ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Художественный мир Лидии Григорьевой 10
Глава 2. Своеобразие отражения образа лирической героини поэтессы
Л.Газизовой 25
Глава 3. Лирическая героиня Л.Григорьевой и Л.Газизовой: сходства и
различия 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Творчество каждого поэта и писателя - целый художественный мир. В данной дипломной работе речь пойдет о творческом развитии Лилии Газизовой и Лидии Григорьевой, выражавшие свое мироощущение в поэзии через лирическую героиню. Развитие Лилии Ривкатовны и Лидии Николаевны как поэтесс носит поступательный характер: от поэтического сборника к поэтическому сборнику художественный и идейный мир их лирики становился богаче и ярче, сложнее и масштабнее.
Актуальность нашей работы связана с возросшим интересом современного читателя к женской поэзии.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в выявлении специфики лирических героинь Лилии Газизовой и Лидии Григорьевой, так как практически не существует работ, посвященных творчеству этих поэтессам.
Цель нашего исследования - проследить эволюцию образа лирических героинь поэтесс, обнаружить индивидуальные, свойственные только им взгляды, воплощенные в лирическом субъекте, определить мотивы и темы, позволяющие раскрыть характер лирических героинь.
Цель работы обуславливает следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Проанализировать образный строй стихотворений поэтесс.
3. Выявить эволюцию образа лирических героинь.
4. Сравнить лирическую героиню Григорьевой и Газизовой.
Объектом нашего исследования становятся стихотворения Газизовой Л. Р. и Григорьевой Л. Н.
Предметом исследования являются образы лирических героинь в их развитии.
Материалом исследования стали сборники Л.Газизовой «Чёрный жемчуг», «Поэма беременности», «Зимние арабески», «В ладу с размирьем: стихи», «Канафер», «Люди февраля», «Кирова, 70», «Касабланка», «Верлибры: стихи» и Л.Григорьевой «Майский сад. Стихи», «Свет виноградный», «Любовный голод», «Сумасшедший садовник», «Воспитание сада. Книга стихов», «Небожитель. Книга стихотворений», «Сновидение в саду», «Звёздный сад», «Стихи для чтения в метро».
Научно-критической основой исследования стали статьи, посвященные творчеству поэтесс. Это, прежде всего, работы А.Ф.Галимуллиной, А.Кадыровой, Р.Сарчина и др.
Обоснование отбора материала.
В компаративистском аспекте нами рассматриваются произведения, написанные представительницами современной поэзии, чье творческое становление происходило в разные исторические периоды. Это позволит показать многоплановость современной женской поэзии.
Григорьева Лидия Николаевна (1945 г.р.) — русская поэтесса, эссеист и фотохудожник, посол русской культуры. Продолжает традиции великой русской литературы, и в то же время предстаёт новатором. Лидия Григорьева создала новый жанр - «фотопоэзия». Это создание художественных произведений, основанных на синтезе поэзии, философии и фотографии. Поэтесса давно стремилась к синтезу видимого и невидимого в искусстве. Как говорит сама Григорьева: «Один и тот же цветок на рассвете и на закате - от его рождения и до умирания, подобно человеческой жизни. Мои выступления теперь еще часто сопровождает музыка, которую я сама подбираю» [53].
Родилась Лидия Григорьева в Ворошиловской области, окончила историко-филологический факультет Казанского университета и по распределению работала журналисткой на Чукотке, потом учителем в школе для умственно отсталых в Казани, с 1973 года жила в Москве. Первая книга стихов издана в 1978 году. Публиковалась в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Новая юность», «День и ночь» и др. Автор сценариев документальных фильмов для Би-Би-Си и Российского телевидения. Лидия
Григорьева - участница многих международных литературных встреч, конференций и Всемирных конгрессов поэзии. Её стихи переведены на английский, японский, французский, чешский, словацкий, китайский, арабский и другие языки.
