ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЕДИНОЙ ЕВРОПЫ НА СТРАНИЦАХ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРЕССЫ ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ
|
Введение 3
Глава 1. Проблемы Единой Европы как предмет освещения в зарубежных СМИ 8
1.1. Феномен единой Европы XXI века: этапы формирования 8
1.2. Роль журналистики в формировании общественного мнения
о проблемах единой Европы в условиях медиа-глобализации 12
Глава 2. Типологические особенности медиасистемы стран Евросоюза 17
2.1. Специфика европейской медиасистемы 17
2.2. Ежедневная пресса в структуре медиасистемы Евросоюза 21
Глава 3. Проблемы единой Европы как объект освещения СМИ 31
3.1. Социальные реформы в медийной повестке дня СМИ Франции 31
3.2. Правительственный кризис: взгляд СМИ Германии 42
3.3. Миграция как объект внимания французских и немецких
журналистов 48
Заключение 56
Список использованной литературы и источников
Глава 1. Проблемы Единой Европы как предмет освещения в зарубежных СМИ 8
1.1. Феномен единой Европы XXI века: этапы формирования 8
1.2. Роль журналистики в формировании общественного мнения
о проблемах единой Европы в условиях медиа-глобализации 12
Глава 2. Типологические особенности медиасистемы стран Евросоюза 17
2.1. Специфика европейской медиасистемы 17
2.2. Ежедневная пресса в структуре медиасистемы Евросоюза 21
Глава 3. Проблемы единой Европы как объект освещения СМИ 31
3.1. Социальные реформы в медийной повестке дня СМИ Франции 31
3.2. Правительственный кризис: взгляд СМИ Германии 42
3.3. Миграция как объект внимания французских и немецких
журналистов 48
Заключение 56
Список использованной литературы и источников
Актуальность темы исследования. Европейский союз - одна из крупнейших современных межгосударственных коалиций с почти 70-летней историей существования. На современном этапе развития Союз переживает определенный кризис, как, собственно, в той или иной степени другие страны и межгосударственные объединения. Германия и Франция играют ведущую роль в функционировании ЕС, являются его флагманом, надеждой и опорой. Политика руководства этих стран в значительной мере влияет не только на жизнь внутри государств, но и далеко за его пределами, на межгосударственном уровне. От того, насколько четко эти страны будут находить общий язык друг с другом, действуя в едином ключе по важнейшим политическим, экономическим и иным вопросам, зависит и внутрисоюзное развитие, и то, каким образом еврозона взаимодействует с государствами за ее пределами. Существенную роль в формировании положительного образа проводимой этими государствами политики, да и картины мира в целом на сегодняшний день по-прежнему играют СМИ. Интерес к этой роли, к ее практическому воплощению на примере немецкой и французской прессы и стал поводом для выбора темы настоящей работы.
Ее актуальность также обусловлена целым рядом причин, среди которых угрозы мирового терроризма, проблема мигрантов, экономические проблемы и политическое противостояние между странами. Это далеко не полный список тем, поднимаемых в национальной прессе разных стран, входящих в ЕС. То, каким образом эти и многие другие темы экономической, политической, общественной жизни стран отражаются на страницах изданий, существенным образом влияет на формирование общественного мнения в странах по актуальным вопросам, на картину мира в целом жителей стран Евросоюза. Анализ и отслеживание того, как формируется современная картина мира с помощью печатных СМИ и какая она у современных европейцев (на примере жителей Франции и Германии), на наш взгляд, весьма актуальны и востребованы для целого ряда специалистов: журналистов, социологов, политологов, историков и т.д.
