Объект исследования - Муромцевский муниципальный район Омской области.
Проведен анализ планирования и исполнения бюджета за 2016-2018 годы.
В приложениях Отчеты об исполнении бюджета за 2016-2018 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 5
1.1 Доходы и источники финансирования дефицита местного бюджета 5
1.2 Особенности расходов местных бюджетов 9
1.3Планирование и исполнение доходной и расходной части бюджетов 11
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТА МУРОМЦЕВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 14
2.1 Социально-экономическая характеристика Муромцевского муниципального района Омской области 14
2.2 Планирование и исполнение бюджета Муромцевского муниципального района Омской области 16
2.3 Анализ показателей бюджета Муромцевского муниципального района Омской области 20
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТА МУРОМЦЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 24
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Финансам в Российской Федерации принадлежит решающая роль в управлении экономикой государства. Роль финансовой системы резко возрастает в наши дни. Бюджетная система государства является основным звеном этой финансовой системы.
В российскую бюджетную систему включены: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты.
Местные бюджеты - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а так же бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
В современных условиях растет значение местных бюджетов в социально - экономическом развитии регионов вследствие расширения прав местных органов власти в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В современной России особое значение имеет отработка путей формирования и увеличения доходов бюджета, наиболее существенным источником, которых являются налоги. Для социально - экономического развития необходимо усиление стимулирующего воздействия налоговой системы на модернизацию экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.
Сегодня наиболее остро обсуждается вопрос о необходимом и достаточном финансовом обеспечении деятельности муниципальных образований. Почти для всех стран характерно наличие проблемы финансового обеспечения развития территорий. Заключается эта проблема в том, что имеются разная налоговая база и различие финансового потенциала административно - территориальных образований, на которые раздроблена каждая страна. Причина этих различий заключена в неравномерности территориального расположения производственных сил и природно-ресурсного потенциала.
Бесспорным является то, что необходимо увеличивать автономность местных бюджетов. Для этого следует наиболее максимально отрегулировать законодательные вопросы по укреплению доходной базы.
Актуальность темы исследования заключается в том, что от достаточности финансового обеспечения местных бюджетов зависит полнота и качество выполнения поставленных задач и исполнение расходных обязательств.
Цель курсовой работы заключается в анализе бюджета Муромцевского района.
Для достижения цели определены следующие задачи:
рассмотреть особенности формирования доходной и расходной части местных бюджетов;
проанализировать основные показатели бюджета Муромцевского района;
разработать рекомендации по совершенствованию бюджета Муромцевского муниципального района.
Объектом исследования выступает бюджет Муромцевского района. Предметом исследования является осуществление организации бюджетного процесса при формировании доходов и расходов муниципального бюджета.
В процессе работы применялись общенаучные методы исследования: методы анализа литературы, анализа нормативно - правовой документации по теме выпускной квалификационной работы, сравнения, обобщения, и др.
Теоретической базой исследования послужили научные труды ведущих отечественных специалистов в области налогообложения, бухгалтерского учета, государственных и муниципальных финансов, справочные материалы, нормативные документы, законодательные акты.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Доходы муниципального бюджета состоят из налоговых доходов, доходов от использования муниципальной собственности и безвозмездных поступлений. В настоящее время наибольшая доля в доходах муниципальных образований приходится на субсидии и дотации из вышестоящих бюджетов.
Основным направлением использования доходов бюджета местного уровня является решение социальных проблем. Все расходы местного бюджета должны быть покрыты за счет собственных источников доходов. Основной задачей бюджетного учета является формирование полной и достоверной информации об исполнении доходов и расходов местного бюджета. Формирование бюджета и его исполнение осуществляется в рамках бюджетного процесса.
Состояние местных бюджетов, которое сейчас является напряженным, подтверждает необходимость по реальному укреплению доходной базы местных бюджетов, необходимость в расширении их собственной финансово - экономической базы, модернизации межбюджетных отношений, базирующейся на осуществлении принципов бюджетного федерализма. Финансовая самостоятельность муниципальных образований в первую очередь серьезно страдает вследствие низкой собираемости налогов. Также к проблемам формирования и исполнения бюджета муниципального образования следует отнести неэффективность расходования бюджетных средств, их нецелевое использование, отсутствие должного контроля управления и регулирования денежных потоков.
Анализ бюджета был проведен на материалах Муромцевского муниципального района Омской области.
Анализ показал, что к 2018 году наблюдается рост численности Муромцевского муниципального района за счет миграционного прироста. 29,2% умершего населения приходится на трудоспособное. На территории поселения действуют 11 малых предприятий и 62 предпринимателя, преимущественно в розничной торговле. На территории поселения действует одно крупное промышленное предприятие по производству мясных полуфабрикатов.
За исследуемый период наблюдается не исполнение бюджета как по доходам, так и по расходам. При этом к 2018 году наблюдается снижение процента не исполнения бюджетов. Наибольшее сокращение наблюдается по статьям социального обеспечения.
