Особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 67» г. Барнаула; МБДОУ «Детский сад № 159 «Журавушка» г. Барнаула в 2019 году.
В эксперименте приняли участие две группы детей общей численностью 20 человек в возрасте 5 - 6 лет.
Много приложений ( в том числе результаты исследований).
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 5
1.1. Теоретические аспекты изучения и развития слухового восприятия 5
1.2. Особенности слухового восприятия у детей с ОНР 10
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Эмпирическое исследование слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с ОНР 17
2.1. Организация исследования слухового восприятия детей с ОНР 17
2.2. Качественный и количественный анализ результатов исследования 20
Выводы по 2 главе 29
Заключение 29
Список использованной литературы 32
В эксперименте приняли участие две группы детей общей численностью 20 человек в возрасте 5 - 6 лет.
Много приложений ( в том числе результаты исследований).
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 5
1.1. Теоретические аспекты изучения и развития слухового восприятия 5
1.2. Особенности слухового восприятия у детей с ОНР 10
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Эмпирическое исследование слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с ОНР 17
2.1. Организация исследования слухового восприятия детей с ОНР 17
2.2. Качественный и количественный анализ результатов исследования 20
Выводы по 2 главе 29
Заключение 29
Список использованной литературы 32
В настоящее время развитие слухового восприятия играет важную роль в развитии личности ребенка. Посредством овладения различных слуховых норм, происходит развитие речи. При этом наиболее актуальным является ранний и дошкольный возраст, поскольку в этот период происходит интенсивное развитие всех психических процессов и анализаторных систем, к которым относится и слуховая система. Это позволяет ребенку различать и улавливать различные колебания воздуха, определять расположение источника звука в пространстве, воспринимать и различать речь окружающих.
При этом особую актуальность представляет слуховое восприятие детей с общим недоразвитием речи. Это обусловлено увеличением количества данной категории населения с выраженным проявлением несформированности звуковой стороны речи, где большое значение принадлежит слуху ребенка. В дальнейшем такие нарушения ведут к вторичным дефектам, к которым относится дислексия и дисграфия.
Степень изученности темы в научной литературе:
Изучением слухового восприятия занимались такие авторы как Е.М. Мастюкова Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и т.д. На важность и необходимость своевременного формирования слухового восприятия указывали многие исследователи: Р. И. Лалаева, М. Е. Хватцев, Л. Ф. Спирова, Г. А. Каше, Т. Е. Филичева, Г. В. Чиркина и др.
Несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по изучению слухового восприятия, многие аспекты темы, важные в научном и практическом отношениях, являются недостаточно раскрытыми.
Объект исследования: слуховое восприятие.
Предмет исследования: особенности слухового восприятий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель работы: изучение особенностей слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
рассмотреть теоретические аспекты изучения и развития слухового восприятия;
проанализировать особенности слухового восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
провести исследование слухового восприятия у детей с ОНР;
проанализировать и интерпретировать полученные данные.
Гипотеза: Особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи заключаются в затруднении восприятия слов с нарушаемыми и смешиваемыми в речи звуками.
Структура работы: курсовая работа объемом 34 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
При этом особую актуальность представляет слуховое восприятие детей с общим недоразвитием речи. Это обусловлено увеличением количества данной категории населения с выраженным проявлением несформированности звуковой стороны речи, где большое значение принадлежит слуху ребенка. В дальнейшем такие нарушения ведут к вторичным дефектам, к которым относится дислексия и дисграфия.
Степень изученности темы в научной литературе:
Изучением слухового восприятия занимались такие авторы как Е.М. Мастюкова Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и т.д. На важность и необходимость своевременного формирования слухового восприятия указывали многие исследователи: Р. И. Лалаева, М. Е. Хватцев, Л. Ф. Спирова, Г. А. Каше, Т. Е. Филичева, Г. В. Чиркина и др.
Несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по изучению слухового восприятия, многие аспекты темы, важные в научном и практическом отношениях, являются недостаточно раскрытыми.
Объект исследования: слуховое восприятие.
Предмет исследования: особенности слухового восприятий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель работы: изучение особенностей слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
рассмотреть теоретические аспекты изучения и развития слухового восприятия;
проанализировать особенности слухового восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
провести исследование слухового восприятия у детей с ОНР;
проанализировать и интерпретировать полученные данные.