Ранние детские годы Лидии Николаевны прошли на Крайнем Севере. В 7 лет поэтесса осталась без отца. Её отец, полярный лётчик, погиб в возрасте 30 лет. В 2003 году Лидия Николаевна потеряла единственного сына Василия, который погиб в том же возрасте, что и ее отец (она назвала эти повторяющиеся ситуации «рифмами жизни»). Потери не лишили поэтессу жизненной стойкости, но стали причиной написания новых стихов. Родилась поэтесса на Украине, студенческие годы провела в Казани, где и познакомилась со своим будущим мужем - Равилем Бухаревым (литератор и переводчик, с которым она более 20 лет назад уехала из Москвы в Лондон, человек блестящего интеллекта, которого она называет великим и продолжает его творческую жизнь, работая с его архивами и издавая его книги; умер в начале 2012 года); Север, Лондон - всё переплеталось в её судьбе. В середине 60-х Диас Валеев первым напечатал её стихи в газете «Комсомолец Татарии». Так она стала знаменитой в среде казанских литераторов. Давид Кугультинов, прочтя только одну строчку из стихотворения студентки, воскликнул: «Вот как надо писать!» и добавил: «Не делайте из этой талантливой девочки обыкновенную советскую поэтессу». Да она сама бы не позволила этого, ведь нужно всегда делать то, что тебе нравится. «Я никогда не стою в очередях».
Лидия Григорьева из тех поэтов, в ком, по меткому определению Евгения Евтушенко, «бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет». Она очень разносторонний человек, с богатой, полной событий, интересных встреч, достижений в творчестве биографией. Стихи Григорьевой вдохновенны и естественны. Для Лидии Григорьевой рифмовать - это естественное занятие. Стихи рождаются в ее жизни из всего и несмотря ни на что. Так, в дождливую погоду, когда ей было одиноко и холодно, проходя мимо цветочного магазина в городе Казани, она заметила на витрине цветочного магазина большие золотые хризантемы в невероятном количестве. Стояли они в огромных оцинкованных вёдрах и имели невероятный запах. Она не могла их не купить, цветы были завораживающими. Эта встреча в ней как искра зажгла поэтическое вдохновение и пока она шла домой, родилось новое стихотворение.
Лилия Ривкатовна Газизова (1972 г.р.) - заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, поэт, эссеист, переводчик, культуртрегер. Является одним из ведущих поэтов современной Казани. В поэзию пришла на рубеже 1980-1990-х с благословения Анастасии Цветаевой, которая писала позже о стихах Лилии: «Стихи Лилии Газизовой настолько не похожи на стихи других поэтесс, настолько оригинальны, что даже и найти им название было нелёгким делом. Они одновременно тянутся и к старине, к истории своего народа, и вместе с тем являются новаторством» [49].
Родилась поэтесса в Казани. Окончила Казанский медицинский институт и Московский Литературный институт им. М. Горького (1996). Сейчас руководитель секции русской литературы и художественного перевода Союза писателей Татарстана. Автор десяти сборников стихов, также известна как переводчик татарской поэзии на русский язык. Стихи вошли в ряд зарубежных антологий, переводились на английский, французский, немецкий, польский, сербский, македонский, турецкий, армянский, румынский языки. Кроме того, она известна в качестве вдохновителя и организатора многих крупных литературных проектов, среди которых, например, международный поэтический фестивалей имени Н.Лобачевского - единственный в мире литературный фестиваль, который носит имя математика; фестиваль имени В.Хлебникова («Ладомир»); Международный фестиваль «Литературная Универсиада в Казани». Также она является Лауреатом литературных премий имени Г.Державина,
А.Ахматовой, В.Берестова и др.
Примерно шесть лет Лилия проработала детским врачом, совмещала медицину и литературу. Вскоре литература вытеснила первую профессию. Как считает сама поэтесса, между этими двумя занятиями много общего, в сущности, литература - это скорбный лист человечества.
Среди любимых писателей выделяет - Тютчева, Блока, Толстого, Мандельштама, Боратынского. Уже с детства поэтесса понимала, что её натура стремится к хаосу и её надо всячески одёргивать, гармонизировать, поэтому у неё сложилась такая система: одну из книг она брала в разделе русской классики, вторая относилась к классике зарубежной, третья - к фантастике, а четвёртая была просто детской книжкой, которая ей нравилась, например, из-за картинок.
Лилия Газизова считает, что на поэтов не учатся, ими рождаются. По её мнению, строй души, отношение к миру, ощущение себя в нём проявляются дольно рано. Уже в 13 лет она осознала, что окружающий мир дисгармоничен и ей захотелось создать свою гармонию на бумаге. Так она начала писать стихи. Первоначально для неё это было желанием поделиться с близкими людьми. Им её творения показались интересными, что дало ей стимул двигаться дальше в этом направлении. В литературном институте поэтесса общалась с себе подобными людьми и училась у них, а они, в свою очередь, брали многое от неё. Чтобы состояться как поэту, помимо одарённости, нужны огромная самонадеянность и даже наглость, ведь ты вторгаешься в сферу, где до тебя творили гении, которые, вроде бы, уже всё сказали. И ей это удалось. Поэтесса не склонна писать на абстрактнобанальные темы, витать в облаках. Мединститут дал ей объемные и реалистичные знания о человеке, что человек - это не только мечты и грёзы.
