УЧЕТ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) НА ПРИМЕРЕ ООО «РЕГИОНСНАБ»
|
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА И АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ ПРОДАЖИ 6
1.1 Экономическая сущность и порядок формирования финансового
результата 6
1.2 Особенности формирования финансового результата в бухгалтерском и
налоговом учёте 11
1.3 Методики анализа финансовых результатов от продажи товаров, работ,
услуг 15
2 УЧЁТ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ ПРОДАЖИ В ООО
«РегионСнаб» 24
2.1 Характеристика экономической деятельности ООО «РегионСнаб» 24
2.2 Организация бухгалтерского учёта финансовых результатов от
продажи товаров (работ, услуг) ООО «РегионСнаб» 35
2.3 Анализ финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг) ... 46
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА И АНАЛИЗА
ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООО «РЕГИОНСНАБ» 55
3.1 Рекомендации по совершенствованию учета финансовых результатов
от продажи товаров (работ, услуг) 55
3.2 Рекомендации по улучшению финансовых результатов от продажи
товаров (работ, услуг) и оценка их эффективности 61
Заключение 74
Список использованных источников 81
Приложение А. Бухгалтерский баланс 88
Приложение Б. Отчет о финансовых результатах 89
Приложение В. Анализ прибыли от производства продукции 88
Приложение Г. Анализ состава, выполнения плана и динамики балансовой прибыли 89
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА И АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ ПРОДАЖИ 6
1.1 Экономическая сущность и порядок формирования финансового
результата 6
1.2 Особенности формирования финансового результата в бухгалтерском и
налоговом учёте 11
1.3 Методики анализа финансовых результатов от продажи товаров, работ,
услуг 15
2 УЧЁТ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ ПРОДАЖИ В ООО
«РегионСнаб» 24
2.1 Характеристика экономической деятельности ООО «РегионСнаб» 24
2.2 Организация бухгалтерского учёта финансовых результатов от
продажи товаров (работ, услуг) ООО «РегионСнаб» 35
2.3 Анализ финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг) ... 46
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА И АНАЛИЗА
ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООО «РЕГИОНСНАБ» 55
3.1 Рекомендации по совершенствованию учета финансовых результатов
от продажи товаров (работ, услуг) 55
3.2 Рекомендации по улучшению финансовых результатов от продажи
товаров (работ, услуг) и оценка их эффективности 61
Заключение 74
Список использованных источников 81
Приложение А. Бухгалтерский баланс 88
Приложение Б. Отчет о финансовых результатах 89
Приложение В. Анализ прибыли от производства продукции 88
Приложение Г. Анализ состава, выполнения плана и динамики балансовой прибыли 89
В условиях формирующихся рыночных отношений ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности, показателем достигнутого коммерческого эффекта.
Как важнейшая экономическая категория, финансовый результат является составным элементом рыночных отношений, занимающим видное место в создании рынка средств производства, предметов народного потребления, ценных бумаг. Получение финансового результата в виде является обязательным условием функционирования предприятия.
Особое внимание в процессе анализа финансовых результатов деятельности организации следует обратить на наиболее значимую статью их формирования - прибыль (убыток) от продажи товаров, выполненных работ, оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической (чистой) прибыли.
Анализ финансового результата на основе отчета о финансовых результатах в качестве обязательных элементов включает в себя исследование изменения каждого показателя за анализируемый период, изучение структурных сдвигов. Исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов.
Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. За счет финансового результата осуществляются финансирование мероприятий по научно - техническому и социально - экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Финансовый результат является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большое значение в формирований бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Рост прибыли производителей увеличивает, в свою очередь, поступление в бюджет страны налога на прибыль, который в обеспечении государства финансовыми ресурсами имеет одно из основных значений.
