Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение сформированности умений сочинять загадки у детей 5-6 лет (Нижневартовский государственный университет)

Работа №42933

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость1600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
573
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей группы (20 человек), 4 воспитателя, 20 родителей детей
В приложениях результаты исследования.
Если поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования умений сочинять описательные загадки у дошкольников 7
1.1. Развитие связной монологической речи детей как педагогическая проблема 7
1.2. Лингвистические и психологические аспекты формирования описательных умений у дошкольников 12
1.3. Загадка как средство формирования умений сочинять описательные загадки у старших дошкольников 17
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальное изучение формирования умений сочинять описательные загадки у детей 6-го года жизни 27
2.1. Методика и результаты изучения уровней сформированности умений сочинять описательные загадки у детей 5–6 лет 27
2.2. Анализ практики формирования умений сочинять описательные загадки у воспитанников старшей группы ДОО 36
2.3. Проект технологии формирования умений сочинять описательные загадки у дошкольников шестого года жизни 41
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 60


Актуальность исследования. Развитие связной речи является главным в речевом воспитании детей дошкольного возраста. Это обусловлено, в первую очередь, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется главная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет степень речевого и умственного развития ребенка. В старшем дошкольном возрасте большую роль играет формирование и развитие связной монологической речи как наиболее значимого условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Одним из средств формирования связной монологической описательной речи детей старшего дошкольного возраста является сочинение загадок.
Степень разработанности проблемы. Проблема развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста раскрыта в научных трудах Г.А. Анисимова, Е.И. Гилевой, Н.В. Шилиной и др. К.Д. Зайдес, С.А. Игнатьевой и др. изучались особенности связной речи детей, методика обучения разным типам текстов с опорой на разные источники высказываний. С.И. Каргапольцевой, И.Н. Лебедевой и др. определены цели и задачи развития связной речи, методические принципы, созданы системы обучающих занятий различным видам связных высказываний, рассмотрены специфические условия овладения детьми связной речью. В исследованиях О.А. Бизиковой, А.В. Кругловой, О.С. Ушаковой и др. определены методы и приемы развития описательной речи детей дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора.
Вопросы развития связной описательной речи детей дошкольного возраста были и остаются на сегодняшний день в центре внимания ученых различных направлений: педагогов, психологов, лингвистов – Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.Ю. Зимняя, А.А. Леонтьев, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин и др. Это связано с повышением требований к речи детей, поступающих в первый класс. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования одним из требований речевого развития дошкольников выдвигают умение составлять различные типы текстов, так как именно на уровне текста, являющегося реальной единицей речевого общения, происходит взаимодействие языка и мышления [53, с. 11].
В настоящее время в педагогической науке наблюдается достаточно противоречивая картина состояния обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях занижаются возможности детей старшего дошкольного возраста в овладении родным языком, обучение связной речи ограничивается только рамками пересказа хорошо знакомых сказок и рассказов, описанием отдельных предметов, с другой – неоправданно переносятся содержание, формы и методы обучения связной монологической речи старших дошкольников в подготовительные группы. Такой подход отражен и в ряде вариативных программ.
Таким образом, возникают противоречия:
– между необходимостью в развитии описательных умений и недостаточным уровнем развития описательных умений у детей 5-6 лет;
–между потенциальными возможностями загадки для развития описательной речи у детей 5-6 лет и недооценкой данного средства в практике ДОО;
– между потребностью воспитателей в технологиях обучения дошкольников 5–6 лет сочинению описательных загадок и отсутствием соответствующих технологий.
Цель работы: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии формирования умений сочинять описательные загадки у старших дошкольников.
Объект исследования – процесс развития связной монологической речи старших дошкольников.
Предмет исследования – формирование умений сочинять описательные загадки у детей шестого года жизни.
Гипотеза исследования: процесс формирования умений сочинять описательные загадки у детей 5-6 лет будет эффективнее, если:
 для придумывания загадок предлагать детям интересные для них объекты описания;
 совершенствовать умения детей отгадывать загадки различных видов;
 формировать умения отгадывать и сочинять загадки не только в процесс ООД, но и в различные формы совместной деятельности детей с воспитателем.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования у детей умений сочинять описательные загадки в теории и практике дошкольного образования.
2. Исследовать процесс и результаты работы по формированию умений сочинять описательные загадки у детей 5–6 лет в практике ДОО.
3. Разработать проект технологии формирования умений сочинять описательные загадки у дошкольников шестого года жизни.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь-октябрь 2018 г.) изучалась и анализировалась научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме формирования умений сочинять описательные загадки у дошкольников 5-6 лет. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу.