Степень изученности темы. С одной стороны, можно констатировать высокую степень теоретической изученности темы, так как достаточно много специалистов в области журналистики, обществознания, политологии, психологии, социологии и т.д. рассматривают в своих исследованиях данный вопрос с разных точек зрения : возможность политического влияния, роль и статус СМИ глобального масштаба (Л. Артц, Д. Ван Белле, Т. Кук, М. М. Лебедева, Р. Шапиро и др.); соотношение мощи государства и влияния СМИ в международных политических коммуникациях, проблемы, связанные с этим процессом (Ш. Айенгар, К. Аноква, К.С. Гаджиев, Н. Лукман, В, Г. Почепцов, и др.); проблемы трансграничного влияния СМИ и публикуемых ими новостей на политические системы государств (Д. Барни, С. Брэмен, С. Попкин и др.), в том числе - в вопросах информационной безопасности (В. Н. Митяттт, И. Н. Панарин, В. Г. Почепцов и др.); анализ средств международной пропаганды и понимание СМИ как инструмента распространения идей и ценностей, воздействия на общественно-политический строй государств (О. Бойд-Баррет, Г. Лассуэл, В. Шрамм и др.); СМИ как инструмент гегемонии и власти в международных отношениях (С. Амин, Й. Галтунг, Э. Герман, Н. Хомский и др.); СМИ как средство «мягкой силы» с точки зрения «общественной дипломатии» и имиджевой политики государств (Э. А. Галумов, В. А. Кононенко, К. А. Хачатуров и др.); воздействие новостей на восприятие аудиторией международных событий (Д. Альтейде, П. Лазерсфельд, Дж. Маккарти, Е. А. Осокина и др.); роль глобальных СМИ на примере конкретных событий в международной политике (С. Альтхаус, Л. Беннет, С. В. Кобзева, Дж. Поллок и др.); проблемы изучения политического дискурса, в т. ч. и в СМИ (политологи М.В. Ильин, А. И. Соловьев, А. Д. Трахтенберг и др.); вопросы распределения потоков информации между развивающимися и развитыми странами (Б. Багдикян, Е. Л. Вартанова, П. Норрис и др.); структура современного межнационального информационного пространства (К. Карим, К. Робинс и Э. Эксой, С. Тэрроу); специфика современной новостной индустрии и ее влияние на формирование глобальной повестки дня (М. Баум, О. Бойд- Баррет, Е. Л. Вартанова, Дж. Гамильтон, Д. Крото и У. Хойнс, Т. Рантанен, А. Т. Ровинская, Д. Эхлас); процессы развития национальных сегментов СМИ в системе глобальных политических тенденций (М. Зайани, М. Кин, Р. Коллинз, О. Кузайбати, С. Ли, М. Эль-Навиви и др.).
Но, с другой стороны, стоит отметить тот факт, что ситуация на мировой арене меняется ежедневно и ежечасно, а потому эмпирические данные, связанные с освещением событий на международном уровне в тех или иных СМИ, имеют динамический характер и интересны для изучения в своей непрерывности. Поэтому теоретическую и практическую разработку выбранной для исследования темы стоит, на наш взгляд, продолжать и дальше.
Объектом исследования в нашей работе выступает отражение в европейских медиа проблем единой Европы.
Предметом исследования является формы и средства освещения проблематики единой Европы на страницах ежедневных французских ( Le Monde и Le Figaro) и немецких газет (Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) и Die Welt).
Цель работы - охарактеризовать специфику освещения социальных и политических проблем внутригосударственного и общеевропейского масштаба в ведущих странах ЕС на страницах конкретных ежедневных изданий Франции и Германии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по теме данного исследования;
2. Познакомиться с сущностью таких явлений в журналистской деятельности, как масс-медийное конструирование реальности и теория повестки дня;
3. Охарактеризовать в общих чертах состояние современной европейской прессы;
4. Проанализировать выпуски ежедневных французских газет Le Monde («Монд») и Le Figaro («Фигаро»), а также ежедневных немецких газет Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) и Die Welt («Вельт») за 2017 год на предмет отражения на их страницах проблем социального реформирования во Франции и правительственного кризиса в Германии, а также отношение этих стран к вопросам миграционной политики;
5. Обобщить полученную информацию и сделать соответствующие выводы.
Теоретической базой исследования послужили работы, посвященные разработке вопросов роли масс-медиа в конструировании реальности, по теории формирования повестки дня и общественного мнения посредством СМИ, современным тенденциям развития европейской прессы, проблематике функционирования Европейского союза, его современного состояния.
Эмпирическая база - архив за 2017 год ежедневных французских газет Le Monde и Le Figaro, а также архив за 2017 год ежедневных немецких газет Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) и Die Welt. Всего исследовано около 100 журналистских материалов.
Новизна работы видится нам в том, что при высокой теоретической разработанности темы она пополнит практическую копилку исследований журналистики как инструмента формирования общественного мнения и новостной повестки дня на современном материале ежедневной европейской прессы.
Методы исследования включают в себя:
1) мониторинг публикаций по проблематике исследования;
2) содержательный анализ публикаций, который позволил выявить основные проблемы Единой Европы в прессе Франции и Германии;
3) метод сравнительно-сопоставительного анализа медиатекстов.
