Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стратегическое управление муниципальным образованием (на примере Старорусского района Новгородской области) (08.00.05)

Работа №4305

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы206стр.
Год сдачи2005
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1523
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы управления муниципальным образованием
1.1 Сущность, содержание и методологические принципы стратегического управления муниципальным образованием
1.2 Региональная политика экономического и социального развития и 19 оценка стратегического потенциала муниципального образования
1.3 Регулирование и стратегическое планирование социально- 27 экономических процессов на региональном уровне
1.4 Управление муниципальной собственностью и проблемы его ре- 35 формирования
Глава 2 Структура управления, основные тенденции и особенности 45 развития экономики Старорусского района
2.1 Основные тенденции и особенности экономического развития Старо- 45 русского района
2.2 Конкурентная концепция развития города Старая Русса 61
2.3 Повышение качества бизнес-климата и основные факторы, оказывающие влияние на конъюнктуру региональных рынков
2.4 Ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности и стратеги- 85 ческой направленности муниципального образования
Глава 3 Методические основы совершенствования стратегического 102 управления муниципальным образованием
3.1 Разработка маркетинговой концепции перепрофилирования предприятий муниципального образования
3.2 Концепция совершенствования системы предоставления муниципальных услуг
3.3 Совершенствование информационного обеспечения и применения со- 139 временных информационных технологий
3.4 Стратегия экономического развития Старорусского района 149
Заключение
Список использованной литературы
Приложения




Актуальность темы исследования. Главной задачей региональной политики государства является выработка и осуществление мер эффективного управления развитием территорий и их взаимодействия. Региональная политика должна увязывать интересы регионов, муниципальных образований с интересами государства, приводить в действие ресурсы их экономического роста, находить оптимальные варианты интеграции в экономику страны и мирового хозяйства, обеспечивать обще-ственно-политическую и социально-экономическую стабильность в стране.
За период реформ в стране не удалось добиться снижения дифференциации в уровнях социально-экономического развития и бюджетной обеспеченности регионов. Региональная политика России недостаточно эффективна, она не справляется с поставленными задачами.
В регионах практически не развита прогнозно-аналитическая и плановая проработка перспектив социально-экономического развития муниципальными образованиями на средне и долгосрочную перспективу. Проблемой, характеризующей со-стояние региональной политики является и то, что на протяжении всего периода рыночных реформ определяющую роль в сфере межрегиональных отношений игра¬ют ресурсы, а среди них финансовые регуляторы. Поэтому проблема совершенствования стратегического управления на уровне регионов и муниципальных образований приобретает особую актуальность.
Состояние изученности проблемы. При разработке мероприятий по совершенствованию управления муниципальных образований следует опираться на последние достижения науки, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых.
Проблемам стратегического развития экономических систем различных уровней посвящены труды ведущих российских ученых - J1. Абалкина, А. Аганбегяна, Л. Гранберга, Г. Клейнера, Д. Львова, В. Немчинова, Н. Петракова, А. Поршнева и дру-гих.

5
Вопросам теории управления экономических систем и исследований управления территориальных образований посвящены труды зарубежных ученых - И. Ансоффа,
Н. Винера, П. Друкера, М. Мескона, М.Портера, П. Самуэльсона, С. Янга и других.
Проблемы механизма стратегического управления нашли отражение в трудах J1. Бузерга, JI. Братверга, О. Виханского, А Градова, П.Забелина, В.Катькало, А.Кибанова, Э. Короткова и других.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость повышения управляемости социально-экономическим развитием муниципального образования, роста его стратегического потенциала с целью обеспечения конкурентоспособности обусловили выбор темы диссертации, ее цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка методологических подходов и методических основ совершенствования стратегического управления муниципальным образованием.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
- обобщить методологические исследования по стратегическому управлению муниципальными образованиями, выявить проблемные места в управлении муниципалитетами;
- изучить возможные способы оценки стратегического потенциала муниципального образования;
- проанализировать структуру управления муниципального образования и раз-работать предложения по ее совершенствованию;
- выявить сложившиеся тенденции развития и основные проблемы муниципального образования «Старая Русса и Старорусский район»;
- внести предложения по повышению качества бизнес-климата центров муниципального образования и повышению их стратегической направленности;
- разработать концепцию перепрофилирования предприятий муниципального образования;
- внести предложения по совершенствованию системы предоставления муниципальных услуг;

