Педагогическое взаимодействие музыкального руководителя и инструктора физической культуры в организации физкультурно-оздоровительной работы (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Работа носит чисто теоретический характер, хорошо подойдет в качестве первой главы диплома.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты изучения проблемы организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ на основе взаимодействия музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию 5
1.1 Работа инструктора по физическому воспитанию по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ 5
1.2 Участие музыкального руководителя в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ 11
Глава 2 Педагогические условия взаимодействия музыкального руководителя и инструктора по физкультуре в организации физкультурно-оздоровительное работы в ДОУ 18
2.1 Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физкультуре по двигательному развитию дошкольников 18
2.2 Использование музыкального сопровождения физкультурных занятий в ДОУ 22
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение 31
Актуальность исследования. Забота о здоровье детей актуализирует необходимость поиска новых средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни, поведенческих стратегий здоровьесбережения.
На сегодняшний день ресурсы системы оздоровления и физического развития детей недостаточно задействованы в решении актуальных задач воспитания, воспитательном процессе используется недостаточно методов работы по противостоянию негативным социальным влияниям (СМИ, реклама). Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинги состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создания определённых условий. Одним из условий является взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. Музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию содержание физкультурно-оздоровительной работы по формам педагогической деятельности, организованным каждым из них. Помимо плана педагогического взаимодействия составляются образцы алгоритмов и сценариев досугов, конспекты занятий, описание игр, которые помогут сориентироваться в предложенном материале. Использование такой системы взаимодействия способствует росту уровня эффективности педагогической деятельности. Но главное, обеспечивает мотивационную значимость деятельности детей, что позволяет вовлекать ребенка в воспитательно-образовательный процесс, оберегать его от перегрузок, формировать эмоционально-интеллектуальное, оценочно-познавательное отношение к искусству, к окружающей действительности.
Степень изученности. Проблема организации в ДОУ физкультурно-оздоровительной работы раскрыта в научных трудах Т.М. Резер, Н.А. Рыжовой, М. Сильченко, Т.С. Яковлевой и др. Проблема организации взаимодействия между специалистами в ДОУ описана в исследованиях В. Кудрявцева, И.М. Новиковой, Е.Н. Соколовой и др. Формы и методы организации взаимодействия между музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию проанализированы в научных трудах В.Г. Игнатович, Л.Г. Пащенко и др.
Цель исследования – изучить взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию в организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать содержание работа инструктора по физическому воспитанию по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
2. Определить особенности участия музыкального руководителя в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.
3. Проанализировать педагогические условия взаимодействия музыкального руководителя и инструктора по физкультуре в организации физкультурно-оздоровительное работы в ДОУ.
Гипотеза исследования: взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физкультуре оказывает влияние на эффективность организации физкультурно-оздоровительное работы в ДОУ.
Объект исследования – физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ.
Предмет исследования – взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию в организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Методы исследования: анализ научной литературы, методы сопоставления и классификации, синтез и обобщение.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Приоритетным направлением дошкольного учреждения является физкультурно-оздоровительная работа. Это вызвано целым рядом объективных причин: слабое здоровье детей; недостаточная организация профилактики заболеваний, отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны родителей. В этой связи основной задачей является реализация образовательной области «Физическое развитие» в рамках ФГОС дошкольного образования, направленной на укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.
Задачи музыкального воспитания и развития ребенка в ФГОС ДО раскрыты не только в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», но и в других образовательных областях, в том числе и в образовательной области «Физическое развитие».
За время функционирования физкультурно-оздоровительной системы в детском саду сложились определенные традиции в проведении оздоровительной работы, здоровьесберегающие технологии стали носить комплексный характер, всесторонне охватывать жизнь дошкольников.
Одной из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является педагогическое взаимодействие. В настоящее время взаимодействие педагогического коллектива является одним из признаков высокоэффективной организации воспитательно-образовательного процесса. Взаимодействие формирует у педагогов качества, которые способствуют поступательному росту всего коллектива (навыки сотрудничества, взаимной поддержки).