Лилия Газизова не стала идти по утоптанной тропинке, не стала писать «гладкие стихи». Она решила пойти своим путём, сложным, новым, не боясь ошибиться. Именно в верлибрах поэтесса чувствует себя по-настоящему свободной, так как в этой форме таятся огромные возможности, которые не использованы и на десятую часть. По её мнению, верлибры никогда не станут столбовой дорогой русской поэзии, но они вносят свою неповторимую «ноту» в общий хор поэтических голосов. Тот, кто ждёт от стихов музыки, не найдёт её в верлибрах. Но хороший верлибр, как и классическое русское стихотворение, может «ранить» в сердце, остаться в памяти.
Как видно из краткого обзора, поэтессы создают стихотворения, отличные по форме и содержанию, но в них проявилась непростая судьба женщины, матери, хранительницы домашнего очага.
В качестве теоретической базы для данной работы были использованы труды известных литературоведов: Выготского Л. С., Гинзбург Л. Я., Лотмана Ю. М., Кормана Б. О., Зарецкого В. А., Холшевникова В. Е. и других.
Центральный понятием в работе выступает понятие образа.
В.А. Скиба, Л^. Чернец определяют образ как категорию эстетики, характеризующую результат осмысления автором (художником) какого- либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, объективированный в форме произведения как целого или его отдельных фрагментов, частей (так, литературное произведение-образ может включать в себя систему образов персонажей). Художественный образ — феномен сложный. В нем как в целостности интегрированы индивидуальное и общее, существенное (характерное, типическое), равно как и средства их воплощения.
Образ существует объективно, как воплощенная в соответствующем материале авторская конструкция, как «вещь в себе». Однако становясь элементом сознания «других», образ обретает субъективное существование, порождает эстетическое поле, выходящее за рамки авторского замысла.
А.А. Потебня в работе «Мысль и язык» рассматривал образ как воспроизведенное представление — в качестве некой чувственно воспринимаемой данности. Хализев же добавляет, что «художественные образы (и в этом их специфика) создаются при явном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления. Воображение художника — это, следовательно, не только психологический стимул его творчества, но и некая данность, присутствующая в произведении. В последнем наличествует вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия себе в реальности». [37, с.253].
Основными методами исследования в работе являются биографический, историко-функциональный и сравнительный.
Совпадения между родственными литературами, как известно, принято определять как типологические аналогии. В изучение подобного рода явлений большой вклад внесли как отечественные (А.Н.Веселовский, В.М.Жирмунский, Н.И.Конрад, М.Бахтин, А.Алексеев, С.Аверинцев, А.В. Михайлов и др.), так и зарубежные (Т.Бенфей, Э.Тайлор, Р.Уэллек, А.Дима, Д.Дюришин и др.) ученые.
Как утверждает В.М. Жирмунский, под «сравнительным методом» в литературоведении обычно понимали изучение так называемых "влияний" и «заимствований». Сравнение не уничтожает специфики изучаемого явления (индивидуальной, национальной, исторической); напротив, только с помощью сравнения, т. е. установления сходств и различий, можно точно определить, в чем заключается эта специфика [23, с. 177].
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Изучив творчество современных поэтесс - Лидии Григорьевой и Лилии Газизовой, опираясь на немногочисленные исследования литературоведов, мы пришли к следующим выводам.
В лирической героине Лидии Григорьевой и Лилии Газизовой воплощено их авторское сознание. Им удалось создать образ, наделенный определенной индивидуальной судьбой, психологической отчетливостью внутреннего мира. Их героини психологически растут, обретают особую духовную силу и свободу.
Выявляя особенности эволюции лирических героинь поэтесс, мы приходим к выводу, что изменения в их образах достаточно тесно связаны с переменами, происходящими в жизни каждой, а также с теми задачами, которые они ставили в конкретные моменты своего творческого пути.
