ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 13
§ 1. Развитие взглядов о понятии гражданства 13
§ 2. Понятие и сущность гражданства 41
§ 3. Принципы гражданства 69
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 89
§ 1. Конституционно-правовая регламентация приобретения гражданства...89
§ 2. Конституционные основы возникновения двойного гражданства 144
§ 3. Правовое регулирование прекращения гражданства 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 178
БИБЛИОГРАФИЯ 188
Введение
Социально-экономические и политические преобразования, вызванные распадом СССР и современными потребностями российского общества, обусловили необходимость качественных изменений всей правовой системы и отдельных ее институтов.
В качественном изменении нуждается институт гражданства, в частности порядок приобретения и прекращения гражданства. Особую значимость он приобрел в связи с определением статуса, круга прав и обязанностей, законодательным их закреплением, оформлением гражданской принадлежности этнических россиян, оказавшихся в связи с распадом СССР за пределами территории Российской Федерации.
В связи с рассмотрением вопросов этнических россиян особую значимость приобретают вопросы двойного гражданства и его реализации в современных условиях. К постановке этих проблем побуждает жизненная значимость этих вопросов и практика реализации в зарубежных странах.
В 1991 году был принят Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», который отражал потребности переходного периода. Последующие изменения в государственно-правовой жизни российского общества, а также подписание Россией в 1997 году Европейской конвенции о гражданстве потребовали принятие нового законодательства. Новый Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» был принят 31 мая 2002 года. Он существенно отличается от предыдущего по содержанию, характеру, структуре, вводит в оборот целый ряд юридических терминов. В нем нашло отражение развитие института российского гражданства.
Вместе с тем закрепленный в новом Законе порядок приема в российское гражданство содержит много пробелов. Поэтому происходит реальное ущемление прав личности при приобретении гражданства. Особенно остро несовершенство действующего законодательства отражается на русских и русскоязычных гражданах из бывших республик СССР. Упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации не может обеспечить право на гражданство всех категорий бывших российских соотечественников. Для
4
этих людей процесс получения российского гражданства сопряжен со многими трудностями.
В диссертации предлагается концептуальный подход к решению проблемы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, составной частью которого является, по мнению автора, проблема кумулятивного и «спящего» гражданства. Решение этой проблемы позволило бы значительно смягчить положение российских соотечественников в плане обеспечения их прав и свобод, обеспечить их интеграцию в российское сообщество.
Эффективное регулирование отношений приобретения и прекращения гражданства зависит от установленных юридических норм. Для достижения действенности данного механизма необходимо, чтобы законодательство в области гражданства имело в целом демократический характер.
Актуальность темы исследования объясняется необходимостью комплексного изучения относительно регулирования приобретения и прекращения гражданства, основываясь на анализе конституционных норм и нового законодательства о гражданстве.
Таким образом, вопрос о реформировании нормативной базы в области приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации является злободневным и требует незамедлительной реакции со стороны федеральных законодательных органов власти.
Все это определило выбор темы диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение и анализ проблем, связанных с конституционно-правовым регулированием приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, и обоснование возможностей их разрешения.
Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Осуществить историко-правовое исследование становления и развития отношений приобретения и прекращения гражданства, раскрыть их основные
5
особенности на определенном этапе развития с учетом сложившегося государственного и общественного строя.
2. Представить многообразные теоретические взгляды о понятийном аппарате и структуре гражданства, раскрыть теоретические аспекты понятий о приобретении и прекращении гражданства.
3. Проанализировать конституционно-правовые принципы гражданства и обосновать их особую значимость в раскрытии юридической природы и содержания гражданства.
4. Рассмотреть конституционно-правовые основы возникновения двойного гражданства и возможности его эффективной реализации на постсоветском пространстве.
5. Изучить механизм конституционно-правового регулирования приобретения и прекращения гражданства и представить дальнейшие перспективы его усовершенствования.
Объектом исследования являются правовые отношения в области конституционно-правового регулирования приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Предметом исследования являются проблемы, связанные с конституционно-правовым регулированием приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Теоретической основой исследования послужили научные труды многих отечественных и зарубежных ученых в области юриспруденции. Среди отечественных правоведов особое место занимают С. А. Авакъян, М.В. Баглай,
А.Я. Берченко, В.Я. Бойцов, Ю.Р. Боярс, Н.В. Витрук, Л. Д. Воеводин, Д. А. Гайдуков, В.М. Гессен, А.А. Головко, В.Н. Дурденевский, Д.Л. Златопольский, С.С. Кишкин, Е.И. Козлова, С.К. Косаков, Н.М. Коркунов, Р.И. Кулик, Н.О. Куплеваский, О.Е. Кутафин, А.И. Лепешкин, Г.В. Мальцев, А.В. Мещеряков,
Н.В. Миронов, О.О. Миронов, Ю.А. Петров, В.В. Полянский, В.А. Ржевский,
А.А Рубанов, СИ. Русинова, В.М. Сафронов, Е.С. Смирнова, И.К. Трайнин, А. Турубинер, Г.И. Тункин, И.Е. Фарбер, Н.П. Фарберов, С.В. Филиппов, С.В.
6
Черниченко, В.М. Чхиквадзе, М.А. Шафир, B.C. Шевцов, Ю.Л. Шульженко, Б.В. Щетинин, Б.С. Эбзеев.
Из плеяды зарубежных исследователей выделяются Я. Броунли, Д. Гвенделсбергер, У. Деви, К. Камман, Д. А. Коуэн, Т. Маунц, Л. Оппенгейм, Ю. Хабермас, Ч. Хайд, Г. Хоффман, Т. Хаммар, П. Шук.
Помимо вышеупомянутых авторов существует еще немалое множество значительных работ юристов, чьи труды в известной мере проливают свет на юридическую природу и сущность гражданства. Вместе с тем, на сегодняшний день в связи с принятием нового законодательства о гражданстве было издано небольшое число монографических трудов.
Пристального внимания заслуживают работы в области российского гражданства, принадлежащие перу О.Е. Кутафина и С.А. Авакъяна. Эти правоведы изучают гражданство с позиции современной действительности.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, законные и подзаконные нормативные акты в области конституционного права РФ и в смежных с ним отраслях, определения Конституционного Суда РФ. При рассмотрении исторического аспекта исследуемой проблемы были использованы дореволюционные и советские нормативно-правовые акты. Пристального внимания заслужили международные акты о правах человека, европейские конвенции в области гражданства, зарубежное законодательство отдельных стран (США, Германия, Франция, Испания и др.), нормативные документы СНГ.