Практическая значимость работы - эмпирические данные, полученные в ходе работы, а также выводы, сделанные на их основании, могут быть интересны исследователям журналистики, социологам, политологам, иным специалистам, рассматривающим с той или иной позиции международные информационные потоки, такие явления как конструирование реальности посредством СМИ, формирование общественного мнения и формирование глобальной повестки дня и т.д.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Ее актуальность также обусловлена целым рядом причин, среди которых угрозы мирового терроризма, проблема мигрантов, экономические проблемы и политическое противостояние между странами. Это далеко не полный список тем, поднимаемых в национальной прессе разных стран, входящих в ЕС. То, каким образом эти и многие другие темы экономической, политической, общественной жизни стран отражаются на страницах изданий, существенным образом влияет на формирование общественного мнения в странах по актуальным вопросам, на картину мира в целом жителей стран Евросоюза. Анализ и отслеживание того, как формируется современная картина мира с помощью печатных СМИ и какая она у современных европейцев (на примере жителей Франции и Германии), на наш взгляд, весьма актуальны и востребованы для целого ряда специалистов: журналистов, социологов, политологов, историков и т.д.
Степень изученности темы. С одной стороны, можно констатировать высокую степень теоретической изученности темы, так как достаточно много специалистов в области журналистики, обществознания, политологии, психологии, социологии и т.д. рассматривают в своих исследованиях данный вопрос с разных точек зрения : возможность политического влияния, роль и статус СМИ глобального масштаба (Л. Артц, Д. Ван Белле, Т. Кук, М. М. Лебедева, Р. Шапиро и др.); соотношение мощи государства и влияния СМИ в международных политических коммуникациях, проблемы, связанные с этим процессом (Ш. Айенгар, К. Аноква, К.С. Гаджиев, Н. Лукман, В, Г. Почепцов, и др.); проблемы трансграничного влияния СМИ и публикуемых ими новостей на политические системы государств (Д. Барни, С. Брэмен, С. Попкин и др.), в том числе - в вопросах информационной безопасности (В. Н. Митяттт, И. Н. Панарин, В. Г. Почепцов и др.); анализ средств международной пропаганды и понимание СМИ как инструмента распространения идей и ценностей, воздействия на общественно-политический строй государств (О. Бойд-Баррет, Г. Лассуэл, В. Шрамм и др.); СМИ как инструмент гегемонии и власти в международных отношениях (С. Амин, Й. Галтунг, Э. Герман, Н. Хомский и др.); СМИ как средство «мягкой силы» с точки зрения «общественной дипломатии» и имиджевой политики государств (Э. А. Галумов, В. А. Кононенко, К. А. Хачатуров и др.); воздействие новостей на восприятие аудиторией международных событий (Д. Альтейде, П. Лазерсфельд, Дж. Маккарти, Е. А. Осокина и др.); роль глобальных СМИ на примере конкретных событий в международной политике (С. Альтхаус, Л. Беннет, С. В. Кобзева, Дж. Поллок и др.); проблемы изучения политического дискурса, в т. ч. и в СМИ (политологи М.В. Ильин, А. И. Соловьев, А. Д. Трахтенберг и др.); вопросы распределения потоков информации между развивающимися и развитыми странами (Б. Багдикян, Е. Л. Вартанова, П. Норрис и др.); структура современного межнационального информационного пространства (К. Карим, К. Робинс и Э. Эксой, С. Тэрроу); специфика современной новостной индустрии и ее влияние на формирование глобальной повестки дня (М. Баум, О. Бойд- Баррет, Е. Л. Вартанова, Дж. Гамильтон, Д. Крото и У. Хойнс, Т. Рантанен, А. Т. Ровинская, Д. Эхлас); процессы развития национальных сегментов СМИ в системе глобальных политических тенденций (М. Зайани, М. Кин, Р. Коллинз, О. Кузайбати, С. Ли, М. Эль-Навиви и др.).
Но, с другой стороны, стоит отметить тот факт, что ситуация на мировой арене меняется ежедневно и ежечасно, а потому эмпирические данные, связанные с освещением событий на международном уровне в тех или иных СМИ, имеют динамический характер и интересны для изучения в своей непрерывности. Поэтому теоретическую и практическую разработку выбранной для исследования темы стоит, на наш взгляд, продолжать и дальше.
