Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ, ДЕТИ КОТОРЫХ ПРОХОДЯТ ДЛИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В СТАЦИОНАРЕ ДРКБ

Работа №42976

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
472
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологических особенностей и детско-родительских отношений матерей, имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья 7
1.1. Зарубежные и отечественные подходы к пониманию
созависимости 7
1.2. Анализ теоретических подходов к пониманию психологических
защит и эмоционального выгорания 16
1.3. Характеристика родителя, ребёнок которого имеет
ограниченные возможности здоровья 25
Выводы к 1 главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование склонности к созависимым моделям поведения матерей, имеющих детей с ОВЗ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Интерпретация и обсуждение результатов исследования 46
2.2.1 Сравнительный анализ средних показателей 46
2.2.2 Корреляционный и качественный анализ показателей внутри
исследуемых групп 53
Выводы ко 2 главе 60
Заключение 61
Список литературы 63
Приложения


В исследовании представлена проблема изучения психологических особенностей матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, и их детско-родительских взаимоотношений.
Актуальность исследования состоит в том, что психологическое исследование личностных особенностей матерей на данный момент слабо представлена в научных исследованиях. Наиболее распространены работы, посвящённые изучению психологических особенностей самих детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, или их отношениям с родителями. Существует множество работ, изучающих особенности детей с конкретными видами заболеваний, такими как аутизм, детский церебральный паралич, умственная отсталость. В рамках таких работ рассматривают влияние личности матерей и отцов, семейных отношение на благополучие детей с ОВЗ. Однако редко обращаются к проблеме того, как тяжёлая болезнь ребёнка влияет на самих родителей, в частности матерей. Тяжёлое заболевание ребёнка оказывает значительное влияние на психологическое состояние матери и развития у неё тех или иных дисгармоничных черт и реакций[15, 21, 28, 33]. Изучение психологических особенностей матерей так же необходимо, так как из научных исследований доказано, что состояние матери значительно влияет на развитие ребёнка. Необходимо изучать данную проблему, чтоб иметь возможность разрабатывать наиболее эффективные способы психологической работы не только с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, но и с семейной системой в целом, так как все элементы в ней тесно взаимосвязаны.
Особо актуальным является исследование проявления созависимых моделей подведения у матерей, имеющих детей с ОВЗ. Данное явление получает всё большее распространение в научных кругах и рассматривается не только в рамках отношений с химически зависимыми людьми.
Объект исследования - психологические особенности матерей, имеющих детей с ОВЗ.
Предмет исследования - взаимосвязь детско-родительских отношений и психологических особенностей матерей с детьми с ОВЗ.
Цель исследования - изучить взаимосвязь психологических особенностей матерей, имеющих детей с ОВЗ, и детско-родительских отношений.
Основная гипотеза исследования: у матерей, имеющих детей с ОВЗ, наблюдается повышенный уровень созависимых моделей поведения и эмоционального выгорания, а так же они характеризуются специфическими механизмами психологической защиты и детско-родительскими отношениями.
В связи с целью и выдвинутыми предположениями, были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть отечественные и зарубежные подходы к изучению таких психологических понятий как созависимость, эмоциональное выгорание, истощение.
2. Изучить имеющиеся данные о специфических характеристиках родителей, в частности матерей, имеющих детей с ОВЗ.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование детскородительских отношений и психологических особенностей матерей, воспитывающих детей с ОВЗ.
4. Описать специфику различий психологических особенностей и детскородительских отношений у матерей со здоровыми детьми и воспитывающих детей с ОВЗ.
5. Рассмотреть взаимосвязи между психологическими особенностями и спецификой детско-родительских отношений в группах матерей со здоровыми детьми и имеющими ОВЗ.
Теоретические основы исследования: Н.Г. Артемцева, Р. Плутчик, Л.Р. Гребенников, И.И. Хажилина, Ц.П. Короленко, Г.А. Макарова, И.Ю. Левченко, В.А. Лапшин, Ф.В. Бассин.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы, метод сбора данных (тестирование), метод обработки и анализа статистических различий и связей (методы описательной статистики, метод сравнения средних значений с использованием критерия Стъюдента для независимых выборок, корреляционный анализ).