В ранних стихах Лилии Газизовой представлены различные ролевые воплощения лирической героини, своеобразные «литературные типы»: мать, жена, покинутая возлюбленная, дочь т.д. Такая многоликость героини, игра с разнообразием «масок» была направлена, скорее всего, на то, чтобы препятствовать отождествлению автора с каждой из них в отдельности. Каждый сборник поэтессы и в тематическом, и в структурном отношении представляет собой нечто единое и цельное. Каждая книга соответствует определенному этапу становления Газизовой как поэтессы. Стихи слагаются как бы в свободный по своей композиции лирический роман, лишенный единой фабулы и состоящий из ряда независимых друг от друга по содержанию мгновенных эпизодов, входящих в общее лирическое движение.
Лидия Григорьева принадлежит к тем людям, для которых рифмовать - естественное занятие. Стихи рождаются в ее жизни всегда, из всего и несмотря ни на что, не только из сора, как писала Ахматова, но и с небес. Стихи Григорьевой оставляют у читателя необычное по нашим временам эмоциональное послевкусие: целостности мира и присутствия надежды. Лирическая героиня прибегает к помощи высших сил. Нравственное начало бытия для нее заключается в Боге, поэтому религиозность является ее отличительной чертой. Поэтизация жизни как мечты, фантазии провоцируют крайний субъективизм художественного мышления. Такова и лирическая героиня поэтессы, ценящей миг красоты.
Внимание к деталям внешнего мира, к предметам обихода у Газизовой связано с отражением внутреннего мира. Предметная деталь помогает в раскрытии психологии героев. Художественный мир обыден и прост. Психологическим приемом в стихах является описание не переживаний, а действий, поступков. Она не объясняет, а показывает. В ранних сборниках стихов перед читателем предстает, на первый взгляд, хрупкое, обиженное существо. Однако под этой маской прячется натура сильная, со скрытым душевным огнем. Образы-маски в своих стихах ей помогают выразить лирическую эмоцию. Она стремится показать изменчивость, текучесть настроений и чувств, их мимолетность. Её поэзия существует из человеческой обыденности, из состояния вязких подробностей жизни.
В лирических героинях Газизовой и Григорьевой воплощены образы самих поэтесс, точнее, их авторское сознание. Они смогли создать четкий образ, дать ему жизненную роль, наделить определенностью индивидуальной судьбы, который развивается, самосовершенствуется. На их творчество прослеживается влияние романтизма, эстетики декаданса, символизма, и акмеизма. Их стихотворения представляет собой развернутую реплику героинь в подлинном или воображаемом диалоге с героем.
У обеих поэтесс встречается пристальное внимание к циклическому течению жизни (времена года, месяцы). В их позднем творчестве усиливается ощущение божественного присутствия во всем. Для Григорьевой характерно погружение лирической героини в природу, мотивы сада и т.д. Во внешних событиях отражается полная драматизма душевная жизнь.
Обе поэтессы определяют цель творчества как самоотдачу. Суета, шумный успех у толпы - мнимые ценности. Но за простыми пейзажными зарисовками, за деталями быта всегда прорисовывается космос. Начинаются стихотворения с чего-то простого, незатейливого, пейзажного, и вдруг происходит отрыв ввысь. Они всегда взаимодействует и с реальным, и с идеальным.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования ее результатов в процессе преподавания современной литературы студентам высших учебных заведений.
1. Газизова Л .Р. Чёрный жемчуг / Л. Р. Газизова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1996. - 72 с.
2. Газизова Л. Р. Поэма беременности / Л. Р. Газизова. - Казань: Карпол, 2001. - 20 с.
3. Газизова Л. Р. Зимние арабески / Л. Р. Газизова. - Казань : Институт истории Академии наук Республики Татарстан, 2002. - 136 с.
4. Газизова Л. Р. В ладу с размирьем: стихи / Л. Р. Газизова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. - 191 с.
5. Газизова Л. Р. Канафер / Л. Р. Газизова. - Казань: Познание, 2011. -154 с.
6. Газизова Л. Р. Люди февраля / Л. Р. Газизова. - Казань: Воймега, 2013. - 60 с.
7. Газизова Л. Р. Кирова,70 (Стихи, переводы, эссе) / Л. Р. Газизова. - Казань : Республиканский центр мониторинга качества образования, 2013. - 200 с.
8. Газизова Л. Р. Касабланка / Л. Р. Газизова. - Казань: Воймега, 2015. - 44 с.
