Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные свойства левополушарных и правополушарных младших школьников

Работа №42825

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
438
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ЛЕВОПОЛУШАРНЫХ И ПРАВОПОЛУШАРНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Содержательная характеристика понятий «межполушарная
асимметрия», «правополушарные», «левополушарные»дети 7
1.2 Развитие личности в младшем школьном возрасте 11
1.3 Роль лево/правополушарности в обучении младших школьников 20
Выводы по первой главе
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ЛЕВОПОЛУШАРНЫХ И ПРАВОПОЛУШАРНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организационно-методическое исследование свойств личности
левополушарных и правополушарных младших школьников 26
2.2 Анализ результатов исследованияличностных свойств левополушарных
и правополушарных младших школьников 34
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54


Актуальность исследования.В условиях модернизации Российского образования большое значение приобретает поиск новых практико-ориентированных подходов к повышению эффективности обучения младших школьников.На сегодняшний день при обучении младшего школьника внимание школы направлено на то, чтобы дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Повсеместно складывается ситуация, что на уроке учитель организует познавательную деятельность учащихся, применяет современные образовательные технологии, создает «ситуацию успеха», но не учитывает индивидуальные личностные и психофизиологические особенности обучающихся.
Для достижения нового качества образования необходимо так тщательно знать и учитывать индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка в классе, чтобы это способствовало развитию школьника, учило его созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки. Имея точную информациюо индивидуально-типологических особенностей каждого учащегося, педагог сможет осознанно и целенаправленно спланировать и реализовать процесс воспитания и развития, максимально подходящий к каждому ребенку. Учебный процесс в школе необходимо совершенствовать с учётом того, что личность - это единое целостное образование, отдельные свойства которой находятся в закономерных взаимосвязях. Так, таковыми являются психофизиологические особенности ребёнка (например, лево/правополушарность,); психодинамические свойства (например, темперамент), эмоциональная сфера,коммуникативные свойства и прочее.Поэтому учет многоёмкости проявления личности и личностных свойств учащихся при организации
обучения в начальных классах становится все более актуальной задачей в связи с введением инновационных режимов, изменением содержания и методики обучения.
Исходя из актуальности, целью выпускной квалификационной работы стало исследование личностных свойств левополушарных и правополушарных младших школьников.
Объектом явилисьмладшие школьники, учащиеся 4 классов.
Предметом лево/правополушарность и личностные свойства младших школьников.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что личностные свойства левополушарных и правополушарных младших школьников имеют различия.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе решались следующие задачи:
1. рассмотреть научные подходы к понятию «лево/правополушарность» головного мозга,«правополушарные» и «левополушарные» дети;
2. охарактеризовать развитие личности в младшем школьном возрасте;
3. выделить в изучаемой научной литературе роль лево/правополушарности в обучении младших школьников;
4. организовать исследование свойств личности левополушарных и правополушарных младших школьников;
6. обобщить результаты исследования личностных свойств левополушарных и правополушарных младших школьников.
Методологическую основу исследования составили положения психологической и педагогической наук. А.Р Лурия,Л.С. Выготского, В.А. Айрапетянц, Э.М.Александровской, П.К. Анохина, Н.Н. Брагиной, В.А. Геодакян, A3. Сиротюк и др. занимались исследованиями использования возможностей полушарного способа при обработке информации, доказав, что это способствует развитию способностей ребенка, позволяет прогнозировать и повышать эффективность школьного обучения. Научные труды А.М. Прихожан, А.С. Спиваковской, И.О. Смирновой, Д.А. Фарбер, Д.В. Шарминой, и других посвящены изучению тревожности и её проявлению в школе, исследованию личностных особенностей и развитию личности младших школьников.
Для достижения поставленных задач были использованы методы:
1. теоретический метод, включающий анализ и обобщение литературных и информационных источников;
2. психодиагностический метод, состоящий из сбора эмпирической информации с использованием:
метода определения ведущего полушария, авторы Яссман Л.В., Даниленко В.Н. Метод основан на выполнении нескольких проб, оценивающих ведущий глаз, ведущую руку и ведущую сторону вращения. Испытуемому предлагается последовательно выполнить задания, затем оценить задание и определить ведущее полушарие;
теста «Опросник Айзенка»в адаптации А. Г. Шмелева. Тест направлен на исследование трех личностно-индивидуальных качеств ребенка (интровертность-экстравертность, нейротизм); методики«Диагностика уровня тревожности»британского психотерапевта Б. Н. Филлипса. Методика позволяет определить тревожные синдромы, чётко указывающие на конкретные проблемы ребёнка.
