных стадий развития системы словообразования, как считают большинство исследователей, является этап детского словотворчества, который выражается в словообразовательных неологизмах, отображающих закономерности освоения языка.
Для освоения словообразования дошкольниками с задержкой психического развития в структуре речевой деятельности необходимо довольно много времени, что сопряжено с некоторыми сложностями: определением мотивирующей основы, подбором словообразующих аффиксов. Необходимость усвоения словообразования определяется тем, что неспособность к использованию разнообразных способов словообразования становится причиной ограниченной возможности увеличения словарного запаса, неточностей понимания и различения родственных слов, сложностей морфемного анализа, что представляет собой обязательное условие овладения морфологическим принципом правописания.
Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития идет по-другому, в отличие от детей с нормальным развитием; этап детского словотворчества у дошкольников с данной патологией начинается позднее и длится дольше, по сравнению с нормальным развитием. К окончанию дошкольного детства, когда у детей с нормальным развитием неологизмы отмечаются уже достаточно редко, у дошкольников с задержкой психического развития только наступает период словотворчества. Использование этими детьми неологизмов характеризуется некоторыми отличительными чертами: в речи наблюдается несколько вариаций одного и того же слова, слово-неологизм определяется в качестве правильного и др. Некоторые неологизмы могут наблюдаться только в конце младшего школьного возраста; характерные черты формирования навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития определяются более поздним, в отличие от дошкольников с нормальным развитием, становлением обобщенных классов слов и четко проявляющимися сложностями в их различении.
Для определения уровня сформированности навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития было проведено экспериментальное исследование. Для его осуществления были подобраны диагностические методики, которые позволили определить степень сформированности навыка словообразования в процессе выполнения различных заданий.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что у обследованных детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития присутствуют такие особенности развития навыка словообразования: неспособность к правильному употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов; несформированность или недостаточная сформированность навыка словообразования имен существительных, обозначающих детенышей животных; неспособность к правильному образованию относительных и притяжательных имен прилагательных; затруднения при употреблении приставок противоположного значения; трудности при образовании глаголов совершенного вида.
Полученные результаты исследования могут найти свое применение при построении коррекционной работы на формирование и совершенствование навыка словообразования дошкольников, поскольку без достаточного его развития невозможно овладеть речью в целом.
Опираясь на результаты проведенного экспериментального исследования, можно констатировать факт подтверждения гипотезы, которая заключалась в том, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет выявлен преимущественно низкий уровень сформированности навыка словообразования.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены.
1. Араева, Л.А. Раздел «словообразование» в русской грамматике [Текст] / Л.А. Араева // Русский язык за рубежом. - 2016. - №4. - С. 73-77.
2. Баранова, А.С. Формирование навыков словообразования глаголов у старших дошкольников с задержкой психического развития // Приволжский научный вестник. - 2014. - №8 - С. 54-56.
3. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - №1. - С. 41-46.
4. Венедиктова, Ю.Н. Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Ю.Н. Венедиктова // Парадигма. - 2016. – №2. - С. 461-464.
5. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с задержкой психического развития [Текст] / О.М. Вершинина // Логопед. - 2014 - № 1. - С. 34-40.
6. Вольская, О.В. Развитие языковой способности у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / О.В. Вольская, А.А. Руснак // Вестник Северного федерального университета. - 2015. – №4. - С. 139-144.
7. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. – №12. - С. 60-68.
8. Гончарова, В. А. Нарушение словообразования у дошкольников с ЗПР [Текст] / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. – 2015. – № 1. – С. 9-15.
9. Дасаева, К.А. Диагностика уровня сформированности процесса словообразования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / К.А. Дасаева // Студенческий журнал «СтРИЖ». - 2016. – №6. - С. 27-31.
10. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность. Монография [Текст] / Е.А. Земская. - М.: Изд-во КомКнига, 2015. - 224 с.
