Контрабанда (ст.188 УК РФ). Историко-правовое, социологическое, уголовно-правовое исследование. (12.00.08)
|
Введение
Глава I. Социальная обусловленность уголовно- правовых норм о контрабанде
§ 1. Контрабанда: исторические предпосылки возникновения, становления и развития законодательства
§ 2. Контрабанда в уголовном праве СССР и Российской Федерации (1917-1996 гг.)
§ 3. Социологическая характеристика контрабанды в современный период
Глава II. Общие вопросы уголовно-правового регулирования ответственности за контрабанду
§ 1. Контрабанда в таможенном и уголовном праве: сравнительный анализ
§ 2. Общая характеристика контрабанды по уголовному праву России § 3. Место контрабанды в системе преступлений в сфере экономической деятельности
Глава III. Уголовно-правовое регулирование ответственности за контрабанду
§ 1. Проблемы объекта и предмета контрабанды
§ 2. Проблемы объективной стороны контрабанды
§ 3. Проблемы субъективной стороны и субъекта контрабанды
§ 4. Проблемы ответственности за квалифицированные виды
контрабанды
§ 5. Проблемы отграничения контрабанды от смежных деяний
Заключение
Библиография
Глава I. Социальная обусловленность уголовно- правовых норм о контрабанде
§ 1. Контрабанда: исторические предпосылки возникновения, становления и развития законодательства
§ 2. Контрабанда в уголовном праве СССР и Российской Федерации (1917-1996 гг.)
§ 3. Социологическая характеристика контрабанды в современный период
Глава II. Общие вопросы уголовно-правового регулирования ответственности за контрабанду
§ 1. Контрабанда в таможенном и уголовном праве: сравнительный анализ
§ 2. Общая характеристика контрабанды по уголовному праву России § 3. Место контрабанды в системе преступлений в сфере экономической деятельности
Глава III. Уголовно-правовое регулирование ответственности за контрабанду
§ 1. Проблемы объекта и предмета контрабанды
§ 2. Проблемы объективной стороны контрабанды
§ 3. Проблемы субъективной стороны и субъекта контрабанды
§ 4. Проблемы ответственности за квалифицированные виды
контрабанды
§ 5. Проблемы отграничения контрабанды от смежных деяний
Заключение
Библиография
Актуальность темы исследования. Борьба с контрабандой является важной составной частью обеспечения как национальной безопасности России, так и безопасности мирового сообщества в целом, отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Контрабанда, являясь по своей сути экономическим преступлением, наносит вред еще целому ряду других общественных отношений. Она нарушает установленный порядок государственного регулирования внешнеторговой деятельности, выступающей составной частью внешнеэкономической деятельности, путем нарушения порядка перемещения через таможенную границу товаров, порядка, установленного специальными правилами ввоза или вывоза отдельных товаров из России, монополию государства на их экспорт и импорт. Так называемая коммерческая контрабанда, приносящая стране невосполнимый экономический, политический и моральный вред, базируясь на нелегальном вывозе из Российской Федерации минеральных руд и других стратегически важных сырьевых товаров, посягает на экономическую безопасность страны. Кроме того, могут быть нарушены общественная безопасность, национальная безопасность России, мир и мирное сосуществование различных государств, экономическая безопасность страны, причиняется ущерб культурному достоянию народов РФ, конституционному праву граждан на пользование культурными ценностями, создается угроза здоровью населения, затрагиваются интересы личности, ее физическая неприкосновенность.
Огромную опасность представляет контрабанда наркотиков, оружия и боеприпасов.
Эффективность борьбы с рассматриваемым преступлением зависит от ряда обстоятельств, в числе которых важное значение занимает уголовно¬правовое регулирование ответственности за контрабанду, выработка научно обоснованных рекомендаций по применению законодательства.
Отдельные аспекты ответственности за данное деяние подвергались анализу в диссертациях, монографиях, научных статьях и учебной литературе как по уголовному, так и по таможенному праву Арышевым В.В., Аслахановым А.А., Афанасьевым Н.Н., Базилевичем К.Н., Батышевым А.Ф., Волженкиным Б.В., Давитадзе Д.Д., Габричидзе Б.Н., Галажиным Е.Ф., Галиакбаровым P.P., Ивановой С.Ю., Кайгородовым О.В., Бахрахом Д.Н., Колосовой В.И., Кочубей М.А., Лопашенко Н.А., Ляпуновым Ю.И., Марковым Л.Н., Мельниковой В.Е., Михайловым B.C., Никулиным С.Т., Ноздрачевым А.Ф., Полежаевым Д.М., Родиной Л.Ю., Сучковым Ю.И., Храбсковым В.Т., Чучаевым А.И., Шахмаметьевым А.А., Шмаровым И.В., Яковлевым А.М., Яни П.С. и др.
В абсолютном своем большинстве эти работы были написаны на базе УК РСФСР 1960 г., а современные публикации, как правило, ограничиваются комментариями законодательства.