9. Газизова Л. Р. Верлибры: стихи / Л. Р. Газизова [авт. предисл. А. Переверзин]. - Казань : Татар. кн. изд-во, 2016. - 159 с.
10. Григорьева Л. Н. Майский сад. Стихи / Л. Н. Григорьева. - М.: Современник, 1981. - 61 с.
11. Григорьева Л. Н. Свет виноградный / Л. Н. Григорьева. - М.: Современник, 1984. - 112 с.
12. Григорьева Л. Н. Любовный голод / Л. Н. Григорьева. - М.: Пенаты, 1993. - 127 с.
13. Григорьева Л. Н. Сумасшедший садовник. Стихотворения, поэмы / Л. Н. Григорьева. - М.: Воскресенье, 1999. - 168 с.
14. Григорьева Л. Н. Воспитание сада. Книга стихов / Л. Н. Григорьева.
- СПб. : Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. - 271 с.
15. Григорьева Л. Н. Небожитель. Книга стихотворений / Л. Н. Григорьева. - М.: Время, 2007. - 94 с.
16. Григорьева Л. Н. Сновидение в саду. Книга стихотворений / Л. Н. Григорьева. - М.: Центр современной литературы, 2009. - 140 с. (Серия Русский Гулливер).
17. Григорьева Л. Н. Звёздный сад / Р. Бухарев. - СПб. : изд-во РусскоБалтийский информационный центр БЛИЦ, 2011. - 320 с.
18. Григорьева Л. Н. Стихи для чтения в метро / Л. Н. Григорьева. - СПб. : изд-во Алетейя, 2016. - 288 с.
II. Научно-теоретическая литература
19. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, T. V / В. Г. Белинский
- М.: Изд-во АН СССР, 1959. - C. 45-52, 310-400.
20. Выготский Л. С. Психология искусства / В. В. Иванов. - М. : Искусство, 1968. - С. 275-345.
21. Г инзбург Л. Я. О лирике / Л. Я. Г инзбург- Л.: Советский писатель,
1974. - С. 288-325.
22. Жирмунский В. М. Рифма, её история и теория / В. М. Жирмунский- Пг. : Academia, 1923. - С. 297-306.
23. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад / В. М Жирмунский. - Л.: Наука, 1979. - С. 46-67.
24. Зарецкий В. А. Семантика и структура словесного художественного образа / В. А. Зарецкий- М.: Автореф. канд. дисс. Тарту, 1996. - 86 с.
25. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б.
О. Корман. - Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 1992. - С. 9-67.
26. Константинова С. Л. Русский поэтический аванград: XX век / С. Л. Константинова. - Псков : ПГПУ, 2007. - С. 24-27.
27. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство - Спб, 1996. - С. 11-133.
28. Томашевский Б. В. Избранные работы о стихе / Казанский Н. Н., Гончаров С. А. - СПб.: Изд. центр Академия, 2008. - С. 3-38.
29. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение /
В. Е. Холшевников. - СПб. : Изд. центр Академия, 2004. - 36 с.
30. Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / А. В. Гулыга - М.: Мысль, 1987. - С. 227-389.
31. Шенгели Г. А. Техника стиха / Л. И. Тимофеев. - М. : Гослитиздат, 1960. - С. 13-43.
III. Научно-критическая литература
32. Галимуллина А.Ф. Образ Казани в творчестве Равиля Бухараева и Лидии Григорьевой / А.Ф. Галимуллина // Научный Татарстан. - 2017. - № 3.- С. 65 - 72
33. Галимуллина А.Ф. Образ Казани в поэтическом мире Равиля Бухараева и Лидии Григорьевой / А.Ф. Галимуллина // Актуальные проблемы изучения мировой культуры в контексте диалога цивилизаций: Россия - Запад - Восток // Материалы Международной науч.-практ. конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVIII Кирилло- Мефодиевские чтения». 23-24 мая 2017 года. - Москва. Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина. - М. - Ярославль: Ремдер, 2017.- С. 208 - 213.
34. Галимуллина А.Ф., Галимуллин Ф.Г. Специфика художественного воплощения образа сада в творчестве Равиля Бухараева и татарских поэтов второй половины ХХ века / А.Ф.Галимуллина, Ф.Г.Галимуллин // Филология и культура. - 2017. - № 3 (49). - С. 127 - 132.
