ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИНГФОРТ СКУЛ», г.КАЗАНЬ)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 8
1.1 Понятие внеурочной деятельности 8
1.2 Внеурочная деятельность в школах 10
1.3 Особенности организации внеурочной деятельности по иностранному
языку 14
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ПОВЫШЕНИЮ 39
2.1 Краткая характеристика деятельности ЧОУ ДО «ЛингФорт Скул» 39
2.2 Анализ организации внеурочной деятельности ЧОУ ДО «ЛингФорт
Скул» 43
2.3 Характеристика исследуемого 5 А класса, обучающегося по программе
внеурочной деятельности ЧОУ ДО «ЛингФорт Скул» 53
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧОУ ДО «ЛИНГФОРТ СКУЛ» 47
3.1 Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию организации
внеурочной деятельности 57
3.2 Экспериментальная проверка эффективности разработанной технологии... 69
3.3 Результаты экспериментальной проверки эффективности технологии
обучения иностранному языку 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ А-И
В настоящее время в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие системы образования. Повышение эффективности образования, переход к его новому качеству является важнейшим вектором модернизации современной школы.
Федеральные государственные стандарты, последовательный переход на которые осуществляется во всех школах страны, через реализацию системно - деятельностного подхода должны обеспечить, в том числе, активную учебнопознавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей. В связи с этим особая роль в системе образования отводится внеурочной деятельности, поскольку именно эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, постоянная активная учебно-познавательная деятельность обучающихся, способствующая саморазвитию и непрерывному образованию, позволят обеспечить необходимый уровень качества образования в целом. Вместе с тем в новых условиях важным также является выбор наиболее результативных методов обучения, к числу которых относится «метод проектов». Проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, формирование и совершенствование универсальных учебных действий в процессе осуществления проектной деятельности. Таким образом, в условиях реализации системно-деятельностного подхода к обучению «метод проектов» может рассматриваться как один из наиболее эффективных методов для использования и в урочном, и во внеурочном образовательном процессе по всем предметным областям, в том числе по иностранному языку.
Предмету «Иностранный язык» принадлежит важное место в системе
образования школьников. Он помогает формировать коммуникативную культуру обучающихся в условиях поликультурного и многоязычного мира, расширяет кругозор и способствует речевому развитию детей. Без владения иностранным языком как средством межкультурного общения невозможна активная жизнь и успешная карьера в современном обществе. Несмотря на то, что в настоящий момент преподавание иностранного языка как учебного предмета в системе общего образования осуществляется на протяжении десяти лет (со 2 по 11 классы), безусловно, важной является дополнительная внеурочная работа с обучающимися по иностранному языку.
Иностранный язык сегодня - это не просто дань моде, это процесс получения знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни в современном обществе, развивающемся в направлении ко всеобщей глобализации.
Изучение иностранных языков относится к числу наиболее актуальных вопросов образования. Это нашло отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах. Согласно Концепции федеральных государственных образовательных стандартов, изучение иностранных языков предполагается проводить на всех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях) и, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартами, основная образовательная программа общего образования всех ступеней реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.
Сложностью изучения иностранного языка является то, что изучение иностранного языка происходит вне языковой среды и ограничено во времени. В течение урока ученикам уделяется недостаточно времени на говорение. Занятия в основном наполнены большим количеством грамматических, лексических упражнений, чтением и переводом иностранных текстов. В связи с этим мотивация к изучению иностранного языка, в основе которой лежит естественная потребность, способствующая общению на иностранном языке и необходимости использовать иностранные
речевые навыки в реальной жизни, помогает достигнуть существенные результаты в обучении иностранному языку.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность способствует более прочному усвоению и изучению материала через дополнительные формы работы, развиваются навыки работы с языковым, информационным, страноведческим материалом. Так же в процессе внеурочной деятельности у учащихся развиваются индивидуальные способности и личностные качества, тренируется память, ум и внимание, умение работать в коллективе, толерантность и уважение к культуре и народу изучающей страны, а так же это способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Внеурочная деятельность по иностранному языку помогает достигнуть предметных, метапредметных и личностных результатов образования обучающихся. В процессе внеурочной деятельности создается уникальная ситуация с наличием естественной языковой среды, которая способствует обучению иностранному языку и повышению мотивации к изучению иностранного языка. Однако, на сегодняшний день существует проблема недостатка методических разработок по повышению мотивации к изучению иностранного языка. В этом и является актуальность выбранной исследовательской темы.