6
- в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности раз-работать предложения по информационному обеспечению и применению современных информационных технологий на территории муниципального образования;
- разработать стратегию социально-экономического развития Старорусского района на среднесрочную перспективу.
Объектом исследования являются муниципальные образования в составе областей Российской Федерации, условия, ресурсы, факторы и системы их управления.
Предметом исследования стали управленческие отношения и экономические связи, закономерности, механизмы, принципы формирования и развития стратегического потенциала муниципального образования.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: -предложены основные принципы стратегического управления на муниципальном уровне;
-выявлены проблемы и выделены резервы повышения эффективности стратегического управления муниципальным образованием;
-внесены предложения по совершенствованию управленческой структуры и повышению качества бизнес-климата города Старая Русса, а также уточнены факторы, оказывающие влияние на конъюнктуру региональных рынков;
-предложена концепция перепрофилирования предприятий муниципального образования и разработаны предложения по совершенствованию системы предоставления муниципальных услуг;
-внесены предложения по совершенствованию информационного обеспечения и применению современных информационных технологий на территории муниципального образования;
-разработана стратегия социально-экономического развития Старорусского рай-она на среднесрочную перспективу.
В качестве методов исследования использовались: системный подход, логический и факторный анализ, методы экспертных оценок, сравнений и аналогий, опрос, интервью и другие.

7
Практическая значимость работы заключается в том, что значительная часть ее разделов и положений доведены до стадии, обеспечивающей возможность их не-посредственного использования в практической деятельности Администрацией муниципального образования по формированию стратегий социально-экономического развития регионов с учетом достижения необходимых результатов деятельности предприятий входящих в их состав. Выдвинутые в диссертационном исследовании теоретические, методологические положения, научно-практические рекомендации и проведенные расчеты позволяют обеспечить эффективность функционирования муниципального образования на перспективу.
Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин «региональная экономика», «стратегическое управление», «региональный менеджмент».
Апробация результатов исследования. Результаты исследования на различных этапах научной деятельности соискателя были отражены в научных докладах, научно-практических отчетах и методических разработках автора. Полученные научные результаты докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах Великого Новгорода, Старой Руссы и Валдая.
Теоретические положения и практические рекомендации по реализации конку-рентной концепции, мероприятий по повышению качества бизнес-климата города приняты к внедрению Администрацией муниципального образования «Старая Русса и Старорусский район» и используются при разработке стратегии продвижения г о-рода Старая Русса как курорта в территориальном туристко-рекреационном комплексе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По основным результатам выполненного диссертационного исследования нам представляется возможным сформулировать вполне определенные выводы и предложения. К числу важнейших из них следует отнести:
1. Исследования показали, что в условиях быстро меняющей внешней среды и конъюнктуры рынков руководящее звено сосредотачивает внимание только на внутреннем состоянии экономики региона. Необходимым условием для эффективной работы на рынке является разработка долгосрочной стратегии, которая позволила бы предсказывать будущие изменения. Изменение структуры и характеристик потребительских требований, возрастание конкуренции, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие инфраструктурных сетей и других при-чин, привели к резкому возрастанию роли стратегического управления муниципального образования.
2. Управление муниципальным образованием - это административное, экономическое, социально-психологическое воздействие на объекты территориального подчинения с целью изменить, преобразовать, направить на достижение поставленной цели путем проявления волевого акта, выдачи организатором команды, сигнала, указания, которое осуществляется посредством контроля, надзора, требованиями отчета и учета результатов исполнения, оперативной корректировки при отклонениях от намеченных параметров.
Для повышения эффективности муниципального образования в диссертации разработаны следующие основные принципы стратегического управления:
- превращение политических программ в план хозяйственной деятельности муниципального образования;
- концентрация внимания и усилий на слабых звеньях и критических путях достижения стратегических целей и работ;
- дифференцированный подход к объектам управления;