Учитывая изложенное, вопросы, затрагиваемые в диссертационном исследовании, представляют интерес как с научной, теоретической, так и практической точки зрения. Указанные обстоятельства в своей совокупности определяют актуальность темы исследования и ее выбор соискателем.
Цель и задачи исследования. Целями диссертационной работы являются: а) исследование социальной обусловленности уголовно-правового регулирования ответственности за контрабанду; б) углубленный анализ наиболее важных либо дискуссионных проблем ответственности за рассматриваемое преступление; в) выработка предложений по совершенствованию законодательной регламентации ответственности за контрабанду. В соответствии с указанными целями автор ставил перед собой следующие задачи:
- выявить тенденции развития законодательства об ответственности за контрабанду;
- раскрыть социальную обусловленность уголовно-правовой нормы о контрабанде;
- дать сравнительный анализ нормативного описания контрабанды в Таможенном кодексе РФ и Уголовном кодексе РФ;
- определить место контрабанды в системе преступлений в сфере экономической деятельности;
- проанализировать признаки состава контрабанды, дав авторские оценки основным положениям, сделать выводы и сформулировать конкретные предложения по наиболее важным аспектам проблемы;
- показать отличие контрабанды от смежных деяний, раскрыть ее соотношение с рядом других преступлений;
- выработать предложения по совершенствованию законодательной регламентации ответственности за контрабанду.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является проблема уголовной ответственности за контрабанду.
Предметом исследования выступают:
уголовно-правовые нормы, таможенное законодательство;
правоприменительная практика по делам о контрабанде;
научные публикации по исследуемым вопросам.
Методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования. Методологической основой диссертационного исследования является диалектический материализм, а также частно-научные методы познания социальных явлений: историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, логический, системно-структурный, аксеологический и конкретно-социологический.
Важнейшие выводы диссертации базируются на положениях конституционного, международного, уголовного, таможенного и административного законодательства. В работе учтены разъяснения Пленумов Верховных Судов СССР И РСФСР (Российской Федерации) по различным категориям уголовных дел.
В процессе исследования широко использовались труды по уголовному, международному, таможенному и административному праву, по общей теории права, истории государства и права России, философии и социологии.
Эмпирическую базу исследования составили: 1) как собственные конкретно-социологические исследования и обобщения материалов опубликованной судебной практики, так и данные других специалистов, работающих над этой проблемой; 2) аналитические обзоры, статистические отчеты, справки Государственного таможенного комитета РФ; 3) 97 уголовных дел о контрабанде, рассмотренных судами г. Москвы и Московской области, Нижегородской, Ульяновской, Калининградской, Мурманской и др. областей; 115 материалов, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела, либо возбужденное дело было прекращено; 4) материалы Московского таможенного управления за 1997-98 гг. Кроме того, проведен анализ опубликованной судебной практики с 1961 г., газетных и журнальных публикаций по данной проблематике за последние 5 лет. Учтен личный опыт работы в таможенных органах.
Научная новизна исследования. Она заключается в том, что работа представляет собой попытку комплексного (уголовно-правового, таможенного, административного, исторического и социологического) рассмотрения проблемы ответственности за контрабанду, по результатам которого формулируются предложения по совершенствованию уголовного и таможенного законодательства, улучшению правоприменительной деятельности и уточнению ряда теоретических положений.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Нормативное описание контрабанды, закрепленное в Таможенном кодексе РФ, существенно отличается от ее уголовно-правовой характеристики и не согласуется с общепринятым положением о том, что законодательные акты неуголовно-правового характера не должны содержать описание
7
конкретных преступлений. В связи с этим предлагается изменить редакцию ст.219 ТК РФ следующим образом: «Контрабанда влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
2. Специфическими чертами контрабанды, отличающим ее от иных преступлений в сфере экономической деятельности, выступают: особенности проявления общественной опасности. Уголовно-правовая норма о контрабанде характеризуется высокой степенью бланкетности, которая является не только нисходящей, и но и восходящей.
3. Контрабанда, являясь по своей сути экономическим преступлением, входит в группу таможенных преступлений, выделяемых по непосредственному объекту. При этом под таможенными преступлениями предлагается считать общественно опасные, виновные, уголовно наказуемые деяния, посягающие на общественные отношения по обеспечению внешнеэкономической деятельностью.
Родовым объектом контрабанды выступает экономика как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ; видовым - общественные отношения по установленному порядку осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, основным непосредственным - закрепленный в законе порядок осуществления внешнеэкономической деятельности; факультативными объектами экономическая безопасность, общественная безопасность, национальная безопасность, мир и мирное сосуществование государств, здоровье населения, налоговая система страны, духовные интересы граждан, их конституционное право на пользование культурными ценностями, окружающая природная среда, личность. Подобное определение объектов обусловлено многообразием предметов преступления, закрепленных в ч.2 ст. 188 УК РФ, имеющих различные социальные, правовые и физические характеристики.
