Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАДИЦИИ ГОЛСУОРСИ В ЖАНРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ ХРОНИКИ ХХ ВЕКА

Работа №42853

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
581
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Жанр семейно-бытовой хроники в творчестве Дж.
Голсуорси 7
1.1. Формирование жанра семейно-бытовой хроники в
европейской литературе конца XIX в. 7
1.2. «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси как образец жанра
семейно-бытовой хроники 11
Глава II. Филипп Эриа «Семья Буссардель» 17
2.1. Социально-исторический фон романа 17
2.2. Старшее поколение Буссарделей 19
2.3. Младшее поколение Буссарделей 22
Глава III. Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» 26
3.1. История Австралии и Новой Зеландии сквозь призму истории
семьи 26
3.2. История семьи Клири 28
3.3. Старшее и младшее поколения семьи Клири 31
3.4. Специфика женских характеров 34
Глава IV. Марио Пьюзо «Крестный отец» 36
4.1. Преступная Америка XX в. как повествовательный фон 36
4.2. Образ Крестного отца 38
4.3. Второе поколение семьи Корлеоне 40
Заключение 46
Список литературы

Данная дипломная работа посвящена изучению традиции Джона
Голсуорси в жанре семейно-бытовой хроники XX в. на материале романов
Филиппа Эриа «Семья Буссардель», Колин Маккалоу «Поющие в
терновнике» и Марио Пьюзо «Крестный отец».
Актуальность данной дипломной работы определяется
необыкновенной популярностью жанра семейно-бытовой хроники в мировой
литературе.
Новизна работы заключается в том, что впервые была предпринята
попытка исследовать традиции Дж. Голсуорси в жанре семейно-бытовой
хроники на материале нескольких произведений.
Цель дипломной работы: исследовать традиции жанра семейнобытовой хроники, заложенные Дж. Голсуорси, в разных национальных
литературах.
Задачи дипломной работы:
Определить жанровые особенности семейно-бытовой хроники на
рубеже XIX-XX в.;
Проанализировать сюжетное строение романов «Семья
Буссардель», «Поющие в терновнике» и «Крестный отец»;
Изучить специфику композиции романов;
Исследовать историко-социальный фон романов;
Изучить генеалогическое древо персонажей
Объектом исследования является эволюция жанра семейно-бытовой
хроники.
Предметом исследования является влияние данного жанра в
литературе XX в.4
Материалы исследования – художественные произведения «Семья
Буссардель» Филиппа Эриа, «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу и
«Крестный отец» Марио Пьюзо.
Семейно-бытовая хроника – литературный жанр, объектом
исследования которого является история жизни трех и более поколений
одной семьи.
Е.В. Никольский в своей статье «Семейная хроника в системе жанров
романной прозы» посвященной исследованию жанру семейно-бытовой
хроники, дает следующее определение жанру: это особый тип прозы,
обладающий только ему свойственными чертами: проблематикой,
спецификой историзма, особенностями хроникального (линейного)
построения и миропонимания [28, C.37].
В свою очередь Н.В. Копытко в своей статье об особенностях
функции жанровых признаков в романе «Барельеф» Д.К. Оутс говорит, что
роман жанра семейно-бытовой хроники это жанр, обладающий следующими
чертами: спецификой историзма, протяженностью во времени действия,
линейным принципом повествования, а художественное время представлено
жизнью двух-четырех поколений [20, C.240-248].
В 1906 году появляется роман Джона Голсуорси «Собственник»,
которому суждено стать первым в трилогии «Саги о Форсайтах». Этот роман
не просто так был поставлен во главе остальных – он заключает в себе
предвосхищение грядущей гибели форсайтского «древа, пораженного
молнией в самую сердцевину» [1, С.245]. Голсуорси был мастером в области
социально-психологического романа, черты которого проявились в эпопеи о
Форсайтах, представляющие собой семейную хронику. В произведениях
писателя правдиво отражены общественная и частная жизнь английской
буржуазии, еѐ быт, мораль и нравы. В «сценах частной жизни» перед
читателями изображены не только история семьи Форсайтов, но и
основополагающие черты жизни английского общества и целого народа в
целом. Фоном, на котором разворачиваются события, служит конец5
викторианской эпохи (1886-1901), а так же Первую мировую и англобурскую войны. Голсуорси рисует картину кризисной эпохи, когда рушатся
опоры жизни, существовавшие веками, что в конечном итоге приводит к
упадку буржуазии.