Изучением внеурочной деятельности как средство повышения мотивации занимались зарубежные и отечестенные авторы, такие как, Е.П. Ильин, А. К. Маркова, Г. В. Рогова, С.А Бурзина, С.Г. Ковалева, С.А. Смирнов, В.И. шепелева, A. Laura, E. Massoni), теорией и методикой преподавания иностранного языка - Г.И. Богин, Н.И. Гез, Ю.Н. Караулов, П.В. Степанов, А.Н. Щукин, аспектами игровой деятельности - Р.И. Жуковская, В.В. Киберев, Н.Н. Ушаков, Д.Б. Эльконин.
Противоречие исследования заключается между необходимостью
повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и недостаточностью методических разработок для педагогов-предметников по повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка как средство внеурочной деятельности.
Проблемой исследования является организация внеурочной деятельности посредством повышения мотивации к изучению иностранного языка.
Ограничение в исследовании - рассмотрение обучающихся 5 класса, возрастной период которых соответствует младшему подростковому (10-11 лет) - ученики МБОУ СОШ № 161, с которой заключен договор №118-В от 01.08.2017 с ЧОУ ДО «ЛингФорт Скул» по преподаванию факультативных занятий по направлению «Английский язык».
Объектом исследования является частная образовательная организация дополнительного образования «ЛингФорт Скул».
Предмет исследования представлен, как процесс организации внеурочной деятельности посредством повышения мотивации к изучению иностранного языка обучающихся средних классов в «ЛингФорт Скул».
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать и частично апробировать программу повышения мотивации к изучению иностранного языка обучающихся младших классов посредством внеурочной деятельности (на примере ЧОУ ДО «ЛингФорт Скул»).
Гипотеза исследования: разработанная нами дополнительная
интерактивная технология обучения иностранным языкам является эффективным средством формирования коммуникативных навыков учеников при организации внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические основы организации внеурочной деятельности по иностранному языку.
2. Охарактеризовать внеурочную деятельность ЧОУ «ЛингФорт Скул» по повышению мотивации младших подростков к изучению иностранного языка.
3. Предложить рекомендации по совершенствованию внеурочной деятельности в ЧОУ ДО «ЛингФорт Скул».
Методы исследования представлены теоретические - анализ, обобщение, сравнение, систематизация; эмпирические - анализ документов, тестирование, анкетирование, обработка данных.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней обосновывается значимость организации внеурочной деятельности в процессе изучения английского языка в средних классах.
Практическая значимость состоит в разработке мероприятий на английском языке для дальнейшего использования преподавателями английского языка и студентами факультета иностранных языков в период прохождения педагогической практики.
Имеется акт внедрения и использования нами в ЧОУ ДО «ЛингФорт Скул» мероприятий по организации внеурочной деятельности.
Во введении раскрываются цель и задачи, выявляются объект и предмет, определяются и методы исследования, обосновывается новизна.
В первой главе рассматриваются понятие, направления, принципы и формы внеурочной деятельности.
Во второй главе анализируется организация внеурочной деятельности ЧОУ ДО «ЛингФорт Скул» посредством повышения мотивации обучающихся младших классов к изучению иностранного языка.
Заключение содержит основные выводы по теме выпускной квалификационной работы.
Целью обучения иностранному языку в школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Однако в связи с тем, что учебный процесс по обучению иностранному языку, происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, это приводит к отсутствию потребности в общении на иностранном языке. Вышесказанное приводит к снижению мотивации учащихся к изучению предмета.