Методологической основой исследования послужили разнообразные общенаучные и специальные методы познания. Общенаучные методы
- диалектический, исторический, логический, системный, функциональный. Специальные методы - частнонаучные и частноправовые. Частнонаучные методы познания - статистический, документальный. Частноправовые методы - формально-юридический, сравнительно-правовой.
7
Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на защиту. Научная работа является одним их научных исследований, которое выполнено с учетом изменений, внесенных в ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» Федеральным законом от 11 ноября 2003 года № 151-ФЗ. В исследовании раскрываются историко-теоретические основы приобретения и прекращения российского гражданства, анализируется понятие и сущность гражданства, дается определение понятийному аппарату гражданства как комплексному правовому явлению и обосновывается понятие приобретения и понятие прекращения гражданства Российской Федерации. В научной работе выдвигается предложение о введении нового принципа в систему принципов российского гражданства. Пристальное внимание диссертация уделяет проблеме русских и русскоязычных граждан из стран СНГ и констатирует о необходимости введения в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года целого ряда поправок, направленных на устранение трудностей в получении гражданства Российской Федерации этими людьми. В исследовании даются рекомендации по качественному реформированию и внесению соответствующих изменений в федеральное законодательство относительно порядка приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Научная новизна исследования состоит в том, что данное исследование является одним из первых комплексных, выполненных с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» Федеральным законом от 11 ноября 2003 года № 151-ФЗ. В результате анализа конституционно-правового регулирования приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации выработан новый подход, позволяющий по-иному рассматривать вопросы, связанные с гражданством.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Доказывается необходимость включения в легальное определение гражданства положения о взаимной ответственности гражданина и Российской Федерации. Таким образом, будет достигнуто соответствие норме статьи 2
8
Конституции Российской Федерации. В этой связи статью 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» следует изложить в следующей редакции: «Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности».
2. Предлагается дополнить существующую классификацию принципов российского гражданства новым принципом поддержки этнических россиян, проживающих за пределами РФ.
3. Предлагается закрепление за этническими россиянами двойного гражданства на основе концептуальных подходов «спящего» гражданства (на гражданина распространяются права и обязанности, связанные с наличием гражданства того государства, на территории которого он пребывает). Примером может служить Конституция Испании, которая предусматривает возможность иметь двойное гражданство жителям иберо-американских государств в силу сложившихся исторических связей между этими странами.
4. В целях сохранения целостности и обеспечения безопасности Российской Федерации обосновывается необходимость внесения в законодательство о государственной службе и государственной тайне положения об ограничении доступа лиц с двойным гражданством к высшим государственным должностям и сведениям, составляющим государственную тайну.
5. Предлагается дополнить Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» дефиницией «законный источник средств к существованию». Представляется целесообразным данные нормы восполнить посредством введения в законодательный оборот следующего определения: «Законный источник средств к существованию - любой доход, получаемый способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного Правительством Российской Федерации на момент обращения». Также в закон требуется внести
9
положение о последующем контроле за наличием и законностью средств к существованию в течение года.
6. Аргументирована необходимость проведения «миграционной амнистии», одной из целей которой явилось бы предоставление в общем порядке гражданства Российской Федерации лицам, находящимся на территории Российской Федерации незаконно в течение двух и более лет, выразившим желание стать гражданами Российской Федерации и удовлетворяющим требованиям законодательства о гражданстве РФ.
7. В целях активизации регулирования обеспечения политических прав лиц, выразивших желание приобрести российское гражданство, необходимо сократить установленные Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» для приема в гражданство РФ сроки проживания на территории Российской Федерации с 3 и 5 лет до 18 и 24 месяцев. Иначе указанные лица лишаются возможности участия в 4-годичном цикле политической жизни России.
8. Предлагается наделить Министерство образования и науки Российской Федерации полномочиями по организации и проведению государственного тестирования по русскому языку для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих приобрести российское гражданство.
9. Обосновывается необходимость увеличения во всех субъектах РФ количества образовательных учреждений, правомочных проводить государственное тестирование по русскому языку для соискателей на российское гражданство.
10. Представляется целесообразным сократить максимальные сроки рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации с одного года (общий порядок) и шести месяцев (упрощенный порядок) до шести и трех месяцев соответственно. Предлагаемое положение обусловлено тем, что в последнее время количество заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации значительно сократилось по сравнению с серединой 90-х гг. XX в.
10
11. Упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации не способен обеспечить право на гражданство бывших российских соотечественников. Для обеспечения права на гражданство русского и русскоязычного населения необходимо упростить для них порядок приобретения гражданства Российской Федерации и освободить эти категории населения от выполнения требований о предоставлении вида на жительство и сдачи экзамена, подтверждающего владение русским языком. Указанные поправки необходимо внести в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».
12. Положение п. «в» статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в случае, если они являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года, нарушает права лиц, получивших такое же образование, но до 1 июля 2002 года. Таким образом, данное положение противоречит принципу равенства прав и свобод человека и гражданина, закрепленному в Конституции Российской Федерации (ст. 19).
13. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года в область своего внимания не включает лиц, имеющих доступ к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям. В данном законодательном акте для этих граждан не предусматривается запрет в выходе из гражданства Российской Федерации. Такое положение дел недопустимо, поскольку вероятность причинения значительного ущерба государственным интересам Российской Федерации очень велика. Представляется необходимым включить в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» положение о запрете выхода из гражданства Российской Федерации для лиц, имеющих доступ к сведениям
11
особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенных федеральным законом к государственной тайне, в течение пяти лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями. При этом срок может быть продлен специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, но не должен превышать в общей сложности десять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.
