ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ, ДЕТИ КОТОРЫХ ПРОХОДЯТ ДЛИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В СТАЦИОНАРЕ ДРКБ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей и детско-родительских отношений матерей, имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья 7
1.1. Зарубежные и отечественные подходы к пониманию
созависимости 7
1.2. Анализ теоретических подходов к пониманию психологических
защит и эмоционального выгорания 16
1.3. Характеристика родителя, ребёнок которого имеет
ограниченные возможности здоровья 25
Выводы к 1 главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование склонности к созависимым моделям поведения матерей, имеющих детей с ОВЗ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Интерпретация и обсуждение результатов исследования 46
2.2.1 Сравнительный анализ средних показателей 46
2.2.2 Корреляционный и качественный анализ показателей внутри
исследуемых групп 53
Выводы ко 2 главе 60
Заключение 61
Список литературы 63
Приложения
Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей и детско-родительских отношений матерей, имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья 7
1.1. Зарубежные и отечественные подходы к пониманию
созависимости 7
1.2. Анализ теоретических подходов к пониманию психологических
защит и эмоционального выгорания 16
1.3. Характеристика родителя, ребёнок которого имеет
ограниченные возможности здоровья 25
Выводы к 1 главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование склонности к созависимым моделям поведения матерей, имеющих детей с ОВЗ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Интерпретация и обсуждение результатов исследования 46
2.2.1 Сравнительный анализ средних показателей 46
2.2.2 Корреляционный и качественный анализ показателей внутри
исследуемых групп 53
Выводы ко 2 главе 60
Заключение 61
Список литературы 63
Приложения
В исследовании представлена проблема изучения психологических особенностей матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, и их детско-родительских взаимоотношений.
Актуальность исследования состоит в том, что психологическое исследование личностных особенностей матерей на данный момент слабо представлена в научных исследованиях. Наиболее распространены работы, посвящённые изучению психологических особенностей самих детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, или их отношениям с родителями. Существует множество работ, изучающих особенности детей с конкретными видами заболеваний, такими как аутизм, детский церебральный паралич, умственная отсталость. В рамках таких работ рассматривают влияние личности матерей и отцов, семейных отношение на благополучие детей с ОВЗ. Однако редко обращаются к проблеме того, как тяжёлая болезнь ребёнка влияет на самих родителей, в частности матерей. Тяжёлое заболевание ребёнка оказывает значительное влияние на психологическое состояние матери и развития у неё тех или иных дисгармоничных черт и реакций[15, 21, 28, 33]. Изучение психологических особенностей матерей так же необходимо, так как из научных исследований доказано, что состояние матери значительно влияет на развитие ребёнка. Необходимо изучать данную проблему, чтоб иметь возможность разрабатывать наиболее эффективные способы психологической работы не только с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, но и с семейной системой в целом, так как все элементы в ней тесно взаимосвязаны.
Особо актуальным является исследование проявления созависимых моделей подведения у матерей, имеющих детей с ОВЗ. Данное явление получает всё большее распространение в научных кругах и рассматривается не только в рамках отношений с химически зависимыми людьми.
Объект исследования - психологические особенности матерей, имеющих детей с ОВЗ.
Предмет исследования - взаимосвязь детско-родительских отношений и психологических особенностей матерей с детьми с ОВЗ.
Цель исследования - изучить взаимосвязь психологических особенностей матерей, имеющих детей с ОВЗ, и детско-родительских отношений.
Основная гипотеза исследования: у матерей, имеющих детей с ОВЗ, наблюдается повышенный уровень созависимых моделей поведения и эмоционального выгорания, а так же они характеризуются специфическими механизмами психологической защиты и детско-родительскими отношениями.
В связи с целью и выдвинутыми предположениями, были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть отечественные и зарубежные подходы к изучению таких психологических понятий как созависимость, эмоциональное выгорание, истощение.
2. Изучить имеющиеся данные о специфических характеристиках родителей, в частности матерей, имеющих детей с ОВЗ.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование детскородительских отношений и психологических особенностей матерей, воспитывающих детей с ОВЗ.
4. Описать специфику различий психологических особенностей и детскородительских отношений у матерей со здоровыми детьми и воспитывающих детей с ОВЗ.
5. Рассмотреть взаимосвязи между психологическими особенностями и спецификой детско-родительских отношений в группах матерей со здоровыми детьми и имеющими ОВЗ.
Теоретические основы исследования: Н.Г. Артемцева, Р. Плутчик, Л.Р. Гребенников, И.И. Хажилина, Ц.П. Короленко, Г.А. Макарова, И.Ю. Левченко, В.А. Лапшин, Ф.В. Бассин.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы, метод сбора данных (тестирование), метод обработки и анализа статистических различий и связей (методы описательной статистики, метод сравнения средних значений с использованием критерия Стъюдента для независимых выборок, корреляционный анализ).
