Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РОМАНЕ Е.ВОДОЛАЗКИНА "ЛАВР"

Работа №42868

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
538
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблемы искупления и праведности в романе Е.Г.Водолазкина «Лавр» 11
Глава 2. Категория любви и дружбы и их проблематизация в романе Е.
Г.Водолазкина «Лавр» 33
Заключение 47
Список литературы 51


Современная литература характеризуется не только активным процессом жанрово-стилевого развития, но и напряженным поиском в сфере системы ценностей. Об этом свидетельствует творчество одного из современных русских писателей Е.Г. Водолазкина.
Будучи ученым, доктором филологических наук, ведущим сотрудником ИРЛИ РАН, литературным творчеством Е.Г. Водолазкин начал заниматься с начала 2000-х годов, его первая книга - «Дмитрий Лихачев и его эпоха». В книгу вошли воспоминания, эссе и другие работы выдающихся научных, общественных и литературных деятелей.
В последнее десятилетие пристальное внимание исследователей устремлено к роману «Лавр». Успех романа был ознаменован получением автором целого ряда российских и зарубежных литературных премий: Первой премии «Большая книга», премии «Ясная Поляна», премии конвента «Портал», сербской премии «Милован Видакович», итальянско-русской премии Горького (Сорренто). По версии газеты «Guardian», роман вошел в топ-10 лучших книг о Боге. А сам Водолазкин оказался в рейтинге лучших русских писателей, опубликованном изданием «Russia Beyond the Headlines», где занял 25 место (самое высокое среди ныне живущих авторов). В мае 2018 г. в Ягеллонском университете Кракова (Польша) прошла Международная конференция «Знаковые имена русской литературы: Евгений Водолазкин», в которой приняли участие 91 исследователь из 19 стран мира.
Успех романа Е. Водолазкина «Лавр» доказывает, что его работа «Затрагивает какой-то важный нерв в современном мироощущении, отзывается на какую-то глубинную потребность» [Сунь Тин 2014: 14]. Эта потребность общества указывает на аксиологическую ценность романа, так как в нем решаются вечные вопросы смысла жизни и смерти.
Еще одним доказательством значимости романа является то, что он вызывает полемику, связанную не только с оценкой его художественных
достоинств, но и со спецификой постановки и решения важных онтологических проблем.
Все это определяет научную актуальность нашего исследования, посвященного изучению аксиологической проблематики романа «Лавр».
В сфере исследовательского интереса находятся самые разные аспекты изучения романа. Одной из основных проблем, к которым устремлено наиболее пристальное внимание исследователей, является проблема художественного времени. Этой проблеме посвящена статья Н.Г. Махининой и М.М. Сидоровой «Историческое время в романе Е. Водолазкина “Лавр”». В работе определяется сущность размышлений писателя об истории, а именно о русском Средневековье, и выявляются формы их воплощения. Результатом работы становятся выводы о том, что авторская игра с историей в романе воплощается через приемы соединения исторического и современного. Авторы статьи определяют роман как экспериментальное поле осмысления истории [Махинина 2016: 274].
К проблеме художественного времени в романе Е.Г. Водолазкина также обращалась А.В. Жучкова в статье «Концепция художественного времени в романе Е. Водолазкина “Лавр”». Автор статьи делает вывод о расширении писателем понимания хронотопа с помощью введения категорий множественности и вариативности реальностей и времен. Автор полагает, что Е.Г. Водолазкин выводит уникальную формулу личного человеческого времени, где внутреннее психологическое время прямо пропорционально изменениям души человека.
Ж.А. Калдыбекова в статье «Художественное время в романе Е. Водолазкина “Лавр”» выявляет, что именно использование всех его модификаций создает целостность произведения.
Особое внимание исследователей привлекла тема смерти, тесно связанная с проблемой времени. Н.Г. Махинина и М.М. Сидорова посвятили специфике ее реализации статью «Мифологема смерти/рождения в романе Е. Водолазкина “Лавр”». По мнению исследователей, проблема существования
4
времени неразрывно связана с осмыслением темы смерти. Такая форма реализации является основной в современной литературе. Исследователи приходят к выводу, что мифологема смерти/рождения реализуется в структурной организации романа, в системе образов.
