Технология использования метода проектов в процессе обучения говорению на начальном этапе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса говорения на начальном этапе обучения иностранным
языкам
1.1. Общая характеристика говорения как вида речевой
деятельности 6
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся начальных классов 11
1.3. Технология обучения говорению на начальном этапе
Выводы по Главе 25
Глава 2. Проектная деятельность на уроках английского языка на начальном этапе обучения 26
2.1. Сущность, этапы и преимущества метода проектов
2.2. Технология использования метода проектов на начальном этапе обучения 34
2.3. Методические рекомендации, направленные на обучение
говорению с использованием метода проектов на начальном этапе
Выводы по Главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ 51
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 56 2
Глава 1. Теоретические аспекты процесса говорения на начальном этапе обучения иностранным
языкам
1.1. Общая характеристика говорения как вида речевой
деятельности 6
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся начальных классов 11
1.3. Технология обучения говорению на начальном этапе
Выводы по Главе 25
Глава 2. Проектная деятельность на уроках английского языка на начальном этапе обучения 26
2.1. Сущность, этапы и преимущества метода проектов
2.2. Технология использования метода проектов на начальном этапе обучения 34
2.3. Методические рекомендации, направленные на обучение
говорению с использованием метода проектов на начальном этапе
Выводы по Главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ 51
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 56 2
Новые ценности и направления в образовании, а также современные достижения науки определяют выбор методов обучения. Сегодня все большее количество преподавателей отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям. Метод проектов является одним из таких, которые поощряют развитие творческих способностей человека, так как основной задачей здесь является решение проблем студентом или группой студентов. Это дает возможность каждому проявить себя, использовать различные средства обучения и интеграции знаний, различных отраслей науки, техники и творчества.
На сегодняшний день методология проекта изучается многими отечественными и зарубежными учеными (И. Бим, О. Моисеева, Т. Сахарова, Д. Филлипс и др.). Согласно многочисленным исследованиям, проектная деятельность является важным компонентом эффективной системы обучения. Более того, метод проектов относится к нестандартным, нетрадиционным способам организации учебного процесса посредством активных действий, ведь здесь учащиеся могут планировать, прогнозировать, анализировать на основе материала для изучения.
Говорение - это процесс построения и обмена смыслом посредством использования вербальных и невербальных символов в различных контекстах. Отсюда следует, что говорение является важнейшей частью обучения и преподавания иностранного языка. Несмотря на свою значимость, на протяжении многих лет речевым навыкам не уделялось должного внимания. К говорению относились как к повторению упражнений и запоминанию диалогов, безотносительно к речевым ситуациям общения. Однако, мы видим необходимость в постановке новых целей обучения иностранному языку, а именно в улучшении коммуникативных навыков с использованием новых технологий. Только таким образом учащиеся смогут выразить себя и научиться пользоваться иностранным языком как инструментом общения.
В данной работе рассматривается технология использования метода проектов в процессе обучении говорению на начальном этапе, ведь именно в этот период обучения учащиеся «знакомятся» с иностранным языком. На наш взгляд, здесь очень важно заинтересовать детей, дать им понять, что урок иностранного языка - это большой простор для творческой деятельности, для реализации своих идей, мыслей. В этом нам помогают интерактивные методы обучения, одним из которых является метод проектов. Этот метод ориентирован на ребенка и позволяет учащимся приобрести более глубокие знания посредством активного изучения реальных проблем. В этом и заключается актуальность темы нашей работы.
Цель: изучить особенности технологии использования метода проектов в процессе обучения говорению на начальном этапе и разработать методические рекомендации, направленные на обучение говорению с применением данного метода на начальном этапе.
Задачи:
1. Изучить говорение как вид речевой деятельности.
2. Выявить специфики процесса обучения говорению на начальном этапе с учетом психологических особенностей младших школьников.
3. Рассмотреть сущность метода проектов, его типов и принципов.
4. Проанализировать технологии использования метода проектов на начальном этапе обучения.
Объект исследования: формирование навыков говорения на начальном этапе обучения на уроках английского языка.
Предмет исследования: использование метода проектов в процессе обучения говорению на начальном этапе.
Методы исследования:
• Метод выборки, который представляет собой изучение и анализ теоретической части исследования.
• При сборе информации и поиске источников мы обращались к методу обобщения, с помощью которого были объединены знания об особенностях обучения говорению младших школьников и о методе проектов.
• Метод синтеза - логический прием, с помощью которого отдельные элементы соединяются в целое.
Научная новизна исследования состоит в том, что данных об особенностях использования метода проектов на начальном этапе обучения немного, так как данный метод считается более актуальным для среднего и старшего этапа. Мы считаем, что применение данного метода на начальном этапе имеет ряд особенностей, учитывая которые можно эффективно внедрять его в учебный процесс.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении теоретических аспектов процесса говорения, особенностей учащихся начальных классов, сущности метода проектов и технологии его использования. Данная работа является вкладом в дальнейшее исследование вопроса о применении метода проектов в процессе обучения говорению на уроках иностранного языка.
