Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мнемотаблицы как средство развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста (Алтайский Государственный Педагогический )Университет

Работа №42876

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы30
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
419
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит чисто теоретический характер - хорошо подойдет в качестве первой главы диплома.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемобаблиц………………………………………………………………….. 5
1.1. Сущность понятия «связная речь»………………………………………. 5
1.2. Этапы формирования связной речи…………………………………….. 8
1.3. Возрастные особенности формирования связной речи в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………. 11
1.4. Преимущества формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц………... 13
Выводы по первой главе…………………………………………………… 16
Глава II. Методы и приемы использования мнемотаблиц для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1. Использование мнемотаблиц при обучении старших дошкольников составлению предложений………………………………………. 17
2.2. Использование мнемотаблиц при составлении скороговорок и заучивании стихотворений…………………………………………………… 19
2.3. Использование мнемотаблиц при обучении пересказу………………... 22
Выводы по второй главе……………………………………………………. 25
Заключение…………………………………………………………………… 26
Библиография………………………………………………………………… 27
Приложение 1………………………………………………………………… 29
Приложение 2………………………………………………………………… 30


Актуальность выбранной темы объясняется неуклонно растущим интересом к коммуникативным проблемам, которые сопровождают современных детей старшего дошкольного возраста. При этом в настоящее время, несмотря на значимость проблемы, исследования, посвященные экспериментальному изучению связной речи в старшем дошкольном возрасте, фрагментарны, а на практике нередко не учитываются личностные особенности детей. В то же время понимание особенностей и причин коммуникативных проблем детей старшего дошкольного возраста значимо с точки зрения поиска путей разрешения этих проблем и повышения эффективности психолого-педагогической коррекции.
Степень изученности. Проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста раскрыта в научных трудах Л.С. Выготского, И.А. Ивановой, С.Н. Цейтлин и др. Сущность понятие «связная речь» и особенности ее формирования в дошкольном возрасте представлены в научных трудах О.А. Бизиковой, Д.И. Жинкина, Л.Н. Ефименковой и др. Механизмы формирования связной речи в старшем дошкольном возрасте определены в работах П.Г. Роговой, Л.Г. Соловьевой и др. Приемы использования мнемотаблиц в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста проанализированы К.С. Лещенко, Л.В. Омельченко и др.
Однако, несмотря на большое количество исследований, в настоящее обозначенная проблема время не теряет своей научной значимости в связи с отсутствием единых подходов к процессу формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц.
Цель исследования – изучить особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Провести научно-теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической, логопедической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить специфику овладения связной речью детьми старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать методы и приемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц.
Гипотеза исследования: связная речь детей дошкольного возраста формируется наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
- будет создана специальная предметно-развивающая среда, в которую будут входить мнемотаблицы;
- будут учтены возрастные и индивидуальные особенности развития дошкольников;
- будет подобрана система мнемотаблиц для формирования связной речи.
Объект исследования – связная речь старших дошкольников.
Предмет исследования – особенности формирования связной речи у старших дошкольников посредством использования мнемотаблиц.
Методы: теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические: анализ опыта работы практикующих педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты курсовой работы могут быть использованы воспитателями ДОУ в работе по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, библиография, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Овладение связной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь — инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.
На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи, ускоренного запоминания материала, которые реализуются посредством схематических мнемотаблиц и графических изображений. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с внедрением методик мнемотехники может показать первые результаты достаточно быстро, если они заинтересованы, а сам процесс не вызывает чувства сопротивления. Любимые сказки и стишки, взятые за основу при составлении мнемоквадратов или мнемодорожек, дадут понять ребенку, что пересказывать услышанное своими словами или составлять новые истории совсем не сложно, а наоборот интересно.
В большинстве случаев формирование связной речи посредством использования мнемотаблиц у детей старшего дошкольного возраста проходит успешно. Дети значительно расширяют свой кругозор и познания об окружающем мире, у них заметно развивается фантазия, они начинают активно придумывать свои собственные сюжеты и занимательные рассказы. У старших дошкольников появляется усиленный интерес к различным стишкам и получению новой информации об окружающем мире, расширяется лексикон, появляется готовность выступать перед слушателями.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 117 с.
2. Бизикова О.А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Нижневартовск, 2014. – 235 с.
3. Бородич А.М. Методика развития детской речи. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 569 с.
4. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 125 с.
5. Выготский Л.С. Психология. – М.: Академия, 2015. – 1008 с.
6. Гриншпун В.М. Развитие коммуникативных умений и навыков дошкольников // Дефектология. – 2016. – № 3. – С. 81-84.
7. Ефименкова Л.Н., Формирование речи у дошкольников. – М.: Педагогика, 1985. – 324 с.
8. Жинкин Д.И. Детская речь. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 402 с.
9. Иванова С.А. Методика развития речи. – М.: АСТ, 2016. – 299 с.
10. Игошина Л.И. Особенности развития описательной речи // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 17-24.
11. Климкина Е.А. Особенности овладения связным высказыванием // Культура. Наука. Интеграция. – 2015. – № 10. – С. 20-22.
12. Кривощапова Л.О. Пути формирования навыков связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – Т. 2. – № 10. – С. 124-131.
13. Круглова А.В. Развитие речевой культуры в дошкольном детстве / А. В. Круглова, О. С. Ушакова // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 20-23.
14. Кухоренко Л.А. Речевое развитие дошкольников. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
15. Лебедева И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. – 2016. – № 4. – С. 138-166.
16. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М.: Академия, 2014. – 176 с.
17. Лещенко К.С. Методика развития лексической стороны речи на занятиях в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 156 с.
18. Логинова В.Н. Дошкольная педагогика. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 67 с.
19. Мильруд Р.П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. – 2015. – №1. (29). – С. 85-92.
20. Миронова H.В. Как учить дошкольников связной монологической речи // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 111-116.
21. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Детский сад от а до Я. – 2014. – №4. – С. 102-115.
22. Перышкина О.Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду // Логопед. – 2016. – №3. – С. 32-34.
23. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб.: Питер, 2014. – 64 с.
24. Рогова П.Д. Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
25. Смольникова Н.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2016. – 250 с.
26. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. – № 1. – 2012. – С. 62-69.
27. Федоренко Л.П. Этапы формирования связной речи дошкольника // Логопед. – 2016. – №3. – С. 61-65.
28. Фотекова Т.А. Развитие речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 69 с.
29. Цейтлин С.Н. Усвоение языка. – М.: АСТ, 2010. – 526 с.
30. Шахнарович А.М. Проблема формирования языковой способности. – М.: Инфра-М, 2015. –741 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