Таким образом, тема учета и анализа финансового результата на предприятиях является весьма актуальной и имеет большое значение в условиях глубоких экономических преобразований в финансово-налоговом секторе экономики.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы объясняется тем значением, которое имеет формирование прибыли для деятельности каждого предприятия и экономики страны в целом.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в исследовании распределения и рационального использования финансового результата на предприятии и выявления путей его роста. Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть экономическое содержание финансового результата;
- определить какие функции выполняет финансовый результат;
- особенности формирования финансового результата в
бухгалтерском и налоговом учете;
- провести финансово-экономический анализ ООО «РегионСнаб» на основе бухгалтерской отчетности;
- проанализировать распределение финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг) и основные направления его использования в ООО «РегионСнаб»;
- разработать предложения по повышению эффективности рационального распределения финансового результата и его использования в ООО «РегионСнаб».
Для решения вышеперечисленных задач использовалась годовая бухгалтерская отчетность ООО «РегионСнаб» за 2015-2017 годы, а именно бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является формирование, распределение и использование финансового результата. Объект исследования - Общество с ограниченной ответственностью производственно - коммерческая фирма «РегионСнаб».
Выпускная квалификационная работа состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются теоретические основы формирования, и распределения финансового результата. Второй раздел носит аналитический характер. В ней дается глубокий анализ изучаемой темы. Здесь с помощью различных методов анализа проводится анализ распределения и использования финансового результата на примере предприятия ООО «РегионСнаб».
В ходе написания выпускной квалификационной работы использованы книги, журналы различных изданий со статьями лучших авторов, рассматривающих вопрос, касающийся темы работы. Все нормативные документы, касающиеся в той или иной степени темы дипломной работы, были изучены и применены при написании работы. Полный перечень источников, который был использован при написании работы, приведён в списке использованной литературы.
Как важнейшая экономическая категория, финансовый результат является составным элементом рыночных отношений, занимающим видное место в создании рынка средств производства, предметов народного потребления, ценных бумаг. Получение финансового результата в виде является обязательным условием функционирования предприятия.
Особое внимание в процессе анализа финансовых результатов деятельности организации следует обратить на наиболее значимую статью их формирования - прибыль (убыток) от продажи товаров, выполненных работ, оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической (чистой) прибыли.
Анализ финансового результата на основе отчета о финансовых результатах в качестве обязательных элементов включает в себя исследование изменения каждого показателя за анализируемый период, изучение структурных сдвигов. Исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов.
Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. За счет финансового результата осуществляются финансирование мероприятий по научно - техническому и социально - экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Финансовый результат является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большое значение в формирований бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Рост прибыли производителей увеличивает, в свою очередь, поступление в бюджет страны налога на прибыль, который в обеспечении государства финансовыми ресурсами имеет одно из основных значений.
Таким образом, тема учета и анализа финансового результата на предприятиях является весьма актуальной и имеет большое значение в условиях глубоких экономических преобразований в финансово-налоговом секторе экономики.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы объясняется тем значением, которое имеет формирование прибыли для деятельности каждого предприятия и экономики страны в целом.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в исследовании распределения и рационального использования финансового результата на предприятии и выявления путей его роста. Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть экономическое содержание финансового результата;
- определить какие функции выполняет финансовый результат;
- особенности формирования финансового результата в
бухгалтерском и налоговом учете;
- провести финансово-экономический анализ ООО «РегионСнаб» на основе бухгалтерской отчетности;
- проанализировать распределение финансовых результатов от продажи товаров (работ, услуг) и основные направления его использования в ООО «РегионСнаб»;
- разработать предложения по повышению эффективности рационального распределения финансового результата и его использования в ООО «РегионСнаб».
Для решения вышеперечисленных задач использовалась годовая бухгалтерская отчетность ООО «РегионСнаб» за 2015-2017 годы, а именно бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является формирование, распределение и использование финансового результата. Объект исследования - Общество с ограниченной ответственностью производственно - коммерческая фирма «РегионСнаб».
