МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
|
Введение 2
Глава I. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика
преступлений коррупционной направленности 7
§1. Уголовно-правовая характеристика преступлений коррупционной
направленности 7
§2. Криминалистическая характеристика преступлений коррупционной направленности 15
Глава II. Особенности расследования преступлений коррупционной
направленности 29
§1. Первоначальные ситуации расследования преступлений коррупционной
направленности и их разрешение 29
§2. Ситуации последующего этапа расследования и их разрешение 43
§3. Тактика проведения отдельных следственных действий при
расследовании преступлений коррупционной направленности 55
Заключение 65
Список использованной литературы
Глава I. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика
преступлений коррупционной направленности 7
§1. Уголовно-правовая характеристика преступлений коррупционной
направленности 7
§2. Криминалистическая характеристика преступлений коррупционной направленности 15
Глава II. Особенности расследования преступлений коррупционной
направленности 29
§1. Первоначальные ситуации расследования преступлений коррупционной
направленности и их разрешение 29
§2. Ситуации последующего этапа расследования и их разрешение 43
§3. Тактика проведения отдельных следственных действий при
расследовании преступлений коррупционной направленности 55
Заключение 65
Список использованной литературы
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена высоким уровнем коррупции, как в органах государственной власти Российской Федерации , так и повсеместной - бытовой.
В Российской федерации интенсивно распространяется коррупция и внедряется во все без исключения сферы жизнедеятельности государства и общества. В современном обществе коррупция приобретает широкую популярность которая сильно угрожает безопасности государства, нормальной работе публичной власти, верховенству закона, демократии, правам общества и человека.
Важны проблемы коррупции и для пограничных органов, так как они несут непосредственную угрозу причинения ущерба государственным интересам ввиду наличия прямого контакта между госслужащим (сотрудником пограничных органов), в связи с исполнением последними их государственных функций.
В 2010 году когда президентов был Дмитрий Анатольевич Медведев в своем обращении Федеральному Собранию РФ назвал коррупцию главной проблемой для развития нашего государства. Работа с коррупцией должна функционировать по всем направлениям: от эффективной работы правоохранительных и судебных систем до воспитания в гражданах негативного отношения к коррупции.
Коррупционная деятельность распространена повсеместно как на местном, так и федеральном уровне. К примеру в 2016 году был задержан министр экономического развития Российской Федерации Улюкаев Алексей Валентинович который был пойман с поличным при получении взятки в два миллиона долларов. В Набережных Челнах в октябре 2017 года было возбуждено уголовное дело против судебного пристава-исполнителя Альбины Набиевой которая получила незаконным путем денежную сумму в размере 200 тысяч рублей. Данные преступления свидетельствуют о том, что на сегодняшний день отсутствуют эффективные механизмы для предотвращения коррупционной деятельности в Российской Федерации.
Только за последние 3,5 года за совершение коррупционных преступлений осудили 45 тыс. человек, из которых 4,5 тыс. — сотрудники правоохранительных органов, 400 — депутаты, еще 3 тыс. — работали в органах местного самоуправления. Данные показатели, к сожалению, подтверждают о масштабах коррупции к которому подверглось наше общество.
Для того что уменьшить или вовсе искоренить коррупционную деятельность, все сферы государственного управления должны быть прозрачны для общества, включая работу органов государственной власти, органов судейского сообщества и судов. С этой целью были направлены и соответствующие законы, которые в ступили в силу: об открытости государственных органов и об обеспечении доступа к информации о деятельности судов.
По данным Следственного комитета Российской Федерации за 2017 год в числе обвиняемых оказались 845 сотрудников органов внутренних дел, 571 должностное лицо государственных, муниципальных учреждений и предприятий, 529 должностных лиц органов местного самоуправления, 490 военнослужащих, 277 работников образования и науки, 221 работник здравоохранения. При расследовании уголовных дел о должностных преступлениях, а также в дальнейшем в ходе судебного разбирательства появляются спорные вопросы квалификации деяний, совершенных должностными лицами.
На сегодняшний день, в виду возросшего количества как самих коррупционных преступлений, так и внимания к ним со стороны руководства страны, знаниями и опытом, в частности, владением методикой расследования преступлений коррупционной направленности, сотрудники следственных органов обладают не в должной мере. В имеющейся же на сегодняшний день учебной и научной литературе соответствующих рекомендаций содержится недостаточно.
