Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся средней общеобразовательной школы 9
1.1. Сущностные характеристики иноязычной коммуникативной
компетенции учащихся средней общеобразовательной школы 9
1.2. Возможности информационно-коммуникационных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 5-9 классов 14
1.3. Педагогические условия эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся средней общеобразовательной школы 20
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 5-9 классов средней общеобразовательной школы с использованием информационно-коммуникативных технологий 27
2.1. Организация и ход экспериментальной работы 27
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 28
2.3. Предложения по использованию информационно-коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в 5-9 классах общей образовательной школы 36
Выводы по главе II 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Актуальность исследования. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предъявляют к учащимся средней общеобразовательной школы высокие требования в отношении коммуникативной компетенции. Результаты овладения образовательной программы должны выражать, среди прочих других способностей выпускников, готовность к информационной деятельности [Лукацкий М. А., 2016: 305]:
- поиск информации и самостоятельный отбор источников информации в соответствии с поставленными целями и задачами;
- способность накапливать информацию по определенным признакам, критически оценить и интерпретировать информацию;
- умение хранить, обеспечивать безопасность, передавать и обрабатывать информацию, переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот;
- способность включать внешкольную информацию в процесс общего базового образования.
Кроме того, учащиеся должны показывать высокий уровень сформированности устойчивой мотивации к овладению иностранным языком как элементом общей культуры для осуществления межличностного и межкультурного общения в современном поликультурном мире. Это подтверждает, что системно-деятельностный подход к обучению, цель которого проявляется в пробуждении интереса у учащихся, как методологическая основа нового государственного образовательного стандарта предполагает неограниченное использование информационно-коммуникационных технологий, готовых компьютерных программ, способствующих осуществлять самостоятельную аудиторную и внеаудиторную деятельность по получению, усвоению знаний, по формированию навыков и развитию умений в предметной области «Иностранный язык».
Обращая внимания на процесс организации учебной деятельности на уроках иностранного языка, мы рассматриваем компьютерные мультимедийные программы к учебному методическому комплексу по иностранному языку как наиболее эффективное средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции, соответствующее современным подходам к обучению иностранному языку.
Переход к межкультурному обучению требует изменения всей системы преподавания иностранному языку и её компонентов: содержания, принципов, методов, средств и форм [Якушина В.Я., 2013: 185]. Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс требует от преподавателя изменения стиля работы, организации труда, подходов и принципов к обучению иностранному языку.
Возможности мультимедийных программных средств в обучении иностранным языкам не ограничены. Они с успехом могут быть использованы как для презентации, тренировки и контроля языковых единиц любого уровня, так и для введения и закрепления грамматических структур при обучении чтению, письму, аудированию, для развития умений устной речи [Артамонова Е., 2014: 4].
Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости изучения вопросов теории и практики формирования иноязычной коммуникативной компетенции на базе современных информационно-коммуникативных технологий в условиях средней общеобразовательной школы.
Цель дипломной работы - проанализировать роль современных информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в школьном образовании.
Задачи исследования:
- обобщить теоретико-методологические основы формирования
иноязычной коммуникативной компетенции в средней общеобразовательной школе;
- рассмотреть особенности и роль информационно
коммуникативных технологий в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учеников 5-9 классов средней общеобразовательной школы;
- исследовать эффективность использования современных
информационно-коммуникативных технологий при формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 5-9 классов средней общеобразовательной школы;
- проанализировать результаты исследования и предложить
рекомендации по совершенствованию использования ИКТ на уроках иностранного языка в 5-9 классах средней общеобразовательной школы.
Объектом в работе является информационно-коммуникативные технологии в системе школьного образования.
Предмет - иноязычная коммуникативная компетенция как основа культурного и межличностного развития современных школьников.
Теоретическую и методологическую основы работы составляют труды российских и зарубежных ученых. Теоретическим вопросам создания и использования средств ИКТ в обучении посвящены работы В.П. Беспалько, Я.А. Ваграменко, С.А. Жданова, Е.И. Машбица, К.К. Колина, А.Ю. Кравцовой, С.В. Панюковой, И.В. Роберт и других. В этих работах исследован научно-педагогический и учебно-методический потенциал современных средств ИКТ.
Различные аспекты проблемы использования средств ИКТ для обучения иностранным языкам исследуются в работах Т.В. Карамышевой, Е.С. Полат, Р.К. Потаповой, в трудах зарубежных учёных D. Hearley, M. Warschauer, J. Underwood и других.