Выпускная квалификационная работа состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются теоретические основы формирования, и распределения финансового результата. Второй раздел носит аналитический характер. В ней дается глубокий анализ изучаемой темы. Здесь с помощью различных методов анализа проводится анализ распределения и использования финансового результата на примере предприятия ООО «РегионСнаб».
В ходе написания выпускной квалификационной работы использованы книги, журналы различных изданий со статьями лучших авторов, рассматривающих вопрос, касающийся темы работы. Все нормативные документы, касающиеся в той или иной степени темы дипломной работы, были изучены и применены при написании работы. Полный перечень источников, который был использован при написании работы, приведён в списке использованной литературы.
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки хозяйственной деятельности организации, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях рыночной экономики главную роль в системе экономических показателей играет финансовый результат.
Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности организаций. Прибыль составляет основу экономического развития организации. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности организации, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими организациями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности организации. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.
Главная цель производственного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности организации, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности.
Управление факторами прибыльной работы осуществляется не только с помощью натурально-стоимостных индикаторов, но и путем регулярного исчисления разнообразных показателей рентабельности. Управление рентабельностью означает, по сути, обеспечение желаемой динамики значений этих коэффициентов. Поскольку при расчете тех или иных коэффициентов рентабельности используются различные базы (то есть показатели, с которыми сопоставляется некоторая прибыль), управление рентабельностью предусматривает не только воздействие на факторы формирования прибыли, но и выбор структуры активов, источников финансирования, видов производственной деятельности. В частности, меняя целевую структуру капитала, можно влиять на показатели рентабельности инвестиций; меняя структуру производства, можно воздействовать на рентабельность продаж и т. п. В любом случае эффективность и целесообразность принимаемых решений будет оцениваться комплексно - показателями прибыли и коэффициентами рентабельности.
Для повышения информативности отчета о финансовых результатах ООО «РегионСнаб» следует ввести дополнительные строки. Так, в дополнительных строках можно указать данные по неосновной деятельности организации. В результате пользователям отчета о финансовых результатах ООО «РегионСнаб» будет наглядно видно, какие результаты деятельности по основной (торговой деятельности) ООО «РегионСнаб», а сколько - по неосновной (производство стройматериалов). Так, к строке 2110 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» можно ввести две дополнительные строки в том числе:
- строка 111 «Выручка по торговой деятельности»;
- строка 112 «Выручка от производства и продажи стройматериалов».
К строке 2120 «Себестоимость проданных товаров, работ и услуг» можно добавить две расшифровочные строки, а именно:
- строка 121 «Себестоимость проданных товаров»;
- строка 122 «Себестоимость стройматериалов».
При проведении финансового анализа прибыли ООО «РегионСнаб» было выявлено следующее:
1. Показатель прибыли от продажи имеет тенденцию к повышению, так как значение 2017 г. выше значения 2015 г. на 1310 тыс. руб. и выше значения 2016 г. на 1840 тыс. руб.;
2. Так же наблюдается стабильное увеличение доходов от прочей деятельности, показатель 2017 г. выше показателя 2015 г. на 1087 тыс. руб. и выше показателя 2016 г. на 236 тыс. руб. Увеличение балансовой прибыли составило в сторону увеличения 2369 тыс. руб. в 2017 г. по сравнению с 2015 г. и 2066 тыс. руб. по сравнению с 2016 г. Необходимо отметить, что имеет тенденцию к снижению уровень прибыли от внереализационной деятельности (с 2015 г. по 2017 г. снижение произошло на 40 тыс. руб., так же наблюдается снижение сумм убытка полученного от прочих операций на 12 тыс. руб. (в 2017 г. по сравнению с 2015 г.).