В целях усиления борьбы с коррупцией Федеральным законом от 3 июля 2016 N 324-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся уголовной ответственности за взяточничество и коммерческий подкуп. Полностью в новой редакции изложены положения УК РФ, предусматривающие ответственность за коммерческий подкуп. В диспозиции статьи 204 приводится новое определение коммерческого подкупа. Внесены изменения и в перечень видов наказаний за подобное преступление. Так, установлено, что за коммерческий подкуп в особо крупном размере может быть назначен штраф в размере от 2 миллионов до 5 миллионов рублей. Нововведением также являются отдельные положения, смягчающие ответственность за коммерческий подкуп на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей (включена отдельная статья за мелкий коммерческий подкуп). Но при этом, если лицо уже имеет судимость за коммерческий подкуп, то размер штрафа может составлять до 500 тысяч рублей. В новой редакции изложены все статьи УК РФ, которыми предусмотрена ответственность за взяточничество (получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, провокация взятки либо коммерческого подкупа). Также по аналогии с ответственностью за мелкий коммерческий подкуп в УК РФ включены отдельные положения об ответственности за мелкое взяточничество, под которым понимается получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей.
Как правило, корупционные преступления имеют высокую степень латентности, как естественной (незаявленные преступления),так и искусственной(скрытые преступления),поэтому официальная статистика не всегда показывает всю коррупционную деятельность в Российской Федерации. Больше всего подобными проблемами, которые возникают при расследовании преступлений коррупционной направленности являются: установление статуса лица, определение круга его полномочий, что появляются затруднения в отграничении их от иных составов преступлений. Наиболее частыми явлениями расследуемых уголовных дел является, что большое количество преступлений коррупционной направленности совершается организованными преступными группами и сообществами, иерархически высоко-структурированными с точно определенными обязанностями.
Расследование преступлений коррупционной направленности считается одной из наиболее трудных проблем криминалистической методики. Хочется отметить, что данные преступления которые совершаются из корыстной или иного личного интереса значительно нарушают права и законные интересы организаций и граждан, которые охраняются законом интересы общества или государства включают в себя сразу несколько составов, каждый из которых имеет право рассматриваться и как самостоятельное деяние, и как часть другого преступления, что создает значительные трудности.
Как представляется, указанная ситуация ставит перед наукой криминалистикой задачу - вооружить практических работников следственных органов научно обоснованной методикой расследования преступлений коррупционной направленности.
Актуальность проведенного исследования заключается в обьективной необходимости приобретения концепции научных знаний о должностных преступлениях коррупционной направленности, и в улучшении
стандартной технологии расследования данных преступлений с учетом отличительных черт развития нынешних общественных взаимоотношений.
Объект исследования - преступная деятельность по совершению преступлений коррупционной направленности и деятельность по раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности.
Предмет исследования - закономерности собирания, анализа и оценки криминалистически значимой информации в ходе раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности.
Цель работы состоит в разработке методики расследования преступлений коррупционной направленности и выработке предложений по существующим криминалистическим рекомендациям по расследованию коррупционных преступлений.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть уголовно-правовую и криминалистическую характеристику преступлений коррупционной направленности;
- изучить ситуации расследования преступлений коррупционной направленности и их разрешения;
- рассмотреть тактику проведения отдельных следственных действий при расследовании коррупционных преступлений.
В качестве теоретической основы использовались труды отечественных ученых и практиков: В.Н. Агеева, А.Л. Богатикова, В.В. Евстифеева, А.В. Куракина, Д.Н. Колчеманова, Н.Н. Маршаковой, В.В. Овечко, М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова им других.
Данная работа базируется на современных методах познания, включая как общенаучные (диалектико-материалистический, метод системного анализа), так и специальные (сравнительно - правовой, методы правового моделирования и прогнозирования.)
Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
В Российской федерации интенсивно распространяется коррупция и внедряется во все без исключения сферы жизнедеятельности государства и общества. В современном обществе коррупция приобретает широкую популярность которая сильно угрожает безопасности государства, нормальной работе публичной власти, верховенству закона, демократии, правам общества и человека.
Важны проблемы коррупции и для пограничных органов, так как они несут непосредственную угрозу причинения ущерба государственным интересам ввиду наличия прямого контакта между госслужащим (сотрудником пограничных органов), в связи с исполнением последними их государственных функций.