11. Иванова, О.Е. Словообразование и его роль в процессе формирования семантической компетенции [Текст] / О.Е. Иванова // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2014. – №2. - С. 170-175.
12. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие [Текст] / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 112 с.
13. Искандарова, Г.Р. К вопросу о словообразовании в детской речи [Текст] / Г.Р. Искандарова, Р.З. Мурясов // Вестник Башкирск. ун-та. - 2012. - №1. - С. 514-517.
14. Карслиева, И.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / И.В. Карслиева, А.П. Зарин, С.Ю. Ильина // Специальное образование. - 2015. – №3. - С. 92-99.
15. Керносенко, А.Ю. Формирование навыка словообразования существительных в онтогенезе [Текст] / А.Ю. Керносенко // Научные исследования: от теории к практике: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 5. – С. 113-114.
16. Кирюхина, Д.П. Особенности грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития[Текст] / Д.П. Кирюхина // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 июля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2. – С. 152-156.
17. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка ЗПР: Методическое пособие для родителей и педагогов [Текст] / С.Ю. Кондратьева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 64 с.
18. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения: Пособие для педагогов [Текст] / Ю.А. Костенкова. - М.: Школьная пресса, 2014. - 112 с.
19. Кроткова, А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / А.В. Кроткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. - 2014 - № 1. - С. 26-34.
20. Кубрякова, Е.С. Роль словообразования и производного слова в обработке знаний [Текст] / Е.С. Кубрякова // Язык и знание. - 2014. - №4. - С. 390-458.
21. Кузьмина, В.П. Развитие лексического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / В.П. Кузьмина, С.А. Городилова // Концепт. – 2016. – №7. – С. 923–928.
22. Лазарева, Е.В. Экспериментальное исследование зависимости эффективности логопедической работы с дошкольниками ОВЗ, страдающими задержкой психического развития от уровня развития их ВПФ [Текст] / Е.В. Лазарева // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2017. - №3. - С. 81-88.
23. Логинова Е.А. Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Логинова, М.А. Киргинцева // Специальное образование. - 2014. №4. - С. 136-139.
24. Логунова, Л.В. Словообразовательные инновации в речи ребенка как реализация глубинных механизмов речемыслительной деятельности [Текст] / Л.В. Логунова, Т.А. Логунов // Инновационная наука. - 2017. - №4. - С. 176-178.
25. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / А.И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
26. Маланчук, И.Г. Методологические основания исследования развития речи в раннем онтогенезе человека [Текст] / И.Г. Маланчук // СПЖ. - 2013. - №3. - С. 76-80.
27. Мальцева, Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.В. Мальцева // Дефектология. - 2013. - №6. - С. 23-28.
28. Морозова, В.В. Структура речевого дефекта у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / В.В. Морозова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2013. - №2. - С. 73-82.
29. Современное образование: сб. учебно-методических работ [Текст] / Под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
30. Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год / отв. за выпуск Л.Б. Осипова; под науч. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 202 с.
31. Тенкачева, Т.Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников [Текст] / Т.Р. Тенкачева // Специальное образование. - 2013. - №4. - С. 66-71.
32. Теоретико-прикладные подходы к изучению речевых процессов детей с задержкой психического развития различного генеза: коллект. моногр. / Шадр. гос. пед. ун-т; отв. за вып. Н.В. Скоробогатова, Ю.С. Пяшкур. – Шадринск: ШГПУ, 2016. – 324 с
33. Фотекова, Т.А. Динамика речевых функций у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Т.А. Фотекова // СПЖ. - 2012. - №3. - С. 69-72.
34. Харитонова, Е.А. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Е.А. Харитонова, О.И. Кожина // Перспективы науки и образования. - 2014. – №2. - С. 126-128.
35. Черячукина, Н.С. Методика и техника развития словообразования у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.С. Черячукина // Научные исследования в образовании. - 2013. - №5. - С. 64-66.