Объект исследования - АО «Алтайвагон». Это одно из крупнейших в России заводов по производству железнодорожного грузового подвижного состава.
Проведен подробный анализ деятельности за 2017-2019 годы.
Сделаны SWOT-анализ, PEST-анализ и анализ конкурентоспособности предприятия.
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал (требование заказчика).
Введение 3
1 Теоретические аспекты стратегического планирования и управления в организации 5
1.1 Сущность и понятие стратегического планирования 5
1.2 Сравнительно-сопоставительный анализ этапов стратегического управления 9
1.3 Разработка стратегии развития предприятия на современном этапе 10
2 Бизнес-диагностика предприятия (на примере АО «Алтайвагон») 15
2.1 Анализ исходного состояния предприятия 15
2.2 Анализ отрасли и конкуренции 22
2.3 Диагностика внешней среды предприятия 24
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия 25
2.5 Проведение комплексного SWOT-анализа и выявление стратегических проблем компании 27
3. Разработка стратегии для предприятия АО «Алтайвагон» 29
3.1 Миссия предприятия 29
3.2 Стратегические цели предприятия 29
3.3 Стратегия развития предприятия 30
Заключение 32
Список используемых источников 34
На сегодняшний день нет необходимых механизмов управления на уровне конкретного предприятия. Или используется ограниченный набор инструментов, которые ограничены федеральными целевыми программами и трансфертами бюджета. Сегодня предприятиям необходим принципиально новый подход к стратегическому управлению, способствующий решению накопившихся проблем, внедрению новых принципов и методов управления. В рамках стратегического планирования предприятие выполняет основную задачу - формирование четкого образа будущего региона.
Чтобы правильно разработать стратегию, необходимо управлять изменениями на рынках и отраслях. Это подразумевает постоянный поиск благоприятных возможностей для формирования новых рынков и отраслей, совершенствования рыночной и институциональной инфраструктуры. Другими словами, необходимо повысить эффективность функционирования хозяйствующих субъектов, что является началом стратегического управления предприятием.
Стратегическое планирование хозяйствующим субъектом - это тип планирования, который определяет миссию организации, стратегию поведения на рынке и основные цели.
Целью работы является совершенствование стратегического менеджмента на предприятии АО «Алтайвагон».
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
изучить теоретические аспекты стратегического планирования и управления,
провести оценку стратегического управления в организации АО «Алтайвагон»,
разработать рекомендации по совершенствованию стратегического управления в АО «Алтайвагон».
Объектом исследования выбрано АО «Алтайвагон».
Предмет исследования – стратегическое управление.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов: А.А. Томпсона, А.Дж. Стрикленда, А. Скотта, В.К. Фальцмана. А.С. Ларионовой, П.А. Костромина, Э.Н. Крылатых, О.Р. Верховской, О.П. Савичева, П.И. Юхименко, Д. В. Арутюновой.
Основными источниками информации при проведении анализа в ходе разработки курсового проекта являлись уставные, отчётные документы и другая внутренняя информация, данные о развитии отрасли, специальные издания, периодическая печать, наблюдения за деятельностью фирмы, беседы с руководством и сотрудниками фирмы.
Методы исследования: являются анализ научной и научно-методической литературы, наблюдение, беседа.
В качестве информационной базы для выполнения работы будут использоваться данные, предоставленные в организации, а также данные о внешней среде, полученные из СМИ и официальных сайтов в сети Интернет.
Работа состоит из 3 глав. В первой главе представлены теоретические сведения о сущности стратегического планирования и управления, основных элементах и процессе поэтапного стратегического планирования. Во второй главе получены результаты анализа бизнес-диагностики предприятия АО «Алтайвагон» и выделены основные проблемы. В третьей главе предложены мероприятия по устранению проблем путем стратегического планирования.
Стратегия - ключ к успешному развитию компании. Интегрированный алгоритм действий, основанный на постановке целей компании, обычно называют бизнес-стратегией.
Эта модель действия включает в себя список правил, которые должны соблюдаться для достижения ваших целей. Бизнес-стратегия регулирует комплекс решений и определяет вектор действий для успешной реализации амбиций компании.
Основной задачей стратегического планирования в организации является обоснование наиболее важных целей и выработка правильной стратегии для долгосрочного развития.
В современной теории планирования принято выделять восемь основных областей деятельности, в рамках которых каждое предприятие определяет свои основные цели. Этими областями являются положение компании на рынке, инновации, производительность, доступность производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность.