К 2018 году наблюдается рост доходов и расходов бюджета района. При этом процент неисполнения по доходам и расходам бюджета к 2018 году сокращается. Наибольшая доля в доходах бюджета приходится на безвозмездные поступления, которые превышают 50% доходов бюджета. В расходах преобладают расходы на образование. В 2018 году бюджет был профицитным.
На основании исследования, проведенного в главе два можно сказать, что основной проблемой бюджета Муромцевского муниципального района Омской области является высокая зависимость от безвозмездных поступлений, что не позволяет в полно мере выполнят бюджетные назначения.
Основными проблемами бюджета Муромцевского муниципального района Омской области является высокая зависимость от безвозмездных поступлений. Для решения данной проблемы необходимо повышать собственные доходы бюджета, что возможно за счет повышения эффективности управления муниципальным имуществом, повышением налоговых доходов.
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ в ред. федер. закона от 14.11.2017 № 315-ФЗ // Российская газета. – 2017. – 17 ноября..
2 Агузарова Ф.С. Местные налоги как источников формирования доходов местного бюджета в РФ / Ф.С. Агузарова // Налоги и налогообложение. - 2015. - № 7. - С. 548-555.
3 Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 703 с.
4 Галлямова Т.Р. Формирование доходов муниципального бюджета / Т.Р. Галлямова, А.И. Абдуллина // Экономика и социум. - 2014. - № 2-1 (11). - С. 1094-1097.
5 Гарипов В.В. Направления совершенствования процесса формирования доходов бюджетов муниципальных образований в РФ / В.В. Гарипов // Научный альманах. - 2016. - № 8-1 (22). - С. 35-38.
6 Говорушина Т.К. Формирование доходов бюджетов муниципальных образований / Т.К. Говорушина // XVIII ЦАРСКОСЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ. - 2014. - С. 84-88.
7 Годин А.М. Бюджетный процесс в РФ: учебное пособие / А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. - М.: Дашков и К, 2013. - 568 с.
8 Дадашев А.З. Финансовая система России: учебн. пос. для вузов / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 463 с.
9 Дворядкина Е.Б. Современные тенденции формирования доходов муниципальных бюджетов / Е.Б. Дворядкина // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2016. - № 15-2. - С. 20-22.
10 Иневатова О.А. Проблемы формирования дохода бюджета муниципального образования / О.А. Иневатова, А.Ю. Харитонова // Тенденции развития науки и образования. - 2017. - № 22-2. - С. 14-18.
11 Истомина Т.А. Проблемы формирования доходов местных бюджетов / Т.А. Истомина, Т.Н. Бондаренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 6-4. - С. 738-742.
12 Калашников Г. Анализ источников формирования доходов муниципального образования Рязанской области / Г. Калашников // Education, Science and Humanities Academic Research Conference. - 2017. - С. 88-93.
13 Карчевская С.А. Реформа местного самоуправления: проблемы и пути решения / С.А. Карчевская // Финансы. - 2013. - № 1. - 338 с.
14 Киреева Е.В. Оптимизация формирования доходов бюджетов муниципальных образований / Е.В. Киреева // Вестник Академии. - 2014. - № 4. - С. 43-46.
15 Культиков Н.В. Формирование доходов бюджета муниципального образования в современных условиях / Н.В. Культиков // Вестник научных конференций. - 2017. - № 4-3 (20). - С. 77-78.
16 Кунисов Р.Р. Анализ формирования доходов бюджета муниципального образования / Р.Р. Кунисов // Экономика и социум. - 2016. - № 11-1 (30). - С. 813-820.
17 Ларина С.Е. Местные бюджеты в условиях реализации муниципальной реформы: монография / С.Е. Ларина. - М.: Изд-во РАГС, 2013. - 126 с.
18 Левина В.В. Эволюция формирования доходов российских муниципальных бюджетов / В.В. Левина, Г.М. Шамарова //Городское управление. - 2013. - № 3 (200). - С. 47-52.
19 Луферчик А.Ю. Значение и роль налогов в формировании доходов муниципального бюджета / А.Ю. Луферчик // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования сборник статей VII Международной научно-практической конференции. отв. ред. Н. Ф. Кузнецова. - 2016. - С. 82-83.
20 Миронов Д.С. Проблемы местного налогообложения как источника формирования доходов местного бюджета / Д.С. Миронов // Сборник научных трудов SWorld. - 2013. - Т. 40. - № 3. - С. 17-21.
21 Савина О.Н. Проблемы формирования доходов бюджетов муниципальных образований / О.Н. Савина // Научные Известия. - 2017. - № 6. - С. 26-33.
22 Фрыгин А.В. Отдельные аспекты обеспечения результативности и эффективности формирования доходов бюджетов на государственном и муниципальном уровне / А.В. Фрыгин, С.В. Музалев // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2015. - Т. 6. - № 3-1 (23). - С. 46-49.
23 Шипунова В.В. Институциональный подход к формированию доходов бюджета / В.В. Шипунова // Муниципальная экономика. - 2012. - № 3 (51). - С. 16-21.
24 Официальный сайт Муромцевский муниципальный район. [Электронный ресурс]. – URL: http://murom.omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-234-1/officialsite/municipal/budget/2019.html/.