Формирование позитивных межличностных отношений в коллективе младших школьников. Игры и упражнения - средства их формирования (Педагогика и психология начального образования)
|
Много приложений с результатами исследований.
В данной работе не указано полностью название базы исследования. Таким образом, можно подставить название своей базы исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
Объем работы приближен к объему диплома.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования позитивных межличностных отношений посредством игр и упражнений 5
1.1 Понятие и сущность межличностных отношений 5
1.2 Особенности формирования межличностных отношений младших школьников 8
1.3 Игра и упражнение как средство воспитания младших школьников 13
Выводы по 1 главе 19
Глава 2 Изучение динамики межличностных отношений младших школьников в процессе организации игр и упражнений 20
2.1 Выявление исходного характера межличностных отношений детей 20
2.2 Разработка и апробация программы формирования позитивных межличностных отношений младших школьников 27
2.3 Анализ динамики межличностных отношений младших школьников в классе 36
Выводы по 2 главе 42
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 48
В данной работе не указано полностью название базы исследования. Таким образом, можно подставить название своей базы исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
Объем работы приближен к объему диплома.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования позитивных межличностных отношений посредством игр и упражнений 5
1.1 Понятие и сущность межличностных отношений 5
1.2 Особенности формирования межличностных отношений младших школьников 8
1.3 Игра и упражнение как средство воспитания младших школьников 13
Выводы по 1 главе 19
Глава 2 Изучение динамики межличностных отношений младших школьников в процессе организации игр и упражнений 20
2.1 Выявление исходного характера межличностных отношений детей 20
2.2 Разработка и апробация программы формирования позитивных межличностных отношений младших школьников 27
2.3 Анализ динамики межличностных отношений младших школьников в классе 36
Выводы по 2 главе 42
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 48
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что общение в младшем школьном возрасте имеет большое значение для развития ребенка. Межличностные отношения в школьном коллективе могут оказать серьезное влияние на формирование личности ребенка. Широта или бедность связей школьника со сверстниками определяет внутреннюю структуру личности, ее переживания, образ мыслей и поведение. Поэтому каждый ученик, общаясь и взаимодействуя с товарищами по классу, должен чувствовать их расположение и ощущать себя принятым в группе.
При общении со сверстниками у детей охотнее осуществляется познавательная предметная деятельность, формируются навыки межличностного общения и нравственного поведения, формируется самооценка. Поэтому важно чтобы общение было качественным.
В процессе общения ребенок усваивает моральные ценности общества, учиться социальному взаимодействию. Во ФГОС начального образования отмечено, что его целью является воспитание человека «доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение», «формирование уважительного отношения к иному мнению» [1].
Наиболее значимыми исследованиями в области развития позитивных межличностных отношений дошкольников можно считать труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Г.С. Костюка, А.М. Леонтьева, Т.Д. Марцинковской, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обхуховой, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинтштейна, Б..В. Эльконина и многих других.
Вопросами сплоченности детского коллектива занимались В.С. Агеев, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Р.С. Немов. На практике детских учреждений свои идеи воплощали Л.Ю. Гордин, И.П. Иванов, Н.В. Клюева, Л.И. Новикова.
Объектом курсовой работы является процесс формирования позитивных межличностных отношений младших школьников в процессе игры.
Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие эффективности формирования позитивных межличностных отношений в коллективе младших школьников .
Цель курсовой работы – раскрыть особенности формирования позитивных межличностных отношений в коллективе младших школьников при помощи таких средств, как игры и упражнения.
Задачи курсовой работы:
- на основе теоретического анализа литературы раскрыть сущность, закономерности, пути формирования межличностных отношений младших школьников;
- выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие позитивных межличностных отношений младших школьников;
- провести диагностику уровня сформированности коллектива младших школьников и характера межличностных отношений;
- сформулировать предложения по развитию позитивных межличностных отношений младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в том, что если в образовательном процессе начальной школы использовать особым образом подобранные ролевые игры, то процесс развития межличностных отношений младших школьников будет иметь положительную динамику.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; тестирование, анкетирование, метод беседы, наблюдение.
Структура работы соответствует поставленной цели и включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
При общении со сверстниками у детей охотнее осуществляется познавательная предметная деятельность, формируются навыки межличностного общения и нравственного поведения, формируется самооценка. Поэтому важно чтобы общение было качественным.
В процессе общения ребенок усваивает моральные ценности общества, учиться социальному взаимодействию. Во ФГОС начального образования отмечено, что его целью является воспитание человека «доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение», «формирование уважительного отношения к иному мнению» [1].
Наиболее значимыми исследованиями в области развития позитивных межличностных отношений дошкольников можно считать труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Г.С. Костюка, А.М. Леонтьева, Т.Д. Марцинковской, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обхуховой, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинтштейна, Б..В. Эльконина и многих других.
Вопросами сплоченности детского коллектива занимались В.С. Агеев, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Р.С. Немов. На практике детских учреждений свои идеи воплощали Л.Ю. Гордин, И.П. Иванов, Н.В. Клюева, Л.И. Новикова.