Основной угрозой для внешней среды ОАО «Алтайвагон» является необходимость снижения ценовой категории услуг при выходе на новые рынки. Но в то же время у АО «Алтайвагон» есть много возможностей, которые можно отнести к наиболее серьезным конкурентным потенциалам успеха: расширение спектра услуг и рынков сбыта, обновление технического уровня.
Во второй главе была проведена бизнес-диагностика предприятия, в результате которой были выявлены следующие проблемы, которые необходимо решить для дальнейшей эффективной работы предприятия:
1) проблемы, вызванные внешней средой:
- введение санкций с Европой;
- нестабильная ситуация за пределами государства;
- отсутствие инвестиционной поддержки промышленности со стороны государства;
- рост уровня инфляции;
- отсутствие отечественных поставщиков сырья;
- недостаток финансирования исследований в области технологий;
- отсутствие высокотехнологичного оборудования.
2) внутренние проблемы компании:
- низкий уровень технологий и оборудования;
- отсутствие полного цикла производства продукции;
- нехватка квалифицированных работников;
- высокие производственные затраты;
- низкая заработная плата;
- отсутствие маркетинговой политики на предприятии.
С финансовой точки зрения компания является относительно стабильной, о чем свидетельствует увеличение рентабельности активов и рентабельности продаж.
Для повышения качества стратегического развития в АО «Алтайвагон» необходимо:
- обеспечить, чтобы требования к разрабатываемой стратегии были зафиксированы в соответствующих инструкциях;
- обеспечить создание единой системы распространения продукции;
- сформировать единую маркетинговую стратегию, которая объединяет цели АО «Алтайвагон» и направлена на создание и управление рынком сбыта;
- обеспечить создание механизма стимулирования всех работников корпорации с учетом поставленных стратегических целей.
Соблюдение этих рекомендаций будет способствовать повышению прибыльности АО «Алтайвагон», что очень хорошо для него, так как предприятие стремится развивать свою деятельность, расширять рынки сбыта и ассортимент, совершенствовать технологии и, следовательно, увеличивать продажи и прибыль
1 Акмаева, Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент / Р.И. Акмаева. - М.: Финансы и статистика, 2016 - 208с.
2 Бредихина, Т. Е. И это все о миссии компании / Т.Е. Бредихина // Акционерное общество: вопр. корпоративного упр. - 2016. - № 10. - С. 34-43.
3 Вартанова, М.Л. Базовые понятия и особенности установления миссии и целей современной организации // Проблемы теории и практики современной науки. - М., 2015. – С. 136-142.
4 Казакова, А.А. Миссия и видение как стратегическое позиционирование компаний в настоящем и будущем / А.А. Казакова, А.А. Степочкина // Строительство - формирование среды жизнедеятельности. - М., 2015. – С. 749-752.
5 Киселев, А.А. «Миссия» организации как «красивая обертка» стратегического менеджмента // Вопросы образования и науки : теоретический и методический аспекты. - Тамбов, 2015. – С. 73-75.
6 Лунев, В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой / Л.Л. Лунев В.Л.- М.: Финпресс, 2017.-330с.
7 Мескон, М.Х. Основы менеджмента / Мескон М.Х. [и др.] - М.: Дело, 2017.-370с.
8 Панов, А.И. Современный менеджмент: новые тенденции / Панов, А.И.- Н. Новгород, 2016.-590с.
9 Рачек В. Л. К вопросу повышения качества формирования миссии организации / В. Л. Рачек, И. В. Серебренников. Омск: 2017.– С. 83-87.
10 Стратегическое управление российскими компаниями / под ред. И.В. Гладких -2-е изд. – СПб.: Изд.Дом СПбГУ, 2018. – 248с.
11 Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент / Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. - М.: ЮНИТИ, 2014.-390с.
12 Учаева, Т.В. Классификация факторов, влияющих на организационно-экономический потенциал предприятий / Т.В. Учаева. Соврем. науч. исслед. и инновации. № 10. Омск: 2016. – С. 50-52.
13 Учаева, Т.В. Управление внутренними факторами предприятия влияющие на его потенциал / Т.В. Учаева // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2017. - № 6. – С. 27.
14 Фаррахов А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение. – М.: АО «Научно-издательский центр ИНФРА- М», 2016. - 272 с.
15 Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фатхутдинов Р.А. - М.: Инфра-М, 2016.-420 с.