ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса говорения на начальном этапе обучения иностранным
языкам
1.1. Общая характеристика говорения как вида речевой
деятельности 6
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся начальных классов 11
1.3. Технология обучения говорению на начальном этапе
Выводы по Главе 25
Глава 2. Проектная деятельность на уроках английского языка на начальном этапе обучения 26
2.1. Сущность, этапы и преимущества метода проектов
2.2. Технология использования метода проектов на начальном этапе обучения 34
2.3. Методические рекомендации, направленные на обучение
говорению с использованием метода проектов на начальном этапе
Выводы по Главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ 51
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 56 2
Новые ценности и направления в образовании, а также современные достижения науки определяют выбор методов обучения. Сегодня все большее количество преподавателей отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям. Метод проектов является одним из таких, которые поощряют развитие творческих способностей человека, так как основной задачей здесь является решение проблем студентом или группой студентов. Это дает возможность каждому проявить себя, использовать различные средства обучения и интеграции знаний, различных отраслей науки, техники и творчества.
На сегодняшний день методология проекта изучается многими отечественными и зарубежными учеными (И. Бим, О. Моисеева, Т. Сахарова, Д. Филлипс и др.). Согласно многочисленным исследованиям, проектная деятельность является важным компонентом эффективной системы обучения. Более того, метод проектов относится к нестандартным, нетрадиционным способам организации учебного процесса посредством активных действий, ведь здесь учащиеся могут планировать, прогнозировать, анализировать на основе материала для изучения.
Говорение - это процесс построения и обмена смыслом посредством использования вербальных и невербальных символов в различных контекстах. Отсюда следует, что говорение является важнейшей частью обучения и преподавания иностранного языка. Несмотря на свою значимость, на протяжении многих лет речевым навыкам не уделялось должного внимания. К говорению относились как к повторению упражнений и запоминанию диалогов, безотносительно к речевым ситуациям общения. Однако, мы видим необходимость в постановке новых целей обучения иностранному языку, а именно в улучшении коммуникативных навыков с использованием новых технологий. Только таким образом учащиеся смогут выразить себя и научиться пользоваться иностранным языком как инструментом общения.
В данной работе рассматривается технология использования метода проектов в процессе обучении говорению на начальном этапе, ведь именно в этот период обучения учащиеся «знакомятся» с иностранным языком. На наш взгляд, здесь очень важно заинтересовать детей, дать им понять, что урок иностранного языка - это большой простор для творческой деятельности, для реализации своих идей, мыслей. В этом нам помогают интерактивные методы обучения, одним из которых является метод проектов. Этот метод ориентирован на ребенка и позволяет учащимся приобрести более глубокие знания посредством активного изучения реальных проблем. В этом и заключается актуальность темы нашей работы.
Цель: изучить особенности технологии использования метода проектов в процессе обучения говорению на начальном этапе и разработать методические рекомендации, направленные на обучение говорению с применением данного метода на начальном этапе.
Задачи:
1. Изучить говорение как вид речевой деятельности.
2. Выявить специфики процесса обучения говорению на начальном этапе с учетом психологических особенностей младших школьников.
3. Рассмотреть сущность метода проектов, его типов и принципов.
4. Проанализировать технологии использования метода проектов на начальном этапе обучения.
Объект исследования: формирование навыков говорения на начальном этапе обучения на уроках английского языка.
Предмет исследования: использование метода проектов в процессе обучения говорению на начальном этапе.
Методы исследования:
• Метод выборки, который представляет собой изучение и анализ теоретической части исследования.
• При сборе информации и поиске источников мы обращались к методу обобщения, с помощью которого были объединены знания об особенностях обучения говорению младших школьников и о методе проектов.
• Метод синтеза - логический прием, с помощью которого отдельные элементы соединяются в целое.
Научная новизна исследования состоит в том, что данных об особенностях использования метода проектов на начальном этапе обучения немного, так как данный метод считается более актуальным для среднего и старшего этапа. Мы считаем, что применение данного метода на начальном этапе имеет ряд особенностей, учитывая которые можно эффективно внедрять его в учебный процесс.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении теоретических аспектов процесса говорения, особенностей учащихся начальных классов, сущности метода проектов и технологии его использования. Данная работа является вкладом в дальнейшее исследование вопроса о применении метода проектов в процессе обучения говорению на уроках иностранного языка.
Практическая значимость исследования заключается в последующем использовании полученных методических рекомендаций, направленных на обучение говорению с использованием метода проектов на начальном этапе, учителями начальных классов и родителями младших школьников.