35. Сарчин Р. Ш. Лики казанской поэзии / Р. Ш. Сарчин - Казань : Изд-во Казанского гос. ун-та культуры и иск-в, 2011. - С. 90-105.
IV. Справочная литература
36. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев,
С. В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
37. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 1999. - С. 22-53.
V. Интернет-ресурсы
38. Алиханов С. Лидия Григорьева [Электронный ресурс] / Алиханов
С. - Режим доступа: https://newizv.ru/news/culture/01-07-2017/lidiya-grigorieva- v-tsvetnike-moem-tsvety-byli-s-vechnostyu-na-ty-dfb28e99-30fc-4535-b535- 882758fd168b, свободный. - Проверено 24.05.2018.
39. Арсеньев И. Лилия Газизова. Люди февраля [Электронный ресурс] /
Арсеньев И. - Режим доступа: http://www.reading-
hall.ru/publication.php?id=7670, свободный. - Проверено 24.05.2018.
40. Арямнова В. О нелюбви к босоножкам [Электронный ресурс] / Арямнова В. О. - Режим доступа: http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-38174/, свободный. - Проверено 24.05.2018.
41. Бондаренко В. Подробности иного бытия [Электронный ресурс] / Бондаренко В. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/sib/2013/12/12b.html, свободный. - Проверено 24.05.2018.
42. Бурцева С. Лидия Григорьева: я закодирована сказками на всю жизнь [Электронный ресурс] / Бурцева С. - Режим доступа: http://www.impressum-
club.eu/index.php?mact=News,cntnt01 ,detail,0&cntnt01 articleid=1754&cntnt01 la ng=ru_RU&cntnt01returnid=86, свободный. - Проверено 24.05.2018.
43. Газизова Л. О чем плачут и над чем смеются поэты в Македонии. [Электронный ресурс] / Газизова Л. Р. - Режим доступа: http://reading- hall.ru/publication.php?id=7806, свободный. - Проверено 24.05.2018.
44. Газизова Л. Р. Список публикаций [Электронный ресурс] / Газизова Л. Р. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/authors/g/gazizova,
45. Газизова. Л. Р. Биография [Электронный ресурс] / Газизова Л. Р. - Режим доступа: https://45parallel.net/liliya_gazizova/, свободный. - Проверено 24.05.2018.
46. Газизова Л. Р. Дом и корабль [Электронный ресурс] / Газизова Л. Р. - Режим доступа: https://litbook.ru/article/8914/, свободный. - Проверено 24.05.2018.
47. Захаров Д. Лидия Григорьева: русские экспаты не склонны сбиваться в общину [Электронный ресурс] / Захаров Д. - Режим доступа: https://www.obzor.lt/news/n39509.html, свободный. - Проверено 24.05.2018.
48. Знаменская И. Я штопаю дыру в миропорядке [Электронный
ресурс] / Знаменская И. - Режим доступа: http://magazines.mss.ru/dm zhba/2001/7/tech_znam.html, свободный. -
Проверено 24.05.2018.
49. ИА Татар-информ. Поэтесса Лилия Газизова получила
литературную премию Анны Ахматовой [Электронный ресурс] / ИА Татар- информ. - Режим доступа:
http://tatmsk.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/127786.htm , свободный. - Проверено 24.05.2018.
50. Иванычева О. Ангелы из лондонского сада прилетели в Казань
[Электронный ресурс] / Иванычева О. - Режим доступа:
https://kazved.ru/article/74739.aspx, свободный. - Проверено 24.05.2018.
48. Кадырова А. Лидия Григорьева [Электронный ресурс] / Кадырова
А. - Режим доступа: http://www.evening-kazan.ru/artides/lidiya-grigoreva-ravil- hotel-kupit-mne-dom-v-luganske.html, свободный. - Проверено 24.05.2018.
51. Лясковская Н. Вертоград изреченный [Электронный ресурс] /
Лясковская Н. - Режим доступа: http://www.potomki-
1812.ru/2013/08/vertograd-izrechennyj/, свободный. - Проверено 24.05.2018.
52. Марченко А. Лидия Григорьева, Сумасшедшмй садовник, стихи, М
[Электронный ресурс] / Марченко А. - Режим доступа:
http://www.stihi.ru/2008/10/13/2990, свободный. - Проверено 24.05.2018.
53. Никитина К. Я замужем за английским садом [Электронный ресурс] / Никитина К. - Режим доступа: http://russkylondon.com/post/642, свободный.- Проверено 24.05.2018.