Практическая значимость диссертации. Основные положения исследования могут быть реализованы в учебном процессе по изучению основ конституционного строя Российской Федерации и в дальнейшем концептуальном изучении данной проблематики. Материалы научной работы содержат рекомендации по совершенствованию законодательства в области гражданства, которые могут быть учтены в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Апробация результатов исследования. Главные положения диссертации были обсуждены в рамках различных научно-практических конференций: Всероссийская научно-практическая конференция «Законодательное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации: проблемы и перспективы» (Тюмень, 25 июня 2004 г.); 5-я Международная конференция молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 7-9 сентября 2004 г.); «Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета, выпуск 7» (Ставрополь, сентябрь 2004 г.); Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Современные актуальные вопросы государства, права и юридического образования» (Тамбов, 1 ноября 2004 г.); Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Правовая система и вызовы современности» (Уфа, 6-10 декабря 2004 г.); Международная научно-практическая конференция «Прокуратура и институты гражданского общества в противодействии экстремизму и ксенофобии» (Санкт-
12
Петербург, 1-2 февраля 2005 г.); Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти профессора М.С. Орданского «Современные проблемы публично-правового и частно-правового регулирования: теория и практика». Часть V. Идель-Уральские правовые чтения «Проблемы конституционного и публичного права в свете правовой реформы на современном этапе» (Уфа, 31 марта-1 апреля 2005 г.); Международная научно¬методическая конференция, проводимая в рамках юбилейной 50-й научно¬методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону», посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (Ставрополь, 22 апреля 2005 г.); Межрегиональная научно-практическая конференция «Ученые Калмыцкого государственного университета» (научный и общественно-теоретический журнал «Научная мысль Северного Кавказа, май 2005 г.).
В структуру диссертации входят введение, две главы, охватывающие шесть параграфов, заключение и список использованной литературы.
Гармонизация и либерализация российской правовой системы за последние годы эволюции государственного строя наметили тенденции к демократизации основ правового статуса личности, что в значительной мере повлияло на процесс формирования института гражданства. Принятие Конституции Российской Федерации явилось катализатором в сфере реформирования в области приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Ориентация российской конституционно-правовой доктрины на общепризнанные международные стандарты в области гражданства за последние годы приобрела поистине вселенский масштаб. Поэтому международно-правовое законодательство играет особую роль в конституционно-правовом регулировании отношений по приобретению и прекращению гражданства Российской Федерации.
175
За последние несколько лет российское законодательство о гражданстве претерпевает серьезные изменения. 31 мая 2002 года был принят Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», существенно отличающийся по своему характеру и содержанию от предыдущего законодательного акта. Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября
1991 года создавался в переходный период развития российской государственности. Данный законодательный акт предусматривал наиболее облегченные условия и порядок приобретения российского гражданства. Этот правовой документ своей первостепенной задачей и целью ставил защиту и обеспечение интересов российских соотечественников, оставшихся после распада СССР в новых независимых государствах.
Разработка и принятие нового законодательного акта в сфере гражданства обусловливалось желанием законодателя ужесточить доступ в Российскую Федерацию лиц с криминальным прошлым, преступников. Этот благой помысел обернулся ужесточением процедуры получения гражданства для многих категорий соискателей и прежде всего для бывших российских соотечественников.
В первоначальной редакции Закон грубо нарушал права переселенцев из стран СНГ, длительное время проживавших в России, имевших регистрацию по месту жительства. Законом игнорировалось Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства, заключенное в Москве 26 февраля 1999 г. и ратифицированное 2 января 2000 г.
Эти и многие другие недостатки Закона породили всеобщее недовольство, вызвали бурный общественный резонанс. Президент России В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ отметил несовершенство, недостаточную эффективность законодательства в сфере гражданства.
Для снятия социальной напряженности законодатель был вынужден изменить ряд положений Закона. 11 ноября 2003 г. появился в свет
176
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». 14 декабря 2004 г. он вступил в законную силу.
Эти изменения не исчерпали все недостатки, присущие новому Закону. На сегодняшний день нормативные документы в сфере гражданства защищают интересы не всех бывших российских соотечественников из ближнего зарубежья. Думается, для достижения этой цели необходимо более тщательное рассмотрение и последующее разрешение проблем, с которыми сталкиваются этнические россияне при подаче документов на оформление российского гражданства. Главной мотивацией законодателя должно стать стремление к наиболее облегченной натурализации русскоязычных граждан из государств СНГ.
Закон о гражданстве РФ от 31 мая 2002 г. разрабатывался под влиянием Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. Однако создатели законодательного акта в целом не учли российскую правовую специфику, которая является необходимой предпосылкой в понимании всего комплекса проблем, стоящих перед государством. Существует потребность в заимствовании, экстраполяции некоторых норм европейского и всего международного законодательства. При этом нужно принимать во внимание права людей, связанных с российским государством. Прежде всего, это касается русских и русскоязычных граждан на всем постсоветском пространстве.
Новый Закон имеет определенные отличия от ранее действовавшего законодательного акта о гражданстве по своей структуре и нормативному содержанию.
В действующем Законе о гражданстве РФ определение понятия гражданства обозначено как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Как видно, юридическая категория «ответственность», которой оперировал предыдущий Закон, отсутствует. Представляется целесообразным наделить
177
стороны взаимной ответственностью в случае невыполнения возложенных обязанностей.
В этой связи считаем, что исключение из легального определения гражданства положения о взаимной ответственности гражданина и Российской Федерации не соответствует норме статьи 2 Конституции Российской Федерации. В статье 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» следует закрепить следующее определение: «Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и ответственности».
Данное определение базируется на юридическом обосновании понятия гражданства, данным Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. На наш взгляд, характеристика понятийного аппарата гражданства, отраженная в этом законодательном акте, в полной мере раскрывает юридическую природу связи между личностью и государством.
Таким образом, принимая во внимание такое определение понятия гражданства, представляется возможным обосновать понятие приобретения гражданства Российской Федерации и понятие прекращения гражданства Российской Федерации.
Приобретение гражданства Российской Федерации - это создание устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и ответственности.
Прекращение гражданства Российской Федерации - это утрата устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и ответственности.
Принципы гражданства имеют огромную общетеоретическую и прикладную значимость для раскрытия юридической природы и сущности гражданства. Они являются его основополагающими правилами, исходными определяющими положениями. Правовым фундаментом утверждения и
178
декларации принципов гражданства является, бесспорно, Конституция РФ и законодательство о гражданстве.
На наш взгляд, в перечень принципов российского гражданства необходимо внести принцип государственной поддержки воссоединения разделенного в результате распада СССР российского народа.
Государственная политика в области двойного гражданства претерпевает процессы либерализации. Современный подход в условиях российской действительности к решению данной проблемы - толерантное отношение к бипатризму.
Но в Законе предусмотрено, что при получении российского гражданства необходимо отказаться от предыдущего. Поэтому русским и русскоязычным гражданам из стран СНГ требуется выйти из местного гражданства, чтобы стать российскими гражданами. На практике, такой выход сопряжен со многими трудностями, в том числе и материальными, препятствующими безболезненно отказаться от гражданства страны СНГ. Поэтому институт двойного гражданства целесообразен в отношении данных лиц.
