Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №43022

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
523
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной
школы 8
1.1 Сущностные характеристики личностных и коммуникативных
универсальных учебных действий в современной педагогике 8
1.2 Возрастные особенности формирования личностных и коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся начальной школы 12
1.3 Потенциал уроков литературного чтения в формировании личностных и
коммуникативных универсальных учебных действий 22
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. Методические основы формирования личностных и
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения 38
2.1 Методическая работа по формированию основных характеристик
личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения 38
2.2 Разработка авторской программы по формированию личностных и
коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках литературного чтения 47
2.3 Экспериментальная работа по формированию личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
на уроках литературного чтения в современной начальной школе 64
Выводы по второй главе 77
Заключение 82
Список использованных источников 87
Приложение


В современном обществе возросла роль таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми. Современная школа должна готовить своих учеников к реалиям жизни. Поэтому на сегодняшний день приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формировать у учащихся умения учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Термин «универсальные учебные действия» ученые определяют, как умение учиться, т. е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В психологическом значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как совокупность навыков учебной работы и способов действия учащегося с помощью, которых ученик готов самостоятельно организовать процесс по усвоению новых знаний и умений.
Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, связывая их с жизненными целями и ситуациями.
В современной науке выделяют три вида личностных действий: самоопределение - сформированность внутренней позиции школьника - принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской личности, чувство гордости за свою родину и народ, развитие самоуважения и адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; смыслообразование - поиск и установление личностного смысла учения на основе системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, "что я знаю", "что я не знаю" и стремление к преодолению этого разрыва; нравственно - этическая ориентация - знание и выполнение основных моральных норм на основе понимания их социальной необходимости, развитие этических чувств - стыда, вины, совести.
Развитие коммуникативных умений происходит на уроках в начальной школе посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения.
Литературное чтение - базовая учебная дисциплина в начальной школе, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетенции младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью формирования личностных и коммуникативных
универсальных учебных действий на уроках литературного чтения, так как они позволят повысить мотивацию младших школьников, изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности. Формирование личностных универсальных учебных действий способствует развитию смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (Гальперин, 2005) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов, происходит самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации. Сформированные личностные универсальные учебные действия (УУД) способствуют морально-этической ориентации и нравственной оценке через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания. Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи).
Цель исследования: на основе психолого-педагогического и теоретико-методологического анализа научной литературы разработать авторскую программу по формированию личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: формирование личностных и
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: методика формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения будет эффективной, если:
- учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников;
-использовать разные образовательные технологии: проектную деятельность, творческие задания, исследовательская деятельность, ИКТ - технологии;
- использовать разнообразные формы работы с текстом (интерпретация текста; высказывания своего отношения к прочитанному с аргументацией; анализ характеров и поступков героев и т.д.).
В соответствии с целью исследования и его гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме определить степень изученности данной темы;
2. Разработать авторскую программу по формированию личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной авторской программы по формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы, были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: научно-теоретический анализ, обобщение, сравнение и синтез педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: опытно-экспериментальная работа, опрос,
анкетирование, наблюдение, беседа, использование тестов для оценки эффективности разработанной нами методической системы; методы статистической обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- теоретически разработана и методически обоснована проблема формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного;
- выделены психолого-педагогические аспекты формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения;
- разработана авторская программа по формированию личностных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного.
Практическая значимость исследования заключается в разработке авторской программы по формированию личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения. Результаты данного исследования могут быть использованы учителями начальных классов общеобразовательных школ, студентами педагогических университетов, колледжей и педагогических ВУЗов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №110» Советского района г.Казани


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мобильность, активность, успешность - эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. Выпускники школы не только знакомы с этими определениями, но и осознанно стремятся к их воплощению в жизни. Обществом востребованы специалисты, способные к самостоятельному принятию решений, умеющие действовать в быстро изменяющихся ситуациях, адекватно ориентирующиеся во всех сферах социальной жизни. Воспитание такого профессионала предполагает содействие самостоятельному развитию личности, ее готовности к самореализации в профессии, адаптации в социуме. На такой подход к образованию направлен новый ФГОС. С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требования является формирование универсальных учебных действий в процессе обучения. Основная задача современного образования «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации». Стандарт устанавливает три основные группы результатов образования - личностные, метапредметные и предметные. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности - познавательные, коммуникативные и регулятивные. Программа формирования универсальных учебных действий предназначена для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умениями, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения.
Требования ФГОС НОО к формированию УУД нашли отражение в планируемых результатах освоения программы учебного предмета
«Литературное чтение». Средством формирования УУД служат тексты учебника, рабочей тетради, их методический аппарат.