Основной удельный вес в общей сумме балансовой прибыли принадлежит прибыли от продажи, причем это сохраняется в течении всего исследуемого периода, так в 2015 г. удельный вес прибыли от продажи составлял 92,49 %, в 2016 г. - 91,01 % и в 2017 г. - 90,94 %. Уменьшение удельного веса прибыли от продажи обусловлено увеличением удельного веса прибыли от прочей деятельности. За счет увеличения валовой прибыли, несмотря на увеличение постоянных расходов, финансовый результат от продажи товаров (работ, услуг) вырос на конец 2017 г. по сравнению с предыдущими периодами и составил 82394 тыс.руб. Это увеличение повлияло, в свою очередь, на критическую точку объема продаж или порога рентабельности. В 2017 г. порог рентабельности составил 166710,92 тыс. руб., что ниже показателя 2016 г. на 1468 тыс. руб., и выше уровня 2015 г. на 4620,84 тыс. руб. Следовательно, у предприятия достаточно суммы выручки необходимой для возмещения постоянных расходов.
Запас финансовой прочности в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличился на 2358 тыс.руб., а по сравнению с 2015 г. на 1855,15 тыс.руб. Данная ситуация показывает, что предприятие в 2017 г. может снизить выручку от продажи продукции на 255415,08 тыс.руб. и при этом будет финансово устойчивым. Сверхплановая балансовая прибыль в сумме 20192 тыс. руб. получена в результате перевыполнения плановых заданий по прибыли от продажи продукции (работ, услуг) на 8800 тыс. руб. и прибыли от прочей продаже на 11392 тыс. руб. Незапланированный финансовый результата от прочей продажи обусловил дополнительный рост балансовой прибыли на 11392 тыс. руб., или 5%. На прибыль от продажи продукции положительное влияние оказали рост объема продажи продукции (в результате роста выпуска и сокращения остатков непроданной продукции) и цен на нее, отрицательное - рост себестоимости продаваемой продукции.
Обоснованности и напряженности плана прибыли осуществляется путем сравнения плановых показателей рентабельности продукции к продаже с рентабельностью продаваемой продукции. В нашем примере уровень рентабельности продаваемой продукции (31.82 %) выше рентабельности продукции к продаже (19.60 %), что свидетельствует об обоснованности плана прибыли, так как в нем учтен более высокий уровень рентабельности непроданных остатков продукции на начало года (42, 64 %).
По балансовой прибыли перевыполнен на 9,7 %, или 20192 тыс. руб., темп ее роста к предыдущему году достиг 110,4 %. Наибольшую долю в сумме балансовой прибыли составила прибыль от продажи продукции (работ, услуг). В отчетном году ее фактическая доля снизилась на 0,67 % и составила 95 %; незапланированный удельный вес от прочей продажи оставил 5%.
Распределению подлежало 227947 тыс. руб. балансовой прибыли, в том числе 20192 тыс. руб. сверхплановой. Структура платежей из прибыли в бюджет была близка к плановой и изменилась незначительно: на 0,14 процентных пункта снизился удельный вес налога на недвижимость и на 0,42 процентных пункта возрос удельный вес налога на прибыль. В то же время при соблюдении плановых пропорций чистая прибыль предприятия могла бы составить 169251 тыс. руб. Фактически же чистая прибыль составила 168605 тыс. руб., что на 646 тыс. руб. меньше вследствие изменения структуры платежей из прибыли в бюджет. Чистая прибыль была распределена в следующих пропорциях: резервный фонд - 4,96 %, фонд накопления -4,96, фонд потребления - 89,25, прочие цели - 0,84 %.
В процессе формирования и использования фондов накопления и потребления за счет прибыли продается ее стимулирующая роль. Результаты анализа этих фондов должны дать ответ на следующие вопросы: как изменилась общая сумма средств, начисленная в эти фонды, какие факторы повлияли на изменение этой суммы, на какие цели она использована, какие изменения произошли в динамике начисления и использования средств этих фондов, как повысилась заинтересованность коллектива предприятия в росте конечных результатов хозяйственной деятельности.