Объектом исследования в нашей работе выступает отражение в европейских медиа проблем единой Европы.
Предметом исследования является формы и средства освещения проблематики единой Европы на страницах ежедневных французских ( Le Monde и Le Figaro) и немецких газет (Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) и Die Welt).
Цель работы - охарактеризовать специфику освещения социальных и политических проблем внутригосударственного и общеевропейского масштаба в ведущих странах ЕС на страницах конкретных ежедневных изданий Франции и Германии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические источники по теме данного исследования;
2. Познакомиться с сущностью таких явлений в журналистской деятельности, как масс-медийное конструирование реальности и теория повестки дня;
3. Охарактеризовать в общих чертах состояние современной европейской прессы;
4. Проанализировать выпуски ежедневных французских газет Le Monde («Монд») и Le Figaro («Фигаро»), а также ежедневных немецких газет Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) и Die Welt («Вельт») за 2017 год на предмет отражения на их страницах проблем социального реформирования во Франции и правительственного кризиса в Германии, а также отношение этих стран к вопросам миграционной политики;
5. Обобщить полученную информацию и сделать соответствующие выводы.
Теоретической базой исследования послужили работы, посвященные разработке вопросов роли масс-медиа в конструировании реальности, по теории формирования повестки дня и общественного мнения посредством СМИ, современным тенденциям развития европейской прессы, проблематике функционирования Европейского союза, его современного состояния.
Эмпирическая база - архив за 2017 год ежедневных французских газет Le Monde и Le Figaro, а также архив за 2017 год ежедневных немецких газет Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) и Die Welt. Всего исследовано около 100 журналистских материалов.
Новизна работы видится нам в том, что при высокой теоретической разработанности темы она пополнит практическую копилку исследований журналистики как инструмента формирования общественного мнения и новостной повестки дня на современном материале ежедневной европейской прессы.
Методы исследования включают в себя:
1) мониторинг публикаций по проблематике исследования;
2) содержательный анализ публикаций, который позволил выявить основные проблемы Единой Европы в прессе Франции и Германии;
3) метод сравнительно-сопоставительного анализа медиатекстов.
Практическая значимость работы - эмпирические данные, полученные в ходе работы, а также выводы, сделанные на их основании, могут быть интересны исследователям журналистики, социологам, политологам, иным специалистам, рассматривающим с той или иной позиции международные информационные потоки, такие явления как конструирование реальности посредством СМИ, формирование общественного мнения и формирование глобальной повестки дня и т.д.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Поставив целью характеристику специфики освещения социальных и политических проблем внутригосударственного и общеевропейского масштаба во Франции и Германии, как ведущих странах ЕС, на страницах ежедневных изданий, мы получили следующий результат.
Благодаря анализу работ российских исследователей мы выяснили круг проблем, существующих в Европейском союзе. В обобщенном виде они выделяют их в 5 групп: «механизация» расширения Евросоюза, необходимость серьезной доработки и оптимизации его нормативной базы, экономические кризисы и их последствия, внешнеполитические противоречия, а также исторические, культурные, ментальные особенности участников ЕС, их исторические взаимоотношения и т.д.
Обзор вопроса современного состояния медиасистемы показал, что серьезнейшим образом влияют на нее глобализация, конвергенция, совершенствование современных технологий. С одной стороны, медиа сами активно участвуют в глобализации и являются мощным инструментом ее развития, с другой - подвергаются влиянию с ее стороны. СМИ активно участвуют в процессе влияния на массовое сознание и общественное мнение, в их формировании. В том числе и через конструирование социальной реальности или через теорию повестки дня (теорию аgenda-setting).
О специфике европейской медиасистемы мы узнали, что, с одной стороны, и в этой сфере возникают транснациональные компании, работает сегмент глобальной рекламы и пр. Но, с другой, на общеевропейском медиарынке представлено большое количество не консолидированных национальных медиаиндустрий.
Усиливается коммерциализация отрасли. Мы по-прежнему видим европейское качество, но меряем его рыночным успехом.
Типологическая структура СМИ меняется от аудиторных потребностей: они формируют аудиторию посредством востребованного контента. Этих же потребителей информации через СМИ получают и рекламодатели, являющиеся одной из важнейших сил, которая формирует структуру газетного рынка. Это подтверждает теория «спирали тиража»: рекламщики предпочитают поддерживать крупное по тиражу издание.
