Педагогический мониторинг сформированности умений детей 4-5 лет в лепке (Мониторинг дошкольного образования, Нижневартовский Государственный Университет)
|
Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ ДС № 7 «Жар-птица» г. Нижневартовска.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы педагогического мониторинга сформированности умений детей среднего дошкольного возраста в лепке 6
1.1 Педагогический мониторинг в дошкольном образовании 6
1.2 Особенности занятий по лепке в работе с детьми среднего дошкольного возраста 11
Глава 2 Педагогического мониторинга сформированности умений детей 4-5 лет в лепке 16
2.1 Модель педагогического мониторинга по формированию умений детей 4-5 лет в лепке 16
2.2 Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга формирования умений детей 4-5 лет в лепке 20
Заключение 24
Список литературы 26
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы педагогического мониторинга сформированности умений детей среднего дошкольного возраста в лепке 6
1.1 Педагогический мониторинг в дошкольном образовании 6
1.2 Особенности занятий по лепке в работе с детьми среднего дошкольного возраста 11
Глава 2 Педагогического мониторинга сформированности умений детей 4-5 лет в лепке 16
2.1 Модель педагогического мониторинга по формированию умений детей 4-5 лет в лепке 16
2.2 Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга формирования умений детей 4-5 лет в лепке 20
Заключение 24
Список литературы 26
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. На ступени дошкольного образования ведущим методом оценки качества образовательного результата был и остается мониторинг.
Согласно статье 64 Закона «Об образовании в РФ», освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Согласно большинству мнений педагогов, неправильно требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных результатов по образовательной программе. Эффективнее предоставить возможность для развития личности ребенка дошкольного возраста в своем ритме с учетом своих склонностей, качеств и т.д. Однако Закон не запрещает проведение педагогического мониторинга, с помощью которого можно просто фиксировать уровень развития ребенка, его состояние. Мониторинг служит для педагогов дошкольной организации и родителей основанием для выявления тех способов, с помощью которых ребенок способен развиваться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы, что также не противоречит требованиям нового федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДОО).
В связи с чем, педагогу необходимо обучить детей основам социального взаимоотношения, общим представлениям о явлениях, объектах, вещах и их свойствах. Поэтому на выходе из дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) дети должны иметь качественные базовые знания об элементарных представлениях по определению тех или иных критериев вещей и явлений, в частности, окружающей действительности – о положении объектов пространстве, соотнесении пропорций и др. Таким образом, во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации, что играет важную роль в формировании его пространственных представлений.
Исследователи детского изобразительного творчества (Т.С. Комарова, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова и др.) отмечают, что лепка оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка. Она повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики. Способствует развитию воображения, пространственного мышления, общей ручной умелости, мелкой моторики. Кроме того, занятия лепкой синхронизируют работу обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Лепка способствует формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Исходя из вышесказанного имеет место противоречия между:
социальной потребностью в формировании умений в лепке в среднем дошкольном возрасте и недостаточным вниманием со стороны взрослых к реализации данной потребности;
потребностью воспитателей в технологии формирования умений в лепке у детей среднего дошкольного возраста и разрозненностью ее теоретических обоснований, отсутствием единой методики работы.
Это противоречие обусловило проблему: каким должен быть педагогический мониторинг сформированности умений в лепке у детей 4-5 лет.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг сформированности умений детей 4-5 лет в лепке».
Цель исследования – на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга сформированности умений в лепке у детей 4-5 лет.
Объект исследования – процесс формирования умений в лепке у детей 4-5 лет.
Предмет исследования – организация педагогического мониторинга сформированности умений в лепке у детей 4-5 лет.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга сформированности умений в лепке в педагогической теории и практике дошкольного образования.
2. Изучить особенности методики обучения лепке детей среднего дошкольного возраста.
3. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности умений в лепке у детей 4-5 лет.
4. Провести исходно-диагностический этап педагогического мониторинга сформированности умений в лепке у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретическую базу исследования составили работы по изучению педагогического мониторинга (А.С. Белкин, А.И. Кукуев, А.Н. Майоров, А.А. Орлов, О.С. Островерх, А.И. Пульбере, С.Е. Шишов, В.А. Кальней и др.); по методике формирования детского изобразительного творчества (Т.С. Комарова, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова и др.).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Согласно статье 64 Закона «Об образовании в РФ», освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Согласно большинству мнений педагогов, неправильно требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных результатов по образовательной программе. Эффективнее предоставить возможность для развития личности ребенка дошкольного возраста в своем ритме с учетом своих склонностей, качеств и т.д. Однако Закон не запрещает проведение педагогического мониторинга, с помощью которого можно просто фиксировать уровень развития ребенка, его состояние. Мониторинг служит для педагогов дошкольной организации и родителей основанием для выявления тех способов, с помощью которых ребенок способен развиваться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы, что также не противоречит требованиям нового федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДОО).
В связи с чем, педагогу необходимо обучить детей основам социального взаимоотношения, общим представлениям о явлениях, объектах, вещах и их свойствах. Поэтому на выходе из дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) дети должны иметь качественные базовые знания об элементарных представлениях по определению тех или иных критериев вещей и явлений, в частности, окружающей действительности – о положении объектов пространстве, соотнесении пропорций и др. Таким образом, во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации, что играет важную роль в формировании его пространственных представлений.
Исследователи детского изобразительного творчества (Т.С. Комарова, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова и др.) отмечают, что лепка оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка. Она повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики. Способствует развитию воображения, пространственного мышления, общей ручной умелости, мелкой моторики. Кроме того, занятия лепкой синхронизируют работу обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Лепка способствует формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Исходя из вышесказанного имеет место противоречия между:
социальной потребностью в формировании умений в лепке в среднем дошкольном возрасте и недостаточным вниманием со стороны взрослых к реализации данной потребности;
потребностью воспитателей в технологии формирования умений в лепке у детей среднего дошкольного возраста и разрозненностью ее теоретических обоснований, отсутствием единой методики работы.