На втором этапе (ноябрь 2018 г. – февраль 2019 г.) проводилась систематизация материалов по проблеме формирования умений сочинять описательные загадки у дошкольников 5-6 лет; подбирался материал для изучения процесса и результатов работы по формированию умений сочинять описательные загадки у дошкольников 5-6 лет (диагностический инструментарий констатирующего этапа эксперимента).
На третьем этапе (март – май 2019 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа (констатирующий эксперимент), осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных, формулирование выводов; на основе теоретико-экспериментального исследования разрабатывались методические рекомендации к формированию умений сочинять описательные загадки у дошкольников 5-6 лет, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к определению понятия «монолог», «монологическая форма речи» – И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.;
- лингвистический и психологический подходы к формированию связной описательной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста – О.С. Ушакова, Е.М. Струнина и др.;
- подходы к развитию описательной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора – О.А. Бизикова, Н.А. Лиман и др.
Практическая значимость состояла в том, что результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию умений сочинять описательные загадки в условиях ДОО.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети старшей группы (20 человек), 4 воспитателя, 20 родителей детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Детское словесное творчество, как вид детского творчества, представляет собой творческую активность детей в художественно-речевой деятельности, выражающуюся в пересказах текстов художественных произведений, в выразительном чтении стихов, а также в умении создавать новые сочинения (сказки, рассказы), что чаще происходит на основе контаминации (соединения) знакомых произведений. В основе развития словесного творчества детей лежит опыт восприятия содержания и художественной формы литературных произведений, ознакомление с разными жанрами литературы.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой, путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Более сложным для дошкольников является процесс составления загадок. Работа с загадками чаще всего не опирается на наглядность, поэтому не всегда бывает эффективной.
Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка – это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания.
Анализ результатов проведенной диагностики показал, что дети старшего дошкольного возраста испытывают значительные трудности в составлении описательных загадок, об это свидетельствуют количественные показатели: 10 старших дошкольников (50%) имеют средний уровень сформированности умений составления описательных загадок, 6 старших дошкольников (30%) – низкий уровень. В практике работы дошкольных учреждений возможности загадки недостаточно реализованы, о чем свидетельствуют результаты анкетирования воспитателей. Загадкам на занятиях и в повседневной жизни отводится лишь второстепенная роль как средству иллюстрации к рассматриваемым предметам и явлениям. Результаты анкетирования родителей показывают, что существует необходимость в формировании у детей старшего дошкольного возраста умений составлять описательные загадки, со стороны родителей есть также запрос в формировании образной стороны речи у дошкольников.
Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идет речь в загадке. Поэтому отправным моментом в разработанном проекте педагогической технологии по формированию у детей старшего дошкольного возраста умений составлять описательные загадки является система накопления у дошкольников знаний об окружающем мире, воспитание чуткости к смысловым оттенкам слова и обучение детей умению пользоваться точным словом для выражения своих мыслей. Широкое применение в работе с детьми нашли также и дидактические игры, НОД, беседы, наблюдения.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 117 с.
2. Анисимов, Г.А. Развитие монологической речи обучающихся в процессе овладения лексикой и грамматикой русского языка / Г.А. Анисимов, Л.Б. Пастухова, З.Н. Якушкина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2017. – Т. 2. – № 3 (95). – С. 157-164.
3. Бизикова, О.А. Загадка как средство обогащения описательной речи детей старшего дошкольного возраста / О.А. Бизикова, О.А. Степаненко // Статьи докладов (г. Нижневартовск, 2—3 апреля 2015 года) / Отв. ред. А.В. Коричко. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2015. – С. 333-335.
4. Бизикова, О.А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
5. Выготский, Л.С. Речь и мышление / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2001. – 874 с.
6. Гилева, Е.И. Принципы и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора / Е.И. Гилева, Н.В. Шилина // XXIII Ершовские чтения. – Ишим, 2013. – С. 178–181.
7. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебно-метод. пособ. / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
8. Гриценко, З.А. Своеобразие читательского становления / З.А. Гриценко // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 2. – С. 15–20.
9. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: пособие для логопедов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Эксмо, 2011. – 112 с.
10. Зайдес, К.Д. Метакоммуникативные вставки в русской устной речи / К.Д. Зайдес // Коммуникативные исследования. – 2016. – № 3 (9). – С. 19-35.
11. Зимняя, И.А. Психолингвистика / И.А. Зимняя. – М.: Инфра-М, 2015. – 487 с.
12. Жинкин, Д.И. Детская речь / Д.И. Жинкин. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 402 с.
13. Иванова, С.А. Методика развития речи / С.А. Иванова. – М.: Т,Ц Сфера, 2016. – 299 с.