В 2010 году когда президентов был Дмитрий Анатольевич Медведев в своем обращении Федеральному Собранию РФ назвал коррупцию главной проблемой для развития нашего государства. Работа с коррупцией должна функционировать по всем направлениям: от эффективной работы правоохранительных и судебных систем до воспитания в гражданах негативного отношения к коррупции.
Коррупционная деятельность распространена повсеместно как на местном, так и федеральном уровне. К примеру в 2016 году был задержан министр экономического развития Российской Федерации Улюкаев Алексей Валентинович который был пойман с поличным при получении взятки в два миллиона долларов. В Набережных Челнах в октябре 2017 года было возбуждено уголовное дело против судебного пристава-исполнителя Альбины Набиевой которая получила незаконным путем денежную сумму в размере 200 тысяч рублей. Данные преступления свидетельствуют о том, что на сегодняшний день отсутствуют эффективные механизмы для предотвращения коррупционной деятельности в Российской Федерации.
Только за последние 3,5 года за совершение коррупционных преступлений осудили 45 тыс. человек, из которых 4,5 тыс. — сотрудники правоохранительных органов, 400 — депутаты, еще 3 тыс. — работали в органах местного самоуправления. Данные показатели, к сожалению, подтверждают о масштабах коррупции к которому подверглось наше общество.
Для того что уменьшить или вовсе искоренить коррупционную деятельность, все сферы государственного управления должны быть прозрачны для общества, включая работу органов государственной власти, органов судейского сообщества и судов. С этой целью были направлены и соответствующие законы, которые в ступили в силу: об открытости государственных органов и об обеспечении доступа к информации о деятельности судов.
По данным Следственного комитета Российской Федерации за 2017 год в числе обвиняемых оказались 845 сотрудников органов внутренних дел, 571 должностное лицо государственных, муниципальных учреждений и предприятий, 529 должностных лиц органов местного самоуправления, 490 военнослужащих, 277 работников образования и науки, 221 работник здравоохранения. При расследовании уголовных дел о должностных преступлениях, а также в дальнейшем в ходе судебного разбирательства появляются спорные вопросы квалификации деяний, совершенных должностными лицами.
На сегодняшний день, в виду возросшего количества как самих коррупционных преступлений, так и внимания к ним со стороны руководства страны, знаниями и опытом, в частности, владением методикой расследования преступлений коррупционной направленности, сотрудники следственных органов обладают не в должной мере. В имеющейся же на сегодняшний день учебной и научной литературе соответствующих рекомендаций содержится недостаточно.
В целях усиления борьбы с коррупцией Федеральным законом от 3 июля 2016 N 324-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся уголовной ответственности за взяточничество и коммерческий подкуп. Полностью в новой редакции изложены положения УК РФ, предусматривающие ответственность за коммерческий подкуп. В диспозиции статьи 204 приводится новое определение коммерческого подкупа. Внесены изменения и в перечень видов наказаний за подобное преступление. Так, установлено, что за коммерческий подкуп в особо крупном размере может быть назначен штраф в размере от 2 миллионов до 5 миллионов рублей. Нововведением также являются отдельные положения, смягчающие ответственность за коммерческий подкуп на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей (включена отдельная статья за мелкий коммерческий подкуп). Но при этом, если лицо уже имеет судимость за коммерческий подкуп, то размер штрафа может составлять до 500 тысяч рублей. В новой редакции изложены все статьи УК РФ, которыми предусмотрена ответственность за взяточничество (получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, провокация взятки либо коммерческого подкупа). Также по аналогии с ответственностью за мелкий коммерческий подкуп в УК РФ включены отдельные положения об ответственности за мелкое взяточничество, под которым понимается получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей.
Как правило, корупционные преступления имеют высокую степень латентности, как естественной (незаявленные преступления),так и искусственной(скрытые преступления),поэтому официальная статистика не всегда показывает всю коррупционную деятельность в Российской Федерации. Больше всего подобными проблемами, которые возникают при расследовании преступлений коррупционной направленности являются: установление статуса лица, определение круга его полномочий, что появляются затруднения в отграничении их от иных составов преступлений. Наиболее частыми явлениями расследуемых уголовных дел является, что большое количество преступлений коррупционной направленности совершается организованными преступными группами и сообществами, иерархически высоко-структурированными с точно определенными обязанностями.