Методики исследования:
Для определения склонности к созависимым моделям поведения был использован опросник CoDA в адаптации Артемцевой Н.Г., измеряющий пять основных характеристик созависимого поведения.
Для определения уровня эмоционального выгорания была применена методика К. Маслач «Диагностика профессионального выгорания», изучающая явление с позиции трёхфакторной модели.
Для измерения уровня напряженности психологических защит была выбрана методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х.Р. Конте в адаптации Е.С. Романовой, Л.Р. Гребенниковой.
Для изучения особенностей детско-родительских отношений был использован тест-опросник родительского отношения А.Я Варги и В.В. Столина.
Эмпирическую базу исследования составили матери в количестве 22 человек, имеющие не больше двоих детей, которые являются соматически и психически здоровыми в возрасте до 12 лет, и 10 матерей, дети которых имеют ограниченные возможности здоровья. Общее число испытуемых составило 32 человека.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать результаты в практической деятельности психологов, которые сопровождают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, оказываю соответствующую психологическую поддержку и терапию матерей. Полученные в исследовании результаты могут найти применение в практике психологического консультирования в здравоохранении, в системе образования и семейном консультировании.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка используемой литературы и приложений, которые содержат материалы эмпирического исследования.
Актуальность исследования состоит в том, что психологическое исследование личностных особенностей матерей на данный момент слабо представлена в научных исследованиях. Наиболее распространены работы, посвящённые изучению психологических особенностей самих детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, или их отношениям с родителями. Существует множество работ, изучающих особенности детей с конкретными видами заболеваний, такими как аутизм, детский церебральный паралич, умственная отсталость. В рамках таких работ рассматривают влияние личности матерей и отцов, семейных отношение на благополучие детей с ОВЗ. Однако редко обращаются к проблеме того, как тяжёлая болезнь ребёнка влияет на самих родителей, в частности матерей. Тяжёлое заболевание ребёнка оказывает значительное влияние на психологическое состояние матери и развития у неё тех или иных дисгармоничных черт и реакций[15, 21, 28, 33]. Изучение психологических особенностей матерей так же необходимо, так как из научных исследований доказано, что состояние матери значительно влияет на развитие ребёнка. Необходимо изучать данную проблему, чтоб иметь возможность разрабатывать наиболее эффективные способы психологической работы не только с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, но и с семейной системой в целом, так как все элементы в ней тесно взаимосвязаны.
Особо актуальным является исследование проявления созависимых моделей подведения у матерей, имеющих детей с ОВЗ. Данное явление получает всё большее распространение в научных кругах и рассматривается не только в рамках отношений с химически зависимыми людьми.
Объект исследования - психологические особенности матерей, имеющих детей с ОВЗ.
Предмет исследования - взаимосвязь детско-родительских отношений и психологических особенностей матерей с детьми с ОВЗ.
Цель исследования - изучить взаимосвязь психологических особенностей матерей, имеющих детей с ОВЗ, и детско-родительских отношений.
Основная гипотеза исследования: у матерей, имеющих детей с ОВЗ, наблюдается повышенный уровень созависимых моделей поведения и эмоционального выгорания, а так же они характеризуются специфическими механизмами психологической защиты и детско-родительскими отношениями.
В связи с целью и выдвинутыми предположениями, были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть отечественные и зарубежные подходы к изучению таких психологических понятий как созависимость, эмоциональное выгорание, истощение.
2. Изучить имеющиеся данные о специфических характеристиках родителей, в частности матерей, имеющих детей с ОВЗ.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование детскородительских отношений и психологических особенностей матерей, воспитывающих детей с ОВЗ.
4. Описать специфику различий психологических особенностей и детскородительских отношений у матерей со здоровыми детьми и воспитывающих детей с ОВЗ.
5. Рассмотреть взаимосвязи между психологическими особенностями и спецификой детско-родительских отношений в группах матерей со здоровыми детьми и имеющими ОВЗ.
Теоретические основы исследования: Н.Г. Артемцева, Р. Плутчик, Л.Р. Гребенников, И.И. Хажилина, Ц.П. Короленко, Г.А. Макарова, И.Ю. Левченко, В.А. Лапшин, Ф.В. Бассин.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы, метод сбора данных (тестирование), метод обработки и анализа статистических различий и связей (методы описательной статистики, метод сравнения средних значений с использованием критерия Стъюдента для независимых выборок, корреляционный анализ).