Методики исследования:
Для определения склонности к созависимым моделям поведения был использован опросник CoDA в адаптации Артемцевой Н.Г., измеряющий пять основных характеристик созависимого поведения.
Для определения уровня эмоционального выгорания была применена методика К. Маслач «Диагностика профессионального выгорания», изучающая явление с позиции трёхфакторной модели.
Для измерения уровня напряженности психологических защит была выбрана методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х.Р. Конте в адаптации Е.С. Романовой, Л.Р. Гребенниковой.
Для изучения особенностей детско-родительских отношений был использован тест-опросник родительского отношения А.Я Варги и В.В. Столина.
Эмпирическую базу исследования составили матери в количестве 22 человек, имеющие не больше двоих детей, которые являются соматически и психически здоровыми в возрасте до 12 лет, и 10 матерей, дети которых имеют ограниченные возможности здоровья. Общее число испытуемых составило 32 человека.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать результаты в практической деятельности психологов, которые сопровождают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, оказываю соответствующую психологическую поддержку и терапию матерей. Полученные в исследовании результаты могут найти применение в практике психологического консультирования в здравоохранении, в системе образования и семейном консультировании.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка используемой литературы и приложений, которые содержат материалы эмпирического исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование было посвящено проблеме изучения психологических особенностей матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, и их детско-родительских взаимоотношений.
В 1 главе работы был произведен анализ теоретической литературы по проблемам созависимых моделей поведения, эмоционального выгорания, психологических защитных механизмов. Были изучены уже выявленные особенности матерей и семей, находящихся в ситуации воспитания ребенка с ограниченными возможностями. В результате анализа была выявлена теоретическая взаимосвязь вышеперечисленных психологических характеристик с тяжелой жизненной ситуацией матери, воспитывающей ребенка с ОВЗ, и её взаимоотношениями с ним.
В ходе проделанного исследования были достигнуты следующие результаты:
- на основе проведенного теоретического анализа понятия созависимости были определены его характеристики и причины возникновения;
- был произведен анализ таких психологических характеристик как психологические защиты и эмоциональное выгорание, рассмотрены их структуры и механизмы;
- благодаря теоретическому анализу были выявлены особенности семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и уже изученные личностные характеристики матерей, имеющих детей с ОВЗ;
- эмпирическое исследование позволило рассмотреть взаимосвязь психологических особенностей - созависимости, психологических защит и эмоционального выгорания - с особенностями детско-родительских отношений матерей и детей с ОВЗ;
- в ходе эмпирического исследования были выявлены значимые различия между группой матерей со здоровыми детьми и группой матерей, имеющих детей с ОВЗ;
- так же в ходе эмпирического исследования были выявлены взаимосвязи между исследуемыми показателями в каждой из групп.
В результате исследования выдвинутая нами гипотеза была подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Значимость исследования носит в большей степени практический характер. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в ходе психологической поддержки матерей, дети которых имею ограниченные возможности здоровья для повышения эффективности их психологической адаптации к ситуации воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.



1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу: Основы теории, диагностики, терапии/В.А.Абабков, М.Перре. - СПб.: Речь, 2004. - 165 с.
2. Артемцева, Н.Г. Феномен созависимости: психологический аспект : Монография/ Н.Г. Артемцева. - М.: РИО МГУДТ, - 2012. - с. 222
3. Бассин, Ф.В. О силе «Я» и «психологической защите» // Вопросы философии. - 1969. - №2. - С. 20-22.
4. Бассин, Ф.В. Проблема психологической защиты/Ф.В. Бассин, М.К.Бурлакова, В.Н. Волков // Психологический журнал. - 1988. - №3. - С. 3336.
5. Битти, М. Алкоголизм в семье и преодоление созависимости/Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт. - 1997. - 331с.
6. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды/А.А.Бодалев. - М.: Педагогика, 2003.- 328с.
7. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст]/В.А.Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
8. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других/В.В,Бойко. - СПб.: Питер, 2004. - 472 с.
9. Брайт, Д. Стресс: Теории, исследования, мифы [Текст]/Д.Брайт, Ф.Джонс. - СПб.: Прйм-Еврознак, 2003. - 352 с.
10. Ваисов, С,Б. Психообразовательный подход в реабилитации
родителей подростков с героиновой наркоманией : Автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.04/ Ваисов Санжар Бахтиярович; Российский
государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - СПб.: 2003. - 18 с.
11. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений/В.К.Вилюнас. - М.: МГУ, 2004 - 143 с.
12. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания/Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
13. Водопьянова, Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: СПбГУ, 2000. - 498 с.
14. Вроно, Е.М. Несчастливые дети — трудные родители: наблюдения детского психиатра/Е.М.Вроно. — М.: Семья и школа, 1997. - 126 с.
15. Горячева, Т.Г. Личностные особенности матери ребенка с
отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения/Т.Г. Горячева, И.А.Солнцева//«Психологические проблемы современной
российской семьи»: материалы II Всероссийской науч. конф./ под ред.
В.К.Шабельникова, А.Г.Лидерса. М.: МГУ, 2005. - ч. 1. - с. 285-298.
16. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии/
Р.М.Грановская. - СПб.: Речь, 2003. - 655 с.
17. Гребенников, Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика/ Л.Р.Гребенников, Е.С.Романова. - Мытыщи: Талант, - 1996. - с. 144
18. Гринина Е.С. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья/Е.С.Гринина, Т.Ф.Рудзинская //Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - Т. 5. вып 2. - 2016. - с. 163-167
19. Гуслова, М.Н. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов/ М.Н.Гуслова, Т.К.Стуре// Дефектология. - № 3. - 2003. с. 28-31
20. Демьянов, Ю.Г. Человек с отклонениями в психической деятельности и его микросоциальный мир//Минухинские чтения: материалы конференции. СПб.: ИП К «Синтез-Полиграф», 2004. - с. 36-40
21. Добряков, И.В. Психическое развитие детей с церебральными
параличами: особенности, отклонения, расстройства, психокоррекция и
психотерапия/ И.В.Добряков, Е.В.Крыжко// Восстановительное лечение детей с поражениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата: методические рекомендации / под ред. И.В.Добрякова, Т.Г.Щедриной. СПб.: СПбМАПО, 2004. - Гл. 3. - с. 113-137
22. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита/Е.Е.Доценко. - М.: Речь. - 3-е изд. - 2003. - с. 344.
23. Дрожжина, Е.С. Сопровождение профессиональной карьеры лиц с ограниченными возможностями здоровья/Е.С.Дрожжина//Профессиональное образование. Столица - 2008. - с. 44
24. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П.Ильин. СПб.: Питер, - 2003. - с. 111
25. Короленко, Ц.П. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография/ Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриева. Новосибирск: НГПУ, - 2006. - с. 284 - 285
26. Кулаков, С.А. Руководство по реабилитации наркозависимых/ С.А.Кулаков, С.Б.Ваисов. СПб.: Речь, - 2006. - с. 240
27. Лаврененко, И.М. Роли и функции социальных работников.
Профессиональная деятельность социального работника: содержание и
функции /И.М.Лаврененко, И.С.Мещанкина. М.: Мысль - 2004. - с. 215
28. Лагерхейм, Б. Ситуация семьи, где есть ребенок с нарушениями различных функций/Б.Лагерхейм, К.Гиллберг // Психиатрия детского и подросткового возраста / под ред. К.Гиллберга и Л.Хеллгрена. М.: ГЭОТАР- МЕД, - 2004. - с. 355-358
29. Лапшин, В.А. Основы дефектологии/ В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов : учебное издание, - М.: Просвещение, - 1990, - с.151
30. Ларсен, Э. II-я стадия отношений: Любовь после преодоления зависимости/Э.Ларсен. - электрон. версия кн. - 2014. - с. 119 10-11. - URL: https://docs.google.eom/document/d/1JSnepmA1 v-43SLNrB0d7QgLVvabeP-
sJN7 g6vAu69aE/ edit#
31. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей
ребенка с отклонениями в развитии: методич.
