Философская сущность информационного подхода (09.00.08)
|
Введение 4
Глава 1. Взаимообусловленность научного и философского в
информационном подходе (методологический аспект) 20
1.1. Объективные факторы взаимообусловленности общенаучной и философской концепций информационного подхода 20
1.2. Субъективные факторы взаимообусловленности конкретно¬научного и абстрактно-философского в информационном подходе . 34
Выводы 99
Глава 2. Онтологический аспект философской концепции
информационного подхода 101
2.1. Факторы философской категориальности понятия информации . . 101
2.1.1. Многозначность понятия и феномена информации как онтологическая проблема 101
2.1.2. Теоретико-информационный аспект феномена информации . . 106
2.1.3. Физический аспект феномена информации 129
2.1.4. Философский аспект феномена информации 142
2.2. Границы информационного феномена разнообразия и закономерности его развития 164
2.2.1. Верхняя граница возможного разнообразия 165
2.2.2. Нижняя граница необходимого разнообразия 169
2.3. Взаимосвязь между свойством и отношением в феномене информации 178
Выводы 191
Глава 3. Гносеологический и праксеологический аспекты философской
концепции информационного подхода 193
3.1. Закономерности генерирования и преобразования информации в
актах познания и управления 193
3.1.1. Закономерности информациогенеза в актах познания и
управления 193
3
3.1.2. Закономерности преобразования информации в актах
познания и управления 216
3.2. Информационные механизмы реализации аксиологических
установок познания и управления 242
Выводы 254
Глава 4. Эксплицитно-эвристический потенциал философской
концепции информационного подхода 255
4.1. Информационная трактовка неполноты и противоречивости дискурсивного вывода 256
4.2. Информационные закономерности развития знания 270
4.3. Информационный генезис естественных и искусственных языков как кодовых форм и сигнальных отношений 318
4.4. Информационная природа априорного знания 336
4.5. Диалог эволюциониста и креациониста на базе информационного подхода 347
Выводы 368
Заключение 371
Библиографический список 377
Приложение 1. Информационный характер процесса самоорганизации 386 Приложение 2. Основные информационные понятия, использованные
в диссертации 399
Глава 1. Взаимообусловленность научного и философского в
информационном подходе (методологический аспект) 20
1.1. Объективные факторы взаимообусловленности общенаучной и философской концепций информационного подхода 20
1.2. Субъективные факторы взаимообусловленности конкретно¬научного и абстрактно-философского в информационном подходе . 34
Выводы 99
Глава 2. Онтологический аспект философской концепции
информационного подхода 101
2.1. Факторы философской категориальности понятия информации . . 101
2.1.1. Многозначность понятия и феномена информации как онтологическая проблема 101
2.1.2. Теоретико-информационный аспект феномена информации . . 106
2.1.3. Физический аспект феномена информации 129
2.1.4. Философский аспект феномена информации 142
2.2. Границы информационного феномена разнообразия и закономерности его развития 164
2.2.1. Верхняя граница возможного разнообразия 165
2.2.2. Нижняя граница необходимого разнообразия 169
2.3. Взаимосвязь между свойством и отношением в феномене информации 178
Выводы 191
Глава 3. Гносеологический и праксеологический аспекты философской
концепции информационного подхода 193
3.1. Закономерности генерирования и преобразования информации в
актах познания и управления 193
3.1.1. Закономерности информациогенеза в актах познания и
управления 193
3
3.1.2. Закономерности преобразования информации в актах
познания и управления 216
3.2. Информационные механизмы реализации аксиологических
установок познания и управления 242
Выводы 254
Глава 4. Эксплицитно-эвристический потенциал философской
концепции информационного подхода 255
4.1. Информационная трактовка неполноты и противоречивости дискурсивного вывода 256
4.2. Информационные закономерности развития знания 270
4.3. Информационный генезис естественных и искусственных языков как кодовых форм и сигнальных отношений 318
4.4. Информационная природа априорного знания 336
4.5. Диалог эволюциониста и креациониста на базе информационного подхода 347
Выводы 368
Заключение 371
Библиографический список 377
Приложение 1. Информационный характер процесса самоорганизации 386 Приложение 2. Основные информационные понятия, использованные
в диссертации 399
Актуальность темы исследования. Современная философия уже полвека как впитала в себя информационную проблематику, особенно актуальную сейчас в связи со становлением информационного общества. Информационный подход к проблемам естествознания, техники, психологии, социологии, лингвистики, эстетики и т.д. стал распространенным междисциплинарным методом концептуализации и решения соответствующих проблем. Однако сам он до последнего времени не успел сложиться в систематизированную методологическую концепцию ни в науке, ни в философии, хотя элементов для подобной систематизации в нем вполне достаточно: это - сложившееся множество информационных понятий и их содержательных концептов, выявленные закономерности существования, поведения и взаимосвязи этих концептов, развитый методический аппарат, богатая апробация в различных областях знания и деятельности. Отсутствие концептуально оформленного информационного подхода, прежде всего, в его цельной философской версии, охватывающей методологические, онтологические, гносеологические, аксиологические и праксеологические аспекты, негативно сказывается на системном осмыслении стихийно развивающейся инфосферы и обоснованном предвидении результатов такого развития, связанных с добровольным переходом человека из естественной интеллектуальной среды обитания в искусственную интеллектуальную среду. Последнее таит слабо осознаваемую угрозу самой природе человека, имеющего принципиально другой генезис, нежели машина.