Проблему мотивации к изучению иностранного языка способна решить организация внеурочной деятельности. Мы определили, что внеурочная деятельность - это деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Нами были выделены различные виды организации внеурочной деятельности по иностранному языку, такие как: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество; социальное творчество и проектная деятельность. Перечисленные виды внеурочной деятельности имеют особую актуальность, где создается уникальная языковая среда, реализуемая через различные увлекательные формы организации внеурочной деятельности. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты. Программа внеурочной деятельности должна преследовать основную цель, которая характеризуется как обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы и задачи внеурочной деятельности.
Необходимо отметить, что мотивация это совокупность стойких
мотивов. То есть, для того чтобы повысить мотивацию к изучению
иностранного языка, мы должны поставить учащихся в такие условия и
ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы
складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта,
индивидуальности, возраста, внутренних устремлений самих обучающихся и
82
с учетом необходимых способов и средств для повышения мотивации учащихся. Мы разделили мотивы на внешние и внутренние. Кроме того, сами внешние мотивы могут быть: положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Внешние положительные мотивы влияют на успеваемость учебной деятельности.
Мы выделили такие мотивы как мотив достижения успеха и мотив избегания неудач, которые отчетливо характеризуют мотивацию к изучению иностранного языка в исследуемом нами возрасте, и сделали вывод что необходимо развивать у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи, так как мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха, а следовательно и низкой мотивацией к изучению предмета.
Для повышения мотивации нам следует учитывать следующие факторы влияющие на положительное формирование мотивации: содержание
учебного материала, поэтапная организация учебной деятельности, коллективные форма внеурочной деятельности, соответствующая младшему подростковому возрасту, оценка деятельности (ситуация успеха), стиль педагогической деятельности учителя, которые представляют из себя средства и приемы повышения мотивации к изучению иностранного языка.
Организовывать внеурочную деятельность по повышению мотивации к изучению иностранного языка следует на основании соответствующих принципов, интересе и возрасте учащихся и с целью наполненности и эффективности, проходить все этапы: мотивационный, операционально- познавательный, рефлексивно-оценочный этап и включать в себя различные виды и формы внеурочной деятельности, приемы и средства повышения мотивации, которые в последствии будут способствовать освоению предмета и повышению мотивации иностранного языка.
На основе первичной диагностики мы выявили, что мотивацию учащихся 5 класса следует повысить, так как имеется наличие низкого
уровня мотивации. Согласно результатам диагностики школьников мотивации к избеганию неудач и достижению успеха, можно сделать вывод, что: у учеников преобладает высокий уровень, что дало нам основания полагать, что школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой позитивную цель и их деятельность вызывает у них при этом положительные эмоции. А цель школьников, мотивированных на избегание неудачи, заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, вследствие чего работа, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности, следовательно и мотивация находится на низком уровне. Помимо вышеперечисленного нами были определены уровень владения иностранным языком и любимые виды деятельности младших подростков, которые мы использовали для разработки программы по повышению мотивации к изучению иностранного языка во внеурочной деятельности.
В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать выводы:
1. «Внеурочная деятельность» подразумевает любую организованную учителем или учащимся самостоятельно деятельность школьников во внеурочное время, основанную на личной заинтересованности участников и способствующая достижению планируемых результатов в рамках освоения основной образовательной программы.
Целью обучения иностранному языку в школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Однако в связи с тем, что учебный процесс по обучению иностранному языку, происходит вне языковой среды и при ограниченном времени, это приводит к отсутствию потребности в общении на иностранном языке и приводит к снижению мотивации учащегося к изучению предмета, о которой мы будем говорить подробней в следующем параграфе. Мы рассмотрели различные виды и формы организации внеурочной деятельности по иностранному языку,
которые имеют особую актуальность, где создается уникальная языковая среда, которая в последствии способствует освоению иностранного языка. Так же были рассмотрены основные положения разработки рабочей программы внеурочной деятельности по иностранному языку, что поможет нам в исследовании.