В процессе физкультурно-оздоровительной работы должна быть достигнута динамика физического развития детей, сформированы физические качества, интерес к спорту. Используемые формы и методы работы позволяют постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие технологии используемые в ДОУ и включающие в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды способствуют развитию здорового ребёнка. Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ.
Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы (взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию) с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с инструктором по физическому воспитанию, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое развитие детей, крепость мышц, ловкость, координацию движений, а инструктору по физкультуре включение музыки в образовательный процесс необходимо для создания эмоционального настроя, активизации внимания детей, для увеличения моторной плотности занятия, освобождения инструктора от подсчета во время выполнения упражнений и т.д.
Итак, в результате проведенной работы цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Базелюк, Н.Н. Социально-философские аспекты здоровья и здорового образа жизни человека / Н.Н. Базелюк // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008, № 2. – С. 237-239.
2. Бардиер, Г.Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г.Т. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. – СПб. : ДОРВАЛЬ, 2013. – 96 с.
3. Барзилович, Е.Ю. Популярная энциклопедия здорового образа жизни / Е.Ю. Барзилович. – СПб.: Питер, 2013. – 415 с.
4. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2016. – 48 с.
5. Здоровьесберегающее пространство ДОУ / Под ред. Н.И. Крыловой. –Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
6. Игнатович, В.Г. Формирование культуры здорового образа жизни / В.Г. Игнатович // Пачатковая школа. – 2010. – № 9. – С. 45-47 .
7. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
8. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – №1. – 2014. – С. 27-28.
9. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ /М.Н. Кузнецова. – М.: Аркти, 2013. – 64 с.
10. Кулик, Г.И. Школа здорового человека. Программа для ДОУ / Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко. – М.: ТЦ Сфера, 2046. – 112 с.
11. Никифорова, Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников / Т.С. Никифорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2017. – 84 с.
12. Новгородцева, Е.А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности / Е.А. Новгородцева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения 2011 г. Москва: ТЦ «Сфера», С. 45-56.
13. Новикова, И.М. К вопросу об оценке эффективности модели формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / И.М. Новикова // Дефектология. – 2016. – №5. – С. 21 – 30.
14. Новикова, И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей / И.М. Новикова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – № 8. – С. 52-55.
15. Павлова, М.А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения / М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
16. Пащенко, Л.Г. Организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие / Л.Г. Пащенко. – Нижневартовск. Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 115 с.
17. Полетаева, Н.М. Акмеологическая позиция – ядро здоровой личности педагога и школьника / Н.М. Полетаева // Акмеология. – 2014. – № 4. – С. 29-35.
18. Полтавцева Н.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни / Н.В. Потавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
19. Резер, Т.М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности / Т.М. Резер // Педагогика. – 2016. – №5 – С. 29 – 34.
20. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №4. – С. 52-55.
21. Сайгушева, Л.И. Социально-педагогическая деятельность с семьёй в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие / Л.И. Сайгушева. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 172 с.
22. Сергеева, В.П. Теоретические основы воспитания: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. – М.: ИЦ Академия, 2010. – 272 c.
23. Сильченко, М. Формирование привычек здорового образа жизни / М. Сильченко // Дошкольное воспитание. – 2016. – №3. – С. 69-72.
24. Соколова, Е.Н. Формы взаимодействия ДОУ и семьи // Е.Н. Соколова // Детский сал от А до Я. – 2013. – №4. – С. 53-57.
25. Соколова, Л.А. Физическое воспитание детей 5-6 лет / Л.А. Соколова. – СПб.: ИПЦ КАРО, 2012. – 152 c.
26. Тихомирова, Л.Ф. Формируем у детей дошкольного возраста отношение к своему здоровью /Л.Ф.Тихомирова // Детский сад. – 2016. – №4. С.40 – 49.
27. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для вузов / Г.С. Туманян. – М.: Академия, 2016. – 336 с.
28. ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО). – М.: Просвщенеи, 2016. – 36 с.
29. Фомина, Н.А. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью дошкольной образовательной организации / Н.А. Фомина // Успехи современной науки и образования. – 2016. – №4. – Т. 1. – С. 68 – 72.
30. Янкелевич, Е.И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет / Е.И. Янкевич. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 208 c.