Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования эмоционально-волевых
процессов мальчиков и девочек в дошкольном периоде 6
1.1. Институциональная характеристика дошкольного периода развития .... 6
1.2. Значение и содержание категорий «эмоции» и «воля» в дошкольной
психологии 12
1.3. Нарушения эмоционально-волевых процессов у мальчиков и девочек в
дошкольном периоде 29
1.4. Методы формирования эмоционально-волевых процессов детей в
дошкольном периоде 35
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики становления регуляторных функций в дошкольном возрасте 44
2.1. Организация и методы исследования 44
2.2. Исследование регуляторных функций у мальчиков дошкольного
возраста 47
2.3. Исследование регуляторных функций у девочек дошкольного возраста
52
2.4. Анализ результатов исследования 55
Заключение 62
Список использованных источников 65
Актуальность исследования. Регуляция является одной из фундаментальных проблем психологической науки и практики. Регуляторные функции оказывают непосредственное влияние на взаимодействие человека с миром и налаживанием отношений с людьми. Они преображаются в поведение человека, его действия, поступки. Отношения с людьми обеспечиваются благодаря соблюдению общественных ритуалов и правил, обычаев и законов, и поэтому содержат нравственный компонент в своем проявлении.
Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребёнка. Как ни в каком другом возрасте, ребёнок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, коммуникативную, при этом формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.
Главным итогом всех видов деятельности, выступает, с одной стороны, овладение моделированием как центральной умственной способностью, а с другой стороны, формирование произвольного поведения. Старший дошкольник учится ставить более отдалённые цели, опосредованные представлением, и стремлением их достигнуть, несмотря на препятствия. Произвольность регуляции поведения позволяет ребенку планомерно и целенаправленно выполнять какую-либо деятельность и управлять своим поведением.
По мнению многих авторов, недостаточное развитие регуляторных функций детей дошкольного возраста является основной причин школьной неуспеваемости и целого ряда распространенных поведенческих проблем.
Однако, мы не встретили детального исследования динамики становления регуляторных функций в дошкольном возрасте, и конкретно в период старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности регуляторных функций мальчиков и девочек в дошкольном возрасте.
Объект исследования: регуляторные функции детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности регуляторных функций мальчиков и девочек в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: существуют отличия регуляторных функций мальчиков и девочек в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. Теоретически исследовать закономерности формирования эмоционально волевых процессов мальчиков и девочек в дошкольном возрасте;
2. Рассмотреть психические особенности детей дошкольного возраста;
3. Провести опытно-экспериментальное исследование регуляторных функций мальчиков и девочек в дошкольном возрасте;
4. Провести опытно-экспериментальное исследование регуляторных функций у дошкольников;
5. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Теоретическая значимость: в работе определена сущность понятия «регуляторные функции», рассмотрены концепции различных авторов относительно структуры исследуемого понятия; выявлены показатели сформированности произвольности в дошкольном возрасте.
Практическая значимость: данного исследования заключается в том, что в работе показаны особенности регуляторных функций мальчиков и девочек в дошкольном возрасте.
Достоверность выводов исследования обеспечивается междисциплинарным анализом научной литературы, опорой на основные положения и научные выводы психиатров, психологов и педагогов; использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, методами статистического анализа исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Область применения: возрастная психология, педагогическая
психология, социальная психология, коррекционная педагогика.
Развитие регуляторных функций является одним из важнейших новообразований детского периода. На данный момент существует много подходов к изучению регуляторных функций. По сей день в науке нет однозначного и конкретного определения понятию «регуляторные функции». Скорее всего можно говорить о широком и узком понимании регуляторных функций, но так же можно сказать, что термин «регуляторные функции» обозначает скоординированность когнитивных процессов, необходимых для достижения определенной цели.
Произвольная регуляция высших психических функций является одной из форм динамической организации психической деятельности. Произвольность высших психических функций означает возможность сознательного управления ими; наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция; постоянный контроль за ее выполнением и контроль за окончательным результатом деятельности.
Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого ни одна сознательная психическая деятельность невозможна. Важнейшее значение в произвольной регуляции высших психических функций имеет речевая система.
Регуляторные функции делятся на следующие основные компоненты: рабочую память - зрительную и слуховую, гибкость внимания или переключение, которое связано со способностью переходить от одного правила к другому, и сдерживающий контроль, который предполагает торможение доминирующего ответа в пользу требуемого в задании.
Полученные результаты показывают, что такие регуляторные функции как внимания и контроль у девочек выше, чем у мальчиков.
Результаты проведенного исследования и выполнения субтеста «Sentence Repetition» свидетельствуют о невысоком уровне развития вербальной памяти детей дошкольного возраста. Анализируя результаты выполнения субтеста «Sentence Repetition» можно отметить, что девочки более способны воспринимать и воспроизводить предложения разной сложности, чем мальчики.
Исследуя результаты методики «Dimensional Change Card Sort» можно отметить относительно небольшой разброс данных, который наблюдается в количестве итоговых баллов, однако суммарный балл показывает, что большинство детей плохо справляются с последней, самой трудной пробой, которая требует от ребенка одновременно удержания в памяти сложной инструкции и гибкости мышления. По итогам методики «Dimensional Change Card Sort», дошкольники успешно справлялись с заданиями, они раскладывали карточки по цвету, смогли разложить карточки по форме и демонстрировали умение следовать сложной инструкции, т.е. уровень когнитивной гибкости у детей достаточно высокий.