Своеобразную интерпретацию связи проблемы смерти и времени можно также найти в статье Н.Н. Подрезова и Ю.С. Харлашкина «Семантика кладбищенского хронотопа в романе Е. Водолазкина “Лавр”». Исследователи проанализировали два варианта кладбищенского хронотопа, которые присутствуют в романе (кладбище и скудельница), описали их семантику и пришли к выводу, что в основе событийной конструкции романа лежит их противопоставление.
Ряд статей посвящен специфике функционирования в романе традиций древнерусской литературы. Н.В. Трофимова в статье «Традиции Древнерусской литературы в романе Е. Водолазкина “Лавр”» доказывает, что в своем романе писатель обращается к памятникам древнерусской переводной литературы и к сборнику изречений «Пчела». Упоминание, пересказывание, цитирование средневековых текстов, по мнению исследователя, создает исторический колорит и ощущение реальности персонажей романа.
Большой вклад в изучении романа «Лавр» внесли исследователи, обратившие внимание на проблемы хронотопа. В круге работ на данную тематику можно выделить исследования Д.В. Нургалеевой, которая посвятила изучению хронотопа романа две статьи: «Хронотоп
«Схимнических» глав в романе Е.Г. Водолазкина “Лавр”» и «Хронотоп «Псковских» глав в романе Е.Г. Водолазкина “Лавр”». В работах анализируются «Книга отречения» и «Книга покоя» и делается вывод, что пространство в исследуемых частях текста напрямую влияет на физические перемещения героя и на его духовные перемены.
Шуринова в статье «“Мертвый язык” как средство воскрешения субъективности “другого” в романе Е. Г. Водолазкина “Лавр”» изучает специфику архаических элементов языка романа, доказывая, что с помощью них автор приближает представление о мире древнерусского человека к современному читателю. Автор статьи вводит понятие «мертвый язык», обозначающее авторский вариант древнего языка, который опознается читателем как иной язык. «Мертвый язык» позволяет автору романа создать диалог между древнерусской и современной культурой.
Все исследователи так или иначе обозначают присутствующие в романе напряженные нравственно-философские поиски. Так, Т. Морозова в рецензии «Евгений Водолазкин. Лавр» указывает на то, что «автору удается соединить редкую для серьезной литературы занимательность с интеллектуальным и духовным началом» [Морозова 2013: электронный ресурс]. С. Друговейко-Должанская определяет «Лавр» как книгу «о главном. О том, например, что, как бы ни был вывихнут каждый отдельный век, связь времен не распадается и конец света не наступит, ибо «Бог сохраняет всё; особенно - слова прощенья и любви, как собственный свой голос». А еще о неизбывности вины и неизбежности прощения...» [Друговейко-Должанская: электронный ресурс].
Как видим, в работах ставится проблема ценностной наполненности романа, но ее подробной и глубокой разработки нет. Мы в своей работе обращаемся к изучению ценностной проблематики романа Е. Водолазкина «Лавр», обозначающейся через мотивы дружбы и любви, что определяет новизну нашего исследования.
Целью работы является изучение аксиологической проблематики романа Е.Г. Водолазкина «Лавр».
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить мотивы, через которые обозначается аксиологическая
проблематика романа Е.Г. Водолазкина «Лавр»;
6
2. Выявить проблемный характер функционирования мотивов искупления и праведности в рамках решения аксиологической проблематики романа;
3. Выявить специфику функционирования мотивов любви и дружбы в рамках решения аксиологической проблематики романа;
4. Рассмотреть характер соотношения этих мотивов.
Объектом нашего исследования является роман Е. Водолазкина «Лавр».
Предмет исследования - аксиологическая проблематика романа «Лавр», а именно - проблемы искупления души и праведности, проблемы дружбы и любви в интерпретации Е. Водолазкина.
В качестве материала для исследования нами был выбран роман Е.Г. Водолазкина «Лавр», в котором, как нам кажется, наиболее показательно проявляется аксиологическая проблематика творчества Е. Г. Водолазкина.
Теоретической основой исследования являются научные труды, посвященные аксиологии и теории мотива.
Аксиология - философская дисциплина, исследующая ценности. Учение о ценностях связано с именами известных и выдающихся исследователей как А. Швейцер, М. Г анди, П. Флоренский, Н. Лосский, Вл. Соловьев и многих других. Самое широкое определение ценности дается в «Философском энциклопедическом словаре»: «...все многообразие
человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» как объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться в плане добра и зла, истины и не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъективные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений),
7
выступая ориентирами в деятельности человека» [Философский энциклопедический словарь 1989: 732]. То есть в качестве ценности мы можем рассматривать как явления внешнего мира, так и факт мысли, который может выражаться в идее или образе. Данное определение наиболее полно отражает специфику науки о ценностях, что дает основание использовать его в качестве основополагающего в нашем исследовании.
