Педагогический мониторинг сформированности умений детей 4-5 лет в лепке (Мониторинг дошкольного образования, Нижневартовский Государственный Университет)
Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ ДС № 7 «Жар-птица» г. Нижневартовска.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы педагогического мониторинга сформированности умений детей среднего дошкольного возраста в лепке 6
1.1 Педагогический мониторинг в дошкольном образовании 6
1.2 Особенности занятий по лепке в работе с детьми среднего дошкольного возраста 11
Глава 2 Педагогического мониторинга сформированности умений детей 4-5 лет в лепке 16
2.1 Модель педагогического мониторинга по формированию умений детей 4-5 лет в лепке 16
2.2 Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга формирования умений детей 4-5 лет в лепке 20
Заключение 24
Список литературы 26
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. На ступени дошкольного образования ведущим методом оценки качества образовательного результата был и остается мониторинг.
Согласно статье 64 Закона «Об образовании в РФ», освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Согласно большинству мнений педагогов, неправильно требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных результатов по образовательной программе. Эффективнее предоставить возможность для развития личности ребенка дошкольного возраста в своем ритме с учетом своих склонностей, качеств и т.д. Однако Закон не запрещает проведение педагогического мониторинга, с помощью которого можно просто фиксировать уровень развития ребенка, его состояние. Мониторинг служит для педагогов дошкольной организации и родителей основанием для выявления тех способов, с помощью которых ребенок способен развиваться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы, что также не противоречит требованиям нового федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДОО).
В связи с чем, педагогу необходимо обучить детей основам социального взаимоотношения, общим представлениям о явлениях, объектах, вещах и их свойствах. Поэтому на выходе из дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) дети должны иметь качественные базовые знания об элементарных представлениях по определению тех или иных критериев вещей и явлений, в частности, окружающей действительности – о положении объектов пространстве, соотнесении пропорций и др. Таким образом, во время лепки, исходя из знаний реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании или аппликации, что играет важную роль в формировании его пространственных представлений.
Исследователи детского изобразительного творчества (Т.С. Комарова, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова и др.) отмечают, что лепка оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка. Она повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики. Способствует развитию воображения, пространственного мышления, общей ручной умелости, мелкой моторики. Кроме того, занятия лепкой синхронизируют работу обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Лепка способствует формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Исходя из вышесказанного имеет место противоречия между:
социальной потребностью в формировании умений в лепке в среднем дошкольном возрасте и недостаточным вниманием со стороны взрослых к реализации данной потребности;
потребностью воспитателей в технологии формирования умений в лепке у детей среднего дошкольного возраста и разрозненностью ее теоретических обоснований, отсутствием единой методики работы.
Это противоречие обусловило проблему: каким должен быть педагогический мониторинг сформированности умений в лепке у детей 4-5 лет.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг сформированности умений детей 4-5 лет в лепке».
Цель исследования – на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга сформированности умений в лепке у детей 4-5 лет.
Объект исследования – процесс формирования умений в лепке у детей 4-5 лет.
Предмет исследования – организация педагогического мониторинга сформированности умений в лепке у детей 4-5 лет.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга сформированности умений в лепке в педагогической теории и практике дошкольного образования.
2. Изучить особенности методики обучения лепке детей среднего дошкольного возраста.
3. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень сформированности умений в лепке у детей 4-5 лет.
4. Провести исходно-диагностический этап педагогического мониторинга сформированности умений в лепке у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретическую базу исследования составили работы по изучению педагогического мониторинга (А.С. Белкин, А.И. Кукуев, А.Н. Майоров, А.А. Орлов, О.С. Островерх, А.И. Пульбере, С.Е. Шишов, В.А. Кальней и др.); по методике формирования детского изобразительного творчества (Т.С. Комарова, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова и др.).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Педагогический мониторинг является современной тенденцией образовательного процесса. Анализ литературы выявил, что мониторинг – это специально организованное, целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе образовательных организаций, позволяющее отслеживать как отклонения от ФГОС, так и уровень удовлетворения образовательных потребностей населения на основе выделенных показателей и индикаторов.