Анализируя результаты дошкольников по субтесту «Inhibition», можно отметить, что у мальчиков результаты низкие, что свидетельствуют о недостаточном развитии произвольного внимания у детей. Поскольку при выполнении субтеста «Inhibition» происходит постепенное усложнение заданий, в результате чего ребенок должен подключать разные компоненты регуляторных функций, можно отметить, что дети значительно лучше справляются с выполнением задания, тратят меньше времени на ее выполнение. Полученные результаты показывают, что регуляторная функция сдерживающего контроля находится в стадии формирования в данном возрастном периоде.
Изучая результаты выполнения субтеста «Inhibition» в группе девочек, можно отметить, что результаты выше, чем у мальчиков. Они совершали меньше ошибок, результаты у них находятся на среднем уровне, в данном
случае можно говорить о среднем уровне развития регуляторных функций, т.е. внимания, переключения, торможения и самоконтроля.
Субтест «Memory for designs» применялся в исследовании для измерения уровня развития зрительной памяти ребенка и визуально- пространственной ориентации. Можно отметить, что зрительная память у детей развита недостаточно.
Найденные корреляционные связи подтверждают предположение о том, что регуляторные функции как гибкость внимания и сдерживающий контроль находятся в процессе формирования в старшем дошкольном возрасте.
1. Баландин В.А., Чернышенко Ю.К., Лих С.А., Соленова Р.И. Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания. - Краснодар, 2014.
2. Безносиков И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. -М.:Четыре четверти,
2015. - 66с.
3. Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - 168 с.
4. Боязитова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту / Боязитова И.В. - М.: Сфера, 2015. - 21 с.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.
6. Венгер Л.А. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? М.:Просвещение, 1994 - 189 с.
7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений. Т.З., М., 1983.
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 512 с.
9. Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. - Мн, 1992. - 44с.
10. Дворкин Л.С., Чернышенко Ю.К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 1997.- №2.- С. 32-34.
11. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. -340 с.
12. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2015. -142 с.
13. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. Учебное пособие. М., 2007. -288с.
14. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2000. - 288 с.
15. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997.
16. Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста: [опыт.эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист. - 2015. - № 5. - С. 57-61.
17. Коломинский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка / Я. Л.
Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов // Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и
коррекция. - СПб.: Питер, 2006. - С. 270-280.
18. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. -М., 2006.
19. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.
20. Лапина М.И. Физическая готовность детей к школьному обучению// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2015. - №1
21. Левина, Н.А. Система работы по эмоционально-волевому развитию / Н.А. Левина. - Волгоград: Корифей, 2014. - 96 с.
22. Мельникова, Л.В. О значении развития воли у ребенка / Л.В. Мельникова // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. - Ярославль: Школа развития, 2014. - С. 352-357.
23. Мещерякова, Н.П. О формировании у малышей волевых качеств / Н.П. Мещерякова. - М.: Учитель, 2014. - 141 с.
24. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2012.- 189 с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2006.
26. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2006. - 456 с.
27. Немов Р.С. Диагностика познавательных процессов
дошкольников. - М.: Владос. - 2015. - 134 с.
28. Осокина Т.И., Вавилова Е.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.- 394 с.
29. Осьмакова, М.В. Волевая готовность ребенка к школе
[Электронный ресурс] // Электрон.тестовые дан. - Режим доступа: http://www.u-mama.ru/read/article.php/4971, свободный.
30. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2015. - 143 с.
31. Психологический словарь: термины и понятия общей
психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии и другое / В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский. - М.: Педагогика, 2015. - 448с.
32. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста./ Под. Ред. В. А. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1986.
33. Сидячева, Н.В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе / Сидячева Н. В. - М.: Детство-пресс, 2006. - 27 с.
34. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О.
Смирнова, Т.В. Лаврентьева. - М.: Дрофа, 2006. - 270 с.
35. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2006. — 366 с.
36. Смирнова, Е.О. Формирование воли и произвольности поведения
у детей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева // Детская психология. Электрон.тестовые дан. - Режим доступа:
http://www.childpsy.ru/lib/artides/id/10340.php, свободный.
37. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / Авт.-сост. С.С. Бычкова. - М.: АРКТИ, 2012. - 64 с.
38. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2012.-368 с.
39. Суровцева, А.В. Воспитание воли ребенка в семье /А.В.Суровцева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 3. - С. 8-13.
40. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возрас та : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [С. О. Филиппова, О. А. Каминский, Г. Г. Лукина и др.];под ред. С. О. Филипповой. -- 5-е изд., стер. -- М.: Издательский центр «Академия», 2013. -- 304 с.
41. Тыхтылова, Е. А. Влияние уровня волевой активности на формирование индивидуальности старших дошкольников / Е.А. Тыхтылова // Психология обучения. - 2014. - № 9. - С. 34-43.
42. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пединститутов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение: Владос, 2005. - 420 с.
43. Физическое развитие детей 5-7 лет: планирование, занятия с элементами игры в волейбол, подвижные игры, физкультурные досуги / авт. - сост. Т. Г. Анисимова, Е. Б. Савинова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 144 с.
44. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 192 с.
45. Чумаков, М. В. Диагностика волевых особенностей личности М.В. Чумаков // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — С. 169-178.
46. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2005. - 176 с.
47. Шевцов, А.А. Регуляторный опыт и волевое поведение /А.А.Шевцов // Психология и школа - 2006. - № 4. - С. 118-124.
48. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д.Б. Эльконин; - 4-е издание. - М.: Академия, 2007. - 384 с.