Фактически, за счет снижения объема продажи (недопоставка товаров для перепродажи от поставщика) был не использован резерв в 733 тыс. руб. За счет увеличения себестоимости товаров для перепродажи на 1768 тыс. руб. предприятие недополучило 1768 тыс. руб. Следовательно, резерв увеличения валовой прибыли составляет 2501 тыс. руб. Если объем коммерческих расходов (расходов на продажу) приблизить к плановому значению, то резерв повышения прибыли составит 260 тыс. руб. Так как управленческие расходы (вследствие рационального использования средств) сократились, то, следовательно, имеющийся резерв был использован.
Фактически резерв увеличения прибыли от продажи составил 2198 тыс. руб. (при условии соблюдения плановых показателей).
Так как основная цель работы любого предприятия - получение прибыли от существующей деятельности, перед руководством ООО «РегионСнаб» стоит задача продолжать работать нарастающими темпами для увеличения прибыли в дальнейших периодах. Рост доходов от продажи зависит от цен на ее продукцию, ее ассортимента и качества, от маркетинговых действий по увеличению спроса, кредитной политики организации и т.п.
Далее были рассмотрены основные направления по оптимизации расходов, увеличению объема продажи и, как следствие, повышение прибыли:
- для сокращения расходов на содержание основных средств можно предложить передачу в долгосрочную аренду, консервацию и списание ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, оборудования. Для сокращения накладных расходов предлагается разумное сокращение аппарата управления, экономное использование средств на командировки, почтово-телеграфные и
канцелярские расходы, оплаты простоев и др.;
- увеличить прибыльности продаж и стабилизация потока денежной наличности, и, как следствие улучшения показателей абсолютной ликвидности баланса и рентабельности, с помощью роста доходов от продажи товаров, работ, услуг; оптимизации затрат; повышение уровня рентабельности товаров, работ, услуг и расширение торговой сети;
- необходимо совершенствовать маркетинговую стратегию и рекламную деятельность с целью увеличения уровня продаж, повышения оборачиваемости товарной продукции;
- необходимо снижение расходов предприятия. Оптимизация затрат, запасов ценностей, совершенствование их структуры. Основными источниками резерва снижения себестоимости продукции являются: повышение уровня производительности труда работников; повышение производительности труда, улучшение качества обслуживания; сокращение коммерческих расходов; поиск поставщиков с более низкими ценами на товар, оптимизации денежных потоков от предприятия к поставщикам с целью достижения определенного объема закупок для получения скидок по товару;
- немаловажным фактором получения дополнительной прибыли является оптимизация структуры сбыта. При проведении данной оптимизации удельный вес продукции, реализуемой по договорным, более высоким ценам, должен увеличиться до своего максимального уровня, а в идеале - до 100%. Соответственно, доля продукции, реализуемой предприятием другим организациям по линии взаимозачетов по более низким ценам должна быть как можно ниже.
В связи с тем, что реализации продукции ООО «РегионСнаб» имеет явно выраженный сезонный характер, то во время снижения реализации необходимо ввести систему скидок с целью увеличения объёма реализации. Например, при по розничной реализации при покупке на сумму больше 5000 рублей можно предоставить скидку 5 %, а по оптовой деятельности можно предложить скидку от 50000 рублей. Это будет своим образом стимулировать покупателей приобретать больше товара.
Как один из методов понижения расходов организации возможно в период наибольшего спада сбыта часть персонала отправить в дополнительный отпуск без содержания. Следует разработать графиков отпусков таким образом, чтобы в период увеличения реализации было задействовано в работе как больше сотрудников. Это связано с тем, что в летний период продажи увеличиваются, часы работы точек реализации также продлеваются, в связи с этим приходится оплачивать сотрудникам сверхурочные часы, что также влечет к увеличению расходов.