Гипотеза: Особенности слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи заключаются в затруднении восприятия слов с нарушаемыми и смешиваемыми в речи звуками.
Структура работы: курсовая работа объемом 34 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
Одним из условий существования человека является получение и обработка информации об изменениях внешней и внутренней среды организма. Для выполнения этой функции в ходе эволюции сформировались специальные системы, которые представляют собой органы чувств, сенсорные системы и анализаторы. У детей в дошкольном возрасте происходит развитие слухового восприятия, обеспечивается формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, осуществляется осмысление свойств и характеристик предмета. При этом слуховое восприятие представляет собой способность человека к выявлению образных и смысловых взаимосвязей между единицами звуковой информации.
У детей с общим недоразвитием речи слуховое восприятие характеризуется пониженной способностью к восприятию речевых звуков, нарушением формирования всех сторон речи при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Прямой результат нарушения слухового восприятия заключается в недостаточном различении акустических признаков, которые характерны для каждой фонемы, вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова. Посредством недостаточного дифференцирования звуков, происходит отставание речевого развития ребенка, что в свою очередь является главной особенностью слухового восприятия детей с общим недоразвитием речи.
При проведении обследования по методикам, разработанными Г.Г. Голубевой, Л.С. Волковой была выявлена разница уровней слухового восприятия детей. У детей без речевого нарушения уровень слухового восприятия выше, чем у детей с речевыми нарушениями. На основании качественного анализа результатов проведенного исследования можно сказать, что у детей старшего дошкольного возраста слуховое восприятие имеет свои специфические особенности: дети способны различать и дифференцировать звуки в словах, они способны правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить последовательность из нескольких слогов и слов, дети умеют соотносить слово и зрительный образ, различать на слух слова близкие по звучанию.
Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи также обладают данными способностями. Однако, уровень развития их слухового восприятия несколько ниже, чем у детей с нормой речевого развития. Наибольшие трудности возникали при необходимости различать фонемы в словах, сравнивать слова близкие по звучанию. Это объясняется недоразвитием у данной категории детей, прежде всего фонематического слуха, а не биологического. Было установлено, что затруднения у детей с общим недоразвитием речи чаще всего возникали в начале выполнения заданий, что и заставляло повторять инструкцию к заданию несколько раз.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
У детей с общим недоразвитием речи слуховое восприятие характеризуется пониженной способностью к восприятию речевых звуков, нарушением формирования всех сторон речи при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Прямой результат нарушения слухового восприятия заключается в недостаточном различении акустических признаков, которые характерны для каждой фонемы, вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова. Посредством недостаточного дифференцирования звуков, происходит отставание речевого развития ребенка, что в свою очередь является главной особенностью слухового восприятия детей с общим недоразвитием речи.
При проведении обследования по методикам, разработанными Г.Г. Голубевой, Л.С. Волковой была выявлена разница уровней слухового восприятия детей. У детей без речевого нарушения уровень слухового восприятия выше, чем у детей с речевыми нарушениями. На основании качественного анализа результатов проведенного исследования можно сказать, что у детей старшего дошкольного возраста слуховое восприятие имеет свои специфические особенности: дети способны различать и дифференцировать звуки в словах, они способны правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить последовательность из нескольких слогов и слов, дети умеют соотносить слово и зрительный образ, различать на слух слова близкие по звучанию.
Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи также обладают данными способностями. Однако, уровень развития их слухового восприятия несколько ниже, чем у детей с нормой речевого развития. Наибольшие трудности возникали при необходимости различать фонемы в словах, сравнивать слова близкие по звучанию. Это объясняется недоразвитием у данной категории детей, прежде всего фонематического слуха, а не биологического. Было установлено, что затруднения у детей с общим недоразвитием речи чаще всего возникали в начале выполнения заданий, что и заставляло повторять инструкцию к заданию несколько раз.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- Изучение слуховой памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Изучение специфики нарушения произносительной стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)(Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказками (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Диагностика нарушений слухоречевой памяти у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Изучение процесса реализации мыслительных действий и операций дошкольников с ОНР (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР с использованием дидактических игр (Фонетико-фонематическое нарушение речи, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020