Описанные им события охватывают 40 лет (1886-1926) и включают в
себя историю трех поколений. Семья в романе изображается как звено
общественной жизни, а особенность каждого Форсайта определяется
своеобразием эпохи. Форсайты, начиная с главы рода «Гордого Доссета
Форсайта» всегда были «солидные, добропорядочные посредники, они с
достоинством делали свое дело: управляли имуществом и владели» [1, C.8].
Форсайтский образ жизни характеризует образ жизни буржуазии XIX в. –
вера в прогресс, жесткие моральные заповеди, а также социальная иерархия,
основанная на владении собственностью. В прагматичном форсайтском мире
нет места романтическим увлечениям и искусству. Джон Голсуорси в своем
цикле романов сумел с достоверностью изобразить падение этого класса
предпринимателей – он показал, как из поколения в поколение рушатся все
устои и нормы, которые были характерны первому поколению. Гордые,
практичные Форсайты уходят в прошлое, а на смену им приходят молодые
Форсайты, отвергающие их ригоризм ради радостей бытия и свободного
выбора жизненного пути, пусть она порой и приводит к тупику. Несмотря на
симпатию к своим персонажам, автор изображает их отрицательные черты,
такие как снобизм, замкнутость и порой жадность. Джон Голсуорси
считается одним из первых писателей Эдвардианской эпохи, поставивших
под сомнение незыблемые общественные устои, прежде превозносимые в
литературе Викторианской эпохи.
Основой жанра семейно-бытовой хроники выступает повествование о
событиях жизни нескольких поколений героев произведения, выстроенные в
четком хронологическом порядке, или линейной последовательности (timeline), что является главной чертой, позволяющей отличать семейную хронику
от других жанров литературы. В развитии художественной семейно-бытовой6
хроники, как отмечает И.П. Видуэцкая, «обычно действуют представители
трех последних поколений, а история рода в более отдаленные времена в
сжатом виде сообщается в начале. Она создает своеобразный зачин,
являющийся знаком того, что перед нами семейная хроника» [10, C. 207].
Действительно, на материале романа Голсуорси видно, что главные
персонажи принадлежат к трем разным поколениям, а история основателя
рода, именуемого «Гордым Доссетом Форсайтом» фигурирует в
произведении лишь как рассказ из уст одного из героев. Помимо этого,
история поколений также может быть зафиксирована иными способами,
такими как ретроспекция или воспоминания персонажей (Дж. Стейнбек
«Гроздья гнева» (1939), И. Ньево «Исповедь итальянца») Линейный принцип
повествования крайне важен для жанра семейно-бытовой хроники, так как
этот принцип позволяет воспринимать исторические события и явления
более целостно и объективно. Ещѐ одной важной отличительной чертой
жанра семейно-бытовой хроники является принцип соотношения истории
семьи с историей страны. Все происходящие события в произведении могут
ощутимо повлиять на уклад жизни семьи, навсегда изменив еѐ привычный
образ существования, а так же способствовать формированию новых
нравственных и моральных ценностей героев.
Семейная хроника это тип прозы, обладающий характерными только
для него чертами: особой (линейной) последовательностью изложения
событий и движением (смена поколений) на фоне событий исторической
важности. Он повествует о постепенном распаде большой семьи, об упадке
старого общественного строя, о падении старого государства и рождении
нового. Это является очередным этапом в процессе развития общества, когда
на смену отжившему старому приходит нечто новое и совершенное,
отвечающее новым жизненным порядкам. Этот жанр, имеющий длительную
и богатую историю, является одним из самых перспективных направлений в
массовой литературе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семейно-бытовая хроника определилась как жанр благодоря
писателям-реалистам XIX в., исследовавшим тему семьи. Основными
чертами этого жанра являются история семьи нескольких поколений
выстроенная в четком порядке, ограниченность событий во времени, а также
исторический фон, на котором разворачиваются основные события.