Нельзя сказать, что философия находится в стороне от этих проблем. Однако накопившиеся за полвека частные успехи философии в рефлексивном осмыслении феномена информации и связанных с ним реалий бытия еще не при¬вели к созданию целостной философской концепции информационного подхода. При этом для нас очевидно, что создание такой концепции не может быть осуществлено в отрыве от общенаучной концепции, а только на основе послед¬ней.
5
В связи с вышеизложенным построение и обоснование философской концепции информационного подхода представляется актуальной проблемой. Создание такой концепции не есть имманентная проблема философии самой по себе, а есть именно проблема такой синтетической области знания как философия науки и техники. Ее создание имеет праксеологический аспект, связанный не только с преподаванием современной философии в вузах, особенно в инженерно-технических, и с философствованием вообще перед любой аудиторией в информационном обществе, в котором все более бурно растут такие разновидности современного человека как homo informations и homo faber.
Степень разработанности темы. На философскую значимость информационного подхода первыми обратили внимание Н. Винер [32] и У.Р. Эшби [170]1. Винер исходил из того, что в основе любой целенаправленной деятельности лежит информация. При этом природа субъекта и объекта деятельности несущественна. Эта идея вместе с идеей обратной связи легла в концептуальную основу кибернетики. Кибернетика обратила внимание философии на активный, производительный (функциональный) характер информации, что заставило переосмыслить традиционные представления о категориях отражения и производительных сил. Винер и Эшби на богатом фактическом материале доказали релевантность новой науки и плодотворность информационно-кибернетической философской рефлексии. Эшби ввел в обиход одно из концептуальных понятий информатики - разнообразие, обосновал закон необходимого разнообразия и принцип усиления. Оба ученых, наряду с вербальнологическими, плодотворно использовали математические средства в философских обобщениях.
Идеи кибернетики породили неослабевающий интерес философов к понятию информации и информационным проблемам. Из философских публикаций 50-90 г.г. наиболее близкими к теме диссертации являются труды А.Д. Урсула [147-150], который философски обобщил достижения кибернетики и теории информации и создал философскую концепцию понятия информации как отраженного разнообразия. Урсул одним из первых философов размышлял о более общем характере понятия информации по сравнению с понятиями материи и сознания, о философско-категориальном статусе информации (вслед за И. Земаном [62,186]), о внутренней информации как атрибуте материи и о неэнергетических формах познания и управления. Л. Бриллюэн обосновал негэнтропийную концепцию связанной (физической) информации [19,20] как предтечу общенаучного атрибутивного подхода к понятию информации. А.Д. Урсул, а позже и Д.И. Дубровский [56,57] широко пользовались словосочетанием «ин¬формационный подход», не вкладывая в него понятийного содержания. Впрочем, они и не ставили перед собой такой задачи, как и основоположники кибернетики.