5. При описании предмета контрабанды как товара и иных предметов (ч.1 ст.188 УК РФ) допущена тавтология: «иные предметы» - также являются товаром, ничем иным они и быть не могут. В связи с этим обосновывается
предложением об исключении указания на иные предметы из текста ст. 188 УК РФ. А ч.2 этой же статьи предлагается дополнить после слова «психотропных» словами «и их прекурсоров», а после слов «огнестрельного оружия» словами «его основных частей».
В примечании к ст. 188 УК РФ после слова «труда» следует указать: «установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления».
6. Перемещение при контрабанде означает фактический ввоз на территорию России или фактический вывоз с территории России товаров (предметов), указанных в ч.1 и ч.2 ст. 188 УК РФ, в том числе путем пересылки в международных почтовых отправлениях, использования трубопроводного транспорта и линий электропередач. Таможенной границей признаются пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Контрабанда считается оконченным преступлением с момента фактического перемещения контрабандного груза через указанную границу России. Предложения определять момент окончания данного преступления дифференцировано в зависимости от ввоза или вывоза товара не согласуются с законодательным описанием деяния. Вносится предложение дополнить 4.1 и ч.2 ст.188 УК словом «незаконное», указав его перед словом «перемещение».
7. Перемещение товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля характеризуется двумя моментами: 1) деяние направлено на пересечение таможенной границы вне зон таможенного контроля; 2) деяние направлено на пересечение таможенной границы вне установленного времени производства таможенного оформления. Сокрытие, как способ контрабанды, характеризуется утаиванием перемещаемого товара от таможенного контроля. При этом само перемещение осуществляется через таможенные органы, но в условиях, при которых обнаружение контрабандного груза исключается либо существенно затрудняется. Сюда же относятся и случаи придания одним товарам вида других.
Обманное использование документов охватывает представление таможенному органу документов: поддельных, недействительных, полученных незаконным путем; содержащих недостоверные сведения, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам.
Обосновывается необходимость исключения из ч.1 ст.188 УК РФ слова «сопряженное».
8. Вина в контрабанде может выражаться только в прямом умысле. Мотив и цель, как правило, являются корыстными, на квалификацию контрабанды они не влияют. Методологически ошибочно считать цель конструктивным признаком рассматриваемого преступления.
9. К должностным лицам, о которых говорится в ч.З ст. 188 УК РФ, следует относить:
а) должностных лиц таможенных органов России, в функции которых входит таможенный контроль за перемещением товаров через таможенную границу РФ;
б) должностных лиц иных государственных органов, которые в предусмотренных законом случаях выполняют функции таможенного контроля;
в) должностных лиц, освобождаемых в предусмотренных законом случаях, от определенных форм таможенного контроля.
Предлагается формулировку п. «б» ч.З ст.188 УК РФ привести в соответствии с формулировкой ст.285 УК РФ : «должностным лицом с использованием должностных полномочий».
10. Неоднократностью контрабанды признается совершение двух самостоятельных эпизодов уголовно наказуемого перемещения товаров через таможенную границу России независимо от того, был ли виновный осужден за первое деяние, но при условии, что оно сохранило за собой правовые последствия, или судимость за первое преступление не погашена или не снята в установленном порядке.
11. Нормативное описание насилия свидетельствует о том, что под ним должно пониматься насилие физическое и направлено оно на лицо,
осуществляющее в соответствии с законодательством таможенный контроль. Ограничивать круг потерпевших лишь сотрудниками таможенных органов нет никаких оснований, поскольку таможенный контроль в предусмотренных законодательством случаях могут осуществлять и не сотрудники таможенных органов, в частности сотрудники пограничной службы. Обосновывается необходимость п. «в» ч.З ст.188 УК РФ дополнить словами «или угрозы его применения» после слова «насилия».
12. С учетом социологической характеристики контрабанды предлагается увеличить число ее квалифицированных видов, дополнив ч.З ст.188 УК РФ пунктом «г» следующего содержания: «группой лиц по предварительному сговору».
13. Контрабанда отличается от : преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ, - по предмету преступления, а также по характеристике объективной стороны; преступления, предусмотренного ст.190 УК РФ, - по объективной стороне и субъекту преступления.
Уклонение от уплаты таможенных платежей имманентно присуще контрабанде, поэтому самостоятельной квалификации его по правилам об идеальной совокупности преступлений не требуется.
14. В целях устранения противоречия между 4.1 и ч.5 ст.188 ТК РФ обосновывается целесообразность исключения ч.5 данной статьи.
Теоретическая и практическая значимость исследования
определяется тем, что: а) внесены предложения по совершенствованию законодательства; б) содержащиеся в нем положения и выводы могут быть использованы для дальнейшего исследования как данной проблемы, так и связанных с ней вопросов; в) разработанные рекомендации могут оказать помощь правоприменительной практике; г) результаты исследования целесообразно использовать при проведении учебных занятий по уголовному и таможенному праву со студентами учебных заведений, слушателями курсов повышения квалификации.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедры уголовного права МГЮА, которая также провела ее рецензирование, на научно-практических конференциях. Использовались результаты исследования в преподавательской деятельности диссертанта в МГЮА, в его практической работе в таможенных органах РФ.