Вопросами информатизации образования занимались также С.А. Бешенков, Б.С. Гершунский, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, Э.Г. Скибицкий, К. Вашик, И.Р. Власов, Н.В. Клемешова, М.В. Ляховицкий, Е.С. Полат, И.Г. Захарова, М.З. Биболетовой, А. Видерхольд, Е.А. Болескиной, В.И. Варченко, О.С. Саенко, развитие коммуникативных навыков при обучении ИЯ изучали Е.И. Пассов, А.С. Лазарева, M. Lewis, C. Frank.
Проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции посвящены исследования Е.В. Арцишевской, М.Н. Вятютнева, Н.И. Гез, Н.Л. Гончаровой, П. Дуайе, И.А. Зимней, М.К. Кабардова; Д. Косте, О.Ф. Остроумовой, Е.Ю. Паниной, В.В. Сафоновой, 0:В. Федоровой, А.Н. Щукина и др. В работах E.JI. Астаховой, И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, E.H. Гром, Е.Г. Ивановой, O.E. Ломакиной, Р.П. Мильруд, E.H. Солововой, Л.В. Щербы, L. Bachman, М. Canale, D. Hymes, S. Moirand, M. Swain.
Применением информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку занимались Д.В. Агальцова, Т.Е. Алексеева, М.А. Бовтенко, Л.П. Владимирова, И.Е. Гречихин, М.С. Гришина, Н.Е. Есенина, И.И. Зубова, М.П. Петрова, Т.П. Сарана.
Однако проблема использования информационно-коммуникационных технологий как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 5-9 классов современной школы остается недостаточно разработанной в педагогической науке [Мудрик А.В., 2013: 110].
Вместе с тем в этих исследованиях не уделяется должного внимания вопросам выявления педагогических условий оптимального использования дидактических возможностей средств ИКТ при изучении второго иностранного языка в общеобразовательной школе. Реализация дидактических возможностей средств ИКТ, таких как компьютерная визуализация учебной информации, незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью, контроля за результатами усвоения создаёт предпосылки для совершенствования образовательного процесса, активизации учебной деятельности обучающихся и улучшения качества усвоения учебного материала.
Тем не менее, анализ современного состояния учебного процесса в средней общеобразовательной школе доказывает, что перечисленные выше уникальные возможности ИКТ используются эпизодически, бессистемно, без учёта дидактических принципов, а сами мультимедийные средства недостаточно обеспечены учебно-методическими материалами.
Следовательно, научная новизна дипломной работы определяется в систематизации имеющихся знаний и методик по формированию иноязычной коммуникативной компетенции и разработке рекомендаций по их использованию в условиях средней общеобразовательной школы.
Кроме того, сделанные в работе выводы, а также применение предложенных приемов и современных информационно-коммуникативных технологий обуславливают теоретическую и практическую значимость исследования.
Методической основой работы являются:
1) Общенаучные (анализ, синтез, умозаключение). С их помощью происходит анализ разработанности проблемы и выявление неисследованных областей, формулирование выводов и результатов исследования;
2) Частно-лингвистические:
- Лингвокультурологический метод, обуславливающий связь языка и культуры народа;
- Социолингвистический метод, определяющий связь языка и общественных явлений.
Работа состоит из введения, обосновывающего актуальность работы, его цели, задачи и прочие структурные компоненты; теоретической главы, включающей обзор литературы и имеющихся методических разработок по теме исследования; практической главы с результатами научного исследования проблемы, выводов, списка использованной литературы, заключения и приложений.
Современные реалии ставят перед школьным образованием цель - воспитать успешного гражданина, владеющего необходимыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками. Для того чтобы выпускник школы мог свободно и быстро ориентироваться в развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, мог получать, использовать и создавать разнообразную информацию, а также принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков, необходимо менять модель образования.
В условиях информационного общества происходят изменения образовательного процесса. Эта образовательная парадигма предполагает активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности. Федеральный государственный образовательный стандарт призван обеспечить в образовании переход к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
Использование современных информационных технологий на уроках английского языка создает необходимые условия для развития творческого потенциала обучающихся и расширяет возможности углубленного языкового образования. Считаю актуальным использовать на уроках мультимедийные технологии, которые обеспечивают интерактивное взаимодействие пользователя с компьютером.
Специфика кoмпьютерa кaк средствa oбучения связага с тaкими его хaрaктеристиками: кoмплексность, универсальнoсть, интерактивнoсть.
Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным, творческим и личностно-ориентированным.
Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы, проводить различные игры, презентации. Применение ИКТ в процессе обучения английскому языку способствует интеллектуальному и творческому развитию учащихся.