Себестоимость продукции можно снизить за счет нахождения новых поставщиков, аналогичных по качеству и составу материалов и комплектующих и другие. Так, ООО «РегионСнаб» закупает товар у поставщиков, расположенных в городе Москва, стоит рассмотреть закупку у поставщиков, находящихся в Республике Татарстан, что приведет к снижению транспортных расходов. В результате внедрения вышеуказанных мероприятий можно увеличить объём реализации, понизить совокупные расходы и тем самым улучшить конечный финансовый результат деятельности ООО «РегионСнаб».
Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности организаций. Прибыль составляет основу экономического развития организации. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности организации, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими организациями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности организации. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.
Главная цель производственного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности организации, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности.
Управление факторами прибыльной работы осуществляется не только с помощью натурально-стоимостных индикаторов, но и путем регулярного исчисления разнообразных показателей рентабельности. Управление рентабельностью означает, по сути, обеспечение желаемой динамики значений этих коэффициентов. Поскольку при расчете тех или иных коэффициентов рентабельности используются различные базы (то есть показатели, с которыми сопоставляется некоторая прибыль), управление рентабельностью предусматривает не только воздействие на факторы формирования прибыли, но и выбор структуры активов, источников финансирования, видов производственной деятельности. В частности, меняя целевую структуру капитала, можно влиять на показатели рентабельности инвестиций; меняя структуру производства, можно воздействовать на рентабельность продаж и т. п. В любом случае эффективность и целесообразность принимаемых решений будет оцениваться комплексно - показателями прибыли и коэффициентами рентабельности.
Для повышения информативности отчета о финансовых результатах ООО «РегионСнаб» следует ввести дополнительные строки. Так, в дополнительных строках можно указать данные по неосновной деятельности организации. В результате пользователям отчета о финансовых результатах ООО «РегионСнаб» будет наглядно видно, какие результаты деятельности по основной (торговой деятельности) ООО «РегионСнаб», а сколько - по неосновной (производство стройматериалов). Так, к строке 2110 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» можно ввести две дополнительные строки в том числе:
- строка 111 «Выручка по торговой деятельности»;
- строка 112 «Выручка от производства и продажи стройматериалов».
К строке 2120 «Себестоимость проданных товаров, работ и услуг» можно добавить две расшифровочные строки, а именно:
- строка 121 «Себестоимость проданных товаров»;
- строка 122 «Себестоимость стройматериалов».
При проведении финансового анализа прибыли ООО «РегионСнаб» было выявлено следующее:
1. Показатель прибыли от продажи имеет тенденцию к повышению, так как значение 2017 г. выше значения 2015 г. на 1310 тыс. руб. и выше значения 2016 г. на 1840 тыс. руб.;
2. Так же наблюдается стабильное увеличение доходов от прочей деятельности, показатель 2017 г. выше показателя 2015 г. на 1087 тыс. руб. и выше показателя 2016 г. на 236 тыс. руб. Увеличение балансовой прибыли составило в сторону увеличения 2369 тыс. руб. в 2017 г. по сравнению с 2015 г. и 2066 тыс. руб. по сравнению с 2016 г. Необходимо отметить, что имеет тенденцию к снижению уровень прибыли от внереализационной деятельности (с 2015 г. по 2017 г. снижение произошло на 40 тыс. руб., так же наблюдается снижение сумм убытка полученного от прочих операций на 12 тыс. руб. (в 2017 г. по сравнению с 2015 г.).
Основной удельный вес в общей сумме балансовой прибыли принадлежит прибыли от продажи, причем это сохраняется в течении всего исследуемого периода, так в 2015 г. удельный вес прибыли от продажи составлял 92,49 %, в 2016 г. - 91,01 % и в 2017 г. - 90,94 %. Уменьшение удельного веса прибыли от продажи обусловлено увеличением удельного веса прибыли от прочей деятельности. За счет увеличения валовой прибыли, несмотря на увеличение постоянных расходов, финансовый результат от продажи товаров (работ, услуг) вырос на конец 2017 г. по сравнению с предыдущими периодами и составил 82394 тыс.руб. Это увеличение повлияло, в свою очередь, на критическую точку объема продаж или порога рентабельности. В 2017 г. порог рентабельности составил 166710,92 тыс. руб., что ниже показателя 2016 г. на 1468 тыс. руб., и выше уровня 2015 г. на 4620,84 тыс. руб. Следовательно, у предприятия достаточно суммы выручки необходимой для возмещения постоянных расходов.