Некоторые положения диссертации изложены в научных статьях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя 11 параграфов, заключения и библиографии.
Контрабанда, являясь по своей сути экономическим преступлением, наносит вред еще целому ряду других общественных отношений. Она нарушает установленный порядок государственного регулирования внешнеторговой деятельности, выступающей составной частью внешнеэкономической деятельности, путем нарушения порядка перемещения через таможенную границу товаров, порядка, установленного специальными правилами ввоза или вывоза отдельных товаров из России, монополию государства на их экспорт и импорт. Так называемая коммерческая контрабанда, приносящая стране невосполнимый экономический, политический и моральный вред, базируясь на нелегальном вывозе из Российской Федерации минеральных руд и других стратегически важных сырьевых товаров, посягает на экономическую безопасность страны. Кроме того, могут быть нарушены общественная безопасность, национальная безопасность России, мир и мирное сосуществование различных государств, экономическая безопасность страны, причиняется ущерб культурному достоянию народов РФ, конституционному праву граждан на пользование культурными ценностями, создается угроза здоровью населения, затрагиваются интересы личности, ее физическая неприкосновенность.
Огромную опасность представляет контрабанда наркотиков, оружия и боеприпасов.
Эффективность борьбы с рассматриваемым преступлением зависит от ряда обстоятельств, в числе которых важное значение занимает уголовно¬правовое регулирование ответственности за контрабанду, выработка научно обоснованных рекомендаций по применению законодательства.
Отдельные аспекты ответственности за данное деяние подвергались анализу в диссертациях, монографиях, научных статьях и учебной литературе как по уголовному, так и по таможенному праву Арышевым В.В., Аслахановым А.А., Афанасьевым Н.Н., Базилевичем К.Н., Батышевым А.Ф., Волженкиным Б.В., Давитадзе Д.Д., Габричидзе Б.Н., Галажиным Е.Ф., Галиакбаровым P.P., Ивановой С.Ю., Кайгородовым О.В., Бахрахом Д.Н., Колосовой В.И., Кочубей М.А., Лопашенко Н.А., Ляпуновым Ю.И., Марковым Л.Н., Мельниковой В.Е., Михайловым B.C., Никулиным С.Т., Ноздрачевым А.Ф., Полежаевым Д.М., Родиной Л.Ю., Сучковым Ю.И., Храбсковым В.Т., Чучаевым А.И., Шахмаметьевым А.А., Шмаровым И.В., Яковлевым А.М., Яни П.С. и др.
В абсолютном своем большинстве эти работы были написаны на базе УК РСФСР 1960 г., а современные публикации, как правило, ограничиваются комментариями законодательства.
Учитывая изложенное, вопросы, затрагиваемые в диссертационном исследовании, представляют интерес как с научной, теоретической, так и практической точки зрения. Указанные обстоятельства в своей совокупности определяют актуальность темы исследования и ее выбор соискателем.
Цель и задачи исследования. Целями диссертационной работы являются: а) исследование социальной обусловленности уголовно-правового регулирования ответственности за контрабанду; б) углубленный анализ наиболее важных либо дискуссионных проблем ответственности за рассматриваемое преступление; в) выработка предложений по совершенствованию законодательной регламентации ответственности за контрабанду. В соответствии с указанными целями автор ставил перед собой следующие задачи:
- выявить тенденции развития законодательства об ответственности за контрабанду;
- раскрыть социальную обусловленность уголовно-правовой нормы о контрабанде;
- дать сравнительный анализ нормативного описания контрабанды в Таможенном кодексе РФ и Уголовном кодексе РФ;
- определить место контрабанды в системе преступлений в сфере экономической деятельности;
- проанализировать признаки состава контрабанды, дав авторские оценки основным положениям, сделать выводы и сформулировать конкретные предложения по наиболее важным аспектам проблемы;
- показать отличие контрабанды от смежных деяний, раскрыть ее соотношение с рядом других преступлений;
- выработать предложения по совершенствованию законодательной регламентации ответственности за контрабанду.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является проблема уголовной ответственности за контрабанду.
Предметом исследования выступают:
уголовно-правовые нормы, таможенное законодательство;
правоприменительная практика по делам о контрабанде;
научные публикации по исследуемым вопросам.
Методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования. Методологической основой диссертационного исследования является диалектический материализм, а также частно-научные методы познания социальных явлений: историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, логический, системно-структурный, аксеологический и конкретно-социологический.
Важнейшие выводы диссертации базируются на положениях конституционного, международного, уголовного, таможенного и административного законодательства. В работе учтены разъяснения Пленумов Верховных Судов СССР И РСФСР (Российской Федерации) по различным категориям уголовных дел.
В процессе исследования широко использовались труды по уголовному, международному, таможенному и административному праву, по общей теории права, истории государства и права России, философии и социологии.