В процессе нашего исследования решались 3 основные задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме определить степень изученности данной темы;
2. Разработать авторскую программу по формированию личностных и
коммуникативных универсальных учебных действий на уроках
литературного чтения.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной авторской программы по формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
В процессе решения первой задачи, которая была направлена на анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами была определена степень изученности данной проблемы. Решение первой задачи обусловило логику постановки следующей задачи, которая заключалась в разработке авторской программы по формированию личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках
литературного чтения. Изучив вторую задачу, мы пришли в выводам, что ценность проектной деятельности заключается в том, что учащиеся видят перед собой конечный результат, то, что сделали своими руками. Проектная деятельность служит для формирования личностных универсальных учебных действий. Метод проектов позволяет развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые задачи. Прием драматизации развивает и совершенствует монологическую и диалогическую речь младших школьников, помогает детям перенести полученные знания в реальные действия, вместе с героями «обыграть» и «прожить» многие эпизоды и ситуации, заставляет включаться в коллективное обсуждение, точно формулировать свою позицию, обосновывать собственную точку зрения, обозначать возникающие трудности, учитывать мнение партнера, приходить к общему решению. Ценность этого вида деятельности заключается в том, что он способствует развитию речи учащихся, более глубокому пониманию детьми описанных в произведении событий, психологии героев, а также основан на доскональном анализе читаемого текста.
Итак, в процессе решения третей задачи, которая была направлена на экспериментальную апробацию разработанной авторской программы для формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения нами был проведен эксперимент. Опытно-экспериментальной базой явились Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №110» Советского района города Казани. Итоги эксперимента позволили прийти к следующим выводам:
В 3 «Г» классе и в 3 «Б» классе для выявления уровня
сформированности личностных универсальных учебных действий нами были проведены следующие методики: Методика измерения самооценки Дембо- Рубинштейна (адаптированный вариант для младших школьников), Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха, Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» На формирующем этапе нами был выбран метод проектов. Это обусловлено тем, что в современном словаре педагога все чаще используются термины проект, проектирование, проектное знание, проектный метод, проектная деятельность, что является не столько данью увлечения инновационными процессами, сколько актуальной потребностью практики образования. После проведения исследования на контрольном этапе Уровень развития познавательного интереса и инициативы значительно вырос, если на констатирующем этапе 87% учеников были пассивны и не проявляли интерес, то по результатам исследования контрольного этапа 60% учеников стали интенсивнее вовлекаться в учебную деятельность, стали инициативнее и любознательнее. Также стоит обратить внимание на то, что исследовательская и творческая деятельность младших школьников повышает вовлеченность учащихся в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков, помогает воспитывать самостоятельность, трудолюбие, независимость взглядов.
В 3 «Г» классе и в 3 «Б» классе нами были проведены методики, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий. На формирующем этапе нами был выбран метод драматизации. Драматизацию возможно и необходимо использовать на уроках в начальной школе, поскольку драматизация основывается на психологии младшего школьника, его высокой активности и способности отозваться действием на все, что ему сообщается. Возможность поставить себя на место литературного персонажа, пропустить через себя его эмоции, выразить свое отношение и даже "стать" неодушевленным объектом дает учебная игра, драматизация литературного произведения или его фрагмента. В такой игре ученик может встать на чужую точку зрения, пережить новые для себя психологические состояния, проиграть на себе роли литературного персонажа и лучше понять художественный мир произведения.
С учениками 3 «Г» класса мы поставили спектакль по мотивам русской народной сказки «Репка». После проведения эксперимента и анализа результатов контрольного этапа можем сделать выводы о том, что использование драматизации как одного из методов формирования коммуникативных универсальных учебных действий есть верный путь формирования данных УУД. Изучение опыта многих передовых учителей, систематически использующих драматизацию для повышения эффективности уроков, позволяет нам утверждать, что она углубляет понимание школьниками изучаемого материала, делает конкретными и ясными представления детей. Здесь особенно важна роль учителя, так как ребёнок отличается от взрослого тем, что он сильнее поддаётся эмоциональному воздействию.
Таким образом, поставленные задачи в исследовании решены, соответственно, цель достигнута, гипотеза доказана.



1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. - 480 с.
2. Аверченко Л. К. Психология и педагогика: Учебное пособие / Аверченко Л. К., Николаенко В.М., Залесов Г. М.; под ред. В. М.Николаенко. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 175 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. - Воронеж, 2009. - 360 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2011 г. - 151с.
5. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя. В 2-х кн. / Б. Ц. Бадмаев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2: Практический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. - 156 с.
6. Бродовская З.В. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры младших школьников // В сб.: Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы: Мат. науч. - практ. конф. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2010.
7. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. - М.: Педагогика, 2012. - 400 с.
8. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. — М., 2008.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос, 2009. — 160 с.
10. Волков К. Н. Психология о педагогических проблемах. - М.: Педагогика, 2012. - 400 с.
11. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл; Эксмо,
2009. - 512 с.
12. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: Просвещение,
2010. - 350 с.
13. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. - М.: Академический Проект, 2014.
14. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов/ П.Я. Гальперин. - 2-е изд., перер. И доп. - М.: КДУ, 2009. - 400 с., ил.
15. Глас, Д. Статистические методы в педагогике и психологии / Д. Глас, Д. Стэнли; пер. с англ. Л. И. Хайрусовой; общ. ред. Ю. П. Адлера; послесл. Ю. П. Адлера, А. Н. Ковалёва. - М.: Прогресс, 2010. - 495 с.
16. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 2009. - 168 с.
17. Джеймс Уильям. Психология / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: «ЮНИТИ», 2013. - 570 с.
18. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 320 с.
19. Дмитриенко З.И. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа). - М.: «Академкнига-Учебник», 2010. - 184 с.
20. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.: ил.
21. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса в развитии. - М.: Педагогика, 2011, - 240 с.
22. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов/ М. И. Еникеев. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 624 с.
23. Зинченко В. П. Психологический словарь. / Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. - М.: Педагогика - Пресс, 2011 - 472 с.
24. Камалова Л.А.Изучение русских и татарских народных сказок в школах Республики Татарстан в контексте диалога культур. - Казань: РИЦ «Школа», 2006 - С.148.
25. Карабанова О.А. Возрастная психология. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 210 с.
26. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь / Карпенко Л. А.; под ред. А. В.Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2010. - 431 с.
27. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
28. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / РАО ; Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2010. - 39 с.
29. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
30. Крутецкий В. А. Психология. - М.: Педагогика, 1994. - 350 с.
31. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика,
2012. - 300 с.
32. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения т.1 / под ред. В.В. Давыдова и др., М.: Просвещение, 2009. - 400 с.
33. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. - М.: Педагогика, 2010. - 200 с.
34. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 692 с.
35. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 400 с.
36. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Директ-Медиа, 2008.
37. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 2005. - 400 с.
38. Медведева Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании // журнал «Начальная школа плюс До и После». - 2011 - №7
39. Молокова А.В. Начальная школа: Современный урок в условиях информатизации учебно-методическое пособие. - Новосибирск, Эгида, 2010. - 102 с.
40. Мостова О.Н., Агафонова И.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников // Сб.: Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. - СПб., 2005.
41. Мощенко А. В. Организационное поведение. Юнита 1 / Мощенко А. В., Корочкин Б. П. - М.: Современный гуманитарный институт, 2002. 139 с.
42. Николаенко В. М. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М,, Андрюшина Т.В. - М.: ИНФРА-М.: 2001 - 175 с.
43. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе // журнал «Начальная школа». - 2011 - №4
44. Погребняк Е.В. Здоровьесохраняющие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиции учителя // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №3. - С. 26-29.
45. Попова, Е.В. Проектная деятельность в экологическом образовании и воспитании / Е.В. Попова // Начальная школа : журнал. — 2014 .— №11 .— С. 50-52
46. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М. : Просвещение, 2010. 2-е издание переработанное - 191 с.
47. Примерные программы начального общего образования. В 2-х ч. Ч.1.
Ч.2 - М.: Просвещение, 2010. - 400 с.
48. Психология эмоций. Тесты. - М.: Педагогика, 2015. - 400 с.
49. Райский Б. Ф. Движущие силы в формировании и развитии у учащихся потребностей в самообразовании, - Волгоград: Школа, 2011 - 350 с.
50. Редковец И. А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. - Волгоград: 2014 - 300 с..
51. Рогов Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Е. И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 448 с.
52. Самыгин, С. И. Психология и педагогика: экзаменационные ответы: [для студентов вузов] / С. И. Самыгин, С. А. Сущенко, О. А. Колодницкая. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 361 с.
53. Столетов В. Н. Роль мотивации в процессе становления личности. - М.: Просвещение, 2012 - 400 с.
54. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 2010. - 400 с.
55. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273- ФЗ. - Ростов -на -Дону, Легион, 2013. - 208 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
57. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 2000. - 400 с.
58. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. - 224 с.
59. Шило, Т.Б. Система развития вербальной креативности младшего школьника / Т.Б. Шило // Начальная школа : журнал. — 2014 .— №9 .— С. 12-15
60. Ямбург, Е. А. Педагогический ансамбль школы / Е. А. Ямбург. - М.: Знание, 2012. - 80с.
Приложение 1
Методики для выявления уровня сформированности личностных универсальных учебных действий младших школьников
Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