Одним из важных умений при обучению иностранному языку является общение, следовательно, коммуникативная компетенция становится главной компетенцией в образовательном процессе. Такие цели обучения как воспитательная и развивающая происходит в процессе осуществления формирования коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция, включающая в себя речевую компетенцию, компенсаторную компетенцию, учебно-познавательную компетенцию, учитывает развитие навыков и умений, помогающих учащимся в межкультурном взаимодействии. Действительно актуально для нашего поколения - адекватно оценивать и воспринимать чужую культуру, сопоставлять со своей, а также уметь достигать взаимопонимания с представителями других стран.
Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет повысить качество обучения, успешно организовать речевую деятельность учащихся, а также сформировать высокий уровень мотивации, позволяющий повысить интерес учеников к познанию в связи с развитием собственной образовательной траектории, благодаря появлению неограниченных возможностей на информационных платформах. Кроме того, происходит развитие самостоятельности учащихся, так как педагог выступает не в качестве человека, обязанного следить за каждым выполненным заданием, а как наставник, лишь направляющий на правильный путь изучения иностранного языка.
Информационно-коммуникативные технологии на уроках иностранного языка выполняют различные функции. Вместе с тем, уроки с наличием в методическом плане учителя информационные технологии стоит проводить наряду с традиционными занятиями; компьютерная поддержка не должна закрывать собой весь учебный процесс, она должна являться одним из элементов обучения и использоваться только там, где это целесообразно.
Педагогические условия имеют следующее определение - качественные характеристики основных факторов образовательной среды, отражающих основные требования к организации образовательной деятельности. Целью выявления педагогических условий является планирование учебного процесса, который способствует адекватному определению факторов, влияющих на учебный процесс извне, а также на учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Таким образом, при соблюдении вышеприведенных принципов и условий обучения иностранным языкам в свете формирования коммуникативной компетенции можно повысить психологический комфорт учащихся на занятии, сообщая им знания, которые помогут в дальнейшем формировании разговорных навыков и успешном применении их на практике не только в стенах учебного заведения, но и в дальнейшей жизни, что является одной из главных целей обучения иностранным языкам.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа No132» Ново-Савиновского района города Казани (МБОУ «СОШ No132» Ново-Савиновского о г. Казани).
Объектом исследования являлись учащиеся 6 «А» и 6 «Б» классов как экспериментальная и контрольная группы.
В ходе исследования было установлено, что в рамках преподавания английского языка по школьной программе с использованием традиционных средств обучения не все учащиеся 6-х классов владеют высоким навыком иноязычной коммуникативной компетенции. В связи с этим, было принято решение о применение методики развития иноязычной компетенции на уроках английского языка с использованием ИКТ.
Кроме того, результаты констатирующего этапа исследования показали, что в среднем уровень иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 6 «А» класса и 6 «Б» класса одинаковы. Однако, стоит отметить, что после проведении ряда уроков при помощи информационных технологий анонимное анкетирование 6 «А» класса показало, что учащиеся легче стали понимать тексты, общаться друг с другом на иностранном языке, чем до проведения эксперимента.
Проведенный урок английского языка по предлагаемой методике в 6«А» классе, как экспериментальной группе, способствует формированию коммуникативных навыков на иностранном языке, тем самым, формирует устойчивые иноязычные компетенции, повышает эффективность знаний об иностранном языке и способствует обучению английскому языку.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что уровень иноязычной коммуникативной компетенции учеников 6 «А» класса превышает уровень 6 «Б» класса. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что методика коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка эффективна, что подтверждается положительными результатами диагностики на контрольном этапе.
В заключение хочу отметить, что использование современных информационных технологий является неотъемлемым элементом системы образования, повышает мотивацию учащихся к обучению иностранным языкам и облегчает работу учителя, делая образовательный процесс эстетическим, захватывающим и эффективным.