Апробация результатов исследования. В ходе выполнения научно-исследовательской работы мы принимали участие в Ежегодной Итоговой студенческой научной конференции ИФМК.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретическому анализу процесса говорения. Вторая глава посвящена анализу проектной деятельности на уроках иностранного языка.
1. Изучены особенности говорения как вида речевой деятельности.
Говорение безусловно является важнейшей частью обучения и преподавания иностранного языка. На сегодняшний день мы видим необходимость во внедрении новых технологий для развития коммуникативных навыков, ведь речь - это средство выражения своих мыслей, идей и вопросов. Обучение может считаться успешным тогда, когда учащиеся используют иностранный язык в качестве инструмента общения.
2. Выявлены специфические черты процесса обучения говорению на начальном этапе с учетом психологических особенностей младших школьников. Начальный этап обучения иностранному языку имеет ряд особенностей, как и любой другой этап. Однако, именно начальный этап во многом определяет последующий процесс изучения иностранного языка, так как от знакомства с новым языком зависит отношение учащихся к нему. Роль учителя здесь очень важна, как и роль методов, которые он выбирает. На сегодняшний день образование в нашей стране находится на стадии перехода к применению интерактивных технологий обучения на уроках иностранного языка, ведь они позволяют научиться использовать целевой язык в качестве инструмента общения. Продуктом говорения является речевое высказывание, речевое общение. Именно метод проектов дает возможность использования реальных речевых ситуаций на уроке иностранного языка.
3. Рассмотрены сущность метода проектов, его преимущества и этапы работы над проектом. Нельзя не сказать о том, что использование метода проектов на уроке позволяет сплотить коллектив. Мероприятия подобного
рода всегда запоминаются, становятся своего рода событиями в жизни класса. Они также помогают повысить самооценку учащихся, а на сегодняшний день многие дети имеют психологические проблемы подобного рода.
4. Проанализированы технологии использования метода проектов на начальном этапе обучения. Существует мнение, что на начальном этапе обучения использование метода проектов неэффективно. В действительности, за этим нет никаких фактических данных. Исследование подтвердило наше предположение о том, что использование метода проекта на начальном этапе обучения оказывает положительное влияние на познавательный процесс, а именно на понимание материала и его применения в реальной жизни. Также хочется отметить продуктивность данного метода в развитии навыка говорения, так как во время работы над проектом учащиеся общаются, сотрудничают друг с другом, а затем защищают свой проект перед аудиторией. Все это говорит о результативности использования метода проекта на начальном этапе при обучении говорению.
Перспектива проведенного исследования заключается в изучении технологии использования метода проектов при обучении другим видам речевой деятельности на начальном этапе обучения, потому что, на наш взгляд, именно вопрос об обучении младших школьников остается до конца не изученным. При работе с учащимися начальных классов принято говорить об игровых технологиях обучения, в то время как современное образование диктует новые правила. Детей необходимо обучать сотрудничеству, принципам поискового обучения, чтобы они могли искать и находить необходимую информацию. Младшим школьникам трудно ориентироваться в том информационном пространстве, в котором сейчас находится человечество. Чрезмерная загруженность новой информацией негативно сказывается на процессе обучения, поэтому учащимся необходима помощь учителя при поиске материала, его структурировании.
1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М.: Просвещение, 1998. 128 с.
2. Бабаева Е. С. Особенности мотивации учения школьников в современных условиях // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика,
2011. № 4. С. 93 - 95
3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника М.: Русский язык, 1977. 288 с.
4. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск: Изд-во ТИТУЛ, 2001.
5. Вайсбурд М. Л., Ариян М. А. Ситуативная роль как методическое понятие // Иностранные языки в школе, 1984. №5
6. Ваторопина Е.В. Использование метода проектов во внеклассной
работе по английскому языку в общеобразовательной школе. //
Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в г. Екатеринбурге. Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010. 100 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии // Л. С. Выготский. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 199 с. (Серия: Антология мысли)
8. Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и
самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. № 5. 2000.
9. Гальченко В.Е. Развитие интеллектуальных способностей учащихся посредством использования исследовательских методов и приемов в процессе преподавания русского языка и литературы // URL: school22.beluo.ru/gmaster/galchenko.pdf (дата обращения: 19.03.2018)
10. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. М.: Изд. Дом РАО,2003. 372 с.
11. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.:
Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК»,
2001. 432 с. (Серия «Психологи Отечества») // URL:
http://psychlib.ru/mgppu/zlp/ZLP-001-.HTM# (дата обращения: 31.03.2018)
12. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1985. 160 с.
13. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. Москва, 2003. 317 с.
14. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М.: АРКТИ, 2002. 176 с.
15. Лукьянчикова Н. В. Обучение английскому языку на начальном этапе // Начальная школа // URL: http://www.openworld.ru/school (дата обращения: 1.03.2018)
16. Матюхина М. В. Особенности мотивации учения младших школьников // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 43-49.
17. Никитенко З. Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе: лекции 5-8. М.: Первое сентября, 2009. 72 с.
18. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Академия, 2005. 272 с.
19. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
20. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2005. 112 с.
21. Побокова О.А., Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2003. С. 27-36
22. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в
школе // URL: https://istina.msu.ru/ioumals/95309/?p=11 (дата обращения: 17.04.2018)
23. Психологические особенности детей младшего школьного
возраста // URL: http: //www.gimnazia22 .ru/roditelj am/sluj bi -
gimnazii/socio slujba/psiholog osob ml.html (дата обращения: 12.04.2018)
24. Розова Е.О. Использование проектной методики при обучении иностранному языку // Lingua mobilis №1 (34). Челябинск: ЧГУ, 2012. С. 162167
25. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
26. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч., 2003. №6. С. 43-47
27. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке : Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 128 с.
28. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Астрель, 2008, 298 с.
29. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка // Иностр. языки в школе, 2002. №3.
30. Тер-Минасова, С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации. М.: Слово, 2008. 341 с.
31. Цветкова З.М. Обучение устной речи. М.: Языкознание, 2005. 132 с.
32. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии : работы советских психологов периода 1946-1980 годов / ред. И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис. Москва: Издательство Московского университета, 1981. 304 с.
33. BBC Teaching English // URL:
https://www.teachingenglish.org.uk/article/teaching-speaking-skills-2-overcoming- classroom-problems (дата обращения: 12.04.2018)
34. Brophy, J., & Alleman, J. Activities as instructional tools: A framework for analysis and evaluation. Educational Researcher, 1991. № 20(4), pp. 9-23.
35. Campbell, R., Gray, T.C., Rhodes, N., Snow, M.A. (1985). Foreign language learning in the elementary schools: A comparison of three language programs // The Modern Language Journal, 69, 44-54.
36. Canale, M. and Swain, M. 1980. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing. Applied Linguistics 1 (1), 47p.
37. Case Western Reserve University. Women in Science and Engineering Roundtable (WISER). 2012. // URL: https://case.edu/provost/ (дата обращения: 17.03.2018)
38. Davis M., Owned D. Help with Your Project. London: Arnold, 1997.39 p.
39. Education Theory // URL: http://www.educationtheory.ru/eteos-100-
2. html (дата обращения: 31.03.2018)
40. Foreign Language Teaching // URL:
https://coerll.utexas.edu/methods/modules/speaking/01/models.php (дата обращения 12.03.2018)
41. Lee J. Tasks and Communicating in Language Classrooms. NY: McGraw-Hill, 2000.
42. Lightbown Patsy, Spada Nina. How Languages are Learned, 1999,192 p.
43. Moon J.A. A Handbook of Reflective and Experiential Learning: Theory and Practice. New York: RoutledgeFalmer, 2004, 190 p.
44. Nunan D. Language Teaching Methodology. UK: Prentice Hall International, 1991.
45. Peculiarities of teaching junior schoolchildren foreign-language oral
speech // URL: https://articlekz.com/en/article/14594 (дата обращения:23.03.2018)
46. Project-Based Learning in the Teaching of English as A Foreign Language in Greek Primary Schools: From Theory to Practice // URL: http://www.ccsenet.org/iournal/index.php/elt (дата обращения: 18.03.2018)
47. Ryan, Deci. A Self-Determination Theory Approach to
Psychotherapy: The Motivational Basis for Effective Change // Canadian Psychology, 2008, Vol. 49, No. 3, 186-193
48. Schwartz M. Best Practices in Experiential Learning. Ryerson University, 2012 // URL: http://www.ryerson.ca/lt (дата обращения: 6.02.2018)
49. Swain M. Communicative Competence: Some Roles of
Comprehensible Input and Comprehensible Output in Its Development // The Ontario Institute for Studies in Education, 1985. pp.235-237
50. Warren K. The Student-Directed Classroom: A Model for Teaching Experiential Education Theory // Warren, K. (Ed.), The Theory of Experiential Education. Dubuque: Kendall/Hunt Publishing Company, 1995. pp. 249-258.
51. Wurdinger, S.D. Using Experiential Learning in the Classroom. Lanham: Scarecrow Education, 2005. 179 p.