Эмпирическую базу исследования составили: 1) как собственные конкретно-социологические исследования и обобщения материалов опубликованной судебной практики, так и данные других специалистов, работающих над этой проблемой; 2) аналитические обзоры, статистические отчеты, справки Государственного таможенного комитета РФ; 3) 97 уголовных дел о контрабанде, рассмотренных судами г. Москвы и Московской области, Нижегородской, Ульяновской, Калининградской, Мурманской и др. областей; 115 материалов, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела, либо возбужденное дело было прекращено; 4) материалы Московского таможенного управления за 1997-98 гг. Кроме того, проведен анализ опубликованной судебной практики с 1961 г., газетных и журнальных публикаций по данной проблематике за последние 5 лет. Учтен личный опыт работы в таможенных органах.
Научная новизна исследования. Она заключается в том, что работа представляет собой попытку комплексного (уголовно-правового, таможенного, административного, исторического и социологического) рассмотрения проблемы ответственности за контрабанду, по результатам которого формулируются предложения по совершенствованию уголовного и таможенного законодательства, улучшению правоприменительной деятельности и уточнению ряда теоретических положений.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Нормативное описание контрабанды, закрепленное в Таможенном кодексе РФ, существенно отличается от ее уголовно-правовой характеристики и не согласуется с общепринятым положением о том, что законодательные акты неуголовно-правового характера не должны содержать описание
7
конкретных преступлений. В связи с этим предлагается изменить редакцию ст.219 ТК РФ следующим образом: «Контрабанда влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
2. Специфическими чертами контрабанды, отличающим ее от иных преступлений в сфере экономической деятельности, выступают: особенности проявления общественной опасности. Уголовно-правовая норма о контрабанде характеризуется высокой степенью бланкетности, которая является не только нисходящей, и но и восходящей.
3. Контрабанда, являясь по своей сути экономическим преступлением, входит в группу таможенных преступлений, выделяемых по непосредственному объекту. При этом под таможенными преступлениями предлагается считать общественно опасные, виновные, уголовно наказуемые деяния, посягающие на общественные отношения по обеспечению внешнеэкономической деятельностью.
Родовым объектом контрабанды выступает экономика как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ; видовым - общественные отношения по установленному порядку осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, основным непосредственным - закрепленный в законе порядок осуществления внешнеэкономической деятельности; факультативными объектами экономическая безопасность, общественная безопасность, национальная безопасность, мир и мирное сосуществование государств, здоровье населения, налоговая система страны, духовные интересы граждан, их конституционное право на пользование культурными ценностями, окружающая природная среда, личность. Подобное определение объектов обусловлено многообразием предметов преступления, закрепленных в ч.2 ст. 188 УК РФ, имеющих различные социальные, правовые и физические характеристики.
5. При описании предмета контрабанды как товара и иных предметов (ч.1 ст.188 УК РФ) допущена тавтология: «иные предметы» - также являются товаром, ничем иным они и быть не могут. В связи с этим обосновывается
предложением об исключении указания на иные предметы из текста ст. 188 УК РФ. А ч.2 этой же статьи предлагается дополнить после слова «психотропных» словами «и их прекурсоров», а после слов «огнестрельного оружия» словами «его основных частей».
В примечании к ст. 188 УК РФ после слова «труда» следует указать: «установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления».
6. Перемещение при контрабанде означает фактический ввоз на территорию России или фактический вывоз с территории России товаров (предметов), указанных в ч.1 и ч.2 ст. 188 УК РФ, в том числе путем пересылки в международных почтовых отправлениях, использования трубопроводного транспорта и линий электропередач. Таможенной границей признаются пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Контрабанда считается оконченным преступлением с момента фактического перемещения контрабандного груза через указанную границу России. Предложения определять момент окончания данного преступления дифференцировано в зависимости от ввоза или вывоза товара не согласуются с законодательным описанием деяния. Вносится предложение дополнить 4.1 и ч.2 ст.188 УК словом «незаконное», указав его перед словом «перемещение».
7. Перемещение товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля характеризуется двумя моментами: 1) деяние направлено на пересечение таможенной границы вне зон таможенного контроля; 2) деяние направлено на пересечение таможенной границы вне установленного времени производства таможенного оформления. Сокрытие, как способ контрабанды, характеризуется утаиванием перемещаемого товара от таможенного контроля. При этом само перемещение осуществляется через таможенные органы, но в условиях, при которых обнаружение контрабандного груза исключается либо существенно затрудняется. Сюда же относятся и случаи придания одним товарам вида других.
Обманное использование документов охватывает представление таможенному органу документов: поддельных, недействительных, полученных незаконным путем; содержащих недостоверные сведения, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам.
Обосновывается необходимость исключения из ч.1 ст.188 УК РФ слова «сопряженное».
8. Вина в контрабанде может выражаться только в прямом умысле. Мотив и цель, как правило, являются корыстными, на квалификацию контрабанды они не влияют. Методологически ошибочно считать цель конструктивным признаком рассматриваемого преступления.
9. К должностным лицам, о которых говорится в ч.З ст. 188 УК РФ, следует относить:
а) должностных лиц таможенных органов России, в функции которых входит таможенный контроль за перемещением товаров через таможенную границу РФ;
б) должностных лиц иных государственных органов, которые в предусмотренных законом случаях выполняют функции таможенного контроля;
в) должностных лиц, освобождаемых в предусмотренных законом случаях, от определенных форм таможенного контроля.