В своем исследовании мы делаем вывод, что аксиологическая проблематика в романе «Лавр» воплощается через различные мотивы (искупления души, праведности, дружбы и любви), в связи с чем целесообразно в качестве теоретической основы рассматривать труды, связанные с теорией мотива.
Обращая внимание на теорию мотива, в качестве рабочего в своем исследовании мы будем использовать определение В.Е. Хализева: «Мотив - это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). Он активно причастен теме и концепции (идее) произведения, но им не тождественен» [Хализев 2004: 279]. По мнению ученого, мотив так или иначе локализован в произведении, но при этом присутствует в самых различных формах. Он может обозначать собой отдельное слово или словосочетание, повторяемое и видоизменяемое, или может выражаться посредством различных лексических единиц; выступать в виде заглавия или эпиграфа или оставаться угадываемым, уходя в подтекст. Исследователь делает вывод: «Правомерно утверждать, что сферу мотивов составляют звенья произведения, отмеченные внутренним, невидимым курсивом, который подобает ощутить и распознать чуткому читателю и литературоведу-аналитику. Важнейшая черта мотива - его способность оказываться полуреализованным в тексте, явленным в нем неполно» [Хализев 2004: 280].
Существует несколько подходов к изучению понятия мотива: семантический, морфологический, дихотомический и тематический. Главное различие подходов заключается в том, как трактуется важнейший критерий
8
неразложимости мотива и как понимается соотношение целостности к элементарности в самом статусе мотива.
Конституционным началом мотива считают семантическую целостность, которая и ставит предел элементарности мотива. При этом семантика мотива носит образный характер. «Мотив есть образная интерпретация сюжетной схемы» [Фрейденберг 1919: 227].
Морфологический подход направлен не от семантической целостности к элементарности мотива, а, минуя целостность, к установлению формальной меры элементарности мотива. Этот подход наиболее глубоко разрабатывает В.Я. Пропп, который сводит мотив к набору элементарных логикосмысловых составляющих.
Тематический подход в понимании мотива самым тесным образом соотносится с семантическим подходом. Для представителей этого подхода критерием целостности мотива является его способность выражать целостную тему как итог развития нарратива.
В последние годы в литературоведении идет поиск нового теоретического синтеза понятия мотива.
Методологической основой исследования является, с одной стороны, метод мотивного анализа текста, с другой стороны, метод художественной аксиологии.
Поставленная нами цель и соответствующие задачи определили структуру нашей работы:
1. Введение, содержащее в себе представление темы исследования и обоснование ее выбора, обзор теоретической литературы по теме и формулировку основных рабочих определений, цель и задачи, обоснование актуальности и степени изученности и обзор научно -критической литературы;
2. Основная часть, состоящая из двух глав, посвященных исследованию аксиологической проблематики романа «Лавр» и способов ее
реализации, и непосредственному анализу авторской интерпретации данного круга проблем в соответствии с вышеперечисленными задачами.
В первой главе дается краткая характеристика аксиологического подхода в литературоведении, определяется специфика взглядов на это явление таких литературоведов, как М.М. Бахтин и В.Е. Хализев. В качестве рабочего определяется учение В.Е. Хализева о трех литературных «сверхтипах». Задачей первой главы является выявление в романе Е. Водолазкина «Лавр» функционирования мотивов искупления и праведности, как одних из важнейших ценностей эпохи русского Средневековья.
Вторая глава посвящена исследованию аксиологической проблематики романа, которая выражается через основные мотивы: любви и дружбы. Значение данных мотивов в романе «Лавр» обозначено в первую очередь тем, что они являются выражением общечеловечеких ценностей. Кроме того, мотивы любви и дружбы напрямую влияют на композицию и фабулу романа, следовательно, являются структурообразующими.
3. Заключение, в котором подводятся итоги нашей исследовательской работы, формулируются общие выводы, указываются перспективы для дальнейших исследований и практической значимости работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив бытование различных мотивов, отражающих аксиологическую проблематику романа, в ходе данной работы мы пришли к следующим выводам.