Запас финансовой прочности в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличился на 2358 тыс.руб., а по сравнению с 2015 г. на 1855,15 тыс.руб. Данная ситуация показывает, что предприятие в 2017 г. может снизить выручку от продажи продукции на 255415,08 тыс.руб. и при этом будет финансово устойчивым. Сверхплановая балансовая прибыль в сумме 20192 тыс. руб. получена в результате перевыполнения плановых заданий по прибыли от продажи продукции (работ, услуг) на 8800 тыс. руб. и прибыли от прочей продаже на 11392 тыс. руб. Незапланированный финансовый результата от прочей продажи обусловил дополнительный рост балансовой прибыли на 11392 тыс. руб., или 5%. На прибыль от продажи продукции положительное влияние оказали рост объема продажи продукции (в результате роста выпуска и сокращения остатков непроданной продукции) и цен на нее, отрицательное - рост себестоимости продаваемой продукции.
Обоснованности и напряженности плана прибыли осуществляется путем сравнения плановых показателей рентабельности продукции к продаже с рентабельностью продаваемой продукции. В нашем примере уровень рентабельности продаваемой продукции (31.82 %) выше рентабельности продукции к продаже (19.60 %), что свидетельствует об обоснованности плана прибыли, так как в нем учтен более высокий уровень рентабельности непроданных остатков продукции на начало года (42, 64 %).
По балансовой прибыли перевыполнен на 9,7 %, или 20192 тыс. руб., темп ее роста к предыдущему году достиг 110,4 %. Наибольшую долю в сумме балансовой прибыли составила прибыль от продажи продукции (работ, услуг). В отчетном году ее фактическая доля снизилась на 0,67 % и составила 95 %; незапланированный удельный вес от прочей продажи оставил 5%.
Распределению подлежало 227947 тыс. руб. балансовой прибыли, в том числе 20192 тыс. руб. сверхплановой. Структура платежей из прибыли в бюджет была близка к плановой и изменилась незначительно: на 0,14 процентных пункта снизился удельный вес налога на недвижимость и на 0,42 процентных пункта возрос удельный вес налога на прибыль. В то же время при соблюдении плановых пропорций чистая прибыль предприятия могла бы составить 169251 тыс. руб. Фактически же чистая прибыль составила 168605 тыс. руб., что на 646 тыс. руб. меньше вследствие изменения структуры платежей из прибыли в бюджет. Чистая прибыль была распределена в следующих пропорциях: резервный фонд - 4,96 %, фонд накопления -4,96, фонд потребления - 89,25, прочие цели - 0,84 %.
В процессе формирования и использования фондов накопления и потребления за счет прибыли продается ее стимулирующая роль. Результаты анализа этих фондов должны дать ответ на следующие вопросы: как изменилась общая сумма средств, начисленная в эти фонды, какие факторы повлияли на изменение этой суммы, на какие цели она использована, какие изменения произошли в динамике начисления и использования средств этих фондов, как повысилась заинтересованность коллектива предприятия в росте конечных результатов хозяйственной деятельности.
Фактически, за счет снижения объема продажи (недопоставка товаров для перепродажи от поставщика) был не использован резерв в 733 тыс. руб. За счет увеличения себестоимости товаров для перепродажи на 1768 тыс. руб. предприятие недополучило 1768 тыс. руб. Следовательно, резерв увеличения валовой прибыли составляет 2501 тыс. руб. Если объем коммерческих расходов (расходов на продажу) приблизить к плановому значению, то резерв повышения прибыли составит 260 тыс. руб. Так как управленческие расходы (вследствие рационального использования средств) сократились, то, следовательно, имеющийся резерв был использован.