Предлагается формулировку п. «б» ч.З ст.188 УК РФ привести в соответствии с формулировкой ст.285 УК РФ : «должностным лицом с использованием должностных полномочий».
10. Неоднократностью контрабанды признается совершение двух самостоятельных эпизодов уголовно наказуемого перемещения товаров через таможенную границу России независимо от того, был ли виновный осужден за первое деяние, но при условии, что оно сохранило за собой правовые последствия, или судимость за первое преступление не погашена или не снята в установленном порядке.
11. Нормативное описание насилия свидетельствует о том, что под ним должно пониматься насилие физическое и направлено оно на лицо,
осуществляющее в соответствии с законодательством таможенный контроль. Ограничивать круг потерпевших лишь сотрудниками таможенных органов нет никаких оснований, поскольку таможенный контроль в предусмотренных законодательством случаях могут осуществлять и не сотрудники таможенных органов, в частности сотрудники пограничной службы. Обосновывается необходимость п. «в» ч.З ст.188 УК РФ дополнить словами «или угрозы его применения» после слова «насилия».
12. С учетом социологической характеристики контрабанды предлагается увеличить число ее квалифицированных видов, дополнив ч.З ст.188 УК РФ пунктом «г» следующего содержания: «группой лиц по предварительному сговору».
13. Контрабанда отличается от : преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ, - по предмету преступления, а также по характеристике объективной стороны; преступления, предусмотренного ст.190 УК РФ, - по объективной стороне и субъекту преступления.
Уклонение от уплаты таможенных платежей имманентно присуще контрабанде, поэтому самостоятельной квалификации его по правилам об идеальной совокупности преступлений не требуется.
14. В целях устранения противоречия между 4.1 и ч.5 ст.188 ТК РФ обосновывается целесообразность исключения ч.5 данной статьи.
Теоретическая и практическая значимость исследования
определяется тем, что: а) внесены предложения по совершенствованию законодательства; б) содержащиеся в нем положения и выводы могут быть использованы для дальнейшего исследования как данной проблемы, так и связанных с ней вопросов; в) разработанные рекомендации могут оказать помощь правоприменительной практике; г) результаты исследования целесообразно использовать при проведении учебных занятий по уголовному и таможенному праву со студентами учебных заведений, слушателями курсов повышения квалификации.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедры уголовного права МГЮА, которая также провела ее рецензирование, на научно-практических конференциях. Использовались результаты исследования в преподавательской деятельности диссертанта в МГЮА, в его практической работе в таможенных органах РФ.
Некоторые положения диссертации изложены в научных статьях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя 11 параграфов, заключения и библиографии.
Проведенное диссертационное исследование позволило сделать ряд теоретических выводов, которые легли в основу рекомендаций, адресованных правоприменительной практике, и предложений по совершенствованию законодательства.
1. К концу XX века в целом сложилась система норм, направленных на борьбу с контрабандой. Наиболее полно она была представлена в Таможенном уставе 1910 г., вобравшем в себя весь предшествующий опыт законотворчества как в области уголовного, так и таможенного права. Законодательство дореволюционной России об ответственности за контрабанду оказало значительное влияние на становление и развитие советского права.
2. Эволюция законодательства о борьбе с контрабандой в советский и постсоветский периоды свидетельствует о стремлении законодателя учесть социально-экономические, политические и идеологические процессы, происходящие в стране.
3. Нормативное описание контрабанды, данное в Таможенном кодексе РФ, существенно отличается от ее уголовно-правовой характеристике и не согласуется со «специализацией» отраслей права. Законодательные акты неуголовно-правового характера не должны содержать описания конкретных преступлений. В связи с этим предлагается изменить ст.219 ТК РФ следующим образом: «Контрабанда влечет ответственность в соответствии с Законодательством Российской Федерации».
4. Специфическими чертами контрабанды, отличающими ее от иных посягательств, предусмотренных главой 22 УК РФ, являются: особенности проявления общественной опасности; сфера совершения деяния и специальная противоправность.
5. Контрабанда, являясь по своей сути экономическим посягательством, входит в группу таможенных преступлений, выделяемую по непосредственному объекту. При этом таможенными преступлениями предлагается считать общественно опасные виновные уголовно наказуемые
деяния, посягающие на общественные отношения по обеспечению внешнеэкономической деятельности.
6. Родовым объектом контрабанды выступает экономика как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ; видовым объектом - общественные отношения по установленному порядку осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности; основным непосредственным объектом - закрепленный в законе определенный порядок внешнеэкономической деятельности. Кроме того, контрабанда может причинить вред: экономической безопасности; общественной безопасности; национальной безопасности; здоровью населения; налоговой системе страны; духовным интересам граждан, окружающей природной среде; здоровью лица, осуществляющего таможенный контроль.