Практическая значимость исследования заключается в последующем использовании полученных методических рекомендаций, направленных на обучение говорению с использованием метода проектов на начальном этапе, учителями начальных классов и родителями младших школьников.
Апробация результатов исследования. В ходе выполнения научно-исследовательской работы мы принимали участие в Ежегодной Итоговой студенческой научной конференции ИФМК.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретическому анализу процесса говорения. Вторая глава посвящена анализу проектной деятельности на уроках иностранного языка.
На сегодняшний день методология проекта изучается многими отечественными и зарубежными учеными (И. Бим, О. Моисеева, Т. Сахарова, Д. Филлипс и др.). Согласно многочисленным исследованиям, проектная деятельность является важным компонентом эффективной системы обучения. Более того, метод проектов относится к нестандартным, нетрадиционным способам организации учебного процесса посредством активных действий, ведь здесь учащиеся могут планировать, прогнозировать, анализировать на основе материала для изучения.
Говорение - это процесс построения и обмена смыслом посредством использования вербальных и невербальных символов в различных контекстах. Отсюда следует, что говорение является важнейшей частью обучения и преподавания иностранного языка. Несмотря на свою значимость, на протяжении многих лет речевым навыкам не уделялось должного внимания. К говорению относились как к повторению упражнений и запоминанию диалогов, безотносительно к речевым ситуациям общения. Однако, мы видим необходимость в постановке новых целей обучения иностранному языку, а именно в улучшении коммуникативных навыков с использованием новых технологий. Только таким образом учащиеся смогут выразить себя и научиться пользоваться иностранным языком как инструментом общения.
В данной работе рассматривается технология использования метода проектов в процессе обучении говорению на начальном этапе, ведь именно в этот период обучения учащиеся «знакомятся» с иностранным языком. На наш взгляд, здесь очень важно заинтересовать детей, дать им понять, что урок иностранного языка - это большой простор для творческой деятельности, для реализации своих идей, мыслей. В этом нам помогают интерактивные методы обучения, одним из которых является метод проектов. Этот метод ориентирован на ребенка и позволяет учащимся приобрести более глубокие знания посредством активного изучения реальных проблем. В этом и заключается актуальность темы нашей работы.
Цель: изучить особенности технологии использования метода проектов в процессе обучения говорению на начальном этапе и разработать методические рекомендации, направленные на обучение говорению с применением данного метода на начальном этапе.
Задачи:
1. Изучить говорение как вид речевой деятельности.
2. Выявить специфики процесса обучения говорению на начальном этапе с учетом психологических особенностей младших школьников.
3. Рассмотреть сущность метода проектов, его типов и принципов.
4. Проанализировать технологии использования метода проектов на начальном этапе обучения.
Объект исследования: формирование навыков говорения на начальном этапе обучения на уроках английского языка.
Предмет исследования: использование метода проектов в процессе обучения говорению на начальном этапе.
Методы исследования:
• Метод выборки, который представляет собой изучение и анализ теоретической части исследования.
• При сборе информации и поиске источников мы обращались к методу обобщения, с помощью которого были объединены знания об особенностях обучения говорению младших школьников и о методе проектов.
• Метод синтеза - логический прием, с помощью которого отдельные элементы соединяются в целое.
Научная новизна исследования состоит в том, что данных об особенностях использования метода проектов на начальном этапе обучения немного, так как данный метод считается более актуальным для среднего и старшего этапа. Мы считаем, что применение данного метода на начальном этапе имеет ряд особенностей, учитывая которые можно эффективно внедрять его в учебный процесс.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении теоретических аспектов процесса говорения, особенностей учащихся начальных классов, сущности метода проектов и технологии его использования. Данная работа является вкладом в дальнейшее исследование вопроса о применении метода проектов в процессе обучения говорению на уроках иностранного языка.
Практическая значимость исследования заключается в последующем использовании полученных методических рекомендаций, направленных на обучение говорению с использованием метода проектов на начальном этапе, учителями начальных классов и родителями младших школьников.
Апробация результатов исследования. В ходе выполнения научно-исследовательской работы мы принимали участие в Ежегодной Итоговой студенческой научной конференции ИФМК.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретическому анализу процесса говорения. Вторая глава посвящена анализу проектной деятельности на уроках иностранного языка.
1. Изучены особенности говорения как вида речевой деятельности.
Говорение безусловно является важнейшей частью обучения и преподавания иностранного языка. На сегодняшний день мы видим необходимость во внедрении новых технологий для развития коммуникативных навыков, ведь речь - это средство выражения своих мыслей, идей и вопросов. Обучение может считаться успешным тогда, когда учащиеся используют иностранный язык в качестве инструмента общения.
2. Выявлены специфические черты процесса обучения говорению на начальном этапе с учетом психологических особенностей младших школьников. Начальный этап обучения иностранному языку имеет ряд особенностей, как и любой другой этап. Однако, именно начальный этап во многом определяет последующий процесс изучения иностранного языка, так как от знакомства с новым языком зависит отношение учащихся к нему. Роль учителя здесь очень важна, как и роль методов, которые он выбирает. На сегодняшний день образование в нашей стране находится на стадии перехода к применению интерактивных технологий обучения на уроках иностранного языка, ведь они позволяют научиться использовать целевой язык в качестве инструмента общения. Продуктом говорения является речевое высказывание, речевое общение. Именно метод проектов дает возможность использования реальных речевых ситуаций на уроке иностранного языка.