В романе Е. Водолазкина «Лавр» отображается одна из важнейших для эпохи русского Средневековья ценностей - устремленность к искуплению и духовному восхождению, праведной жизни. Эта ценностная ориентация романа проявляется в его жанровой специфике, которую сам автор обозначил как житие.
Однако для Е.Г. Водолазкина оказалось важным не столько написать еще один вариант жития, сколько заострить проблему движения человека к такому восхождению. На проблемность указывает то, что на первом этапе жизни для главного героя значимыми становятся как языческие, так и христианские ценности, которые пребывают в тесном взаимодействии. Таким взаимодействием отмечено пребывание Арсения в доме его деда Христофора.
С язычеством героя связывает и его пребывание на границе живого и мертвого миров и его тесная связь с телесной ипостасью существования человека.
Однако при помощи Христофора герой входит и в мир христианских ценностей. Описание жизни и быта Христофора выявляет глубинное значение этого образа как героя, приводящего в мир нового святого. Тем самым происходит реализация мотива праведности.
Кроме того, идея духовного восхождения реализуется с помощью введения Е. Водолазкиным в жизнь героя характерных для жизнеописания «святого младенца» мотивов: чудесного рождения, смерти родителей, необычности, способности к чудотворству.
Еще одним свидетельством пути героя как пути святого становится прохождение им этапа юродства, которое становится способом поиска
смысла жизни и открывает его новые качества. Это способствует тому, что в дальнейшем путь героя все более обозначает его движение к христианским ценностям.
Однако через обозначение влияния на жизнь героя книги «Александрия», образ которой, как и образ ее заглавного героя, становится сквозным в романе, писатель проблематизирует его путь, который строится не столько как уверенный и прямой, сколько как исполненный сомнений.
Одним из способов обозначения аксиологической направленности и в то же время проблемности пути героя является мотив слова/молчания, который выражается в сложном соотношении его внешней и внутренней речи. Крик героя, повторяющийся в сценах смерти близких ему людей, становится его протестом против смерти, а его молчание - не только знаком принятия им позиции юродства, но и принятием смерти. В описании всего пути героя автор выстраивает сложное соотнесение внутренней речи героя, обращенной к Устине и старцу Иннокентию, и внешней, которая возникает только в моменты необходимости.
Проблематизирует путь героя и мотив слез. Герою на протяжении жизни, начиная с ранних лет, приходится оплакивать многих, с кем он расстается. В романе прослеживается эволюция данного мотива. Изначально слезы приобретают значение очищения души. В дальнейшем Арсений оплакивает всех, чью смерть предвидит. В Кирилло-Белозерском монастыре Арсений обретает слезный дар, он оплакивает всех людей, прощая и сожалея. В конце жизни слезы приобретают значение радости и покоя.
Стремление к воплощению идеала человечности ведет Е.Г. Водолазкина к рассмотрению наиболее значимых в этом плане ценностных категорий, таких, как любовь и дружба.
Осмысливая любовь как ценность, Е.Г. Водолазкин подчеркивает ее особую силу, которая выражается и при жизни Устины, но главное - после ее смерти, когда она становится ипостасью любви к Богу. В стремлении Арсения прожить жизнь за Устину, в жертвенности и способности к
48
самоотречению автор видит настоящее выражение любви. Кольцевой повтор событий во взаимоотношениях Лавра и Анастасии помогает реализовать идею о любви как преодоления смерти в финале романа.
Однако Е.Г. Водолазкин стремится и в рассмотрении этой категории обозначить проблемный план. Любовь Арсения к Устине включает в себя не только силу и самоотверженность, но и своеобразный эгоизм, стремление восполнить собой для нее весь мир, что в конечном счете и приводит к ее гибели.
Особой аксиологической наполненностью в романе Е.Г. Водолазкина «Лавр» отличается категория дружбы. В авторской интерпретации дружба приобретает важную смысловую нагрузку, реализующуюся через духовное единение, приводящее к полному слиянию душ. Такими становятся взаимоотношения Арсения и Амброджо.
Жертвенность и самоотверженность как определяющие ценностный мир человека категории, становятся мерилом и в дружбе. Настоящим выражением преданности и жертвенности становится дружба Арсения с волком.