В ходе изучения романов Ф. Эриа «Семья Буссардель», К. Маккалоу
«Поющие в терновнике» и М. Пьюзо «Крестный отец» были выявлены
следующие традиционные черты жанра семейно-бытовой хроники
Голсуорси:
Во-первых, во всех трех произведениях присутствует принцип
историзма, характерный для жанра семейно-бытовой хроники. В «Семье
Буссардель» Эриа события разворачиваются на фоне послевоенных событий
1815 года, когда власть сосредоточилась в руках буржуа, к которому
принадлежали главные герои романа. На примере истории семьи Буссардель
автор сумел изобразить картину периода расцвета и упадка среднего класса
буржуазии. В австралийской саге «Поющие в терновнике» Маккалоу
выносит в качестве фона эпоху развития и индустриализации Новой
Зеландии и Австралии, а так же некоторые события Второй мировой войны.
В «Крестном отце» Пьюзо фоном для событий служит период величия
преступной деятельности Америке в первой половине XX в. и ее частичный
упадок в последующие годы.
Во-вторых, в упомянутых романах авторы используют четкий
принцип хронологии, который позволяет читателям соотнести историю
страны с историей семьи.
В-третьих, события в произведениях ограничены во времени.
Например, временной промежуток в романе «Семья Буссардель» составляет
почти 100 лет (1815-1914), в «Поющих в терновнике» - 54 года (1915-1969), а
в «Крестном отце» 55 лет (1900-1955).47
В-четвертых, каждый из вышеперечисленных романов рассказывает
историю нескольких поколений одной семьи. Французская сага включает в
себя историю трех поколений Буссарделей, где первое поколение
представлено Флораном Буссардель, второе – братьями Фердинандом и Луи
Буссардель, и третье – Амели и частично Виктореном Буссардель. В романе
Маккалоу изображены три поколения семьи Клири, где к первому относятся
Падрик и Фиона Клири, ко второму – их дети, включая Мэгги, а к третьему –
Джастина и Дэн, которые приходятся дочерью и сыном Мэгги Клири. Что
касается гангстерской семейной саги, то, хотя здесь и присутствуют три
поколения Корлеоне, внимание уделено только двум из них – дону Вито
Корлеоне и его сыновьям – Сантино, Фредерико и Майклу.
Итак, проанализировав структуру романов «Семья Буссардель»,
«Поющие в терновнике» и «Крестный отец» мы пришли к выводу, что
традиции Голсуорси в жанре семейно-бытовой хроники нашли отражение во
многих национальных литературах XX в.


Источники:
1. Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах/Голсуорси Дж.-М.-Изд-во Эксмо.- 2013.-
800 с.
2. Голсуорси Дж. Современная комедия/Голсуорси Дж.-М.-Изд-во Эксмо.-
2013.-743 с.
3. Маккалоу К. Поющие в терновнике/ К. Маккалоу.-М.: Изд-во Инфинити,
2017.-637 с.
4. Манн Т. Будденброки. История гибели одного семейства.-М.-Изд-во
иностранной литературы.-1969.-583 с.
5. Пьюзо М. Крестный отец.-Ижевск.-Изд-во Удмуртия.-1993-352 с.
6. Эриа Ф. Семья Буссардель. – М.-Изд-во иностранной литературы.-1961.-
654 с.
II. Научно-критическая литература
7. Бардыкова Н.В. Форсайтовский цикл Д. Голсуорси как художественноэстетическое целое/Бардыкова Н.В.//Вестник Челябинского
Государственного Педагогического университета.-2009.-№11.-С.201-212.
8. Бент А.Г. Англичане у себя дома: культура частной жизни в литературных
отражениях/ Бент А.Г.//Вестник Челябинского Государственного у-ва.-2009.-
№43(181).-С.13-17.
9. Вайль П.Л. Гений места/Вайль П.Л//Иностранная литература.-1997.№6.-С.
89-94.
10. Видуэцкая И.П. Пошехонская старина в ряду семейных хроник русской
литературы / Видуэцкая И.П. // Салтыков-Щедрин. 1826-1976. Статьи.
Материалы. Биография. – Л.: Наука, 1976. – С.45-49.
11. Винокуров К.Д. Мафия и государство/Винокуров К.Д.//Молодежный
научно-технический вестник.-2013.-№3.-С.57-58
12. Геворгян В.М. Организованная преступность в США/Геворгян В.М.-М.-
1980.-168с.49
13. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX начала XX в.:
учеб.пособие.-2-е изд., испр.-М.-2008.-408с.