171
- гибкость хозяйственной политики и действий, обеспечивающих неукоснительное исполнение стратегии;
- участие всего интеллектуального потенциала активной части населения муниципального образования в реализации стратегии его развития;
- оптимальное соотношение управленческих организаций, т.е. необходимость соблюдения пропорций между функциями управления и развития муниципального образования;
- потенциальная имитация, т.е. временное выбытие определенных работников не должно прерывать процесс реализации стратегии развития муниципального образования и другие.
3. Предложенное в диссертации использование резервов повышения эффективности стратегического управления муниципального образования позволяет при раз-работке стратегии развития муниципального образования оптимизировать затраты, связанные с повышением профессиональной подготовки в области управления, совершенствованием организационной структуры предприятий с эффективностью использования ресурсов, а также различных возможностей.
При позиционировании структуры предприятий муниципального образования в соответствии с общей стратегической развития и индивидуальным развитием каждого из них нами рекомендовано:
- четко определить основные виды деятельности и ключевые моменты необходимые для успешной реализации стратегий;
- необходимо установить связи между предприятиями и обеспечить необходимую координацию;
- определить круг полномочий необходимый для реализации стратегий и обеспечить эффективный баланс между предприятиями;
- в отдельных случаях не основные виды деятельности вне компаний осуществляются более эффективно, чем самой компанией.
4. Основными недостатками при планировании социально-экономического раз-вития региона являются:

172
- недостаточно глубокий и комплексный анализ социально-экономической ситуации в регионе и имеющихся ресурсов, помимо описания существующей ситуации необходимо выявлять тенденции ее развития, влияние внешних факторов;
- отсутствие четко определенных целей, и их научного обоснования;
- многие программы не содержат мер по их реализации, и часто носят декларативный характер;
- во многих плановых документах планы развития региона разрабатываются без учета развития страны и муниципальных образований субъекта, т. е. без учета как внешних, так и внутренних факторов;
- во многих концепциях не предусмотрены механизмы мониторинга, т. е. не-возможно обеспечить обратную связь.
5. Исследования показали, что для обеспечения самостоятельности и достаточности местных бюджетов при управлении муниципальным образованием необходимо руководствоваться следующими принципами:
- достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;
- свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;
- поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;
- защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;
- предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбора политики органов местного самоуправления.
6. В диссертационном исследовании нами выявлены проблемы, которые снижают эффективность управления и стратегического развития муниципальных образований:
- одной из главных проблем управления муниципальным образованием в современных условиях есть необходимость перехода из плоскости административного подхода к управлению плоскость правовых отношений, что позволит повысить качество бизнес-климата муниципального образования, качество оказания муниципальных услуг;
- второй важной проблемой управления муниципальным образованием является проблема повышения конкурентоспособности территорий;
- следующей проблемой является недостаточный уровень информационного обеспечения и применения современных информационных технологий.
-гарантии, закрепленные в Конституции носят в значительной мере декларативный характер, правовые и финансовые механизмы их реализации практически отсутствуют;
-закрепленный Конституцией порядок формирования местных бюджетов на практике игнорируется.
-несовершенство федерального законодательства отражается на состоянии регионального законотворчества по вопросам местного самоуправления
-у органов местного самоуправления есть только формальное право принятия общеобязательных правил, действующих на территории муниципалитета
-существующее правовое обеспечение местного самоуправления не соответствует роли, которая отводится ему Европейской Хартией и Конституцией РФ.
-правовые отношения собственности не урегулированы, в бюджетно¬налоговом процессе местные органы власти практически не участвуют, в распределении финансовых потоков они совершенно бесправны, полномочия между уровня¬ми власти не разграничены.
К резервам повышения эффективности управления муниципальным образованием мы относим резервы связанные с:
- недостатком профессиональной подготовки в области управления;
- формами участия персонала в выработке стратегических решений;
- совершенствованием организационной структуры;
- эффектом использования креативных факторов;
-позиционированием товара и исследованием наиболее эффективных сегментов;

