ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 4
1.1 Понятие, особенности и роль малого предпринимательства в
экономике страны 4
1.2 Разновидности государственной поддержки малого
предпринимательства 10
2. СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕГИОНАХ РФ 18
2.1 Анализ современного состояния и развития малого
предпринимательства в регионах 18
2.2 Корреляционно-регрессионный анализ зависимости основных
показателей малого предпринимательства от показателей развития регионов РФ 31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 41
3.1 Проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в
регионах России 41
3.2 Основные направления развития системы поддержки малого
бизнеса в субъектах РФ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 4
1.1 Понятие, особенности и роль малого предпринимательства в
экономике страны 4
1.2 Разновидности государственной поддержки малого
предпринимательства 10
2. СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕГИОНАХ РФ 18
2.1 Анализ современного состояния и развития малого
предпринимательства в регионах 18
2.2 Корреляционно-регрессионный анализ зависимости основных
показателей малого предпринимательства от показателей развития регионов РФ 31
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 41
3.1 Проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в
регионах России 41
3.2 Основные направления развития системы поддержки малого
бизнеса в субъектах РФ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 7
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса в регионах РФ, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий
Объектом исследования является механизм поддержки малого бизнеса на региональном и федеральном уровнях.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе государственного и регионального регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, относимых к категории малого бизнеса.
Задачи:
- проанализировать состояние и динамику развития малого предпринимательства в регионах РФ и разновидности государственной поддержки малого предпринимательства;
- провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в регионах;
- проанализировать общее состояние и развитие малого
предпринимательства необходимо провести SWOT-анализ в нескольких регионах Российской Федерации
- найти зависимость основных показателей малого предпринимательства от показателей развития регионов РФ
- рассмотреть проблемы и барьеры развития малого бизнеса в регионах России
- выявить основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в субъектах РФ
Информативная база исследования является документацией с официального сайта Федеральной службы государственной статистики.
Теоретическая база исследования состоит из работ авторов, взятой из книг и учебников по данной тематике.
Методологическая база исследования состоит из корреляционного анализа, дисперсионного анализа, сравнительного анализа и обобщения.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, в котором определяются цели и задачи работы; Главы 1 где обозначены теоретические аспекты системы государственного регулирования малого бизнеса; Главы 2 в которой представлена система поддержки малого предпринимательства в регионах РФ, Главы 3 , в которой обозначены перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства; и заключения, в котором сделаны выводы исходя из проделанной работы
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса в регионах РФ, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий
Объектом исследования является механизм поддержки малого бизнеса на региональном и федеральном уровнях.
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе государственного и регионального регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, относимых к категории малого бизнеса.
Задачи:
- проанализировать состояние и динамику развития малого предпринимательства в регионах РФ и разновидности государственной поддержки малого предпринимательства;
- провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в регионах;
- проанализировать общее состояние и развитие малого
предпринимательства необходимо провести SWOT-анализ в нескольких регионах Российской Федерации
- найти зависимость основных показателей малого предпринимательства от показателей развития регионов РФ
- рассмотреть проблемы и барьеры развития малого бизнеса в регионах России
- выявить основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в субъектах РФ
Информативная база исследования является документацией с официального сайта Федеральной службы государственной статистики.
Теоретическая база исследования состоит из работ авторов, взятой из книг и учебников по данной тематике.
Методологическая база исследования состоит из корреляционного анализа, дисперсионного анализа, сравнительного анализа и обобщения.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, в котором определяются цели и задачи работы; Главы 1 где обозначены теоретические аспекты системы государственного регулирования малого бизнеса; Главы 2 в которой представлена система поддержки малого предпринимательства в регионах РФ, Главы 3 , в которой обозначены перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства; и заключения, в котором сделаны выводы исходя из проделанной работы
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого и среднего бизнеса. При этом задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и развиваться в условиях рынка.