Для решения проблем всех русских и русскоязычных граждан из государств СНГ приемлема концепция «спящего гражданства», применяемая в Испании и в странах Латинской Америки. В соответствии с этой теорией, человек, приезжая в Россию, автоматически приобретает российское гражданство. В случае отъезда, приобретает гражданство той страны, в которой постоянно проживает.
В российское законодательство в области защиты государственных интересов и обеспечения безопасности необходимо ввести ограничения для бипатридов, которые в силу особого правового статуса не вправе осуществлять определенные полномочия
По нашему мнению, необходимо установить ограничение по доступу к высшим государственным должностям и сведениям, составляющим государственную тайну для лиц, обладающих двойным гражданством и внести их в законодательство о государственной службе и государственной тайне.
179
Новый закон в отношении натурализации вводит общий и упрощенный порядок приобретения гражданства.
Новелла Закона - наличие вида на жительство при приеме в гражданство. Совершеннолетний иностранный гражданин или лицо без гражданства, проживший в России не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание, может получить вид на жительство. Для получения вида на жительство необходимо представить большое количество документов. Утверждение обязательства иметь вид на жительство усложняет процесс натурализации. Для этнических россиян из стран СНГ необходимо устранить требование о предоставлении вида на жительство.
В законодательстве общие условия получения гражданства устанавливаются впервые и призваны ужесточить доступ в российское гражданство. Необходимо отметить, что закон не раскрывает понятие «законный источник средств к существованию», не устанавливает его минимальный размер. Это является существенным недостатком нового Закона, который сохраняет отсутствие и неопределенность формулировок важнейших категориальных понятий.
Представляется целесообразным данный пробел восполнить посредством введения в законодательный оборот следующего определения: «Законный источник средств к существованию - любой доход, получаемый способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного Правительством Российской Федерации на момент обращения». Также в закон требуется внести положение о последующем контроле за наличием и законностью средств к существованию в течение года.
Категорию лиц, которые освобождаются от представления документов, подтверждающих владение русским языком, необходимо расширить. Думается, что предпочтительной является такая редакция: «От представления документов, подтверждающих владение русским языком: мужчины, достигшие возраста 65
180
лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет; лица с физическими и психическими недостатками».
Кроме того, нельзя забывать о русских и русскоязычных гражданах из государств бывшего СССР. В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» при приеме в гражданство Российской Федерации они должны представить вид на жительство и сдать экзамен, подтверждающий их владение русским. На наш взгляд, все категории данных лиц следует освободить от указанных требований (представление вида на жительство; сдача экзамена, подтверждающего владение русским языком).
Пристального внимания заслуживают образовательные учреждения, получившие от Министерства образования и науки Российской Федерации разрешение на проведение государственного тестирования по русскому языку. Приходится констатировать тот факт, что данные образовательные учреждения расположены не во всех субъектах Российской Федерации. Таким образом, существует потребность в увеличении количества образовательных учреждений, правомочных осуществлять тестирование по русскому языку, и установлении их в каждом субъекте Российской Федерации.
Следует подчеркнуть, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации не наделено полномочиями по организации и проведению государственного тестирования по русскому языку для соискателей на российское гражданство. По нашему мнению, необходимо наделить Министерство образования и науки Российской Федерации таким полномочием.
Следует обратить внимание на сроки, которые устанавливает Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» для приобретения российского гражданства: 5 лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации, а также 1 год на рассмотрение документов компетентными органами.
181
Необходимо сократить установленные Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» для приема в гражданство Российской Федерации сроки проживания на территории страны с 5 лет до 24 месяцев, а сроки рассмотрения документов с 1 года до 6 месяцев (общий порядок) и с 6 до 3 месяцев (упрощенный порядок). Таким образом, будет обеспечена возможность реализации политических прав иностранных граждан и лиц без гражданства, выразивших желание приобрести российское гражданство. В ином случае указанные лица лишаются возможности участия в 4-х годичном политическом цикле жизни российского государства.
Принимая во вниманию сложившуюся ситуацию с распадом СССР, государства Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан подписали Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 24 сентября 1993 г.326 На следующий год, а именно 22 ноября 1994 г. было ратифицировано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, и 1 сентября 1995 г. оно вступило в силу для Российской Федерации. Одним из обязательств, возлагаемых на договаривающиеся стороны является содействие беженцам и вынужденным переселенцам в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством.
Следует отметить, что не все лица, фактически являющиеся беженцами и вынужденными переселенцами, в соответствии с российским законодательством таким статусом обладают и поэтому находятся на территории Российской Федерации нелегально. Приходится констатировать, что проблема нелегальной миграции имеет особую актуальность для современной России.
Главная причина нахождения нелегальных мигрантов на территории нашей страны зиждется в их тяжелом материальном положении. Определенная
326 Бюллетень международных договоров.1996.№2.
182
часть данных лиц осуществляет свою трудовую деятельности в теневых секторах экономики.
Таким образом, эти люди наносят значительный ущерб отраслям народного хозяйства России.
Сокращение количества незаконных мигрантов может быть достигнуто посредством следующих мер: депортация данных лиц в государства проживания или выдвижение предложения о легализации в той или иной форме.
В настоящее время в Российской Федерации назрела необходимость проведения так называемой «миграционной амнистии», одной из целей которой явилось бы предоставление в общем порядке гражданства Российской Федерации лицам, находящимся на территории Российской Федерации незаконно в течение двух и более лет, выразившим желание стать гражданами России и удовлетворяющим требованиям законодательства о гражданстве Российской Федерации.
11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве и в Положение о порядке рассмотрения вопросов о гражданстве были внесены изменения, в основном, затрагивающие упрощенный порядок приобретения гражданства. Некоторые категории бывших российских соотечественников теперь получали возможность приобрести гражданство на льготных условиях. Граждане входивших в состав СССР государств, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях России после 1 июля 2002 г. могут ходатайствовать о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке. Получается, что лица, получившие образование до 1 июля 2002 г., обязуются приобретать гражданство в общем порядке. Таким образом, данное положение противоречит принципу равенства прав и свобод человека и гражданина, закрепленному в Конституции Российской Федерации (ст.19). На наш взгляд, условие «после 1 июля 2002 г.» нужно устранить.