174
-эффективностью разработки стратегического развития муниципального образования;
- эффективностью внутренних стратегий предприятия;
- эффективностью управления ресурсами;
- возможностью выхода на внешний рынок.
7. Старорусский район расположен на Северо-Западе России. Административным центром является г. Старая Русса с населением 39,4 тыс. чел., общей площадью 24 км2. На территории района находятся 298 населенных пунктов, входящих в со¬став 22 сельсоветов с наличием 57,4 тыс. чел, площадью 311 тыс. км2. Сельскохо-зяйственные угодья занимают 86,2 тыс. га или 27,7%; леса - 173,8 тыс. га или 55,9%. Объем выпускаемой промышленной продукции составляет более 60 процентов общего объема производства продукции территории. Старая Русса относится к поселениям с монопрофильной структурой хозяйства.
8. Проведенный анализ основных тенденций и выявленные особенности развития экономики Старорусского района позволили предложить конкурентную концепцию муниципального образования - районного центра. Конкурентоспособность города складывается из трех элементов:
- конкурентоспособного бизнес-портфеля;
- качественного бизнес-климата, который поддерживает и усиливает конкурентоспособность предприятий;
- эффективной и стратегически ориентированной Администрации города.
Основной составляющей экономического развития муниципального образования
являются конкурентоспособные и растущие предприятия.


1. Агапов А., Хинкин П.и др. Государственный контроль за экономикой / М.: Юристъ, 2000 -317с.
2. Алакоз В. Киселев В., Шмелев Г.Зачем России земельная реформа. М.,1999
3. Артемова JI., Назарова А. «Состояние экономики и краткосрочные про-гнозы»/ «Экономист» № 11 - 2002г.
4. Бабун Р.В., Муллагалеева 3. 3. Управление муниципальной экономикой, Пособие для муниципальных служащих. Новокузнецск.1999.
5. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - Изд-во МГУ, 1996
6. Бачурин А. «Повышение роли экономических методов управления»/ «Экономист» №4-2002г.
7. Берг О. «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005г.»/ «Вопросы экономики» №5-2002г.
8. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юрайт, 1999.
9. Бухвальд Е. «Регулирование отношений собственности между Россий¬ской Федерацией и ее субъектами» . Вопросы экономики .-1997-N7.
10. Васильев С. В., Жуковский А. И., Цюркер К. Эффективность работы ор-ганизаций государственного и муниципального управления и их служащих. 2003. -
'72 с.
11. Виханский О. С. Стратегическое управление М. «Высшая школа», 1996,
- 320 с.
12. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент М.: Гардерика, 1999, 528 с.
13. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория эконо-мики): Учебник - 4-е перераб. И доп. Издание - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.-584 с.

182
14. Волков С.Н., Комов Н.В. Донокотин Н.Г., Пономаренко И.И., Сай С.И., Широкорад И.И., Вехи Российского землеустройства. Время, события, люди. МГУЗ,
2000
15. Воронин А.Г., Лапин В.А. «Основы управления муниципальным хозяй- ством».-Спб, 1996.
16. Вязинин И.Н.Старая Русса в истории России. Новгород, "Кириллица". 1994г.
17. Гавриленков Е. «Российская экономика: перспективы макроэкономиче¬ской политики»/ «Вопросы экономики» №4-2000г.
18. Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Ме-ждународные отношения. 1986
19. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. Учеб¬ник. СПб., 1998.
20. Государственная служба и государственное управление: концепции, проблемы и противоречия. Материалы научно-практической конференции филиала СЗАГС в г. В. Новгорода и Администрации Новгородской области.: Изд-во РИЦ «Росан» - Северо-Западная академия государственной службы. Санкт-Петербург, 2003.- 115 с.
21. Горегляд В. «Старая концепция нового бюджета» (о проектах госбюд¬жета на 2003г.)/ «Вопросы экономики»№10-2002г.
22. Государственное регулирование рыночной экономики / отв. ред. И. И. Столяров М.: Дело, 2001г. - 279с.
23. Государственное регулирование рыночной экономики иод общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина/М.: «Экономика», 2000г. - 735с.
24. Градостроительный кодекс РФ.М, Юридическая литература , 1998.
25. Гражданский Кодекс Российской Федерации .М. Юридическая литера¬тура, 1994.
26. Гранберг А. «Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации»/ «Вопросы экономики» №9-2001г. стр. 15.

