Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования внешней среды 6
1.1. Понятие и сущность внешней среды компании 6
1.2. Методология изучения внешней среды 15
1.3. Методы оценки степени неопределенности поведения внешней среды
компании 22
2. Методические основы проведения стратегического анализа компании 33
2.1. Место стратегического анализа в системе стратегического управления
компанией 33
2.2. Методические подходы к проведению стратегического анализа 41
2.3. Технология проведения стратегического анализа в условиях
неопределенности поведения внешней среды компании 48
3. Стратегический анализ деятельность компании ООО «УК «КЭР-Холдинг»
в условиях неопределенности поведения внешней среды 57
3.1. Анализ положения компании ООО «УК «КЭР-Холдинг» на рынке
инжиниринговых услуг 57
3.2. Организация проведения стратегического анализа в компании
ООО «УК «КЭР-Холдинг» 67
3.3. Основные направления повышения эффективности проведения
стратегического анализа в компании ООО «УК «КЭР-Холдинг» 79
Заключение 89
Список использованных источников 92
Приложения
В настоящее время каждое коммерческое предприятие подвержено влиянию множества факторов. Совокупность данных факторов образует его среду, которая может быть как внутренней, так и внешней. Факторы внутренней среды поддаются управлению со стороны предприятия, поэтому не несут в себе такой опасности, как внешние факторы. В условиях постоянно возрастающей неопределенности и динамичности среды одной из главных задач для управляющих предприятием становится её изучение и приспособление к ней, использование возможностей и снижение негативных последствий. Главным средством по борьбе с неопределенностью, которая с развитием информационных технологий, конкуренции, глобализации бизнеса только возрастает, является достоверная, объемная и актуальная информация, которая собирается в ходе проведения анализа и используется для принятия важных стратегических решений.
В западных странах процесс стратегического анализа внедрен практически на каждом предприятии, но в России он не получил такого распространения. Некоторые предприятия могут периодически использовать различные инструменты стратегического анализа, некоторые делают упор на исследование внутренней среды, но его комплексное построение встречается крайне редко. Это может быть объяснено устаревшим мышлением топ- менеджеров и руководителей, которые уделяют всё внимание основным процессам, а стратегический анализ считают нерезультативным и невозможным в реалиях российского рынка. Отчасти это является правдой, поскольку информационная инфраструктура сформирована слабо, а специалистов и специализированных компаний в данной области на рынке мало. Многие компании, которые всё же пытаются организовать данный процесс, упускают момент разработки специальной методики проведения стратегического анализа, которая бы служила непосредственным ориентиром для проводящих его специалистов. Но если у компаний появится спрос на данный вид деятельности,
то на рынке, возможно, не сразу, но со временем точно появятся решения. А в конкуренции с зарубежными компаниями без изучения рынка, без стратегических прогнозов, без понимания собственного потенциала шансов на успех, на развитие и увеличение доли рынка мало. Из этого следует, что изучение проблемы проведения стратегического анализа деятельности компании в условиях неопределенности поведения внешней среды со временем становится всё актуальнее и значимее.
Объектом исследования является влияние внешней среды на компанию, потенциал внутренних ресурсов.
Предметом исследования выступают отношения организации с конкурентами, покупателями, партнерами.
Целью данной работы является изучение теоретических и методологических аспектов стратегического анализа деятельности предприятия в условиях неопределенности внешней среды, а также определение направлений по повышению эффективности проведения стратегического анализа в компании ООО «УК «КЭР-Холдинг».
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы анализа внешней среды организации;
- выделить основные инструменты, использующиеся для анализа внешней среды;
- определить методы оценки степени неопределенности поведения внешней среды;
- обозначить место стратегического анализа в системе стратегического управления компанией;
- рассмотреть методические подходы к проведению стратегического анализа;
- исследовать технологию проведения стратегического анализа в условиях неопределенности поведения внешней среды;
- проанализировать положение компании ООО «УК «КЭР-Холдинг» на рынке инжиниринговых услуг;
- рассмотреть организацию стратегического анализа в компании ООО «УК «КЭР-Холдинг» в условиях неопределенности поведения внешней среды;
- определить направления совершенствования стратегического анализа в компании ООО «УК «КЭР-Холдинг».
Методологической основой проведения исследования послужил анализ литературных источников, метод обобщения и описания, методы графического и табличного представления данных и другие.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников литературы и приложений.
В данной дипломной работе исследование было посвящено стратегическому анализу деятельности компании в условиях неопределенности поведения внешней среды. Целью работы было рассмотрение его организации в компании ООО «УК «КЭР-Холдинг».
В соответствии с поставленными задачами были рассмотрены теоретические основы анализа внешней среды компании. Исследование показало, что внешняя среда будет всегда влиять на неё, как на открытую систему, поэтому изучение релевантных факторов макро-и-микросреды является очень важным.