14. Игнатьева, С.А. Функции основных типов речевой деятельности / С.А. Игнатьева // Коммуникативные исследования. – 2016. – № 1. – С. 87-93
15. Игошина, Л.И. Особенности развития описательной речи в старшем дошкольном возрасте / Л.И. Игошина // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 17-24.
16. Каргапольцева, С.И. Текст-описание как тип монологической речи / С.И. Каргапольцева // Образование и воспитание. – 2016. – №1. – С. 99-105.
17. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст / Н.С. Карпинская. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 236 с.
18. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
19. Ковалева, А.А. Формирование речевой культуры у детей раннего возраста / А.А. Ковалева // Детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 42-48.
20. Круглова, А.В. Развитие речевой культуры в дошкольном детстве / А.В. Круглова, О.С. Ушакова // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 20-23.
21. Курмелева, Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора / Н.А. Курмелева // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 11. – С. 74-77.
22. Лебедева, И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности / И.Н. Лебедева // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 138-166.
23. Леонтьев, А.А. Психофизиологические механизмы речи / А.А. Леонтьев // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. – М.: Гном – Пресс, 2011. – 478 с.
24. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. – М.: Академия, 2014. – 176 с.
25. Лиман, Н.А. Связная речи в онтогенезе / Н.А. Лиман / Детский сад от А до Я. – 2012. – №4. – С. 54-58.
26. Логинова, В.Н. Дошкольная педагогика / В.Н. Логинова, П.Г. Саморукова. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 67 с.
27. Лущихина, И.М. Речь, язык, языковое сознание / И.М. Лущихина // Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: Владос, 2011. – 584 с.
28. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – С. 105-112.
29. Мельникова, Л.И. Детский фольклор в дошкольных образовательных учреждениях: учеб, пособие / Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина. – М.: Гном-Пресс, 2013. – 256 с.
30. Мехнецов, А.М. Традиции народной культуры: итоги и перспективы комплексного изучения: учеб, пособие / А.М. Мехнецов. – М.: Просвещение, 2011. – 113 с.
31. Мильруд, Р.П. Приемы и технологии обучения устной речи / Р.П. Мильруд // Язык и культура. – 2015. – №1. (29). – С. 85-92.
32. Миронова, H. Как учить дошкольников связной монологической речи / H. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 9. – С. 111-116.
33. Миропольский, С.И. Музыкальный фольклор на занятиях в детском саду / С.И. Миропольский // Педагогика. – 2011. – №4. – С. 74-77.
34. Назарова, А.В. Формирование умений монологической речи в условиях общего образования / А.В. Назарова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 56-63.
35. Науменко, Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе: Песни, игры, загадки, театрализ. представления в автор. записи, нотной расшифровке и редакции] / Сост. Г.М. Науменко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 222 с.
36. Омельченко, Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Детский сад от а до Я. – 2014. – №4. – С. 102-115.
37. Перышкина, О.Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду / О.Л. Перышкина // Логопед. – 2016. – №3. – С. 32-34.
38. Покровский, А.Е. Детский музыкальный фольклор / А.Е. Покровский. – СПб.: Питер, 2002. – 326 с.
39. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Т.Б. Полянская. – СПб.: Детство-пресс, 2014. – 64 с.
40. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.
41. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: учеб.-практич. пособие для бакалавров / под ред. В.Д. Черняк. – СПб.: Питер, 2012. – 463 с.
42. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: (из опыта работы) / Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 192 с.
43. Сазонова, Н.П. Лекционные и семинарские занятия по дошкольной педагогике; учебное пособие для студентов педагогических факультетов / Н.П. Сазонова. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – 381 с.
44. Сидорова, У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста: упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия / У.М. Сидорова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
45. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Г. Соловьева // Воспитание дошкольников. – № 1. – 2012. – С. 62-69.
46. Сохин, Ф. Примерное планирование занятий по развитию речи / Ф. Сохин, О. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 1-7. – С .22-26.
47. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студентов / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
48. Теория и методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов вузов: пособие для самостоят. работы / В.И. Яшина [и др.]. – М. : Академия, 2009. – 192 с.
49. Терентьева, Ю.В. Связная монологическая речь как предмет научного исследования / Ю.В. Терентьева // Вопросы языкознания. – 2017. – №2. – С. 74-77.
50. Тихеева, Е.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Е.И. Тихеева. – СПб.: Питер, 2010. – 359 с.
51. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2010. – №10. – С. 16-21.
52. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.
54. Шишкова, И.Т. Методы и приемы развития связной монологической речи / И.Т. Шишкова // Педагогика. – 2016. – №2. – С. 72-76.
55. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 412 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