2. Программа внеурочной деятельности основного общего образования способствует формированию и развитию социально ответственной, критически мыслящей поликультурной личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и ответственному выбору в постоянно меняющихся социально-экономических условиях, воспринимающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Суть проблемы организации внеурочной деятельности в ЧОУ ДО «ЛингФорт Скул» при обучении дисциплине «Английский язык» сводится к поискам эффективной технологии применения средств обучения, которая была бы основана на оптимальном использовании внеурочной деятельности и определяла бы соответствие внеурочной деятельности конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации обучающего процесса, материально-техническим условия и возможностям.
Если правильно учитывать особенности памяти, восприятия, внимания, мышления обучающегося младшего подросткового возраста, можно повысить мотивацию младших подростков к изучению иностранного языка во внеурочное время.
3. Каждый этап развития методики обучения характеризуется использованием определенных технологий. В настоящее время наибольшей популярностью пользуются нетрадиционные, современные технологии обучения, в том числе и в процессе обучения иностранному языку. Современные обучающие технологии формируются в связи с переходом от традиционных средств массово информации к информационно-компьтерным технологиям, которые
нашли применение и в обучении иностранным языкам.
Данный период в истории развития технических средств характеризуется повсеместным использованием мобильных устройств, что нашло отражение и в процессе обучения иностранным языкам. Многие зарубежные образовательные учреждения используют мобильные устройства с целью оптимизации учебного процесса. Мобильные устройства применяются в качестве дополнения к основным образовательным программам, появляются специальные обучающие игры.
Все большую популярность в мировом сообществе приобретает использование сервиса микроблогов. Наиболее популярным сервисом микроблоггинга является Твиттер, который все более активно применяется в образовательном процессе. Многие зарубежные преподаватели иностранных языков нашли применение Твиттеру на своих занятиях, используя его ресурсы для работы со всеми видами речевой деятельности как на занятиях, так и в качестве домашнего задания.
В настоящее время основной целью обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях является формирование коммуникативных навыков учеников. В условиях сокращения количества часов, выделенных на изучение иностранного языка и увеличения количества обучающихся в одной группе, существует острая необходимость создания нового дополнительного способа формирования коммуникативных навыков у учеников. Таким образом, нами была разработана дополнительная интерактивная технология обучения английскому языку для учеников обучающихся во внеурочное время. Данная технология подразумевает активное взаимодействие учеников с преподавателем и между собой в сети Интернет посредством использования сервиса микроблогов с целью развития их коммуникативных навыков. Технология была апробирована на 20 учеников 5А класса. В процессе экспериментальной проверки эффективности технологии, Твиттер использовался не в качестве самостоятельного средства обучения иностранному языку, а в качестве дополнительного ресурса сопровождения программного учебника. К результатам, полученным по завершении экспериментальной проверки разработанной технологии, следует отнести значительное расширение словарного запаса студентов, повышение степени правильности использования грамматических структур, а также преодоление языкового барьера при ведении диалога на изучаемом языке. Необходимо отметить, что данная технология получила положительные оценки со стороны учеников.
Таким образом, гипотеза исследования (разработанная нами дополнительная интерактивная технология обучения иностранным языкам является эффективным средством формирования коммуникативных навыков учеников при организации внеучебной деятельности.) подтвердилась.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2011. 672 с.
2. Андреев О.П., Комольцева Н. А. Полеты во сне и наяву, или алгоритм ролевой игры //Воспитательная работа в школе. 2009. № 10.
3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2017. 271 с.
4. Асеев В.Г. Формирование личности и структурный уровень мотивов. М.,
2015. 210 с.
5. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2014. 176 с.
6. Богданов И.В., Лазарев С.В. Психология и педагогика: методические
рекомендации по изучению курса. URL:
https://www.twirpx.com/file/290655 (дата обращения: 04.06.2018).