Впервые это сделал Э.П. Семенюк [129], введя понятие информационного подхода как общенаучного «логико-гносеологического и методологического образования» [с.7] и развивая его в рамках фнкционально-кибернетических представлений, не претендующих, однако, на концептуальность. Попытку общенаучной онцептуализации информационного подхода на базе субстанциональных представлений об информации предпринял И.И. Юзвишин [171]. Как показано в диссертации (раздел 1.1), эта попытка оказалась скорее декларативной, чем обоснованной. В результате сейчас известны лишь отдельные методические компоненты информационного подхода, не систематизированные ни в одну из трех названных концепций, хотя необходимость в этом ощущается постоянно. В частности, известны принцип роста разнообразия (Е.А. Седов [127]), принцип взаимной информации, следующий из теории информации К.Э. Шеннона [160], принципы кодирования и связи (Шеннон, В.А. Котельни¬ков [72], Эшби и др.), составляющие методический базис теории связи и информатики и имеющие не только частнонаучное, но и философское значение.
Однако состояние физики 60-х г.г. позволило А.Д. Урсулу утверждать, что в неживой природе нет «органа», специализирующегося на информации и ин-формационных процессах [147, с. 113]. Сейчас приходится вернуться к этому тезису с позиций нового физического знания, которое подталкивает науку и
7
философию к переосмыслению феномена информации, что и делается в форме бурной полемики. Из философских работ, затрагивающих онтологические основания феномена информации, выделим труды В. В. Налимова по концепции семантического вакуума и семантического поля [94,95]. Эти и другие работы Налимова, а также фундаментальные труды А.Н. Колмогорова по теории ин¬формации [68] методологически созвучны диссертации и в философском осмыслении плодотворности математических абстракций, хотя потребность в этом осознавали еще древние эллины, а из философов ХХ века - Б. Рассел, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и- Гассет, Л. Витгенштейн, Р. Ингарден.
Философские приложения информационного подхода достаточно развиты, что само по себе симптоматично, ибо свидетельствует о его эксплицитной, эвристической и аппликативной потенциях. Так, А.И. Ракитов [115] и А.И. Уваров [146] выделяют в самостоятельный раздел гносеологии информационную эпистемологию, основной задачей которой определяют исследование способов и механизмов превращения информации в знание. У. Рейтман [120], А.Н. Кочергин [73], Ракитов, Уваров, Г. Саймон [125], Семенюк, обращая внимание на то, что информационные модели позволяют лучше, чем классическая психология, логика и философия, понять интеллектуальные процессы, философски обобщают идеи, проблемы и практические наработки когнитивной психологии и теории искусственного интеллекта, фактически конституируют философскую значимость информационного подхода к когнитивным процессам. Информационные теории сознания и психики в целом плодотворно исследовали Д.И. Дубровский [57], А.А. Братко и А.Н. Кочергин [18], Л.М. Веккер [27], показавшие, что информационный подход является одним из важнейших концептуальных базисов единой теории психических процессов и прежде всего - сознания. Дубровский, в частности, исследовал кодообразование и кодовую взаимозависимость структур мозга, что важно для экспликации сознания как информационного процесса, обосновал гносеологическую значимость задачи расшифровки кода. Братко и Кочергин обосновали психологический аспект принципа взаимной информации, семантико-прагматический и модельный подходы к познанию
8
информационной природы психики. Сложность исследования феномена психи¬ки объясняет наличие принципиально разного понимания ее информационной природы - функционального (Дубровский, Кочергин) и атрибутивного (Век- кер). Это противостояние позиций важно для философского осмысления информационного подхода в целом, а не только к проблемам сознания и психики.
Биохимик М. Эйген в своей известной теории биоэволюции [168] пришел к выводу, что «решающим фактором эволюции является использование информации, ассоциированной с высокой селективной ценностью, а не экономия расходования свободной энергии» [с.192]. Этим была заложена научно¬философская основа теории прагматической ценности информации.
Разработаны информационные теории творческих актов (Рейтман, Г.А. Го¬лицын и В.М. Петров [43]), памяти (Р. Аткинсон [10], Н.Н. Моисеев [88], Саймон), эстетики (А. Моль [90]), подтверждающие презумпцию Винера о решающей роли информации в любой целенаправленной деятельности. Голицын, развивая идеи Эйгена о максимизации селективно ценной информации, предложил принцип максимума информации для биосистем. Вслед за И. Бар-Хиллелом и Р. Карнапом [174], И. А. Полетаевым [109] и др., создавшими семантическую теорию информации, Петров осуществил «...экспансию теоретико-информационного подхода на материале языка» [43, с. 154].
Г.Л. Смолян предложил информационную концепцию человеко-машинного интерфейса [130], важную в праксеологическом аспекте информационного подхода к проблемам отношений естественного и искусственного интеллектов, философии техники в информационном обществе.