Расследование преступлений коррупционной направленности считается одной из наиболее трудных проблем криминалистической методики. Хочется отметить, что данные преступления которые совершаются из корыстной или иного личного интереса значительно нарушают права и законные интересы организаций и граждан, которые охраняются законом интересы общества или государства включают в себя сразу несколько составов, каждый из которых имеет право рассматриваться и как самостоятельное деяние, и как часть другого преступления, что создает значительные трудности.
Как представляется, указанная ситуация ставит перед наукой криминалистикой задачу - вооружить практических работников следственных органов научно обоснованной методикой расследования преступлений коррупционной направленности.
Актуальность проведенного исследования заключается в обьективной необходимости приобретения концепции научных знаний о должностных преступлениях коррупционной направленности, и в улучшении
стандартной технологии расследования данных преступлений с учетом отличительных черт развития нынешних общественных взаимоотношений.
Объект исследования - преступная деятельность по совершению преступлений коррупционной направленности и деятельность по раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности.
Предмет исследования - закономерности собирания, анализа и оценки криминалистически значимой информации в ходе раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности.
Цель работы состоит в разработке методики расследования преступлений коррупционной направленности и выработке предложений по существующим криминалистическим рекомендациям по расследованию коррупционных преступлений.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть уголовно-правовую и криминалистическую характеристику преступлений коррупционной направленности;
- изучить ситуации расследования преступлений коррупционной направленности и их разрешения;
- рассмотреть тактику проведения отдельных следственных действий при расследовании коррупционных преступлений.
В качестве теоретической основы использовались труды отечественных ученых и практиков: В.Н. Агеева, А.Л. Богатикова, В.В. Евстифеева, А.В. Куракина, Д.Н. Колчеманова, Н.Н. Маршаковой, В.В. Овечко, М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова им других.
Данная работа базируется на современных методах познания, включая как общенаучные (диалектико-материалистический, метод системного анализа), так и специальные (сравнительно - правовой, методы правового моделирования и прогнозирования.)
Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Коррупции представляет собой системное социально -правовое явление, которое поражает все сферы жизнедеятельности общества и государства которая выражается в получении лицом незаконного вознаграждения (материального или оказание услуг) за осуществление действий входящих в его компетенцию, с целью обогащения и предоставляющих выгоду другой стороне.
Преступления коррупционной направленности могут быть определены как общественно-опасные противоправные деяния, совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства
Признаками коррупционных преступлений являются: нарушение законных интересов государственной власти, государственной, муниципальной и иной службы; лицо действует с корыстным мотивом для получения выгод материального или не имущественного характера для себя и иных лиц.
Деятельность по расследованию преступлений коррупционной направленности, представляет собой систему, включающую такие элементы, как: поиск источников доказательственной и ориентирующей информации; процесс доказывания (установление обстоятельств предмета доказывания); прогнозирование противодействия расследованию и его нейтрализация криминалистическими методами и средствами.
Специфика криминалистической характеристики преступлений коррупционной направленности, заключается в том, что она охватывает те элементы предмета доказывания, которые наиболее характерны для исследуемой группы преступлений. К обязательным элементам относятся: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); обстоятельства характеризующие личность преступника; форма вины и мотивы; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Средствами сбора информации для установления всех обстоятельств совершенного преступления и создания его мысленной модели, которая позволит следователю собрать криминалистически значимую информацию, будут являться: следственный осмотр; допрос свидетелей, подозреваемого (обвиняемого); очная ставка; обыск и выемка; предъявление для опознания; назначение и производство судебных экспертиз; проведение иных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
В процессе расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, проявляется зависимость форм противодействия от субъектов их применяющих. Под противодействием расследованию таких преступлений, в самом общем виде понимается деятельность, ориентированная на создание условий и обстоятельств, препятствующих производству полного, всестороннего и объективного расследования.