Фактически резерв увеличения прибыли от продажи составил 2198 тыс. руб. (при условии соблюдения плановых показателей).
Так как основная цель работы любого предприятия - получение прибыли от существующей деятельности, перед руководством ООО «РегионСнаб» стоит задача продолжать работать нарастающими темпами для увеличения прибыли в дальнейших периодах. Рост доходов от продажи зависит от цен на ее продукцию, ее ассортимента и качества, от маркетинговых действий по увеличению спроса, кредитной политики организации и т.п.
Далее были рассмотрены основные направления по оптимизации расходов, увеличению объема продажи и, как следствие, повышение прибыли:
- для сокращения расходов на содержание основных средств можно предложить передачу в долгосрочную аренду, консервацию и списание ненужных, лишних, неиспользуемых зданий, оборудования. Для сокращения накладных расходов предлагается разумное сокращение аппарата управления, экономное использование средств на командировки, почтово-телеграфные и
канцелярские расходы, оплаты простоев и др.;
- увеличить прибыльности продаж и стабилизация потока денежной наличности, и, как следствие улучшения показателей абсолютной ликвидности баланса и рентабельности, с помощью роста доходов от продажи товаров, работ, услуг; оптимизации затрат; повышение уровня рентабельности товаров, работ, услуг и расширение торговой сети;
- необходимо совершенствовать маркетинговую стратегию и рекламную деятельность с целью увеличения уровня продаж, повышения оборачиваемости товарной продукции;
- необходимо снижение расходов предприятия. Оптимизация затрат, запасов ценностей, совершенствование их структуры. Основными источниками резерва снижения себестоимости продукции являются: повышение уровня производительности труда работников; повышение производительности труда, улучшение качества обслуживания; сокращение коммерческих расходов; поиск поставщиков с более низкими ценами на товар, оптимизации денежных потоков от предприятия к поставщикам с целью достижения определенного объема закупок для получения скидок по товару;
- немаловажным фактором получения дополнительной прибыли является оптимизация структуры сбыта. При проведении данной оптимизации удельный вес продукции, реализуемой по договорным, более высоким ценам, должен увеличиться до своего максимального уровня, а в идеале - до 100%. Соответственно, доля продукции, реализуемой предприятием другим организациям по линии взаимозачетов по более низким ценам должна быть как можно ниже.
В связи с тем, что реализации продукции ООО «РегионСнаб» имеет явно выраженный сезонный характер, то во время снижения реализации необходимо ввести систему скидок с целью увеличения объёма реализации. Например, при по розничной реализации при покупке на сумму больше 5000 рублей можно предоставить скидку 5 %, а по оптовой деятельности можно предложить скидку от 50000 рублей. Это будет своим образом стимулировать покупателей приобретать больше товара.
Как один из методов понижения расходов организации возможно в период наибольшего спада сбыта часть персонала отправить в дополнительный отпуск без содержания. Следует разработать графиков отпусков таким образом, чтобы в период увеличения реализации было задействовано в работе как больше сотрудников. Это связано с тем, что в летний период продажи увеличиваются, часы работы точек реализации также продлеваются, в связи с этим приходится оплачивать сотрудникам сверхурочные часы, что также влечет к увеличению расходов.
Себестоимость продукции можно снизить за счет нахождения новых поставщиков, аналогичных по качеству и составу материалов и комплектующих и другие. Так, ООО «РегионСнаб» закупает товар у поставщиков, расположенных в городе Москва, стоит рассмотреть закупку у поставщиков, находящихся в Республике Татарстан, что приведет к снижению транспортных расходов. В результате внедрения вышеуказанных мероприятий можно увеличить объём реализации, понизить совокупные расходы и тем самым улучшить конечный финансовый результат деятельности ООО «РегионСнаб».