Изучение внешней среды происходит при помощи различных методов и инструментов. Мы выделили самые распространённые и эффективные - это SWOT-анализ, PESTLY-анализ и 5 сил конкурентоспособности М. Портера, которые позволяют провести анализ как микросреды, так и макросреды. Важным оказался тот факт, что инструменты сами по себе не приносят каких- либо результатов, так как сам анализ основывается на интерпретации данных, полученных с помощью этих инструментов, человеком.
Затем были рассмотрены факторы и методы оценки степени неопределенности внешней среды. Было выявлено, что источником появления неопределенности внешней среды является информация, а точнее её отсутствие или не соответствие своим характеристикам: полноте, понятности, надежности, достоверности. Чем дальше фактор среды находится от компании, тем его неопределенность выше, так самую высокую неопределенность имеет макроокружение, так как на него компания повлиять практически не может. Существующие методы позволяют оценить неопределенность как отдельных факторов, так и в целом среды. Эта оценка позволяет правильно сформировать специфику исследования и организацию всего стратегического анализа для того, чтобы максимально снизить неопределенность по факторам, которые сильнее всего влияют на компанию.
Таким образом, чтобы снизить неопределенность внешней среды, необходима информация. Для этого и создан стратегический анализ. При исследовании было определено, что он появился не так давно, в конце 20 века, как преемник стратегического планирования. Но потенциал стратегического анализа намного больше и позволяет выявить как динамику, тенденции и характер внешнего окружения, так и оценить состояние организации, степень влияния рисков, определить её возможности и угрозы.
Исследование показало, что разработка методики является очень важной для организации эффективного анализа. Так как она структурирует цели, задачи, направления, ресурсы и задаёт вектор деятельность в соответствии со стратегическими целями компании. Определение источников для составления и пополнения информационной базы и выбор направлений стратегической анализа - приоритетны при разработке методики.
Изучение компании ООО «УК «КЭР-Холдинг» началось с отрасли, в которой она ведёт свою деятельность, а именно, в инжиниринге. Анализ показал, что в России инжиниринговая отрасль находится на этапе развития. И имеет ряд существенных проблем, половина из которых зависит от государственной деятельности, они мешают компаниям стабильно функционировать, в том числе компании ООО «УК «КЭР-Холдинг», у которой темп роста выручки колеблется от + 270% до -70%. Это может сказаться негативно на планирование деятельности компании, на инвестиционной деятельности, на функционирование фирмы в целом. Из основных заказчиков была выявлена ОАО «Сетевая компания», также большой объем работ компания выполняла в странах СНГ и Ближнего Зарубежья.
Изучение организации стратегического анализа в компании ООО «УК «КЭР-Холдинг» показало, что комплексного построения данной деятельности в компании нет. Но в последнее время руководство видимо стало понимать важность данной деятельности, так впервые в 2019 году в компании разработан стандарт «Планирование. Постановка целей интегрированной системы менеджмента с учетом идентифицированных рисков» и нанят специалист маркетолог-аналитик. Данный стандарт является очень эффективным для деятельности компании и даже регламентирует проведение SWOT-анализа, но всё равно он охватывает только малую часть стратегического менеджмента и больше направлен на внутреннюю среду компании: постановка целей, оценка рисков и т. д. За процесс по взаимодействию с внешней средой отвечает отдел по маркетингу и продажам. Для того, чтобы понять нужно ли вообще компании изучение внешней среды, был проведен PEST-анализ и 5 сил конкурентоспособности М. Портера. Также была проанализирована степень неопределенности внешней среды, у компании она оказалась умеренно-низкой. Это означает, что факторов внешней среды у компании много, но их динамичность невысокая.
При определение направлений рекомендаций по организации
стратегического анализа в компании ООО «УК «КЭР-Холдинг» учитывались недостатки, которые были выявлены в предыдущем параграфе, к ним относятся: недостаточное внимание к изучению факторов внешней среды, принятие стратегических решений без предварительного проведения исследований, отсутствие разработанной методики по организации
стратегического анализа, следовательно отсутствие ориентиров по работе у специалиста маркетолога-аналитика. Поэтому была разработана методика, в которой предлагаются цели анализа, его направления, инструменты, источники и многое другое. Конечно, данные рекомендации не позволят организовать стратегический анализ комплексно, но, возможно, послужат вектором развития данного процесса в компании ООО «УК «КЭР-Холдинг», что по итогу должно обеспечить повышения эффективности всей деятельности.
1. Стандарт ИСМ «Планирование. Постановка целей интегрированной системы менеджмента с учетом идентифицированных рисков». - Казань.: разраб. ООО «УК «КЭР-Холдинг», 2019. - 17 с.
Книги, монографии
2. Альтшулер И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации. - М.: Вершина, 2006. - 232 с.