7. Перемещение товаров при контрабанде означает фактический ввоз в Россию или вывоз из России предметов, названных в ч.2 и ч.2 ст.188 УК РФ, в том числе путем пересылки в международных почтовых отправлениях, использования трубопроводного транспорта и линий электропередач. Таможенной границей признаются пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Контрабанда считается оконченным преступлением с момента перемещения товара через указанную границу.
8. Вина в контрабанде может характеризоваться только прямым умыслом. Мотив и цель, как правило, являются корыстными. Они не оказывают влияния на квалификацию контрабанды. Методологически ошибочно считать цель контрабанды конструктивным признаком рассматриваемого преступления.
9. Субъект контрабанды - общий. Им является лицо, достигшее 16- летнего возраста.
К должностным лицам по ч.З ст.188 УК РФ следует относить:
а) должностных лиц таможенных органов России , в функции которых входит таможенный контроль за перемещением товаров через таможенную границу РФ;
б) должностных лиц иных органов, которые в предусмотренных законом случаях выполняют функции таможенного контроля;
в) должностных лиц, освобождаемых в предусмотренных законом случаях от определенных форм таможенного контроля.
10. Неоднократностью контрабанды признается совершение двух самостоятельных эпизодов уголовно наказуемого перемещения товаров через таможенную границу России независимо от того, был ли виновный осужден за первое деяние, или нет, но при условии, что оно сохранило правовые последствия, или судимость за первое преступление не погашена или не снята в установленном законом порядке.
И. Законодательное описание насилия свидетельствует о том, что оно является лишь физическим и направлено на лицо, в соответствии с законодательством осуществляющее таможенный контроль за ввозом или вывозом товаров из России. Нет никаких оснований ограничивать круг потерпевших только сотрудниками таможенных органов.
12. Контрабанда отличается от преступления, предусмотренного ст.189 УК РФ, - по предмету преступления, а также по характеристике объективной стороны; от невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран - по объективной стороне и субъекту преступления.
Уклонение от уплаты таможенных платежей имманентно присуще контрабанде, поэтому его самостоятельной квалификации по правилам об идеальной совокупности преступлений не требуется.
13. В диссертации обосновываются следующие предложения по совершенствованию уголовного законодательства.
199
В ст.188 УК внести следующие изменения и добавления:
а) Из ч.1 исключить слова: «или иных предметов» и слово «сопряженное»;
б) В ч. 1 и ч.2 перед словом «перемещение» добавить слово «незаконное»;
в) В ч.2 после слов «психотропных веществ» добавить слова «или их прекурсов», а после слов «огнестрельного оружия» - слова «его основных частей»;
г) В п. «б» ч.З слова «своего служебного положения» заменить словами «своих должностных полномочий»;
д) Пункт «в» ч.З дополнить после слова «насилия» словами «или угрозой его применения»;
е) Часть 3 дополнить пунктом «г» «группой лиц по предварительному сговору»;
ж) Примечание к ст.188 УК дополнить после слова «труда» словами «установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления».
Таким образом предлагается следующая редакция ст.188 УК РФ:
Статья 188. Контрабанда.1
1. Контрабанда, то есть незаконное перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо с недекларированием или недостоверным декларированием, -
наказывается...
2. Незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного
1 Выделены добавления и уточнения, предлагаемые законодателю (помимо предложенных к исключению из текста ст.188 УК слов).
оружия, его основных частей или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, -
наказывается...
3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные:
а) неоднократно;
б) должностным лицом с использованием своих должностных полномочий;
в) с применением насилия или угрозой его применения к лицу, осуществляющему таможенный контроль;
г) группой лиц по предварительному сговору, -
наказывается...
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказывается...
Примечание: Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещаемых товаров превышает 500 минимальных размеров оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления.
14. Предложения по совершенствованию таможенного законодательства:
а) В целях устранения противоречия между ч.1 и ч.5 ст.188 ТК исключить ч.5 этой статьи;
б) Из ст.219 ТК исключить описание контрабанды,
следующей редакции: «Контрабанда влечет ответственность в
законодательством Российской Федерации».
изложив ее в соответствии с
1. К концу XX века в целом сложилась система норм, направленных на борьбу с контрабандой. Наиболее полно она была представлена в Таможенном уставе 1910 г., вобравшем в себя весь предшествующий опыт законотворчества как в области уголовного, так и таможенного права. Законодательство дореволюционной России об ответственности за контрабанду оказало значительное влияние на становление и развитие советского права.
2. Эволюция законодательства о борьбе с контрабандой в советский и постсоветский периоды свидетельствует о стремлении законодателя учесть социально-экономические, политические и идеологические процессы, происходящие в стране.
3. Нормативное описание контрабанды, данное в Таможенном кодексе РФ, существенно отличается от ее уголовно-правовой характеристике и не согласуется со «специализацией» отраслей права. Законодательные акты неуголовно-правового характера не должны содержать описания конкретных преступлений. В связи с этим предлагается изменить ст.219 ТК РФ следующим образом: «Контрабанда влечет ответственность в соответствии с Законодательством Российской Федерации».