3. Рассмотрены сущность метода проектов, его преимущества и этапы работы над проектом. Нельзя не сказать о том, что использование метода проектов на уроке позволяет сплотить коллектив. Мероприятия подобного
рода всегда запоминаются, становятся своего рода событиями в жизни класса. Они также помогают повысить самооценку учащихся, а на сегодняшний день многие дети имеют психологические проблемы подобного рода.
4. Проанализированы технологии использования метода проектов на начальном этапе обучения. Существует мнение, что на начальном этапе обучения использование метода проектов неэффективно. В действительности, за этим нет никаких фактических данных. Исследование подтвердило наше предположение о том, что использование метода проекта на начальном этапе обучения оказывает положительное влияние на познавательный процесс, а именно на понимание материала и его применения в реальной жизни. Также хочется отметить продуктивность данного метода в развитии навыка говорения, так как во время работы над проектом учащиеся общаются, сотрудничают друг с другом, а затем защищают свой проект перед аудиторией. Все это говорит о результативности использования метода проекта на начальном этапе при обучении говорению.
Перспектива проведенного исследования заключается в изучении технологии использования метода проектов при обучении другим видам речевой деятельности на начальном этапе обучения, потому что, на наш взгляд, именно вопрос об обучении младших школьников остается до конца не изученным. При работе с учащимися начальных классов принято говорить об игровых технологиях обучения, в то время как современное образование диктует новые правила. Детей необходимо обучать сотрудничеству, принципам поискового обучения, чтобы они могли искать и находить необходимую информацию. Младшим школьникам трудно ориентироваться в том информационном пространстве, в котором сейчас находится человечество. Чрезмерная загруженность новой информацией негативно сказывается на процессе обучения, поэтому учащимся необходима помощь учителя при поиске материала, его структурировании.
Говорение безусловно является важнейшей частью обучения и преподавания иностранного языка. На сегодняшний день мы видим необходимость во внедрении новых технологий для развития коммуникативных навыков, ведь речь - это средство выражения своих мыслей, идей и вопросов. Обучение может считаться успешным тогда, когда учащиеся используют иностранный язык в качестве инструмента общения.
2. Выявлены специфические черты процесса обучения говорению на начальном этапе с учетом психологических особенностей младших школьников. Начальный этап обучения иностранному языку имеет ряд особенностей, как и любой другой этап. Однако, именно начальный этап во многом определяет последующий процесс изучения иностранного языка, так как от знакомства с новым языком зависит отношение учащихся к нему. Роль учителя здесь очень важна, как и роль методов, которые он выбирает. На сегодняшний день образование в нашей стране находится на стадии перехода к применению интерактивных технологий обучения на уроках иностранного языка, ведь они позволяют научиться использовать целевой язык в качестве инструмента общения. Продуктом говорения является речевое высказывание, речевое общение. Именно метод проектов дает возможность использования реальных речевых ситуаций на уроке иностранного языка.
3. Рассмотрены сущность метода проектов, его преимущества и этапы работы над проектом. Нельзя не сказать о том, что использование метода проектов на уроке позволяет сплотить коллектив. Мероприятия подобного
рода всегда запоминаются, становятся своего рода событиями в жизни класса. Они также помогают повысить самооценку учащихся, а на сегодняшний день многие дети имеют психологические проблемы подобного рода.
4. Проанализированы технологии использования метода проектов на начальном этапе обучения. Существует мнение, что на начальном этапе обучения использование метода проектов неэффективно. В действительности, за этим нет никаких фактических данных. Исследование подтвердило наше предположение о том, что использование метода проекта на начальном этапе обучения оказывает положительное влияние на познавательный процесс, а именно на понимание материала и его применения в реальной жизни. Также хочется отметить продуктивность данного метода в развитии навыка говорения, так как во время работы над проектом учащиеся общаются, сотрудничают друг с другом, а затем защищают свой проект перед аудиторией. Все это говорит о результативности использования метода проекта на начальном этапе при обучении говорению.
Перспектива проведенного исследования заключается в изучении технологии использования метода проектов при обучении другим видам речевой деятельности на начальном этапе обучения, потому что, на наш взгляд, именно вопрос об обучении младших школьников остается до конца не изученным. При работе с учащимися начальных классов принято говорить об игровых технологиях обучения, в то время как современное образование диктует новые правила. Детей необходимо обучать сотрудничеству, принципам поискового обучения, чтобы они могли искать и находить необходимую информацию. Младшим школьникам трудно ориентироваться в том информационном пространстве, в котором сейчас находится человечество. Чрезмерная загруженность новой информацией негативно сказывается на процессе обучения, поэтому учащимся необходима помощь учителя при поиске материала, его структурировании.