Лепка – вид изобразительной деятельности, в котором дети создают элементарную скульптуру с помощью различных пластических материалов (пластилина, глины, пластичной массы). Детям доставляет большое удовольствие возможность передачи знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако, достаточно долго пластические материалы используются ребенком для изображения предельно простых форм (круглых, овальных, «лепешек»). Для перехода к лепке более сложных форм ребенок должен овладеть специальными приемами. Задача взрослых при этом состоит в том, чтобы оказать помощь детям в изучении основных приемов лепки и , чтобы дети научились лепить предметы окружающего мира соизмеряя их форму и пропорции.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была разработана модель педагогического мониторинга сформированности умений в лепке у детей среднего дошкольного возраста. В основу исследования, для выявления сформированности умений в лепке у детей 4-5 лет, положены критерии и показатели Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Т.С. Комаровой, которые определяют технические умения, умения перевода реального объекта в пластический образ, самостоятельность замысла. Структурирование критериев и показателей позволило перейти ко второму этапу модели педагогического мониторинга исходно-диагностическому, в результате которого были подобраны задания и диагностические методики, проведено исследование и обработка полученных результатов, анализ понимания воспитателями и родителями данной проблемы. Результаты исследования позволили уточнить цель, задачи и содержание следующего этапа.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить, что 55% среднего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности умений в лепке. Высокий уровень сформированности умений в лепке показали 20% испытуемых. Средний уровень сформированности умений в лепке показали 25%. Большинство обследованных детей испытывают трудности в усвоении новых технических приемов лепки, а именно – в сглаживании места соединения, вдавливании, оттягивании и прищипывании.
В целом имеющиеся умения в лепке у детей среднего дошкольного возраста недостаточны для создания «правдивой», целостной картины. Выявляя причины наличия такого низкого уровня сформированности умений в лепке, мы провели анкетирование воспитателей и родителей, проанализировали рабочие программы и состояние развивающей пространственной среды в группах. Результаты показали, что взрослые не уделяют должного внимания формированию умений в лепке, не формируют чувство видения пропорции.
1. Бабаева Т.И. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 592 с.
2. Воронин С.А. Сравнение и анализ понятий: мониторинг, эксперимент и диагностика в образовании / С.А. Воронин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://anone.ru/news/1/2013-04-09-145 (Дата обращения: 15.02.2018).
3. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: Конспекты занятий / А.А. Грибовская. – М.: Скрипторий, 2013. – 152 с.
4. Грибовская А.А., Халезова-Зацепина М.Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 80 с.
5. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.
6. Дидковская Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 29-36.
7. Доронова Т.Н. Обучение дошкольников рисованию, лепке, аппликации в игре / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 203 с.
8. Дошкольная педагогика; под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой. – М.: Владос, 2003. – 359 с.
9. Егорова Е.Л., Ткачук Т.А. Особенности организации мониторинга и педагогической диагностики в соответствии с ФГОС дошкольного образования // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2015. - №5 (14). – С. 59-62.
10. Золотухина О.С. Педагогический мониторинг как эффективный способ управления качеством образования в дошкольной образовательной организации / О.С. Золотухина // Психология, педагогика, образование: актуальные исследования и разработки. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. – Барнаул: НОО «Профессиональная наука», 2017. – С. 247-254.
11. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
12. Кахнович С.В. Формирование учебных умений дошкольников средствами изобразительной деятельности / С.В. Кахнович // Дошкольник. – 2016. - №3. – С. 72-78.
13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
14. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. ФГОС / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 96 с.
15. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: Более 10000 единиц / С.А. Кравченко. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. – 512 с.
16. Кукуев А.И. Педагогический мониторинг личностно-ориентированного образовательного процесса: дис. к.п.н.: 13.00.01 / Кукуев Александр Иванович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/kukuev-pedagogicheskij-monitoring-lichnostno-orientirovannogo-obrazovatelnogo-processa.html (Дата обращения: 15.02.2018).
17. Кулемин Н.А. Квалиметрический мониторинг в системе образования / Н.А. Кулемин // Педагогика. – 2001. - № 3. – С. 16-20.
18. Мацкевич И.П. Развитие интереса к лепке у детей старшего дошкольного возраста // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/197/3885 (Дата обращения: 20.02.2018)
19. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: 2014. – 368 с.
20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/6:0 (Дата обращения: 15.02.2018).
21. Райзберг Б.А. Словарь современных экономических терминов / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 480 с.
22. Рыленко Ю.А. Мониторинг образовательного процесса в ДОУ // Молодой ученый. – 2015. - №17. – С. 565-568.
23. Словарь иностранных слов современного русского языка / Составитель: Т.В. Егорова. – М.: «Аделант», 2014. – 800 с.
24. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 15.02.2018).
25. Чурина Л.А. Мониторинг учебной деятельности в инновационном образовательном учреждении как фактор рефлексивного управления: дис. к.п.н.: 13.00.01 / Чурина Любовь Александровна. – Киров, 2001. – 183 с.