183
27. Дементьев К.И., Дементьева М.А. Печатное слово О Старой Руссе. Нов-город 1990г.
28. Демьяненко А.Н., Обушенков А.Л. Муниципальное управление, учеб¬ное пособие, Хабаровск-Нижний Новгород, 1998.
29. Европейская Хартия о местном самоуправлении / «Социологические ис-следования». 1997,№ 1
30. Елаховский В. «Альтернативные прогнозы развития экономики России в
2001 г.» // «Вопросы экономики» №3 - 2001г.
31. Зайдель X , Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994
32. Зайцев Б.Ф. Система методов управления. -М.АНХ СССР, 1987.
33. Занин Н.В. Управление муниципальной собственностью и проблемы ее реформирования; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2005. - 15 с.
34. Занин Н.В. Регулирование и стратегическое планирование социально- экономических процессов на региональном уровне; НовГУ имени Ярослава Мудро¬го. - Великий Новгород, 2005. - 13 с.
35. Занин Н.В. Повышение эффективности и стратегической направленности администрации города Старой Руссы; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2005. - 12 с.
36. Земельный кодекс РФ, М.,Юридическая литература, 2001.
5. Федеральный закон « О введении в действие Земельного кодекса РФ»,М., Юриди¬ческая литература,2001.
37. Иванова В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики». - СПб: Изд-во СпбГУ, 1995.
38. Кадочников С. Синельников-Мурылев Р. Тунин А. «Система федераль¬ной финансовой помощи субъектам РФ и фискальное поведение региональных вла¬стей в 1994-2000г.»/ «Вопросы экономики» №3-2002г.
39. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории. - М.: «ВЛАДОС», 1995. - 384с.
40. Клепан А., Смирнов С., Пухов С., Ибрагимова Д. «Экономический рост

184
России: амбиции и реальные перспективы»/ «Вопросы экономики» №8-2002г.
41. Колюшин Е.И.. О праве муниципальной собственности. Журнал Россий-ского права, 1997.
42. Комаров В. Ф. Управленческие имитационные игры. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - 272 с.
43. Конституция Российской Федерации, М, Юридическая литература, 1993.
44. Концепция и первоочередные предложения по развитию исторической застройки г. Старая Русса / под ред. ВНИИТАГ М., 1990.
45. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. -М.: «Бизнес-книга», «ИМА- Кросс Плюс», 1995.-702 с.
46. Коттс Д. Управление инфраструктурой организации / Пер. с англ. - М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2001. - 597 с.
47. Крюгер Э. «Экономический рост и реформы в России» / «Вопросы эко-номики» №6-2002г.
48. Кузнецова О. «Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов»/ «Вопросы экономики»№4-2002г.
49. Кузнецова О., Шестаков М., Шеховцев А. «Федеральные округа России: социально-экономическое развитие в 1996-1999г.»/ «Вопросы экономики» №10- 2000г.
50. Кузык Б. «Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической мо-дели»/ «Российский экономический журнал» №3 - 2000г.
51. Куранов Г., Засов О. «Экономика России в январе июне 2002г.» / «Эко-номист» №9 - 2002г.
52. Курс экономической теории: Учеб./М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. - Мн.: «Интерпрессервис»; «Ми- санта», 2003.-496 с.
53. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. « Муниципальное право Российской Федера-ции».- М. : Юрист, 1997.
54. Лексин В., Швецов А., под ред. А М. Лаврова «Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа»/ «Российский экономический журнал» №2-2000г.