14. Гришакова Л.В. Мячина Н.М. Нравы английского общества
викторианской эпохи и их оценка русской интеллигенцией//Гришакова Л.В.
Мячина Н.М.// Культура, наука, образование: проблемы и перспективы/-
2013.- ЧI.-С.39-43.
15. Груздева Е.А. Роман Джона Голсуорси «Собственник» в русском
восприятии/ Груздева Е.А.//Русская литература в изданиях и переводах.-
2015.-С.95-104.
16. Гуляков А.Д. Особенности формирования австралийского
первопоселенческого федерализма/Гуляков А.Д.// Вестник Тамбовского
университета.-2016.-№3(7).-Т.2.-С.5-9.
17. Дюпре К. Джон Голсуорси. Биография/Дюпре К. – М.: Радуга-1986.-312 с.
18. Жутовская Н.М. Шемендюк Е.С. Религиозная картина мира в сознании
героев романа Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» и отражение ее в
переводе/ Жутовская Н.М. Шемендюк Е.С.// Перевод.Язык.Культура.- 2016.-
С.150-154.
19. Казенас О.А. Чихирникова Ю.С. Эволюция образа французской семьи в
произведениях французских авторов XXв./Казенас О.А. Чихирникова
Ю.С.//Актуальные проблемы лингвистики.-2012.-С.60-65.
20. Копытко Н.В. Функции жанровых признаков семейной хроники в романе
Джойс Кэрол Оутс «Барельеф»/ Копытко Н.В.// Вестник Удмуртского у-та.
Серия История и Филология.-2017.-№2.-Т.27.-С.240-248.
21. Косых Е.С. Организованная преступность в Италии/Косых
Е.С.//Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических
наук.-2016.-№2.-Т.10.-С.55-58.
22. Лебедева Ю. Н. Осознание через повторение: бюргерское начало в
романах Томаса Манна/Лебедева Ю.Н.//Филологические науки. Вопросы
теории и практики.-2014.-№7-2(37).-С.119-121.50
23. Лебедева Ю. Н. Семейная книга Маннов и ее интерпретация в романе
Т.Манна «Будденброки»/Лебедева Ю.Н.//Вестник Северного (Арктического)
Федерального Университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки.-
2013.-№4.-С.62-66
24. Лещенко Н.А. Традиции «семейной саги» в романе К. Маккалоу
«Поющие в терновнике»/ Н.А. Лещенко// Научный обозреватель.-2016.-№8.-
С.13-14.
25. Малаховский К.В. история Новой Зеландии/ К.В. Малаховский.-М.-1981.-
238 с.
26. Мартынова М.В. Жанр семейного романа в творчестве Томаса Манна (на
примере произведения «Будденброки. История гибели одного семейства»)/
Мартынова М.В.//Научные труды Калужского Государственного
университета им. К.Э. Циолковского.-2017.-С.336-340.
27. Мещерякова Ю.В. Лингвокультурный типаж «Американский
гангстер»/Мещерякова Ю.В.// Гуманитарные и социальные науки.-2014.-№2.-
С.612-617.
28. Никольский Е.В. Семейная хроника в системе жанров романной прозы/
/Е.В. Никольский// Известия Уральского федерального университета. Сер.2,
Гуманитарные науки.-2012.-№2(102).-С.37-46.
29. Никольский Е.В. Семейная хроника: проблемы истории и теории/ Е.В.
Никольский//Вiсник Днiпропетровського унiверситету iменi Альфреда
Нобеля. Сер. «Фiлологiчнi науки».-2013.-№2(6).-С.52-64.
30. Никольский Е.В. Семейные хроники и романы-реки как различные типы
прозы/Е.В. Никольский// Вісник ОНУ.– Сер. Філологія.-2014.- Т.19.-вип.
1(7).-С.48-56.
31. Остапенко Г.С. Прокопов А.Ю. Новейшая история Великобритании XXначала XXI в.: учебное пособие.-М.-2012.-472 с.
32. Раевская К.В. Система персонажей в романизированной сатире («Сага о
Форсайтах» Джона Голсуорси)/Раевская К.В.//Вестник Самарского ун-та.
История, Педагогика, Филология.-2008.-№1(60).-С.131-137.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