1. Артамонова Е.И. Компетентностный подход к формированию педагога в условиях модернизации образования // Воспитание школьника. - 2014. - №1. - С. 2-6
2. Архимандритова М. А. Ваш ребенок и его права. Закон и мораль. - М.: Библиотечка «Российской Газеты», 2016. - с. 160
3. Аюпова К.Е. О профессиональной компетентности педагогов школы // Современная школа Казахстана.- 2014.- № 1.- Б. 14-17
4. Байсбаев Е.А. Современные подходы к формированию ключевых компетентностей //опросы педагогики.-2015.-№2.-С.75-77
5. Байхонова С. З. Управление качеством образования на основе компетентностного подхода // Менеджмент в образовании. - 2013. - №4. - С. 260-265
6. Бауэр В. П. К вопросу о формировании профессиональной компетентности курсантов в педагогической теории и практике // Инновации в образовании. - 2012. - №8. - С. 4-11
7. Безрукова В. С. Педагогика. - М.: Феникс, 2013. - с. 384
8. Бекметова И. С. Формирование ключевых компетенций на занятиях социально-гуманитарного цикла // Профессионал Казахстана. - 2014. - №8.- С. 21
9. Блинов А. О. Самоориентированная компетентность как основа партнерства в обучении // Alma mater. - 2012. - № 5. - С. 11-15
10. Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся / Л.Р. Болотина // Начальная школа. - 2014. - №11. - С. 54-56
11. Бочарникова М. А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации // Начальная школа (журнал). - 2013. - №3. - С. 86-92
12. Бубнова Г. И. Компетентностный подход: методика оценивания речевой продукции / Г. И. Бубнова, И. В. Морозова // Вестник МГУ. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2015. - №2. - С. 112-120
13. Введенский В.Н. Регулятивная компетенция специалиста как проявление регулятивной функции психики личности // Инновации в образовании.- 2014.- №1.- С.127-136
14. Вербицкий А. А. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании / А. А. Вербицкий, О. Б. Ермакова //Педагогика. - 2013. - №2. - С. 12-18
15. Воскресенская А.А. Технология контроля и оценки результатов обучения иностранному языку на основе компетентностного подхода
(неязыковой вуз): дис канд. пед. наук: 13.00.01 / А.А. Воскресенская. -
Минск, 2016. - С. 11
16. Горский В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: Просвещение, 2013. - 112 с.
17. Готлиб Р. А. Компетентностный подход в современном языковом образовании // Инновации в образовании. - 2015. - №1. - С. 26-39
18. Григорьева Л. В,Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2013. - 224 с.
19. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М., 2014. - 253 с.
20. Джуринский А. И. История педагогики и образования. - М.: Владос- Пресс, 2013. - с. 400
21. Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В. Информационная компетентность педагога как условие организации компьютерного обучения детей / Т.В.Калинина , Ю.А. Дмитриев // Управление ДОУ.-2014.- № 6.- С. 56
22. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. - СПб.: ИМАТОН, 2013. - с. 224
23. Еремина И.И., Садыкова А.Г. Анализ результатов экспериментальной проверки диагностической программы развития информационно-коммуникационной компетенции студентов / А.Г.Садыкова, И.И. Еремина // Высшее образование сегодня.- 2014.- №1.- С.54-60
24. Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей. - М.: Дашков и Ко, 2015. - с. 224
25. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Психология и педагогика обучения школьников. - М.: Мозайка-Синтез, 2013. - с. 264
26. Краткий курс по педагогике: учеб. пособие.- М.: Окей-книга, 2013. - с. 128
27. Лукацкий М. А. Педагогическая наука. История и современность. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - с. 448
28. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2013. - с. 224
29. Нигай Л. С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка / Л. С. Нигай // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - С. 117-119
30. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2015. - 203 с
31. Подласый И. П. Педагогика. - М.: Юрайт, 2014. - с. 576
32. Подласый И. П. Педагогика. Теоретическая педагогика и практическая педагогика (2 книги). - М.: Юрайт, 2013. - с. 1576
33. Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования. Сборник статей. под ред. Делия В. Г. - М.: Де-По, 2016. - с. 292
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2013. - 345 с.
35. Сергеева В. П. Теоретические основы воспитания. - М.: Академия,
2014. - с. 272
36. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. - М.: Академия, 2013. - с. 496
37. Татарченкова С. Проблемы качества образования и их решения в образовательном учреждении. - М.: КАРО, 2013. - с. 120
38. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2013. - № 2. - С. 5864
39. Целевич Т. И., Белобородова Е. А. Теория и практика психосоциальной работы. - М.: Форум, 2013. - с. 352
40. Шалашова М. М. Компетентностный подход: проблемы и перспективы // Химия в школе. - 2015. - №3. - С. 4-9
41. Шемет О. В. Пространственная организация компетентностно ориентированного образовательного процесса в вузе // Педагогика. - 2010. - №6. - С. 40-44
42. Шмигирилова И. Б. Школьное образование в контексте
компетентностного подхода // Педагогика. - 2013. - №1. - С. 49-53
43. Шоканова Л. Ш. От компетентностного управления к новым
образовательным результатам // Творческая педагогика. - 2014. - №2. - С. 28-33
44. Якушина В.Я. ИКТ-компетентность: что нужно знать и уметь учителю // Народное образование.-2013.-№1.-С.184-188