Информационный императив в теориях развития систем характерен для трудов И. Пригожина и его школы [39,97,110,111], Эйгена, И.И. Шмальгаузена [166], Н.Н. Моисеева и его школы [3,88], Е.А. Седова, И.А. Полетаева [108], А.Н. Кочергина и З.Ф. Цайера [74], В.В. Дружинина и Д.С. Конторова [53-55], Р.Ф. Абдеева [1]. Моисеев вслед за Пригожиным, вскрывшим закономерности минимизации энтропии в самоорганизующихся неравновесных системах, сформулировал принцип минимума диссипации, концептуально важный для
9
поиска синергетической версии закона сохранения информации в открытых системах. Седов обосновал роль феномена разнообразия и избыточного кодирования в информационном взаимодействии развивающихся систем. Полетаев использовал информационный подход в кибернетических приложениях. Кочергин и Цайер разработали философскую концепцию информациогенеза в эволюционирующих гетерогенных структурах. Дружинин и Конторов с позиций системного анализа исследовали механизмы эволюции тезауруса в системах раз¬личной природы и вслед за И.Б. Новиком [100] поставили вопрос о существовании закона сохранения информации. А. Реньи [121], А.К. Айламазян и Е.В. Стась [3], Юзвишин предложили качественные (без доказательства) версии данного закона. Абдеев предложил информационную модель спиралевидного характера развития систем, которая, однако (как показано в диссертации), не вполне адекватна информационной природе процессов развития. Известный японский физик Р. Утияма предложил физическую доктрину информационного А-поля [151], породившую широкий спектр нетрадиционных научно¬философских (в том числе, девиантных) теорий и концепций информации, физического вакуума [4,26,162,184].
Нельзя сказать, что философия находится в стороне от этих проблем. Однако накопившиеся за полвека частные успехи философии в рефлексивном осмыслении феномена информации и связанных с ним реалий бытия еще не при¬вели к созданию целостной философской концепции информационного подхода. При этом для нас очевидно, что создание такой концепции не может быть осуществлено в отрыве от общенаучной концепции, а только на основе послед¬ней.
5
В связи с вышеизложенным построение и обоснование философской концепции информационного подхода представляется актуальной проблемой. Создание такой концепции не есть имманентная проблема философии самой по себе, а есть именно проблема такой синтетической области знания как философия науки и техники. Ее создание имеет праксеологический аспект, связанный не только с преподаванием современной философии в вузах, особенно в инженерно-технических, и с философствованием вообще перед любой аудиторией в информационном обществе, в котором все более бурно растут такие разновидности современного человека как homo informations и homo faber.
Степень разработанности темы. На философскую значимость информационного подхода первыми обратили внимание Н. Винер [32] и У.Р. Эшби [170]1. Винер исходил из того, что в основе любой целенаправленной деятельности лежит информация. При этом природа субъекта и объекта деятельности несущественна. Эта идея вместе с идеей обратной связи легла в концептуальную основу кибернетики. Кибернетика обратила внимание философии на активный, производительный (функциональный) характер информации, что заставило переосмыслить традиционные представления о категориях отражения и производительных сил. Винер и Эшби на богатом фактическом материале доказали релевантность новой науки и плодотворность информационно-кибернетической философской рефлексии. Эшби ввел в обиход одно из концептуальных понятий информатики - разнообразие, обосновал закон необходимого разнообразия и принцип усиления. Оба ученых, наряду с вербальнологическими, плодотворно использовали математические средства в философских обобщениях.
Идеи кибернетики породили неослабевающий интерес философов к понятию информации и информационным проблемам. Из философских публикаций 50-90 г.г. наиболее близкими к теме диссертации являются труды А.Д. Урсула [147-150], который философски обобщил достижения кибернетики и теории информации и создал философскую концепцию понятия информации как отраженного разнообразия. Урсул одним из первых философов размышлял о более общем характере понятия информации по сравнению с понятиями материи и сознания, о философско-категориальном статусе информации (вслед за И. Земаном [62,186]), о внутренней информации как атрибуте материи и о неэнергетических формах познания и управления. Л. Бриллюэн обосновал негэнтропийную концепцию связанной (физической) информации [19,20] как предтечу общенаучного атрибутивного подхода к понятию информации. А.Д. Урсул, а позже и Д.И. Дубровский [56,57] широко пользовались словосочетанием «ин¬формационный подход», не вкладывая в него понятийного содержания. Впрочем, они и не ставили перед собой такой задачи, как и основоположники кибернетики.