Объектом курсовой работы является процесс формирования позитивных межличностных отношений младших школьников в процессе игры.
Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие эффективности формирования позитивных межличностных отношений в коллективе младших школьников .
Цель курсовой работы – раскрыть особенности формирования позитивных межличностных отношений в коллективе младших школьников при помощи таких средств, как игры и упражнения.
Задачи курсовой работы:
- на основе теоретического анализа литературы раскрыть сущность, закономерности, пути формирования межличностных отношений младших школьников;
- выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие позитивных межличностных отношений младших школьников;
- провести диагностику уровня сформированности коллектива младших школьников и характера межличностных отношений;
- сформулировать предложения по развитию позитивных межличностных отношений младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в том, что если в образовательном процессе начальной школы использовать особым образом подобранные ролевые игры, то процесс развития межличностных отношений младших школьников будет иметь положительную динамику.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; тестирование, анкетирование, метод беседы, наблюдение.
Структура работы соответствует поставленной цели и включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В настоящее время межличностные отношения играют особую роль для младших школьников. При общении со сверстниками в младшем школьном возрасте формируются коммуникативные навыки и опыт нравственного поведения. В этом возрасте дети стремятся и нуждаются в общении со сверстниками. Ведь принимая участие в общении со сверстниками, ребенок понимает ценность общения, а также это оказывает положительное влияние, как в физическом, так и в психологическом развитии. Каждый ребенок – личность. Поэтому в общении у каждого ребенка есть свой подход. Характер взаимодействия со сверстниками определяет его статус в группе, следовательно, происходит формирование коммуникативного навыка и собственного подхода к другим детям. Очевидно, что межличностные отношения являются фактором, влияющим на личностное развитие ребенка. Межличностные отношения являются основным фактором любого социального процесса, поэтому всегда остаются актуальным предметом для исследований. Школьная среда, в которой находится ребенок, влияет на результаты его обучения. Например, ребенок с низкой успеваемостью может стать предметом насмешек для своих одноклассников, или наоборот – ученики с высокими оценками могут быть отторгнуты группой, в связи с тем, что отличаются от большинства детей в классе.
Проведенное исследование позволило создать такую картину класса: класс находится на среднем уровне развития сплоченности коллектива; межличностные отношения в классе уже опосредованы содержанием, целями и ценностями групповой деятельности, которая значима для каждого ученика данного класса. Учащиеся экспериментального класса связывают успех своей совместной деятельности, прежде всего с отношением к учебе, а также с отношением к товарищам и знаниями. По результатам социометрии значительный процент учащихся оказался в группе отвергаемых. На наш взгляд, данная особенность детерминируется несколькими факторами: низкий уровень социального опыта конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, реактивный характер агрессивных проявлений, неразвитые коммуникативные умения, вызванные возрастными особенностями младших школьников.
Анализ результатов контрольного этапа позволил заключить, что во 2-м классе увеличилось количество детей как с положительным отношением к себе (82%), так и с положительным отношением к сверстникам (70%). Данные результаты значимы для детей младшего школьного возраста, так как в этот период наиболее активно формируются межличностные отношения, когда сверстник в жизни младшего школьника постепенно начинает играть большую роль – учащиеся начинают испытывать потребность именно в общении со сверстниками.
После апробации профилактической программы показатели значительно изменились, в экспериментальной группе увеличился процент высокого и среднего уровня сформированности позитивных межличностных отношений. Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что после профилактического эксперимента у младших школьников наблюдается положительная динамика.
Проведенное исследование позволило создать такую картину класса: класс находится на среднем уровне развития сплоченности коллектива; межличностные отношения в классе уже опосредованы содержанием, целями и ценностями групповой деятельности, которая значима для каждого ученика данного класса. Учащиеся экспериментального класса связывают успех своей совместной деятельности, прежде всего с отношением к учебе, а также с отношением к товарищам и знаниями. По результатам социометрии значительный процент учащихся оказался в группе отвергаемых. На наш взгляд, данная особенность детерминируется несколькими факторами: низкий уровень социального опыта конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, реактивный характер агрессивных проявлений, неразвитые коммуникативные умения, вызванные возрастными особенностями младших школьников.
Анализ результатов контрольного этапа позволил заключить, что во 2-м классе увеличилось количество детей как с положительным отношением к себе (82%), так и с положительным отношением к сверстникам (70%). Данные результаты значимы для детей младшего школьного возраста, так как в этот период наиболее активно формируются межличностные отношения, когда сверстник в жизни младшего школьника постепенно начинает играть большую роль – учащиеся начинают испытывать потребность именно в общении со сверстниками.
После апробации профилактической программы показатели значительно изменились, в экспериментальной группе увеличился процент высокого и среднего уровня сформированности позитивных межличностных отношений. Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что после профилактического эксперимента у младших школьников наблюдается положительная динамика.
Подобные работы
- ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ
В РАЗВИТИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ В РАЗВИТИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование ученического коллектива младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Формирование сплоченности в младшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - ОПЫТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Работа педагога по формированию у младших школьников мотивации к Здоровому Образу Жизни
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018



