Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ В ШКОЛЕ

Работа №43037

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

химия

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
589
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПЕДАГОГИКЕ 7
1.1. История развития понятия «межпредметные связи» 7
1.2. Функции межпредметных связей и их классификации 17
1.3. Роль учителя, как органи затора межпредметных связей 27
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
Глава II. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ, КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 33
2.1. Межпредметная интеграция в школьном обучении 33
2.2. Технологические карты интегрированных уроков 39
2.3. Анализ результатов применения межпредметных связей в процессе
обучения 44
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Список используемой литературы 51
Приложение

Современная узко предметная структура содержания образования в школе, является основной причиной разобщенных знаний учащихся, которые приобретаются ими в рамках отдельных предметов, путем несостоятельности учебных предметов в формировании в сознаниях учащихся единой картины мира. В педагогике к решению этой проблемы всегда подходили со стороны применения интеграции и осуществлением межпредметных связей. В современных же условиях обучения важным становиться не столько межпредметная интеграция, сколько интеграция усилий участников образовательного процесса, дидактических возможностей учебных предметов на организацию продуктивной деятельности учащихся. При сохранении условий многопредметности в организации школьного образования, гуманитарные и естественнонаучные знания остаются не до конца состоятельны и не позволяют учащимся в нужной мере овладеть такими качествами, которые смогли бы мотивировать их на последующее развития во взрослой жизни.
Человеческая деятельность, в общем смысле является проявлением его развития. В свою очередь учебная деятельность, как и любая другая деятельность человека, должна является продуктивной и осмысленной, то есть завершаться достижение определенный результатов. В современных же требованиях к образованию есть понятие, что результатом учебной деятельности учащегося должны становиться не только знания по отдельным предметам, а также умения и навыки, но и компетенции. Следовательно, приобретение учащимися компетенции будет являться одним из основных показателей продуктивности и правильности учебной деятельности. Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что продуктивная, как и интегрированная деятельность учащихся проявляется в творческом использовании приобретенных знаний, умений и навыков по отдельным предметам для решения этой учебной и жизненной ситуации. В реальной практике организация продуктивной деятельности учащихся сталкивается с рядом трудностей, что обусловлено перегруженностью содержания учебного предмета, выходящего за пределы познавательных возможностей, учащихся в каждом классе. Один из путей выхода в сложившейся ситуации связан с возрождением интегрированных уроков, и с использованием в учебном процессе межпредметных связей.
Актуальность работы можно рассмотреть на двух основных уровнях. С точки зрения социального уровня, эта тема является одной из актуальных проблем современного времени, так как наука находиться на таком уровне развития, на котором сильно выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. С научнопедагогической точки зрения, проблема межпредметных связей в современной школе пересекают такие научные области знаний, как география, физика, химия, биология, математика, экология. Изучаю одну дисциплину, затрагиваются вопросы, к изучению которых можно подойти с точки зрения нескольких дисциплин. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами. Что касается вопроса межпредметных связей на уроке химии, то здесь трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения, которое не всегда реализуется учителем. Именно поэтому эта проблема наиболее актуальна так как, с принятием нового образовательного стандарта, стоит очень остро и требует к себе качественного рассмотрения.
Цель работы: выявить ключевые проблемы формирования методики межпредметных связей на уроках химии в школе.
Гипотеза работы заключается в том, что эффективное внедрение межпредметных связей в современный процесс обучения на уроках химии в школе может быть достигнуто при решении комплекса задач, ориентированных на формирование и развитие компетенций учащихся (согласно ФГОС) и пересмотру образовательных технологий обучения с внедрением новых.
Согласно цели и заявленной гипотезе на решение выносятся следующие задачи:
1. Изучить историю развития понятия межпредметных связей в России.
2. Выявить классификации межпредметных связей в современных методических дисциплинах.
3. Разработать технологические карты интегрированных уроков для 8-9 и 10-11 классов по дисциплинам химия-биологи, химия-физика, химия- математика, а также провести тестирование учителей на выявление актуальности внедрения межпредметных связей в современный процесс обучения.
Объектом исследования является методика преподавания химии в средней школе.
Предметом изучения является ключевые проблемы формирования межпредметных связей на уроках химии в школе.
При написании работы использовался комплекс методов исследования:
Теоретические методы: метод анализа психолого-педагогической и
методической литературы по исследуемой проблеме; метод интерпретации и обобщения.
Эмпирические методы: разработка технологических карт интегрированных уроков для 8-11 классов по дисциплинам химия, биология, физика, математика; проведение опроса среди учителей-магистров кафедры химического образования с целью выявления компетенций у педагогов в области межпредметных связей, с последующим анализом и выводами по результатам исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