Впервые это сделал Э.П. Семенюк [129], введя понятие информационного подхода как общенаучного «логико-гносеологического и методологического образования» [с.7] и развивая его в рамках фнкционально-кибернетических представлений, не претендующих, однако, на концептуальность. Попытку общенаучной онцептуализации информационного подхода на базе субстанциональных представлений об информации предпринял И.И. Юзвишин [171]. Как показано в диссертации (раздел 1.1), эта попытка оказалась скорее декларативной, чем обоснованной. В результате сейчас известны лишь отдельные методические компоненты информационного подхода, не систематизированные ни в одну из трех названных концепций, хотя необходимость в этом ощущается постоянно. В частности, известны принцип роста разнообразия (Е.А. Седов [127]), принцип взаимной информации, следующий из теории информации К.Э. Шеннона [160], принципы кодирования и связи (Шеннон, В.А. Котельни¬ков [72], Эшби и др.), составляющие методический базис теории связи и информатики и имеющие не только частнонаучное, но и философское значение.
Однако состояние физики 60-х г.г. позволило А.Д. Урсулу утверждать, что в неживой природе нет «органа», специализирующегося на информации и ин-формационных процессах [147, с. 113]. Сейчас приходится вернуться к этому тезису с позиций нового физического знания, которое подталкивает науку и
7
философию к переосмыслению феномена информации, что и делается в форме бурной полемики. Из философских работ, затрагивающих онтологические основания феномена информации, выделим труды В. В. Налимова по концепции семантического вакуума и семантического поля [94,95]. Эти и другие работы Налимова, а также фундаментальные труды А.Н. Колмогорова по теории ин¬формации [68] методологически созвучны диссертации и в философском осмыслении плодотворности математических абстракций, хотя потребность в этом осознавали еще древние эллины, а из философов ХХ века - Б. Рассел, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и- Гассет, Л. Витгенштейн, Р. Ингарден.
Философские приложения информационного подхода достаточно развиты, что само по себе симптоматично, ибо свидетельствует о его эксплицитной, эвристической и аппликативной потенциях. Так, А.И. Ракитов [115] и А.И. Уваров [146] выделяют в самостоятельный раздел гносеологии информационную эпистемологию, основной задачей которой определяют исследование способов и механизмов превращения информации в знание. У. Рейтман [120], А.Н. Кочергин [73], Ракитов, Уваров, Г. Саймон [125], Семенюк, обращая внимание на то, что информационные модели позволяют лучше, чем классическая психология, логика и философия, понять интеллектуальные процессы, философски обобщают идеи, проблемы и практические наработки когнитивной психологии и теории искусственного интеллекта, фактически конституируют философскую значимость информационного подхода к когнитивным процессам. Информационные теории сознания и психики в целом плодотворно исследовали Д.И. Дубровский [57], А.А. Братко и А.Н. Кочергин [18], Л.М. Веккер [27], показавшие, что информационный подход является одним из важнейших концептуальных базисов единой теории психических процессов и прежде всего - сознания. Дубровский, в частности, исследовал кодообразование и кодовую взаимозависимость структур мозга, что важно для экспликации сознания как информационного процесса, обосновал гносеологическую значимость задачи расшифровки кода. Братко и Кочергин обосновали психологический аспект принципа взаимной информации, семантико-прагматический и модельный подходы к познанию
8
информационной природы психики. Сложность исследования феномена психи¬ки объясняет наличие принципиально разного понимания ее информационной природы - функционального (Дубровский, Кочергин) и атрибутивного (Век- кер). Это противостояние позиций важно для философского осмысления информационного подхода в целом, а не только к проблемам сознания и психики.
Биохимик М. Эйген в своей известной теории биоэволюции [168] пришел к выводу, что «решающим фактором эволюции является использование информации, ассоциированной с высокой селективной ценностью, а не экономия расходования свободной энергии» [с.192]. Этим была заложена научно¬философская основа теории прагматической ценности информации.