185
55. Литвинов В. Ф., Прусак М. М., Семенов Н. К. и др. Разработка стратегии устойчивого развития в Новгородской области/ под ред. В. Ф. Литвинова/Великий Новгород НОВГУ, 1998г. - 60с.
56. Лойко П.Ф.Земельный потенциал мира и России: пути глобализации его использования в XXI веке.М.ФКЦ « Земля»,2001.
57. Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. С-П. Формика.
1992
58. May В. «Экономико-политические итоги 2001г. и перспективы устойчи-вого экономического роста»/ «Вопросы экономики» №1 -2002г.
59. May В. «Экономико-политические итоги 2002г. и особенности экономи-ческой политики в преддверии выборов»/ «Вопросы экономики» №2-2003г.
60. Маконнелл К., Брю С. Экономикс : принципы, проблемы и политика М.: Республика. 1992. Т. 1
61. Матвеева Е. Н., Малазов В. И., Муравьев Е. П. и др. Планирование эко-номического и социального развития регионов/под ред. В. И. Малохова, Е. Р. Мат-веевой. - М., 1987г.-353с.
62. Матеров И. «Факторы развития «Новой экономики» в России»/ «Эконо-мист» №2-2003г.
63. Махотаева М., Николаев Н. «Формирование экономической политики на государственном уровне»/ «Вопросы экономики» №9-1999г.
64. Менгер К. Основания политической экономии. М., 1992. С.79
65. Микульский К. «Задачи и возможности социальной политики на совре-менном этапе реформирования постсоциального общества»/ «Российский экономи-ческий журнал» №8 - 2002г.
66. Мильнер Б.З. «Системный подход к организации управления». М.: Эко-номика, 1983.
67. Можин В.П. и др. Экономика Новгородской области на путях к рынку . М- .Новгород, 1995
68. Морозова Т.Г. Победина М.П., Поляк Г.Б. Муниципальный менедж¬мент, уч. пособие для вузов. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1997

186
69. Музыченко Л.М. Регулирование муниципальной экономики в России М.- Великий Новгород, 1999.
70. Мухетдинова Н. «Инвестиции и государственная инвестиционная поли-тика» / «Российский экономический журнал» №8-2002г.
71. Налоговый кодекс РФ, М., Юридическая литература.
72. Николаев Н., Махотаева М. «Обобщение опыта планирования социаль¬но- экономического развития в субъектах Российской Федерации»/ «Вопросы эко- номики»№5-2002г.
73. Новоселов А. С. Теория региональных рынков: Учебник. - Ростов-на Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 448 с.
74. Новосельский В. «Социально-экономическое развитие в 2001г. итоги и проблемы»/ «Экономист» №4-2002г.
75. Обзор конкурентоспособности российских регионов". " Конкурентная стратегия города Старая Русса" Проект МГТУ им. Н.Э. Баумана. Ст.Р.-М.,2001.
76. Обзор основных тенденций российской экономики/ «Вопросы экономи- ки»№5- 2002г.
77. Областной закон «О концепции социально-экономического развития Новгородской области на 2003г.»
78. Органы местного самоуправления в зарубежных странах: сравнительное исследование М., научно-аналитический обзор. РАН. ИНИОН, 1994.
79. Основные направления развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015 года. - СПб., 2003 - С. 184
80. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и го-сударства. М., 1980
81. Поздняков А., Лавровский Б., Малахов В. «Политика регионального вы-равнивания в России»/ «Вопросы экономики» №10-2000г.
82. Политические и экономические факторы развития российских регионов/ «Вопросы экономики» №5 - 2003г.
83. Попов В.В. «Методы управления, их содержание и взаимосвязь».- М.: Экономика, 1974

187
84. Попов Г.Х. Проблемы теории управления.-М.:Экономика, 1974.
85. Пороховский А. «Россия на пути оптимизации экономической роли го-сударства»/ «Российский экономический журнал» №5-6 - 2002г.
86. Портер. М Международная конкуренция. М.: 1994
87. Прусак М.М. Экономические реформы в регионе.М., 1998
88. Пути стабилизации экономики региона и становление самоуправления Труды научно-практической конференции, 16-17 ноября 1995 г, Новгород, 1995.
89. Распоряжение Президента Российской Федерации «Об утверждении по-становления об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» от 18.03.92 N 114рп.
90. Реформирование системы управления публичной собственностью в ус-ловиях структурных изменений экономики. Материалы российской научно- практической конференции М.2002
91. Рисс А. Основы муниципального хозяйства. Рига, 1914. С.51.
92. Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986
93. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.
94. Русинов Ф. М., Петросян Д. С. Основы теории менеджмента М.: Высшая школа,, 1994, - 324 с.
95. Русинов Ф. М., Никулин JI. Ф., Фаткин JI. В. Менеджмент и самоме- неджмент в системе рыночных отношений: Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 352 с.
96. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Пособие для пре-подавателей, аспирантов, стажеров/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко - Мн.: Ин- терпрессервис; Эконоперспектива, 2001.-637 с.
97. Сай С.И.Методы и модели управления земельно-имущественным ком-плексом крупного города,М.2001
98. Санько Г.Г. Монополия и конкуренция - Мн.: БГЭУ, 1999.- 302с.