183
В целях облегчения получения гражданства бывшими российскими соотечественниками необходимо исключить, в качестве обязательных, выполнение отдельных требований - представление вида на жительство, владение русским языком. В целом, смягчить до приемлемых пределов упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации. В идеале, для русских и русскоязычных граждан из государств СНГ следует утвердить возможность автоматического получения российского гражданства, поскольку они имеют особые связи с Россией.
Закон о гражданстве устанавливает основания отказа в выходе из гражданства. Но в целях обеспечения безопасности и сохранения целостности страны в законодательном акте о гражданстве необходимо расширить перечень оснований отказа в выходе из российского гражданства, присоединив к нему положение о недопустимости экспатриации в случае, если это противоречит государственной безопасности России.
В Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» необходимо внести положение о запрете выхода из гражданства Российской Федерации для лиц, имеющих доступ к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенных федеральным законом к государственной тайне, в течение пяти лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями. При этом срок может быть продлен специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, но не должен превышать в общей сложности десять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.
Подводя конечный итог, можно сказать, что принятое законодательство о гражданстве не оправдало всех ожиданий. Несмотря, на последовавшие изменения 11 ноября 2003 г., законодательный акт о гражданстве нуждается в дальнейшем усовершенствовании. Предстоит длительная законотворческая работа по устранению недостатков. Следует подчеркнуть, что несовершенное законодательство в области регулирования правового положения личности
184
сказывается отрицательным образом на правоприменительной деятельности, приводит к многочисленным нарушениям прав человека. Если в России был объявлен курс на построение правового государства и создание гражданского общества, то непозволительно отходить от намеченных тенденций.
Концептуальные положения гражданства должны быть направлены прежде всего на урегулирование отношений в правовом и социальном пространстве, на провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей.
1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 5 апреля. 1995 г.
2. Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, касающиеся коллизий между законами о гражданстве от 12 апреля 1930 г. // Российский бюллетень по правам человека. Вып.3. 1994 г.
3. Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. // Бюллетень международных договоров .1993.№9.
4. Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002.
5. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г. // Г.Е. Вилков. Законодательство СССР и международные соглашения по вопросам гражданства.М.,1964.
6. Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. // Г.Е. Вилков. Законодательство СССР и международные соглашения по вопросам гражданства.М.,1964.
185
7. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. Сост. В. А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002.
8. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Права человека. Сборник международных документов.- М.: Юридическая литература,1998.
9. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Права человека. Сборник международных документов. - М.: Юридическая литература,1998.
10. Европейская конвенция о гражданстве от 7 ноября 1997 г. // В.Ф. Миронов,
А.В. Миронов. Гражданство в Российской Федерации: Российские и международные акты. Комментарии законодательства. - М.: НОРМА, 2003.
Нормативно-правовые документы
11. Конституция Российской Федерации.М.,1993. // Российская газета. 25 декабря 1993 г. №237.
12. Свод законов о состояниях (Св. Зак. Т IX., изд. 1899 г. по Прод. 1906 и 1908 гг.). Сост. А.Л. Саатчиан.Спб.,1911.
13. Положение о видах на жительство (Св. Зак., Т.Х1У, изд. 1895 г.). Сост. Н.И. Арефа.Спб.,1897.
14. Декрет ВЦИК от 23 (10) ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» // СУ РСФСР. 1917. №3.ст.31.
15. Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства» // СУ РСФСР.1918.№31.ст.405.
16. Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. «О принятии иностранцев в российское гражданство» // СУ РСФСР.1921.№62.ст.437.
17. Декрет СНК РСФСР от 28 октября 1921 г. «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей» // СУ РСФСР.1921.№72.ст.578.
186
18. Постановление СНК БССР «Положение об иностранцах в БССР» // СУ БССР.1922.ст.148.
19. Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г.// СЗ СССР 1924 г. №23. Ст.202.
20. Постановление ЦИК и СНК СССР от 13 ноября 1925 г. «О лишении гражданства Союза ССР находящихся за границей и пропустивших сроки регистрации бывших военнопленных и интернированных военнослужащих царской и Красной армий, а также амнистированных лиц, служивших в белых армиях, и участников контрреволюционных восстаний» // СЗ СССР 1925 г. №7.ст.581.
21. Положение о гражданстве СССР, утвержденное ЦИК и СНК 13 июня 1930 г. // СЗ СССР 1930 г.№34.ст.367; СЗ СССР 1931 г.№24.ст.196.
22. Положение о гражданстве Союза ССР, утвержденное ЦИК и СНК СССР 22 апреля 1931 г. // СЗ СССР 1931 г.№24.ст.196; СЗ СССР 1932 г.№55.ст.329.
23. Закон о гражданстве СССР от 19 августа 1938 г. // «Ведомости Верховного Совета СССР».1938 г.№11.
24. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических республик» от 7 сентября 1940 г. // «Ведомости Верховного Совета СССР».1940 г.№31.
25. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1941 г. «О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины» // «Ведомости Верховного Совета СССР».1941 г.№13.
26. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 г. «О порядке приобретения гражданства СССР лицами литовской национальности, коренными жителями города Клайпеды, Клайпедского, Шилутского и Пагегского уездов Литовской ССР» // «Ведомости Верховного Совета СССР». 1948 г.№1.
187
27. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1948 г. «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской республик и уроженцами Бессарабии, проживающими в странах Латинской Америки» // «Ведомости Верховного Совета СССР».1948 г.№28.
28. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1946 г. «О выходе из советского гражданства лиц чешской и словацкой национальностей, переселяющихся из СССР в Чехословакию, и приобретении советского гражданства лицами русской, украинской и белорусской национальностей, переселяющихся из Чехословакии в СССР» // «Ведомости Верховного Совета СССР».1946 г.№40.
29. Закон СССР «О гражданстве СССР» от 1 декабря 1978 г. // «Ведомости Верховного Совета СССР».1978.№49.Ст.816.
30. Закон СССР от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР» // «Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР».1990 г.№23.Ст.435.
31. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992.№6.Ст.243; СЗ РФ.2002.№22.Ст.2031.
32. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // СЗ РФ.2002.№22.Ст.2031.
33. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 11 ноября 2003 г. // Российская газета. 14 ноября 2003 г.
34. Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. // СЗ РФ.2002.№30.Ст.3092.
35. Закон РФ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. // СЗ РФ.1999.№22.Ст.2670.
36. Закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. // Российская газета. 30 июля. 2002 г.
37. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. // Российская газета. 6 марта.
1992 г.