4. Специфическими чертами контрабанды, отличающими ее от иных посягательств, предусмотренных главой 22 УК РФ, являются: особенности проявления общественной опасности; сфера совершения деяния и специальная противоправность.
5. Контрабанда, являясь по своей сути экономическим посягательством, входит в группу таможенных преступлений, выделяемую по непосредственному объекту. При этом таможенными преступлениями предлагается считать общественно опасные виновные уголовно наказуемые
деяния, посягающие на общественные отношения по обеспечению внешнеэкономической деятельности.
6. Родовым объектом контрабанды выступает экономика как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ; видовым объектом - общественные отношения по установленному порядку осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности; основным непосредственным объектом - закрепленный в законе определенный порядок внешнеэкономической деятельности. Кроме того, контрабанда может причинить вред: экономической безопасности; общественной безопасности; национальной безопасности; здоровью населения; налоговой системе страны; духовным интересам граждан, окружающей природной среде; здоровью лица, осуществляющего таможенный контроль.
7. Перемещение товаров при контрабанде означает фактический ввоз в Россию или вывоз из России предметов, названных в ч.2 и ч.2 ст.188 УК РФ, в том числе путем пересылки в международных почтовых отправлениях, использования трубопроводного транспорта и линий электропередач. Таможенной границей признаются пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Контрабанда считается оконченным преступлением с момента перемещения товара через указанную границу.
8. Вина в контрабанде может характеризоваться только прямым умыслом. Мотив и цель, как правило, являются корыстными. Они не оказывают влияния на квалификацию контрабанды. Методологически ошибочно считать цель контрабанды конструктивным признаком рассматриваемого преступления.
9. Субъект контрабанды - общий. Им является лицо, достигшее 16- летнего возраста.
К должностным лицам по ч.З ст.188 УК РФ следует относить:
а) должностных лиц таможенных органов России , в функции которых входит таможенный контроль за перемещением товаров через таможенную границу РФ;
б) должностных лиц иных органов, которые в предусмотренных законом случаях выполняют функции таможенного контроля;
в) должностных лиц, освобождаемых в предусмотренных законом случаях от определенных форм таможенного контроля.
10. Неоднократностью контрабанды признается совершение двух самостоятельных эпизодов уголовно наказуемого перемещения товаров через таможенную границу России независимо от того, был ли виновный осужден за первое деяние, или нет, но при условии, что оно сохранило правовые последствия, или судимость за первое преступление не погашена или не снята в установленном законом порядке.
И. Законодательное описание насилия свидетельствует о том, что оно является лишь физическим и направлено на лицо, в соответствии с законодательством осуществляющее таможенный контроль за ввозом или вывозом товаров из России. Нет никаких оснований ограничивать круг потерпевших только сотрудниками таможенных органов.
12. Контрабанда отличается от преступления, предусмотренного ст.189 УК РФ, - по предмету преступления, а также по характеристике объективной стороны; от невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран - по объективной стороне и субъекту преступления.
Уклонение от уплаты таможенных платежей имманентно присуще контрабанде, поэтому его самостоятельной квалификации по правилам об идеальной совокупности преступлений не требуется.
13. В диссертации обосновываются следующие предложения по совершенствованию уголовного законодательства.
199
В ст.188 УК внести следующие изменения и добавления:
а) Из ч.1 исключить слова: «или иных предметов» и слово «сопряженное»;
б) В ч. 1 и ч.2 перед словом «перемещение» добавить слово «незаконное»;
в) В ч.2 после слов «психотропных веществ» добавить слова «или их прекурсов», а после слов «огнестрельного оружия» - слова «его основных частей»;
г) В п. «б» ч.З слова «своего служебного положения» заменить словами «своих должностных полномочий»;
д) Пункт «в» ч.З дополнить после слова «насилия» словами «или угрозой его применения»;
е) Часть 3 дополнить пунктом «г» «группой лиц по предварительному сговору»;
ж) Примечание к ст.188 УК дополнить после слова «труда» словами «установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления».
Таким образом предлагается следующая редакция ст.188 УК РФ:
Статья 188. Контрабанда.1
1. Контрабанда, то есть незаконное перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо с недекларированием или недостоверным декларированием, -
наказывается...
2. Незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного
1 Выделены добавления и уточнения, предлагаемые законодателю (помимо предложенных к исключению из текста ст.188 УК слов).
оружия, его основных частей или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, -
наказывается...
3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные:
а) неоднократно;
б) должностным лицом с использованием своих должностных полномочий;
в) с применением насилия или угрозой его применения к лицу, осуществляющему таможенный контроль;
г) группой лиц по предварительному сговору, -
наказывается...
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказывается...
Примечание: Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещаемых товаров превышает 500 минимальных размеров оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления.
14. Предложения по совершенствованию таможенного законодательства:
а) В целях устранения противоречия между ч.1 и ч.5 ст.188 ТК исключить ч.5 этой статьи;
б) Из ст.219 ТК исключить описание контрабанды,
следующей редакции: «Контрабанда влечет ответственность в
законодательством Российской Федерации».
изложив ее в соответствии с