Пособ./И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева. М.: просвещение, - 2008. - с. 239
32. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания // Электронный ресурс // URL: www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2
33. Мастюкова, Е.М. Воспитание в семье ребенка с детским церебральным параличом/Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина//Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / под ред. В.И.Селиверстова. М.: «ВЛАДОС», - 2003. - с. 306-318.
34. Михайлов, А.Н. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях/А.Н.Михайлов, В.С.Ротенберг //Вопросы психологии. - 1990, - №5. - с. 106-111
35. Москаленко, В.Д. Зависимость: семейная болезнь [Текст]/В.Д. Москаленко. М.: ПЕР СЭ, - 2008, - с. 325
36. Москаленко, В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления [Текст]/В.Д. Москаленко//Лекции по наркологии/под ред. Н.Н.Иванца - М.: Нолидж, 2000. - с. 397 - 409
37. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/Д.Я.Райгородский. Самара: Бахрах-М, - 2000. - с. 672
38. Роджерс, К. О групповой психотерапии./К.Роджерс/ пер. с англ. - М.: Гиль-Эстель, - 1993. - с. 224
39. Сагдуллаев, А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии// Дефектология. - 1996. - № 5. - с. 75-79
40. Стекольщикова, Ю. Н. Эмоциональное выгорание супругов в зависимости от семейного стажа/ Ю.Н.Стекольщикова, С.В.Ильинский// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2013. - № 2(14). - с. 137-149
41. Столин, В.В. Самосознание личности/ В.В.Столин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, - 1983. - с. 284
42. Ткачева, В.В. К вопросу о создании системы психологопедагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии//Дефектология. - 1999. - № 3. - с. 30-36
43. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы/ А.Фрейд. - М.: Педагогика, - 1993. - с. 144
44. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции/З.Фрейд. - М.: Наука, - 1989. - с. 456
45. Хажилина, И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии/И.И. Хажилина. - М.: Изд-во Института психотерапии, - 2002. - с. 228
46. Хьелл, Л. Теории личности: Основные положения, исследования и применение/ Л.Хьелл, Д.Зиглер. - Спб.: Питер Пресс, - 1997. - с. 608
47. Чумакова, Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия : Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.11/Чумакова Елена Викторовна; СПбГУ. - СПб, - 1998. - URL: http://psihdocs.ru/psihologicheskaya-zashita-lichnosti-v-sisteme-detsko- roditeles.html
48. Шамилов, Р.М. Психология социального поведения личности : учебное пособие/Р.М. Шамилов. - М.: «Наука», - 2009 . - с. 134
49. Шац, И.К. Социально-психологические детерминанты негармоничного воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья/ И.К.Шац, В.В.Коваленко// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. - Т. 3. - № 3, - 2014. - с. 93101
50. Шорохова, О. А. Жизненные ловушки зависимости и
созависимости/ О.А.Шорохова. - СПб.: Речь, - 2002. - с.136
51. Edwards P., Harvey C., Whitehead P. C. Wives of alcoholics: a critical review and analysis / P. Edwards, // Quarterly Journal of Studies on Alcohol.— 1973.—Vol. 34.—P. 112 -132
52. Hill R. Families under stress. New York: Free Press, 1949
53. Wegscheider-Cruse S. Choicemaking: For Co-dependents, Adult Children And Spirituality Seekers. Health Communications, Pompano Beach, FL,1985. 
Whitfield CL. Codependence: Healing the Human Condition: The New For Helping Professionals And People In Health Communications, Deerfield Beach, FL,


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