188
38. Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законами от 21 июля и 7 ноября 2000 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993.№12.Ст.425; СЗ РФ.1997.№26.Ст.2956; 1998.№30.Ст.3613; 2000.№33.Ст.3348; №46.Ст.4537.
39. Закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января 2003 г. // СЗ РФ.1996.№34.Ст.4029; 1998.№30.Ст.3606; 1999.№26.Ст.3175; Российская газета.14 января 2003 г.
40. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. // СЗ РФ.2002.№46.Ст.4571.
41. Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменений в положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №1324». // СЗ РФ.2003.№1.Ст.16.
42. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава» // СЗ РФ.2002.№46.Ст.4570.
43. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 17 мая. 2003 г.
44. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. // СЗ РФ.2002.№45.Ст.4516.
45. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. «Об установлении квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2005 год» // СЗ РФ.2004.№48.Ст.4818.
189
46. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительства. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. // СЗ РФ. 2002.№45.Ст.4520.
47. Приказ МВД РФ от 19 февраля 2004 г. «Об организации деятельности внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации» // Российская газета. 9 апреля.2004 г.
48. Рекомендательный Законодательный Акт «О согласованных принципах регулирования гражданства», одобренный Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 29 декабря 1992 г. // Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. М.: Юридическая литература, 1996.
49. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1996.№2.
50. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г. // СЗ РФ.1994.№31.Ст.3192.
51. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г. // Российская газета.1995 г. 9 сентября.
52. Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне. Утверждено Постановлением Правительства РФ 22 августа 1998 г. // СЗ РФ.1998.№35.Ст.4407.
53. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г. // СЗ РФ.2002.№39.Ст.3643.
54. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Украиной «О безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины» от 16 января 1997 г. // Дипломатический вестник.1997.№2.
190
55. Соглашение между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 20 ноября 2000 г. // Бюллетень международных договоров РФ.2001 г.№10.
56. Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г. // СЗ РФ.1997.№24.Ст.2732.
57. Договор о создании союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. // СЗ РФ.2000.№7.Ст.786.
Решения судебных органов Российской Федерации и акты Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
58. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 г. №12-П по делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А.Б. Смирнова // СЗ РФ. 1996.№21.Ст.2579.
59. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. «По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом «а» части первой статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ.2005.№22.Ст.2196.
60. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году // Российская газета. 29 июля. 2004 г.
61. Доклад Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае в 2003 г. Ставрополь, 2004.
Монографическая и учебная литература
62. Абрамович А.М. Правовой статус советского гражданина. - Минск: Наука и техника, 1988.
63. Авакъян С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - Спб.: Юридический центр Пресс, 2003.
191
64. Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. - М.: Права человека, 1996.
65. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.М.,2002.
66. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2004.
67. Бархатова Е.Ю. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ. - М.: Проспект, 2004.
68. Беер Я., Ковач И., Самел Л. Государственное право Венгерской народной республики. М.,1962.
69. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т. 1. - М.: Профобразование, 2002.
70. Берченко А.Я. Вопросы советского гражданства. Торжество ленинской национальной политики.М.,1963.
71. Бойцов В.Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972.
72. Боярс Ю.Р. Законодательство о советском гражданстве. - Рига: ЛГУ,1979.
73. Боярс Ю.Р. Гражданство в международном и внутреннем праве. - Рига: ЛГУ, 1981.
74. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. - М.: Международные отношения,1986.
75. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М.: Инфра-М- Норма, 1997.
76. Вилков Г.Е. Законодательство СССР и международные соглашения по вопросам гражданства. М., 1964.
77. Витрук Н.В. Роль института советского гражданства в формировании и развитии новой исторической общности. В кн.: Актуальные проблемы истории государства и права.М.,1976.
78. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
192
79. Гайдуков Д. Гражданство СССР.М.,1940.
80. Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение. Спб.,1909.
81. Головко А.А. Человек, личность, гражданин. Минск: Беларусь, 1982.
82. Гражданство. Сборник правовых документов. Сост. А.В. Мазуров. - М.: Юрайт-Издат, 2003.
83. Грибовский В.М. Государственное устройство и управление Российской империи. Одесса.,1912.
84. Денисов А.И., Кириченко М.Г. Советское государственное право .М.,1957.
85. Есаян А.А. Некоторые вопросы советского гражданства.Ереван.1966.
86. Законодательные акты о гражданстве. Сост. П.Г. Громушкин. Т 1. Страны Европы. - М.: ТЕРРА, 1993.
87. Законодательные акты о гражданстве. Т.2 и 3. Страны Америки, Азии, Океании, Австралии. Сост. П.Г Громушкин. М.: ТЕРРА, 1993.
88. Златопольский Д.Л. Государственное устройство СССР.М.,1960.
89. Зражевская Т.Д. Становление гражданского общества в России: личность, самоуправление, власть. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002.С.48.
90. Иванов М.М. США: правовое регулирование иммиграционного процесса. - М.: Международные отношения, 1998.
91. Казанчев Ю.Д. Конституционное право зарубежных стран.М.,2003.
92. Кишкин С.С. Советское гражданство. М., 1925.
93. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юрист, 2002.
94. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. М., 1995.
95. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000.
96. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Отв. ред. Б.А. Страшун. Т 3. Особенная часть. Страны Европы. - М.: Изд-во БЕК, 1997.
97. Конституционное право зарубежных стран. Под ред. М.В. Баглая. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002.
98. Коркунов Н.М. Русское государственное право.Спб.,1905.
193
99. Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации». - Спб.: Питер, 2003.
100. Коряковцев В.В. Гражданство РФ: приобретение и оформление. - Спб.: Изд. Группа «Весь», 2005.
101. Косаков С.К. Конституционные основы советского гражданства. Фрунзе: Кыргызстан, 1984.
102. Кудрявцев В.Н. Юридическая природа и сущность основных прав гражданина СССР. «Сборник научных работ слушателей Академии», вып. 1. М., 1948.
103. Кузнецов М.Н. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории СССР. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов,1985.
104. Кулик Р.И. Закон о гражданстве СССР.М.,1980.
105. Куплеваский Н.О. Русское государственное право.Т.1. Харьков.1902.
106. Курс советского государственного права. Под. Ред. Б.В. Щетинина и А.Н. Горшенева.М.,1971.
107. Кутафин О.Е. Российское гражданство. - М.: Юрист, 2003.
108. Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. Т.1. М., 1961.