Мотивы любви и дружбы в романе являются структурообразующими. Они определяют сюжетное повествование, с одной стороны, и максимально раскрывают образ главного героя, с другой. Автор вкладывает в понятия любви и дружбы ценностное содержание, тесно связанное с категориями святости, самоотверженности, жертвенности, верности.
Таким образом, основные мотивы, через которые реализуется аксиологическая проблематика романа, находятся в тесной взаимосвязи не только с точки зрения сближающего их ценностного содержания, но и с точки зрения влияния на структуру романа.
Перспективы данной работы заключаются в том, что исследования бытования и функционирования аксиологической проблематики романа не заканчиваются изучением рассмотренных нами мотивов. Аксиологическая
проблематика составляет основное содержание романов Е. Водолазкина, поэтому в дальнейшем исследование можно продолжить, опираясь на другие романы, выявляя таким образом новые тенденции и специфику в обрисовке данной темы в творчестве данного писателя.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов в проведении уроков по современной литературе и спецкурсов по анализу специфики ценностного содержания произведений.




1. Водолазкин Е. Дом и остров, или Инструмент языка: [эссе] / Е. Водолазкин. - М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. - 384 с.
2. Водолазкин Е. Лавр: роман / Е. Водолазкин. - М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017. - 440 с.
3. Водолазкин Е. Финалисты восьмого сезона Большой книги ответят на
вопросы читателей // Риа Новости. - URL: http:
//bigbook.ru/smi/detail.php?ID=16973 (дата обращения: 14.05.19).
4. Интервью с Евгением Водолазкиным - автором самого яркого русского
романа последних лет // Фокус. - URL: http: //
bigbook.ru/smi/detail.php?LD=17818 (дата обращения: 14.05.19).
5. Коротышев А.В. Русский язык и культура в мире: Интервью с Д. Мацуевым / А.В. Коротышев // Мир русского слова. -2018. - № 1. - С. 113-117.
6. Коноплев Е. Евгений Водолазкин: слово держит мир: Интервью с Е. Водолазкиным / Е. Коноплев. - URL: https: // www.pravmir.ru/na-etape- raya-1/ (дата обращения: 14.05.19).
7. Руссак И. Евгений Водолазкин: я строю романы как диалог с читателем:
Интервью с Е. Водолазкиным / И. Руссак. - URL:
https ://ria.ru/interview/20160913/1476775027.html (дата обращения:
14.05.19) .
8. Сент-Экзюпери А. Маленький принц /А. Сент-Экзюпери. - М.: Междунар. отношения, 1992. - 70 с.
9. Токарева М. Евгений Водолазкин: История человека важнее истории человечества: Интервью с Е. Водолазкиным / М. Токарева. - URL: https: // www.novayagazeta.ru/articles/2013/09/27/56548-evgeniy-vodolazkin-171-
istoriya-cheloveka-vazhnee-istorii-chelovechestva-187 (дата обращения:
14.05.19) .
II. Научно-теоретическая литература
10. Алпатова Т.А. Человек - идеал - общество: проблемы аксиологии литературы / Т.А. Алпатова, И.А. Киселева // Вестник МГОУ. - 2010. - N 2. - С. 136 - 141.
11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
13. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля / А.Н. Веселовский Историческая поэтика. - М.: Высш. школа, 1989. - С. 101-154.
14. Волкова Е.В. Концепции мотива в современном литературоведении / Е.В. Волкова // Преподаватель XXI век. - М., 2008. - N 1. - С. 89-94.
15. Фрейденберг О.М. Методология одного мотива / О.М. Фрейденберг; [подг. текста, примеч. Н.В. Брагинской] // Труды по знаковым системам. - 1987. - № 20. - С. 120-130.
16. Силантьев И.В. Мотивный анализ: учеб. пособие / И.В. Силантьев, В.И. Тюпа, И.В. Шатин. - Новосибирск : НГУ, 2004. - 239 с.
17. Силантьев И.В. Поэтика мотива / И.В. Силантьев. - М., 2004. - 294 с.
18. Шалыгина С.Г. Понятие «мотив» и его интерпретация в теории литературы и музыке / С.Г. Шалыгина // Социально-экономические явления и процессы. - М.: Яз. слав. культуры, 2012. - С. 250- 254.
III. Научно - критическая литература
19. Ачкасова Л.С. Гуманизм в творчестве К. Паустовского/ Л.С. Ачкасова. - Казань: Казан. ун-т, 1972. - 203 с.