Разработаны информационные теории творческих актов (Рейтман, Г.А. Го¬лицын и В.М. Петров [43]), памяти (Р. Аткинсон [10], Н.Н. Моисеев [88], Саймон), эстетики (А. Моль [90]), подтверждающие презумпцию Винера о решающей роли информации в любой целенаправленной деятельности. Голицын, развивая идеи Эйгена о максимизации селективно ценной информации, предложил принцип максимума информации для биосистем. Вслед за И. Бар-Хиллелом и Р. Карнапом [174], И. А. Полетаевым [109] и др., создавшими семантическую теорию информации, Петров осуществил «...экспансию теоретико-информационного подхода на материале языка» [43, с. 154].
Г.Л. Смолян предложил информационную концепцию человеко-машинного интерфейса [130], важную в праксеологическом аспекте информационного подхода к проблемам отношений естественного и искусственного интеллектов, философии техники в информационном обществе.
Информационный императив в теориях развития систем характерен для трудов И. Пригожина и его школы [39,97,110,111], Эйгена, И.И. Шмальгаузена [166], Н.Н. Моисеева и его школы [3,88], Е.А. Седова, И.А. Полетаева [108], А.Н. Кочергина и З.Ф. Цайера [74], В.В. Дружинина и Д.С. Конторова [53-55], Р.Ф. Абдеева [1]. Моисеев вслед за Пригожиным, вскрывшим закономерности минимизации энтропии в самоорганизующихся неравновесных системах, сформулировал принцип минимума диссипации, концептуально важный для
9
поиска синергетической версии закона сохранения информации в открытых системах. Седов обосновал роль феномена разнообразия и избыточного кодирования в информационном взаимодействии развивающихся систем. Полетаев использовал информационный подход в кибернетических приложениях. Кочергин и Цайер разработали философскую концепцию информациогенеза в эволюционирующих гетерогенных структурах. Дружинин и Конторов с позиций системного анализа исследовали механизмы эволюции тезауруса в системах раз¬личной природы и вслед за И.Б. Новиком [100] поставили вопрос о существовании закона сохранения информации. А. Реньи [121], А.К. Айламазян и Е.В. Стась [3], Юзвишин предложили качественные (без доказательства) версии данного закона. Абдеев предложил информационную модель спиралевидного характера развития систем, которая, однако (как показано в диссертации), не вполне адекватна информационной природе процессов развития. Известный японский физик Р. Утияма предложил физическую доктрину информационного А-поля [151], породившую широкий спектр нетрадиционных научно¬философских (в том числе, девиантных) теорий и концепций информации, физического вакуума [4,26,162,184].
Новыми, по мнению автора, являются следующие результаты работы:
1. Разработана философская концепция информационного подхода как методологическая система миропонимания, включающая онтологические структуры - концепты информационных понятий, онтологические, гносеологические, праксеологические и аксиологические механизмы - закономерности существования и взаимодействия данных концептов.
2. Систематизированы и проинтерпретированы в рамках единой фи-лософской концепции основные информационные понятия и закономерные информационные взаимосвязи, в авторской концепции введены также новые понятия и закономерности, отражающие специфику онтологических, гносеологических, праксеологических и аксиологических аспектов информации и информационных процессов;
3. Обоснована методологическая взаимообусловленность научного и философского содержаний информационного подхода а) на концептуальном уровне (объективные факторы): междисциплинарность и методологический полиморфизм информационного подхода; сциентистско-технократическое мировоззрение и повышенное внимание современного социума, науки и паранауки к онтологическим аспектам феномена информации, взаимодополнительность научной и философской логических систем); б) на уровне информационной деятельности рефлексирующего сознания (субъективные факторы): взаимообусловленность математической и философской форм абстрагирования в психологических процедурах де-кодирования, классификации, идентификации, поиска и отбора информации; доказательность абстрактных форм рефлексии.
2. Результаты 1-3 методологически значимы.
4. Комплексно обосновано предложение о возможном повышении общенаучного статуса понятия информации до уровня философской категории, при этом атрибутивный подход к данному понятию принят не априори, а явился закономерным результатом исследования;
5. Выдвинута концепция информационного монизма, согласно которой информация тождественна по своим свойствам субстанции; информация существует в материи, сознании и в их отношениях, одновременно являясь их сущностью; информация - самоотражение Универсума, частично данное в актах отражения; введено философское понятие информационно¬го поля.
6. Введено онтологическое понятие информационного поля как не¬прерывно распределенного в пространстве неэнергетического носителя информации с бесконечным числом степеней свободы, инвариантное к формам пространства и физическим понятиям информационного поля.