Современные технологии повысили роль Интернета и компьютерных технологий в функционировании СМИ. С начала 2000-х ведется речь о сетевых СМИ, о блогинге, активности в соцсетях и иных продуктах «информальных» медиа. Краткость и емкость подачи информации - важное качество новости для «продвинутых» платформ. С начала 2010-х набирает обороты data journalism. Кроме того, популярны «тренды» прессы и ее «мобильной» версии: вовлеченность и гаджеты как носители рекламы.
Одна из современных черт французской прессы - пренебрежение экономикой. Традиционно здесь высокой популярностью пользуются провинциальные газеты. Их преимущества - во внимании к местным проблемам и в большом количестве приложений с местной информацией и рекламой. Один из способов стабилизации распространения центральной прессы - смена внешнего вида. Популярным стал выпуск журнальных приложений для расширения рекламного поля и повышения доходов. Журналы для Франции - «наше все», страну называют журнальной. Госпомощь прессе во Франции - одна из самых значительных в мире.
Германия - страна газет: здесь представлено свыше 350 изданий. Структуру рынка прессы составляют небольшие местные, крупные региональные и надрегиональные газеты. Их роль продолжает оставаться высокой, почти 70% немцев продолжают читать ежедневные издания.
Сейчас все немецкие газетные дома - мультимедийные предприятия. Германская деловая модель предполагает, что они продают свой продукт на читательском рынке и на рынке объявлений. Среди издателей газет действует правило «Одну газету должен позволить себе каждый!». Они развивают новые формы предложений, модели бизнеса для сбыта продукции.
Интернет серьезно изменил медиаландшафт страны. Для Online- предложений в 2010 г. характерен рост почти на 13%.
Теперь о практической стороне исследования. Для анализа были выбраны 4 ежедневные газеты: французские Le Figaro («Фигаро») и Le Monde («Монд»), а также немецкие Die Welt («Вельт») и Frankfurter Allgemeine Zeitung - FAZ («Франкфуртер Альгемайне Цайтунг»).
Номера изданий за 2017 год были просмотрены на предмет социальных реформ (анализировалась французская пресса), правительственного кризиса (анализировалась немецкая пресса), вопросов миграционной политики, характерных для ЕС (рассматривались во всех газетах).
Подборка материалов изучалась на основе информационных интернетпроектов InoPressa.ru и ИноСМИ^и. Возможно, не все материалы, опубликованные в изданиях по исследуемым вопросам, были переведены и размещены на русскоязычных сайтах.
2017 год для Франции и Германии прошел под флагом выборов главы государства и правительства. Поэтому темы французских социальных реформ и немецкого правительственного кризиса в СМИ только начинали обозначаться. Зато тема миграционной политики представлена в изданиях широко; «социалке» присущ «политический соус», под которым она подана.
Альянс Франция-Германия в ЕС, выстраивание взаимоотношений в связи с новым французским руководством и выбранным на очередной срок немецким: эта тема во многом накладывает отпечаток на все остальные.
Информационная война с Россией отражается на огромном числе тем в западной прессе, даже на анализировавшихся нами.
Если сравнивать выступления по теме социальных реформ Э. Макрона, то больше информации - на страницах «Монд». По крайней мере, такой вывод напрашивается по количеству материалов портала ИноСМИ^и. Основной курс обозначен четко: европеизация страны, сближение с Германией и выполнение требований соответствия курсу ЕС: «либерализация рынка труда, сокращение трат, упразднение налога для богатых и повышение НДС» и т.д. Медийная повестка дня сыграла с французами злую шутку. Выбрав медийный образ президента, они получили антисоциальные социальные реформы, нацеленность на интеграцию в ЕС, «заигрывание» с Германией. Наряду с усилением позиций на международном уровне и улучшением образа в качестве внешнеполитического игрока внутренняя ситуация оставляет желать лучшего.
В Германии в 2017г. FAZ Die Welt опубликовали равное количество материалов по теме правительственного кризиса или близким вопросам; на «EroPressa» вышли обзоры мировых изданий по теме. В преддверии выборов действия немецкого правительства рассматривались в нескольких ракурсах: выстраивание взаимоотношений с новым главой Франции; взаимоотношения с Россией и продолжение антироссийской пропаганды, и, в связи с этим, положение «внутренних мигрантов» - «русских немцев»; дальнейшее развитие ЕС и др. Как показывают публикации, не сами немцы боятся внутреннего кризиса, сколько опасаются такого развития событий страны ЕС, т.к. Германия остается главным «двигателем» европейского развития, его гарантом. И страны, несмотря на давление А. Меркель, готовы продолжать поддерживать подобный немецкий курс, лишь бы не лишиться ориентира.