20. Ачкасова Л.С. Человек как нравственная ценность в эстетике К.
Паустовского / Л.С. Ачкасова. - Казань: Казан. ун-т, 1977. - 96 с.
52
21. Балакин А. Неисторический роман о познании, отречении, пути и покое / А. Балакин. - URL: http: // archives.colta.ru/docs/13964 (дата обращения:
14.05.19) .
22. Басинский П. Светящаяся тьма / П.Басинский. - URL: https: //
evgenyvodolazkin.ru/485_pavel-basinskij-svetyashhayasya-tma/ (дата
обращения: 14.06.2019).
23. Бердникова О.А. Антропологические художественные модели в русской поэзии начала ХХ века в контексте христианской духовной традиции: автореф. дис. ... канд. фил. наук / О.А. Бердникова. - URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-filologiya/a356.php (дата обращения:
5.04.2019) .
24. Бердяев Н.А. О русских классиках / Н.А. Бердяев. - М.: Высш. шк., 1993.
- 368 с.
25. Бондаренко В. Колючий “Лавр” Е. Водолазкина / В. Бондаренко. - URL:
http: // www.library.ru/2/liki/sections.php?a_uid=204 (дата обращения:
15.04.2019) .
26. Вежлян Е. Присвоение истории / Е. Вежлян // Новый мир. - 2013. - №11.
- С. 12-17.
27. Гинатулина О.А. Ценностная модель жизни человека в эпоху Средневековья / О.А. Гинатулина // Вестник Пермского ун -та. - Пермь: 2010. - №3. - С. 27-32.
28. Друговейко-Должанская С. Е. Водолазкин «Лавр» / С. Друговейко-
Должанская. - URL: http://www.natsbest.ru/award/2013/review/evgenij-
vodolazkin-lavr-2/ (дата обращения: 10.04.2019).
29. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. IV / М.М. Дунаев. - М.: Христианская литература, 2003. - 784 с.
30. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе / И.А. Есаулов.
- Петрозаводск: Из-во Петрозаводского университета, 1995. - 288 с.
31. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности / И.А. Есаулов. - М.: Круг, 2004. - 560 с.
32. Жучкова А.В. Концепция художественного времени в романе Е. Водолазкина «Лавр» / А.В. Жучкова // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. - М.: Алмавест, 2015. - №2. - С. 50-57.
33. Ильин И. О русской идее / И. Ильин. - URL: http: //
ecsocman.hse.ru/data/651/542/1216/004x20iWANx20iLXIN.pdf (дата
обращения : 15.05.2019).
34. Казанцева И.А. Православная аксиология в русской прозе ХХ - XXI вв. / И.А. Казанцева. - Саарбрюкен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 484 с.
35. Калдыбекова Ж.А. Художественное время в романе Е. Водолазкина «Лавр» / Ж.А. Калдыбекова // Наука и современность. - Новосибирск, 2015. - С. 103-107.
36. Комарова Л.А. Любовь как высшая общечеловеческая ценность / Л.А. Комарова // Вестник КГУ им. Некрасова. - Кострома, 2012. - N 1. - С. 171-173.
37. Котельников В.А. Православие в творчестве русских писателей XIX в: дис. в форме науч. докл. ... докт. филол. наук / В. А. Котельников. - СПб., 1994. - 40 с.
38. Котельников В.А. Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной) / В.А. Котельников. - СПб., 1994. - 297 с.
39. Леушина О.В. Образ князя Мышкина: христологический контекст романа Ф.М. Достоевского «Идиот»: автореф. дис. ... канд. фил. наук / О.В. Леушина. - Омск, 2019. - 22 с.
40. Маглий А.Д. Жанровое своеобразие романа Е. Водолазкина «Лавр» / А.Д. Маглий // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. - М., 2015. - № 1. - С. 177-186.
41. Маглий А.Д. Специфика изображения образа главного героя в романе Е. Водолазкина «Лавр» / А.Д. Маглий, М.М. Голубков // Вестник Московского университета. - Серия 9: Филология. - М., 2015. - С. 67-69.
42. Маглий А.Н. Специфика изображени образа главного героя в романе Е. Водолазкина “Лавр” / А.Н. Маглий. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25128250 (дата обращения: 15.04.2019).