Это противоречие обусловило проблему: каким должен быть педагогический мониторинг сформированности умений в лепке у детей 4-5 лет.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг сформированности умений детей 4-5 лет в лепке».
Цель исследования – на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга сформированности умений в лепке у детей 4-5 лет.
Объект исследования – процесс формирования умений в лепке у детей 4-5 лет.
Предмет исследования – организация педагогического мониторинга сформированности умений в лепке у детей 4-5 лет.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга сформированности умений в лепке в педагогической теории и практике дошкольного образования.
2. Изучить особенности методики обучения лепке детей среднего дошкольного возраста.
3. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности умений в лепке у детей 4-5 лет.
4. Провести исходно-диагностический этап педагогического мониторинга сформированности умений в лепке у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретическую базу исследования составили работы по изучению педагогического мониторинга (А.С. Белкин, А.И. Кукуев, А.Н. Майоров, А.А. Орлов, О.С. Островерх, А.И. Пульбере, С.Е. Шишов, В.А. Кальней и др.); по методике формирования детского изобразительного творчества (Т.С. Комарова, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова и др.).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Педагогический мониторинг является современной тенденцией образовательного процесса. Анализ литературы выявил, что мониторинг – это специально организованное, целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе образовательных организаций, позволяющее отслеживать как отклонения от ФГОС, так и уровень удовлетворения образовательных потребностей населения на основе выделенных показателей и индикаторов.
Лепка – вид изобразительной деятельности, в котором дети создают элементарную скульптуру с помощью различных пластических материалов (пластилина, глины, пластичной массы). Детям доставляет большое удовольствие возможность передачи знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако, достаточно долго пластические материалы используются ребенком для изображения предельно простых форм (круглых, овальных, «лепешек»). Для перехода к лепке более сложных форм ребенок должен овладеть специальными приемами. Задача взрослых при этом состоит в том, чтобы оказать помощь детям в изучении основных приемов лепки и , чтобы дети научились лепить предметы окружающего мира соизмеряя их форму и пропорции.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была разработана модель педагогического мониторинга сформированности умений в лепке у детей среднего дошкольного возраста. В основу исследования, для выявления сформированности умений в лепке у детей 4-5 лет, положены критерии и показатели Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Т.С. Комаровой, которые определяют технические умения, умения перевода реального объекта в пластический образ, самостоятельность замысла. Структурирование критериев и показателей позволило перейти ко второму этапу модели педагогического мониторинга исходно-диагностическому, в результате которого были подобраны задания и диагностические методики, проведено исследование и обработка полученных результатов, анализ понимания воспитателями и родителями данной проблемы. Результаты исследования позволили уточнить цель, задачи и содержание следующего этапа.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить, что 55% среднего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности умений в лепке. Высокий уровень сформированности умений в лепке показали 20% испытуемых. Средний уровень сформированности умений в лепке показали 25%. Большинство обследованных детей испытывают трудности в усвоении новых технических приемов лепки, а именно – в сглаживании места соединения, вдавливании, оттягивании и прищипывании.
В целом имеющиеся умения в лепке у детей среднего дошкольного возраста недостаточны для создания «правдивой», целостной картины. Выявляя причины наличия такого низкого уровня сформированности умений в лепке, мы провели анкетирование воспитателей и родителей, проанализировали рабочие программы и состояние развивающей пространственной среды в группах. Результаты показали, что взрослые не уделяют должного внимания формированию умений в лепке, не формируют чувство видения пропорции.
Лепка – вид изобразительной деятельности, в котором дети создают элементарную скульптуру с помощью различных пластических материалов (пластилина, глины, пластичной массы). Детям доставляет большое удовольствие возможность передачи знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако, достаточно долго пластические материалы используются ребенком для изображения предельно простых форм (круглых, овальных, «лепешек»). Для перехода к лепке более сложных форм ребенок должен овладеть специальными приемами. Задача взрослых при этом состоит в том, чтобы оказать помощь детям в изучении основных приемов лепки и , чтобы дети научились лепить предметы окружающего мира соизмеряя их форму и пропорции.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была разработана модель педагогического мониторинга сформированности умений в лепке у детей среднего дошкольного возраста. В основу исследования, для выявления сформированности умений в лепке у детей 4-5 лет, положены критерии и показатели Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Т.С. Комаровой, которые определяют технические умения, умения перевода реального объекта в пластический образ, самостоятельность замысла. Структурирование критериев и показателей позволило перейти ко второму этапу модели педагогического мониторинга исходно-диагностическому, в результате которого были подобраны задания и диагностические методики, проведено исследование и обработка полученных результатов, анализ понимания воспитателями и родителями данной проблемы. Результаты исследования позволили уточнить цель, задачи и содержание следующего этапа.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить, что 55% среднего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности умений в лепке. Высокий уровень сформированности умений в лепке показали 20% испытуемых. Средний уровень сформированности умений в лепке показали 25%. Большинство обследованных детей испытывают трудности в усвоении новых технических приемов лепки, а именно – в сглаживании места соединения, вдавливании, оттягивании и прищипывании.
В целом имеющиеся умения в лепке у детей среднего дошкольного возраста недостаточны для создания «правдивой», целостной картины. Выявляя причины наличия такого низкого уровня сформированности умений в лепке, мы провели анкетирование воспитателей и родителей, проанализировали рабочие программы и состояние развивающей пространственной среды в группах. Результаты показали, что взрослые не уделяют должного внимания формированию умений в лепке, не формируют чувство видения пропорции.