Методики исследования:
Для определения склонности к созависимым моделям поведения был использован опросник CoDA в адаптации Артемцевой Н.Г., измеряющий пять основных характеристик созависимого поведения.
Для определения уровня эмоционального выгорания была применена методика К. Маслач «Диагностика профессионального выгорания», изучающая явление с позиции трёхфакторной модели.
Для измерения уровня напряженности психологических защит была выбрана методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х.Р. Конте в адаптации Е.С. Романовой, Л.Р. Гребенниковой.
Для изучения особенностей детско-родительских отношений был использован тест-опросник родительского отношения А.Я Варги и В.В. Столина.
Эмпирическую базу исследования составили матери в количестве 22 человек, имеющие не больше двоих детей, которые являются соматически и психически здоровыми в возрасте до 12 лет, и 10 матерей, дети которых имеют ограниченные возможности здоровья. Общее число испытуемых составило 32 человека.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать результаты в практической деятельности психологов, которые сопровождают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, оказываю соответствующую психологическую поддержку и терапию матерей. Полученные в исследовании результаты могут найти применение в практике психологического консультирования в здравоохранении, в системе образования и семейном консультировании.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка используемой литературы и приложений, которые содержат материалы эмпирического исследования.
Данное исследование было посвящено проблеме изучения психологических особенностей матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, и их детско-родительских взаимоотношений.
В 1 главе работы был произведен анализ теоретической литературы по проблемам созависимых моделей поведения, эмоционального выгорания, психологических защитных механизмов. Были изучены уже выявленные особенности матерей и семей, находящихся в ситуации воспитания ребенка с ограниченными возможностями. В результате анализа была выявлена теоретическая взаимосвязь вышеперечисленных психологических характеристик с тяжелой жизненной ситуацией матери, воспитывающей ребенка с ОВЗ, и её взаимоотношениями с ним.
В ходе проделанного исследования были достигнуты следующие результаты:
- на основе проведенного теоретического анализа понятия созависимости были определены его характеристики и причины возникновения;
- был произведен анализ таких психологических характеристик как психологические защиты и эмоциональное выгорание, рассмотрены их структуры и механизмы;
- благодаря теоретическому анализу были выявлены особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и уже изученные личностные характеристики матерей, имеющих детей с ОВЗ;
- эмпирическое исследование позволило рассмотреть взаимосвязь психологических особенностей - созависимости, психологических защит и эмоционального выгорания - с особенностями детско-родительских отношений матерей и детей с ОВЗ;
- в ходе эмпирического исследования были выявлены значимые различия между группой матерей со здоровыми детьми и группой матерей, имеющих детей с ОВЗ;
- так же в ходе эмпирического исследования были выявлены взаимосвязи между исследуемыми показателями в каждой из групп.
В результате исследования выдвинутая нами гипотеза была подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Значимость исследования носит в большей степени практический характер. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в ходе психологической поддержки матерей, дети которых имею ограниченные возможности здоровья для повышения эффективности их психологической адаптации к ситуации воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В 1 главе работы был произведен анализ теоретической литературы по проблемам созависимых моделей поведения, эмоционального выгорания, психологических защитных механизмов. Были изучены уже выявленные особенности матерей и семей, находящихся в ситуации воспитания ребенка с ограниченными возможностями. В результате анализа была выявлена теоретическая взаимосвязь вышеперечисленных психологических характеристик с тяжелой жизненной ситуацией матери, воспитывающей ребенка с ОВЗ, и её взаимоотношениями с ним.
В ходе проделанного исследования были достигнуты следующие результаты:
- на основе проведенного теоретического анализа понятия созависимости были определены его характеристики и причины возникновения;
- был произведен анализ таких психологических характеристик как психологические защиты и эмоциональное выгорание, рассмотрены их структуры и механизмы;
- благодаря теоретическому анализу были выявлены особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и уже изученные личностные характеристики матерей, имеющих детей с ОВЗ;
- эмпирическое исследование позволило рассмотреть взаимосвязь психологических особенностей - созависимости, психологических защит и эмоционального выгорания - с особенностями детско-родительских отношений матерей и детей с ОВЗ;
- в ходе эмпирического исследования были выявлены значимые различия между группой матерей со здоровыми детьми и группой матерей, имеющих детей с ОВЗ;
- так же в ходе эмпирического исследования были выявлены взаимосвязи между исследуемыми показателями в каждой из групп.
В результате исследования выдвинутая нами гипотеза была подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Значимость исследования носит в большей степени практический характер. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в ходе психологической поддержки матерей, дети которых имею ограниченные возможности здоровья для повышения эффективности их психологической адаптации к ситуации воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.