109. Лукашева Е.С. Социалистическое право и личность. М., 1987. С. 58.
110. Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности (теоретические вопросы).М.,1968.
111. Матвеева Т.А. Реализация законодательства о гражданстве. Деп. рукопись ИНИОН РАН. Воронеж, 1991.
112. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.- М.: Юрист,2002.
113. Махненко А.Х. Основные институты государственного права европейских стран народной демократии. М., 1964.
114. Международное право. М., 1957.
115. Международные акты о правах человека. Сборник документов. Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002.С.142-143.
194
116. Миронов В.Ф., Миронов А.В. Гражданство в Российской Федерации: Российские и международные акты. Комментарии законодательства. - М.:НОРМА, 2003.
117. Миронов Н.В. Правовое регулирование внешних сношений СССР.М.,1971.
118. Миронов О.О., Горовцев Д.Е. Гражданин России: историко-правовой очерк. М.,1997
119. Мицкевич А.В. Комментарий Законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. - М.: Юридическая литература, 1996.
120. Николайчик В.М. Иммиграция и гражданство в США. - М.: ПСО, 1992.
121. Основин В.С., Козлова Е.М., Кириченко М.Г. Советское государственное право.М.,1983.
122. Основы советского государственного строительства и права. М., 1961. С.
123. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. (Правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974.
124. Полянский В.В. Юридическая природа и содержание советского гражданства. Деп. рукопись ИНИОН РАН.М.,1979.
125. Полянский В.В. Советское гражданство. - Куйбышев: КГУ, 1985.
126. Попович С. Административное право. М., 1968. С. 391.
127. Права человека. Сборник международных документов.- М.: Юридическая литература, 1998.
128. Проблемы становления института гражданства в постсоветских государствах. Под ред. Г. Витковской.М.,1998.
129. Российское гражданство. Под ред. В.Я.Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.С.26.
130. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. - М.: Юрист, 1994.
131. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997.С.64.
132. Сафронов В.М. Советское государство и основы правового положения его граждан.М.,1973.
195
133. Сафронов В.М. Ты - гражданин Советского Союза.М.,1978.
134. Сафронов В.М. Конституция СССР и советское гражданство .М.,1984.
135. Смирнова Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации. М., 2003.
136. Советское государственное право. Под ред. А.И. Лепешкина.М.,1971.
137. Советское государственное право. Под ред. И.Е. Фарбера. Саратов,1979.
138. Советское государственное право. Под ред. С.С. Кравчука.М.,1985.
139. Советское конституционное право. Ленинград.1975.
140. Советское конституционное право. Под ред. С.И. Русиновой и
В. А. Рянтина. Ленинград, 1975.
141. Турубинер А. Энциклопедия государства и права. Под ред. П.С. Стучки. Т.1. М.,1925.
142. Фарбер И.Е., Ржевский В. А. Вопросы теории советского концептуального права. Вып. 1. Саратов, 1967.
143. Филиппов С.В. США: иммиграция и гражданство. М., 1973.
144. Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968.
145. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юрист, 2002.
146. Чхиквадзе В.М. Советское государство и личность. М., 1978.
147. Шабайкин Ю.Н. Двойное гражданство. - М.: Когито-Центр, 2000.
148. Шафир М. А. Единство прав и обязанностей граждан СССР.М.,1979.
149. Шевцов В.С. Государственный суверенитет (вопросы теории).М.,1979.
150. Шевцов В. С. Гражданство в советском союзном государстве.М.,1969.
151. Шевцов В.С. Советское гражданство .М.,1965.
152. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. М., 1974.
153. Шульженко Ю.Л. Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации. - М.: Юрист,1997.
154. Эбзеев Б.С. Конституционные основы свободы личности в СССР. Саратов, 1982.
196
Научные статьи
155. Анисимов В.Л., Колосов Ю.М. Эмиграция и гражданство // Советское государство и право.1989.№5.
156. Арутюнов М. Положение с правами и свободами беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации//Российский бюллетень по правам человека.1994.Вып.3.
157. Бабурин С.Н. Взаимосвязь территории и гражданства государства как фактор российской геополитики // Вестник Омского университета. Омск, 1996.Вып.2.
158. Баяки В. Общее и особенное в правовом регулировании гражданства в европейских социалистических странах // Советское государство и право: 1976 г. №11.
159. Бойцов В.Я. К вопросу о понятии гражданства как государственно¬правового отношения // Сборник ученых трудов свердловского юридического института. Свердловск,1969.
160. Борисова О. Некоторые аспекты правового положения вынужденных мигрантов - корреляция международных правовых и национальных регламентов // Закон и право.2004.№4.
161. Брусина О.И. Двойное гражданство на постсоветском пространстве: европейские стандарты в азиатском преломлении // Этнографическое обозрение.2002 г.№2.
162. Буяков А.Ю. К вопросу о коллизиях норм Конституции РФ // Учен. зап. Ульянов. гос. ун-та. Сер.: право. Ульяновск.1998.№5.
163. Витрук Н.В. Гражданство как правовая связь личности с государством // Проблемы государства и права. М., 1976.
164. Воробьев Н.Ф. Вопросы гражданства в Российском Федеративном государстве // Российская государственность: состояние и перспективы развития.М.,1995.
165. Герасименко Ю.А. Лица, не являющиеся гражданами России, как субъекты конституционно-правовых отношений // Государство и право.2002.№6.
197
166. Дурденевский В. На путях к русскому федеральному праву // Советское право. 1923 г.№1(4).
167.. Дурденевский В.Н. Закон о гражданстве Союза Советских социалистических республик // Проблемы социалистического права. Сборник. 1938. №6.
168. Интыкбаева Б.Б. Законодательство зарубежных стран о гражданстве // Саясат = Политика. Алматы, 1996.№6.
169. Карапетян Л., Енгибарян В. О двойном гражданстве в республике Армения // Армянский вестник.М.,1999. №1-2.
169. Кириченко М. Гражданство Союза ССР // Социалистическая законность .1972.№ 11.
170. Ковлер А.И. Двойное гражданство как форма правового бытия (проблемы гражданства в постсоветском пространстве) // Человек и право. Книга о летней школе по юридической антропологии (г. Звенигород, 22-29 мая 1999 г.).М.,1999.
171. Кузьменко Л.Б. Развитие правового регулирования статуса личности в новом законе о гражданстве СССР // Вестник Московского университета. Сер.11. Право.1980.№4.