В первой главе рассмотрена история развития и становления понятия «межпредметных связей», в соответствии с историческими промежутками времени и открытиями мировых учёных; рассмотрены проблемы внедрения межпредметных связей и налаживания интеграции между дисциплинами естественно-научного цикла, для становления общей картины мира у учащихся школ.
Вторая глава посвящена анализу школьных программ 8-11 классов по таким дисциплинам как химия, физика, биология и математика и выявлению межпредметных связей через изучение одинаковых тем и понятий; выявления интеграции учебных понятий по данным дисциплинам и составления единых интегрированных уроков; анализу педагогической системы обучения химии в школе на основе межпредметных взаимодействий, выявлению с помощью анкетирования актуальности использования межпредметных связей в школьном курсе.
В заключении сформулированы основные выводы по исследуемой проблеме.
В приложении представлены материалы технологических карт разработанных для 8-11 классов по дисциплинам естественнонаучного цикла; анкета «Изучение затруднений учителей в организации современного качественного образовательного процесса на уроках химии, на основе использования межпредметных связей» для выявления профессиональных компетенций и актуальности использования учителями-магистрантами межпредметных связей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Становление межпредметных связей играло большую роль на формировании развития общество. В данной работе нам удалось выявить три основных этапа становления межпредметных связей и на каждом этапе можно заметить, что понятие межпредметные связи все больше и больше внедрялось в современный процесс обучения. Учены с эпохи Возрождения и до нашего времени вели активное внедрение межпредметных связей в современный процесс обучения. Они противостояли противникам данной идеи и выводили ее с каждым разом на более высокий уровень по значимости.
Ученые на протяжении большого количества времени выделяли и выделяют необходимость связи полученных знаний и умения применять полученные знания не только на практики в школе или других учебных учреждений, но и в повседневной жизни для достижения лучших улучшенных результатов.
2. Классификации межпредметных связей так же рассматриваются, опираясь на различные критерии. С точки зрения времени, актуальности внедрения, значимости в определенном процессе обучения. С точки зрения изучаемых предметов, будь то предметны одного учебного цикла или нет. Их так же модно рассмотреть с точки зрения функций, которые они выполняют и форм, которые они принимают. Так же с точки зрения учительского подхода к внедрению межпредметных связей в современный процесс школьного образования.
Что касается роли учителя в реализации межпредметных связей, то здесь он играет основную и лидирующую роль. Даже несмотря не то, что конструирование связей между предметами может вестись совместно с интересом и уровнем обучаемости учащегося, окончательные коррективы учитель вносит, опираясь на свои знания и профессиональную подготовку не только по своему, но и по другим предметам, в частности.
3. Интегрированные уроки являются неотъемлемыми помощниками учителя в реализации межпредметных связей. Они являются наиболее наглядными представителями синтеза знаний различных наук. В нашей работе рассматривается синтез таких наук как химия, биологи, физика и математика. Нами были рассмотренные изучаемые темы по данным дисциплинам сперва по трем дисциплинам химия, физика, биология, после чего к ним добавляется и математика. Были выявлены основные сходства в изучении материала по данным предметам, и синтезированный в таблицах, где наглядно можно наблюдать пересечения законов, терминов и понятий по дисциплинам естественнонаучного цикла.
После чего провелся анализ тем изучаемых на уроках химии, физики, биологии и математики на уровне 8-11 классов, и из полученного материала, били синтезированы те темы, которые имеют очевидную меж предметную связь, эти таблицы могут пригодиться учителям по каждой из перечисленных дисциплин, так как в них наглядно указанно, какие темы можно интегрировать в школьном процессе обучения.
Также нами были составлены технологические карты некоторых уроков по таким дисциплинам как, химия-биологи, химия-физика и химия- математика, для 8-11 классов, которые можно использовать в школьном процессе обучения на интегрированных уроках по указанным предметам. Как мы уже говорили ранее с помощью технологической карты можно проследить четкую структуру и планируемы результаты обучения по каждой теме урока, и на каждом этапе изучения нового материала или закреплении уже изученного.
Еще одним результатом нашего исследование, является проведения анкетирования среду учителей-магистров, на выявление актуальности применения межпредметных связей в процессе обучения. По результатам анкетирования нам удалось понять, что межпредметные связи реализуются в современном процессе обучения в школе на достаточно высоком уровне. Их внедрение происходить как в школах с большим количеством учащихся, так и в школах, в которых обучаются не так много учеников. При планировании внедрения межпредметных связей происходит согласование между учителями предметниками, что является основным правилом для установления связи между изучаемыми дисциплинами. Интегрированные уроки проводятся довольно часто и по итогу оказываю положительное воздействия на усвоение знаний у учеников.
В результате нашего исследования цель была достигнута, а задачи выполнены и рассмотрены в широком смысле и с разных сторон, что дало положительный результат.



1. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1986
2. Ильченко В.Р. Взаимосвязи при изучении общих законов природы в школе (физика, химия, биология): Учебно-наглядное пособие для 7 - 11 классов. М.: Просвещение, 1989
3. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981
4. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знания, 1983.
5. Ильченко В.Р. Формирование естественно-научного
миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993
6. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин (Под редакцией В.Н. Федоровой) -М.: Просвещение, 1980
7. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Екатеринбург, 1994
8. Типовые программы для средней (полной) школы VI - IX классы (биология, химия, физика, география), М.: Просвещение, 1998
9. Астанина С.Ю. Межпредметные связи на обобщающем уроке - Биология в школе, 1999, № 6, стр.25
10. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствования процесса обучения. - М.: Просвещение, 1984
11. Максимова В.И. Межпредметные связи в учебно-воспитательной процессе современной школы - М.: Просвещение, 1987
12. Гулак В.А., Шевченко Н.З. Интегрированный урок "Влияние социальной среды на здоровье человека" - Биология в школе, № 2, 2001, стр.25
13. Подшивалина В.Н. Биология и информатика: интегрированные уроки. - Биология в школе - № 6, 1998, стр.34
14. Смиронова Т.Г., Белоусова Е.Н. Симметрия в биологии и
математике. Интегрированный урок "Влияние социальной среды на здоровье человека" - Биология в школе - № 6, 1998, стр.34
15. Понуркевич В.М. Интегрированный урок - биология -
математика - биология в школе, № 6, 1995, стр.42
16. Власова Н.Г. Звук, его источники, восприятие и передача.
Интегрированный урок. - (серия "Я иду на урок биологии" - М.: "Первое сентября", 2000
17. Материалы лаборатории естественно-научного цикла школы № 97 по интегрированным урокам, 2000 - 2001.
18. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного
биологического образования. - М.: Просвещение, 1991
19. Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. - М.: Мысль, 1980
20. Семенышева А.В., Калпакова О.А. Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. Интегрированный урок - игра биологии - химии (Серия "Я иду на урок биологии"). - М.: Первое сентября, 2000
21. Набиуллина В.Р., Назимова С.П. В человеке все должно быть
прекрасно: и душа, и тело. Интегрированный урок биология -
изобразительное искусство (Серия "Я иду на урок биологии"). - М.: Первое сентября, 2000
22. Федеральный закон «Об образовании в РФ». - М.: Проспект, 2013.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образ-я и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.
24. Громова В.И.Основные принципы составления технологической карты урока [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/364582
25. Зайцева И.И.Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e- o snova.ru/PDF/o snova_ 14_7_656.pdf
26. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Проектирование деятельностной модели урока на основе технологической карты [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://iyazyki.ru/2013/06/design-modenesson/
27. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. - 2011. - №12. - С. 12-18.
28. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. - Витебск, 2006.
29. Принципы и положения для работы с технологическими картами
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob no=2007
30. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе: учебник для студентов высших учебных заведений / Г. М. Чернобельская. - Москва: Владос, 2000, 336 с. - Режим доступа : https://knigi.link/metodiki- prepodavaniya-uchebniki/tehnologii-obucheniya-himii-4630.html (Дата обращения: 09.10.2017).
31. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010.
32. Штерн, В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / В. Штерн. - С.-Пб.: Союз, 1997. - 128 с.
33. Беленький Г.И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей / Г.И.Беленький // Современная педагогика. - 1997. - № 5. - С. 56-61
34. Бурмак Г.М. Використання мiжпредметних зв'язюв у формуваннi основних компетентностей учшв на уроках бiологii / Г.М.Бурмака // Бюлопя, 2011. - № 13. - С. 2-11
35. Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. - М.: Просвещение, 1985. - 101 с.
36. Гречин О.П. Реалiзацiя мiжпредметних зв'язюв при вивченш хiмп /
О.Гречин - Х.: Основа, 2013. - 128 с.
37. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
38. Елагина В.С. О подготовке учителей естественнонаучных дисциплин к самообразовательной деятельности по проблеме межпредметных связей / В.С.Елагина // Наука и школа. - 2000. - № 3. - С. 32.
39. Елагина В.С. Формирование у учителей естественнонаучных дисциплин умения осуществлять межпредметные связи на учебных занятиях: Межпредметная интеграция / В.С.Елагина // Наука и школа. - 2000. - №1. - С.58
40. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986. - 77 с.
41. Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. - М.: Просвещение, 1987. - 120 с.
42. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1986. - 64 с.
43. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1989. - 100 с.
44. Тагиев И.Б. Межпредметные связи как основа развития активной познавательной деятельности / И.Б.Тагиев // Химия в школе. - 2001. - № 1. - С. 44-47
45. Теплов Д. Как сделать современный урок биологии? / Д.Теплов // Учитель. -1998. - № 2. - С. 29
46. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения / Г.Ф.Федорец // Нар. образование. - 1985. - № 4. - С. 31-33
47. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью - в основу обучения / Г.Ф.Федорец // Нар. Образование. - 1979. - №5. - С.12-15
48. Фёдорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи / В.Н.Фёдорова, Д.М.Кирюшкин - М., Педагогика, 1989. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