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.
8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер,
2013. 304 с.
9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 2014.
10. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2014.
11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, М.: Интор, 2016. 554 с.
12. Дубровина И.В.. Практическая психология образования: учебное пособие.
4- е изд. СПб.: Питер, 2014. 592 с.
13. Иванова И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Новосибирск, 2013.
14. Иванова Л.Ф. Особенности преподавания учебного предмета
«иностранный язык» в 2014/2015 учебном году: методические
рекомендации. Казань, 2014. 34 с.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
88
16. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал.
2015. Т.16, №2.
17. Ильина Т.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., «Просвещение», 2016. 572 с.
18. Калечиц Т.Н., Кеилина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.: Просвещение, 2013. 88 с.
19. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. М.: Просвещение,
2016. 265 с.
20. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. Минск, 2010. 352 с.
21. Кристиани А. Мотивация успеха. М.: Интэрэксперт, 2012. 254 с.
22. Кузовлёва Н.Е. Широкая социальная мотивация и её роль в обучении иноязычной речевой деятельности. Казань, 2011.
23. Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов вузов // Психологический журнал. 2016. Т.17, № 4.
24. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2012.
25. Максвелл Д. Мотивация решает все. М.: Попурри , 2013. 160 с.
26. Малеев В.В. Общая методика преподавания информатики: учебное пособие. Воронеж: ВГПУ, 2015. 271 с.
27. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014. 96 с.
28. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2016. 352 с.
29. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности. М., 2012, 160 с.
30. Мехрабиан А., Фетискин Н.П., Козлов В.В. Диагностика мотивации достижения. М., 2012. 490 с. C. 98-102.
31. Мирнова С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 2018. 509 с.
32. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 2016, 504 с.
33. Мокроусова Г.И., Кузовлева Н.Е. Организация внекласснои” работы по немецкому языку: из опыта работы. М.: Просвещение,2014. 192 с.
34. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.1. М.: Владос, 2016.
35. Немова Н.В. Как создать среду, побуждающую к успеху? // Директор школы. 2012. № 7. С. 43-50.
36. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2013. 608 с.
37. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс]: Письмо Министерства и образования науки РФ от
12.05.2011 N 03-296.URL: https://минобрнауки.рф.(дата обращения:
04.06.2018) .
38. «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»[Электронный ресурс]: Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13. URL: http://www.lawrussia.ru.(дата обращения: 04.06.2018).
39. Организация внеурочной деятельности [Электронный ресурс]: URL: www.tiuu.ru/upload/evst12.doc.(дата обращения: 06.05.2018)
40. Платонов К.К. Психология религии: Факты и мысли. М.: Политиздат, 2017. 239 с.
41. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: Кн.1. М.: ВЛАДОС, 2010. 576 с.
42. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Издат. центр, 2016. 184 с.
43. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. М.: Академия, 2018. 368 с.
44. Пятина Н.А. Внеурочная деятельность по иностранному языку как инновация ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 33. С. 81-84.
45. Реан А.А. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика. СПб: Питер, 2012. 480 с.
46. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010.
47. Ривкин Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4. // Управление современной школой. Завуч. 2013. №3. С. 100-109.
48. Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osnovnye-polozheniya-organizatsii vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.06.2018).
49. Руднева Т.И. Экспериментальная работа по обучению двум иностранным языкам: психолого-педагогические проблемы // Иностранные языки в школе. 2015. № 4. С. 12-15.
50. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
51. Складчикова Г.В. Педагогические условия совершенствования организации системы внеурочной учебной деятельности учащихся в открытом образовательном пространстве: дис канд. пед. наук.
Воронеж, 2014. 253 с.
52. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведении. М.: Шк. Пресса, 2012. 512 с.
53. Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов // Завуч начальной школы. 2011. № 6. С. 36-48.
54. Степанов П.В., Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе. М.: СИНТЕГ, 2014. 128 c.