В зарубежных странах с высоким уровнем экономического развития и развитой рыночной инфраструктурой, и в развивающихся зарубежных странах эффективная поддержка малого бизнеса осуществляется путем реализации комплекса мер государственными органами федерального и, особенно, регионального и местного уровня. При этом меры осуществляются дифференцированно, выборочно с тем, чтобы содействие оказывалось определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства; сохранению существующих рабочих мест и стимулированию работодателей к созданию новых малых предприятий.
Если в странах с развитой рыночной экономикой системы финансовой поддержки малого бизнеса развиваются уже десятилетия и представляют собой большой комплекс эффективных программ, включающий мероприятия по оказанию помощи малым предприятиям в течение всего срока их функционирования (это: формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот, и т.д.). [48, 32]. В результате проведения такой политики в развитых странах предприятия малого бизнеса производят до 70% ВВП, а также являются основными работодателями для населения (до 2/3 занятых). Вклад этого сектора в экономику России значительно скромнее: доля малых и средних фирм в ВВП России составляет около 15%, а в общей численности занятых - чуть более 10%.
Хотя сложившаяся в России система государственной финансовой поддержки малого бизнеса содержит практически полный комплекс мероприятий, направлений, форм и методов, используемых в развитых
странах. Однако исследования финансового состояния отечественных субъектов малого предпринимательства показывают, что результативность работы этих государственных механизмов очень низкая, т.е. неэффективная. Поэтому приоритетными задачами в этой области являются выявление и устранение причин, блокирующих реализацию государственных финансовых программ по поддержке малых предприятий, разработка и внедрение их качественных изменений при максимальном использовании наиболее действенных механизмов. Повышение эффективности системы государственной финансовой поддержки малого бизнеса следует рассматривать как актуальное направление экономических реформ в России. [20, 35].
В настоящее время в тяжелых условиях мирового финансового кризиса конца 2008 г. малый бизнес в РФ особо остро нуждается в эффективной финансовой поддержке государства.
В условиях мирового финансового кризиса для мелких предприятий РФ характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п.
Во многих странах для финансовой поддержки малого бизнеса в условиях кризиса формируются специальные резервы для инвестирования в основные средства, субсидии или фискальные льготы на инвестиции, льготные займы или дотации. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесу в условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал, в других (Великобритания, Нидерланды и др.) ему выдаются гарантии под займы. Очевидно, что игнорировать этот международный опыт поддержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд ли целесообразно.
Однако, при разработке мер государственной поддержки малого бизнеса в России в условиях мирового финансового кризиса в 2013 г. необходимо учитывать и специфические российские черты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. При этом эффективные меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.
В период мирового кризиса Правительство РФ возлагает особые надежды на малый бизнес в первую очередь как один из главных факторов экономического роста - потому что малый бизнес (как уже рассматривалось в теоретической части работы) быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, социально ориентирован, создает новые рабочие места. Поэтому РФ необходимо срочно выработать эффективную программную поддержки малого бизнеса, основой данной программы должны стать:
- меры в области снижения налоговой нагрузки;
- меры в области имущественной поддержки;
- меры в области увеличения финансовой поддержки [11, 96].
Так правительству РФ, формируя программы и разрабатывая механизмы финансовой поддержки малого бизнеса, следует учитывать как прогрессивный опыт данной поддержки развитых и развивающих стран, так и учитывать собственный позитивный опыт.
Механизмами обеспечения доступа малого предпринимательства к источникам финансирования являются: развитие лизинга современного технологического, коммуникационного, офисного оборудования, имущественных комплексов, транспортных средств, включая вторичный рынок, для обновления производственной базы малых предприятий; развитие и внедрение системы микрофинансирования субъектов малого предпринимательства. [12, 68].
На сегодняшний момент не на всех территориях муниципальных образований РФ сформирована инфраструктура финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Но именно от муниципалитетов, во многом, зависит, как работается малому бизнесу на местах.
В зарубежных странах с высоким уровнем экономического развития и развитой рыночной инфраструктурой, и в развивающихся зарубежных странах эффективная поддержка малого бизнеса осуществляется путем реализации комплекса мер государственными органами федерального и, особенно, регионального и местного уровня. При этом меры осуществляются дифференцированно, выборочно с тем, чтобы содействие оказывалось определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства; сохранению существующих рабочих мест и стимулированию работодателей к созданию новых малых предприятий.