3. Ансофф И. Стратегический менеджмент. - СПб: Питер, 2009. - 344 с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 358 с.
5. Баранчеев В.П. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. - М.: Монография, 2007. - 87 с.
6. Баринов В.А., Харченко В.Л., Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 237 с.
7. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование. - М., 2004. - 414 с.
8. Берталанфи Л. Фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969. - С. 204.
9. Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): в 3-х т. - М.: Экономика, 1989. - С. 304.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2003. - 296 с.
11. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. - 3-е изд. - М.: Эксмо, 2008. - 512 с.
12. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 480 с.
13. Грант Р. Современный стратегический. Курс МВА по стратегическому менеджменту / пер. с англ. Под ред. В.Н. Фунтова. СПБ.: Питер, 2011. - 519 с.
14. Долятовский В.А., Золотарев В.С., Гамалей Я.В., Ивахненко А.В. Адаптивное управление экономическими объектами в условиях неполной неопределенности. Монография - Ростов-на-Дону: РГЭУ, 2005. - 257 с.
15. Егоршин А.П., Гуськова И.В. Стратегический менеджмент: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 290 с.
16. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.
17. Информационно-аналитические системы / Т. В. Алексеева, М. Г. Лужецкий, Е. В. Курганова. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2015. - 175 с.
18. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 386 с.
19. Кинг У. Стратегическое планирование и хозяйственная практика. - М.: Прогресс, 1982. - 336 с.
20. Кортни Х. Стратегия в условиях неопределенности // Классика Harvard Business Review: Управление в условиях неопределенности. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 212 с.
21. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент. - СПб.: Питер Кон,
1999. - 896 с.
22. Мардас А.Н. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 205 с.
23. Маркетинг: принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе / К. Ховард, Н.Д. Эриашвили, Б.А. Соловьев, Ю.А. Цыпкин. - М., 1998. - 254 с.
24. Маркетинговая концепция / В.В. Шведенко, А.И. Тяжов, А.В. Керпелева, Н.Г. Николаев и др. - Киев, 1998. - 117 с.
25. Меркулова Е. Ю., Шальнева М. Н. Особенности обеспечения безопасности при различных стратегиях развития бизнеса // Экономика предприятия: проблемы теории и практики: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. 9- 10 февр. 2017 г.; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ (Тамбовский филиал); [отв. ред. Е. Ю. Меркулова]. Тамбов,
2017. - 269 с.
26. Методические материалы по реализации механизмов поддержки деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна / под ред. В.С. Осьмакова и В.А. Пастухова. - М. : «Onebook.ru», 2014. - 92 с.
27. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок 57000 слов/ Под ред. чл.- корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1987. - 304 с.
28. Отварухина Н.С. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Издательство Юрайт,
2018. - 427 с.
29. Петров А.Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.
30. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. - 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 464 с.
31. Попов С.А. Стратегическое управление. - М.: ИнфраМ,
2000. - 322 с.
32. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: учебник для
академического бакалавриата. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 321 с.
33. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.
34. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - 7-е изд. - М.: Дело, 2005. - 448 с.
35. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2005. - 541 с.
36. Чернова Г.В., Кудрявцева А.А. Управление рисками. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 160 с.
37. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. - Киев, 2002. - 106 с.
Печатная периодика
38. Коноваленко Н. П. Концепция эволюционного развития стратегического управления: модель сферической спирали // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 5 (44). С. 215 - 217.
39. Левик И.С. Инструментарий стратегического анализа: классификация, преимущества и недостатки использования // Наука и экономика. - №2 (18). - 2010. С. 132 -138.
40. Райковский И.Т. Критический обзор современных методик стратегического анализа // Вестник ЖДТУ. - № 1 (59). - 2012. С. 172 - 178.
41. Чупрова Д.Б. Механизмы адаптации предприятий к условиям внешней среды // Вестник СевКавГТУ. Сер. «Гуманитарные науки». - 2004. - №1(11). С. 1 - 8.
42. Чурлей Э. Г. Методический подход к проведению маркетингового анализа внутренней среды для формирования эффективных управленческих решений // Новая экономика. 2013. № 2 (62). С. 350 - 355.
Электронные ресурсы
43. Виноградов А.А. Система FAROUT как средство оценки эффективности при выборе аналитического метода // Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс] / 2014. № 6. Ч. 2. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/36060.
44. Навигатор по инжинирингу. Материалы к второй международной конференции «Инжиниринг в экономике России. Центры инжиниринга для развития отечественных предприятий.» [Электронный ресурс] / Подготовлены некоммерческим партнёрством «Международный Центр Инжиниринга и Инноваций» и отраслевым отделением «Инжиниринг» Деловая Россия. - Москва, 2015. - Режим доступа: http://enginrussia.ru/Eng_navigator.pdf.