3. метод математической статистики с использованием критерия Стьюдентаи качественный анализ полученных данных. Расчеты были произведены в программе MicrosoftExcel, 2010. 
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении существующих в психологии и педагогике представлений о роли правого и левого полушарий мозга в организации психических функций у детей младшего школьного возраста. Кроме того, проведенное теоретическое исследование может служить дополнительным информационным материалом для психологов, а также может использоваться педагогами, с целью изучения данного явления.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержание и выводы выпускной квалификационной работы могут быть учтены учителями начальных классов, а также использованы преподавателями и студентами педагогических специальностей вузов. Основные результаты исследования опубликованы в Actual aspects of pedagogy and psychology of elementary education.
Эмпирическая база: исследование проводилось на базе трёх общеобразовательных учреждений г. Набережные Челны: МБОУ СОШ № 8, МБОУ СОШ № 16 и МБОУ СОШ № 24. Участниками исследования стали ученики младших классов в количестве 65 человек.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются цели и задачи работы, предмет и объект исследования. Первая глава посвящена изучению теоретических основ.Во второй главе содержится описание организационно-методического исследования, анализ и интерпретация эмпирических данных. После каждой главы приведены выводы, которые содержат обобщенную информацию об изучаемом предмете исследования. В заключении присутствуют выводы, констатируются результаты, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели выпускной квалификационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно задачам теоретической части исследования, нами было выявлено, что одной из самых значимых черт индивидуальности обучаемых является функциональная асимметрия мозга, определяющая когнитивные особенности человека, эмоциональную сферу, ведущую руку при письме и освоении трудовых навыков. Выделяют типы функциональной организации полушарий мозга:
- левополушарные люди (с доминированием левого полушария) - словесно-логический характер когнитивных процессов, способность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди (с доминированием правого полушария) - конкретно-образное мышление, целостное восприятие, развитое воображение.
Необходимо отметить, что основные педагогически значимые различия в подходах к обучению учащихся с различной функциональной организации мозга (левополушарных, правополушарных) представляют определенную дихотомию. Так, мышление учащихся левополушарного типа отличается индуктивностью, абстрактностью, объективностью, способностью приходить к выводам по определенным правилам, мышление же представителей правополушарного типа обладает дедуктивностью, образностью, конкретикой, субъективностью, способностью к особому восприятию наглядности. Вербальные процессы учащихся с доминантностью левого полушария основаны на принципе словообобщения с преобладанием произвольной речи, представители правополушарного типа отличаются способностью к непроизвольной речи, вербальные процессы данного типа основаны на принципе словопредставления. Следовательно, и когнитивные стратегии, предъявление и закрепление учебного материала, способы контроля результатов учебной деятельности также неодинаковы для левополушарных и правополушарных учащихся.
Учёт лево/правополушарности имеет практическую значимость для развития индивидуализированных форм обучения, раскрытия личностных способностей у обучающихся, способствует изучению механизмов когнитивных процессов, интеграции знаний в педагогическую практику и организацию образовательного процесса.
Согласно эмпирическим исследовательским задачам, мы выявили, что у младших школьников доминирование правого творческого полушария формирует целостные натуры, позволяющим быть им открытыми и непосредственными в общении, искренним в выражении чувств. Способность правополушарных тонко чувствовать и переживать даёт им некоторое преимущество в общении. Не случайно среди правополушарных много литераторов, журналистов, деятелей искусства, организаторов. В структуре школьной тревожности у правополушарных младших школьников обнаружены различия в шкалах «фрустрация потребности в достижение успеха» (р<0,001) и «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (р<0,001). Это свидетельствует о том, что правополушарные склонны ориентироваться на окружающих при анализе собственных поступков и действий, вследствие чего на фоне неблагоприятного психического фона испытывают тревогу и зависимы от оценок со стороны социального окружения.
У левополушарных учащихся доминирование левого полушария определяет их склонность к абстрагированию и обобщению. Левополушарные ученики, являясь интровертами, в силу их логического мышления, нацеленного единственно правильное решение и прогнозирование будущих событий, способы распознать ложные высказывания от истинных, а источник энергии они находят в своем внутреннем мире идей, эмоций и впечатлений. Вероятнее всего, доминирование левого полушария формирует в общении «формального» логика, у которых фокус их внимания сосредоточен внутри собственной личности и им чаще нужно спокойное место, где можно тщательно все обдумать и зарядиться энергией. Не случайно, среди левополушарных много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей технических дисциплин. У левополушарных учеников в структуре школьной тревожности выявляется преобладающее различие в «переживание социального стресса» (р<0,001) и «страх самовыражения» (р<0,001). Возможно, что левополушарные, в силу собственной интроверции тяжело переживают ситуации, связанные с публичной демонстрацией своих возможностей и самораскрытия. Вследствие этого, они испытывают напряжение в социальных контактах, требующее от них многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системах социального поведения и взаимодействия.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза о том, что личностные свойства левополушарных и правополушарных младших школьников имеют различия, подтвердилась.



1. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.Е. Психофизиологический метод исследования полушарий // Психологический журнал, 2002, №2. - С.34-38.
2. Абакумова И.В., Фоменко В.Т. Дидактические модели образовательного процесса // Психологический вестник РГУ. Вып. 5. Ростов н/Д: РГУ, 2016. - С. 200-203.
3. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Современные лонгитюдные исследования одаренности // Вопросы психологии. - 2015. № 4. - С. 24-31.
4. Агафонова И.Н., Колеченко А.К., Погорелов Г.А., Шеховцова Л.Ф. Право и левополушарные младшие школьники. - СПб.: Санкт- Петербургский городской институт усовершенствования учителей.,
2011. - 222 с.
5. Айрапетянц В.А. Сравнительное изучение функций межполушарной асимметрии у детей на разных этапах онтогенеза // Взаимоотношения полушарий мозга. - Тбилиси: Мецниереба, 2012. - 192 с.
6. Айрапетянц Е.Л. Взаимосвязь между латеральным фенотипом и личностными особенностями у детей младшего школьного возраста // Леворукость.2007., № 7. - С 36-38.
7. Александровская Э.М. Функциональная организация мозга детей младшего школьного возраста. - М.: Наука, 2017. - 258 с.
8. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.: Наука, 2010. - 189 с.
9. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Просвещение, 2015. - 128 с.
10. Астапов В.М. Функциональная асимметрия у детей - СПб: Питер Пресс, 2004. - 224с.
11. Божович Л.И. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. - М.: МГУ, 2012. - 229 с.
12. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М., 2016. - 235 с.
13. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 2008. - 240 с.
14. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд. АН, 2016. - 565 с.
15. Геодакян В.А. Эволюционные асимметрии трехмерных организмов, мозга и тела (модель и правило правой руки) // Асимметрия. - 2017. № 1. - С. 65-69.
16. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск, 2012. - 800 с.
17. Золотова Ф.Р. Сравнительный анализ межполушарной асимметрии учащихся школ разного типа / Ф.Р. Золотова, Л.М. Закирова // Школьные технологии. - 2014. - №5 - с. 163-168.
18. Игнатьева Ю.К. Методы нейропсихологического обследования детей
6- 8 лет // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. М.: МГУ, 2016. № 2 . - С. 51-58.
19. Котик Б.Е. Межполушарное взаимодействие у человека. - Ростов н/Д: РГУ, 2012. - 173 с.
20. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. - М., 2013. - 455 с.
21. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2011. - 400 с.
22. Микляева А.В. Межполушарная асимметрия: диагностика. - СПб.: Речь, 2016. - 128с.
23. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж: MOДЭK, 2011. - 273 с.
24. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - 128 с.
25. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. - Вып. 2. М.: ВНИИТЭМР, 2009. -188 с.
26. Смирнова И.О. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. - М., 2011. - 144 с.
27. Спиваковская А.С. Тревожность как показатель психологического здоровья младших школьников и личностные особенности педагога // Сибирский учитель. - 2012. - № 2. - С. 27-28.
28. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. - М.: Наука, 2009. - 264 с.
29. Леутин В.П., Николаева Е.И. Асимметрия мозга и адаптация
человека [Электронный ресурс]. URL: http://j-
asymmetry.eom/2011/11/leutin_1_2007/ (дата обращения: 20.02.2018)
30. Попова Н.М. Учет психофизиологических особенностей учащихся с
асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе [Электронный ресурс]. URL:
http://festival.1september.ru/articles/500220/ (дата обращения:
25.01.2018)
31. Фомина Е.В. Функциональная межполушарная асимметрия [Электронный ресурс]. URL: http://www.cerebral-asymmetry.ru/ (дата обращения: 20.02.2018)
32. Шармин Д.В., Шармин В.Г. Оценка тревожности в учебной
деятельности [Электронный ресурс] // Общество: социология,
психология, педагогика. 2016. № 9. URL: http://dom-
hors.ru/rus/files/arhiv_zhur-nala/spp/2016/9/pedagogics/sharmin- sharmin.pdf (дата обращения: 15.02.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