В анализируемых изданиях 49 материалов за 2017г. по вопросам мигрантов: 9 - в Le Monde, 9 - в Le Figaro, 2 - в FAZ и 29 - в Die Welt.
Le Monde и Le Figaro, судя по количеству публикаций, не создавали вокруг темы ажиотаж. Обе газеты уделяют внимание вопросам мигрантов в еврозоне, в США, меньше освещая внутреннюю иммиграционную политику.
В немецких изданиях проблеме мигрантов уделено больше внимания. Судя по заголовкам, тема подана с разных сторон, что говорит об эйфории или высказывает страхи населения, отражает внутригосударственную политику по вопросу и то, что творится в других государствах.
Вывод по анализируемым изданиям таков: они активно участвуют в формировании медийной повестки дня среди своей аудитории по вопросам, проблемным для ЕС. Главная отличительная черта этого процесса - качество, т.к. издания относятся именно к качественной прессе.
Благодаря анализу работ российских исследователей мы выяснили круг проблем, существующих в Европейском союзе. В обобщенном виде они выделяют их в 5 групп: «механизация» расширения Евросоюза, необходимость серьезной доработки и оптимизации его нормативной базы, экономические кризисы и их последствия, внешнеполитические противоречия, а также исторические, культурные, ментальные особенности участников ЕС, их исторические взаимоотношения и т.д.
Обзор вопроса современного состояния медиасистемы показал, что серьезнейшим образом влияют на нее глобализация, конвергенция, совершенствование современных технологий. С одной стороны, медиа сами активно участвуют в глобализации и являются мощным инструментом ее развития, с другой - подвергаются влиянию с ее стороны. СМИ активно участвуют в процессе влияния на массовое сознание и общественное мнение, в их формировании. В том числе и через конструирование социальной реальности или через теорию повестки дня (теорию аgenda-setting).
О специфике европейской медиасистемы мы узнали, что, с одной стороны, и в этой сфере возникают транснациональные компании, работает сегмент глобальной рекламы и пр. Но, с другой, на общеевропейском медиарынке представлено большое количество не консолидированных национальных медиаиндустрий.
Усиливается коммерциализация отрасли. Мы по-прежнему видим европейское качество, но меряем его рыночным успехом.
Типологическая структура СМИ меняется от аудиторных потребностей: они формируют аудиторию посредством востребованного контента. Этих же потребителей информации через СМИ получают и рекламодатели, являющиеся одной из важнейших сил, которая формирует структуру газетного рынка. Это подтверждает теория «спирали тиража»: рекламщики предпочитают поддерживать крупное по тиражу издание.
Современные технологии повысили роль Интернета и компьютерных технологий в функционировании СМИ. С начала 2000-х ведется речь о сетевых СМИ, о блогинге, активности в соцсетях и иных продуктах «информальных» медиа. Краткость и емкость подачи информации - важное качество новости для «продвинутых» платформ. С начала 2010-х набирает обороты data journalism. Кроме того, популярны «тренды» прессы и ее «мобильной» версии: вовлеченность и гаджеты как носители рекламы.
Одна из современных черт французской прессы - пренебрежение экономикой. Традиционно здесь высокой популярностью пользуются провинциальные газеты. Их преимущества - во внимании к местным проблемам и в большом количестве приложений с местной информацией и рекламой. Один из способов стабилизации распространения центральной прессы - смена внешнего вида. Популярным стал выпуск журнальных приложений для расширения рекламного поля и повышения доходов. Журналы для Франции - «наше все», страну называют журнальной. Госпомощь прессе во Франции - одна из самых значительных в мире.
Германия - страна газет: здесь представлено свыше 350 изданий. Структуру рынка прессы составляют небольшие местные, крупные региональные и надрегиональные газеты. Их роль продолжает оставаться высокой, почти 70% немцев продолжают читать ежедневные издания.
Сейчас все немецкие газетные дома - мультимедийные предприятия. Германская деловая модель предполагает, что они продают свой продукт на читательском рынке и на рынке объявлений. Среди издателей газет действует правило «Одну газету должен позволить себе каждый!». Они развивают новые формы предложений, модели бизнеса для сбыта продукции.