Способы преодоления противодействия расследованию преступлений, включают следующие действия: а) применение мер направленных на не разглашение данных предварительного расследования при проверке сообщений о преступлении, о планах производства следственных действий, хода их проведения и их содержания; б) осуществление оперативно - розыскных мероприятий, направленных на выявление и устранение воздействия (путем угроз, подкупа, уговоров) на следователя, потерпевшего и свидетелей обвинения со стороны защитника, должностных лиц органов власти, управления и право-охранительных органов, связанных с лицами, совершившими преступления или их родственниками; в) нейтрализация актов противодействия со стороны должностных лиц учреждений и предприятий, СМИ заинтересованных в сокрытии преступления; г) обеспечение мер безопасности участникам уголовного процесса; д) разоблачение инсценировок при осмотре места совершения преступления, ложного алиби; ж) пресечение воздействия на понятых, специалистов, экспертов и другие меры.
Способы нейтрализации противодействия расследованию могут быть использованы при расследовании конкретных уголовных дел и зависят от субъекта противодействия, а также конкретной следственной ситуации, сложившейся в определенный момент расследования.
Таким образом, проведенное исследование позволило разработать криминалистическую методику и наметить пути совершенствования криминалистических средств и методов раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности.
Преступления коррупционной направленности могут быть определены как общественно-опасные противоправные деяния, совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства
Признаками коррупционных преступлений являются: нарушение законных интересов государственной власти, государственной, муниципальной и иной службы; лицо действует с корыстным мотивом для получения выгод материального или не имущественного характера для себя и иных лиц.
Деятельность по расследованию преступлений коррупционной направленности, представляет собой систему, включающую такие элементы, как: поиск источников доказательственной и ориентирующей информации; процесс доказывания (установление обстоятельств предмета доказывания); прогнозирование противодействия расследованию и его нейтрализация криминалистическими методами и средствами.
Специфика криминалистической характеристики преступлений коррупционной направленности, заключается в том, что она охватывает те элементы предмета доказывания, которые наиболее характерны для исследуемой группы преступлений. К обязательным элементам относятся: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); обстоятельства характеризующие личность преступника; форма вины и мотивы; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Средствами сбора информации для установления всех обстоятельств совершенного преступления и создания его мысленной модели, которая позволит следователю собрать криминалистически значимую информацию, будут являться: следственный осмотр; допрос свидетелей, подозреваемого (обвиняемого); очная ставка; обыск и выемка; предъявление для опознания; назначение и производство судебных экспертиз; проведение иных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
В процессе расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, проявляется зависимость форм противодействия от субъектов их применяющих. Под противодействием расследованию таких преступлений, в самом общем виде понимается деятельность, ориентированная на создание условий и обстоятельств, препятствующих производству полного, всестороннего и объективного расследования.
Способы преодоления противодействия расследованию преступлений, включают следующие действия: а) применение мер направленных на не разглашение данных предварительного расследования при проверке сообщений о преступлении, о планах производства следственных действий, хода их проведения и их содержания; б) осуществление оперативно - розыскных мероприятий, направленных на выявление и устранение воздействия (путем угроз, подкупа, уговоров) на следователя, потерпевшего и свидетелей обвинения со стороны защитника, должностных лиц органов власти, управления и право-охранительных органов, связанных с лицами, совершившими преступления или их родственниками; в) нейтрализация актов противодействия со стороны должностных лиц учреждений и предприятий, СМИ заинтересованных в сокрытии преступления; г) обеспечение мер безопасности участникам уголовного процесса; д) разоблачение инсценировок при осмотре места совершения преступления, ложного алиби; ж) пресечение воздействия на понятых, специалистов, экспертов и другие меры.
Способы нейтрализации противодействия расследованию могут быть использованы при расследовании конкретных уголовных дел и зависят от субъекта противодействия, а также конкретной следственной ситуации, сложившейся в определенный момент расследования.
Таким образом, проведенное исследование позволило разработать криминалистическую методику и наметить пути совершенствования криминалистических средств и методов раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности.
Подобные работы
- МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность следственного комитета по расследованию преступлений коррупционной направленности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Процессуальные особенности расследования преступлений коррупционной направленности, совершенных должностными лицами и лицами, обладающими особым правовым статусом
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Криминалистическая методика: современное состояние и основные направления ее совершенствования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Методика расследования организованной преступной деятельности
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Методика расследования коррупционных преступлений
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 2600 р. Год сдачи: 2023 - Правоохранительная деятельность
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Выявление, раскрытие и расследование преступлений, связанных с превышением полномочий и злоупотреблением полномочиями, совершаемых сотрудниками исправительных учреждений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