7. Установлено существование потенциальных и реальных верхней и нижней границ разнообразия как морфологического содержания информации - верхняя граница возможного разнообразия лимитирует рост разнообразия, нижняя граница необходимого разнообразия - минимально необходимое разнообразие; выявлены закономерности развития феномена разнообразия в рамках принципа роста разнообразия и порогового механизма поиска и отбора ценных состояний (верхняя граница), закона необходимо¬го разнообразия и с учетом онтологической неделимости кванта информации - бита (нижняя граница).
8. Обнаружена взаимосвязь внутренней информации как свойства систем и внешней информация как отношения между ними в рамках принципа взаимной информации, закона сохранения информации и закона конечной информации, количественно обоснованных в данной работе. В частности, установлено, что внешняя информация передается от среды от¬крытой системе в количестве, не превышающем ее потенциальных возможностей по усваиванию информации.
1. Разработана философская концепция информационного подхода как методологическая система миропонимания, включающая онтологические структуры - концепты информационных понятий, онтологические, гносеологические, праксеологические и аксиологические механизмы - закономерности существования и взаимодействия данных концептов.
2. Систематизированы и проинтерпретированы в рамках единой фи-лософской концепции основные информационные понятия и закономерные информационные взаимосвязи, в авторской концепции введены также новые понятия и закономерности, отражающие специфику онтологических, гносеологических, праксеологических и аксиологических аспектов информации и информационных процессов;
3. Обоснована методологическая взаимообусловленность научного и философского содержаний информационного подхода а) на концептуальном уровне (объективные факторы): междисциплинарность и методологический полиморфизм информационного подхода; сциентистско-технократическое мировоззрение и повышенное внимание современного социума, науки и паранауки к онтологическим аспектам феномена информации, взаимодополнительность научной и философской логических систем); б) на уровне информационной деятельности рефлексирующего сознания (субъективные факторы): взаимообусловленность математической и философской форм абстрагирования в психологических процедурах де-кодирования, классификации, идентификации, поиска и отбора информации; доказательность абстрактных форм рефлексии.
2. Результаты 1-3 методологически значимы.
4. Комплексно обосновано предложение о возможном повышении общенаучного статуса понятия информации до уровня философской категории, при этом атрибутивный подход к данному понятию принят не априори, а явился закономерным результатом исследования;
5. Выдвинута концепция информационного монизма, согласно которой информация тождественна по своим свойствам субстанции; информация существует в материи, сознании и в их отношениях, одновременно являясь их сущностью; информация - самоотражение Универсума, частично данное в актах отражения; введено философское понятие информационно¬го поля.
6. Введено онтологическое понятие информационного поля как не¬прерывно распределенного в пространстве неэнергетического носителя информации с бесконечным числом степеней свободы, инвариантное к формам пространства и физическим понятиям информационного поля.
7. Установлено существование потенциальных и реальных верхней и нижней границ разнообразия как морфологического содержания информации - верхняя граница возможного разнообразия лимитирует рост разнообразия, нижняя граница необходимого разнообразия - минимально необходимое разнообразие; выявлены закономерности развития феномена разнообразия в рамках принципа роста разнообразия и порогового механизма поиска и отбора ценных состояний (верхняя граница), закона необходимо¬го разнообразия и с учетом онтологической неделимости кванта информации - бита (нижняя граница).
8. Обнаружена взаимосвязь внутренней информации как свойства систем и внешней информация как отношения между ними в рамках принципа взаимной информации, закона сохранения информации и закона конечной информации, количественно обоснованных в данной работе. В частности, установлено, что внешняя информация передается от среды от¬крытой системе в количестве, не превышающем ее потенциальных возможностей по усваиванию информации.
Подобные работы
- Философская сущность информационного подхода (09.00.08)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - Философская сущность информационного подхода (09.00.08 )
Авторефераты (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2001 - Глобальная информационная компьютерная сеть Интернет: проблемы становления и развития (социально-философский
анализ). (09.00.08 )
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Информационный аспект современной экономики: начала теоретического анализа
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В США И РФ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Институт связей с общественностью как феномен культуры (09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Информационно-методическое обеспечение организации деятельности сотрудников факультета повышения квалификации преподавателей Сибирского федерального университета
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (на примере дисциплины «Структуры и алгоритмы обработки данных»)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (на примере дисциплины «Структуры и алгоритмы обработки данных»)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