Если в странах с развитой рыночной экономикой системы финансовой поддержки малого бизнеса развиваются уже десятилетия и представляют собой большой комплекс эффективных программ, включающий мероприятия по оказанию помощи малым предприятиям в течение всего срока их функционирования (это: формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот, и т.д.). [48, 32]. В результате проведения такой политики в развитых странах предприятия малого бизнеса производят до 70% ВВП, а также являются основными работодателями для населения (до 2/3 занятых). Вклад этого сектора в экономику России значительно скромнее: доля малых и средних фирм в ВВП России составляет около 15%, а в общей численности занятых - чуть более 10%.
Хотя сложившаяся в России система государственной финансовой поддержки малого бизнеса содержит практически полный комплекс мероприятий, направлений, форм и методов, используемых в развитых
странах. Однако исследования финансового состояния отечественных субъектов малого предпринимательства показывают, что результативность работы этих государственных механизмов очень низкая, т.е. неэффективная. Поэтому приоритетными задачами в этой области являются выявление и устранение причин, блокирующих реализацию государственных финансовых программ по поддержке малых предприятий, разработка и внедрение их качественных изменений при максимальном использовании наиболее действенных механизмов. Повышение эффективности системы государственной финансовой поддержки малого бизнеса следует рассматривать как актуальное направление экономических реформ в России. [20, 35].
В настоящее время в тяжелых условиях мирового финансового кризиса конца 2008 г. малый бизнес в РФ особо остро нуждается в эффективной финансовой поддержке государства.
В условиях мирового финансового кризиса для мелких предприятий РФ характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п.
Во многих странах для финансовой поддержки малого бизнеса в условиях кризиса формируются специальные резервы для инвестирования в основные средства, субсидии или фискальные льготы на инвестиции, льготные займы или дотации. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесу в условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал, в других (Великобритания, Нидерланды и др.) ему выдаются гарантии под займы. Очевидно, что игнорировать этот международный опыт поддержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд ли целесообразно.
Однако, при разработке мер государственной поддержки малого бизнеса в России в условиях мирового финансового кризиса в 2013 г. необходимо учитывать и специфические российские черты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. При этом эффективные меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.
В период мирового кризиса Правительство РФ возлагает особые надежды на малый бизнес в первую очередь как один из главных факторов экономического роста - потому что малый бизнес (как уже рассматривалось в теоретической части работы) быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, социально ориентирован, создает новые рабочие места. Поэтому РФ необходимо срочно выработать эффективную программную поддержки малого бизнеса, основой данной программы должны стать:
- меры в области снижения налоговой нагрузки;
- меры в области имущественной поддержки;
- меры в области увеличения финансовой поддержки [11, 96].
Так правительству РФ, формируя программы и разрабатывая механизмы финансовой поддержки малого бизнеса, следует учитывать как прогрессивный опыт данной поддержки развитых и развивающих стран, так и учитывать собственный позитивный опыт.
Механизмами обеспечения доступа малого предпринимательства к источникам финансирования являются: развитие лизинга современного технологического, коммуникационного, офисного оборудования, имущественных комплексов, транспортных средств, включая вторичный рынок, для обновления производственной базы малых предприятий; развитие и внедрение системы микрофинансирования субъектов малого предпринимательства. [12, 68].
На сегодняшний момент не на всех территориях муниципальных образований РФ сформирована инфраструктура финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Но именно от муниципалитетов, во многом, зависит, как работается малому бизнесу на местах.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ
ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Реализация государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства в муниципальном образовании города Набережные Челны
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Формирование и реализация потенциала малого предпринимательства на региональном уровне
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Формирование и развитие системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Государственная поддержка малого предпринимательства в регионе (на примере Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСК
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование процесса формирования организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне (Кубанский государственный технологический университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023