54. Осинников Ф. Золотое сечение Лидии Григорьевой [Электронный
ресурс] / Осинников Ф. - Режим доступа: http://www.reading-
hall.ru/publication.php?id=13995, свободный. - Проверено 24.05.2018.
55. Панин И. Язык до Казани доведёт [Электронный ресурс] / Панин И.
- Режим доступа: http://www.lgz.ru/article/-50-6491-17-12-2014/yazyk-do-
kazani-dovedyet/, свободный. - Проверено 24.05.2018.
56. Радашкевич А. К живущему в небе живому [Электронный ресурс] /
Радашкевич А. - Режим доступа:
http://www.radashkevich.info/publicistika/publicistika_93.html, свободный. - Проверено 24.05.2018.
57. Сарчин Р. Ш. Лики Казанской поэзии: сборник статей
[Электронный ресурс]: / Сарчин Р. Ш. - Режим доступа:
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/142/78142/59057?p_page=3, свободный. - Проверено 24.05.2018.
58. Семенова Е. Княжеская кровь [Электронный ресурс] / Семенова Е. -
Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2016-10-13/2_persona.html,
свободный. - Проверено 24.05.2018.
59. Сидорова Т. Лилия Газизова: «Если можешь помочь, помоги!» [Электронный ресурс] / Сидорова Т. - Режим доступа: http://www.kazan.aif.ru/culture/person/82010, свободный. - Проверено
24.05.2018.
60. Титова О. Рифмы жизни Лидии Григорьевой [Электронный ресурс]
/ Яшуркаев С.. - Режим доступа: http://www.impressum-
club.eu/index.php?mact=News,cntnt01 ,detail,0&cntnt01 articleid=1757&cntnt01 ori gid=53&cntnt01returnid=86, свободный. - Проверено 24.05.2018.
61. Тишина И. Поэтический вечер Лидии Григорьевой (Лондон) [Электронный ресурс] / Тишина И. - Режим доступа: http://www.bfrz.ru/?mod=news&id=1383, свободный. - Проверено 24.05.2018.
62. Уздина М. Книжное окошко. Лидия Григорьева [Электронный ресурс] / Уздина М. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2012/06/27/1537, свободный. - Проверено 24.05.2018.
63. Хасаев Р. Лидия Григорьева [Электронный ресурс] / Хасаев Р. -
Режим доступа: https://m.realnoevremya.ru/articles/1287, свободный. -
Проверено 24.05.2018.
64. Хуцишвили М. Лидия Григорьева. Вечная тема [Электронный ресурс] / Хуцишвили М. - Режим доступа: http://books.vremya.ru/books/2931- lidiya-grigoreva-vechnaya-tema.html, свободный. - Проверено 24.05.2018.
65. Черняева Е. Верлибры Лилии [Электронный ресурс] / Черняева Е. - Режим доступа: http://zvezdapovolzhya.ru/kultura-i-iskusstvo/verlibry-lilii-03-10-
2017. html, свободный. - Проверено 24.05.2018.
66. Шакиров Р. Книжная полка Лилии Газизовой [Электронный ресурс] / Р. Шакиров. - Режим доступа: http://protatarstan.m/книжная-полка- лилии-газизовой-2/, свободный. - Проверено 24.05.2018.
67. Ширинская Н. Поэзии сейчас нет нигде, кроме России [Электронный ресурс] / Ширинская Н. - Режим доступа: http://books.vremya.ru/main/2991-poezii-seychas-net-nigde-krome-ossii-okno-v- ossiyu.html#.UcPaЮBaLLY%20ОКНО%20В%20РОССИЮ, свободный. - Проверено 24.05.2018.
68. Шульгат А. Возделывать свой сад [Электронный ресурс] / Шульгат
А. - Режим доступа: http://www.litkarta.ru/dossier/vozdelyvat-svoi-
sad/view_print/ , свободный. - Проверено 24.05.2018.
69. Щербаков С. У нас больше общего, нежели кажется [Электронный ресурс] / Щербаков С. - Режим доступа: http://www.soldatru.ru/read.php?id=2871, свободный. - Проверено 24.05.2018.
70. Яшуркаев С. Воспитание садом [Электронный ресурс] / Яшуркаев
С. - Режим доступа: http://magazines.mss.ru/dmzhba/2010/12/ia20-pr.html, свободный. - Проверено 24.05.2018.