188
99. Семушкин А.Т. Проблемы территориального управления экономикой. М.: Экономика, 1974.
100. Семушкин А.Т., Цицин П.Г. Управление районом крупного города . М: Московский рабочий, 1980.
101. Смит А. Исследование о природе и экономическом богатстве народов/ М.: Соцэкгиз, 1962г-684с.
102. Соловьев B.C. Оправдание добра//Соч.в 2 т. М., 1988. С.432
103. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён, т.т.1-29, М.,"Мысль".
104. Социально-экономические проблемы России. Справочник /Под ред. Бой¬ко Т.М. Спб.: Норма, 1999.
105. Стратегическое Планирование/Ассоциация авторов и издателей «Тан¬дем» под ред. Э. А. Уткина/М.:ЭКМОС, 1998г. - 438с.
106. Стратегия социально-экономического развития г.Старая Русса и рай¬она." Ст. P.-Нов., ."Технопарк" "2001
107. Стратегия социально-экономического развития России - инновационный путь (доклад к обсуждению на V Российском экономическом форуме)/ «Российский экономический журнал №4 - 2000г.
108. Стратегия социально-экономического развития СЗФО Российской Феде-рации на период до 2015 года разработана аппаратом полномочного представителя Президента РФ в СЗФО.
109. Толкачев. С. Несовершенная конкуренция. // Российский экономический журнал. 1993. N.5.
110. Трансграничное сотрудничество и социально-экономическое развитие приграничных территорий (на примере республики Польша). - СПб: СЗ НИЭСХ Россельхозакадемии, 2004. - 252 с.
111. Трофимов Г. «О регионах долговременного экономического роста»/ «Вопросы экономики» №11-2000г.
112. Устав Великого Новгорода.

189
113. Уткин Э. А. Государственное и региональное управление / М. : ЭКМОС, 2002г. -319с
114. Фадеев В.И. Муниципальное право России . М.- Юрист, 1994.
115. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент М.: ЗАО «Бизнес- школа», «Интел-синтез», 1999, - 327 с.
116. Федеральный закон « О разграничении государственной собственности на землю», М., юридическая литература, 2001.
117. Федеральный закон « О финансовых основах местного самоуправления»
13. Федеральный закон РФ от 21.12.2001г.№ 178-ФЗ«0 приватизации государствен¬ного и муниципального имущества».
118. Федеральный закон « Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации» от 28.08.95 N 154-фз. 8.Постановление Вер-ховного совета РФ от 27.12.91г. « О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собст-венность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
119. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23.06.1995г. №1 1 5-ФЗ (с изм. От 09.07.1999г. №159-ФЗ)
120. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации» с измен, и доп. Принят Государственной Ду¬мой 16.09.2003
121. Федеральный закон РФ « О местном самоуправлении в РФ», М., 1995. 11. Федеральный закон РФ « О государственных муниципальных землях»
122. Черковец О. «Экономика и политика федеративного государства»/ «Рос-сийский экономический журнал» №7-2002г.
123. Чичерин Б.Н. Собственность и государство // Русская философия соб-ственности. СПб,1993.С.114
124. Шупыро.В. «Преобразование государственной собственности в период экономических реформ » М.: ИНФРА-М, 1997.

125. Экономика предприятия / В.Я. Хрипач, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко; Под ред. В.Я. Хрипача. - 2-е изд. Стереотипное.-Мн.: Экономпресс, 2001.-464 с.
126. Экономика: Учебник, 3-е изд., перераб и доп./Под ред. доктора экон. на¬ук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2000. - 896 с.
127. Экономическая теория: Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.-320с.
128. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. - Мн.: БГЭУ, 1999. - 550 с.
129. Яновский В.В. Город, как система и объект у правления. СПб., 1999.
130. Ясин Е. «Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста»/ «Вопросы экономики» №5-2002г.
131. //Муниципалитет №1-12 1999
132. //Земельный вестник России №1-12 2001
133. // Земельный вестник России №1-12 2004



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