Интернет серьезно изменил медиаландшафт страны. Для Online- предложений в 2010 г. характерен рост почти на 13%.
Теперь о практической стороне исследования. Для анализа были выбраны 4 ежедневные газеты: французские Le Figaro («Фигаро») и Le Monde («Монд»), а также немецкие Die Welt («Вельт») и Frankfurter Allgemeine Zeitung - FAZ («Франкфуртер Альгемайне Цайтунг»).
Номера изданий за 2017 год были просмотрены на предмет социальных реформ (анализировалась французская пресса), правительственного кризиса (анализировалась немецкая пресса), вопросов миграционной политики, характерных для ЕС (рассматривались во всех газетах).
Подборка материалов изучалась на основе информационных интернетпроектов InoPressa.ru и ИноСМИ^и. Возможно, не все материалы, опубликованные в изданиях по исследуемым вопросам, были переведены и размещены на русскоязычных сайтах.
2017 год для Франции и Германии прошел под флагом выборов главы государства и правительства. Поэтому темы французских социальных реформ и немецкого правительственного кризиса в СМИ только начинали обозначаться. Зато тема миграционной политики представлена в изданиях широко; «социалке» присущ «политический соус», под которым она подана.
Альянс Франция-Германия в ЕС, выстраивание взаимоотношений в связи с новым французским руководством и выбранным на очередной срок немецким: эта тема во многом накладывает отпечаток на все остальные.
Информационная война с Россией отражается на огромном числе тем в западной прессе, даже на анализировавшихся нами.
Если сравнивать выступления по теме социальных реформ Э. Макрона, то больше информации - на страницах «Монд». По крайней мере, такой вывод напрашивается по количеству материалов портала ИноСМИ^и. Основной курс обозначен четко: европеизация страны, сближение с Германией и выполнение требований соответствия курсу ЕС: «либерализация рынка труда, сокращение трат, упразднение налога для богатых и повышение НДС» и т.д. Медийная повестка дня сыграла с французами злую шутку. Выбрав медийный образ президента, они получили антисоциальные социальные реформы, нацеленность на интеграцию в ЕС, «заигрывание» с Германией. Наряду с усилением позиций на международном уровне и улучшением образа в качестве внешнеполитического игрока внутренняя ситуация оставляет желать лучшего.
В Германии в 2017г. FAZ Die Welt опубликовали равное количество материалов по теме правительственного кризиса или близким вопросам; на «EroPressa» вышли обзоры мировых изданий по теме. В преддверии выборов действия немецкого правительства рассматривались в нескольких ракурсах: выстраивание взаимоотношений с новым главой Франции; взаимоотношения с Россией и продолжение антироссийской пропаганды, и, в связи с этим, положение «внутренних мигрантов» - «русских немцев»; дальнейшее развитие ЕС и др. Как показывают публикации, не сами немцы боятся внутреннего кризиса, сколько опасаются такого развития событий страны ЕС, т.к. Германия остается главным «двигателем» европейского развития, его гарантом. И страны, несмотря на давление А. Меркель, готовы продолжать поддерживать подобный немецкий курс, лишь бы не лишиться ориентира.
В анализируемых изданиях 49 материалов за 2017г. по вопросам мигрантов: 9 - в Le Monde, 9 - в Le Figaro, 2 - в FAZ и 29 - в Die Welt.
Le Monde и Le Figaro, судя по количеству публикаций, не создавали вокруг темы ажиотаж. Обе газеты уделяют внимание вопросам мигрантов в еврозоне, в США, меньше освещая внутреннюю иммиграционную политику.
В немецких изданиях проблеме мигрантов уделено больше внимания. Судя по заголовкам, тема подана с разных сторон, что говорит об эйфории или высказывает страхи населения, отражает внутригосударственную политику по вопросу и то, что творится в других государствах.
Вывод по анализируемым изданиям таков: они активно участвуют в формировании медийной повестки дня среди своей аудитории по вопросам, проблемным для ЕС. Главная отличительная черта этого процесса - качество, т.к. издания относятся именно к качественной прессе.
Подобные работы
- ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. В ОСВЕЩЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - Формирование образа врага в российском общественном сознании в начальный период Первой мировой войны
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017