43. Мальцева В.В. Полидискурсивность как преодоление линейности текста (на материале романа Е. Г. Водолазкина «Лавр») / В.В. Мальцева // Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды. - 2017. - № 1. - С. 28-33.
44. Михальцова Л.Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-педагогических исследованиях / Л.Ф. Михальцова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 5. - С. 30-36.
45. Махинина Н.Г. Древнерусский текст в романе Е. Водолазкина «Лавр» («Александрия») / Н.Г. Махинина, М.М. Сидорова, Л.Х. Насрутдинова // Филология и культура. - 2019. - №1. - С. 184-189.
46. Махинина Н.Г. Историческое время в романе Е. Водолазкина “Лавр” (к постановке проблемы) / Н.Г. Махинина, М.М. Сидорова // Филология и культура. - 2016. - №2. - С. 271-274.
47. Махинина Н. Мифологема смерти / рождения в романе Е. Водолазкина «Лавр» / Н. Махинина, М. Сидорова // Филология и культура. - 2017. - №2. - С. 174-178.
48. Морозова Т. Евгений Водолазкин. Лавр. Стать Лавром / Т. Морозова. -
URL: http://znamlit.ru/publication.php?id=5227 (дата обращения:
19.05.2019) .
49. Нургалеева Д.В. Хронотоп «Псковских» глав в романе Е.Г. Водолазкина «Лавр» / / Челябинский гуманитарий. - 2017. - С. 41-45.
50. Нургалеева Д.В. Хронотоп «Схимнических» глав в романе Е.Г. Водолазкина «Лавр» // Традиционные национально -культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - Магнитогорск: Магнитогорский гос. технический ун-т. им. Г.И. Носова,
2017. - С. 91-94.
51. Новоселова П.И. Кризис духовно-нравственных основ человеческой жизни в романе Е. Водолазкина «Лавр»: проблемы поэтики / П.И. Новоселова // Язык. Культура. Коммуникации. - М., 2016. - № 2. - С. 32.
52. Подрезова Н.Н. Семантика кладбищенского хронотопа в романе Е. Водолазкина «Лавр» / Н.Н. Подрезова, Ю.С. Харлашкина // Сибирский филологический журнал. - 2018. - №2. - С. 134-140.
53. Сковородников А.П. Ложка дегтя в бочке меда (об одной "детали" романа Евгения Водолазкина "Лавр") / А.П. Сковородников // Политическая лингвистика. - Красноярск, 2018. - С. 29-39.
54. Сорокина В.В. Проза XXI века: из опыта прочтения / В.В. Сорокина // Stephanos. - М., 2014. - № 5. - С. 41-54.
55. Сунь Тин Отражение философии Даосизма в романе "Лавр" / Сунь Тин // Знамя. - М., 2014. - С. 16-22.
56. Татаринов. А. О романе «Лавр»: «Парадоксальный роман» : рецензия для
интернет-портала Кублог.ру / А. Татаринова. - URL: http: //
www.kublog.ru/blog/Litkritika/1304.html (дата обращения: 14.02.2016).
57. Татаринов А. Судьба вместо жизни: О романах Евгения Водолазкина «Лавр» и Максима Кантора «Красный свет» / А. Татаринов // Лит. Россия. - М., 2013. - С.4-5.
58. Токарева М. Евгений Водолазкин: «История человека важнее истории
человечества» / М. Токарева. - URL: http: //
www.novayagazeta.ru/arts/60213.html (дата обращения : 15.04.2019).
59. Трофимова Н.В. Традиции Древнерусской литературы в романе Е. Водолазкина «Лавр» / Н.В. Трофимова // Рема. - 2016. - №2. - С. 7-20.
60. Фролова А.В. Художественная аксиология новокрестьянской поэзии первой трети ХХ века: Автореф. дис... канд. филол. наук. 10.01.01 / А.В. Фролова. - Воронеж, 2006. - 20 с.
61. Фурин Е. Виток спирали: «Лавр» Евгения Водолазкина: история, время, слово / Е. Фурин // Лит. Россия. - 2014. - N 4. - С. 10.
62. Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики / В.Е. Хализев. - М.: Гнозис, 2005. - 432 с.
63. Шуринова Н.С. Мертвый язык как средство воскрешения субъективности «другого» в романе Е. Г. Водолазкина «Лавр» / Н.С. Шуринова // Новое прошлое. - 2016. - №4. - С. 99-110.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