172. Кузьмин А.С. Вопрос о двойном гражданстве - один из самых тяжелых // Клуб «Реалисты». Информационно-аналитический бюллетень .№35.1998 г.
173. Кулик Р. Правовые начала советского гражданства // Советы народных депутатов. 1979 г.№2.
174. Кутафин О.Е. Российский Закон о гражданстве по ряду позиций либеральнее, чем его европейские аналоги // Прокурорская и следственная практика. 2002 г. №3-4.
175. Любарский К. Одно или два гражданства? // Российский бюллетень по правам человека. Вып.3.1994.
176. Маликов М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов // Государство и право. 1997. №8.
198
177. Мезенцева А. Новое в законодательстве о гражданстве // Законность.
2004 г. №2.
178. Мещеряков А.В. К вопросу о понятии гражданства // Проблемы конституционного права: Конституционные основы политической системы. - Межвуз. Научн. Сб. Саратов, 1988.
179. Миронов О. О. Содержание категории «советское гражданство». Проблемы конституционного права. Вып. 1 (2). Межвуз. научн. сб. Саратов, 1974.
178. Николайчик В.М. Правовые основы иммиграционной политики США // США: экономика, политика, идеология. 1990 г.№11.
179. Петров Ю.А. Соотношение понятий гражданства, правоспособности, правового положения граждан // Вестник Ленинградского университета, 1974. №5.
180. Полянский В.В. Принципы советского гражданства // Советское государство и право.1980.№5.
181. Рубанов А.А. основные коллизионные вопросы советского законодательства о гражданстве // Советское государство и право.1979.№7.
182. Русинова С.И. Закрепление института гражданства в послевоенных конституциях буржуазных стран // Правоведение. 1962 г. №4.
183. Русинова С.И. Закон о гражданстве СССР // Известия вузов. Правоведение. 1980 г.№1.
184. Сафронов В.М. Правовое положение граждан СССР // Государство и право. М., 1969. №3.
185. Свинарев В.В. К вопросу о правовом регулировании статуса лиц с двойным гражданством // Право и политика.2001 г. №2.
186. Смирнова Е.С. Россия и Европейские стандарты института гражданства в начале 21 в. // Государство и право. 2002. № 2.
187. Трайнин И. К вопросу о гражданстве // Советское гражданство. 1938, №5.
188. Тункин Г.И. Закон о гражданстве СССР // Советское государство и право.1979.№7.
199
189. Фарбер И.Е. Права человека, гражданина и лица в социалистическом обществе // Известия вузов. Правоведение. 1967 г. №7.
190. Харламов С.О. Международно-правовые стандарты в области двойного гражданства // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов .Ч.1.М.,1997.
191. Чайка Ю.А. Конституция Российской Федерации и построение демократического правового государства // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации.2003.№12.
192. Черномордик Е.Я. К вопросу о двойном гражданстве в иностранном и международном праве // Советское государство и право.1947 г. №1.
193. Чехоев А. Закон о гражданстве бьет по своим на радость чужим // РФ сегодня.2003 г., №12.
194. Шафир М. А. Гражданство Российской Федерации и его законодательное регулирование // Конституционный строй России. Вып.1.М.,1992.
Зарубежные источники
195. Book review. Racial restrictions on naturalization: the recurring intersection of race and gender in immigration and citizenship law // Berceley Womens law journal. Berceley.1996.Vol.11.
196. Броунли Я. Международное право. Кн.2.М.,1977.
197. The birthright citizenship amendment // Harvard law review. 1994. Vol.107:1026.
198. John W. Guendelsberger. Access to citizenship for children born within the state to foreign parents // The American journal of comparative law. Bercley. Vol.40.1992.
199. Деви У. Правовые инструменты интеграции: проблемы получения гражданства в ФРГ // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. - М., Чикаго, 2000.№2 (31).
200. Камман К. Поощрение и допущение двойного гражданства // Российский бюллетень по правам человека.Вып.3.1994.
200
201. Коуэн, Д.А. Виза в США. Практическое руководство: как получить разрешение на въезд, вид на жительство, гражданство. - М.: Дело,1998.
202. Маунц Т. Государственное право Германии.М.,1959.
203. Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1. Полутом 2. М., 1949.
204. Peter H. Schuck. Citizenship in Federal Systems. The American journal of comparative law.Vol.48.Bercley.2000.
205. Хаммар Т. Государство, нация и двойное гражданство // Российской бюллетень по правам человека.Вып.3.1994 г.
206. Хабермас Ю. Гражданство и национальная идентичность // Российский бюллетень по правам человека.1995.Вып.7.
207. Хайд Ч. Международное право. Его понимание и применение Соединенными Штатами Америки. Т.3.М.,1951.
208. Хоффман Г. Закон об иммиграции. Путь открыт. // Deutschland.2004.№4.
Авторефераты кандидатских диссертаций
209. Низамов Б.Б. Теоретические проблемы возникновения и развития гражданства. Автореф. канд. дис. Ташкент, 1982.
Ведомственные документы
210. Архив ОВИР ПВО МВД Республики Калмыкия.
Информационные источники
211. Европейская Фемида вступилась за несправедливо обиженных. http://news.msn.ru
212. Закон Украины «О гражданстве Украины» от 18 января 2001 г. Официальный интернет-сайт отдела по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц УМВД Украины в Харьковской области. htpp://ovir.kharkov.ua
213. Компьютерная база данных ПВО МВД РК.
201
214. Коршунова А. Курянка выиграла в Страсбурге процесс против Латвии. Статья опубликована на интернет-сайте «Комсомольская правда в Черноземье». http://vrn.kp.ru
215. . Межуев Б. Политика натурализации в Европейском союзе и США. Статья опубликована на интернет-сайте Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа группы «Русский архипелаг». «Государство и антропоток». http://antropotok.archipelag.ru
216. Обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации В.В. Путину о ситуации, сложившейся после принятия Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Банк правовых актов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.http://wbase.duma.gov.ru
217. О деле «Викуловы против Латвии» в Европейском Суде по правам человека. Статья опубликована на официальном интернет-сайте «Российской газеты».http://www.rg.ru
218. Указ Президента Российской Федерации «О приеме в гражданство Российской Федерации» от 4 августа 2005 года №921. Указ Президента Российской Федерации «О приеме в гражданство Российской Федерации» от 4 августа 2005 года №923. Официальный интернет-сайт Президента Российской Федерации.http://www.kremlin.ru